Что такое офисные аис

Автоматизированные информационные системы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Автоматизация информационных процессов

Необходимость автоматизации информационных процессов вызвана возрастанием объемов информации в информационной системе (ИС) организаций, потребностью в ускорении и применением более сложных способов ее обработки.

Неавтоматизированные (бумажные) системы характеризуются простотой организации и установки, простотой понимания и освоения, гибкостью и способностью к адаптации для соответствия предметной деятельности, не требуют технических навыков.

Автоматизация информационных процессов проводится с целью повышения производительности и эффективности труда работающих, улучшения качества информационных услуг и продукции, повышения сервиса и оперативности обслуживания клиентов. Автоматизация основана на использовании средств компьютерной техники и необходимого программного обеспечения.

Основные задачи автоматизации информационных процессов состоят в:

Автоматизированная система (АС) – это система, которая состоит из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности и реализует автоматизированную технологию выполнения установленных функций.

Готовые работы на аналогичную тему

Разновидностью автоматизированных систем являются информационные системы (ИС), которые предназначены для хранения, обеспечения эффективного поиска и передачи информации соответственно запросам.

Автоматизированная информационная система (АИС) – область информатизации, технология и механизм, эффективное средство обработки, хранения, поиска и предоставления информации пользователю.

АИС является совокупностью функциональных подсистем сбора, введения, обработки, хранения, поиска и распространения информации.

Информация АИС хранится в базе данных.

База данных – это совокупность однородных данных, которые размещаются в таблицах и отображает состояние объектов и их отношений в рассматриваемой предметной области.

Информационными процессами в БД управляют с помощью систем управления базами данных (СУБД).

Автоматизированная информационная система (АИС) является совокупностью аппаратных и программных средств, которые выполняют операции хранения, управления данными и информацией и выполняют вычисления.

АИС позволяют хранить информацию, обеспечивают эффективный поиск и передачу информации согласно запросам для наиболее качественного удовлетворения информационных запросов большого количества пользователей.

Типы АИС

Выделяется 4 типа АИС:

Наиболее распространенные и перспективные АИС:

Для обеспечения работы АИС создаются специальные рабочие места, которые называют автоматизированным рабочим местом (АРМ).

Автоматизированное рабочее место – комплекс средств, устройств и мебели, которые предназначены для решения разных информационных задач.

АИС можно определить как комплекс автоматизированных информационных технологий, которые составляют информационную систему, предназначенную для информационного обслуживания потребителей.

АИС могут быть простыми (в виде элементарных справочных систем) и сложными (экспертные и др. системы, которые предоставляют прогностические решения).

Что такое офисные аис. Смотреть фото Что такое офисные аис. Смотреть картинку Что такое офисные аис. Картинка про Что такое офисные аис. Фото Что такое офисные аис

В АИС информация хранится:

на физическом уровне:

на программном уровне:

Таким образом, с помощью современных АИС стало возможным повышение производительности работы всего персонала; улучшение качества обслуживания клиентской базы; снижение напряженности и трудоемкости труда персонала, а также минимизирование количества ошибок в его действиях.

Современная АИС является совокупностью алгоритмических, технических (аппаратных), телекоммуникационных, математических средств, методов поиска и описания объектов программирования, сбора и хранения информации.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 02 06 2017

Что такое офисные аис. Смотреть фото Что такое офисные аис. Смотреть картинку Что такое офисные аис. Картинка про Что такое офисные аис. Фото Что такое офисные аис

Михаил Алексеевич Шашин

Эксперт по предмету «Информационные технологии»

Источник

Офисные информационные системы

Возможности современных программно-технических средств автоматизации и связи позволяют создавать высокоэффективные системы информационно-коммуникационного обслуживания широкого класса пользователей, деятельность которых напрямую связана с учетом, хранением и контролем исполнения документов (законов указов, постановлений, распоряжений, протоколов, писем).

Основные функции современной офисной системы:

— интеграция технологий делопроизводства в единый процесс:

— переход на использование безбумажной технологии;

— автоматизация рутинных операций по обработке информации;

— создание и поддержка приложений;

— обеспечение сохранности, целостности, достоверности информации;

— установление уровней доступа и защита от несанкционированного доступа к информации;

— обеспечение эффективного поиска информации по различным критериям;

— создание гибкой системы разделения и распределения информации;

-организация коллективной работы пользователей в локальных и глобальных информационно-вычислительных сетях и средах;

— быстрая и надежная связь и передача информации по каналам связи удаленным пользователям;

— обеспечение дружественного единого интерфейса пользователя со всеми компонентами системы.

Технологии автоматизированного делопроизводства занимают основное место в офисной автоматизации и реализуют следующие функциональные задачи:

— ввод документов с целью их последующей обработки и оформления;

— регистрация и учет входящих, исходящих и внутренних документов;

— распределение документов по исполнителям и при необходимости назначение срока исполнения по установленным руководством нормативам;

— контроль исполнения документов с выдачей напоминаний исполнителям в установленные руководством сроки;

— формирование и выдача руководству справок о состоянии исполнения документов по их видам, исполнителям и другим параметрам;

— ведение оперативных и архивных фондов хранения документов (своевременный перевод данных из одного массива в другой, внесение изменений и дополнений);

— поиск документов по запросам;

— поиск архивной информации по запросам;

— составление различных итоговых и сводных документов;

— обмен документами (внешний и внутренний).

Основные функциональные подсистемы офисных информационных систем

Ввод документов обеспечивается достаточными по мощности текстовыми процессорами, некоторые из них имеют специальные конверторы форматов для работы с информацией, подготовленной в другой среде. Текстовые процессоры позволяют вводить и редактировать документы сложной структуры; обеспечивают полное соответствие изображения документа на экране его копии на бумаге; осуществляют орфографический, грамматический и стилистический контроль текста. В некоторых офисных системах, кроме ручного, предусмотрен оптический ввод печатных или рукописных текстов с использованием программных средств распознавания символов (OCR). Развиваются технологии акустического ввода и распознавания текстов.

Регистрация и учет документов могут быть реализованы средствами СУБД. Для этого необходимо определить перечень и формат представления информации, характеризующих документ (вид документа, дата поступления, входящий/исходящий номер, наименование, имя отправителя/получателя, краткое содержание). Для дальнейшего поиска необходимо определить поисковые критерии и слова.

Распределение документов по исполнителям и разграничение доступа осуществляется либо с помощью систем электронной почты либо средствами обеспечения коллективной работы (операционные системы, в т. ч. сетевые или СУБД с коллективным доступом). Администратор системы ведет списки исполнителей, объединенных в рабочие группы, с указанием их адресов в локальной сети, номеров телефонов для модемной связи, номеров почтовых ящиков на почтовом сервере. За каждым исполнителем (группой) закрепляется один или несколько документов, объединенных в «папки». Каждому представителю (группе) назначается срок представления или подготовки документа, который вносится вместе с именем исполнителя в базу данных (БД) по регистрации и учету документов. Администратор системы назначает уровни доступа к информации (ее части) каждому исполнителю и/или рабочей группе.

Документы ограниченного доступа могут подвергаться шифровке при вводе и передаются санкционированному исполнителю вместе с шифром. Согласно информации, введенной администратором системы, осуществляются маршрутизация, пересылка и доступ к информации каждым санкционированным пользователем. В некоторых офисных системах применяется технология «публикации в сети», позволяющая санкционированным пользователям просматривать и аннотировать (но не редактировать) документ (делать «заметки на полях»).

Контроль исполнения и поиск документов осуществляются на основе информации, внесенной в процессе регистрации и учета документов в БД. С использованием встроенных средств СУБД возможно создание некоторого ряда фиксированных запросов, допускающих изменение критериев поиска, либо применение генератора запросов, позволяющего пользователю проектировать структуру запроса.

Архивирование информации, ведение фондов, а также поиск документов осуществляется либо средствами локальных СУБД для массивов информации ограниченного объема, либо с использованием мощных распределенных баз данных. Во втором случае хранение информации осуществляется на архивных магнитных или оптических дисках.

Формирование и выдача статистических данных осуществляются на основе информации, внесенной в процессе регистрации, учета и исполнения документов в СУБД или электронные таблицы. С использованием встроенных средств СУБД или макросов электронных таблиц создаются запросы на поиск информации, ее статистическую обработку; выдачу полученных статистических данных на экран или терминал в форматах выходных документов, предварительно спроектированных средствами СУБД или электронных таблиц.

Подготовка и оформление документов реализуется с использованием текстовых процессоров, электронных таблиц, графических пакетов и настольных издательских систем. Все перечисленные компоненты в той или иной степени позволяют использовать элементы информации, подготовленной в одном модуле, в других компонентах. Например, график, построенный в графическом пакете, с использованием данных, полученных из электронной таблицы, включается в текст, подготовленный текстовым процессором.

Обмен документами с внешними (удаленными) пользователями осуществляется модулями электронной почты, включенными в средства обеспечения коллективной работы. Почтовые системы, кроме рассылки документов внутри системы, дают возможность пересылки информации пользователям других систем электронной почты.

Программные средства офисных информационных систем

Первоначально в качестве программно-инструментальных средств автоматизированной поддержки делопроизводства использовались текстовые редакторы, электронные таблицы, СУБД, различные языки запросов пользователя, средства графической обработки информации, средства для организации работы пользователей.

С появлением интегрированных пакетов офисных систем (ОС), когда все эти средства были объединены в единое целое и их работа была осуществлена под стандартным интерфейсом, каждый из работающих получил возможность иметь доступ ко всем ресурсам таких систем, которые стали использоваться и для поддержки делопроизводства.

Использование программных комплексов офисных систем в сфере автоматизации делопроизводства дает пользователям целый ряд преимуществ, наиболее весомыми из которых являются общность интерфейса входящих в комплект приложений, высокая степень интеграции программ, низкая цена и менее жесткие (за счет использования общих модулей) требования к системным ресурсам. Как правило, такие комплексы включают в себя стандартный базовый набор приложений (текстовый процессор, электронную таблицу и СУБД), иногда расширяемый программами презентации, системами электронной почты, которые объединены единой средой, способствующей коллективной работе пользователей.

Требования к составу и архитектуре системы:

— система должна базироваться на архитектуре «клиент-сервер», обеспечивающей оптимальное соотношение «затраты/производительность»;

— серверная часть системы должна функционировать под управлением ОС UNIX или Windows 2000/NT;

— клиентская часть системы обычно реализуется под управлением Windows 98/2000/XP, что обеспечивает удобный интерфейс пользователя с возможностью его модификации по мере появления более развитых версий этой системы;

— система должна обеспечивать интерфейс с наиболее популярными системами электронной почты (MS Mail, cc:Mail);

— система должна включать технические и программные средства для обработки и хранения документов на различных носителях (средства сканирования бумажных документов, оптические диски, магнитные ленты). Реализация данных механизмов невозможна без ведения специальных хранилищ (архивов) для занесения и поддержания промежуточных и утвержденных документов.

В табл. 1.5 приведены основные сведения по наиболее распространенным программным средствам реализации офисных информационных систем. Эти программные продукты могут быть использованы для реализации систем электронного документооборота различного назначения на предприятиях любого профиля.

Сравнительные характеристики основных офисных систем

Что такое офисные аис. Смотреть фото Что такое офисные аис. Смотреть картинку Что такое офисные аис. Картинка про Что такое офисные аис. Фото Что такое офисные аис

Наиболее целесообразным представляется их применение в условиях массового потока разнотипных документов на различных носителях при большом числе одновременно работающих пользователей, в том числе и для обработки и архивирования технической документации с большим удельным весом графического материала (чертежей, эскизов, рисунков).

Необходимо отметить, что программные офисные средства Microsoft Office представляют собой набор логически не связанных между собой, с точки зрения автоматизации электронного документооборота, компонентов инструментального характера. Чаще всего он включает текстовый редактор, систему электронных таблиц, СУБД, системы электронной почты и иногда средства для проведения презентаций.

Программные средства для рабочих групп класса Lotus Notes представляют собой следующий шаг в развитии офисных систем. В этих продуктах решены проблемы взаимодействия и одновременной работы многих пользователей, коммуникации между ними. В их основе присутствуют инструментальные средства для формирования документов, их маршрутизации между несколькими пользователями, реализации некоторых этапов технологического цикла обработки документов (визирования документов, контроля исполнения и т.д.). Архитектура большинства продуктов этого класса включает в свой состав базу данных для хранения документов и различных описаний, связанных с ними.

Оптимальным решением для организации электронной обработки и хранения больших массивов документов различных типов на разнообразных носителях является применение интегрированных систем, позволяющих обеспечить следующие условия:

— соответствие типов документов и предлагаемой технологии их обработки требованиям и стандартам, установленным в организации;

— масштабируемость и интенсивность системы к изменению требований пользователей в перспективе;

— базирование системы на наиболее прогрессивных и проверенных временем решениях в области программного обеспечения.

Организация делопроизводства на крупных предприятиях и в коммерческих компаниях, как правило, ложится на специальные службы (управление делами, канцелярию, секретариат, общий отдел). В обязанности этих отделов входит прием и регистрация документов, перемещение документов между подразделениями, фиксация резолюций, контроль исполнения документов (резолюций) и рассылка документов внешним партнерам, т. е. организация потоков документов и управление этими потоками.

Рассмотрим традиционную организацию делопроизводства (рис. 1.8). Поступивший извне документ («входящий») сначала должен быть зарегистрирован (I). Ему присваивается уникальный регистрационный номер, который заносится в журнал и картотеку вместе с информацией о документе. После этого документ начинает движение по организации.

Что такое офисные аис. Смотреть фото Что такое офисные аис. Смотреть картинку Что такое офисные аис. Картинка про Что такое офисные аис. Фото Что такое офисные аис

Рис. 1.8. Традиционная организация делопроизводства

Работник канцелярии передает документ руководству, которое накладывает резолюцию (II), определяющую, что (перечень работ), кто (ответственный исполнитель) и в какие сроки должен сделать. Далее документ через канцелярию направляется ответственному исполнителю (чаще всего руководителю подразделения), который, в свою очередь, может распределить работу над документом между исполнителями и установить сроки ее выполнения (III).

Как правило, работа над документом завершается формированием ответа автору документа. Ответ (документ, созданный на предприятии) также регистрируется в канцелярии как «исходящий» документ (VI).

Регистрацию документов можно рассматривать как начальный этап контроля за их исполнением. Возможность проверки исполнения должна быть заложена в системе делопроизводства. Регистрационные и контрольные функции при этом могут быть связаны и осуществляться с помощью одних и тех же журналов. После указания руководителя о постановке документа на контроль секретарь-референт делает отметку об этом в соответствующем журнале или контрольно-ревизионной карточке. Из таких карточек формируется картотека контрольных документов. В журнале или контрольно-ревизионной карточке отмечаются срок исполнения и ответственный исполнитель. Секретарь-референт намечает для себя промежуточные сроки, проводит в эти сроки предварительные проверки и получает информацию от исполнителей о ходе и результатах исполнения документов. По результатам проверок проводится анализ исполнения документов и в случае существенного отставания делается доклад руководителю предприятия для принятия мер (или для продления сроков исполнения). Документ считается исполненным и снимается с контроля руководителем после проведения конкретной работы исполнителем (подготовки ответа, составления контракта, проведения деловой встречи). Результаты исполнения в краткой форме записываются в журнал или контрольно-ревизионную карточку («отметка об исполнении документа и направлении его в дело»). Контроль исполнения документов как составная часть делопроизводства и контроль исполнения как функция управления в ряде организаций совмещены.

Традиционная технология делопроизводства предполагает наличие регистрационных журналов и картотек контрольных документов, доступ к которым имеют только сотрудники, занимающиеся регистрацией и контролем исполнения. Такая технология имеет принципиальные ограничения:

— информация о документах и ходе их исполнения распределена по системе картотек предприятия и его структурных подразделений. Получение информации о деятельности предприятия требует поиска и обработки данных из разнородных и децентрализованных источников; картотеки документов, как правило, отделены от исполнителей. Часто картотеки содержат неполную и неоперативную информацию о состоянии документов;

— кроме размножения и перемещения большого количества бумажных документов, ведутся многочисленные вспомогательные журналы и картотеки, в значительной степени дублирующие друг друга. Перечисленные проблемы еще более усугубляются в территориально распределенной системе управления, когда необходимо координировать деятельность организационно самостоятельных структур, удаленных друг от друга.

Перед предприятиями встают задачи, напрямую связанные с большим объемом потока документов:

— сокращение сроков обработки документации, доведения ее до исполнителей, согласования с руководителями различного уровня;

— контроль за целостностью всего потока документов не только на этапе регистрации входящей и исходящей документации, но и в процессе «хождения» документов между сотрудниками различных подразделений;

— контроль сроков прохождения документов по каждому из этапов заданной схемы.

В такой ситуации невозможно обойтись без правильно построенной системы учета документов и контроля исполнения решений. Естественно, что система учета документов в том или ином виде существует в каждой организации, но чтобы значительно повысить ее эффективность, необходимо создать информационную систему, позволяющую разрабатывать, регистрировать документы, отслеживать движение документов внутри организации, контролировать сроки исполнения, архивировать документы и осуществлять их поиск в архиве. При этом данная система должна:

— учитывать возможный рост числа обрабатываемых документов и возрастающий объем архива, т.е. быть масштабируемой;

— быть достаточно производительной, чтобы обеспечивать быструю одновременную работу большого числа пользователей, а также оперативный поиск документов по заданным параметрам во всем хранилище документов;

— обеспечивать требуемый организацией уровень конфиденциальности (поскольку система учета документов по своей сути представляет собой срез иерархической структуры организации).

При реализации проекта построения системы учета документов и контроля исполнения решений в первую очередь были учтены следующие особенности:

— большой объем циркулирующих внутри организации документов;

— представление документов как в электронном, так и бумажном виде;

— разнообразие форматов документов, представленных в электронном виде;

— наличие большого количества специальных схем прохождения документов внутри организации;

— наличие территориально удаленных подразделений.

Офисный комплекс Lotus Notes

Интеграция компьютерных программ осуществляется через: Clipboard; экспорт/импорт файлов; механизм OLE, драйверы Datalens для доступа к внешним базам данных INFORMIX, ORACLE, SQL SERVER и т.д. Для защиты информации в Lotus Notes используется схема шифрования RSA Public Key/PrivateKey, обеспечивающая наивысший уровень защиты, доступный приложениям типа «клиент-сервер». Для подтверждения подлинности документов используются электронные подписи. Для защиты особо важной информации предусмотрены дополнительные возможности, среди которых:

— хранение промежуточных версий документов;

— хранение списка пользователей, редактировавших документ;

— шифрование всех данных, передаваемых по сети;

— шифрование хранимых данных, почты;

— система паролей доступа.

Поиск информации осуществляется по ключевым полям. Имеется возможность ведения архивов внутренних и внешних документов. С программным продуктом поставляется ряд шаблонов, таких как Дискуссия, Обслуживание клиентов, Хранилище документов и др. Все они имеют практическое применение и могут быть легко приспособлены к конкретным потребностям. База данных может содержать разноформатные документы системы Notes. Кроме того, базы данных содержат макросы, которые автоматизируют работу, бланки, используемые для ввода информации в сложные документы, а также просматриваемые отчеты из документов базы данных.

В состав пакета Lotus Notes входят три основных элемента:

— средства маршрутизации и обработки;

— средства обеспечения защиты/управления;

— архитектура базы данных продукта.

Lotus Notes обладает развитыми средствами создания интерфейсов. Имеются также средства текстового поиска, позволяющие строить список документов, соответствующих заданному критерию поиска.

Lotus Notes поддерживает как групповую работу, так и коммуникации между двумя любыми пользователями. При этом допускается, чтобы множество пользователей одновременно обращались к нескольким базам данных. Управление доступом осуществляется на нескольких уровнях: базы данных, формуляра или вида, документа или части документа. С другой стороны управлять доступом можно также на уровне групп и отдельных пользователей. Для совместной работы с базой данных в большом коллективе ее можно разместить на сервере и задать для отдельных пользователей или групп различные уровни доступа. В Lotus Notes предусмотрено семь уровней доступа.

Пользователи могут обращаться к сети через графические интерфейсы Windows, Macintosh, OS/2 или Unix. Notes совместим с такими сетями, как AppleTalk, PATHWORKS, Novell NetWare, TCP/IP.

База данных Lotus Notes

БД представляет собой совокупность информации по определенным тематическим направлениям, которая может содержать документы различных типов, включая комментарии, отчеты, коммерческие предложения, финансовые сводки, информацию о контактах, электронные таблицы, изображения или видео- и аудиоинформацию. Несмотря на то что база данных Lotus Notes не является реляционной, в ней могут быть установлены связи между записями.

Перечислим некоторые из типов баз данных, которые наиболее часто встречаются в приложениях:

— библиотека документов содержит данные (отчеты, записки, корреспонденции заказчиков, различных форм и запросов) в форме, соответствующей некоторому внешнему представлению, и которые всегда можно отобразить на экране или напечатать на бумаге;

Информационные службы позволяют получать свежую информацию по определенным темам (например, служба новостей о производстве представляет возможность узнать о последних событиях на производстве в отрасли или филиалах, расположенных за рубежом).

— собственно документы, хранящиеся в базе данных;

— информацию о доступе пользователей к базе данных;

— справочную документацию по базам данных.

Документ является основной единицей хранения в базе данных Lotus Notes. Многие базы данных содержат только один тип документа с заданным форматом (каждый документ состоит из одного или более полей, в которых система сохраняет данные), однако в общем случае БД могут содержать документы различных типов. Документы делятся на три категории:

Тип документа определяется при его создании (создании его формуляра) в меню «Атрибуты формуляра».

Шаблон документа (формуляр) соответствует каждому типу документа и представляет собой комбинацию статического текста (неизменный текст в пределах формуляра) и полей (области, которые предназначены для ввода данных пользователями).

Различаются два вида полей: общие и обыкновенные. Общие поля отличаются тем, что введенные данные будут отражены во всех документах, присоединенных к главному документу и использующие это поле в своем формуляре. Кроме того, по способу заполнения в Lotus Notes выделяются следующие типы полей: редактируемое, вычисляемое, вычисляемое для вывода, вычисляемое при составлении. Поля выделены курсивом, общие поля отмечены полужирным шрифтом.

Функции и команды Lotus Notes

Команды и функции представляют собой совокупность инструментальных средств, предназначенных для проектирования интерфейсов и навигации в БД, которые осуществляются путем составления формул и их приписания визуальным элементам экрана (кнопкам и пр.). Функции начинаются с символа «@». Функции и выражения отделяются друг от друга точкой с запятой. Многие команды соответствуют пунктам главного меню. Для их использования в формулах следует пользоваться функцией @Command([Имя команды]). Некоторые из функций и команд Lotus Notes:

— @Аdjust(время-дата; год; месяц; день; час; минута; секунда) корректирует указанную величину «время-дата», изменяя каждый следующий аргумент на величину инкремента. Корректирующая величина может быть положительной либо отрицательной;

— @Contains(строка/подстрока) определяет, является ли подстрока частью строки. Возвращает 1 (true), если подстрока содержится в строке; в противном случае возвращает 0 (false);

— @DocNumber возвращает строку, соответствующую номеру записи в виде документа или категории;

— @Prompt([стиль]; «Заголовок»; «текст»; «по_умолчанию»; «выбор») открывает диалоговое окно, в котором введенная информация служит аргументом. Используется для запроса информации у пользователя и ветвления действия в зависимости от введенной пользователем информации;

Приложения Lotus Notesи их разработка

Базовыми стандартными блоками приложений Notes являются формуляры, виды и макрокоманды. Макроязык Notes дает возможность разработчикам управлять выполнением приложений Notes и программировать процессы, функционирующие на сервере. Эти средства одинаковы на всех платформах, где работает Notes. Кроме того, архитектура клиент/сервер реализуется автоматически и разработчику достаточно указать серверу на необходимость создания распределенного приложения.

— предметный указатель содержит перечень всех документов в базе данных справочника;

— сообщения перечисляет все сообщения Notes;

— функции имеют список всех функций Notes. С его помощью можно изучать синтаксис и просматривать примеры использования функций Notes. Функции Notes позволяют автоматизировать определенные операции и применять этот продукт более гибко.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *