Что такое огонь определение для детей
Цель проведения: профилактика пожаров и гибели детей, обучение их мерам пожарной безопасности.
Вводная часть
Знают все: человек без огня
Не живет ни единого дня.
При огне, как при солнце, светло,
При огне и зимою тепло.
Посмотрите, ребята, вокруг:
Но когда мы небрежны с огнем,
Он становится нашим врагом.
Основная часть
История появления огня
Когда люди стали строить дома, с них обязательно устанавливали печи, где разводили огонь.
И сейчас мы продолжаем пользоваться огнем. И в наши дни он помогает людям в их повседневном труде.
Беседа с детьми по теме «Огонь добрый, огонь злой»
Воспитатель: Как помогает нам огонь? Для чего мы его используем?
Дети: На огне готовим пищу, согреваем дома, используем как украшение, когда зажигаем свечи, для освещения …
Воспитатель: Но огонь может выйти из-под контроля человека: перевернулась свеча, выпал из печки раскаленный уголек, задымился брошенный окурок сигареты … Что может случиться?
Дети: Пожар.
Определение понятия пожара
Воспитатель: Что же такое пожар? Давайте попробуем дать определение пожара.
Дети: когда что-то горит (дети дают варианты предполагаемых ответов).
Воспитатель: ребята, задумайтесь, ведь костер это тоже горение, но его пожаром не назовешь. Чем пожар отличается от просто огня или костра? Что случается при пожаре, чем он опасен для человека, его жилья, природы?
Дети: люди получают ожоги, травмы, гибнут, сгорают дома, леса, страдают животные (другие варианты ответов).
Определение о понятии пожара
Понятие об опасных факторах пожара, первая помощь при ожогах
Как мы уже говорили, от огня можно обжечься. Кто-нибудь из вас получал ожоги? Что вы при этом чувствовали?
Дети: Было больно.
Воспитатель: Ребята, запомните, при ожоге нельзя ничем мазать рану, лучше обернуть обожженную часть тела бинтом или чистой тканью и срочно обратиться к взрослым, чтобы они вызвали врача.
Воспитатель: Вот сколько неприятностей и горестей может принести нам пожар. Поэтому мы должны стараться не допустить его возникновения. Ведь зачастую сам человек виноват в том, что начался пожар.
Причины пожаров и их предупреждение
Работа с применением иллюстраций
Воспитатель: Из-за чего же случаются пожары?
Дети дают варианты ответов.
Воспитатель: Чаще всего пожар возникает из-за неосторожного обращения с огнем. Чтобы этого избежать, нужно быть очень внимательным и осторожным: не оставлять в лесу горящий костер. Нужно обязательно засыпать его землей или залить водой.
(Преподаватель в ходе рассказа демонстрирует рисунок.)
Сам костер не разжигай и другим не позволяй,
Даже крошка огонек от пожара недалек!
Воспитатель: Пожар может произойти и в поле, особенно во время сбора урожая, так как пшеница быстро загорается. Пожар может погубить все поле, и люди останутся без хлеба.
(Преподаватель демонстрирует рисунок.)
Если хлеб еще не убран,
Бдительности не теряй!
Может быть совсем погублен
Злым пожаром урожай.
Воспитатель: Теперь, ребята, представьте себе, что наступила осень, падают листья. Вы, наверное, помогали их убирать. Часто взрослые, забывая об опасности, сжигают листья прямо у строений, что приводит к пожару.
Воспитатель: На Новый Год мы стараемся красиво нарядить елку. Но помните, не в коем случае нельзя зажигать на ней свечи, так как иголки нашей лесной красавицы очень хорошо и быстро горят. Опасно украшать елку легкогорючими игрушками, ватой, зажигать вблизи нее бенгальские огни.
(Воспитатель демонстрирует рисунки.)
Рисунок № 1.
Так заведено в народе
Елка в гости к нам приходит.
Только есть совет простой:
Зажигать не надо свечи
На красавице лесной.
Рисунок № 2.
Украшать свечами елку
Потому что от свечей
Зажигать на ней свечей!
Рисунок № 3.
Чтоб огнем не вспыхнуть елке,
Вы не вешайте хлопушки
А в огнях бенгальских жар,
Значит, может быть пожар.
(Преподаватель демонстрирует рисунки и утюг с места пожара.)
Говорил я долго маме:
«Ты утюг неси в починку!»
Мама, как дитя упряма,
Гладить принялась простынку.
Вдруг звонок по телефону…
Долго мама говорит,
А утюг уж перегрелся,
От простынки дым валит.
(Преподаватель демонстрирует рисунки.)
Рисунок № 4.
Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с огнем.
Преподаватель: Дети, посмотрите, что написано на рисунке?
— «Шутка с огнем добром не кончится!»
Рисунок № 5.
Для забавы, для игры
Спичек в руки не бери.
Коробка спичек хоть мала,
Но может сделать много зла.
Рисунок № 6.
Ростом спичка – невеличка,
Не смотрите, что мала,
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шалить нельзя!
Рисунок № 7.
Подходить к розетке?
Ведь розетка ненароком
Поразить вас может током!
Рисунок № 8.
Аэрозольные баллончики, брошенные в огонь, взрываются и от этого могут пострадать люди.
Рисунок № 9.
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди, не стой,
Он горячий, как огонь.
Ребята, вы видите на рисунке, что открывать заслонку печи, играть с угольками, кидать в топку бумагу, дрова крайне опасно и может привести к пожару.
Рисунок № 10.
Вы помните сказку «Кошкин дом»?
Что там загорелось? (Дети – печка.)
Преподаватель подводит итог по теме «Причины пожаров»: Итак, мы видим, что пожар начинается чаще всего по вине людей, из-за их невнимательности и небрежного отношения к огню. Поэтому мы должны очень аккуратно обращаться с огнем: не играть со спичками, не разжигать костры, не оставлять горящие свечи и всегда выключать электроприборы.
Огонь используй осторожно,
С ним аккуратен будь всегда,
Чтоб никогда не приключилась
С тобой случайная беда.
Действия в различных ситуациях на пожаре.
Воспитатель: Что же нужно делать при пожаре? Как спасти себя?
Если начался пожар в квартире или частном доме, необходимо тут же покинуть помещение. Детям самостоятельно тушить пожар не следует. Это должны делать взрослые. Дети обязаны сразу оповестить их о пожаре. Если родителей нет дома, нужно выбежать на улицу и позвать на помощь соседей, прохожих. Они вызовут пожарных.
Запомните, что нельзя прятаться под кровати, в шкафы. Огонь вас не пощадит. Нужно от него убегать.
Если возник пожар в многоэтажном здании на лестнице, а вы в квартире и не можете выйти на улицу, выйдите на балкон, закройте за собой дверь и зовите на помощь взрослых.
При появлении дыма нужно двигаться как можно ближе к полу, там меньше дыма и больше свежего воздуха. Вдыхать дым опасно для жизни.
Подведение итогов по всему разделу.
Итак, ребята, сегодня мы с вами узнали, что огонь бывает добрым и злым. И именно человек должен сделать так, чтобы огонь был только нашим другом.
Игровая программа.
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы немного поиграем. Давайте пригласим участников двух команд для соревнований. (Команды выходят в центр зала и строятся, капитан объявляет название команды. В составе команды капитан и 4 участника. Остальные дети делятся на две команды болельщиков.)
Игра-эстафета «Найди опасность».
Воспитатель объясняет и показывает: Ваша задача, поочередно подбегая к столу, на котором лежат предметы, выбрать из них пожароопасные и принести на старт. По окончании игры каждый участник объясняет свой выбор и описывает возможную ситуацию, в которой этот предмет явился источником опасности.
Эстафета «Полоса препятствий»
Воспитатель: Мы знаем, что пожарные смелые, ловкие и быстрые. Во время тушения пожара им приходится преодолевать препятствия на своем пути. Поэтому первая эстафета называется «Полоса препятствий».
Эстафета «Выход из задымленного помещения
Воспитатель: Ребята, мы уже знаем, что если во время пожара комната заполняется дымом, нужно срочно покинуть ее. При этом нужно двигаться как можно ближе к полу. Сейчас мы посмотрим, как у вас это получится.
Воспитатель объясняет и показывает: По команде каждый участник, передвигаясь на корточках дожжен обойти стул на финише и вернуться к команде, передавая эстафету.
Конкурс загадок для болельщиков
Воспитатель объясняет:
Ребята, сейчас я буду загадывать вам загадки. Участник, которому я брошу мяч, должен его поймать и ответить на вопрос.
Но, когда с ним шалят,
Он становится врагом
И сжигает все кругом.
Красный камушек не тронь!
Он горячий, как огонь.
Белый столб стоит на крыше,
И растет он выше, выше.
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь,
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь.
Игра-эстафета «Потуши пожар»
Воспитатель: Дети, чем чаще всего тушат пожар?
Дети: Водой.
Воспитатель: Сейчас мы будем добывать воду, чтобы потушить пожар.
Воспитатель объясняет и показывает: Перед командами стоят ведерки с водой. Первый участник на старте держит в руках ложку. На финише стоят пустые стаканы. Участник, зачерпывая ложкой воду, подбегает к стакану, выливает воду, стараясь ее не расплескать. Возвращается к старту, передавая эстафету. На выполнение задания ведущий дает 3 минуты. Результат оценивается по количеству набранной в стакан воды.
Конкурс для капитанов «Сбор по тревоге»
Воспитатель: Ребята, каждый пожарный по сигналу тревоги должен уметь быстро одеть боевую одежду и не задерживать команду для выезда на тушение.
Подведение итогов.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали, своими ответами помогли нам раскрыть такую сложную тему. Мы надеемся, что наш урок пригодится вам в жизни. Вы будете внимательны и аккуратны с огнем, не допустите беды. Огонь будет только вашим другом.
Понравился вам наш урок?
Дети: Да, приезжайте к нам еще.
Воспитатель: Ребята, мы приглашаем вас в гости к нам, на Краснодарскую пожарно-техническую выставку, где вы своими глазами увидите много старинных предметов, действующих макетов, диорам, выполненных детьми игрушек и рисунков, посетите пожарное депо и познакомитесь с работой огнеборцев.
Награждение команд.
Преподаватель просит команды построиться в центре зала. Приглашает к строю также наиболее активных болельщиков. Производит награждение призами, памятными подарками, значками.
Благодарим всех вас и воспитателей за теплый прием и внимание. До новых встреч!
Конспект беседы «Что такое огонь?»
Наталья Дроботова
Конспект беседы «Что такое огонь?»
Беседа «Что такое огонь?»
Цели
-Познакомить с огнем как явление неживой природы.
-Показать необходимость огня как условие жизни на Земле
-Показать противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть).
— Познакомить с историей использования огня человеком.
— Активизировать словарный запас.
Материалы
Любимый игровой персонаж (клоун Клепа, две свечки камин, спички, иллюстрации к игре «Раньше и теперь» модель вращения Земли вокруг Солнца, модели состояния погоды в зависимости от активности Солнца.
Чтение рассказов: «Прометей», «Какой бывает огонь», «Почему так бывает?», «Как человек огонь приручил?», «Черное и белое», «Как человек огонь работать заставил» из книжки «Огонь»; О. Герасимова «Сказка о споре огня, воды и ветра», «Семь небесных коней», «Сказка об огне», «Дети матери природы»: С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Л. Толстой «Два раза не умирать»; Т. Кинько «Наш номер „,01“».
Ход занятия
1. Появляется клоун Клепа. У него забинтована рука.
Педагог. Клепа, что с тобой случилось? Почему у тебя рука забинтована?
Клепа. Слушал я с вами рассказы про пожарных, какие они храбрые, и решил поиграть в пожарного. Взял спички, хотел сделать маленький пожар, а потом его потушить!
Педагог. ОЙ, Клепа! Ты меня пугаешь Ребята, разве можно играть в такую игру? Чем это может окончиться?
Клепа. Да, ребята, вы правы. Вот я и обжог руку. Хорошо, что доктор Айболит рядом оказался помог, и руку обожженную забинтовал. Кто только этот огонь
выдумал, зачем он нужен?
Педагог. Присаживайся к нам, Клепа, и послушай рассказ об огне. Тогда ты поймешь, что огонь необходим живому на Земле, хотя и очень коварен.
Педагог. У многих народов есть сказки и легенды, в которых рассказывается о том, как в древности боги создавали мир из четырех составляющих частей или, как их
четырех стихий. Назовите их, ребята.
(Ответы детей: вода, земля, воздух и огонь.)
Педагог. Земля была нужна, чтобы на ней могли люди, животные, растения, в воде поселились рыбы, и еще вода давала соки всему живому на земле. Нужно было освещать и согревать этот новый мир — появился огонь. А воздух отделил землю от неба, где жили боги.
Давным-давно, когда на Земле появились первые люди, они не знали огня. Днем людей согревало солнце, а по ночам они дрожали от холода. Боги скрывали от людей тайну огня. Но нашелся среди богов один, пожалевший людей. Вспомни
те, ребята, как его зовут.
Педагог. Да, звали его Прометей. Однажды он похитил божественный огонь и принес его людям. Рассердился за это на него самый главный бог Зевс и решил наказать его. Что он приказал сделать?
Педагог. Долгие годы страдал Прометей в горах, прикованный к ним цепями. По приказу Зевса его терзал огромный орел, а цепи не позволяли узнику отогнать злую птицу. Лишь через много лет его освободил из плена богатырь. Как его звали?
(Геракл) Что он сделал?
А люди в благодарность за то добро, что принес Прометей, сложили о нем эту легенду.
Педагог Мир, который мы видим округ, питает и поддерживает огонь. Солнце согревающее нашу Землю, — это огонь, большой раскаленный огненный шар Какую форму имеет наша планета?
Педагог. Да, Земля круглая. Летит она, кружится, как волчок, вокруг себя и вокруг Солнца (Рассматривается модель.) От чего зависит на Земле смена дня и ночи? Времен года?
Педагог. Повернется Земля к солнышку одним боком — на этой стороне день наступит, а на другой — ночь. Вокруг Солнца летит Земля целый год, вот какой длинный путь у нее. То ближе подлетит Земля к Солнцу, то подальше убежит
«Огнедышащие горы» вулканы, из которых время времени выползает раскаленная лава, — это работа подземного огня, спрятанного внутри Земли. Молнии, сверкающие вовремя грозы, то тоже огонь.
(Дети помогают рассказывать, используя модели.)
3. Огонь — это свет и тепло на него можно смотреть, бесконечно. Наверное, это осталось в нас от далеких предков, для которых огонь был загадочным живым существом. Они его «приручили» и «поселили» в своем жилище.
Клепа. Как это «приручили».?
Педагог. Давайте расскажем Клепе, как человек огонь приручил.
(Ответы детей с использованием моделей: молния — костер — трут- кремень спички.)
Педагог. Сначала людям приходилось сохранять огонь, дожидаться, когда молния зажжет дерево или случится лесной пожар. Затем кто-то из древних людей заметил, что если долго тереть друг о друга два куска дерева, они нагреваются, потом начинают дымиться, и, наконец, вспыхивает пламя. Значит огонь можно добыть
своими руками? Стали люди разные приспособления делать, чтобы легче и быстрее огонь добывать. Сначала придумали деревянную палочку на обрубке дерева.
руками крутить — получилось.
Давайте и мы попробуем покрутить (крутим палочки)-очень тяжелый труд и долгий. Изобрели потом маленький лук для этой палочки — дело пошло быстрее Наконец догадались из камней огонь извлекать: стукнут камнем о камень- выскочит искра. Упадет на сухой мох, вот и костер готов.
Педагог. На огне люди варили пищу, он отпугивал хищников, спасал от холода, приносил свет и радость.
Педагог. Люди с древности почитали огонь, называли священным, относились к нему как к божеству. В некоторых странах люди специально строили храмы Огня. В центре храма в специальных чашах горел священный огонь, и люди приходили
ли поклоняться ему. В наших церквях постоянно горят свечи, потому что огонь своим светом и теплом очищает окружающее пространство, снимая болезни, усталость, уничтожая тьму и страх. Если вы очень устали, у вас плохое настроение, — зажгите свечу, посидите, посмотрите на ее пламя, и силы вновь вернутся к вам. Древние люди знали об этом свойстве огня. Издавна на Руси устраивались праздники, когда зажигались костры люди прыгали через них, тем самым очищая себя. Как вы думаете, можно ли так делать?
Педагог. В наши дни огонь зажигают у памятников погибшим героям. Как он называется и почему?
Что вы испытываете, глядя на огонь?
5. Клепа. Прирученный огонь мне нравится!
Педагог. Человек не только «приручил» огонь, но и заставил на себя «работать».
Клепа. Как это «работать»?
(Ответы детей с использованием иллюстраций: делали посуду из глины, но она рассыпалась, пока не стали обжигать на огне; из обожженной глины стали делать кирпичи и строить дома; первые «книги» когда-то писали на глиняных плитках, обжигая их для прочности (сохранились до наших дней); из песка с помощью огня люди научились делать прозрачное стекло, из камней добывать металлы: медь, олово, железо; человек изобрел хитроумную машину — подружив воду с огнем,
Педагог. Хорошим работником оказался огонь. Сейчас он трудится на заводах и тепловых электростанциях, в автомобилях и теплоходах, выводит в космос спутники Земли.
Огонь трудился для людей раньше, трудится и теперь.
(Игра «Раньше и теперь: костер — русская печь плита; свечка – лампочка; свечка – керосиновая лампа – люстра; самовар — чайник; утюг на углях — чугунный утюг)
6. Педагог. Посмотрите на руку Клепы и запомните, что огонь всегда таит в себе и опасность. Выйдя из-под контроля, он становится не другом, а врагом, страшным чудовищем уничтожающем порой целые города, и тогда человеку приходится выходить с ним на бой. Вспомните героев книг о пожарах и пожарных, которые мыс вами читали.
Педагог. Не зря люди говорят: «Из искры возгорится пламя!». Объясните, как вы это понимаете?
Педагог. Посмотрите, я даже не притронусь второй свечой до огня зажженной свечки, а только подержу ее фитилек над огнем, однако он уже перескочит на эту, не зажженную пока свечу. (Показ.) Какие беды может принести маленькая искорка огня?
Педагог. Вам нравится, как горят наши свечи? Оставим их гореть, пока пойдем погулять. Почему нельзя оставлять огонь без присмотра? Представьте, что у нас в группе начался пожар. Что делать? А если воды в кранах не оказалось?
Клепа. Выходит, огонь — это и хорошо, и плохо?
Предложить вечером нарисовать Клепе рисунки к этой игре.)
Клепа. Спасибо, ребята! Я узнал много интересного. Огонь на Земле появился до того, как появился человек, и сопровождает его всю жизнь. Нас не будет, а огонь будет всегда! Я больше никогда не буду играть со спичками и всех друзей научу правилам пожарной безопасности, а из ваших рисунков сделаем выставку в детском саду, чтобы все дети были осторожны с огнем всю жизнь даже когда вырастут.
Конспект беседы о фруктах для детей 5–7 лет «Вы знаете, что такое фрукты?» Дорогие ребята! Я хочу рассказать вам о фруктах. Вы знаете, что такое фрукты? Фрукты — сочные съедобные плоды, растущие в основном на деревьях.
Конспект беседы по развитию речи «Что такое героизм?» в средней группе Конспект беседы по «Развитию речи» в средней группе (4-5 лет). Тема: «Что такое героизм?» Доминирующая образовательная область: речевое.
Конспект беседы «Что такое подвиг?» (старшая группа) Цель: формировать представления детей о героизме и подвиге. Ход беседы Воспитатель: Дети, сегодня мы поговорим о том, что такое подвиг.
Конспект беседы «Что такое хорошо и что такое плохо» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Конспект Беседа на тему «Как Ушастик Степашку обидел» (вторая младшая.
Конспект НОД «Огонь — друг, огонь — враг» для детей подготовительной к школе группы Цель: формирование знаний о пожарной безопасности. Задачи: ОО «Социально-коммуникативное развитие» 1. Закрепить знания детей о правилах.
Конспект открытого занятия в старшей группе «Огонь — друг, огонь — враг» Конспект открытого занятия в старшей группе «Огонь — друг, огонь — враг» воспитатель МБДОУ «Золотой петушок» Лубянова Инна Владимировна.
План — конспект беседы с детьми старшей группы «Что такое дорога и немножко про шоферов» План-конспект беседы с детьми старшей группы «Что такое дорога и немножко про шоферов» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Свойства и значение огня
Разделы: Физика
Актуальность темы. Без огня невозможна жизнь на Земле. Мы видим огонь каждый день – плита, костер, печка и т.д. Он всюду – в домах и школах, на заводах и фабриках, в двигателях космических кораблей. Вечный Огонь горит на площади Славы, в храмах всегда горят свечи …
Все лето по телевизору показывали лесные пожары. Сгорело безвозвратно большое количество деревьев, которые давали нам воздух. Могли бы стать интересными книгами и нашими школьными тетрадями. Погибли животные. Сгорели целые деревни, люди остались без жилищ.
Интересный и загадочный этот огонь!
Для детей о пожарах и мерах безопасности написано достаточно много книг, в том числе литературных произведений (“Дядя степа” С. Михалкова, “Путаница” К. Чуковского, “Кошкин дом” С. Маршака и т.д.). Но такие источники, в которых описываются подробно и свойства огня, и его польза встречаются редко. Наша работа – это попытка восполнить такой пробел.
Цель работы: Исследование значения огня для человека.
Задачи. В этой работе мы изучаем свойства огня и отвечаем на вопрос: Что такое огонь? Также разбираемся, как эти свойства используют люди. Каким образом и почему огонь может помочь и навредить людям? (Приложение 1).
Мы использовали справочную литературу: словарь, энциклопедию, некоторые книги для взрослых, и информацию из сети Интернет.
1. Что такое огонь? Основные свойства огня
В детской энциклопедии есть такое определение огня и горения: “это химическая реакция, в которой одно из веществ настолько нагревается, что соединяется с кислородом воздуха”. [1, С.105] В толковом словаре русского языка читаем: “Огонь – горящие светящиеся газы высокой температуры” [3, С. 379]. После прочтения этой информации, автор данной работы так и не понял, что же такое огонь и решил дать такое ему определение, которое было бы понятно ученикам начальной школы. Для этого нужно выявить основные его свойства.
Основные свойства огня изучаем при помощи методов эксперимента (опытов) и наблюдения. Проделаем несколько опытов.
Примечание. Все опыты проводились в присутствии и с помощью взрослых, при этом были соблюдены правила безопасности: использовали негорящую поверхность (стеклянную доску) и приготовили кувшин с водой.
Опыт № 1. В темное время суток выключили в комнате свет. Стало темно, ничего не видно. Зажгли свечу, стали видны очертания предметов и людей.
Вывод: 1 свойство: Огонь излучает свет! (См.: Приложение, слайд 4)
Даже небольшое пламя свечи может освещать комнату. Вот почему в запасе у мамы всегда есть свечи – на случай отключения электричества.
Опыт № 2. Очень осторожно попробуем поднести руку к пламени свечи. На расстоянии 20 см становится очень тепло, ниже – из-за жжения опустить руку нельзя.
Вывод: 2 свойство: Огонь выделяет много тепла! (См.: Приложение, слайд 5).
Опыт № 3. Накроем горящую свечу стеклянной банкой. Через несколько секунд пламя гаснет. То же происходит и с газовой конфоркой. Для достоверности мы повторили опыт 3 раза. Результат всегда один – пламя прекращает гореть.
Вывод: 3 свойство: для того, чтобы огонь горел, нужен воздух, а точнее кислород, который он содержит. (См.: Приложение, слайд 6).
Итак, мы выяснили главные свойства огня и уже можем ответить на вопрос: что такое огонь?
Огонь – это такой процесс, при котором поглощается кислород и выделяется свет и тепло.
Продолжим изучение свойств огня.
1) Наблюдаем за пламенем свечи. Форма спокойного пламени, заостренная кверху похожа на конус. Если потихоньку подуть на пламя свечи, то форма меняется, оно отклоняется от потока воздуха. То же происходит, если поднести свечу к приоткрытому окну.
Вывод: форму пламени можно изменить при помощи потока воздуха. Это свойство используют при разжигании костра. (См.: Приложение, слайды 9,10,11).
2) Рассмотрим цвет пламени. Цвет не везде одинаков, пламя имеет слои: самый нижний слой голубоватого оттенка, затем светло-желтый слой, после него – самый верхний красновато-оранжевый. (См.: Приложение, слайд 13).
Но это еще не все о цвете.
Выводы: 1. Разные вещества и материалы горят с разным цветом пламени. Так вот как получается такой красивый фейерверк! 2. Значит можно определить, неизвестное вещество по цвету пламени, надо только поджечь (как один из способов).
Значит, температура в разных слоях пламени различная. Это подтверждается и опытом с поднесением к пламени руки. Мы помним, что сверху можно поднести руку только на 20 см. Если поднести палец к нижней части пламени, тепло чувствуется только на расстоянии 1 см.
Вывод: пламя имеет несколько слоев, отличающихся не только по цвету, но и температурой. В нижней части пламя самое холодное, а верхней – самое горячее. (См.: Приложение, слайд 20).
2. Значение огня: польза и вред
И это еще не весь список “добрых” дел огня.
Вывод: Огонь очень нужен людям. Он согревает, кормит и освещает. Современный человек использует огонь постоянно. Невозможно представить себе жизнь без огня.
Но огонь очень опасен! Его всегда нужно контролировать. Он способен и очень навредить. Речь идет о пожарах. Пожар – это когда огонь горит без желания человека и все разрушает.
Большой ущерб нашему государству и населению приносят пожары. Пожар – явление очень страшное, жестокое, враждебное всему живому. (См.: Приложение, слайд 26).
Пожар вреден тем, что: от пожаров гибнут люди и получают сильные ожоги, люди лишаются дома, от пожаров исчезают леса и гибнут все их обитатели: животные, птицы, пожар может уничтожить все, что человек создавал своим трудом.
Немного статистики. Только представьте, что ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров! Каждый час в огне погибает один человек, два получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребенок.
Как они возникают? Из-за неосторожного обращения с огнем, недобросовестного отношения к мерам безопасности.
О пожарах, о бедах, которые приносит огонь написано много книг. В том числе детских. Почему же для детей написано много книг о пожарах? Мы думаем, что потому что пожары очень часто возникают по вине детей.
Хотим напомнить всем ребятам:
— Никогда не играйте с огнем!
— Разжигать огонь можно только в присутствии взрослых и под их присмотром.
— В местах разведения костров, другого использования огня должны быть под рукой средства тушения.
— Нельзя оставлять огонь без присмотра.
— Когда огонь уже не нужен, он должен быть хорошо потушен.
Таким образом, в результате проведенной работы мы дали понятное для детей определение огня: “Огонь – это такой процесс, при котором поглощается кислород и выделяется свет и тепло”.
А также выяснили: Пламя имеет определенную форму, несколько слоев, отличающихся не только по цвету, но и температурой. При этом форму пламени можно изменить при помощи потока воздуха. Знание этих свойств помогает людям использовать огонь более эффективно.
Разные вещества и материалы горят с разным цветом пламени. Значит можно определить, какое-то вещество по цвету пламени, надо только поджечь (как один из способов).
Вообще, огонь очень нужен людям, он согревает, кормит, освещает. Современный человек использует огонь постоянно. Невозможно представить себе жизнь без огня.
Но огонь очень опасен! Его всегда нужно контролировать, нельзя оставлять без присмотра. Он способен и очень навредить. Пожар – явление очень страшное, жестокое, враждебное всему живому.
Конечно, мы исследовали не всё о таком удивительном явлении как огонь. Поэтому в дальнейшем возможно исследовать такие вопросы: как люди научились разжигать огонь, каковы были первые способы? Какие вещества не горят и почему? Как делают фокусы с огнем? Также интересна тема “Огонь и оружие”.
Результаты данной работы можно использовать как вспомогательный материал на занятиях о мире вокруг нас (окружающему миру) в детском саду и начальной школе. Для детей интересующихся огнём такой материал будет полезен, потому что он наглядный и достаточно простой.