Что такое официальная и неофициальная альтернативная культура приведите примеры
Дайте определение понятиям субкультура и контркультура? приведите примеры их проявления?
Дайте характеристику понятию культура.
Культура– это и процесс, и результат целенаправленной человеческой деятельности по усовершенствованию всех сфер жизни и самосовершенствованию. Другими словами, культура – это то материальное и духовное, что создано человеком (в отличие от природных вещей и явлений).
Какие виды культуры вы знаете? В чем состоит их отличие друг от друга?
Материальная культура основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичной потребности человека.
Духовная культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.
Художественная культура основана на иррациональном, творческом типе деятельности, выражается как в объективно-предметной, так и субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.
Физическая культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной (телесной) форме, удовлетворяет первичные потребности человека.
Охарактеризуйте основные элементы культуры.
Ценности культуры – это идеальные представления человека и общества о значимости, важности явлений, процессов, идей, принципов, людей и иных аспектов и практик жизнедеятельности. Ценность культуры имеет духовную значимость (например, значимости семейных традиций, религиозных праздников и пр.), которая не связана с предметной сущностью. Ценности заставляют людей задуматься о значимых событиях, процессах, фактах и задают рамку морального поведения людей.
Нормы – это устоявшиеся в обществе правила, образцы и модели поведения людей, алгоритмы поступков и действий, которыми люди руководствуются в жизни. Нормы воплощают в себе общепринятые формы взаимодействия людей в обществе и регулируют принципы поведения в той или иной ситуации.
Идеал – это абстрактный образ того или иного явления, процесса как наивысшей ценности. Идеал имеет идеальную сущность, это воплощение совершенной идеи. Чаще всего идеалы недостижимы для людей, поскольку имеют такой образ, который далек от реальности. Идеальным могут быть устройство общества или идея, предмет или образ человека.
Традиция – это передающаяся из поколения в поколения часть культурного наследия в виде норм, обычаев, обрядов, навыков, правил поведения. Традиции поддерживаются, как правило, большей частью общества. Главным свойством традиции является ее неизменность на протяжении длительного времени. Традиции в культуре также означают уважительное отношение к накопленному социальному опыту людей, к своим историческим корням, внимание к сохранению уникальных культурных образов, которые составляют культурный код общества.
Менталитет – это социально-психологический слой культуры, который укоренен исторически в сознании, поведении людей. С другой стороны менталитет – это образ мыслей, картина мира, способ видения мира, привычка сознания, которые определяют предрасположенность поступать тем или иным образом. Менталитет, как правило, характерен для представителей больших социально-культурных общностей (нация, страна, этнос, народ).
Какие функции выполняет культура?
· компенсаторную и игровую функции.
Какие виды культуры существуют? В чем состоят критерии их выделения?
Что такое экранная культура? приведите примеры экранной культуры? какую роль она играет в современном мире?
Экранная культура, является показателем социокультурного прогресса в истории мирового сообщества. Она обеспечивает принципиально новый способ коммуникации и трансляции информации, ее распространение средствами кино, телевидения, компьютера привело к изменению картины мира, видения человека. Экранная культура системно и синхронно объединяет: звук и изображение, интонации и движения, форму и цвет. Поэтому ее воздействие на чувственную сторону человека, близко к непосредственно переживаемой реальности.
Дайте определение понятиям субкультура и контркультура? приведите примеры их проявления?
Субкультура — часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Это личности, которые осознанно примыкают к меньшинству, поскольку не принимают стандарты того общества, в котором живут. Чтобы определенное общественное явление, имеющее идейных последователей в виде четко очерченной или условной социальной группы, могло называться именно субкультурой, отличие от доминирующей культуры должно быть существенным.
· язык (сленг, социолект, арго),
· прочие элементы такого порядка.
Основные функции контркультуры:
· разрушительная, так как она ограничивает официальную культуру;
· деструктивная, связанная с разрушением вечных ценностей;
· революционирующая, обновляющая функция, так как КК ведет к обновлению культуры общества.
В чем проявляются проблемы духовного кризиса и поиска в молодежной среде что необходимо сделать для формирования у молодёжи моральных ценных установок идеалов и нравственных ориентиров?
Духовный кризис – один из видов личностного кризиса, выражающийся в переживании утраты бытийной основы существования, которое возникает в ответ на эмоциональную реакцию относительно индивидуально значимого события или явления и сопровождается нарушением процесса поиска сакрального. Проживание духовного кризиса индивидом ведёт к построению у него новой системы жизненных ориентиров, основанной на приобретённом субъективном опыте. Духовный кризис проявляется в конфликтных состояниях, обусловленных страхом смерти, одиночеством, свободой, бессмысленностью, виной, ответственностью, неудовлетворённостью и страданием.
Проблемы духовного кризиса:
1) Молодежь все меньше и меньше посещают церковь.
2) Дети не читают литературу, газеты и другие источники информации
3) Не сформулированное или размытое мнение о чем-либо
проблемы духовного поиска:
а) Молодежь не может найти увлечение/занятие, которое бы ему понравилось (например, чтение книг, посещение лекций, занятий, мероприятий)
б) Неприязнь к учебе, все больше и больше детей заняты «игрушками» в компьютерные игры.
Что такое культура: понятие, примеры, признаки, виды, функции
Мы часто слышим и употребляем слово «культура» в повседневной жизни. Культурой называют уровень воспитания человека, причём как искренне, так и с иронией. На полях растут сельскохозяйственные культуры, а в каждой деревне есть свой Дом культуры (или даже Дворец). Пока биологи выращивают в чашках Петри культуры бактерий, археологи раскапывают культуры древних цивилизаций. Да что археологи? В каждой профессии есть своя культура – профессиональная.
Можно подумать, что у слова «культура» много разнообразных значений, но суть в том, что все его значения имеют общий смысл. Культура – это всё, что создано человечеством, и именно этот смысл так или иначе подразумевается во всех перечисленных выше случаях. Сегодня мы подробно разберём это понятие, чтобы впредь понимать, насколько глубокий смысл кроется в таком простом и привычном слове.
Что такое культура?
Культура – это совокупность результатов человеческой деятельности во всех её духовных и материальных проявлениях, которые являются отличительными признаками конкретного общества или социальной группы. Данное определение является наиболее универсальным, охватывающим максимальное количество аспектов, связанных с понятием «культура». Однако, это определение далеко не единственное. Давайте так же рассмотрим что такое культура в широком и узком смысле.
В повседневной жизни под культурой обычно подразумевают совокупность ценностей, моральных и нравственных принципов, а также уровень воспитания и образования отдельно взятого человека или группы людей.
Человеку свойственно трансформировать мир вокруг себя для достижения самых разных целей. Это и называется культурой, и в этом смысле она противопоставляется природе. Например, упомянутые выше микроорганизмы являются культурой лишь в чашке Петри, но не в гнилом яблоке или прокисшем супе. Также культуру можно определить как совокупность традиций, ценностей и прочих признаков, свойственных определенному обществу или социальной группе.
Применительно к разным сферам жизни культура изучается такими науками как культурология, история, философия, искусствознание, этнология, психология и множество других научных дисциплин. Авторство термина «культура» приписывается немецкому филологу Иоганну Кристофу Аделунгу, который впервые использовал его в 1782 году в своём эссе «Опыт истории культуры человеческого рода».
Признаки культуры
Как мы выяснили выше, можно по-разному понимать, что такое культура, акцентируя внимание на разных её аспектах. Устранить эту неоднозначность позволяют основные признаки, которыми она должна обладать:
Последний пункт важно учитывать, изучая культуры, ценности которых сильно отличаются от современных (например, те, в которых практиковались рабство, жертвоприношения и прочие явления, неприемлемые в современном мире). Это нельзя использовать как оправдание. Просто важно понимать, что у каждой культуры свои эталоны нравственности и морали, а также свои представления о социальной справедливости, добре, зле и прочих категориях.
Виды культуры, примеры
В любом достаточно большом обществе одновременно есть 3 основных вида культуры: элитарная, народная и массовая. Кроме того, параллельно с ними обычно существуют субкультуры и контркультуры. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее, а так же ознакомимся с примерами.
1. Элитарная культура
Элитарная культура – это часть общей культуры, доступная для понимания лишь небольшой части общества, обладающей определенными знаниями, эрудицией или образованием.
Основные признаки элитарной культуры:
К элитарной культуре относятся такие явления как театр, классическая музыка, «сложная» литература, авторское кино. В некоторых случаях объекты элитарной культуры выглядят для большинства населения не просто бессмысленно, но и глупо (например, сатирические карикатуры, тонко высмеивающие злободневные проблемы).
2. Массовая культура
К массовой культуре относятся произведения, нацеленные на основную массу населения. Это эстрадная музыка, цирк, жёлтая пресса, молодёжные комедии, мелодрамы и «мыльные оперы», современные сериалы и прочие культурные объекты массового потребления.
Основные признаки массовой культуры:
Иногда объекты массовой культуры с целью повышения популярности мимикрируют под элитарную культуру (например популярный сериал «Теория большого взрыва» с закадровым смехом позволяет зрителям ощущать себя причастными к современной науке).
3. Народная культура
Одним из главных признаков народной культуры является анонимность авторов (не потому, что авторы скрываются специально, а потому что произведение распространяется без упоминания авторства). К народной культуре относятся мифы, легенды, народные сказки и песни, анекдоты, афоризмы и прочие «мудрые высказывания».
Основные признаки народной культуры:
Важно также учитывать, что между разными видами культур наличествует определенная «диффузия». Например, если какое-то классическое произведение становится популярным и звучит в качестве рингтона из каждого второго смартфона, это переводит его из элитарной культуры в массовую.
Кроме того, многое зависит и от самого общества. Например, произведения Пушкина при его жизни принадлежали к элитарной культуре, поскольку 98% населения Российской империи в те времена не умело читать. Но сейчас с его произведениями знаком каждый, а значит, их можно относить к массовой культуре.
4. Субкультуры и контркультуры
Субкультура представляет собой обособленную часть общей культуры, выделяющуюся на общем фоне за счёт собственной системы ценностей, особых правил поведения, традиций и прочих социокультурных особенностей. К субкультурам относятся всевозможные молодёжные течения, а также сообщества фанатов литературных произведений (рассказы Лавкрафта, Толкиена), фильмов (Звёздные войны) или компьютерных игр (Fallout, StarCraft).
Контркультура – это специфический тип субкультуры, построенный на отрицании ценностей доминирующей культуры. То есть, представители контркультуры стремятся не только отстраниться от «мейнстрима», но и противопоставить себя ему, целенаправленно нарушая законы и правила общества, в котором живут.
Функции культуры
Для полного и точного понимания того, что такое культура, важно знать её основные функции. Она является не только главным признаком общества и всей человеческой цивилизации, но и главной движущей силой, поддерживающей и непрерывно стимулирующей развитие. Она оказывает влияние на каждого члена общества, формируя его внутренний мир, взгляды, ценности и жизненные цели.
В качестве наиболее важных исследователи выделяют следующие функции культуры:
Материальная и духовная культура
В завершение нашей статьи также поговорим о том, что культура традиционно делится на 2 фундаментальных вида: материальную и духовную.
К материальной культуре принято относить материальные объекты, созданные людьми и представляющие собой культурную ценность. К таковым обычно относят всевозможные исторические артефакты, строения, орудия труда, ритуальные аксессуары и прочие предметы, которые можно «потрогать руками».
К духовной культуре относят объекты, ценность которых не привязана к материальной оболочке. Это наука, просвещение, искусство, мифы, всевозможные художественные и литературные произведения, теоретические и эмпирические знания.
Важно понимать, что чётких границ между материальной и духовной культурой не существует. К примеру, дом точно является объектом материальной культуры. Но что можно сказать о проекте, по которому этот дом построен? С одной стороны, он материален, поскольку начерчен или распечатан на бумаге. С другой стороны, проект как «идею» дома можно рассматривать как нематериальный объект.
А что насчёт стихотворений Пушкина? Можно предположить, что это духовная ценность. И покупая томик стихов, мы платим лишь за бумагу и работу типографии, а духовную составляющую получаем бесплатно. Но всё станет гораздо сложнее, если мы захотим купить рукопись поэта. Тут выяснится, что хоть ценность и духовная, но за вполне материальный предмет заплатить придётся немало. То же относится к картинам великих художников и прочим предметам искусства, духовная ценность которых попросту неотделима от их материального воплощения.
Заключение
Культура – важнейший признак любого общества. Именно она определяет среду, в которой происходит воспитание и социализация людей, а значит, формируются их цели, ценности и жизненные принципы, манеры поведения и повседневные привычки. В этом проявляется одна из главных особенностей культуры – воспроизводимость. Вырастая в определённом обществе, человек «впитывает» его культурные особенности, и в будущем транслирует их следующим поколениям.
Культура официальная и неофициальная
Три эти характерные для XVI в. повести с разных сторон обосновывают одно и то же: необходимость сильного, централизованного правления страной как единственно надежного средства сохранить в ней порядок и справедливость и успешно продолжить “государственное устроение”. В противном случае страну ожидают анархия, распад, разорение. В первой из названных выше повестей акцент делался на провиденциальности и исторической обусловленности самодержавной власти на Руси; во второй подчеркивалась нравственная безупречность, праведность и святость подобной власти — на фоне порочности и злобы всех ее противников, а также — в идеале — ее народность, почвенность; в третьей повести на первый план выходила мысль, что в идеальном государстве вера и нравственная чистота являются лишь одним из двух необходимых условий совершенства, другим является твердая воля и сила деспотической власти, приносящей в жертву абсолютизированному порядку любого его вольного или невольного нарушителя. Главным героем литературного повествования в XVII в. становится само государство (царство), нередко персонифицированное в его первых лицах — князьях и царях; ему приписываются сила и героизм, мудрость и добродетели, извечность и святость; в это время Русь начинает именовать себя Святой, Великой и гордиться своей исключительностью, своим избранничеством. Идея Царства срастается с идеей Церкви в государстве; политический и религиозный идеалы тесно переплетаются, взаимопроникают друг в друга. Царь выступает как высшее проявление святости (“земной Бог”), а все светские политические акты трактуются как действия, направленные на укрепление веры и авторитета православной Церкви. Православное царство отождествляется с Церковью, а государственные интересы — с религиозными.
Созданная на рубеже XVI-XVII вв. “Повесть о начале Москвы” строит аналогии “Третьего Рима” с первым Римом и вторым, основанных на пролитой крови. Великая спасительная миссия Москвы — в масштабах всей Руси, значимость ее святынь мотивируются “пролитием кровей многих”. Так, поселившийся на месте будущего города боярин Кучка, построивший село с тем же именем (Кучка), возгордившись, прогневал основателя Москвы князя Юрия Долгорукого и был, по приговору князя, обезглавлен как раз там, где оказался впоследствии заложен московский Кремль; однако главный эпизод повести — убийство князя Андрея Боголюбского, сына Юрия, при участии дочери боярина Кучки — Кучковны, на которой сам Юрий женил своего сына, чтобы этим искупить свою вину за убиение невиновного боярина. Таким образом, судьбы основателя города и его сына, вольно или невольно принесенного в жертву великому городу, который явится вскоре главой царства, при всей искусственности книжной, умозрительной конструкции, оказываются связанными неразрывным узлом. Москва становится сакральным символом многострадальной Русской земли, главой Московского царства.
Наконец, историческая песня “О гневе Грозного на сына”, будучи фольклорным произведением, обыгрывает, с некоторыми вариациями, тот же сюжет — о сакральной жертве, приносимой в гневе грозным царем, как проявлении его государственной силы. Однако в фольклорном произведении жертва предупреждена проницательными царскими сановниками и не состоялась; она разрешается как Авраамова жертва, которую отклонил Господь (что оказывается принципиальным для народного сознания). Расхождения “верхов” и “низов” по отношению к одному и тому же сюжету весьма характерны: официальная книжная (она же державная) традиция жертвует личностью и семейными отношениями ради целостности и величия государства; народная же мудрость примиряет традиционные ценности семейного уклада и государство как аналог “большой семьи”, предпочитая ритуальному жертвоприношению, неизбежно сопровождаемому взаимной ненавистью и расколом сообщества, — гармонию и “лад” как основу мира и согласия в семье или государстве. Эта народная утопия так и не смогла предотвратить трагических, а подчас и катастрофических последствий для Московского царства и всей российской истории сакрализации самодержавного государства и личной власти царя, поддерживаемых террором и безудержным кровопролитным жертвоприношением как непременным условием величия и святости богоизбранного царства.
Идеал централизованного государственного устройства оказался весьма соблазнительным для других сфер жизни, предстающих в литературном освещении — как эталон, своеобразная матрица, наполняемая любым содержанием. В этот период создаются сводные, обобщающие книги, содержащие до мелочей регламентированные нормы хозяйственной и семейной жизни, поведение мирянина и его домочадцев (“Домострой”), нормы религиозной обрядности и церковного культа (“Стоглав”), сборник для духовного чтения на каждый день (“Великие Минеи Четии”), “Лицевой летописный свод”, собирающий и обобщающий различные по своему происхождению исторические повествования в единую книгу, а также грандиозная по замыслу и размаху исполнения “Степенная книга”, представляющая русскую историю, по меткому определению Д.С.Лихачева, как “государственный парад”.
Все эти масштабные (хотя и несколько однообразные) произведения древнерусской словесности, окончательно сложившиеся в XVI в. и содержавшие в себе одновременно черты художественности и деловой письменности, практически неотделимые друг от друга, составили массив “официальной литературы”, которая несла на себе идеологическое задание эпохи — исправлять жизнь, нравы, убеждения и веру подданных от имени и по произволу централизованного государства, упорядочивать и унифицировать их в соответствии с государственными канонами. Впервые в истории русской культуры складывался в общенациональном масштабе феномен официальности применительно к литературе, религии, политической идеологии, морали, правовым нормам и т.д., — фактически ко всей культуре.
Однако консолидация различных явлений культуры под знаком государственного официоза предполагала смысловое противостояние этой культурно-идеологической монополии государства нараставшей в обществе культурной дифференциации, идейному плюрализму и стилевому многообразию неофициальной культуры (включая литературу и словесность вообще). Можно даже сказать, что эти две противоположные тенденции были взаимообусловлены: чем больше множились и индивидуализировались в обществе идеи и настроения, отличные от официально принятых, — тем сильнее стремилось государство к их нивелированию и подавлению, тем решительнее отстаивало обязательность и незыблемость своих охранительных норм и принципов.
К неофициальной литературе XVI века относились широко распространившиеся публицистические произведения на различные общественно-политические и религиозно-философские темы, отличавшиеся оригинальностью идейного содержания, свободой и раскрепощенностью мысли, а, следовательно, и неканоничностью формы, не следовавшей за традиционным литературным этикетом и обладавшей необычной для средневековой словесности динамичностью и непредсказуемостью. Среди ярких публицистов XVI в. необходимо упомянуть тех же Ивана Пересветова и Ермолая (в иночестве Еразма), Иосифа Волоцкого, Вассиана Патрикеева, митрополита Даниила, Максима Грека, Зиновия Отенского, Андрея Курбского.
Принципиальное своеобразие публицистики эпохи Московского царства заключалось, во-первых, в том, что эти произведения словесности были ориентированы на рефлексию современной авторам действительности, и все происходившие в ней закономерные или случайные изменения (как и не происходившие вопреки ожиданию) вызывали ответную реакцию публициста в виде суждений, интерпретаций, оценок окружающей реальности, в то время как произведения всей предшествовавшей древнерусской литературы воссоздавали статичную символическую реальность (“вечность”) и не выходили из круга заданных идей и стереотипных представлений.
Во-вторых, публицистические произведения служили выражению личных воззрений и убеждений автора и освещали явления общественно-политические и государственные не как извечные богоданные аксиомы, предначертанные в Священном писании, но как проблемы, требующие исторически конкретного и индивидуального решения, осмысляемые людьми — в меру их понимания и в контексте своего исторического и житейского опыта. Речь шла, таким образом, о тех или иных субъективных интерпретациях действительности, не претендующих на всеобщность и полноту понимания истины, но правомерных в качестве возможных ее толкований в ряду иных, столь же возможных и субъективных.
Народная культура: признаки и особенности. Связь массовой и народной культуры
Народная культура – тема по обществознанию. Определение и признаки, примеры. Традиционная русская народная культура, что к ней относится? Массовая и народная культура: примеры взаимосвязи и отличия.
Народная культура — это форма культуры, создаваемая анонимными непрофессиональными авторами. К ней относятся народные сказки, былины, песни, танцы, традиционные промыслы и обряды.
Народная культура — бесписьменная, из поколения в поколение она переходит благодаря традиции. В ее создании принимает участие множество людей, неизвестных по именам, и фактическим творцом выступает народ как коллектив.
Устное народное творчество, включающее песни, сказки и легенды, называется фольклором.
Народная культура отличается от элитарной простотой содержания — она демократична и понятна не только образованной элите. От массовой культуры она отличается своим некоммерческим характером: целью народной культуры не является получение прибыли.
Признаки народной культуры
Создателем и носителем этой культуры, ее субъектом является народ, а не отдельные личности.
Она создается непрофессиональными творцами. Это, однако, не исключает высокого уровня мастерства.
Анонимность. Народная культура безлична, в ней не выражено индивидуальное авторское начало.
Опора на традицию. Народная культура воспроизводит принятые образцы, она консервативна.
Передается непосредственно от человека к человеку: от мастера к ученику, от исполнителя к зрителю.
Не институционализирована — не нуждается в формальных общественных институтах, существует и развивается сама по себе.
Василий Максимов. «Бабушкины сказки»
Русская народная культура
Народная культура национальна, то есть тесно связана с конкретным этносом. Можно говорить о немецкой, французской, китайской, русской народной культуре.
Русская народная культура уходит корнями в культуру восточнославянских племен. С формирования государства Древняя Русь в IX веке можно говорить о появлении древнерусской культуры, в дальнейшем породившей русскую, украинскую, белорусскую национальные культуры.
К русской народной культуре относятся былины и сказки, песни и танцы (зачастую обрядовые), частушки, пословицы и поговорки, зодчество и ремесла. Также к народной культуре относятся костюм, кухня и обряды — в том числе похоронные и свадебные.
Одежда жителей различных российских губерний. Густав-Теодор Паули, «Народы России». Источник: Wikimedia
Связь народной культуры с массовой и элитарной. Примеры
В традиционном обществе народная культура играла важнейшую роль, поскольку элитарная культура была доступна лишь немногочисленной аристократии и духовенству, а массовой культуры еще не существовало.
В индустриальном и постиндустриальном обществе значение народной культуры резко снижается. Однако полностью она не исчезает. Более того, возникает новый городской фольклор — анекдоты, легенды, дворовые песни. Создаются новые приметы и обычаи.
Даже интернет-мемы в каком-то смысле продолжают традиции народной культуры: их творцы анонимны и обезличены, приемы и темы повторяются из раза в раз.
Массовая культура порой имитирует формы народной, усваивает ее мотивы и приемы. Так, модельеры могут использовать народные узоры в своих коллекциях, а музыканты — элементы народных песен. Пример — фолк-группа «Бурановские бабушки», представлявшая Россию на «Евровидении» в 2012 году и занявшая там второе место.
Элитарная культура также может черпать вдохновение из народной. Например, сохранился записанный М. Ю. Лермонтовым текст народной песни «Татарский полон» («Что в поле за пыль пылит, / Что за пыль пылит, столбом валит? / Злы татаровья полон делят, /То тому, то сему по добру коню»). Эта запись отличается от других известных вариантов данной песни. Возможно, Лермонтов подверг текст обработке и планировал использовать его в одном из своих исторических произведений.
Интерес поэта к народной культуре проявился и в «Песне про купца Калашникова»: поэма написана в псевдонародном стиле.
А бывает и наоборот — произведения элитарной культуры становятся «народными». Например, колыбельная «Спи, младенец мой прекрасный» исполняется на стихи Лермонтова (сам он при написании вдохновлялся казачьей песней). А вот автор самого популярного мотива к этой колыбельной неизвестен, и это сближает песню с подлинно народными произведениями.