Что такое офицерская честь определение
Кодекс Чести русского офицера
Честь – это главное внутреннее нравственное достоинство Русского офицера, его доблесть, благородство души и чистая совесть. Армия, движимая чувством Офицерской Чести, является непобедимой силой, реальным гарантом государственного бытия и мирного преуспеяния России.
Русский Офицер – есть благородный защитник Отечества, имя честное, звание высочайшее. Честь является главной драгоценностью для Русского Офицера, священный долг которого сохранять ее в чистоте и безупречности. Честь оберегает достоинство офицерского звания, обязывает совершать отличные поступки, великие дела, ратные подвиги, полагать «душу свою задруги своя».
Высокое звание Русского Офицера – не приданное к офицерским погонам. Его заслуживают всей своей жизнью и носят с высоко поднятой головой. Не каждый русский по происхождению, надевший мундир, автоматически становится Русским Офицером. Русским Офицером может быть и не русский по происхождению, но положивший свою жизнь на благо нашего Отечества – России.
Русский Офицер – воин по Духу. Так было во все века. Сегодня идёт война за душу человека, солдата. Россия и Русская армия – последний «Удерживающий» от наступления сатанинского «нового мирового порядка». Пока Вера не станет опорой Офицера, сама Армия не сможет стать опорой общества и Государства. «Не нервничай, не впадай в малодушие, не торопи Бога… если ты воин, то воюй!»
Отечество – высшая ценность Русского Офицера. Главное – Россия, все остальное – преходяще:«Я, Русский Офицер, Честь имею, а живу ради служения Отечеству… Я согласен жить и умереть без имени, всегда памятуя о главном: лишь бы осталось в святости имя Родины».
Любить свое Отечество – Россию, знать ее историю, соблюдать славные традиции и быть благородным гражданином и патриотом, не падать духом ни при каких обстоятельствах, не останавливаться ни перед какими препятствиями. Не допускать измены и предательства, до издыхания быть верным Народу и Отечеству, служить ему верно, до последней капли крови защищать его от внешних и внутренних врагов.
Сознавать личную ответственность не только за боеготовность вверенной части и безопасность своего окружения, но и в целом за оборону Русского Государства, состояние его Вооруженных Сил, за победы и поражения, развитие военного искусства, совершенствование военного дела, особенно в условиях современных информационно-психологических, финансово-экономических, диверсионно-террористических войн, имеющих тотальный характер и поражающих все скрепы государства: территорию, экономику, управление, общественное сознание, моральный дух.
Постоянно искать и добывать себе Честь по примеру и достоинству великих предков, опираться на их традиции и заветы; изучать военную историю и использовать ее уроки для укрепления Русской Армии, преемственного развития Офицерского Корпуса.
Неустанно развивать качества, необходимые военному человеку: честность, бескорыстие, правдивость, прямодушие, благонравие, скромность, терпение, постоянство, покровительство слабым, невинным и оскорбленным; воспитывать в себе дисциплинированность, решительный характер, волю к победе, «усердие к общему делу и верность к службе», прозорливость, самообладание, инициативу, мужество, храбрость, смелость, бодрость, выносливость и другие воинские добродетели.
Быть личностью творческой, самостоятельной в действиях и мыслях, благородной в поступках и намерениях; «чинить дело с рассуждением, а не держаться воинского устава, яко слепой стены»; постоянно тренировать свой ум, расширять культурный кругозор; уметь распознавать и развивать таланты своих подчиненных.
Знать Законы России и Воинские Уставы, глубоко понимать военное дело, современную ситуацию, приёмы и способы войны против России, быть профессионалом, непрестанно совершенствоваться в предмете своей службы; всегда вести себя и поступать «как честному, верному и храброму Офицеру надлежит»; обязанности свои исполнять ревностно и усердно, постоянно имея в виду пользу службы и государственный интерес – эгоизм и карьеризм противоречат существу государственной службы.
Свято блюсти и почитать Боевое Знамя воинской части и символы русской славы и доблести. Знамя – «душа армии», символ чести и доблести защитников Родины, олицетворение связи славного прошлого с достойным настоящим и будущим, напоминание о долге. Не забывать, что вручение знамен и штандартов – высшая награда, а их утрата – преступление и позор.
Стремиться стать не просто военным специалистом, боевым вождем подчиненных в Армии или в условиях гражданской жизни, но и идейным вдохновителем, властелином Русских сердец, тонким психологом и пропагандистом; уметь побеждать не только мечом, но и словом, владеть приемами красноречия; вести борьбу против разлагающих Армию и Государство антигосударственных и пацифистских учений.
Добиваться побед «малой кровью», сражаться мужественно и храбро, не забывая о благоразумии; словом, делом и личным примером побуждать воинов проявлять стойкость в бою, не отступать без приказа, сражаться до последней возможности, умирать с Честью и Славой; войска в бой водить, а не посылать; не жалеть себя, не избегать трудностей, проявлять личное мужество, презрение к опасностям и смерти; не отчаиваться при поражениях, а обращать их на пользу будущих побед; в плену вести себя достойно, предпринимать все усилия для возвращения в строй и продолжения борьбы.
Для Русского Офицера «солдат дороже себя»; он – «братец», «витязь», «чудо-богатырь». Заботиться о солдатах, относиться к ним бережно, человеколюбиво: воспитывать их в благочестии и верности, «трудолюбивой охоте к военной службе»; обучать с толком, «без жестокости и торопливости»; добиваться прочного усвоения ими приемов и действий, основ военного искусства.
Офицер должен всегда держать слово. Уже из уважения к себе он обязан быть хозяином своего слова. Никто не смеет усомниться в его честном слове. Неискренность есть признак нехватки мужества, и поэтому она затрагивает Честь Офицера.
Императив офицерской жизни – твердое знание и вера в то, что «Русской Армии, приученной побеждать, можно нанести отдельные поражения, но победить ее нельзя… Армия, вступая в войну, обязана верить, что в конце ее будет Победа. И пахарь, и солдат одинаково терпят лишения ради конечного результата. Не будь этой манящей цели – к чему же тогда наши усилия?»
Особая Честь – стать под униженные Знамена, поруганные врагом и обесчещенные в народе, чтобы выиграть следующую кампанию и не допускать больше поражений.
Трудная и благородная профессия Офицера – дело нужное и полезное для Русского народа и России. Она не является выгодной в денежном или карьерном отношениях. Достоинство Офицера заключается в мечтах и стремлении сделать карьеру и стать полководцем. Отличиться на службе и в делах против неприятеля. Иначе лучше сразу же идти «торговать подтяжками или свекольным мармеладом». Честь Офицера не допускает быть карьеристом, даже умным и знающим, и не ставить карьеру выше интересов России!
«Делай свое дело, держи слово, говори правду, не подхалимствуй, воздерживайся от непомерных выпивок и закусок», учись у других, в том числе и у противника энергии, деловитости и пунктуальности, будь откровенен, «но в тех пределах, которые никак не задевают ни моей Чести, ни Чести моего Государства».
Для Русского Офицера все наше прошлое, все настоящее и все будущее воплощается в одном великом и всеобъемлющем слове – Россия.
Избравшим Государево Служение, будь то офицер, прапорщик, мичман, сержант, солдат необходимо всегда помнить, что служат и жертвуют своей жизнью ради высших Истин, что «не имеют в запасе второй Отчизны» и «присягают только один раз». Офицер Чести не может уйти в запас или отставку.
Понятие офицерской чести как составляющая духовной основы воинского воспитания
Понятие офицерской чести как составляющая духовной основы воинского воспитания (ретроспективный анализ)
В Русской армии всегда существовало единство взглядов офицеров по ряду принципиально важных позиций, которые касались вопросов чести, долга, товарищества и достоинства офицерского звания. Когда-то в старину офицеров называли «белая кость», подразумевая по этим чистую совесть и незапятнанную честь, которые были для офицера превыше всего. Центральное место в системе морально-нравственных представлений русского офицерства всегда занимало понятие офицерской чести. Воинская честь всегда была присуща войску и составляла его характерную черту во все исторические эпохи. Понятие чести отражает отношение человека к себе и отношение других людей к нему, к его конкретным заслугам. О том, насколько честен (или бесчестен) человек, судят главным образом окружающие, общественное мнение. Обычно люди высоко ценят тех, кто является «человеком чести». В одном из опросов, проведенных исследователями среди военнослужащих, содержался вопрос: «Какие качества Вы больше всего цените в командире?». Подавляющее большинство опрошенных на первые три места поставили справедливость, честь, компетентность[1].
Кого же можно назвать «человеком чести»? Нам кажется довольно сложным дать точное определение понятию чести (хотя многие словари и раскрывают этот термин), так как каждый понимает «честь» по-своему, исходя из собственных жизненных установок, нравственных ориентиров. На развитие чувства чести сильно влияет среда, родители, авторитет окружающих с детства людей, уровень образованности человека. Вследствие чего каждый индивидуум имеет довольно разнообразное представлении о чести. Так, если один считает ложь поступком бесчестным, то другой не видит в этом ничего особенно страшного. У одного человека чувство личного достоинства сочетается с добрым и благородным отношением к окружающим его людям, а у другого чувство собственного величия приобретает гипертрофированные размеры и проявляется в высокомерии к подчиненным. Кто-то понимает товарищество как готовность, не раздумывая, прийти на помощь в трудную минуту; а некоторые подразумевают под этим «круговую поруку» или попустительство. Для одних чувство истинного честолюбие проявляется в стремлении добиться успехов в работе и заслужить признание коллег; для других же честолюбие является синонимом тщеславия и карьеризма, и они рвутся к вершинам власти, не считаясь ни с чем и ни с кем.
— сохранение достоинства личности;
— выражение уважения к кому-либо за его заслуги;
— способность откровенно высказать свои взгляды;
— охраняемое законом человеческое достоинство.
А что включает в себя понятие «офицерская честь»? К обсуждению данной проблемы были причастны и русские военные мыслители, и военачальники, и многие писатели-классики.
Кодекс Чести признавал священным долгом для каждого офицера сохранять свое достоинство и доброе имя: «она (честь) является главной драгоценностью для офицера, священный долг которого сохранять ее в чистоте и безупречности«[11].
Чувство собственного достоинства ничего общего не имело с чванством, заносчивостью или чувством превосходства над гражданским населением. «Напротив, офицер должен оказывать уважение всякому званию и вести себя с одинаковым достоинством со всеми классами общества, причем в отношении людей, стоящих ниже его по образованию, не должен опускаться до уровня их нравов, а напротив, стараться поднять их до собственной высоты»[12].
2) Внутреннее чувство благородства, на котором зиждилось представление офицера о своем положении в обществе, составляло неотъемлемый элемент понятия чести. Благородство состоит в способности жертвовать личными интересами в пользу других, великодушии, неспособности унижаться и унижать окружающих. В кодексе чести отмечалось, что офицер «есть благородный защитник Отечества, имя честное, звание высочайшее». По словам современников и военных историков[13], без преувеличения можно сказать, что рыцарские благородные сердца, бесконечно любящие Родину, бились в груди не только великих наших прославленных полководцев, но и абсолютного большинства офицеров Российской императорской армии.
Представления о благородстве воинского дела имели давние традиции. В изданной для офицеров книге «Наставление к самодисциплине и самовоспитанию» на этот счет сказано следующее: «Офицерское сословие есть благороднейшее в свете, так как его члены не должны стремиться ни к выгоде, ни к приобретению богатства или других земных благ, но должны оставаться верны своему высокому, святому призванию, руководствуясь во всем требованиями истинной чести и сосредотачивая все мысли и чувства на самоотверженной преданности своим военачальникам и отечеству».[14]
А вот с какими словами обращался к кадетам и юнкерам великий князь Михаил Павлович, долгое время руководивший военно-учебными заведениями Российской империи: «Военная служба, сия благороднейшая служба, сколь представляет она вам в будущности славы! Слава на поле битвы для благородной души сколь имеет отрады. и если участь удручила пасть на нем, то остается память. Но это ли одна слава военного? Ежечасное самоотвержение, постоянство и терпение в трудах, без ропота, без устали, сколь они почтенны! Достойный офицер обязан, прежде всего, повиноваться начальникам и наблюдать неукоснительно за исполнением их приказаний. Повиновение же должно быть искренне и безусловно. Помните всегда, что настоящая честь военного человека состоит в благородном поведении«.
3) Русский офицер всегда и во всем обязан был представлять собой образец честности и порядочности. В Даль писал по этому поводу, что честность свойственна тому, «в ком есть честь, достоинство, благородство, доблесть и правда».
С понятием офицерской чести было абсолютно несовместимо угодничество перед начальством, подобострастие, трусость, сокрытие правды или доносительство. Начиная с кадетского корпуса, правило «не фискаль» считалось краеугольным камнем поведения будущего офицера. Тот, кто нарушал его, становился «парией» и сотоварищи относились к нему с величайшим презрением.[20]
Даже в наши дни никто не сочтет устаревшими «Заповеди товарищества», которые генерал-инспектор военно-учебных заведений великий князь Константин Константинович в 1913 г. разослал по всем кадетским корпусам и военным училищам от своего имени. Они по-прежнему сильны нравственностью, способны побудить любого к размышлению о сути ратной службы, особенностях жизненного выбора:
Выпускникам одного и того же корпуса, училища прививалось ощущение особого родства, единства, общности. В течение всей последующей службы они могли свободнее, чем это предписывал устав, обращаться друг к другу независимо от должности, положения в обществе, военной и политической структуре. Например, в личных письмах офицеров к военному министру нередко встречается выражение «как павлон павлону». Иначе говоря, адресант придавал этим особую доверительность письму, подчеркивал, что обращается не просто к главе военного ведомства, а и к питомцу того же Павловского военного училища, которое имел честь окончить сам.
7) Но не стоит думать, что в то время честь офицера заключалась только в его благородном поведении. Воинская честь состояла, прежде всего, в верности и преданности, строжайшем исполнении долга. Чувство долга считалось величайшей добродетелью в глазах государства. Известный военный историк И. Ильин, рассуждая о рыцарских и дворянских традициях в мировой истории, в частности говорил по этому поводу: «Истинною и живою опорою государства и государственной власти всегда были те люди, те слои, те группы, которые воспринимали общественное деяние как сверхклассовое служение Родине; которые в этом служении видели долг чести и бремя ответственности; которые стремились именно служить земле, а не властвовать над нею»[27]. Долг чести обязывал российского офицера любить Россию, служить Отечеству верой и правдой, неукоснительно следовать девизу «Честь и Родина», сохранять верность присяге, свято чтить боевое знамя воинской части, как символ чести и доблести защитников Родины и напоминание о долге. Исполнение долга для русского офицера зачастую граничило с самопожертвованием.
Незыблемое правило «служить верно» входило в кодекс чести офицера и имело статус этической ценности, нравственного закона. Этот закон безоговорочно признавался многими поколениями офицеров, принадлежавшими к разным кругам общества. Показателен в этом отношении эпизод, запечатленный в его «Капитанской дочке», когда дворянин Андрей Петрович Гринев дает наставление сыну: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их ласкою не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»[28].
Офицерская честь: моральные принципы и правовые нормы.
С 90-х гг. ХХ в. начался новый этап в развитии нашей страны. Россия встала на путь построения правового, демократического государства, в котором власть подчиняется праву и закону. Но, как известно, право выступает регулятором главным образом внешних отношений людей, а мораль, культура и религия являются регуляторами духовно-нравственных основ жизни людей.
Во все времена сила отечественной военной службы основывалась на духовных началах. Поэтому не случайно, что многие нормы морали, а также понятия офицерской чести и достоинства получали свое юридическое закрепление в уставах, наставлениях, приказах.
Оценку своего труда, своих личных качеств в ходе ежегодно проводимой аттестации получал каждый офицер. Подобная практика, естественно, ориентировала офицеров на истинные ценности: преданность и любовь к Родине, бескорыстное исполнение воинского долга, утверждение офицерской чести и достоинства, упрочение уз воинского товарищества.
Таким образом, сама офицерская среда требовала соблюдения следующих правил:
— признания обществом офицеров ответственности за поступки каждого офицера, что, конечно же, не умаляет ответственности и самого офицера за совершенное им;
— требования к офицерам согласовывать свое поведение с требованиями офицерской этики;
— солидарности в отстаивании чести мундира, достоинства офицерского звания;
— верности слову, обещанию, устному заявлению, готовности исполнить обещанное и безусловное выполнение принятых на себя обязательств;
— исключения злословия, злорадства в оценке других офицеров, различного проявления непорядочности;
— соблюдения внешних знаков приличия, товарищества и чинопочитания, особенно в гражданском обществе, общественных местах;
— готовности каждого члена общества офицеров прийти на помощь товарищу, нуждающемуся в ней, даже без формальной на то просьбы;
— проявления искреннего сочувствия тем, кого постигло горе, несчастья, неудача.
Основой чести офицеров являлись вековые традиции офицерского корпуса, сконцентрированные в духовном кодексе, передающемся из поколения в поколение:
— служить честно Отечеству, а не прислуживать, кому бы то ни было;
— верность своему слову;
— уважение законов государства;
— мужественное преодоление всех трудностей и препятствий в службе и жизни;
— разборчивость в выборе друзей, знакомых, определении круга общения: офицер должен был посещать только такие общества, в которых господствуют добрые нравы;
— вежливость, такт, порядочность по отношению друг к другу, окружающим;
— забота о пристойности брака;
— отцовская заботливость о солдате: «Слуга царю, отец солдатам».
Офицеры обязаны были вести образ жизни, соответствующий их офицерскому достоинству. За соблюдением офицерами воинской чести и достоинства следили командиры, а проступки, связанные с их нарушением, рассматривались судами чести.
Традиции дореволюционной армии России были продолжены в Советской Армии. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил СССР 1946 г. предусматривал создание офицерских судов чести, а с 1973 г. стали действовать и товарищеские суды чести прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы.
Таким образом, исторический анализ правового регулирования понятия воинской чести в русской и советской армии показывает, что наряду с четким регламентированием вопросов, связанных с прохождением военной службы, большое внимание уделялось нравственности военнослужащих, соблюдению норм и правил поведения на службе и в быту.
В современных условиях несколько изменились, а точнее, снизились требования по соблюдению офицерами правил, относящихся к понятиям воинской чести и достоинства. И тому, видимо, есть свои объяснения. Если раньше для офицерского состава служба являлась смыслом всей жизни и не ограничивалась сроком контракта, то сегодня военнослужащие лишь исполняют свой конституционный долг и реализуют свое право на труд посредством прохождения военной службы.
В соответствии с утвержденной типовой формой контракта о прохождении службы граждане, поступающие на службу по контракту, берут на себя обязательства исполнять общие, должностные и специальные обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Каких-либо обязательств о соблюдении морально-нравственных принципов, а также правил, относящихся к чести и достоинству, контракт не содержит.
Сегодня происходит переоценка ценностей и ориентиров в жизни. Однако, ни в одном современном нормативном правовом акте не раскрыты сущность и содержание понятий «честь» и «достоинство». А когда нет единого понимания содержания и сути этих понятий, то возникают проблемы с оценкой того или иного проступка офицера.
Видимо, понимая, что не все морально-этические нормы можно урегулировать нормами права, ряд министерств и ведомств в современных условиях принимают свои корпоративные «кодексы чести». Так, например, судейским сообществом 21 октября 1993 г. принят Кодекс чести судьи Российской Федерации, Приказом председателя государственного таможенного комитета от 3 сентября 1997 г. №530 введен в действие Кодекс чести таможенника Российской Федерации, приказом министра внутренних дел Российской Федерации от 1993 г. №501 утвержден Кодекс чести сотрудника органов внутренних дел, а приказом министра внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1138 утвержден Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
Во всех этих нормативных правовых актах содержатся конкретные морально-этические требования и нормы поведения, за нарушение которых сотрудники могут быть привлечены к ответственности.
КОДЕКС ЧЕСТИ РОССИЙСКИХ ОФИЦЕРОВ – ОТ ПРОШЛОГО К БУДУЩЕМУ
Во все времена сила русской армии основывалась на духовных началах. Поэтому не случайно, что многие нормы морали, а также понятия офицерской чести и достоинства получали свое юридическое закрепление в уставах, наставлениях, приказах. На сегодняшний день коренным образом обновилось законодательство, регулирующее вопросы организации обороны страны, прохождения военной службы, правового статуса военнослужащих и другие вопросы, связанные с военной службой.
Актуальность исследования. Моральные традиции в офицерском корпусе Российской армии всегда играли важнейшую роль. Воспитанные на понятиях чести, офицеры берегли честь мундира, честь полка, свою личную честь. Сама офицерская среда требовала соблюдения определённых правил.
Исторический анализ правового регулирования понятия воинской чести в русской и советской армии показывает, что наряду с четким регламентированием вопросов, связанных с прохождением военной службы, большое внимание уделялось нравственности военнослужащих, соблюдению норм и правил поведения на службе и в быту.
И сегодня с приданием Вооружённым Силам Российской Федерации нового облика вопросы соблюдения воинской чести обретают новое значение и новый смысл.
Объектом исследования является офицерская честь как свод норм и правил поведения российских офицеров в свете сложившейся исторической традиции и современных требований.
Предметом исследования выступают моральные, этические и профессиональные качества офицера российских Вооруженных Сил как носителя офицерской чести.
Целью исследования является выработка и формирование единства взглядов по принципиально важным вопросам офицерской чести и офицерского достоинства.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Теоретико-методологическую основу работы составили исследования по изучаемой проблеме (Д.А. Волкогонов, Э.Ф. Свидзинский, М. Галкин,
А.И. Каменев, Н.Д. Бутовский и др.).
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что его результаты могут быть использованы для разработки положений Кодекса чести офицера современной Российской армии.
1. ВОИНСКАЯ ЧЕСТЬ КАК СВОД МОРАЛЬНЫХ И ЭТИЧЕСКИХ НОРМ
В Русской армии всегда существовало единство взглядов офицеров по ряду принципиально важных позиций, которые касались вопросов чести, долга, товарищества и достоинства офицерского звания. Офицеров называли «белая кость», подразумевая по этим чистую совесть и незапятнанную честь, которые были для офицера превыше всего. Центральное место в системе морально-нравственных представлений русского офицерства всегда занимало понятие офицерской чести. Воинская честь всегда была присуща войску и составляла его характерную черту во все исторические эпохи. Понятие чести отражает отношение человека к себе и отношение других людей к нему и его конкретным заслугам. О том, насколько честен (или бесчестен) человек, судят главным образом окружающие, формируется общественное мнение. Обычно люди высоко ценят тех, кто является «человеком чести». В одном из опросов, проведенных исследователями среди военнослужащих, содержался вопрос: «Какие качества Вы больше всего цените в командире?». Подавляющее большинство опрошенных на первые три места поставили справедливость, честь, компетентность [1, с.58-68].
Кого же можно назвать «человеком чести»? Представляется довольно сложным дать точное определение понятию чести (хотя многие авторы раскрывают содержание этого термина), так как каждый понимает «честь» по-своему, исходя из собственных жизненных установок, ценностных ориентиров. На развитие чувства чести сильно влияет среда, родители, авторитет окружающих с детства людей, уровень образованности человека. Вследствие этого формируются разные представления о чести. Так, если один считает ложь поступком бесчестным, то другой не видит в этом ничего предосудительного. У одного человека чувство личного достоинства сочетается с добрым и благородным отношением к окружающим его людям, а у другого чувство собственного величия приобретает гипертрофированные размеры и проявляется в высокомерии к подчиненным. Кто-то понимает товарищество как готовность, не раздумывая, прийти на помощь в трудную минуту, а некоторые подразумевают под этим «круговую поруку» или попустительство. Для одних чувство истинного честолюбия проявляется в стремлении добиться успехов в работе и заслужить признание коллег, для других же честолюбие является синонимом тщеславия и карьеризма, и они рвутся к вершинам власти, не считаясь ни с кем и ни с чем.
Слово «честь» может рассматриваться и с правовой точки зрения. Так, Большая Советская Энциклопедия дает следующее толкование: «честь и достоинство (правовая защита), охраняемые законом личные неимущественные и неотчуждаемые блага, означающие осознание лицом своего общественного значения и признание за ним этого значения со стороны общества» [3, с.212].
В Большом энциклопедическом словаре содержание понятия чести раскрывается следующим образом: «честь, достоинство, деловая репутация (правовая защита), по российскому праву гражданин или юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, а также возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространителем. В случае невозможности установления лица, распространившего указанные сведения, гражданин или юридическое лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании указанных сведений не соответствующими действительности» [4, с.1349].
Статья 23 Конституции Российской Федерации предоставляет каждому гражданину право на защиту своей чести [5, с.147-149]. Любой человек может потребовать по суду опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство, так как они охраняются нормами гражданского и уголовного права. В соответствии с уголовным законодательством, статья 17 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет меру наказания за преступления, совершенные против свободы, чести и достоинства личности. В комментарии к Уголовному кодексу содержится определение чести как «оценки личных и социальных качеств человека как гражданина общества» [6, с.316].
Что включает в себя понятие «офицерская честь»? К обсуждению данной проблемы были причастны русские военные мыслители, военачальники, многие писатели-классики.
В изданной в XIX в. книге для офицеров «Наставление к самодисциплине и самовоспитанию» (имеющей подзаголовок «Собрание писем старого офицера к своему сыну») на этот счет сказано следующее: «Истинная честь есть добрая слава, которой мы пользуемся, общее доверие к нашей правдивости и справедливости, к нашей чистосердечной любви к людям;. » [7, с.96-98].
Одним из принципов офицерской идеологии было убеждение, что высокое положение офицера в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств. Кадровый военный при любых обстоятельствах должен был сохранять свое личное достоинство как составляющую достоинства своего звания. «Чувство чести требует, чтобы офицер во всех случаях умел поддержать достоинство своего звания на той высоте, на которой должно находиться достоинство этого класса общества, несущего на себе священную обязанность защищать престол и отечество» [9, с.231]. Находясь в публичном месте, офицеру полагалось не забывать, что он не только образованный человек, но и представитель всей офицерской корпорации. Поэтому русскому офицеру предписывалось бывать только в тех обществах, где «господствуют добрые нравы», воздерживаться от посещения сомнительного рода заведений, не увлекаться вином или азартными играми, не предпринимать никаких действий, могущих бросить тень на него лично, а тем более на весь корпус офицеров. Офицеру не полагалось принимать на себя обязательства, которые могли бы его скомпрометировать, как, например, игра на бирже или участие в сомнительных коммерческих мероприятиях.
Кодекс Чести признавал священным долгом для каждого офицера сохранять свое достоинство и доброе имя: «она (честь) является главной драгоценностью для офицера, священный долг которого сохранять ее в чистоте и безупречности» [10, с.16-18].
Чувство собственного достоинства ничего общего не имело с чванством, заносчивостью или чувством превосходства над гражданским населением. «Напротив, офицер должен оказывать уважение всякому званию и вести себя с одинаковым достоинством со всеми классами общества, причем в отношении людей, стоящих ниже его по образованию, не должен опускаться до уровня их нравов, а напротив, стараться поднять их до собственной высоты» [11, с.155].
Внутреннее чувство благородства, на котором зиждилось представление офицера о своем положении в обществе, составляло неотъемлемый элемент понятия чести. Благородство состоит в способности жертвовать личными интересами в пользу других, великодушии, неспособности унижаться и унижать окружающих. В кодексе чести отмечалось, что офицер «есть благородный защитник Отечества, имя честное, звание высочайшее». По словам современников и военных историков, рыцарские благородные сердца, бесконечно любящие Родину, бились в груди не только великих наших прославленных полководцев, но и абсолютного большинства офицеров Российской императорской армии.
Представления о благородстве воинского дела имели давние традиции. В изданной для офицеров книге «Наставление к самодисциплине и самовоспитанию» на этот счет сказано следующее: «Офицерское сословие есть благороднейшее в свете, так как его члены не должны стремиться ни к выгоде, ни к приобретению богатства или других земных благ, но должны оставаться верны своему высокому, святому призванию, руководствуясь во всем требованиями истинной чести и сосредотачивая все мысли и чувства на самоотверженной преданности своим военачальникам и отечеству» [12, с.36].
А вот с какими словами обращался к кадетам и юнкерам великий князь Михаил Павлович, долгое время руководивший военно-учебными заведениями Российской империи: «Военная служба, сия благороднейшая служба, сколь представляет она вам в будущности славы! Слава на поле битвы для благородной души сколь имеет отрады. и если участь удручила пасть на нем, то остается память. Но это ли одна слава военного? Ежечасное самоотвержение, постоянство и терпение в трудах, без ропота, без устали, сколь они почтенны! Достойный офицер обязан, прежде всего, повиноваться начальникам и наблюдать неукоснительно за исполнением их приказаний. Повиновение же должно быть искренне и безусловно. Помните всегда, что настоящая честь военного человека состоит в благородном поведении» [7, с.101-102].
Постоянно присутствующая угроза смертельного поединка очень повышала цену слова и, в особенности, «честного слова». Готовность рисковать жизнью для того, чтобы не быть обесчещенным, требовала немалой храбрости, а также честности, выработки привычки отвечать за свои слова. «Демонстрировать обиду и не предпринимать ничего, чтобы одернуть обидчика или просто выяснить с ним отношения, считалось признаком дурного воспитания и сомнительных нравственных принципов. Публичное оскорбление неизбежно влекло за собой дуэль. Дуэль как способ защиты чести несла еще и особую функцию утверждала некое офицерское равенство, не зависящее от служебной иерархии» [17, с.16-17].
С понятием офицерской чести было абсолютно несовместимо угодничество перед начальством, подобострастие, трусость, сокрытие правды или доносительство. Начиная с кадетского корпуса, правило «не фискаль» считалось краеугольным камнем поведения будущего офицера. Тот, кто нарушал его, становился «парией» и сотоварищи относились к нему с величайшим презрением [17, с.18-20].
Преданность войсковому товариществу в российской армии являлась неотъемлемым слагаемым офицерской чести. Под товариществом понимается не попустительство, круговая порука и покрывательство, а высокая требовательность друг к другу, основанная на доверии, порядочности и взаимовыручке.
2. ВЗГЛЯДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ НА ВОИНСКУЮ ЧЕСТЬ
Суворовская заповедь «сам погибай, а товарища выручай» служит лейтмотивом дружеских отношений в офицерской среде.
М.И. Драгомиров, талантливый полководец, выдающийся военный писатель и педагог, по характеристике из военной энциклопедии издания
И.Д. Сытина, «один из оригинальнейших крупнейших людей своего времени, популярный во всех слоях общества», возрождал в армии интерес к идеям и наследию А.В. Суворова. По поводу офицерского братства М.И. Драгомиров говорил: «Мы принадлежим к единому великому товариществу. Выручка своих во всех смыслах становится для солдата и для начальника святейшим законом. Товарищество серьезное, достойное людей, себя уважающих, не только не исключает служебной требовательности, но предполагает ее» [20, с.156].
Даже в наши дни никто не сочтет устаревшими «Заповеди товарищества», которые генерал-инспектор военно-учебных заведений великий князь Константин Константинович в 1913 г. разослал по всем кадетским корпусам и военным училищам от своего имени. Они по-прежнему сильны нравственностью, способны побудить любого к размышлению о сути ратной службы, особенностях жизненного выбора:
Выпускникам одного и того же корпуса, училища прививалось ощущение особого родства, единства, общности. В течение всей последующей службы они могли свободнее, чем это предписывал устав, обращаться друг к другу независимо от должности, положения в обществе, военной и политической структуре. Например, в личных письмах офицеров к военному министру
А.Н. Куропаткину нередко встречается выражение «как павлон павлону». Иначе говоря, адресант придавал этим особую доверительность письму, подчеркивал, что обращается не просто к главе военного ведомства, а и к питомцу того же Павловского военного училища, которое имел честь окончить сам.
Но не стоит думать, что в то время честь офицера заключалась только в его благородном поведении. Воинская честь состояла, прежде всего, в верности и преданности, строжайшем исполнении долга. Чувство долга считалось величайшей добродетелью в глазах государства. Известный военный историк И. Ильин, рассуждая о рыцарских и дворянских традициях в мировой истории, в частности говорил по этому поводу: «Истинною и живою опорою государства и государственной власти всегда были те люди, те слои, те группы, которые воспринимали общественное деяние как сверхклассовое служение Родине; которые в этом служении видели долг чести и бремя ответственности; которые стремились именно служить земле, а не властвовать над нею» [20, с.174-175]. Долг чести обязывал российского офицера любить Россию, служить Отечеству верой и правдой, неукоснительно следовать девизу «Честь и Родина», сохранять верность присяге, свято чтить боевое знамя воинской части, как символ чести и доблести защитников Родины и напоминание о долге. Исполнение долга для русского офицера зачастую граничило с самопожертвованием.
Незыблемое правило «служить верно» входило в кодекс чести офицера и имело статус этической ценности, нравственного закона. Этот закон безоговорочно признавался многими поколениями офицеров, принадлежавшими к разным кругам общества. Показателен в этом отношении эпизод, запечатленный А.С. Пушкиным в «Капитанской дочке», когда дворянин Андрей Петрович Гринев дает наставление сыну: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их ласкою не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду» [24, с.233].
Офицер, как носитель воинской чести, обязан был также быть профессионалом в военном искусстве. Военнослужащему в царской армии вменялось «ревностно и усердно» исполнять свои обязанности на благо России, быть авторитетом и примером для подчиненных, проявлять мужество и храбрость в сражениях. Воспитанное с детства чувство собственного достоинства «четко проводило грань между государевой службой и лакейским прислуживанием». Быть мужественным и храбрым ему следовало не для того, чтобы достичь славы, богатства, высокого чина, «а потому что он офицер, потому что ему многое дано, потому что он должен быть именно таким, ибо таково было требование офицерской чести» [22, с.287].
Кодекс чести предусматривал овладение русскими офицерами военным искусством в суворовском духе: сражаться, прежде всего, не силой, а умом; добиваться побед «малой кровью»; предпочитать честный бой, проявлять личное мужество и презрение к опасностям, а если умирать, то «с честью и славой» [23, с.29].
М. Воронцов считал, что отличительным качеством офицера, который «размышляет о славе, о чести и ничтожности смерти» должен быть «геройский дух». «Долг чести, благородство, храбрость и неустрашимость должны быть святы и нерушимы; без них все другие качества ничтожны; храбрость ничем на свете заменить не может» [9, с.235].
Русский офицер обязан был чтить законы государства и воинские уставы. В понятие воинской чести в России входила исключительная верность военнослужащих престолу и отечеству и уважение к законам государства.
В военном журнале XVIII в., в статье «О нравственном образовании военных людей» по этому поводу отмечалось следующее: «Не достоин ли презрения воин, дерзающий именовать себя защитником Отечества и притом нарушающий законоположения онаго, святости коих надлежало бы ему быть главнейшею подпорою» и здесь же «Военное состояние почтеннее всех прочих, когда исполняет все свои обязанности; но воин, не удовлетворяющий гражданским законам своего Отечества, недостоин быть членом государства и жить под покровом верховной власти. » [11, с.63].
Кодекс офицерской чести также призывал «ведать законы государственные и уставы воинские», быть «благородным гражданином и патриотом», сохранять верность Присяге и Знамени, «ни при каких обстоятельствах не допускать измены и предательства» и всецело следовать принципу «честь дороже жизни».
Верность присяге имела первостепенное значение в офицерской среде. По присяге 1651 г., например, офицер подтверждал «крестным целованием», что он «Царю примити и добра хотети во всем правду, никакого лиха ему, Государю, не мыслить, с немецкими и иными людьми биться, не щадя головы своей до смерти, из полков и из посылок без указу не отъезжать и воевод не оставлять, по свойству и дружбе ни по ком не покрывать» [9, с.155].
Нарушение присяги расценивалось как бесчестие и не могло допускаться в офицерской среде. Присягнув на верность Государю и Отечеству, русский офицер считал себя навсегда связанным данным обещанием, и отступить от него было так же немыслимо и позорно, как, например, проявить трусость в бою. Поэтому случаи нарушения присяги были единичны.
Такое же положение сложилось и в 1917 г., когда Николай II своим отречением освободил военных от данной ему присяги. Это тогда и определило судьбу офицерского корпуса.
Понятие офицерской чести включало в себя безусловное уважение противника, кем бы он ни был. Рыцарские качества русского офицерства требовали от войска гуманного способа ведения войны, традиционного соблюдения ее законов, когда упор делался на уничтожение вооруженной силы противника и победу, а не на истребление его как нации и разорение страны.
Кодекс чести предписывал: «Предпочитать честный бой; соблюдать кодекс военной морали, законы и обычаи войны, руководствоваться военной необходимостью; проявлять человеколюбие и гуманность, милосердие к побежденному противнику, военнопленным, гражданскому населению; не допускать неоправданного и чрезмерного насилия, мародерства, грабежей»
[20, с.53-55].
Уже в первых Петровских указах, несмотря на жестокость того времени, предписывалось «не обижать» мирное население, когда «город или крепость штурмом взяты будут» и благородно относится к пленным: «Никто да не дерзает пленных, которым уже пощада обещана и дана, убити, неже без ведома генерала и позволения освобождать под потерянием чести и живота» [11, с.37-39].
В истории России известно много фактов уважительного отношения к противнику. Так, например, государь Александр II лично вернул саблю плененному Шамилю и определил ему местом жительства особняк в Калуге, который охранялся верными мюридами Шамиля. А детей вождя восставшего Кавказа послал учиться в Академию Генерального Штаба Русской Армии. Так толковало воинскую честь русское офицерство.
Примером гуманности и чувства сострадания к побежденному врагу может служить также благородное, со стороны русских, отношение к поверженным и плененным турецким военачальникам на Шипке и Плевне.
Русские офицеры носили военную форму на службе, вне службы, дома, в отпуске. И это постоянное пребывание в мундире было непрестанным напоминанием офицеру, что он находится на службе Его Величества. Офицер всегда был при оружии, что свидетельствовало о немедленной готовности обнажить его для утверждении чести и славы Родины.
Форма одежды всегда имела для военного человека особое значение, так как подчеркивала его государственный статус и священную обязанность по защите Отечества.
Кодекс Чести предписывал гордиться своим мундиром, знаками отличия и принадлежностью к своему роду войск. Понятие чести военного мундира родилось при Петре I, когда каждый род войск имел свою форму, свой мундир, честь которого он обязан был защищать. Многие российские государи вводили собственные традиции в ношении военной формы. Николай I, например, самолично нарисовал эскиз формы «Золотой роты» дворцовых гренадер. Будучи знатоком военных форм и неплохим рисовальщиком, он прорисовал все, начиная от огромных медвежьих шапок, красных мундиров и кончая даже формой усов и бакенбардов.
В период правления Екатерины II, известной своей заботой об укреплении государства российского, основные положения обучения и воспитания войск были изложены в «Инструкции пехотного (конного) полка полковнику. «Инструкции» указывали, что главной обязанностью полкового командира является «честь и право полка своего весьма удерживать». Его первый долг и забота должны были быть «о пользе, службе, чести и сохранении полка» [9, с.211].
Исторически сложилось так, что для российского офицера честь играла главенствующую роль не только в военной карьере, но и во всей его жизни даже после завершения службы. Ее потеря означала не только конец военной службы, но и лишение определенного социального статуса, так как такого человека исключали из жизни дворянского общества. За нарушение чести полагалось «изгнание офицера из полка без жалованья и пенсии». Уронивший достоинство подвергался осуждению в офицерском собрании, никто не подавал ему руки.
3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ КОДЕКСА ЧЕСТИ ОФИЦЕРОВ РОССИЙСКИХ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ НОВОГО ОБЛИКА
В современных условиях с переходом преимущественно на контрактную основу комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации несколько изменились, а точнее, снизились требования по соблюдению военнослужащими правил, относящихся к понятиям воинской чести и достоинства. И тому, видимо, есть свои объяснения. Если раньше для офицерского состава служба в армии являлась смыслом всей жизни и не ограничивалась сроком контракта, то сегодня военнослужащие лишь исполняют свой конституционный долг и реализуют свое право на труд посредством прохождения военной службы.
В соответствии с утвержденной типовой формой контракта о прохождении военной службы граждане, поступающие на военную службу по контракту, берут на себя обязательства исполнять общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Каких-либо обязательств о соблюдении морально-нравственных принципов, а также правил, относящихся к воинской чести и достоинству военнослужащих, контракт не содержит.
В то же время необходимо отметить, что некоторые морально-этические нормы поведения военнослужащих в настоящее время нашли свое юридическое закрепление в ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих», общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 13 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащий обязан:
Что касается ответственности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, то в соответствии со ст. 104 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации предусмотрено их досрочное увольнение в запас с военной службы. Однако Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке прохождения военной службы такого основания для увольнения не предусмотрено. Уволить военнослужащего за нарушение им условий контракта (в случае совершения им проступка, порочащего честь и достоинство военнослужащего) можно лишь в том случае, если положения о чести и достоинстве закреплены в обязанностях военнослужащих, соблюдать которые военнослужащий должен по условию контракта. В противном случае за нарушение норм морали, воинской чести и достоинства военнослужащий не может быть досрочно уволен с военной службы.
«. уважать честь и достоинство каждого» (ст. 13 УВС);
«. свято блюсти воинскую честь; При прощании друг с другом допускается вместо «до свидания» говорить «честь имею»« (ст. 64 УВС).
«Появление в нетрезвом виде на службе и в общественных местах является грубым дисциплинарным проступком, позорящим честь и достоинство военнослужащего» (ст. 69 УВС);
Сегодня армия и ее офицерский корпус живут в новой исторической обстановке, в которой произошли существенные изменения в социально-экономической, политической и духовной сферах. Происходит переоценка ценностей и ориентиров в жизни. Однако, как видно из приведенного обзора, ни в одном нормативном правовом акте не раскрыты сущность и содержание понятий «воинская честь» и «достоинство». А когда нет единого понимания содержания и сути этих понятий, то возникают проблемы с оценкой того или иного проступка военнослужащего. Все это накладывает свой, порой весьма негативный, отпечаток на морально-нравственную атмосферу в воинских коллективах.
Видимо, понимая, что не все морально-этические нормы можно урегулировать нормами права, ряд министерств и ведомств в современных условиях принимают свои корпоративные «кодексы чести». Так, например, судейским сообществом 21 октября 1993 г. принят Кодекс чести судьи Российской Федерации, приказом председателя государственного таможенного комитета от 3 сентября 1997 г. № 530 введен в действие Кодекс чести таможенника Российской Федерации, приказом министра внутренних дел Российской Федерации от 1993 г. № 501 утвержден Кодекс чести сотрудника органов внутренних дел. Во всех этих нормативных правовых актах содержатся конкретные морально-этические требования и нормы поведения, за нарушение которых сотрудники могут быть привлечены к ответственности. В то же время армия, ее офицерский корпус, всегда стоящий на защите Отечества и его граждан, такого кодекса не имеют. Нарушается преемственность поколений и связь времен. Такое положение необходимо изменить, и первым шагом в этом направлении могло бы быть проведение Всеармейского собрания офицерского корпуса России, на котором необходимо обсудить и принять Кодекс чести офицера.
Что касается деятельности судов чести офицеров в Вооруженных Силах Российской Федерации то, до 29 ноября 2001 г. в Вооруженных Силах Российской Федерации действовало Положение о товарищеских судах чести офицеров в Вооруженных Силах СССР, утвержденное Указом Президиума Верховного совета СССР от 25 сентября 1980 г., в соответствии с которым товарищеским судам чести офицеров было предписано «охранять честь и достоинство офицерского звания, оказывать активную помощь командирам в воспитании офицерского состава в духе требований морального кодекса строителя коммунизма, строгого и точного соблюдения Конституции СССР и советских законов, военной присяги, воинских уставов и приказов, содействовать сплочению офицерских коллективов, созданию в них обстановки нетерпимости к нарушителям воинской дисциплины, норм коммунистической морали и нравственности» [24, с.17-18]. В настоящее время суды чести офицеров в Вооруженных Силах Российской Федерации не предусмотрены. Возможно поэтому постепенно уходит из армейской среды такое понятие, как «воинская честь».
А нужны ли вообще в правовом государстве суды чести офицеров? Безусловно да, поскольку они призваны осуществлять контроль и привлекать к ответственности военнослужащих за нарушения не правовых норм, а норм морали и нравственности. И учитывая изменения, произошедшие в последние годы в законодательстве Российской Федерации, вековые традиции Российской армии, необходимо разработать и принять новое положение о судах чести офицеров, учитывающее современные реалии, внести соответствующие изменения в федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», в типовую форму контракта о прохождении военной службы и общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, создав тем самым правовую основу для возрождения в Вооруженных Силах Российской Федерации нравственных и морально-этических принципов и норм поведения офицера на службе и в быту.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Было в старину хорошее выражение: «рыцарь без страха и упрека». Речь шла о таком благородном воине, который в бою «оказывая верх мужества и доблести, оставался верен всем высоким понятиям о воинской чести». Таких рыцарей без страха и упрека мы найдем на протяжении нашей военной истории, такие и сейчас ежемесячно множат свои подвиги.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ