Что такое огневая в армии
Огневая подготовка в армии
При прицеливании зажмуривают левый глаз, а правым смотрят через прорезь прицела на мушку так, чтобы мушка пришлась на середину прорези, а вершина ее была наравне с верхними краями гривки прицела. Автомат держат так, чтобы гривка прицела занимала горизонтальное положение (без наклона в сторону). Задерживая дыхание на выдохе, подводят ровную мушку к точке прицеливания, одновременно нажимая на спусковой крючок. Для спуска курка нужно, удерживая дыхание, плавно нажимать первым суставом указательного пальца на спусковой крючок, оттягивая его назад до того момента, пока курок незаметно для автоматчика не спустится с боевого взвода, т. е. пока не произойдет выстрел.
В воинской части (один — в минометной батарее, другой — в мотострелковой роте) служили два закадычных друга, которые до службы в армии жили в пригороде Астрахани по соседству на одной улице (через 2 дома друг от друга), учились в одном классе школы. Их родители были хорошо знакомы друг с другом и семьи поддерживали тёплые отношения.
В какой-то момент сержант случайно нажал на «курок» и раздался выстрел: он попал прямо в правый глаз своему другу, вместе с которым должен был ехать домой. Шансов спасти солдата не было ни каких: пуля пробила голову насквозь и он погиб мгновенно.
Представьте, какое это было потрясение для сержанта и шок для родителей ОБОИХ бойцов.
Потом был суд, и даже просьба матери убитого помиловать виновного сержанта, не спасла последнего от тюрьмы.
Вот, что запрещается категорически на занятиях по огневой подготовке:
— заходить (выезжать) на участки стрельбища (учебного центра), где имеются неразорвавшиеся боевые гранаты и другие взрывоопасные предметы; эти участки являются запретными зонами и должны быть огорожены, обозначены указками и знаками с предупредительными надписями, например: «Опасно», «Неразорвавшаяся граната — не трогать»;
— разбирать боевые гранаты и устранять в них неисправности;
— трогать неразорвавшиеся гранаты, каждую неразорвавшуюся гранату сразу же после обнаружения необходимо обозначить указкой с предупредительной надписью и сообщить начальнику стрельбища.
Огневая подготовка в системе обучения военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел
Дата публикации: 27.03.2019 2019-03-27
Статья просмотрена: 6400 раз
Библиографическое описание:
Попов, А. В. Огневая подготовка в системе обучения военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел / А. В. Попов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 277-279. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57546/ (дата обращения: 16.12.2021).
В данной статье описываются основные положения, цели и задачи огневой подготовки в системе обучения военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, рассматриваются основные принципы и методы обучения.
Основные задачи огневой подготовки:
– формирование уверенности у военнослужащих (сотрудников органов внутренних дел) в своем оружии;
– обучение активному и самостоятельному решению огневых задач, устранению задержек в стрельбе;
– обучение командиров (от командира отделения и выше) организации огневого поражения противника и управлению огнем подразделения;
– положения нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок применения оружия;
– общие положения из внутренней и внешней баллистики, процессах и явлениях, сопровождающих стрельбу;
– навыками быстрого обнаружения цели и определения исходных установок для ведения стрельбы (определять расстояние до цели, скорость и направление ее движения);
– приемами обращения, ухода и сбережения оружия;
– техникой выполнения меткого выстрела по различным целям в любых условиях обстановки;
– приемами устранения задержек, возникающих в процессе стрельбы.
Командиры подразделений в дополнение к указанным выше знаниям и навыкам, должны умело управлять огнем своих подразделений во всех видах боя, иметь навыки в организации огневого поражения противника.
Огневая подготовка военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел включает изучение следующих взаимосвязанных разделов: материальная часть вооружения и правила ее эксплуатации; приемы и правила стрельбы; разведка целей, определение исходных установок для стрельбы и целеуказания; метание ручных гранат; проведение стрельб; управление огнем.
Обучение военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел огневой подготовке осуществляется на основе общих принципов обучения и воспитания: систематичность и последовательность в обучении; наглядность в обучении; прочность знаний, умений и навыков; доступность в обучении; сознательность и активность обучаемых; учить военнослужащих (сотрудников органов внутренних дел) тому, что необходимо для успешного выполнения служебно-боевых задач в любых условиях обстановки; научность в обучении; коллективизм и индивидуальный подход в обучении.
Методы обучения огневой подготовке: объяснение, беседа, рассказ, лекция, показ, самостоятельная работа, тренировка (упражнение), стрельба.
Беседа — метод обучения, при котором руководитель занятия осуществляет целенаправленное обсуждение, организованный подготовленный диалог на выбранную тему. Беседа, как правило, применяется для закрепления ранее пройденного материала, проверки знаний обучаемых.
Лекция — это устное изложение учебного материала и обучающего взаимодействия руководителя занятия с обучаемыми. Лекция предполагает использование в разнообразных пропорциях и изложения фактов по теме занятия, и краткого вспомогательного диалога, обеспечивающего диагностику получаемой руководителем занятия обратной информации о качестве восприятия и усвоения материала обучаемыми.
Показ — это метод обучения, строящийся на основе демонстрации обучаемым изучаемого явления (технического действия, приема, упражнения). Сущность этого метода состоит в том, чтобы с помощью различных действий и средств (в том числе с широким применением технических средств обучения) создать у обучаемых наглядный образ изучаемого предмета или явления, сформировать конкретные представления о его сути и содержании сложных технических действий в их динамике, во времени и в пространстве.
Тренировка (упражнение) — метод обучения, при котором обучаемые путем многократного повторения изучаемых действий вырабатывают необходимые умения и навыки.
Тренировки (упражнения) по огневой подготовке могут быть индивидуальные и групповые (в составе расчета, подразделения).
Наиболее часто применимой тренировкой (упражнением) в ходе огневой подготовки является выполнение нормативов и специально разработанных подготовительных упражнений.
Статья по ОБЖ на тему: «Огневая подготовка».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
знать боевые возможности и материальную часть вооружения и боеприпасов, правила эксплуатации, основы и правила стрельбы;
вести разведку целей наблюдением, определять дальности до них, правильно давать целеуказания и упреждать противника в открытии огня;
вести меткий огонь всеми способами как самостоятельно, так и в составе подразделений и поражать различные цели, как правило, первыми выстрелами (очередями) на всех дальностях стрельбы штатного оружия;
Структура огневой подготовки включает изучение следующих взаимосвязанных разделов:
материальная часть вооружения и правила ее эксплуатации;
приемы и правила стрельбы;
разведка целей, определение исходных установок для стрельбы и целеуказания;
метание ручных гранат;
Основные виды вооружения.
Огнестрельное. Данный вид предназначен для механического уничтожения цели на расстоянии. Это происходит за счет направленного движения снаряда, который приводится в действие с помощью определенного заряда.
Новейший вид вооружения : микроволновые импульсы.
Оружие уличного бойца : ножи, кастеты, финки.
колющее : штыки, стилеты;
колюще-режущее: кинжалы, охотничьи ножи, в том числе финские и штык-ножи;
рубящее : шашки или сабли;
колюще-рубящее: палаши, тесаки;
раздробляющее : кистень, кастеты; бьющее: стальные биты.
Предназначен для поражения в ближнем бою живой силы, защищенной противоосколочными бронежилетами или находящейся в небронированной технике.
Масса пистолета, кг:
со снаряженным магазином
Прицельная дальность стрельбы, м
Начальная скорость пули, м/с
Боевая скорострельность, выстр./мин.
Емкость магазина, патр.
Предназначен для поражения живой силы на коротких расстояниях.
Масса пистолета, кг:
со снаряженным магазином
Прицельная дальность стрельбы, м
Начальная скорость пули, м/с
Боевая скорострельность, выстр./мин.
Емкость магазина, патр.
Предназначен для поражения противника на коротких расстояниях, защищенных противоосколочными бронежилетами I и II уровня защиты.
Емкость магазина, патронов
Прицельная дальность стрельбы, м
Начальная скорость пули, м/с
Темп стрельбы, выстр./мин.
9-мм автомат специальный бесшумный «Вал»
Предназначен для поражения живой силы противника, защищенной противоосколочными бронежилетами или стальным листом толщиной 5 мм, а также не бронированной техники. Для уменьшения уровня звука выстрела применяется специальный надульный глушитель. Приклад складывающийся. Возможна комплектация автомата оптическим и ночным прицелами.
10 или 20 патронов
Прицельная дальность стрельбы, м
Длина со сложенным прикладом, мм
Длина ствола без глушителя, мм
9-мм винтовка снайперская специальная ВСС «Винторез»
Предназначена для поражения целей снайперским огнем в условиях, требующих ведения бесшумной и беспламенной стрельбы. На дальностях до 400 м обеспечивается поражение живой силы, защищенной бронежилетами 1-го и 2-го уровня защиты, а также находящейся в небронированной техники.
На винтовку с помощью универсального посадочного места устанавливается оптический или ночной прицел.
без патронов и оптического прицела
со снаряженным магазином и оптическим прицелом ПСО-1
Прицельная дальность стрельбы, м:
с открытым и оптическим прицелом
Начальная скорость пули, м/с
Темп стрельбы, выстр./мин.
Боевая скорострельность одиночными/очередями, выстр./мин.
Емкость магазина, патр.
5,45-мм автомат Калашникова АК-74М
Предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника.
без штык-ножа и патронов
со снаряженным магазином и штык-ножом
Прицельная дальность стрельбы, м
Начальная скорость пули, м/с
Темп стрельбы, выстр./мин.
Боевая скорострельность одиночными/очередями, выстр./мин.
Емкость магазина, патр.
7,62-мм снайперская винтовка Драгунова СВД
Предназначена для поражения различных появляющихся, движущихся, открытых и замаскированных одиночных целей.
без патронов и оптического прицела
со снаряженным магазином и оптическим прицелом
Прицельная дальность стрельбы, м:
с оптическим прицелом
с открытым прицелом
Начальная скорость пули, м/с
Боевая скорострельность, выстр./мин.
Емкость магазина, патр.
5,45-мм автомат Никонова АН-94 «Абакан»
Предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника.
без штык-ножа и патронов
со снаряженным магазином и оптическим прицелом
Прицельная дальность стрельбы, м
Начальная скорость пули, м/с
Темп стрельбы, выстр./мин.
Боевая скорострельность одиночными/очередями, выстр./мин.
Емкость магазина, патр.
7,62-мм снайперская винтовка Драгунова СВД
Предназначена для поражения различных появляющихся, движущихся, открытых и замаскированных одиночных целей.
без патронов и оптического прицела
со снаряженным магазином и оптическим прицелом
Прицельная дальность стрельбы, м:
с оптическим прицелом
с открытым прицелом
Начальная скорость пули, м/с
Боевая скорострельность, выстр./мин.
Емкость магазина, патр.
5,45-мм ручной пулемет Калашникова РПК
Предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника.
со снаряженным магазином
Прицельная дальность стрельбы, м
Начальная скорость пули, м/с
Темп стрельбы, выстр./мин.
Боевая скорострельность одиночными/очередями, выстр./мин.
Емкость магазина, патр.
7,62-мм пулемет «Печенег»
Предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника.
По сравнению с пулеметом ПКМ увеличена кучность стрельбы в 1,7 (со станка) и в 1,9 (с сошки), вдвое повышена живучесть ствола и снижен увод средней точки прицеливания при отстреле больших боекомплектов.
Масса коробки со снаряженной лентой на 100/200 патронов, кг
Прицельная дальность стрельбы, м
Начальная скорость пули, м/с
Темп стрельбы, выстр./мин.
Боевая скорострельность, выстр./мин.
Ресурс без замены ствола, выстр.
Емкость патронной коробки, патр.
30-мм автоматический гранатометный комплекс АГС-30
Предназначен для поражения осколочными боеприпасами открыто расположенной и находящейся в фортификационных сооружениях живой силы, а также объектов небронированной техники.
Масса гранатомета, кг:
со станком без патронной коробки
со снаряженной коробкой
Прицельная дальность стрельбы, м
Начальная скорость снаряда, м/с
Темп стрельбы, выстр./мин.
Боевая скорострельность, выстр./мин.
Радиус сплошного поражения осколками, м
Максимальная площадь разлета осколков, м 2
Емкость патронной коробки, выстр.
30-мм автоматический станковый гранатомет АГС-17 «Пламя»
Предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника, расположенных вне укрытий – в открытых окопах (траншеях) и за естественными складками местности (в лощинах, оврагах, на обратных скатах высот).
Масса гранатомета, кг:
со станком и прицелом
Прицельная дальность стрельбы, м
Начальная скорость гранаты, м/с
Темп стрельбы, выстр./мин.
Ручной противотанковый гранатомет «РПГ-7», «РПГ-7Д»
Предназначен для борьбы с танками, самоходно-артиллерийскими установками и другими бронированными средствами противника. Кроме того, он может быть использован для уничтожения живой силы противника, находящейся в легких полевых укрытиях, а также в сооружениях городского типа.
ilya_prosto
ilya_prosto
Поскольку автору не заплатили за написание этого текста, то он не ангажирован какой-либо стрелковой ассоциацией, клубом или школой. Единственное, что интересует автора — это изложение мнения разных профессионалов по вопросу огневой подготовки, повышение качества которой укрепит национальную безопасность России в разгар Холодной Войны 2.0. Вот так скромно, да. Поэтому немедленно приступим!
Один из многочисленных примеров современных боёв на Донбассе, где обе стороны ведут в основном беспокоящий или подавляющий огонь со значительного расстояния. Появление с одной стороны нескольких обученных стрелков, умеющих вести прицельный огонь даже из обычного АК почти сразу трактуется противником, как появление снайпера
А дело в упадке системы подготовки военнослужащих. Рассмотрим некоторые известные составляющие этого развала:
— Офицеры на местах, из тех, кто познаёт военное искусство настоящим образом, имеют очень ограниченные возможности по совершенствованию методик тренировок. Здесь есть жалобы на ограничения в том числе из-за того, что низовая инициатива не стандартизируется даже на уровне конкретной воинской части. Очень не хватает курсов повышения стрелкового мастерства, квалифицированных инструкторов в каждом военном округе.
— Наконец, есть проблемы с передачей собранного практического опыта из исследовательских и учебных стрелковых центров.
И это только проблемы, на которые автор натыкался чаще всего, поэтому они прочно засели в памяти. Индивидуальных проблем на местах куда больше.
И поэтому самое время посмотреть на качество огневой подготовки у наиболее вероятного противника, который не испытал на себе развала страны и вытекающих из этого бед. Посмотрев на ту сторону и сравнив, мы лучше поймём что нужно делать.
Огневая подготовка у «партнёров»
Из всех стран НАТО наилучшим образом огневая подготовка устроена в американском Корпусе Морской Пехоты и в Армии США. Выделяются так же канадцы и немцы. Для краткости, рассмотрим только подготовку американцев.
Заметим, что Российской Армии в Чечне и в Южной Осетии пришлось столкнуться с куда более подготовленными врагами, но уровень огневой подготовки наших солдат был низким, его развитию не уделялось должного внимания, а политики и военные оправдывали эти просчёты устарелостью стрелкового боя, развитием чудо-технологий и прочим футуризмом. За это пришлось расплатиться сотнями жизней наших солдат, к тому же очень интересно, понес ли ответственность за эти жертвы хоть один генерал, представитель ВПК или политик?
Но вернёмся к устройству огневой подготовки в Корпусе Морской Пехоты и в Армии США.
В первую очередь — это стройная система курсов, на которых военнослужащих обучают методом глубокого погружения. Отличие американской методики именно в этом: в США считают, что за 2-3 недели интенсивных занятий навык ставится гораздо лучше, чем в размазанном на весь год учебном процессе.
Местами проведения занятий в первую очередь являются центры подготовки и учебные заведения. Например, в Корпусе Морской Пехоты США существуют два оперативных направления — Атлантическое и Тихоокеанское. Для соединений и объединений воинских частей для обоих направлений существуют так называемые Пехотные Школы (Западная и Восточная), в которых обучаются курсанты по основным пехотным специальностям (пулемётчики, гранатомётчики-противотанкисты, гранатомётчики на автоматических гранатомётах, младшие командиры и т.д.).
Кроме того, на базе учебных центров и школ существуют дополнительные курсы повышения квалификации по огневой подготовке, например, для офицеров. Недавно такие курсы были открыты в учебном центре в Квантико, штат Вирджиния, на Атлантическом направлении.
Желающие стать военнослужащими-контрактниками в Корпусе или в Армии сначала проходят базовый курс огневой подготовки. Курс для новобранца включает в себя 73 часа занятий, из них 5 часов теории в классах, 16 часов курсанты тренируются на электронных тренажёрах, а на стрелковую практику отводится 52 часа.
Следующим курсом является «усиленная стрелковая подготовка». По этой программе военнослужащие поддерживают усвоенные навыки. Курс составляет 28 ч, из которых 22 ч отводится на дневные и ночные стрельбы. Этот курс включает меткую скоростную стрельбу, стрельбу по движущимся целям и в составе подразделения.
Существует так же методический принцип, ёмко сформулированный фразой «Каждый морской пехотинец прежде всего стрелок». Поэтому базовый и усиленный курсы проходят как рядовые-контрактники, так и будущие сержанты и офицеры. В дальнейшем военнослужащие могут пройти снайперские курсы или, например, курсы углублённого изучения тяжёлого вооружения пехоты.
После формирования устойчивых начальных навыков военнослужащие совершенствуют их в конкретных условиях учений по месту службы или командировки, включая гарнизоны иностранных военных баз США.
В чём же отличие российской специфики?
Для начала, есть фундаментальная проблема в противоречивости интересов нашей буржуазии. Россия ведёт миролюбивую политику и обозначила военное присутствие лишь в Сирии, да и то по приглашению законного правительства этого государства. Наш капитал заключает сделки на добычу природных ресурсов и строительство различных объектов за рубежом, используя деловой, а не силовой метод достижения целей. Армия нужна для защиты территории самой Российской Федерации, лишь недавно пошла речь о создании силовых структур для зарубежной работы. Военная доктрина России носит оборонительный характер. В то же время, наш олигархат стремится использовать накопленные богатства в личных корыстных интересах — для обеспечения благополучной старости на лондонских дачах и поместьях в Монако, для встраивания в западную элиту. Население России находится на периферии их интересов. Армия и флот до недавнего времени не были исключением. Лишь хищное желание Запада преодолеть очередной мировой экономический кризис за счёт богатств российской буржуазии, санкции против конкретных олигархических семей привели к тому, что в силовых структурах вновь появилась нужда.
И вместе с этим на протяжении 90-2000-х наши богачи прекрасно зарабатывали на иностранных военных контрактах, на поставках для своей армии. Нищета российских офицеров и контрактников приводила к тому, что на них заработать было трудно, поэтому эту долю рынка оставили мелкому и среднему бизнесу, который поставлял не вылезающим из боёв в Чечне военнослужащим перекупленную экипировку и обмундирование. Так было до событий на Украине.
Пример того, как выглядит общевойсковой оборонительный бой Корпуса Сил Быстрого реагирования НАТО. Основная масса пехоты состоит из хорватских, польских и украинских подразделений, поддержку бронетехникой и артиллерией осуществляют немцы и румыны, американцы берут на себя лишь воздушную разведку, воздушную поддержку и ракетные удары тактическими ракетами. Структура из «господ» и «холопов» в Альянсе видна во всей красе.
Тактические занятия со стрельбами польской пехоты, одни из учений войск НАТО:
В то же время есть огромное количество шарлатанов, непрофессионалов и коммерческих федераций, которые стремятся перехватить у компетентных специалистов финансирование и полномочия на обучение личного состава.
Стоит ли напоминать о том, во что вылился такой раскол в прошлый раз в истории России? Это было во время Первой Мировой войны. Россия вступила в неё, не имея должного стратегического запаса вооружений, техники и боеприпасов. Частные производители завышали цены на производимые боеприпасы чуть ли не вдвое, зарубежные производители так же наживались, увеличивая внешний долг Российской империи. Результатом стали снарядный голод, нехватка даже винтовок, сотни тысяч убитых и раненых российских солдат, разложение армии, проигрыш в войне и 2 революции подряд.
Вот мы и подошли к извечному русскому вопросу, ответ на который прямо вытекает из перечисленных проблем.
Прежде всего нужно избавиться от попыток оправдаться и закрыться от решения за расхожими тезисами, мифами и полумифами. Вот некоторые из них:
Наконец, вот некоторые рекомендации, касающиеся огневой подготовки в войсках:
2) Похожая программа, дополненная стрельбой из пневматических и малокалиберных винтовок должна преподаваться во вновь открытых стрелковых кружках ОСОАВИАХИМа для молодых людей школьного и вузовского возраста.
5) После демобилизации граждане могут добровольно вступить в Ополчение. За это следует давать некоторые налоговые и иные льготы. Ополчение делится на территориальные батальоны, которые в определённом порядке принимают участие в сборах для общевойсковой переподготовки. Например, состоящий в батальоне призывается раз в 2 года для прохождения 2-3-недельного курса, при этом ополченец должен быть защищён законодательством перед работодателем. Сам курс включает в себя освежение полученных навыков из базового учебного курса стрельб, отработка базовых упражнений. Курс завершается контрольными стрельбами во время суточного полевого выхода.
6) Военнослужащие по контракту проходят общевойсковой базовый курс стрельб в учебных центрах, после чего прибывают в свою воинскую часть для занятия вакантной должности. За время контракта минимум 1 раз полученные навыки должны быть освежены и подтверждены, для чего контрактники командируются снова в учебные центры на переподготовку.
7) Для офицеров должны быть открыты курсы повышения стрелкового мастерства и переподготовки, чтобы раз в N-лет освежить полученные в училище навыки. Кроме того, с офицерами должны проводиться методические сборы для помощи им в обучении личного состава. Так же через систему курсов повышения стрелкового мастерства и переподготовки должны своевременно доноситься новые приёмы, в том числе из стрелковой практики, а так же доводиться аналитические материалы по опыту боевых действий, например, в Сирии.
Это лишь небольшое количество самых общих рекомендаций, собранных из открытых источников в единый текст. Профессионалы конкретных ведомств способны создать куда более точные материалы.