Что такое оффшорный сбор
Как работают офшоры в 2020 году
Десять лет назад офшоры использовали, чтобы заплатить меньше налогов и вывести деньги из России. Обычно делали так: создавали промежуточную компанию на Кипре и переводили туда дивиденды по льготной налоговой ставке.
Сегодня за такими схемами следят налоговая, Минфин, банки, Росфинмониторинг, Центробанк, власти других стран. Офшоры в привычном формате больше не работают, но теперь их используют с другими целями.
Офшоры стало сложнее использовать
Юрисдикция — это территория, на которой действуют законы одной страны. Это не только фактическая территория государства, но и любые другие территории, на которых признают эти законы
Обычно офшорами называют юрисдикции, в которых действуют особые условия для иностранного бизнеса: невысокие или нулевые налоги, нет отчетности, можно проводить любые сделки. Схемы с офшорами были распространены десять лет назад, когда не было никакого контроля со стороны государств.
Российская компания открыла офшорную компанию на Кипре, выплачивала ей дивиденды и проценты по займам, которые оформила у нее. По соглашению об избежании двойного налогообложения налог на дивиденды был 5% вместо 15% в России, на проценты по займам — 0%. Так компания легально выводила деньги за пределы страны. При этом в России она оформляла выплаты процентов как расходы и тем самым уменьшала налоговую базу и платила меньше налогов.
Судебное дело Северстали — в базе судебных и нормативных актов
Сегодня подобные схемы уже не работают. Всё изменилось пять лет назад, когда налоговая смогла доказать в суде в деле компании «Северсталь», что льготные ставки не могут применяться просто так — формального права на это недостаточно. Так возникла концепция фактического получателя дохода: чтобы пользоваться льготами по соглашению об избежании двойного налогообложения, нужно экономически обосновать право на это.
Компания выводит деньги на Кипр и дальше переводит их в офшорную фирму с номинальными акционерами и директором на Британские Виргинские острова. Налог на дивиденды у кипрской компании — 5%, а если деньги сразу переводить на Виргинские острова, будет 15%. Но фактическим получателем дохода является компания на Виргинских островах, а значит, ставка налога должна быть 15%.
Концепция фактического получателя дохода позволила налоговой оспаривать применение льготной ставки, а компании, которые пользовались этой схемой, были вынуждены доплатить недостающие налоги, пени и штрафы.
Компания «Акрон» вывела 1,7 млрд рублей через офшоры
Российская компания «Акрон» — крупнейший в мире производитель минеральных удобрений — подала судебный иск против налоговой.
Во время выездной проверки за 2015—2016 годы налоговая посчитала, что компания злоупотребляет льготами и должна доплатить налогов на 1,7 млрд рублей. Акрон попытался оспорить решение налоговой, но в июне 2020 года суд иск отклонил. По мнению суда компания незаконно выводила деньги. Вот что известно по этому делу:
В 2015—2016 годах Акрон выплатил дивидендов на сумму в 11,8 млрд рублей компаниям на Кипре и в Люксембурге. По соглашению об избежании двойного налогообложения Акрон посчитал налог по ставке 5% вместо 15%. После этого компании в Люксембурге приобрели акции Акрона у компаний на Кипре с отсрочкой платежа в девять лет.
Суд выяснил, что учредители кипрских компаний были номинальными, а люксембургские компании оформили одним днем незадолго до выплаты дивидендов. Фактическими же руководителями были фирмы, которые контролирует Акрон.
Также суд отметил, что часть дивидендов кипрских компаний были перечислены на Британские Виргинские острова. Их потратили на произведения искусства.
За перемещением денег между странами стали следить
Против использования офшоров с целью уйти от налогов или вывести капитал выступает не только российская налоговая, но и власти разных стран. Так, в 2016 году представители 71 страны подписали многостороннюю конвенцию против вывода прибыли из-под налогообложения:
Эта конвенция борется со злоупотреблением соглашениями о двойном налогообложении. Цель конвенции — пресечь ситуации, когда компании перемещают деньги между странами, чтобы полностью или частично уйти от налогов.
Это не формальное соглашение, а рабочий документ, в котором описали, как конкретно будут с этим бороться. Например, теперь международные холдинги не могут преследовать в качестве основной цели получение налоговой выгоды. С этой формулировкой налоговые органы получили право оспаривать любые сделки и лишать компании льготных ставок, если заметят попытки заплатить меньше налогов.
Также по конвенции у иностранных компаний должно быть экономическое и фактическое присутствие: офис, сотрудники, операционные расходы. При этом всё должно соответствовать масштабам деятельности. Налоговая и банки заметят, если у холдинга с оборотом в 40 миллионов долларов офис в пятнадцать метров, один секретарь на полставки, а директора никто не видел.
Офшорные компании к этому оказались не готовы, поэтому российский бизнес вынужден отказаться от них.
Компания «КСА дойтаг дриллинг» смогла доказать законность выплат в офшоры
Компания «КСА дойтаг дриллинг», которая занимается бурением нефтегазовых скважин, проходила проверку налоговой по Сахалинской области. Налоговая заметила, что в 2014 году КСА дойтаг дриллинг перечислила кипрской компании KCA Deutag Holdings Ltd почти всю прибыль, при этом заплатила налог на дивиденды по льготной ставке 5%.
Налоговая решила, что компания на Кипре техническая, создана для вывода денег и ухода от налогов. Фактическим получателем дохода была компания KCA European Holdings Ltd в Великобритании, а по соглашению об избежании двойного налогообложения с Великобританией ставка налога должна быть не 5%, а 10%. Поэтому налоговая потребовала доплатить 40 млн рублей.
КСА дойтаг дриллинг обратилась в суд и выиграла дело. Компания смогла доказать, что кипрская фирма настоящая, много лет ведет предпринимательскую деятельность, владеет разными активами. А перевод на счет в Великобритании был вынужденным из-за финансового кризиса на Кипре — тогда повсеместно замораживали банковские счета.
Суды редко встают на сторону бизнеса в вопросах офшоров, и это дело в конце 2019 года стало первым за несколько лет, когда суд не поддержал налоговую.
Банки отказываются от работы с офшорами
В последние годы изменилось отношение банков к работе с офшорными компаниями и территориями.
Если раньше они пропускали любые платежи, то сейчас появились определенные критерии безопасности. Например, чтобы предпринимателю открыть счет в иностранном банке, нужно объяснить, откуда капитал. Банки проверят происхождение денег и реальный ли у человека бизнес.
Часто бывает, что деньги легальные, но возникли из ниоткуда: у предпринимателя не было активов, а вдруг многомиллионный счет. Банк имеет право спросить, как человек вышел на уровень, когда может совершать многомиллионные сделки.
Чтобы предпринимателю открыть счет в иностранном банке, нужно объяснить, откуда капитал
Европейские и американские банки избегают работать с техническими офшорными компаниями, чтобы не стать соучастниками ухода от налогов. Российские банки также опасаются проблем с Центробанком, ведь за нарушения могут отозвать лицензию или оштрафовать, и вносят в черный список операции с известными офшорными территориями.
Еще у российских банков есть полномочия детально разбираться с каждой международной сделкой: предприниматели должны объяснять, зачем они ее совершают и почему эта сделка разумна. Не получится сказать, что просто так решил, — нужно дать банку экономическое обоснование. Если банк его не получит или засомневается, что сделка необходима, он не пропустит операцию.
Помогают купить гражданство и вывести капитал
Если раньше любой предприниматель мог открыть офшорную компанию, работать через нее по всему миру, переводить куда угодно деньги, то сейчас так не получится. По опыту, такого формата офшоров больше нет, и в ближайшие десятилетия он снова не заработает.
Все эти схемы ориентированы на личную безопасность и сохранность капитала: если у предпринимателя возникнут проблемы в России, он сможет переехать в другую страну как ее гражданин и сохранить заработанные деньги.
Обеспечивают личную безопасность
Сегодня иностранные юрисдикции используют больше как гарант собственной безопасности и безопасности капитала, чем способ уйти от налогов.
Всё это нужно предпринимателям с капиталом в три—четыре миллиона долларов и больше. Они обращаются в агентства, которые помогают разобраться с этим: предлагают легальные способы обеспечить безопасность денег и личную безопасность, помогают снизить налоги, находят удобные для этого страны.
Если раньше список офшорных зон состоял из десятка стран, то сейчас он не работает. Нужно смотреть на страны, которые лояльны к российскому капиталу, уважают частную собственность и смогут обеспечить безопасность капитала. Это Великобритания, Швейцария и Люксембург.
Считается, что бизнес в России чаще преследуется со стороны властей, а российские банки — не самое надежное место для хранения капитала, потому что на них сильнее влияет государство, чем на банки в Европе или Азии. В России банки вынуждены согласовывать многие сделки с Росфинмониторингом, в Европе банки могут принимать решения сами и зачастую готовы помогать клиенту с хорошим капиталом.
По опыту, в европейских странах важна защита прав собственности, когда как в России всё еще происходят рейдерские захваты или бизнес подвергается необоснованным преследованиям со стороны правоохранительных органов.
Как рейдеры захватывают компании
Даем кассу в рассрочку для легкого старта!
Всего от 2500р в месяц, встроенный эквайринг с комиссией от 1,35%
Оффшорный сбор: особенности исчисления и уплаты
В настоящее время многие страны ведут борьбу с сокрытием доходов, подлежащих налогообложению. Одним из инструментов противодействия укрывательству от налогов является использование оффшорного сбора.
Порядок исчисления и уплаты оффшорного сбора регулируется Налоговым кодексом (далее – НК). Согласно ст. 8 НК оффшорный сбор относится к республиканским налогам, сборам (пошлинам). Следует отметить, что обязанность уплачивать оффшорный сбор действует и в отношении организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, и резидентов свободных экономических зон, а также осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории средних, малых городских поселений, сельской местности (п. 3 ст. 286, п. 1 ст. 327 НК, подп. 1.1 п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 0 7.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» ).
Оффшорными зонами являются государства (территории), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях. Перечень оффшорных зон определен Указом Президента Республики Беларусь от 25.05.2006 № 353.
Важно отметить, что оффшорный сбор уплачивается не только в случае перечисления денежных средств резидентом Республики Беларусь нерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне (ст. 232 НК), а т акже обязанность уплачивать оффшорный сбор возникает:
— при исполнении обязательства в неденежной форме перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне, кроме случаев исполнения нерезидентом Республики Беларусь встречного обязательства путем перечисления на счет резидента Республики Беларусь денежных средств;
— при переходе в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент Республики Беларусь и нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный в оффшорной зоне.
Белорусская организация приобретает услуги у иностранной компании, не зарегистрированной в оффшорной зоне. Согласно условиям договора белорусская организация перечисляет денежные средства на счет, открытый в оффшорной зоне. Несмотря на то что иностранная организация не является резидентом оффшорной зоны, обязанность белорусской организации уплатить оффшорный сбор возникает по причине перечисления денежных средств на счет, открытый в оффшорной зоне.
Белорусская организация имеет задолженность за поставленные товары перед иностранной компанией, зарегистрированной в оффшорной зоне. Обязательство белорусской организации по оплате товара было заменено на обязательство по оказанию услуг (соглашение о новации). Поскольку обязательство перед резидентом оффшорной зоны исполняется в неденежной форме, белорусская организация обязана уплатить оффшорный сбор.
Белорусская организация арендует на территории Республики Беларусь склад, принадлежащий иностранной организации, зарегистрированной в оффшорной зоне. Иностранная организация (арендодатель) уступила право требования причитающейся ей суммы арендной платы другой иностранной организации, не зарегистрированной в оффшорной зоне. С момента уступки права требования у белорусской организации возникает обязанность уплатить оффшорный сбор.
Законодательством установлены случаи освобождения от исчисления оффшорного сбора. В частности, сбор не взимается при перечислении денежных средств:
— государственными органами и государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в соответствии с обязательствами Республики Беларусь перед международными организациями, по межгосударственным и межправительственным договорам;
— в целях возврата резидентами Республики Беларусь денежных средств, полученных от нерезидентов Республики Беларусь в качестве кредитов и займов, процентов за пользование ими, а также ранее полученных от нерезидентов Республики Беларусь денежных средств по иным основаниям в соответствии с законодательством Республики Беларусь или договором;
— по договорам морской перевозки грузов и по договорам транспортной экспедиции при организации международных перевозок грузов морским транспортом;
— в иных случаях по решению Президента Республики Беларусь (п. 1 ст. 233 НК).
Белорусская организация заключила договор на поставку продукции иностранной организации, зарегистрированной в оффшорной зоне. Белорусская организация получила предоплату, но поставить продукцию не смогла. В связи с невозможностью исполнения договора стороны пришли к соглашению о возврате ранее перечисленной суммы предоплаты. Возврат белорусской организацией предоплаты, ранее поступившей от иностранной организации, зарегистрированной в оффшорной зоне, не требует уплаты оффшорного сбора.
Иностранная компания, зарегистрированная в оффшорной зоне, является учредителем белорусской организации – резидента Парка высоких технологий. Белорусская организация начисляет и выплачивает дивиденды организации-учредителю. При выплате дивидендов организации-учредителю, зарегистрированной в оффшорной зоне, белорусская организация не уплачивает оффшорный сбор в соответствии с п. 30 Положения о парке высоких технологий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12.
Оффшорный сбор уплачивается резидентами Республики Беларусь до перечисления денежных средств в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Нацбанком на дату их перечисления (п. 3 ст. 234 НК).
Контроль за проведением платежей в пользу нерезидента, зарегистрированного в оффшорной зоне, либо иного лица по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне, банки осуществляют только после уплаты оффшорного сбора ( подп. 6.1 п. 6 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Нацбанка от 16.04.2009 № 46; далее – Инструкция № 46).
Банк имеет право отказать клиенту в проведении валютной операции, требующей уплаты оффшорного сбора, в случае если в банк не представлено платежное поручение об уплате сбора ( подп. 28.4 п. 28 Инструкции № 46).
При исполнении обязательств в неденежной форме либо переходе в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательствах оффшорный сбор уплачивается не позднее дня, следующего за днем исполнения обязательств или перемены лиц в обязательствах, в иностранной валюте или белорусских рублях по официальному курсу, установленному Нацбанком соответственно на дату исполнения этих обязательств резидентами Республики Беларусь, на дату перемены лиц в обязательствах.
Белорусская организация арендует на территории Республики Беларусь офисное помещение, принадлежащее иностранной организации, зарегистрированной в оффшорной зоне. Сумма текущего платежа по арендной плате составляет 3000 евро. Резидент оффшорной зоны уступил право требования причитающейся ему суммы арендной платы иностранной компании, не являющейся резидентом оффшорной зоны.
Не позднее дня, следующего за днем уступки права требования, белорусская организация обязана уплатить оффшорный сбор.
В случае если резидент Республики Беларусь – должник не извещен на день перемены лиц в обязательствах о переходе к другому лицу прав кредитора, оффшорный сбор уплачивается не позднее дня, следующего за днем, когда должник был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав, а при исполнении обязательства до такого уведомления – не позднее дня исполнения обязательства с учетом официального курса, установленного Нацбанком соответственно на дату уведомления и дату исполнения обязательства.
Белорусская организация приобретает товары у иностранной организации, зарегистрированной в оффшорной зоне. Иностранная организация 15 декабря 2016 г. уступила право требования причитающейся ей суммы по договору купли-продажи другой иностранной организации, не зарегистрированной в оффшорной зоне. Белорусская организация уведомлена о перемене лиц в обязательствах 20 декабря 2016 г. Обязанность белорусской организации – уплатить оффшорный сбор не позднее 21 декабря 2016 г. При оплате оффшорного сбора в белорусских рублях для пересчета применяется курс Нацбанка на 21 декабря 2016 г.
Если обязательство в неденежной форме исполняется поэтапно, налоговая база определяется исходя из объема исполненного резидентом Республики Беларусь обязательства ( п. 4 ст. 232 НК).
Белорусская организация заключила договор с резидентом оффшорной зоны на поэтапное выполнение строительно-монтажных работ на общую сумму 200 000 евро. Согласно акту выполненных работ стоимость работ за I этап – 25 000 евро. Белорусская организация перечисляет 20 000 евро.
В рассматриваемой ситуации налоговая база составляет сумму перечисляемых денежных средств, т.е. 20 000 евро.
В заключение следует отметить, что обязанность уплачивать оффшорный сбор признается налоговым обязательством ( п. 1 ст. 36 НК). Неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком налогового обязательства является основанием для применения мер принудительного исполнения этого обязательства и уплаты соответствующих пеней, а также влечет ответственность в порядке и на условиях, установленных законодательством ( п. 5 ст. 37 НК).
Так, за неуплату или неполную уплату оффшорного сбора на плательщиков налагаются административные взыскания в виде штрафа (ст. 13.6 Кодекса об административных правонарушениях).
Оффшоры 2021
Обновление перечня ожидается в марте 2021 года
Список офшорных юрисдикций ФСН
2. Княжество Андорра;
3. Антигуа и Барбуда;
5. Содружество Багамы;
6. Королевство Бахрейн;
10. Республика Вануату;
11. Британские Виргинские острова;
14. Содружество Доминики;
15. Китайская Народная Республика:
— Специальный административный район Гонконг (Сянган);
— Специальный административный район Макао (Аомынь);
17. Республика Либерия;
18. Княжество Лихтенштейн;
19. Республика Маврикий;
21. Мальдивская Республика;
22. Республика Маршалловы Острова;
23. Княжество Монако;
25. Республика Науру;
26. Республика Ниуэ;
27. Объединенные Арабские Эмираты;
30. Острова Теркс и Кайкос;
31. Республика Палау;
32. Республика Панама;
33. Республика Самоа;
34. Республика Сан-Марино;
35. Сент-Винсент и Гренадины;
36. Сент-Китс и Невис;
38. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:
— Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни);
39. Кюрасао и Сен-Мартен (нидерландская часть);
40. Республика Сейшельские Острова.
Простыми словами, оффшор, в его традиционном понимании, это маленькая далекая страна, где к деятельности компании не придерутся, количество денег на счетах и имена истинных хозяев не раскроют, и где, к тому же, не надо платить налоги, а достаточно раз в год сделать небольшой фиксированный взнос.
В действительности, оффшорные юрисдикции сейчас уже не совсем такие, какими были 10 лет назад. Налоговые власти многих стран, а также межгосударственные организации (ОЭСР и ФАТФ) развернули борьбу за соблюдение международных стандартов обмена финансовой информацией, угрожая нарушителям запретом инвестиций и реинвестиций. О полной анонимности речи теперь почти не идет, в сложных случаях сведения можно затребовать через интерпол, правда, ответа, возможно, придется ждать год. Однако налоговые преимущества, как и другие преференции и особые возможности для бизнеса, остались, поэтому «низконалоговые юрисдикции», как еще называют эти территориальные образования, по-прежнему остаются востребованными предпринимателями и физлицами самого разного ранга.
Выгоды использования
Правда, часть из этих «преимуществ» рассматривается другими государствами как незаконные. Например, оффшорное законодательство может не считать уклонение от уплаты налогов в других странах преступлением.
Какие страны относятся
Какие бывают (виды и категории)
Поскольку само понятие «оффшор» не является правовой дефиницией, и однозначного определения для него не существует, то и разделение низконалоговых юрисдикций на группы тоже условно.
Выделяют группы по системе налогообложения, по уровню обеспечения анонимности и конфиденциальности, по требованиям к представлению отчетности и степени вмешательства в деятельность бизнеса (или, что почти тоже самое, по лояльности к бизнесу регистрантов), по соответствию законодательства международным стандартам и уровню финансового контроля.
По величине сборов и налогообложению, в частности, выделяют зоны с нулевым налогообложением; с его низким уровнем; с освобождением от налогов отдельных видов деятельности; с освобождением от налогов компаний, не ведущих деятельности по месту регистрации.
Похожего подхода к классификации придерживался Банк России (список из приложения к указанию ЦБ России № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах).
Какие лучше?
Лучшие для россиян
Для каких целей используются
Все эти действия могут быть абсолютно легального характера, и, вероятно, в большинстве случаев так и есть. Многие крупные международные компании располагают свои штаб-квартиры именно в подобных юрисдикциях.
Вывод, ликвидация.
Однако нередко предоставляемые оффшорами возможности используются противоправным образом.
Так, «оптимизация налогов» фактически может являться выводом в оффшор денег, или даже «уводом». Разработаны фактически незаконные схемы, которые трудно отследить, с операциями по импорту товаров и продукции; довольно часто можно встретить предложение сомнительных услуг по ликвидации через оффшор фирм, в частности, ООО. Традиционно некоторые из этих юрисдикций использовались для сокрытия капиталов, полученных нелегальным путем.
Деофшоризация
Международные усилия по борьбе с отмыванием денег и терроризмом последние годы только увеличивают свой размах. Особенно активной борьба с оффшорами стала в последнее десятилетие, после глобального финансового кризиса. Свои списки «черных», «серых» и «белых» оффшорных зон составляли Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Организация по борьбе с финансированием терроризма и отмыванием криминальных денег (ФАТФ), а страны G20 грозили не соблюдающим международные нормы запретом на финансовые и инвестиционные операции.
В России целенаправленная борьба за деофшоризацию экономики началась в конце 2012 года после выступления президента Владимира Путина, призвавшего начать процесс перевода отечественных компаний в российскую юрисдикцию. В этих целях были разработаны или изменены ряд законов, среди которых «О контролируемых иностранных компаниях (КИК)», «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Важным законодательным документом в этой борьбе является уже упоминавшийся так называемый «черный список оффшоров», ежегодно обновляемый Минфином и ФНС.