Что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные 4 класс
Имя существительное
Имена существительные — это слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопрос кто? или что?
Предметы — это общее название всех вещей, растений, названий, животных, людей, явлений природы и так далее. Все предметы, так же, как и имена существительные, отвечают на вопрос кто? или что? Например:
комар, стол, врач, дом.
Для связи с другими словами у имён существительных изменяются окончания, например:
лежит ручк а, нет ручк и, ищу ручк у, рассказываю о ручк е.
Начальная форма имени существительного — это имя существительное в форме единственного числа в именительном падеже. Например:
дерево, чемодан, ложка — существительные в начальной форме.
Собственные и нарицательные имена
Имена существительные делятся на нарицательные и собственные. Нарицательные имена — это существительные, называющие однородные предметы, например:
город, собака, мальчик.
Собственные имена — это существительные, обозначающие индивидуальные названия, выделяющие предмет из группы однородных, например:
Москва, Дружок, Пётр.
Все собственные имена пишутся с большой буквы.
Одушевлённые и неодушевлённые существительные
Все существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые. К одушевлённым относятся существительные, обозначающие людей и животных. Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? Например:
( кто?) комар, слон, врач, Женя.
К неодушевлённым относятся существительные, обозначающие всё, кроме людей и животных: вещи, явления, чувства и так далее. Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что? Например:
( что?) чашка, стол, грусть, отъезд.
Синтаксическая роль
Имена существительные могут быть как главными (подлежащее), так и второстепенными (дополнение и обстоятельство) членами предложения. Существительные в форме именительного падежа выполняют роль подлежащего. Например:
На столе стояла лампа.
Медвежата дружно следовали за мамой.
Имена существительные в форме косвенных падежей (всех падежей кроме именительного) являются второстепенными членами предложения: или дополнениями, или обстоятельствами. Например:
Осенью грибники собирают в лесу грибы.
Разряды существительных
Существительные, в зависимости от того, что они выражают, делятся на конкретные, отвлечённые, вещественные и собирательные.
Конкретные существительные называют конкретные предметы, которые можно посчитать. Большинство из них имеют форму единственного и множественного числа:
Исключением являются слова, имеющие только форму множественного числа:
сливки, кле́щи, вилы и так далее.
Отвлечённые существительные называют не конкретные предметы, а отвлечённые понятия, связанные с чувствами, состояниями, явлениями и не поддающиеся счёту:
радость, покой, любовь, страх, счастье.
Вещественные существительные называют различные вещества:
нефть, соль, масло, кислород.
Собирательные существительные обозначают множество однородных предметов как единое целое:
Одушевленные и неодушевленные имена существительные. 4-й класс
Класс: 4
Оборудование: карточки со словарными словами, карточки для проведения игры «Поединок знатоков», карточки и бланки тестирования, словарь русского языка С.И.Ожегова, учебник «Русский язык 4 класс» первая часть Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой, рабочая тетрадь, тетрадь по чистописанию.
1. Организационный момент. Целевая установка
Дети:
Каждый день, всегда, везде:
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим!
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим исследования по теме «Имена существительные». 12 октября 1492 года Христофор Колумб открыл Америку. Я желаю вам сделать свои открытия на уроке в области «Одушевлённые и неодушевлённые имёна существительные» (открывается тема урока на доске).
2. Минутка чистописания в тетради по чистописанию стр.16.
3. Актуализация знаний обучающихся по теме «Число имён существительных».
Игра «Поединок знатоков»
Вызываются два ученика. Один получает карточку с существительными в форме единственного числа, другой – с существительными в форме множественного числа.
Первый ученик читает существительные в единственном числе, а второй изменяет число и называет это же существительное во множественном числе.
Затем второй ученик читает существительные во множественном числе, а первый называет форму единственного числа. Остальные ученики оценивают работу знатоков.
Карточка 1. Крыло, звено, клин, утёнок, мышонок, перо, лист, друг, колос, щенок.
Карточка 2. Стулья, жеребята, братья, дни, сыновья, цыплята, крылья, соседи, листья, животные.
– Всегда ли имена существительные изменяются по числам?
– Приведите примеры имён существительных, которые употребляются только в форме единственного числа.
– Какие вы знаете имена существительные, которые употребляются только во множественном числе?
4. Введение в тему. Словарная работа
Прочитайте слова на доске:
Багаж, гроза, председатель, белизна, ходьба, дуб, растение, экскурсия, горизонт, пассажир, космонавт.
– На какие две группы можно разделить эти слова? (Одушевлённые и неодушевлённые)
– Когда говорят, что имя существительное – одушевлённое?
– А когда: имя существительное – неодушевлённое?
– Запишите слова в два столбика.
– Первое слово в этом задании – это словарное слово. Поставьте ударение, отметьте безударную гласную. (Здесь и далее выставляются карточки со словарными словами)
Здесь есть ещё слова из словаря, написание которых нужно запомнить. Узнайте их.
А. Коллективная поездка куда-либо, коллективное посещение музея, выставки, какого-либо достопримечательного места с целью ознакомления с чем-либо, изучения чего-либо. (Экскурсия)
– Отметьте орфограмму.
– Подберите однокоренные слова: экскурсант (запишем в нужный столбик), экскурсантка. Экскурсантский, экскурсионный.
Б. Человек, который совершает поездку на пароходе, поезде или ином виде транспорта. (Пассажир)
– Находим слово, отмечаем орфограммы, подбираем однокоренные слова: пассажирка (запишем в нужный столбик), пассажирский.
В. Откройте «Словарь русского языка» С.И.Ожегова стр.579 и познакомьтесь со значением слова председатель. (Отмечаем орфограммы)
Г. Узнайте слово по его синонимам. На доске этого слова нет. Синонимы: странствие, странствование, турне. (Путешествие)
– В какой столбик запишем слово? Поставьте ударение, отметьте безударные гласные.
– Подберите однокоренное слово так, чтобы мы могли записать его в другой столбик. (Путешественник)
Д. Отгадайте загадки и узнайте ещё слова:
Он и летом и зимой –
Между небом и землёй.
Хоть всю жизнь к нему иди –
Он всё будет впереди. (Горизонт) (Отмечаем орфограммы)
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт) (Отмечаем орфограммы)
Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит …(автомобиль) (Записываем слово, отмечаем орфограммы)
– Подведите итог. Какие бывают имена существительные? (Одушевлённые и неодушевлённые)
– Это тема нашего урока.
5. Работа по теме урока.
Упражнение 14 стр.71.
Начерти таблицу и запиши в неё имена существительные, вставляя пропущенные буквы.
ср.р.
6. Физкультминутка
Гимнастика для глаз «Рисование носом»
Посмотреть на табличку и запомнить буквы:
Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос
стал таким длинным, что достаёт до таблички. Написать носом буквы. Открыть глаза, посмотреть на табличку.
– Что могут обозначать написанные буквы на сегодняшнем уроке? (Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные).
Упражнение для снятия общего утомления «Лягушки»
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано просыпались, умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
7. Закрепление темы
а) Орфографическая работа. Упр.15, стр.72.
– Объясните правописание пропущенных и помещённых в скобках орфограмм.
б) Самостоятельная работа детей.
– Спишите текст. Определите род и число выделенных существительных.
в) Работа с пословицами упр.16, стр.72. Выполняют по вариантам.
– Составьте и запишите из каждой пары предложений сложное предложение с союзом а или без союза.
8. Подведение итогов урока
– Что называется именем существительным?
– Как изменяется имя существительное?
– Какое открытие вы сделали на уроке?
А1. Какое имя существительное изменяется по числам?
А2. Найди одушевлённое имя существительное.
1) (шелест) листвы
2) (трели) соловья
3) (шум) дождя
4) (удары) волн
В1. Впиши название части речи выделенного слова.
Ведро дало течь,
и вода стала течь.
9. Домашнее задание
Напишите рассказ на тему «Зимний лес», используя одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Литература:
1. Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.:Айрис-пресс, 2007. – 128с.
2. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык 4 класс, учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. – М.: Просвещение, 2010.
3. Кутявина С.В. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е: 4 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 368с.
4. Литвинова Е.А., Растегаева О.Д. Сборник тестовых заданий. Русский язык 4 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 96с.
Урок русского языка в 4 классе «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 г. ТАЙШЕТА
«Развитие личности обучающихся на основе
усвоения универсальных учебных действий, ориентации
на результаты образования как систематизирующий комплект стандарта»
Урок русского языка в 4 классе
Учитель: Иванова Наталья Ивановна.
Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Цель: Формирование компетенций:
а) познавательные: учить ставить цель в изучении темы урока, контролировать ход выполнения заданий; учить давать самооценку своей познавательной деятельности; формировать знания об именах существительных как части речи, в том числе и одушевленных и неодушевленных;
б) регулятивные: учить ставить задачу, определять цель и стремиться к ее реализации;
в) коммуникативные: учить владеть способами взаимодействия с одноклассниками, учителем, уметь задать вопрос, корректно вести диалог; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
г) личностные: учить соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами.
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы работы:
— фронтальная, индивидуальная и работа в парах; самостоятельная работа, творческая работа;
— постановка проблемы и разрешение её.
I Оргмомент. Приветствуем гостей. Желаю вам успешно справиться со всеми заданиями и получить удовольствие от работы.
II Целевая установка.
— Прочитайте пословицу. Объясните смысл.
Капля камень точит.
— Назовите тему урока и сформулируйте цели урока.
— Как можно связать смысл пословицы с темой и целями урока?
— Записать пословицу правильно, разобрать по членам предложения.
— Каких частей речи больше в предложении? (сущ.). Докажи.
— Что же такое существительное? (часть речи …)
III Введение в тему. Актуализация.
а) По звуковому составу узнать слова и записать их в буквенном варианте.
Проверка написания по карточкам.
— Какое слово не проверили?
— Как можете это сделать самостоятельно? (по словарю)
— Что запоминаем? Проговорить. Проверить и запомнить.
— Что означает слово?
От латинского excursion – поездка.
Коллективное помещение музея, выставки, т.п. с целью ознакомления с чем-либо.
Показ, объяснение в ходе такого посещения.
Группа лиц, совершающих такую поездку.
— А где бы вы могли найти значение слова? (в толковом словаре, энциклопедии)
IY Работа по теме урока.
— По какому принципу подобраны слова?
— В каком слове спряталась другая орфограмма?
— На какие группы можно разбить слова? (по родам; одушевленные-неодушевленные)
Особый случай «конструктор»!
— Что обозначают имена существительные неодушевленные? Одушевленные?
б) Измените неодушевленные существительные так, чтобы они стали одушевленными?
Записать: газетчик, барабанщик, машинист, экскурсант, экскурсовод.
— Какие слова получились?
— В форме какого числа? Рода?
— Как они называются по отношению к ранее записанным? (однокоренными). Почему?
— Какая часть слова помогла образовать одушевленные существительные? (суффикс)
в) А вот посмотрите, Настя разобрала слова по составу. Какая это часть речи? Все ли слова Вы знаете?
— Как еще могут образоваться слова? (при помощи приставки)
— На что указывает приставка со? (вместе)
— Что общего? (одушевленные)
Заочная экскурсия в природу. (по картине)
— Посмотрите на картину. Какая пора осени изображена? (золотая осень)
— Какое настроение рождает эта картина?
— Что рождает это настроение? (лес, растения, краски и т.д.)
— Что общего? (одушевленные)
Работа по карточкам.
Определи, какое это существительное и поставь знак «+».
Проверка наложением пленки. Если знаки «+» совпали, значит работа выполнена правильно.
Сделайте вывод: когда говорят – имена существительные одушевленные, а когда – неодушевленные?
Раз, два, три четыре, пять
Можем мы луну достать.
Шесть, семь, восемь, девять, десять
И пониже перевесить.
Десять, девять, восемь, семь
Чтоб она светила всем.
YI Работа над пройденным материалом.
С. 73 у. 16. Работа по учебнику.
Прочитать, устно разобрать по членам предложения.
— Какой частью речи выражено каждое сказуемое?
Обратите внимание, какой знак препинания ставится перед сказуемым, если оно выражено существительным?
Составить и записать из каждой пары предложений сложное предложение с союзом а или без. (двое у доски с обратной стороны)
I в. – 2 ое предложение
II в. – 3 е предложение
Дополнительно: по карточкам в зависимости от уровня способностей (приложение № 1, № 2).
Проверка с доски. Объяснить расстановку знаков препинания.
Творческое задание. (в парах)
Дописать свое предложение 2-3 новыми предложениями так, чтобы получился текст – совет, наставление, пожелание.
Чтение и обсуждение 2-3 х текстов.
— Что называется именем существительным?
— Когда мы говорим имя существительное одушевленное, а когда – неодушевленное?
— Как изменяются имена существительные?
— Кто открыл для себя что-то важное?
YIII Домашнее задание. 1 гр. – с. 73, у. 17; 2 гр. – с. 72, у. 15.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДA-035932
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по русскому языку «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Новофирсовская основная общеобразовательная школа»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Учитель начальных классов
Третьякова Марина Борисовна
Учебный предмет: русский язык
Автор учебника: Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е.
Тема учебного занятия: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Тип учебного занятия: актуализация знаний и умений (урок повторения)
формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных по вопросам и лексическому значению слов
— создать условия для умения определять одушевленные и неодушевленные имена существительные; для построения способа различения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.
— развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание, память, умение анализировать и сравнивать, делать выводы, обогащать словарный запас; развивать познавательную активность путем создания проблемных ситуаций.
— воспитывать любовь и интерес к русскому языку, желание учиться и делать открытия, умение работать в парах, в группах, умение слушать других.
Обучающийся получит возможность научиться:
— распределять имена существительные на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов;
— строить предложения с именами существительными одушевлёнными и неодушевлёнными.
развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение
формировать умение осознавать и формулировать проблему
развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока
контролировать и оценивать свою деятельность на уроке
развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения;
формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
формирование положительного отношения к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, содействовать развитию у учащихся осознания практической и личностной значимости изучаемого учебного материала.
Тип учебного занятия: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала
1) общеклассное – компьютер, проектор, экран, презентация, карточки со словами;
2) для каждого ученика – рабочая тетрадь, учебные принадлежности, карточки для самостоятельной работы, сигнальные карточки.
Технологическая карта учебного занятия
Универсальные учебные действия
1.Организационный (психологический настрой)
Цель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе
— Я желаю вам сегодня хорошо поработать, узнать для себя что-то новое. Будем работать дружно, вместе выполнять задания.
-Тихо садимся, проверяем свою посадку.
Эпиграфом к уроку предлагаю слова узбекского поэта Сабира Абдуллы:
Учите русский годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом
Вас ждёт великая награда,
-Как понимаете смысл четверостишия?
-О какой награде говорит автор?
( О знание русского языка)
-Почему каждому из нас необходимо знать русский язык?
-Я уверена, что каждый сегодня получит новые знания, а это и будет нашей главной наградой.
Организация учащихся, включение в деловой ритм.
Подготовка к восприятию нового материала.
регулятивные: организовывать свою деятельность
коммуникативные: развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения;
личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания.
2. Актуализация знаний
Цель: подготовка к восприятию материала
-Посмотрите внимательно на слова. Что это за слова? Как вы думаете, что нужно сделать?
М.дведь, б.рёза, т.релка, в.р.бей, учит.ль, яг.да.
-Зачем мы выполняли это задание?
— Что объединяет эти слова? (Имена существительные). Докажите.
— Разделите их на 2 группы.
— По какому признаку вы разделили эти слова? (Слова, которые отвечают на вопрос кто?, и слова, которые отвечают на вопрос что?)
— Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? (Одушевлённые имена существительные.)
— Как называются слова, отвечающие на вопрос что? (Неодушевлённые имена существительные.)
Актуализация знаний учащихся: определение уровня знаний. Мотивирование учащихся на решение учебных задач.
Подведение к озвучиванию темы урока.
Выполнение задания, фиксация знаний и незнаний, затруднений.
Классификация слов по определенному признаку.
регулятивные: обнаруживать и исправлять ошибки;
коммуникативные: развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения,
3. Постановка цели и формулирование темы урока
Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств реализации
Цель: создать условия для различения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных
— Кто может сформулировать тему нашего урока?
(Одушевленные и неодушевленные имена существительные)
-Какую цель вы поставите перед собой? (различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
— Как мы это будем делать? (выполнять задания)
— Я приготовила вам задания, которые помогут совершенствовать ваше умение различать одушевлённые и неодушевлённые предметы, помогут развить память, внимание, мышление.
1. Расшифруй слова. Задание в паре.
— Даны цепочки слов, у каждого слова вам необходимо выделить первые слоги, из них составить новое слово. (на доске)
Получившиеся слова, записанные на карточках, фиксируются на доске.
гитара, мышка, роза, собака, колесо, синица
— На какие две группы можно разделить эти слова?
— Алина, записывает одушевлённые существительные, а Егор записывает неодушевлённые существительные.
(Работа выполняется самостоятельно)
— Какие слова выписала Алина? Почему?
— Какие слова выписал Егор? Почему?
— А теперь давайте посмотрим как с этим заданием справилась ученица 4 класса.
— Слова мышка и роза записаны в 1 и во 2 столбиках.
— Как вы думаете, почему?
— Ученица сомневалась, не знала куда записать
— В первом столбике, какое значение имеет слово мышка? А во втором?
(в 1 столбике – девочка Роза, а во втором – цветок роза) Вывод: …….
Сделаем общий вывод: …..
— От чего это зависит? (от лексического значения слова в предложении)
— Как называются такие слова? (многозначные)
— А кто-нибудь из вас может еще привести примеры таких слов?
Итак, на какие две группы мы можем разделить имена существительные, в зависимости от вопроса?
( Одушевлённые и неодушевлённые)
— Что относится к одушевлённым именам существительным?
— Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
( неживые предметы, растения, явления окружающего мира)
— Сформулируйте правило: что такое имена одушевлённые и неодушевлённые.
— По каким признакам вы можете определить одушевлённость/неодушевлённость имён существительных?
( по вопросу и по лексическому значению слова)
— Составьте предложения, в которых слова мышка, роза будут иметь разное лексическое значение и запишите в тетрадь. Работа проводится по вариантам.
1 в. – мышка – одушевленное
2 в. – мышка – неодушевленное
1 в. – роза – одушевленное
2 в. – роза – неодушевленное
— Проверим несколько предложений (сначала – взаимопроверка, а потом – вместе). Оцените свою работу
Организация учащихся на изучение нового материала; построение проекта выхода из затруднений.
Создание проблемной ситуации.
Уточнение темы урока.
Создание проблемной ситуации.
Самостоятельная работа по вариантам
Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с одушевленными и неодушевленными именами существительными.
познавательные: умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей; обнаруживать и исправлять ошибки.
коммуникативные: развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Цель: снять общее напряжение, смена деятельности
— А теперь я предлагаю немного отдохнуть.
— Сейчас будут звучать слова, обозначающие предметы, услышав слово, отвечающее на вопрос кто? вы хлопаете в ладоши, если услышите слово, отвечающее на вопрос что? делаете два прыжка.
Окно, узор, снегирь, сугроб, олень, санки, красивый, воробей, шуба, валенки, водитель, ласточка, стакан, Мурка, морж, льдина, тюлень.
Организация отдыха детей
6. Закрепление изученного материала
Цель: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.
— Отгадайте загадки. Запишите в два столбика. В первый столбик одушевленные имена сущ., а во второй неодушевленные имена сущ.
1.Сидит дед, в сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает.
2.Хоть имеет много ножек,
Всё равно бежать не может.
Вдоль по листику ползёт,
Бедный листик весь сгрызёт. (гусеница)
3.Снег идет, и ветер свищет.
А малютка пищу ищет.
Ты всегда его жалей –
5. Не снег, а белое всегда.
Хоть и течёт, а не вода.
Оно бывает и парным.
-Какие слова вы записали?
2. Самостоятельная работа (разноуровневое задание)
-А теперь предлагается вам последнее задание, при помощи которого я смогу проверить насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока.
— У вас на столах карточки двух цветов, вам необходимо выбрать задание по силам.
Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).
Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор.
Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем, задав вопрос, сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).
Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, доч(?)ка, ч…йник, Олен…ка, птен(?)чик, д…рога, п…нал, с…ница, ч…йник, к…тенок.
(Проверка карточек осуществляется после урока).
Организация учащихся на закрепление нового материала.
познавательные: умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей; обнаруживать и исправлять ошибки.
коммуникативные: развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности.
7. Разминка для глаз.
Цель: снять напряжение с глаз
Организует отдых детей
Выполняют упражнения для глаз
8. Обобщение и систематизация знаний.
Цель: обобщение и закрепление полученных знаний посредством метода словесной передачи и слухового восприятия информации.
Возьмите сигнальные карточки. Я буду читать высказывание, если оно истинное, то покажите зелёный цвет, если высказывание ложное, то красный цвет.
Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают признаки предметов. (красный цвет – ложное высказывание, обозначают предметы)
Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными. (зелёный цвет – истинное высказывание)
Слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевлёнными существительными (зелёный цвет – истинное высказывание).
Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? (красный цвет – ложное высказывание, отвечают на вопрос что?)
В русском языке существуют слова, которые могут отвечать одновременно на вопросы кто? и что? (зелёный цвет – истинное высказывание). Приведите примеры таких слов.
Такие слова называются антонимами (красный цвет – ложное высказывание, многозначные слова, антонимы – слова с противоположным значением)
Организация деятельности по применению новых знаний.
Самостоятельная работа. Осуществление самопроверки.
познавательные: умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные
9. Домашнее задание (по выбору).
Цель: создание условий для активизации познавательной деятельности через внеурочное творческое задание.
(По цвету на карточках)
1) напишите сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных;
2) нарисуйте одушевленные и неодушевленные имена существительные;
3) подобрать и записать как можно больше одушевлённых и неодушевлённых существительных на тему «Школа»
Предлагает выбрать домашнее задание по своим силам
Осуществляют выбор домашнего задания
регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать результаты своей работы
10.Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: оценивание результатов собственной деятельности
Вернемся к тем целям, которые мы ставили в начале урока (обращаясь к таблице)
— Как вы считаете, смогли мы их достичь? Каким образом?
— Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?
— Поставьте вопросительный знак возле того задания, которое вызвало у вас затруднение.
— Поставьте восклицательный знак возле того задания, которое вам понравилось.
-Оцените свою работу на уроке смайликом (1 из 3-х) на «Лестнице успеха»: все понятно, были затруднения, плохо разобрался в теме.
-Работу по карточкам я обязательно оценю, и результаты скажу завтра.
Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.
регулятивные: оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей.
коммуникативные: развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1481173
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.