Что такое огонь обж
Огонь
Огонь – это процесс окисления, сопровождающийся излучением в видимом диапазоне и выделением тепловой энергии. Является причиной пожаров.
Чем отличается пламя от огня
Газообразная среда, т.е. область пространства, в которой происходит процесс окисления и выделения тепла называется пламенем. Проще говоря, пламя – это видимая часть огня (химические вещества сгорают, окрашивая пламя в различные цвета отдельными своими частицами (атомами или ионами), которые высвобождаются под воздействием высокой температуры).
Но бывают случаи, когда происходит горение химических веществ без пламени. Для этого рассмотрим два случая: горение свечи и сигареты. В обоих случая имеется огонь! При горении свечи наблюдается видимая часть огня (пламя свечи), а при горении сигареты – тление.
Как выглядит огонь
В целях обеспечения пожарной безопасности требования нормативных документов жестко ограничивают использование большинства видов источников открытого огня в быту.
Но, курение, использование газовых плит, отопительных, кухонных печей на твердом органическом топливе с инициированием пламени спичками, зажигалками; огневые работы по отогреву, ремонту систем водоснабжения, отопления дают возможность возникнуть очагу возгорания в жилом доме, квартире, ведь любой из таких источников открытого огня может воспламенить горючие материалы (вещества).
Дополнительно о том, что такое открытый огонь и что к нему относится
Причины
Для создания и существования огня во времени требуются 3 составляющих: горючее вещество (топливо), окислитель и источник зажигания (тепла). Многие вещества могут выступать в качестве топлива (см. Горючие вещества и материалы).
Кислород часто играет роль окислителя, но другие элементы, например, такие как хлор или фтор, могут действовать аналогично. Любопытно, что вода горит в атмосфере фтора с бледно-фиолетовым пламенем, в то время как вода является топливом, и в результате сгорания выделяется кислород.
Другими словами, без окислителя вещество не может загореться. Однако, если энергию передать веществу при нагревании, которая превышает энергию межмолекулярных связей, оно распадется на горючие компоненты. Например, когда древесину нагревают без доступа воздуха, ее сначала разделяет на древесный уголь и смолу, а затем на легковоспламеняющиеся газы – углеводороды.
Третья составляющая в существовании огня – температура, которая зависит от свойств окислителей и топлива. Таким образом, в отсутствие любого из этих трех факторов – огонь невозможен.
Способы добычи
В первобытном обществе использовали следующие способы добычи огня:
Затем появились спички, зажигалки и множество других способов добычи огня.
Масса
Массу огонь, как и любая другая материя имеет, но она может изменяться в процессе горения, если его продуктами являются газообразные вещества, в случае низких температур, и в случае очень высоких – благодаря ядерному распаду.
Разнообразие цветов «огня» (по факту пламени), в зависимости от сгораемого вещества:
Что такое «огонь» и «пожар»
Огонь не всегда был с человеком. Древние люди, наши предки, не знали огня. Они мерзли в пещерах, ели сырое мясо и коренья, болели и умирали. Так было до тех пор, пока однажды Древний человек не сумел понять, что он может пользоваться огнем. Сначала люди не умели добывать огонь. Они брали горящие ветки от лесных пожаров, возникающих от удара молнии, подносили их к сучьям, собранным заранее и постоянно поддерживали огонь. Когда племя переходило с места на место, огонь переносили в глиняной посуде, подбрасывая ветки и следя, чтобы он не потух. Позже человек научился добывать огонь трением деревянных веток и высекая искры из камней. После этого можно было сказать, что человек овладел огнем, ведь в любом месте он мог получить огонь и использовать его силу.
С тех пор как древний человек приручил огонь, он всегда помогал ему.
Очень часто на природе мы разводим костер и отдыхаем, наблюдая за горящими поленьями.
Все это позволяет сказать, что огонь является другом человека.
2) кислород без которого горение невозможно (как и мы дышим кислородом, так и огонь без кислорода не сможет существовать);
2. Крышка, которой накрыли сковороду с горящим маслом, изолирует доступ кислорода и прекращает горение.
3. Без горючего нечему гореть, следовательно, не может быть огня.
Возникновение пожаров и методы их ликвидации, пожарная безопасность
В нашем докладе для урока ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) мы рассмотрим такое опасное явление, как пожары. Это процесс неконтролируемого горения, который уничтожает всё на своём пути и представляет серьёзную опасность для жизни и здоровья людей. Задача человека — вовремя заметить возгорание и предотвратить распространение огня.
Причины возникновения пожаров
Есть несколько причин возникновения пожаров:
Потеря осторожности при сжигании мусора — частая причина возникновения пожара.
Фото: flickr.com/NRCSOregon
Пожары возникают каждый день, и большая их часть является делом рук человеческих.
Понятие процесса горения
Горение — это сложный процесс взаимодействия горючего вещества и окислителя, сопровождающийся появлением пламени, выделением тепла и продуктов сгорания.
При пожаре нагретые частицы вздымаются вверх, а искры и горящие угольки ветром могут переноситься на значительные расстояния. Так создаются новые очаги горения. Многие продукты сгорания токсичны, особенно при воспламенении пластика, полиэтилена, резины. При бытовом пожаре люди чаще гибнут не от огня, а от отравления ядовитым дымом, даже если находятся в отдалении от огненного эпицентра.
Непотушенный костёр может вызвать возгорание сухой травы вокруг.
Фото: flickr.com/Shakapam
Виды пожаров (классификация)
Лесные пожары и их последствия
Россия богата лесами. Это природное сокровище находится под охраной государства. Однако леса застрахованы от огненной стихии. В летнюю пору они часто горят, и их приходится тушить при помощи авиации, т. к. огонь распространяется на многие километры. Иногда это происходит по вине обывателей, когда они оставляют в лесу непотушенные костры, бросают непотушенные окурки на землю. Последствия такой безалаберности могут быть очень серьёзными.
От лесных пожаров в России ежегодно страдают многие регионы.
Фото: flickr.com/Cameron Strandberg
Иногда лес выжигают специально, чтобы использовать освободившиеся площади под коммерческие нужды, например, под строительство.
Кто в России отвечает за пожаротушение
В Российской Федерации за тушение пожаров, привлечение сил и средств к их ликвидации отвечает Государственная противопожарная служба. Эвакуацией при особо грозных и масштабных ситуациях занимается МЧС. На производстве организацией ликвидации огня до приезда пожарной команды ведает ответственный за пожаробезопасность.
Служба сотрудников противопожарной службы связана с опасностью и риском.
Примерная статистика по пожарам в РФ
Согласно статистическим данным ежедневно в России регистрируется порядка 400 — 500 возгораний, сопровождающихся уничтожением имущества на десятки миллионов рублей и гибелью людей — последствия ужасные. По статистике на пожарах погибает в четыре раза больше граждан, чем во время прочих чрезвычайных происшествий.
Меры пожарной безопасности
Для профилактики пожара и предотвращения распространения огня внутри помещений предпринимаются такие меры:
В каждой организации должен быть уголок пожарной безопасности.
Чтобы пожар не распространился в лесу, здесь запрещается:
Помните: телефонный номер пожарной службы – 01.
Конспект к уроку ОБЖ «Огонь друг и враг человека»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Огонь-друг и враг человека»
Цель: познакомить с основами пожарной безопасности.
Задачи:
• Ознакомить с основными причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения;
• Учить соблюдать правила пожарной безопасности;
• Обучать действиям при возникновении пожара;
Ход урока
Организационный момент. (1 слайд)
Приветствие гостей.
Сегодня у нас необычное занятие. Мы будем говорить о самом ценном – о человеческой жизни, о том, как её сохранить в момент опасности.
Пусть пойдёт ребятам впрок
Очень важный наш урок!
II . Сообщение цели и задач урока.
Отгадайте загадку: (2слайд)
Рыжий зверь в печи сидит.
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова
Целый час, а может два.
Ты рукой его не тронь,
Искусает всю ладонь (огонь)
Сегодня на уроке мы ответим на вопрос: «Огонь – друг или враг человеку?» Узнаем причины пожара и как вести себя, если случился пожар.
III. Огонь – друг. (3слайд)
Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара.
Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах.
Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.
Если выйти из помещения невозможно:
• Оцени обстановку, убедись в наличии опасности и определи, откуда она исходит.
• Вызови пожарную охрану по телефону 01.
• Сообщи о пожаре соседям, отключи газ, электроэнергию, по возможности закрой окна и двери.
• Немедленно покинь помещение, иди в сторону противоположную пожара.
• Двигайся к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетки.
При пожаре в доме:
• Вернись, плотно закрой входную дверь.
• Дверные щели и вентиляционные отверстия заткни мокрыми тряпками.
• Подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонариком.
• При задымлении помещения или повышении температуры выйди на балкон, плотно закрой за собой дверь.
VII. Физ. минутка (9 слайд)
Игра «Потуши пожар!»
VIII. Познавательные и развлекательные игры.
Дидактическая игра «Огнеопасные предметы». (10 слайд)
Цель : научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление. Объяснить, почему выбрали именно эти предметы. Правильно разложить карточки на две группы.
Подготовка : Необходимо подобрать картинки с изображением огнеопасных предметов.
1 вариант игры : карточки делятся между игроками, карточки нужно разделить на две группы: огнеопасные предметы и предметы, не представляющие угрозы для возникновения пожара.
2 вариант игры : воспитатель выкладывает перед игроками несколько карточек, среди которых основная масса огнеопасных (или наоборот, не опасных) предметов. Задача игроков найти лишний предмет.
Дидактическая игра «Что пригодится на пожаре». (11 слайд)
Цель : научить детей находить предмет, который может пригодиться при тушении пожара пожарному. Объяснить свой выбор. Развивать логическое мышление.
Подготовка : Необходимо приготовить картинки с изображением предметов, которые могут пригодиться при пожаре и предметов, которые при пожаре не нужны. Приготовить игровые поля, на которые игроки будут раскладывать карточки.
О писание игры : играют 2 игрока. Карточки делятся поровну между игроками, каждый игрок выбирает из своих карточек подходящие (например, те которые пригодятся при пожаре). Карточки, которые не подходят игроку, необходимо выменять у второго игрока. Выменять их можно следующим образом: объяснить для чего нужен (или почему не нужен) тот или иной предмет при пожаре.
3) Отгадайте загадки
Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (огонь) (13 слайд)
Что бывает, если птички
Зажигают в доме спички? (пожар) (14 слайд)
Смел огонь, они смелее,
Он силён, они сильнее,
Их огнём не испугать,
Им к огню не привыкать! (пожарные) (15 слайд)
7) Игра: Недостающие слова.
Этот шар в руках недаром
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром,
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет… (Злой пожар.)
Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в…? (Квартире.)
Дыма столб поднялся вдруг
Кто не выключил…? (Утюг.)
Красный отблеск побежал,
Кто со спичками…? (Играл.)
Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил бельё над …? (Газом.)
Столб огня чердак объял
Кто там спички …? (Зажигал.)
Побежал пожар во двор
Это кто там жёг …? (Костёр.)
Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жёг…? (Траву.)
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые …? (Предметы.)
Помни каждый гражданин
Этот номер … (01)
Дым увидел – не зевай
И пожарных…(Вызывай)
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажёг.
Не смотри, не жди, не стой
А залей его…(водой)
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те …. (отнять)
Если где хранится мусор
Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли
И быстро все… (убрали)
— Пожар не ждёт! К ящику бросок!!
— Насыпь на очаг спасительный …(песок)
IX . Правила пожарной безопасности в городской квартире (17 слайд)
Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное – уносят человеческие жизни. От одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности. Не балуйтесь дома со спичками, зажигалками. Это – одна из причин пожаров.
• Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизоры, светильники и др. Уходя из дома, не забудьте их выключить.
• Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.
• Не сушите белье над плитой. Оно может загореться.
• Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте подальше от елки, лучше вообще вне дома.
XI. Подведение итогов занятия.
Ребята, что вам запомнилось? Поднимите руку, кто из вас считает, что он сегодня хорошо работал на уроке? Кто не очень доволен своей работой на уроке? Поднимите руку, кто на следующем уроке будет работать лучше, чем сегодня?
Спасибо за урок!
Цель: Закрепить правила пожарной безопасности.
Форма: урок-игра
Ход урока
1.Орг.момент
2. Вступление
Ученик читает стихотворение :
Он всегда бывает разным
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит траве
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
Да, огонь бывает разный:
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.
3. Проблемная ситуация
4. Огонь одно из самых больших чудес природы
Люди научились добывать и сохранять огонь. Благодаря огню человечество проникло в космос.
5. Однако, выйдя из под контроля, огонь превращается в страшное бедствие
– В какое бедствие превращается огонь, вышедший из под контроля. Пожар
– Что такое пожар? (определение из толкового словаря)
Пожар – неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни.
6. Информационная справка.
Огонь издавна был другом человека. Наши предки считали его живым существом. Ему поклонялись. Он помогал им бороться за существование.
Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали огонь лучше и он утратил силу божества. Но другом и помощником быть не перестал. Сила у огня-друга большая- пребольшая. Но если с его силой обращаться неосторожно и неумно, то огонь может стать страшным, коварным врагом!
На нашей планете возникает приблизительно 5млн пожаров в год. Каждые 5 секунд вспыхивает новый пожар. Их количество растет Огонь-враг – оставил свой след в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Погибли миллионы жизней. Чтобы этого не происходило, надо осторожно обращаться с огнем.
– Что же является причиной пожара?
7. Инсценировка «Щепочка»
(Нужны макеты печки и поленницы)
Щепочка: Ты кто такой, откуда взялся.
Щепочка: Какая же ты береза? Ты на нее совсем не похож!
Уголек: Это я теперь такой стал, а раньше березой был! Вот пойдем со мной, полежишь в печи.
Щепочка: Не пойду я в печь, там огонь живет. Лучше пойдем со мной в поленнице полежим. Там сухо и тепло.
Рассказчик: А угольку того и надо. Привела щепочка уголек к поленнице, забрались они в самую середину. Улеглись в самую середину. Прислонился уголек к дровам своим горячим боком и начал их подпаливать. Сгорела щепочка вместе с дровами. И осталась вместо березовой поленницы лишь тлеющие угольки. И кто знает, может, один из них и есть та непоседливая, глупая щепочка.
Какая же главная причина пожаров?
Причины пожара в жилище: Ученики высказывают свои мнения
Причины пожаров в жилище
Вывод: Главная причина пожаров – неосторожное обращение с огнем.
8. Если допустить пожар, то пожар приносит большие бедствия.
Уничтожает на своем пути все живое. И самое страшное гибнут люди! Ежегодно в огне погибает 30-40 детей (это целый класс) Не менее 100 получают травмы и ожоги.
Если получили ожог…
А теперь проверим знаете ли вы что надо делать если…
9. Загадки
А ну, ребятки, не зевайте,
Дружно хором отвечайте.
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его. (водой)
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички… (отобрать)
Раскалился если вдруг
Электрический утюг,
Что должны вы делать детки?
Вынуть вилку из … (розетки)
Если вдруг пожар возник,
Ты обязан в тот же миг
В часть к пожарным позвонить,
О пожаре… (сообщить)
Знает каждый гражданин
Пожарный номер… (01)
Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен,
Дети помните о том,
Что нельзя шутить с… (огнем)
10. Викторина
Все учащиеся делятся на 4 команды.
Задание 1
(ответы: 1. пламя; 2. пена; 3. песок; 4. утюг; 5. шланг; 6. сирена; 7. колодец; 8. вода)
Задание 2
Разложи по порядку
Задание 3
Возник пожар В комнате дым Горит одежда Горит сухая трава Запах газа Трудно дышать от дыма | ползи к выходу открой окно дыши через мокрую тряпку падай на землю, катайся отключи, накрой одеялом |
Задание 4
1. огонь нельзя оставлять 2. если увидишь пламя 3. вызывай пожарных 4. от огня 5. из горящего помещения 6. опасней всего при пожаре | по телефону 01 нельзя прятаться без присмотра зови на помощь взрослых дым надо быстро уйти |
Задание 5
11. По итогам викторины ученикам выдаются памятки:
Если в доме начался пожар.
Правило 1. Если огонь небольшой, можно сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив ведро воды.
Правило 2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную службу по телефону 01 или попроси об этом взрослых.
Правило 3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зови из окна на помощь прохожих.
Правило 5. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.
12. Итог
Огонь – друг
огонь – враг
учащиеся делают свои выводы
13. Урок заканчивается частушками
Мы, веселые подружки,
Пропоем для вас частушки,
И коснемся между тем
Противопожарных тем.
У Матрены нашей дома
Отличился сын Ерема.
Он со спичками шалил
И квартиру подпалил.
Зина печку раз включила,
Ну а выключить забыла.
Чтоб пожара не навлечь,
Выключай электропечь.
Говорю я: «Тетя Маша,
Осторожнее с огнем –
Загорится дом и каша,
А потом сгорит и дом!»
Как-то раз прилег Иван
С папиросой на диван.
В результате утром рано
Ни Ивана, ни дивана.
Эх, облить бы их разок,
Этих нарушителей,
С головы до самых ног
Из огнетушителя.