Что такое огрнип для самозанятого
«Какие документы есть у самозанятого»
Индивидуальные предприниматели и юридические лица после государственной регистрации подтверждают статус полученным от ФНС пакетом документов. Их используют для проверки контрагентов и заключения гражданско-правовых договоров.
А самозанятые граждане получают после регистрации документы, необходимые для заключения сотрудничества с ИП или ООО? В этой статье мы подробно разобрались в вопросе и подготовили несколько рекомендаций.
Какой документ выдается самозанятым при регистрации
Эта справка пригодится для:
Как получить справку в приложении «Мой налог»
Если справка не формируется из-за системного сбоя, повторите попытку через несколько часов. При сохранении ошибки обратитесь в службу поддержки «Мой налог». Специалисты помогут устранить проблему и получить документ.
Как получить справку в личном кабинете плательщика НПД
Какие документы должен предоставить самозанятый юрлицу?
Спецрежимники часто спрашивают: какие документы от самозанятых для юридических лиц подготовить для подготовки соглашения о сотрудничестве?
Документы от самозанятого для ООО для заключения договора :
Когда индивидуальный предприниматель или юридическое лицо перечислит оплату за исполнение заказа, не забудьте передать:
При наличном расчете сразу передайте чек заказчику. Если средства перевели на расчетный счет, отправьте документ до 9 числа следующего месяца ( статья 14 ). За нарушение срока предоставления чека вас оштрафуют на 20% от суммы дохода. За повторное нарушение в течение 6 месяцев заплатите в бюджет 100% от вознаграждения.
После окончания сделки у контрагента на руках должны быть подписанный договор, акты и чеки за все платежи. Это обязательный пакет документов для подтверждения расходов. Без него налоговая не признает издержки, пересчитает сумму налога и направит требование о доплате разницы.
Некоторые ООО и ИП перед оплатой заказа запрашивают счет.
Как самостоятельно проверить самозанятого?
Чтобы не тратить время на получение справки о постановке на учет от самозанятого, самостоятельно проверьте контрагента:
Проверяйте статус партнера перед каждым платежом. Его могут лить права на применение НПД в любой момент. Если вы оплатите услуги, работу или продукцию после этого, придется уплатить НДФЛ (13%) и страховые взносы (30%).
Пример. ООО «Сенат» заключила с самозанятым лицом соглашение о разработке сайта на 100 000 рублей. В момент подписания договора контрагент был самозанятым. Через 2 месяца исполнитель закончил работу, но организация не сделала повторную проверку перед оплатой. За месяц до этого он потерял право на применение «Налога на профессиональный доход» и не был ИП. Организация понесла дополнительные расходы: НДФЛ (13 000 рублей) и страховые взносы (30 000 рублей).
Потратьте несколько минут на проверку, чтобы избежать непредвиденных издержек. В договор о сотрудничестве добавьте пункт, обязывающий вторую сторону сообщать о потери права на применение налогового режима НПД. Это позволит взыскать налоговые платежи с исполнителя за невыполнение условий договора.
Что такое огрнип для самозанятого
6 МИН
Как проверить регистрационный номер
Перед началом партнёрских отношений рекомендуем удостовериться, что компания-контрагент существует на самом деле и предоставляет реальные документы. Объясняем, как проверить организацию по номеру, который она получила при регистрации.
Что такое регистрационный номер и зачем его знать
У любого предприятия есть основной государственный регистрационный номер (ОГРН/ОГРНИП), который содержит основную информацию о юридическом лице или ИП.
По номеру можно проверить адрес компании, дату регистрации, ФИО учредителя и ИНН. И узнать, есть ли у контрагента долги по налогам и своевременно ли они оплачиваются. Эта информация полезна в партнёрских отношениях, особенно если речь заходит о торговых кредитах или авансовых платежах.
Как «разобрать» регистрационный номер
Цифры номера в Листе записи из едином реестра уникальны для каждой компании и несут в себе довольно много информации. Например, по ним можно узнать форму собственности бизнеса и дату регистрации.
Государственный регистрационный номер записи — это последовательность цифр.
ОГРН (номер юрлица) состоит из 13 знаков вида: С Г Г К К Х Х Х Х Х Х Х Ч
ОГРНИП (номер ИП) — из 15 знаков вида: С Г Г К К Х Х Х Х Х Х Х Х Х Ч
П. 7 Приложения к приказу Министерства финансов РФ от 30.10.2017 №165н
1 
С (1-й знак) — кому присвоен регистрационный номер:
1 
ГГ (2-й и 3-й знаки) — последние цифры года внесения записи в госреестр;
1 
КК (4-й, 5-й знаки) — порядковый номер региона России, где зарегистрирован бизнес;
1
ХХХХХХХ (с 6-го по 12-й знак) — номер записи, внесённой в течение года в ЕГРЮЛ; ХХХХХХХХХ (с 6-го по 14-й знак) — в ЕГРИП;
1
Ч (последний) — контрольная цифра. Она равна младшему разряду остатка от деления числа, состоящего из первых 12 цифр, на 11 (для юрлиц) или 14-значного числа на 13 (для ИП). Если остаток больше 9, контрольная цифра равна последней цифре остатка.
Пример
Разберём ОГРН Сбербанка — 1027700132195
1 — юридическое лицо
02 — год внесения записи — 2002
77 — Московский регион
0013219 — номер записи, внесённой в государственный реестр юридических лиц в 2002 году
5 — контрольная цифра
Как самостоятельно проверить ОГРН
Простой способ — рассчитать контрольную цифру регистрационного номера с помощью онлайн-калькуляторов контрольного числа. Или вручную вот так:
Поделите ОГРН без последней контрольной цифры на 11.
ОГРН Сбербанка — 1027700132195. Отбрасываем контрольную цифру (5) и делим число на 11:
102770013219 / 11 = 9342728474,45
От получившегося числа, не округляя его, отбросьте остаток и умножьте на 11.
9342728474 * 11 = 102770013214
Отнимите от исходного числа то, которое получили на шаге 2. Если результат больше 9, вас интересует последняя цифра.
Сверьте полученную цифру с контрольным числом (13-м знаком) проверяемого ОГРН. Если цифры совпадают, ОГРН корректен.
Для проверки ОГРНИП алгоритм тот же, только исходным будет 14-значное число, а делить и умножать нужно на 13.
Как проверить организацию по ОГРН на сайте налоговой
Узнать основной государственный регистрационный номер можно по ИНН или названию юридического лица, а найти и проверить данные — на сайте Федеральной налоговой службы.
Если при проверке ошибка всё-таки обнаружилась — например, неверно указан юридический адрес, — уточните у контрагента, как давно компания обновляла сведения о себе в ЕГРЮЛ. Если искомого ОГРН в реестре вообще нет, стоит насторожиться и как минимум запросить у контрагента документы, подтверждающие государственную регистрацию.
Таков же порядок проверки ИП по ОГРНИП, и точно так же можно проверить и свою компанию. В случае неточностей обратитесь в отделение налоговой, где проходила регистрация. Нужно подать заявление в свободной форме и указать, какие изменения внести.
Информация в разделе «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» обновляется не реже раза в неделю.
Как ИП работать на НПД
Когда ИП можно стать самозанятым, чем это удобно, как отчитываться о доходах и выдавать чеки заказчикам
Леонид Яковлев
Можно сначала быть самозанятым, а потом зарегистрировать ИП на НПД или наоборот: если вы уже ИП, можно перейти на самозанятость, то есть изменить налоговый режим. В каждом случае будут свои нюансы и тонкости. Собрали в этой статье самое важное: когда выгодно быть самозанятым, как перейти на НПД и как на этом режиме платить налоги.
Что такое самозанятость и когда можно так работать
Самозанятость помогает легализовать небольшой бизнес — платить налоги и работать без рисков получить штрафы за незаконное предпринимательство.
Если человек разово получил деньги за товар или услугу, например помог сделать сайт, это не считается предпринимательской деятельностью, ничего оформлять не надо. Но если регулярно делать сайты за деньги, даже если это только подработка, нужно оформить эту деятельность официально, например стать самозанятым.
Самозанятость — это режим для небольшого бизнеса, но подойдет он не всем: на НПД можно только продавать товары собственного производства, самостоятельно выполнять работы и оказывать услуги. То есть продавать свитера, которые вязал сам, можно, а купить и перепродавать — нельзя.
У самозанятых есть еще ряд ограничений:
Если нарушить эти ограничения, допустим превысить лимит по доходам, придется сменить НПД на другой налоговый режим.
В таком случае, если ИП не перейдет на УСН или патент в течение 20 дней со дня превышения дохода, его автоматически переведут на общую систему налогообложения — отчетности и налогов будет гораздо больше. Чтобы не пропустить лимит, нужно следить за суммой дохода в приложении «Мой налог».
А самозанятому физлицу, который превысил ограничение, нужно будет заплатить 13% от суммы сверх 2,4 млн рублей — это будет считаться обычными доходами физлица, которые облагаются НДФЛ.
У режима НПД есть такие преимущества:
Выгодная налоговая ставка. Самозанятые платят 4% от дохода при работе с физлицами без статуса ИП и 6% при работе с ИП и компаниями.
Не нужно платить взносы. Самозанятым, включая ИП, можно не платить фиксированные страховые взносы, которые платят предприниматели на любом другом режиме налогообложения — например, в 2021 году можно сэкономить 40 874 ₽. Но если самозанятый хочет вносить деньги на будущую пенсию, это можно делать по собственному желанию.
Можно работать без онлайн-кассы. Практически все компании и ИП, которые получают платежи за товары и услуги от физлиц, должны при расчетах пользоваться онлайн-кассой. Кроме некоторых исключений, к которым относятся и самозанятые.
Платежи наличными и переводами на карту. Самозанятые могут законно принимать переводы на личную карту и получать наличные от клиентов. Главное — выдать чек из приложения.
Вести учет или разбираться в бухгалтерских программах тоже не нужно. Чтобы отчитываться по сделкам, достаточно оформить чек в приложении «Мой налог»
Чем ИП на НПД отличается от самозанятого физлица
У самозанятого физлица и ИП на НПД одинаковая налоговая ставка, для них действуют одинаковые ограничения по доходу и видам деятельности.
Но ИП на ПНД может использовать больше инструментов предпринимателя.
Самозанятый как физлицо | ИП на НПД | |
---|---|---|
Расчетный счет | Нет | По желанию |
Эквайринг | Нет | По желанию |
Сменить режим, если превысил лимит | Пауза до регистрации ИП | Не останавливает работу |
В Тинькофф ИП на НПД могут пользоваться картами для бизнеса, бесплатно создавать сайты в конструкторе и пользоваться другими сервисами.
Как физлицу стать ИП на НПД
Чтобы самостоятельно зарегистрироваться как ИП на НПД, сначала можно зарегистрироваться как самозанятое физлицо.
Для этого нужно скачать приложение «Мой налог», внести свои паспортные данные и ИНН.
После того как зарегистрировались как самозанятое физлицо, нужно подать в налоговую заявление на регистрацию ИП — и режим НПД применится автоматически.
Важно проверить, что статус самозанятого сохранился. Это можно сделать в личном кабинете на сайте налоговой.
В законодательстве не прописано, что будет, если действовать в обратном порядке. То есть сначала зарегистрировать ИП и одновременно с этим или позже попытаться стать самозанятым. Есть опасность, что время налоговая будет считать, что ИП находится на общем режиме налогообложения. Тогда придется сдать множество отчетных форм, пусть и нулевых, а это лишняя трата времени и сил. Поэтому удобнее сначала стать самозанятым, а потом зарегистрировать ИП и автоматически оказаться на НПД.
Как действующему ИП перейти на НПД
Самозанятость подходит и для действующих предпринимателей, когда бизнес на паузе или идет сезонный спад: в такой ситуации это выгоднее упрощенки.
Если ИП работал на патенте и не прекращает деятельность, по которой применял патент, отказаться от него нельзя.
Перейти на НПД можно будет только после завершения срока действия патента.
Главное в таком случае — полностью рассчитаться по УСН.
Важно выполнить все шаги. Например, если предприниматель на УСН просто зарегистрировался как самозанятый в приложении «Мой налог», для налоговой он останется на УСН и, помимо налога, взносы нужно будет заплатить за весь год.
Как ИП на НПД платить налог
Самозанятые платят налоги каждый месяц. Доход нужно внести самостоятельно — указать в приложении полученную от клиентов сумму.
До 12-го числа месяца, следующего за месяцем продажи, в приложение приходит квитанция из налоговой. Ее нужно оплатить до 25-го числа.
В приложении можно привязать карту или настроить автоплатеж.
Для новых самозанятых действует специальная ставка и налоговый вычет: 3% вместо 4% на доходы от физлиц, 4% вместо 6% на доходы от юридических лиц. Сумма вычета — 10 000 ₽, она постепенно уменьшает сумму налога к уплате.
Фотограф принял заказ от ИП — сделать фото для меню. Стоимость услуги 15 000 ₽. Это новый самозанятый, поэтому действует сниженная ставка: 4% на доходы от юрлиц.
Изначально налоговый вычет был 10 000 ₽, теперь он снизился на эти 600 ₽.
Вычет полностью израсходуется примерно за 16 таких заказов.
Когда вычет заканчивается, начинает действовать обычная ставка — 4% и 6%.
Как ИП на НПД рассчитываться с заказчиками
Главный документ при расчетах — это чек. С августа 2021 года ФНС считает, что понадобятся и акты, чтобы зафиксировать, какие именно работы были выполнены или услуги оказаны. Требования составлять договор в виде отдельного документа нет. Договор составляют, если нужно прописать много условий.
Когда самозанятый вносит в приложении «Мой налог» новую продажу, чек можно сразу сформировать там же. Его нужно передать заказчику до 9-го числа следующего за оплатой месяца. Можно отправить чек по электронной почте, в мессенджере или распечатать и вручить клиенту.
Если не выдать чек, самозанятого оштрафуют на 20% от этого платежа.
Как ИП начать сотрудничать с самозанятыми
Чем ИП выгодно сотрудничество с самозанятыми?
Есть несколько основных причин, по которым ИП выгодно использовать труд самозанятых.
Во-первых, это отсутствие необходимости оформлять таких сотрудников в штат. И как следствие – экономия на страховых взносах. Экономия составляет как минимум 30,2% от выплаченного дохода. Также ИП может быть невыгодно оформлять в штат дополнительного сотрудника, чтобы не потерять право на применение того или иного налогового режима. Ведь для каждого режима установлен свой лимит численности персонала или вовсе запрет на использование наемного труда.
Во-вторых, в случае работы с самозанятыми ИП свободен от обязанностей налогового агента. Т.е. ему не нужно исчислять и перечислять налоги с выплат, а также предоставлять многочисленные «зарплатные» отчеты в налоговую и ПФР. А значит меньше и риск штрафов за несданный вовремя отчет или за недостоверные сведения.
В-третьих, немаловажным является и возможность для ИП учесть вознаграждение самозанятого в своих расходах. Основанием для этого будет чек, который формирует самозанятый у себя в приложении «Мой налог».
В-четвертых, ИП свободен от обязанности оплачивать самозанятому больничные и т.д., в то время как штатному работнику положены все социальные гарантии.
С чего ИП начать сотрудничество с самозанятыми?
Для того, чтобы официально начать пользоваться услугами самозанятых, необходимо в первую очередь проверить, действительно ли лицо оформлено в качестве плательщика НПД, а после этого составить договор.
Подтверждением того, что физлицо зарегистрировано в качестве плательщика НПД, является выданная ФНС РФ справка о постановке на учет в качестве самозанятого. В ней содержится следующая информация:
Проверить подлинность справки можно на портале npd.nalog.ru. с помощью ИНН проверяемого лица, а также введя дату, на которую запрашиваются сведения.
После того, как ИП убедился, что физлицо официально оформлено самозанятым, можно приступать к подписанию договора.
В качестве шаблона можно использовать договор оказания услуг (п.1 ст.779 ГК РФ).
Образец договора возмездного оказания услуг подготовили эксперты КонсультантПлюс. Вы можете скачать его бесплатно, оформив пробный доступ к системе.
Как проводить расчеты с самозанятыми?
Плательщики НПД не имеют традиционного кассового аппарата. Ту сумму, которую самозанятый получает от заказчика в рамках договора, он оформляет чеком через приложение «Мой налог». ИП перечисляет физлицу оплату за услуги, а самозанятый выдает ему электронный чек.
Отметим, что самозанятые обязаны выдавать чеки, в противном случае им грозит административная ответственность – штраф в размере 20% от суммы выручки. При повторном нарушении сумма штрафа составит 100% от полученной выручки.
Таким образом, выдача чека в интересах как самого самозанятого, так и ИП.
Также с 01.10.2021 у самозанятых появилась возможность принимать оплату через систему быстрых платежей.
Чего следует избегать в работе с самозанятыми?
Несмотря на очевидные преимущества для ИП в работе с самозанятыми, следует учесть и некоторые моменты, чтобы не получить претензии от контролирующих органов.
Например, не следует увольнять собственных штатных сотрудников, чтобы затем заключить с ними договор как с самозанятым. Такая экономия на налогах может обернуться неприятностями для ИП. Следует знать, что если самозанятый работник был уволен менее 2 лет назад, никаких налоговых льгот по зарплате заказчик не имеет. ИП будет обязан в полном объеме уплачивать за него страховые взносы и НДФЛ (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ, п. 4 ст. 226 НК РФ).
Не следует надеяться, что ФНС РФ не узнает об этом – все сведения о работниках легко «вычисляются» по базе налоговой службы.
Могут быть проблемы и со стороны Трудовой инспекции. Заключенный договор оказания услуг может быть принудительно переквалифицирован в трудовой договор, со всеми вытекающими последствиями. А ИП получит солидный штраф по ст. 5.27 КоАП РФ и долги по налогам и соцплатежам.
Хотите узнать, когда отношения с самозанятыми могут признать трудовыми? Тогда получите бесплатно пробный доступ к КонсультантПлюс и переходите к разъяснениям экспертов.
Итоги
Чтобы сотрудничество с самозанятыми принесло не только пользу, но и позволило сэкономить на налогах, следует оформлять деятельность официальным договором, а также следить за тем, чтобы работа самозанятого не имела признаков работы штатного сотрудника (четкий график, посещение офиса и т.д). Расчеты с самозанятыми ведутся через приложение «Мой налог».
Подробнее о режиме НПД узнайте в нашей рубрике «Самозанятые».
Как проверить статус самозанятого
Если компания платит самозанятому, который на самом деле не самозанятый, налоговая может выставить штрафы за отчеты и потребовать доплатить взносы и НДФЛ. Рассказываем, как проверить статус исполнителя.
Зачем проверять регистрацию самозанятого
Компания вправе работать с исполнителями-физлицами и самозанятыми. Самозанятые — те, кто зарегистрировались как плательщики налога на профессиональный доход.
С гонорара самозанятому компания не платит налоги, взносы и не сдает отчеты. Заплатили, и всё. Но, когда компания переводит деньги, например дизайнеру-физлицу, она должна вместе с переводом оплаты:
Если заплатить исполнителю и не отчитаться, будут штрафы.
Штрафы, если заплатить исполнителю и не отчитаться
С самозанятыми ничего этого делать не надо, достаточно просто напрямую оплатить услуги. Но если фрилансер говорит, что самозанятый, а на самом деле он не самозанятый, то однажды налоговая это заметит и попросит заплатить за всё время работы. Поэтому лучше всё-таки проверить статус фрилансера самим.
Как проверить, самозанятый исполнитель или нет
У налоговой есть сервис для проверки самозанятых. Чтобы узнать статус исполнителя, компании понадобится его ИНН.
Для проверки переходим по ссылке, открывается окно с двумя строками: поисковый запрос — сюда вводим ИНН исполнителя — и дата.
Вводим ИНН и дату, нажимаем кнопку «Найти». Если исполнитель зарегистрировался как самозанятый, ответ будет таким:
Второй вариант ответа сервиса — «не является плательщиком налога на профессиональный доход». Значит, исполнитель не самозанятый.
Советуем проверить статус самозанятого перед оплатой и сделать скриншот результатов. На всякий случай.
Как компании платить самозанятому
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ