Что такое официальное и неофициальное общение

Общение официальное и неофициальное

ТЕМА 1

Деловые коммуникации: что это такое

Общение, его виды

Приходилось ли вам задумываться о роли общения в жизни каждого из нас и общества в целом? Как долго мы можем прожить без общения? Может ли человек существовать без общения вообще? Говорят, что общение – это естественная среда обитания человека. Это сложный процесс, в котором люди взаимодействуют, обмениваются информацией, влияют друг на друга, стремятся понять друг друга. Инструментом общения является речь.

Каждый, пожалуй, хотел бы освоить все тонкости искусства общаться, стать интересным собеседником, хорошим оратором, внимательным слушателем. Однако всё не так просто. И порой опыт, накопленный нами в повседневной практике, отнюдь не способствует тому, чтобы наше общение было успешным. Думается, правильней будет, не полагая, что в этой сфере нам все известно априори, разобраться в тонкостях такого важного инструмента, как общение. Поскольку мы общаемся в разных сферах деятельности, общение разделяется на виды, в каждом из которых действуют свои правила и законы.

Виды общения 1) официальное – неофициальное (частное, приватное); 2) устное – письменное; 3) диалогическое – монологическое; 4) межличностное – публичное; 5) непосредственное – опосредованное; 6) контактное – дистантное.

Общение официальное и неофициальное

Представьте, что вы беседуете «в кулуарах» с бывшим одноклассником, шутите, хлопаете его по плечу и даже… вспоминаете прозвище, которым наградили его в 5 классе. Но проходит 10 минут – перед вами уже Роман Сергеевич, руководитель совещания, лидер, директор. Стиль взаимодействия сразу меняется. Эта простая иллюстрация показывает, что с точки зрения взаимоотношения общающихся и обстановки общение делится на два вида: официальное (деловое) и неофициальное (частное).

Деловым является общение во время совещаний, переговоров, презентаций и т.д. Деловое общение используется для организации социально значимой деятельности: научной, общественной, административной, управленческой, коммерческой, производственной. Оно связано с обсуждением вопросов организации производства, выполнения должностных обязанностей, планирования деятельности, установления внешних связей, принятием решений, заключением договоров, оформлением документов. Поскольку деловое общение обслуживает сферу деловых отношений, к нему предъявляются строгие требования, которые, в первую очередь касаются важных для коммуникации качеств речи (правильность, точность, ясность и др.) и соблюдения этических норм.

Частное общение – это общение в кругу близких людей, хороших знакомых, с которыми сложились доверительные межличностные отношения. Неофициальным может быть и общение в перерывах официальных мероприятий, на так называемых «корпоративах» – словом, тогда, когда оно характеризуется непринуждённостью. Здесь нет стандартов, требования к качествам речи не столь жёсткие, как в официальной сфере. Выбор слов и выражений в частном общении более свободный и регулируется этическими нормами, принятыми в данном обществе традициями и степенью близости собеседников.

Источник

Свободное – стереотипное общение

Официальное – неофициальное общение

По характеру взаимоотношений общающихся и особенностям обстановки общения выделяются частное (неофициальное) и официальное общение.

Официальное (должностное) общение – это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно, с соблюдением всех правил и формальностей. Частное общение – это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями.

Различение этих видов общения обусловлено наличием определенных сфер общения, социальных ролей и взаимоотношений между партнерами по общению.

Официальное общение происходит в сфере производственно-деловых отношений, т. е. там, где возможно исполнение человеком той или иной должностной роли (начальника, подчиненного, коллеги, представителя власти и т. д.). В этом случае человек выступает не как отдельная личность, а как представитель какой-то организации, группы и т. п. Соответственно строится его общение в целом и речь в частности – должностное лицо (лицо «при исполнении») должно строго соблюдать свою роль, быть максимально предсказуемым и понятным при исполнении этой роли. Поэтому общение в официальных ситуациях приближается к объект-объектному и является, скорее, коммуникацией. И речь должностного лица (устная и письменная) в соответствии с этим строится по шаблону, который в официальном общении призван обеспечить адекватность понимания в типовых ситуациях. Это касается как жанров, строящихся по жесткой схеме (например, заявление, резюме, объяснительная, докладная записка, отчет и пр.), так и оборотов речи.

Неофициальное, т.е. частное, общение, протекает более свободно и подчиняется только общим законам речевого взаимодействия.

Стереотипный вид общения используется прежде всего тогда, когда речь идет о соблюдении установленных ритуалов, т. е. о типовом поведении в типовых ситуациях. Это могут быть как официальные ситуации (начало и конец совещания, приветствие гостей и т. д.), так и неофициальные, бытовые (ситуации на приеме у врача, у прилавка магазина и т. д.). Обычно в таких случаях в качестве руководства к словесному и несловесному действию выступают рекомендации речевого этикета. Он включает определенные правила поведения и готовые словесные выражения (формы приветствия, извинения, просьбы, соболезнования, поздравления и т. д.), а также ответные речевые клише для речевого поведения, соответствующего каждой типовой ситуации в основных сферах общения.

В остальных ситуациях общение более свободно и предполагает творчество как в выстраивании взаимоотношений, так и в словесном оформлении высказываний.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Урок по теме»Официальное и неофициальное общение»

Краткосрочный план урока

Раздел долгосрочного плана:

Культура: язык и общение

Урок-систематизация и обобщение пройденного материала

ФИО учителя:Саитова М.К.

Официальное и неофициальное общение.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

5.СГ1.понимать основное содержание текста, определяя главную информацию

5.СГ3.пересказывать содержание текстов (повествование, описание), используя эмоционально окрашенные слова

Пополнить лексический запас новыми словами. Послушать аудиотекст. Определить тему и идею текста. Ответить на разнотипные вопросы по тексту.

Понимает и определяет главную информацию.

Взаимоуважение, умение работать в команде.

Привитие ценностей осуществляется во время урока при индивидуальной и групповой работе: слушать другого не перебивая, высказывать свое мнение не об ученике, а о его работе, не задевая личных качеств. Текст выбран с учетом не только темы урока, но он содержит и воспитательный/нравственный компонент.

Межпредметная связь реализуется посредством интеграции Литературы (мифы и легенды) и Всемирная история (исторические события, деятели)

Учащиеся работают по устному тексту на основе аудиовидеоматериала

Онлайн-словари для определения значений слов

Учащиеся знают притчи о языке; имеют представление о языке как средстве общения, разнообразии языков в мире и родной стране.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Учитель знакомит учащихся с целями урока (тема позже).

Затем излагает план урока, согласно которому будет проходить урок.

Активизация имеющихся знаний

Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке.

Стратегия «1 минута»

Рассказать в течение одной минуты друг другу в паре о том, что нового они узнали о языке и речи, о культуре речи/общения (на выбор учителя).

Учитель, активно наблюдая, т.е. проходя мимо учащихся, слушает их поочередное говорение.

Учитель: Таким образом, чтО понимается под культурой речи и что надо делать, чтобы выработать ее у себя? Учащиеся пытаются дать ответы.

— Обратимся к теме нашего урока. Как вы понимаете ее? (предполагаемые ответы)

Ответить на вопросы, что же такое культура речи и каковы составляющие понятия «культура речи», а также почему так важно хорошо говорить, мы постараемся сегодня на уроке.

Дифференциация по способу мышления учащихся (аудиалы, визуалы, кинестеты) и

здесь же учет ЗБР (отвечают на столько вопросов, сколько смогут).

Разминка «Кто быстрей и точней?»

Учитель раздает учащимся по 2 карточки разного цвета. На первой – изученные слова и словосочетания по теме (термины и тематическая лексика), на второй – дефиниции этих слов/словосочетаний, толкования.

В течение определенного времени учащиеся должны найти соответствие «слово + дефиниция»

Это могут быть следующие слова и словосочетания

культура речи, речевой этикет, визитная карточка, речевые нормы, коммуникация, вербальные/невербальные средства общения (необязательно), эмоционально окрашенные слова, эпитет.

Задание: Объясните смысл следующего высказывания (на смарт-доске или на листочках, которые можно вклеить в тетрадь).

1.Заговори, чтобы я тебя увидел (Сократ).

Ф Комментарий учителя

Именно по речи можно узнать о человеке то, что нельзя узнать по его одежде и внешности. А т.к. Сократ был незрячим, он мог только по речи догадаться, кто перед ним: чужестранец, знатный человек или простолюдин (объяснить значения слов или сказать по-другому).

-Какая речь считается хорошей?

(предполагаемые ответы: выразительная, без ошибок, ясная, четкая, логичная, убедительная)

Рефлексия по этой части урока

Просмотр учащимися видео (можно только слушать текст, а не смотреть. Это даже предпочтительнее,т.к. развивается навык внимательного/активного слушания)

1. Учитель заранее знакомит учащихся с написанными на доске или высвеченными на смарт-доске отдельными словами и словосочетаниями, которые прозвучат в устном тексте, и все вместе выявляют их значение ( без укоризны в значении безукоризненный, гранит науки, логичность,уместность, наследие, даровать, не осквернять, речевой штамп, чинно, твердят,слоган,тембр, выразительность, эмоционально окрашенные слова, эпитет), с тем чтобы учащиеся поняли содержание текста.

2. Затем учащимся раздаются листы с вопросами и критериями оценивания. (Вопросы просматриваются учащимися заранее, ДО слушания).

В этих листах есть обязательные вопросы для всех и вопросы для более успешных или для тех, кто на них желает ответить. Эти вопросы должны как-то оформляться по-другому, например, другим шрифтом или обязательные вопросы до проведенной черты, после черты – дополнительные –см. ниже).

Вопросы по аудиотексту

1.Какой текст прозвучал: прозаический или стихотворный?

2.Были ли в тексте эмоционально-окрашенные слова? Какие? Это могут быть оценочные слова. (без укоризны, чинно, даровать, не осквернять, благозвучие).

3.О чем говорится в этом тексте? (О том, какой должна быть хорошая речь).

4. Что хотел сказать автор? (Что многое можно передать русским словом, т.е. русским языком).

5. Что можно передать русским словом?

(Абсолютно всё, что происходит в мире. Например, то, что «Светит солнце, ночь приходит».

Что «кто-то лжет, а кто-то прав».

6. Какая речь считается хорошей, по мнению автора, Татьяны Васенцевой? (Точная, правильная, немногословная, содержательная).

7. Сколько требований предъявляется к хорошей речи? (10 требований)

11. Как вы понимаете значение слова благозвучие? Из какой сферы пришло это слово (музыка).

Учащиеся будут работать в парах, чтобы передать друг другу содержание услышанного. Они еще раз укажут аспекты, входящие в понятие «культура речи», пополнят свой лексический запас по данной теме. 2. Затем они обсудят, почему речь является важной частью культуры, помня о значении этого слова. А также перечислят компоненты хорошей речи, о которых они услышали из аудиотекста. Выразят свое мнение: автор назвала все компоненты или их больше? Или, наоборот, их должно быть меньше? Приведут аргументы.

В трех группах у чащиеся во время обсуждения делятся своими идеями и информацией, которую они почерпнули из прослушанного текста, а также своим мнением.

4 группу составляют более успешные, которые отвечали на дополнительные вопросы и они поделятся своим мнением о том, как они поняли наказ-просьбу автора (к чему он призывал).

Ф Взаимооценивание по дескрипторам

1.Понимает и передает основную информацию с сохранением типа речи.

2. Определяет главную информацию.

3. Отвечает на поставленные вопросы, давая полный ответ.

4. Строит ясную логичную речь без ошибок, используя в речи эмоционально-окрашенные слова.

Источник

Реферат: официальные и неофициальные ситуации общения. Подготовленная и спонтанная речь.

Официальные и неофициальные ситуации общения.

Подготовленная и спонтанная речь.

1. Речевая ситуация. Виды ситуаций 4

2. Подготовленная и спонтанная речь 6

Список литературы 10

Она отражает опыт, несет в себе отпечаток индивидуальности говорящего или пишущего человека. Она также обусловлена контекстом и ситуацией общения.

— рассмотреть особенности официальной и неофициальной речи;

— составляющие этапы подготовленной речи;

— характерные особенности спонтанной речи.

При написании реферата использовалась учебно-методическая литература по проблеме исследования. Реферат состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

1. Речевая ситуация. Виды ситуаций.

Тему обычно автору подсказывает сама жизнь, ее течение, сплетение событий, т.е. ситуация. Важнейшую роль в речевом общении играет речевая ситуация, т. е. контекст общения. Речевая ситуация – это первая ступень акта общения и, следовательно, первый шаг риторического действия: подготовки к устному или письменному выступлению.

Ситуации бывают естественные и искусственные, специально поставленные. Пример естественной ситуации: Исследователь готовится к научному семинару, на котором он должен будет доложить своим коллегам о результатах эксперимента за месяц работы.

Искусственные ситуации обычно бывают связаны с ученьем: например, учащимся задано подготовиться к обсуждению экологических проблем; возможно, дана примерная тематика для выбора; задано школьникам самим предложить острые экологические темы.

Ситуаций и тем может быть бесчисленное количество, они составляют тот поток духовной жизни людей, обществ, народов, человечества, который называют культурой.

— места и времени общения;

— обратной связи между участниками общения. Прямыми участниками общения являются адресант и адресат. Но в речевом общении могут участвовать и третьи лица в роли наблюдателей или слушателей. И их присутствие накладывает свой отпечаток на характер общения.

Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т. е. время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т. е. временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления) и т. д. Если, к примеру, говорящий по телефону использует слово здесь, то оно обозначает только свое пространство. В письме субъект речи словом сейчас определяет только свое время, а не время адресата.
Для речевой ситуации чрезвычайно важным является цель общения (зачем говорится о чем-то в данной ситуации). Еще Аристотель в «Риторике» обращал большое внимание на цель речей разного типа: «Для людей, произносящих хвалу или хулу (эпидейктическую речь), целью служит прекрасное и постыдное».[1]

Цель говорящего в такой речи — показать слушателям, «что такое хорошо и что такое плохо», зажечь в их сердцах любовь к прекрасному и ненависть к постыдному. «Для тяжущихся (произносящих речь в суде) целью служит справедливое и несправедливое»; один обвиняет, другой защищает или защищается. Цель говорящего — доказать, что он прав, что его точка зрения справедлива.

В речевом общении обычно различают два вида целей: прямые, ближайшие, непосредственно выражаемые говорящим и косвенные, более отдаленные, долговременные, нередко воспринимаемые как целевой подтекст. Тот и другой вид целей имеет много разновидностей.
Основными разновидностями прямых, ближайших целей общения являются:

-передача;
-получение информации;

-выяснение позиций;
-поддержка мнения;
-обсуждение проблемы, поиск истины;
-развитие темы;
-разъяснение;
-критика и т.д.
Это так называемые интеллектуальные цели, связанные, в конечном счете, с познавательно-информационным аспектом общения.

Речевая ситуация диктует правила речевого общения и определяет формы его выражения. Эти формы различны в условиях прямого или непосредственного общения. С активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение) они меняются в зависимости от количества участников и характера ситуации (в бытовом общении: разговор с близкими людьми либо частные письма и т. п., в деловом общении: доклад, лекция, дискуссия, переговоры и т. п.). Речевая ситуация помогает понять смысл текста, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, например, категории времени, местоименных слов типа я, ты, сейчас, здесь, там, вот и т. д. Она позволяет также правильно толковать текст, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация и т. п.), выявлять причинные связи данного высказывания с другими событиями и т. п.

Выбор этикетных форм, речевое поведение человека находятся в тесной зависимости от ситуации и должно меняться в соответствии с изменением этой ситуации. Каковы же факторы, определяющие коммуникативную ситуацию, которые должны учитываться субъектами общения для соблюдения этикетных правил? К этим факторам относятся:

1. Тип ситуации: официальная ситуация, неофициальная ситуация, полуофициальная ситуация

В неофициальной ситуации (знакомые, друзья, родственники и т. д.) нормы речевого этикета наиболее свободны. Часто речевое общение в данной ситуации вообще не регламентировано. Близкие люди, друзья, родственники, влюбленные в отсутствии посторонних могут говорить друг другу все и в любой тональности. Их речевое общение определяется нормами нравственности, входящими в сферу этики, но не этикетными нормами. Но если в неофициальной ситуации присутствует посторонний, то на всю ситуацию сразу же распространяются действующие правила речевого этикет.

В полуофициальной ситуации (общение коллег, общение в семье) нормы этикета носят нестрогий, размытый характер, и здесь главную роль начинают играть те правила речевого поведения, которые выработала в процессе социального взаимодействия данная конкретная малая социальная группа: коллектив сотрудников лаборатории, кафедры, семьи и т. д.

2. Подготовленная и спонтанная речь

Опытные ораторы иногда произносят блестящие речи и без подготовки, но это, как правило, короткие выступления (приветствия, тосты и т.д.). Лекция, доклад, политическое обозрение, парламентская речь, то есть выступления больших, серьезных жанров, требуют тщательной подготовки.

На листке для такой «шпаргалки» можно выделить большие поля и на них записать ключевые слова, которые помогут вспомнить тот или иной тезис выступления; здесь же можно «подсказать» себе афоризмы, парадоксы, пословицы, анекдоты, которые могут пригодиться для поддержания интереса аудитории, если внимание слушателей ослабеет.

Мастерство публичного выступления приходит с опытом. И все же надо знать главные «секреты» ораторского искусства и учиться применять их в аудитории.

Коммуникативная задача возникает в случаях, когда говорящий активно ориентирует свое высказывание на конкретного слушателя и ставит перед собой некоторую коммуникативную цель: проинформировать, сообщить, объяснить, убедить, успокоить, выяснить и т.п.[4] В этом случае решение только рационально-экспрессивной задачи не является достаточным: высказывание, удовлетворяющее самого говорящего и в основном адекватно, с его точки зрения, передающее мысль, должно подвергнуться дополнительным процедурам. Так, с целью облегчения понимания его конкретным слушателем, а также для усиления его убедительности (с учетом, опять-таки, особенностей адресата) бывает, например, необходимо полнее раскрыть основные компоненты мысли, детальнее выявить в словесной форме связи между ними, видоизменить стилистику высказывания и пр. Убедиться в том, что коммуникативная задача решена адекватно, говорящий не может без обратной связи, т. е. без опоры на реакцию адресата сообщения. И, разумеется, большое значение здесь приобретает учет говорящим возрастных, профессиональных, характерологических, индивидуальных, личностных и других особенностей партнера по общению.

Особенности планирования, контроля, коррекции высказывания субъектом речи зависят от многих условий, например, от величины временного разрыва между подготовкой и внешнеречевой реализацией высказывания (подготовленная и неподготовленная, спонтанная речь).
Если у говорящего есть время на подготовку высказывания, он имеет возможность детально разработать свой замысел, выделив конкретные содержательные элементы, их связь и наметив последовательность их изложения. Можно подобрать лучший вариант выражения и даже предварительно в уме «опробовать» свое высказывание. Таким образом, при наличии времени на подготовку высказывания говорящий может спланировать не только его содержание («что и «о чем говорить»), но и выбрать вариант его внешнеречевой реализации («как говорить»). Эта ситуация является типичной для письменной речи. В устной речи, характерной для таких случаев общения, отсутствует временное давление.
В неподготовленной (спонтанной) речи мы говорим без предварительного обдумывания, впервые и новое для себя содержание, продолжая разрабатывать его в самом процессе речи. [5] При этом происходит совмещение во времени всех трех рассмотренных выше задач. В привычной ситуации обыденного общения субъект, как правило, приступает к речи, предвосхищая ее содержание лишь в общих чертах. Чаще всего он представляет только основной смысл того, что собирается изложить. То, как именно это необходимо сделать (с чего начать, какие элементы содержания обозначить в слове и в какой последовательности), обычно определяется уже в процессе самой речи.

В обычных условиях ситуативной речи в качестве значимых элементов строящегося сообщения говорящий привлекает паралингвистические средства общения (интонация, жест, мимика). При разработке говорящим нового содержания у него почти нет тех готовых «блоков», которые являются важной опорой в стереотипной речи.

Поэтому здесь рационально-экспрессивная задача, совмещаясь с мыслительной, приобретает особую важность и отвлекает на себя основные усилия говорящего. В таких ситуациях часто происходит искажение структуры высказывания, а также ухудшаются коммуникативные характеристики речи. Эпизодически, в тех особенно острых ситуациях общения, когда влияние на собеседника или успех совместной деятельности зависит от речевых характеристик общения (например, от понятности аргументов), решение рационально-экспрессивной и коммуникативной задач оказывается в фокусе сознания говорящего.

Речевой акт как выражение определенного коммуникативного намерения говорящего строится из коммуникативных компонентов, имеющих различные коммуникативные функции. Коммуникативные значения могут формировать предложения как речевые акты определенного типа, служить основанием для старта речевого акта и модифицировать компоненты речевых актов внутри одного типа.

В классическом понимании различия между устной и письменной речью считается, что механизмы порождения и восприятия устной и письменной речи неодинаковы. При порождении письменной речи есть время для обдумывания формального плана высказывания, поэтому высока степень ее структурированности. При чтении всегда можно остановиться, глубже обдумать прочитанное. Это позволяет и пишущему и читающему перевести нужную информацию из оперативной памяти в долговременную. Звучащая устная речь представляет собой некий поток, который только при ее продукции может прерываться говорящим, а слушающий должен следовать за говорящим во времени. Это речь спонтанная, одноразовая, она уже не может повториться в том виде, в каком уже была произнесена. Устная речь всегда индивидуальна.

В жанрах письменной и устной речи происходят многообразные чередования или смешения, взаимопроникновения элементов книжного и разговорного языка. Адресованность «письменно-устных» высказываний очень разнообразна. Высказывания могут относиться к ситуациям непосредственным и опосредованным, могут быть и продуманными, и спонтанными, подготовленными и неподготовленными, официальными и неофициальными.

1. Кохтев Н.Н. Риторика. – М.: Просвещение,1994

2. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М.: Просвещение, 1996.

3. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. – М.: Знание, 1998.

4. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. – М.: Просвещение, 1991

5. Сопер П.С. Основы искусства речи. – М.: Прогресс, 2000.

6. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: Дрофа, 2002.

7. Формановская Н.И. Речевой этикет т культура общения. – М.: Издательство НОРМА, 1999.

9. Ладанов И. Д. Речь как главное средство общения. Умение убеждать // Практический менеджмент. М., 2004.

10. Львова С. И. Язык в речевом общении. М.: Дрофа, 2001.

[1] Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1994. С. 12

[2] Михальская А.К. Основы риторики. – М., 1996. С. 262

[3] Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. – М., 1998. С. 87

[4] Ладанов И.Д. Речь как главное средство общения. Умение убеждать. – М., 2004. С. 25

[5] Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. – М., 1991. С. 128

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: официальные и неофициальные ситуации общения. Подготовленная и спонтанная речь.
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат Добавлен 18:11:51 08 июня 2008 Похожие работы
Просмотров: 1587 Комментариев: 19 Оценило: 4 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать