Что такое официальное и неофициальное общение
Общение официальное и неофициальное
ТЕМА 1
Деловые коммуникации: что это такое
Общение, его виды
Приходилось ли вам задумываться о роли общения в жизни каждого из нас и общества в целом? Как долго мы можем прожить без общения? Может ли человек существовать без общения вообще? Говорят, что общение – это естественная среда обитания человека. Это сложный процесс, в котором люди взаимодействуют, обмениваются информацией, влияют друг на друга, стремятся понять друг друга. Инструментом общения является речь.
Каждый, пожалуй, хотел бы освоить все тонкости искусства общаться, стать интересным собеседником, хорошим оратором, внимательным слушателем. Однако всё не так просто. И порой опыт, накопленный нами в повседневной практике, отнюдь не способствует тому, чтобы наше общение было успешным. Думается, правильней будет, не полагая, что в этой сфере нам все известно априори, разобраться в тонкостях такого важного инструмента, как общение. Поскольку мы общаемся в разных сферах деятельности, общение разделяется на виды, в каждом из которых действуют свои правила и законы.
Виды общения 1) официальное – неофициальное (частное, приватное); 2) устное – письменное; 3) диалогическое – монологическое; 4) межличностное – публичное; 5) непосредственное – опосредованное; 6) контактное – дистантное. |
Общение официальное и неофициальное
Представьте, что вы беседуете «в кулуарах» с бывшим одноклассником, шутите, хлопаете его по плечу и даже… вспоминаете прозвище, которым наградили его в 5 классе. Но проходит 10 минут – перед вами уже Роман Сергеевич, руководитель совещания, лидер, директор. Стиль взаимодействия сразу меняется. Эта простая иллюстрация показывает, что с точки зрения взаимоотношения общающихся и обстановки общение делится на два вида: официальное (деловое) и неофициальное (частное).
Деловым является общение во время совещаний, переговоров, презентаций и т.д. Деловое общение используется для организации социально значимой деятельности: научной, общественной, административной, управленческой, коммерческой, производственной. Оно связано с обсуждением вопросов организации производства, выполнения должностных обязанностей, планирования деятельности, установления внешних связей, принятием решений, заключением договоров, оформлением документов. Поскольку деловое общение обслуживает сферу деловых отношений, к нему предъявляются строгие требования, которые, в первую очередь касаются важных для коммуникации качеств речи (правильность, точность, ясность и др.) и соблюдения этических норм.
Частное общение – это общение в кругу близких людей, хороших знакомых, с которыми сложились доверительные межличностные отношения. Неофициальным может быть и общение в перерывах официальных мероприятий, на так называемых «корпоративах» – словом, тогда, когда оно характеризуется непринуждённостью. Здесь нет стандартов, требования к качествам речи не столь жёсткие, как в официальной сфере. Выбор слов и выражений в частном общении более свободный и регулируется этическими нормами, принятыми в данном обществе традициями и степенью близости собеседников.
Свободное – стереотипное общение
Официальное – неофициальное общение
По характеру взаимоотношений общающихся и особенностям обстановки общения выделяются частное (неофициальное) и официальное общение.
Официальное (должностное) общение – это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно, с соблюдением всех правил и формальностей. Частное общение – это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями.
Различение этих видов общения обусловлено наличием определенных сфер общения, социальных ролей и взаимоотношений между партнерами по общению.
Официальное общение происходит в сфере производственно-деловых отношений, т. е. там, где возможно исполнение человеком той или иной должностной роли (начальника, подчиненного, коллеги, представителя власти и т. д.). В этом случае человек выступает не как отдельная личность, а как представитель какой-то организации, группы и т. п. Соответственно строится его общение в целом и речь в частности – должностное лицо (лицо «при исполнении») должно строго соблюдать свою роль, быть максимально предсказуемым и понятным при исполнении этой роли. Поэтому общение в официальных ситуациях приближается к объект-объектному и является, скорее, коммуникацией. И речь должностного лица (устная и письменная) в соответствии с этим строится по шаблону, который в официальном общении призван обеспечить адекватность понимания в типовых ситуациях. Это касается как жанров, строящихся по жесткой схеме (например, заявление, резюме, объяснительная, докладная записка, отчет и пр.), так и оборотов речи.
Неофициальное, т.е. частное, общение, протекает более свободно и подчиняется только общим законам речевого взаимодействия.
Стереотипный вид общения используется прежде всего тогда, когда речь идет о соблюдении установленных ритуалов, т. е. о типовом поведении в типовых ситуациях. Это могут быть как официальные ситуации (начало и конец совещания, приветствие гостей и т. д.), так и неофициальные, бытовые (ситуации на приеме у врача, у прилавка магазина и т. д.). Обычно в таких случаях в качестве руководства к словесному и несловесному действию выступают рекомендации речевого этикета. Он включает определенные правила поведения и готовые словесные выражения (формы приветствия, извинения, просьбы, соболезнования, поздравления и т. д.), а также ответные речевые клише для речевого поведения, соответствующего каждой типовой ситуации в основных сферах общения.
В остальных ситуациях общение более свободно и предполагает творчество как в выстраивании взаимоотношений, так и в словесном оформлении высказываний.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Урок по теме»Официальное и неофициальное общение»
Краткосрочный план урока
Раздел долгосрочного плана:
Культура: язык и общение
Урок-систематизация и обобщение пройденного материала
ФИО учителя:Саитова М.К.
Официальное и неофициальное общение.
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
5.СГ1.понимать основное содержание текста, определяя главную информацию
5.СГ3.пересказывать содержание текстов (повествование, описание), используя эмоционально окрашенные слова
Пополнить лексический запас новыми словами. Послушать аудиотекст. Определить тему и идею текста. Ответить на разнотипные вопросы по тексту.
Понимает и определяет главную информацию.
Взаимоуважение, умение работать в команде.
Привитие ценностей осуществляется во время урока при индивидуальной и групповой работе: слушать другого не перебивая, высказывать свое мнение не об ученике, а о его работе, не задевая личных качеств. Текст выбран с учетом не только темы урока, но он содержит и воспитательный/нравственный компонент.
Межпредметная связь реализуется посредством интеграции Литературы (мифы и легенды) и Всемирная история (исторические события, деятели)
Учащиеся работают по устному тексту на основе аудиовидеоматериала
Онлайн-словари для определения значений слов
Учащиеся знают притчи о языке; имеют представление о языке как средстве общения, разнообразии языков в мире и родной стране.
Запланированные этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Учитель знакомит учащихся с целями урока (тема позже).
Затем излагает план урока, согласно которому будет проходить урок.
Активизация имеющихся знаний
— Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке.
Стратегия «1 минута»
Рассказать в течение одной минуты друг другу в паре о том, что нового они узнали о языке и речи, о культуре речи/общения (на выбор учителя).
Учитель, активно наблюдая, т.е. проходя мимо учащихся, слушает их поочередное говорение.
Учитель: Таким образом, чтО понимается под культурой речи и что надо делать, чтобы выработать ее у себя? Учащиеся пытаются дать ответы.
— Обратимся к теме нашего урока. Как вы понимаете ее? (предполагаемые ответы)
Ответить на вопросы, что же такое культура речи и каковы составляющие понятия «культура речи», а также почему так важно хорошо говорить, мы постараемся сегодня на уроке.
Дифференциация по способу мышления учащихся (аудиалы, визуалы, кинестеты) и
здесь же учет ЗБР (отвечают на столько вопросов, сколько смогут).
Разминка «Кто быстрей и точней?»
Учитель раздает учащимся по 2 карточки разного цвета. На первой – изученные слова и словосочетания по теме (термины и тематическая лексика), на второй – дефиниции этих слов/словосочетаний, толкования.
В течение определенного времени учащиеся должны найти соответствие «слово + дефиниция»
Это могут быть следующие слова и словосочетания
культура речи, речевой этикет, визитная карточка, речевые нормы, коммуникация, вербальные/невербальные средства общения (необязательно), эмоционально окрашенные слова, эпитет.
Задание: Объясните смысл следующего высказывания (на смарт-доске или на листочках, которые можно вклеить в тетрадь).
1.Заговори, чтобы я тебя увидел (Сократ).
Ф Комментарий учителя
Именно по речи можно узнать о человеке то, что нельзя узнать по его одежде и внешности. А т.к. Сократ был незрячим, он мог только по речи догадаться, кто перед ним: чужестранец, знатный человек или простолюдин (объяснить значения слов или сказать по-другому).
-Какая речь считается хорошей?
(предполагаемые ответы: выразительная, без ошибок, ясная, четкая, логичная, убедительная)
Рефлексия по этой части урока
Просмотр учащимися видео (можно только слушать текст, а не смотреть. Это даже предпочтительнее,т.к. развивается навык внимательного/активного слушания)
1. Учитель заранее знакомит учащихся с написанными на доске или высвеченными на смарт-доске отдельными словами и словосочетаниями, которые прозвучат в устном тексте, и все вместе выявляют их значение ( без укоризны в значении безукоризненный, гранит науки, логичность,уместность, наследие, даровать, не осквернять, речевой штамп, чинно, твердят,слоган,тембр, выразительность, эмоционально окрашенные слова, эпитет), с тем чтобы учащиеся поняли содержание текста.
2. Затем учащимся раздаются листы с вопросами и критериями оценивания. (Вопросы просматриваются учащимися заранее, ДО слушания).
В этих листах есть обязательные вопросы для всех и вопросы для более успешных или для тех, кто на них желает ответить. Эти вопросы должны как-то оформляться по-другому, например, другим шрифтом или обязательные вопросы до проведенной черты, после черты – дополнительные –см. ниже).
Вопросы по аудиотексту
1.Какой текст прозвучал: прозаический или стихотворный?
2.Были ли в тексте эмоционально-окрашенные слова? Какие? Это могут быть оценочные слова. (без укоризны, чинно, даровать, не осквернять, благозвучие).
3.О чем говорится в этом тексте? (О том, какой должна быть хорошая речь).
4. Что хотел сказать автор? (Что многое можно передать русским словом, т.е. русским языком).
5. Что можно передать русским словом?
(Абсолютно всё, что происходит в мире. Например, то, что «Светит солнце, ночь приходит».
Что «кто-то лжет, а кто-то прав».
6. Какая речь считается хорошей, по мнению автора, Татьяны Васенцевой? (Точная, правильная, немногословная, содержательная).
7. Сколько требований предъявляется к хорошей речи? (10 требований)
11. Как вы понимаете значение слова благозвучие? Из какой сферы пришло это слово (музыка).
Учащиеся будут работать в парах, чтобы передать друг другу содержание услышанного. Они еще раз укажут аспекты, входящие в понятие «культура речи», пополнят свой лексический запас по данной теме. 2. Затем они обсудят, почему речь является важной частью культуры, помня о значении этого слова. А также перечислят компоненты хорошей речи, о которых они услышали из аудиотекста. Выразят свое мнение: автор назвала все компоненты или их больше? Или, наоборот, их должно быть меньше? Приведут аргументы.
В трех группах у чащиеся во время обсуждения делятся своими идеями и информацией, которую они почерпнули из прослушанного текста, а также своим мнением.
4 группу составляют более успешные, которые отвечали на дополнительные вопросы и они поделятся своим мнением о том, как они поняли наказ-просьбу автора (к чему он призывал).
Ф Взаимооценивание по дескрипторам
1.Понимает и передает основную информацию с сохранением типа речи.
2. Определяет главную информацию.
3. Отвечает на поставленные вопросы, давая полный ответ.
4. Строит ясную логичную речь без ошибок, используя в речи эмоционально-окрашенные слова.
Реферат: официальные и неофициальные ситуации общения. Подготовленная и спонтанная речь.
Название: официальные и неофициальные ситуации общения. Подготовленная и спонтанная речь. Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат Добавлен 18:11:51 08 июня 2008 Похожие работы Просмотров: 1587 Комментариев: 19 Оценило: 4 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать |