Что такое офсетные гитары
Типы корпусов электрогитар
Опубликовано: 2016-01-08 / Автор: Сергей Хмарук
Вот мы и добрались до очень интересной темы, в которой рассмотрим самые популярные типы корпусов электрогитар. Эти инструменты вам наверняка уже давно известны, т.к. какая-то определенная форма однозначно ассоциируется у вас с каким-то любимым кумиром, который играет на одном из них.
В предыдущей статье мы уже рассматривали самые распространенные стандарты корпуса акустической гитары, ну а сегодня поговорим об электрогитарах. Конечно, все формы корпусов в рамках данного поста описать не получится, а поговорим лишь о самых основных «традиционных», которые можно встретить чаще всего.
Типы корпусов электрогитар
Итак, идем по списку от самых популярных к менее популярным и рассмотрим небольшую характеристику для каждого инструмента, чтобы иметь о нем мало мальское представление.
1. Stratocaster
Самым популярным, без сомнения, всегда оставался и остается Fender Stratocaster, который в тоже время является самым копируемым в мире инструментом. Материалом для этой гитары, как правило, служит ясень либо ольха. Гриф имеет 21-22 лада и крепится на четырех болтах, длина мензуры 25,5 дюймов, а все колки расположены в один ряд. Электроника и звукосниматели обычно собраны на фальш панели (пикгард). Классический Стратокастер укомплектован тремя синглами. В качестве нижнего порожка чаще всего установлен Vintage Tremolo, который работает только на понижение строя и крепится к корпусу шестью винтами. Высокая надежность и простая конструкция снискали этой электрогитаре популярность у многих музыкантов, таких как Eric Clapton (The Yardbirds), Yngwie Malmsteen, Ritchie Blackmore (Deep Purple) и многих других.
2. Les Paul
Вторая по популярности в мире гитара, однозначно, Gibson Les Paul. Этот тип корпуса, также как и стратовский, копируют все кому не лень. Материалом для корпуса этой гитары служит махагони (красное дерево), а топ чаще всего выполнен из клена. Гриф также изготавливают из красного дерева и вклеивают в корпус. Для накладки грифа используют палисандр, на которой установлены 22 лада, мензура имеет длину 24,75 дюйма, а колки расположены по схеме 3+3. Чаще всего на Gibson Les Paul установлены два хамбакера, а в некоторых модификациях их может быть даже три. На корпусе струны жестко фиксируются благодаря бриджу Tune-o-Matic. Эта гитара была любимым инструментом у таких музыкантов, как Jimmy Page (Led Zeppelin), Gary Moore, Шура (Би-2) и др.
3. Telecaster
Электрогитара Fender Telecaster является предшественницей Стратокастера и одним из первых в мире цельнокорпусным инструментом. Материалы, используемые в этой гитаре практически такие же, как и в Fender Stratocaster, то бишь ясень или ольха. Классический гриф «телека» выполнен из цельного куска клена и не имеет отдельной накладки, на котором расположен 21 лад. Крепится он на четырех болтах, мензура составляет 25,5 дюйма, а все колки расположены в один ряд. На гитаре установлены два сингла, а вся электроника смонтирована на пикгарде. Струны же, как правило, имеют крепление сквозь корпус, а в некоторых редких моделях даже можно встретить устройство B-bender для подтягивания 2-й струны. На таких гитарах играли Kurt Cobain (Nirvana), George Harrison (The Beatles), Александр Васильев (Сплин) и другие известные музыканты.
Цельнокорпусная электрогитара Gibson SG по своим техническим характеристикам очень близка к Gibson Les Paul, но все же имеет несколько существенных различий, к которым относится более прогрессивная форма корпуса на момент ее выпуска (1961) с пикгардом и два рога для удобства при игре на последних ладах. Дерево, конструкция крепления грифа, количество ладов, расположение колков, электроника, струнодержатель Tune-o-Matic и даже мензура 24,75 дюйма такие же, как и у Les Paul. На этой гитаре уже на протяжении многих лет играет Angus Young (AC/DC), а Дарон Малакян (System Of A Down) с 2005 года окончательно перешел на Gibson SG Reissue’ 61.
5. PRS Santana
Электрогитара PRS Santana Signature – это подписная модель музыканта Карлоса Сантаны, которую можно довольно часто встретить в различных копиях либо сходных по дизайну гитарах. Внешне корпус выглядит почти симметрично и изготавливается в основном из красного дерева с топовой накладкой из клена с волокнистым шпоном. Гриф также выполнен из красного дерева с палисандровой накладкой, на котором расположено 22 лада. На корпусе установлено два хамбакера и фирменный бридж PRS Tremolo, который работает только в одну сторону. Характерная особенность данной гитары – мензура 24,5 дюйма.
6. Randy Rhoads
Культовая цельнокорпусная гитара Jackson Randy Rhoads, которая появилась на свет в 1981 году, была разработана Гровером Джексоном с учетом пожеланий гитариста Рэнди Роадса. Она же является логическим продолжением серии Flying V. Материалом корпуса чаще всего является ольха, для сквозного грифа применяют клен, ну а для накладки – черное дерево. Количество установленных ладов равно 22, все колки в один ряд, а струнодержатель может быть как Tune-o-Matic так и Floyd Rose. На борту также установлено два датчика типа «хамбакер» фирмы Seymour Duncan, один регулятор громкости, два регулятора тона и 3-х позиционный переключатель. Музыканты, играющие на этой гитаре известны всем: Kirk Hammett (Metallica), Alexi Laiho (Children Of Bodom), Phil Campbell (Motörhead).
7. Explorer
Электрогитара Gibson Explorer, знакомая фанатам группы Metallica, на которой играет Джеймс Хетфилд да и не только он, была выпущена в 1958 году. Она имеет цельный корпус и вклеенный гриф из красного дерева, а также палисандровую накладку (реже черное дерево). На грифе расположены 22 лада, а длина мензуры составляет 24,75 дюйма. Струны крепятся бриджем Tune-o-Matic со стоп-баром и шестью колками, расположенными по схеме 6 в один ряд. На корпусе расположены два мощных керамических хамбакера без крышек, которые по праву считаются самыми «злыми» звукоснимателями от Gibson. К известным гитаристам, полюбившим Gibson Explorer относятся: David Evans (U-2), James Hetfield (Metallica) и др.
8. Flying V
Необычный дизайн корпуса Gibson Flying V, напоминающий наконечник стрелы, впервые увидел свет в 1957 году в качестве прототипа, а год спустя инструмент уже начал выпускаться серийно. Самые первые модели изготавливались исключительно из корины, но после переиздания в конце 60-х, корпус и гриф начали делать уже из красного дерева. Flying V по своим характеристикам, как конструктивно, так и по материалам очень близок к моделям SG и Explorer. Музыканты игравшие на Gibson Flying V также вам известны, это Jimi Hendrix, Albert King, Kirk Hammett (Metallica) и другие.
9,10. Суперстраты
Суперстраты – это электрогитары, которые получили свое дальнейшее развитие и эволюцию от любимого дедушки Fender Stratocaster. Обычно они имеют 22-24 и более лада, разнообразные конструкции грифа, корпуса, бриджа, всевозможные породы дерева, инкрустации, электронику и т.п. Суперстраты в большинстве случаев – это просто более эргономичные и экстремальные развития формы стратокастера. Ну как пример, более удлиненные и острые рога, благодаря которым существенно облегчается доступ к последним ладам. Вот примеры некоторых гитар: Jackson Soloist (9), ESP Horizon (10) и Ibanez JS, но существует также и масса других модификаций и разновидностей.
На этом, пожалуй, все. Конечно, существует много других форм электрогитар от привычных всем, до самых причудливых и незаурядных. Чтобы все их рассмотреть нужно писать целую энциклопедию на эту тему. При желании вы всегда сможете нагуглить или найти в Википедии интересующую вас гитару.
Форма акустической гитары и ее влияние на звук
Заходя в музыкальный магазин, неискушенный покупатель может растеряться. Количество представленных акустических гитар впечатляет даже искушенного музыканта, а начинающий гитарист и вовсе теряет дар речи. Как во всем этом многообразии найти тот инструмент, который подходит именно вам? Вот бы поиграть на них на всех и выбрать, но всегда ли есть на это время? Ориентироваться при выборе по цене – это в целом верное решение, но есть еще один нюанс, о котором начинающие музыканты могут не знать. Форма гитары оказывает большое влияние на звук, и если вы представляете какое звучание вам нужно, знание того, какая форма инструмента (тип корпуса) ему соответствует, поможет значительно сузить круг поиска.
Дредноут (Dreadnought)
Gibson в свое время разработали свои варианты дредноутов, так называемый «дредноут с округлыми плечами», самой первым и знаменитым представителем которого стала легендарная Gibson J45 и «дредноут с квадратными плечами», воплотившийся в не менее легендарный Gibson Hummingbird.
Orchestra (Auditorium)
По сути, это одна и та же форма корпуса, просто разные производители называют ее по-разному. Этот корпус несколько меньше чем дредноут и более удобно лежит в руках. Характерным является наличие четко выраженной зауженной «талии» инструмента. Исходя из названия, можно понять, что предназначены гитары, прежде всего, для игры в оркестре, хотя, конечно, сфера их применения гораздо шире. Дело в том, что в оркестре важно не только то, чтобы инструмент звучал хорошо сам по себе, но чтобы он еще и не мешал другим инструментам, залезая в чужой частотный диапазон. Поэтому, в отличие от дредноута, гитары Orchestra звучат не так насыщенно в низких частотах и верхах, и в целом – несколько тише. Зато их преимуществом является идеальная сбалансированность по частотам. Звука каждой частоты в них ровно столько, сколько нужно. Поэтому музыканты очень любят использовать эти гитары в студии – спектр звучания получается очень правильный. Характерными представителями можно назвать TAKAMINE P3MC ORCHESTRA или Sigma OMM-ST+.
Некоторые производители, например, Crafter, предлагают увеличенный вариант этого корпуса, который называется Grand Auditorium. Это форма, характеризующаяся хорошим частотным балансом и при этом звучащая довольно громко и полнозвучно.
Парлор (Parlour)
Очень элегантные и изящные гитары. Небольшой корпус, весьма удобно лежащий в руках, идеально гармонирует с музыкой романса или задушевной романтичной баллады. Эти гитары называют еще женскими, ведь именно женщины любят все элегантное. Плюс, благодаря уменьшенному размеру корпуса, женщине или девушке удобно держать такую гитару в руках. Звук у парлора довольно мягкий и ненавязчивый, что хорошо сочетается с негромким романтичным голосом. Благодаря своим небольшим размерам, гитары с формой парлор любят туристы, взять с собой в поход парлор гораздо удобнее, чем, например, дредноут. В качестве примера и фактически идеального инструмента с корпусом парлор мы можем рекомендовать TAYLOR GS MINI-E WALNUT GS MINI или более дешевый вариант Fender CP-60S.
Джамбо (Jumbo)
Это самая большая и самая громкая из всех акустических гитар. Она была разработана фирмой Gibson, до сих пор одна из самых популярных джамбо в мире производится этой компанией и называется Gibson J-200. Хотя, надо сказать, Gibson пошли еще дальше и предлагают сегодня уже еще более увеличенный вариант корпуса под названием Super Jumbo. Корпус джамбо превосходит по размерам даже дредноут, а нижняя часть джамбо увеличена даже по сравнению с огромными размерами самого инструмента. При этом «талия» корпуса несколько заужена, как у Auditorium, благодаря этому звучание джамбо довольно сбалансированное. Очень популярны 12-струнные варианты джамбо, обладающие наиболее насыщенным звуком. Единственным недостатком джамбо можно назвать большие размеры, из-за чего на такой гитаре не всегда удобно играть людям небольшой комплекции, а также очень громкий звук, что может иногда быть помехой при занятиях музыкой дома. Если вы желаете приобрести джамбо, обратите внимание на Gretsch Rancher.
Фолк (Folk)
Slim (Thinline)
Далее нужно упомянуть так называемые трэвел-гитары (travel). Это инструменты с уменьшенным корпусом (не только с уменьшенной глубиной как slim, но уменьшенные пропорционально). Такие инструменты предназначены для поездок и походов. За счет небольшого корпуса они занимают меньше места и этим удобны. Звучат они, соответственно, тоже несколько «меньше» аналогов.
Интересная форма, предлагаемая компанией Takamine. Корпус NEX представляет собой нечто среднее между Jumbo и Auditorium.
Это уже разработка другой компании, а именно – Ibanez. Форма AE очень напоминает NEX и тоже похожа на несколько уменьшенную Jumbo. Форма AE имеет характерную форму выреза и более плавные контуры. Среди гитар AE можно выделить превосходную премиальную Ibanez AE900-NT, а в бюджетном сегменте стоит обратить внимание на Ibanez AE315-NT.
Конечно, звучание гитары определяется не только формой, но и выбором древесины, качеством изготовления, наличием выреза, струнами и еще множеством других факторов. Однако понимание того, какие тенденции звучания имеет каждая из форм, поможет вам в поиске вашей идеальной гитары. Надеемся, эта статья была для вас полезной.
Выбор электрогитары
Зачастую выбор электрогитары становится очень затруднительным делом для новичка, так как в таких инструментах большое количество факторов, на которые нужно обращать внимание и быть немного осведомлёнными в принципах работы, комплектации и форме инструмента.
Есть несколько параметров, на которые мы обращаем внимание:
1. Звукосниматели. Их типы и комплектация.
2. Струнодержатель
3. Форма гитары
4. Материалы корпуса и грифа
5. Страна-производитель
6. Дополнительные аксессуары
Для начала рассмотрим устройство электрогитары, чтобы понимать все её элементы, о которых мы поговорим ниже:
1. Звукосниматели у электрогитар
Звукосниматели – датчики, которые улавливают звук гитары и передают его по кабелю в колонку (комбоусилитель, пульт или звукозаписывающую карту). Чаще всего новички выбирают электрогитары с пассивными датчиками, которые классифицируются на 3 типа:
Синглы
Хамбакеры
Минихамбакеры
Считается, что на более тяжёлом звуке хамбакеры звучат сочнее и плотнее. Синглы же во время перегруза (дисторшна, овердрайва) звучат легче. Чтобы почувствовать эту разницу, лучше конечно послушать сравнение этих датчиков на видео или послушать в магазине.
Бриджевый звукосниматель ( тот, что находится около струнодержателя)
Нековый звукосниматель (находится ближе к грифу)
Центральный звукосниматель может находиться между ними
Позиционный переключатель
На всех гитарах есть переключатель, который включает либо бриджевый датчик, либо нековый, либо оба датчика сразу.
2. Струнодержатель
Такой вариант будет проще и надёжнее для первого инструмента. Тем более, что как правило первый инструмент приобретают довольно бюджетный, а рычаг у дешёвых инструментов сильно влияет на строй.
Машинка-тремоло также бывает нескольких типов:
Машинка-тремоло на шести болтах (при нажатии на рычаг даёт понижение звука)
Машинка-тремоло на двух болтах (даёт понижение или немного повышения звука)
Floyd Rose намного сложнее в эксплуатации и как правило не рекомендуется для новичков, тем более на бюджетных инструментах их качество оставляет желать лучшего.
Топлок:
3. Формы электрогитар
Существует множество форм и типов корпуса у электрогитар, все они имеют свои особенности звучания и посадки:
Самые распространенные формы электрогитар: Stratocaster, Telecaster, Les Paul, SG и SuperStrat.
Stratocaster – самая популярная форма. оснащена классической машинкой-тремоло. Чаще всего укомплектована синглами или 2мя синглами и хамбакером, а также машинкой-тремоло. Пожалуй, наиболее универсальный в плане репертуара и стиля инструмент.
Telecaster – имеет скруглённый край, чаще используется для игры в стиле фанк или поп. Бывает с двумя синглами и обычным бриджем.
Les Paul (LP) – модель, более скруглённой формы, имеющая чаще всего 2 хамбакера и обычный бридж, и подходящая также для большого количества стилей, рока, джаза
SG – гитара, имеющая два хамбакера и обычный бридж. Используется для рока или блюза
SuperStrat – более острый страт, часто оснащена системой Floyd Rose. Часто имеет большее количество ладов и используется в рок-музыке.
4. Материалы корпуса и грифа
Материалы, из которых изготовлена электрогитара важны не меньше звукоснимателей, они влияют на звук, на хранение инструмента и его внешний вид.
Хотя электрогитары делают не только из дерева, а даже прозрачные из акрила, всё деревянные инструменты имеют намного более богатое звучание.
Самыми популярными материалами считается ольха, липа, агатис, махагон, ясень, орех, клён. Применяют и другие порода дерева, но всё же самыми популярными остаются эти.
Также для электрогитары немаловажно качество грифа и то, из какого дерева он изготовлен. Хорошо отражается на звуке изготовление грифа из разных пород клёна (например волнистый клён или «птичий глаз») или различные породы красного дерева.Различные материалы грифа могут давать особенный оттенок звука с большей «стеклянностью» или «теплотой».
5. Страна-производитель
Безусловно напрямую связана с качеством инструмента. Не секрет, что гитары производства США являются одними из самых дорогих и качественных, далее идёт Япония, Мексика, потом Индонезия, Китай.
6. Дополнительные аксессуары
Рассчитывая свой бюджет, который вы готовы потратить на инструмент, не забывайте учитывать и дополнительные траты, которые просто необходимы для функционирования инструмента.
Комбоусилитель. Чтобы электрогитара издавала звук, а не «шуршание», для нее необходим специальный комбик, предназначенный для электрогитар, цена которого может варьироваться от 5 тысяч рублей и до нескольких десятков. Комбик выбирают по мощности, габаритам, цене, качеству звучания, наличию в нём тюнера и других эффектов.
Ремень. Необходим при игре стоя и удобен при игре сидя как дополнительная фиксация инструмента.
Медиаторы. Бывают разной толщины и форм, лучше купить сразу несколько, так как они имеют свойство теряться.
Электрогитару можно купить на нашем сайте по этой ссылке
Как выбрать электрогитару
Как всегда, когда человек сталкивается с новым для себя делом, сразу же возникает тысяча вопросов, непоняток и недоумений. Выбор электрогитар на рынке огромен, сотни моделей, огромное количество форм-факторов, разнообразие пород древесины, и самое главное цена, с дельтой от сотни до многих тысяч долларов. Как не запутаться во всем этом, и сделать правильный выбор?
Определяемся с бюджетом
Чтобы как то систематизировать большое количество факторов, предлагаю начать наш разговор с бюджета. Можно выделить три категории электрогитар — ученические, полупрофессиональные и профессиональные. Диапазон цен у этих категорий, соответственно — 100-300 долл., 300-1000, и 1000 и выше — соответственно.
Что мы получаем за эти деньги в каждой их категорий?
Сегмент до 300$ — гитары для начинающих
Это инструменты, сделанные преимущественно в Китае. Типичные представители этой ниши — гитары Squier от Fender, Gibson LPJ и SGJ, Yamaha Pacifica, Ibanez GIO, Flight, Cort, Greg Bennet.
Для чего подходят такие инструменты? Купив недорогого «китайца», можно делать самые первые шаги в освоении электрогитары. Если вам попался удачный экземпляр — на год-два вам его точно хватит. А потом если будет прогресс в гитаризме — можно будет продать гитару и взять что-то более продвинутое.
Эти инструменты сделаны из недорогой древесины — липа, тополь, агатис. Бюджетная фурнитура, самые недорогие безымянные звукосниматели. Такие гитары производятся из недостаточно хорошо просушенного дерева, поэтому при выборе надо очень тщательно проверять геометрию грифа, отсутствие звона и дребезга на ладах.
Даже абсолютно новый инструмент, вынутый их коробки, надо при покупке проверять «от и до» — работоспособность электроники, все винтовые регулировки, работоспособность анкера, колки — все нужно внимательно тестировать. Если продавец отказывает вам в этом — лучше не рисковать.
Открою один секрет: у очень многих бюджетных гитар торцы ладов вылезают за пределы накладки. Вроде бы дефект (на самом деле легко устранимый), но я советовал бы взять именно такой инструмент! Почему? Да очень просто. Недорогие гитары делают из не вполне просушенной древесины. Досыхают они уже после сборки — дерево сжимается, а металлические лады — нет, они-то и торчат и царапают пальцы. Так вот, если вам попалась такая гитара, значит она уже вполне «досохла». Если при этом геометрия грифа ненарушена и он не пошел винтом — значит, с гитарой уже ничего страшного не случится. А на «винте» остановимся подробнее. Тестирование на винт грифа должен уметь делать каждый гитарист.
Способ первый — смотрим на гриф гитары так, словно мы целимся из ружья — так видны многие дефекты грифа — сильный прогиб или горб, и деформация «винтом». Но у гитары точность изготовления грифа идет на десятые доли миллиметра. Поэтому рассмотрим и второй способ — прижимаем 1-ю струну одновременно на 1-м и 15-м ладах. Если гриф имеет правильный прогиб, то в районе 8-го лада между струной и ладом должен быть зазор около 0,2 мм. Прижимаем 6-ю струну так же — на 1-м и 15-м ладу. Если гриф ровный, то зазор между струной и 8-м ладом должен быть такой же, как и на первой струне. Если это не так — от покупки лучше воздержаться.
Почему я так подробно останавливаюсь на проверке грифа? Потому что для бюджетной гитары это вопрос жизни и смерти! Все остальное можно поправить — починить электронику, заменить датчики, колки. С грифом сложнее. Да, гитарный мастер может вам выправить почти любой дефект — заменить лады, исправить «винт», заменить неработающий анкер. Вот только стоимость работ будет превышать стоимость самого инструмента. Единственное, что вы сможете сделать с такой гитарой, это «впарить» ее такому же невнимательному покупателю. Но это негуманно и аморально. Поэтому будем настороже в этом вопросе. В любом случае, если вы берете бюджетный инструмент, надо обязательно закладывать в планы визит к гитарному мастеру, для отстройки инструмента, иначе играть на нем будет проблематично. Заканчивая раздел, посвященный ученическим сериям, от души посоветую — если есть возможность, откажитесь вообще от того, чтобы начинать с таких гитар знакомство с музыкой. Здесь получается такой парадокс. Не умеющий играть человек для учебы берет самый дешевый инструмент, рассуждая — а вдруг не зайдет все это дело? Чего я зря деньги буду переводить? И в результате покупает «буратино» в гипермаркете за 3999 р., на котором даже гитарист-профи рискует изуродовать свои пальцы. А человек не понимает, что инструмент дефективный, и винит себя — мол, нет таланта. И расстается со своей мечтой, что называется, на пустом месте. Покупая дорогой породистый инструмент, вы сразу имеете комфорт игры и вкусное звучание, к тому же не сталкиваетесь с массой мелких проблем, связанных с низким качеством. Вам остается только играть — остальное инструмент сделает сам!
Сегмент 300-1000$ — полупрофессиональные гитары
Гитары второй категории, полупрофессиональные, гораздо более дружественны к музыканту. Здесь в пример можно привести Fender мексиканцев, Gibson LP Studio и SG special, Epiphone старших серий, Yamaha RS, Jackson JS.
Они пригодны для более углубленных занятий, а также и для нормальной игры в группе, для репетиций и концертов. Нередко такие гитары использую и профи — таскают их на репетиции, играют на неответственных концертах, джем-сейшенах.
Страна происхождения инструментов — Китай, Мексика, Индонезия, Корея, Япония. За бОльшие деньги мы получаем более качественную, дорогую древесину, лучшую фурнитуру и звукосниматели. Корпуса гитар могут быть сделаны из ольхи, ясеня, недорогих сортов красного дерева. Контроль качества здесь гораздо выше — кривые грифы, дефекты покраски, заедающие колки и неконтачащая электроника здесь уже редкость. Но все же, конечно, контроль при покупке не будет лишним. Я бы и на этих инструментах, также, как и на бюджетных, проверял все очень тщательно.
Сегмент от 1000$ — профессиональные гитары
Профессиональные инструменты сделаны по достаточно высоким стандартам качества, дефекты и неисправности на них — большая редкость. Основные страны-производители — Америка, Япония. В пример приведем Fender Stratocaster Standard, Gibson LP, SG Standard, Ibanez серий RGD,RGA, AZ, Jackson серий X, PRO.
Гитары сделаны из качественного дорогого красного дерева, из выдержанных, хорошо просушенных ольхи, ясеня, корины. Здесь нужно пояснить: не спешите радоваться, если вы нашли гитару за 150 долл, в спецификациях которой написано — красное дерево. Это общее название очень большого количества разных пород, и они сильно рознятся по цене и музыкальным качествам. Поэтому Gibson LP Custom и Gibson LPG, будучи по спецификациям одинаковыми, на деле разительно отличаются по звуку. Чудес здесь искать не стоит. Звукосниматели и фурнитура на проф. инструментах как правило, брендовые, известных и проверенных временем фирм. Качество их обычно не вызывает желания менять их на что либо другое — здесь все подобрано по балансу звука — остается только играть и наслаждаться. Известные, раскрученные бренды — Yamaha, Ibanez, Fender, Gibson конечно, дают бОльшую гарантию качества своих изделий. Но и стоят подороже. Но тем не менее, если опыта маловато, лучше ориентироваться на них — меньше шансов попасть впросак.
Итак, мы разобрали самые приземленные, меркантильные стороны вопроса. Следующий момент — специализация гитар по музыкальной стилистике.
Определяемся с характеристиками гитары
Цельнокорпусная или полуакустика?
Важное деление электрогитар — на цельнокорпусные и полуакустики. Цельнокорпусные гитары используются практически во всех стилях музыки. Они весьма универсальны, практичны, компактны. Полуакустики традиционно занимают ниши таких жанров, как рок-н-ролл, джаз, блюз. Их звучание более теплое, серединистое, и они склонны к самовозбуду — «заводке» на сильном перегрузе. Но — «банки», как называют полуакустики, делятся тоже на два вида — полностью пустотелые, и на имеющие в центре корпуса мощную деревянную балку, делающую, по сути, такую гитару промежуточным звеном между цельнокорпусной и полуакустикой.
Нужно иметь в виду — музыка, это не та область, где все надо строго расписывать по рангам, расставлять по полочкам и следовать штампам. Гитарист Tad Nugent, например, играл на совершенно «джазовой» полуакустике очень напористый хард-рок. И все звучало отлично!
Звукосниматели
Общепринято, что звукосниматель хамбакер лучше справляется с тяжелыми стилями, где нужен перегруженный звук. Синглы тоже неплохо звучат на перегрузе, но при этом сильно фонят, что будет раздражать. Зато они звучат гораздо более ярко и насыщенно, нежели хамбакеры. Есть конечно, нефонящие синглы, стоят они недешево, и звук у них на любителя. Активная электроника также хороша для «злой» музыки, для джаза и блюза такие звукосниматели почти никогда не используют.
Форма корпуса
Форма гитары серьезного влияния на звук не имеет, здесь все зависит от ваших предпочтений. Гитару, которую вы собираетесь покупать, стоит подержать в руках не пару минут. Обязательно поиграйте на ней не только сидя, но и стоя, повесив на ремень. Прислушайтесь к себе, насколько вашим рукам будет с ней удобно, какой доступ к верхним позициям, не впивается ли край деки в правую руку. Не раздражает ли вас большой вес инструмента. Здесь все очень индивидуально — кто-то терпеть не может форму Леспола, а кому-то очень неудобным кажется телекастер. Это не значит что гитара плоха — просто у всех разные предпочтения, привычки, особенности. Здесь найти свое можно, только меньше прислушиваясь к советам и больше — к своим ощущениям.
Так что же выбрать?
Есть еще и более тонкие моменты — психология. Безусловно, что бы вам не говорили и не советовали, покупать надо то, к чему лежит душа, то — что нравится, то — что просится в руки. Что толку в практичности, если инструмент не будет вас радовать? Например, почти все советуют новичку брать гитары с фиксированным бриджем. Мол, новичку в Флойд Роузе не разобраться, будешь с ним возиться, а на игру времени не будет. В принципе, я с этим согласен. Но если гитары без «рычага» вообще не радуют, может быть, стоит сделать именно свой выбор, и взять то, что тебе нужно. Хотя конечно уточню сразу — дешевые копии Флойд Роуза работоспособны не более полугода, потом гитара перестает держать строй. А фирменный Флойд Роуз сам стоит как иная бюджетная гитара.
Что еще следует иметь в виду при покупке электрогитары? Есть один очень важный момент, о котором многие не задумываются. Электрогитара сама по себе не является полноценным инструментом! Инструмент полностью (в минимальной конфигурации) — гитара-кабель-комбик. Даже профессиональный инструмент не будет звучать как надо, если включать его в компьютер, бытовые усилители или дедушкин ламповый приемник. Гитарный комбик имеет специально подобранные частотные характеристики и динамик, приспособленные именно для электрогитары. Если вы покупаете электрогитару и играете в бытовую аудиотехнику, вы сразу привыкаете к неестественному, неправильному звуку. Даже самый дешевый транзисторный комбик справится с этой задачей гораздо лучше. Если нет возможностей купить все сразу — обязательно ставьте перед собой задачу как можно быстрее приобрести нормальное гитарное звукоусиление.