Что такое огз в морфологическом разборе
Морфологический разбор слова
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие о частях речи
Морфология — это раздел грамматики, в котором изучаются части речи. Всего в русском языке 10 частей речи: они делятся на самостоятельные, служебные и междометия.
Части речи — это группа слов, которая выделяется по следующим признакам:
по лексическим значениям,
по морфологическим признакам и грамматическим категориям,
по их синтаксическим функциям в составе предложений.
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Называют предметы, действия, признаки, состояние, количество, признак действия или указывают на них.
Выражают различные отношения между знаменательными словами и предложениями и придают различные оттенки словам и предложениям.
Выражают чувства или побуждения, но не называют их.
Причастия и деепричастия — это особые формы глагола. Их редко относят к категории самостоятельных частей речи.
А теперь узнаем, как выполняется морфологический разбор слова. Рассмотрим примеры разбора:
Рассмотрим примеры морфологического разбора, чтобы понять схему разбора слов предложения в русском языке.
Морфологический разбор существительного
Мы сформулировали, что значит морфологический разбор слова. А теперь разберемся, как это работает для каждой части речи.
План разбора имени существительного
Начальная форма (именительный падеж, единственное число).
Роль в предложении.
Образец для разбора существительного:
Дети не любят пить молоко.
Молоко — существительное, начальная форма — молоко.
Нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Морфологический разбор прилагательного
Морфологический разбор прилагательного
Начальная форма — инфинитив (именительный падеж, единственное число).
для качественных — степень сравнения, полная или краткая форма;
для всех — падеж, число, род (в ед.ч.).
Образец для разбора прилагательного:
Меня окружают высокие люди.
Высокие — имя прилагательное, начальная форма: высокий.
Качественное: полное; в положительной степени сравнения, в среднем роде, именительном падеже, множественном числе, является определением.
Морфологический разбор числительного
Порядок разбора числительного
Начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род — для порядкового).
Морфологический разбор всех частей речи
Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.
Я предлагаю выдавать опорные схемы – планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.
Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.
Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.
1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО?” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ.
II. Постоянные признаки:
адъективное (как прилагательные), несклоняемые (не изменяются по падежам и числам),
вне категории склонения (не имеющие формы ед.ч.)).
Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?
III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).
2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.
I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ?” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.
II. Постоянные признаки:
Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).
III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).
3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА.
I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ?” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.
Н.Ф. – … (инфинитив: что делать? что сделать?)
II. Постоянные признаки:
. У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.
III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).
4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.
I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО?” (или “КОТОРЫЙ?”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ).
Н.Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).
II. Постоянные признаки:
– 1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил.
– 5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл.
– 40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы.
– тысяча скл., как сущ.1 скл.
– миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл.
– сложные и составные количественные скл-ся с изменением каждой части слова.
– сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова.
III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.
5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.
I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).
Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)
II. Постоянные признаки:
III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).
6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.
I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.) и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.
Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.
II. Постоянные признаки:
(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное.)
Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).
III. Синтаксическая роль.
7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.
I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”
Остальные пункты, как у наречия, кроме разрядов по значению, которых у СКС не выделяют.
8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.
I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.
II. Постоянные признаки:
III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).
9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.
I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.
II. Постоянные признаки:
III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).
10. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.
I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …
III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.
11. Морфологический разбор СОЮЗА.
I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.
III. Не является членом предложения.
12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.
I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно: вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно: наклонения, степени сравнения).
III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.
13/14. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.
I. Часть речи – межд. или зв/п.слово, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию/передают звуки живой или неживой природы.
II. Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное.
Морфологический разбор глагола
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Основные понятия
Сформулируем, что такое глагол и узнаем, из чего состоит его морфологический разбор.
Глагол в русском языке — это это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета как процесс и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
Морфологический разбор глагола — это выявление постоянных и непостоянных признаков глагола, как самостоятельной части речи в русском языке.
Давайте узнаем, из чего состоит морфологический разбор глагола и как его выполнять.
Порядок морфологического разбора глагола
Морфологические признаки глагола:
Начальная (неопределенная) форма.
Постоянные признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.
Непостоянные признаки: наклонение, время, лицо, род, число.
План морфологического разбора глагола: памятка
Часть речи. Общее значение.
Начальная форма — неопределенная форма (инфинитив).
Начальная форма (инфинитив).
совершенный (что сделать?);
несовершенный (что делать?).
переходный (употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога).
возвратность (возвратный, невозвратный).
изъявительное (что делал? что делает? что сделает?);
повелительное (что делай?);
условное (что делал бы? что сделал бы?).
время (только в изъявительном наклонении);
лицо (в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения, в повелительном наклонении);
род (прошедшее время изъявительного наклонения, условное наклонение).
Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения, является главным или второстепенным членом предложения).
Вот так выглядит схема морфологического разбора глагола. Ее можно сохранить на смартфон или распечатать и пользоваться при выполнении заданий.
А теперь рассмотрим образцы разбора глаголов с разной грамматической формой в предложении.
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Примеры морфологического разбора глагола
В пятом классе школьники только начинают касаться темы морфологического разбора. А в седьмом классе уже есть все знания, чтобы производить самостоятельно полный письменный морфологический разбор глагола. Потренируемся на примерах.
Пример 1
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Любишь — глагол, обозначает действие, отвечает на вопрос: что делаешь?
Морфологический разбор причастия
Морфологический разбор причастия — это определение постоянных и непостоянных грамматических признаков причастия, обладающего свойствами глагола и прилагательного.
Укажем план морфологического разбора причастия. Приведем образцы разбора причастий, имеющих разную грамматическую форму в предложении.
В русском языке причастие имеет характерные для него признаки, отличающие его от других глагольных форм. Прежде чем выяснить это, вспомним, что такое причастие.
Признаки глагола и прилагательного у причастия
Как глагольная форма, причастие имеет постоянные признаки:
От имени прилагательного причастие, обозначающее признак, связанный с действием, восприняло непостоянные грамматические признаки:
Хотя причастия образуются от глаголов с помощью формообразующих суффиксов, учтем, что начальная форма у причастия такая же, как и у имени прилагательного.
Страдательные причастия образуют полную и краткую форму, подобно качественным прилагательным.
Сравним:
Учитывая все указанные грамматические особенности этой глагольной формы, составим план морфологического разбора.
План морфологического разбора причастия
I. Часть речи. Общее значение (вопрос, от какого глагола образовано, начальная форма)
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки:
Приведем образцы разбора действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени, а также страдательных причастий в краткой форме.
Образцы морфологического разбора причастий
Во дворе к нам бросился лающий пёс.
I. Лающий — это причастие, обозначает признак по действию и отвечает на вопрос какой?
Образовано от глагола «лаять». Начальная форма лающий.
а) постоянные признаки:
В небе мы с трудом различаем улетевшего голубя.
I. Улетевшего — это причастие, обозначает признак по действию и отвечает на вопрос какого?
Образовано от глагола «улететь». Начальная форма улетевший.
б) непостоянные признаки:
Чтобы не загрязнять почву, необходимо обратить внимание на состав используемых удобрений.
I. Используемых — это причастие, обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос каких?
Образовано от глагола «использовать». Начальная форма — используемый
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки:
Приглушенный воем ветра стук колес убаюкивал пассажиров поезда.
I. Приглушенный — причастие, обозначает признак действия, отвечает на вопрос какой?
Образовано от глагола «приглушить». Начальная форма приглушенный.
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки
Спортсмен едва видим в облаке водяных брызг.
I. Видим — это причастие, обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос каков?
Образовано от глагола «видеть». Начальная форма видимый
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки:
Если в перелете на юг ласточка застигнута морозом, она впадает в спячку.
I. Застигнута — причастие, обозначает признак действия, отвечает на вопрос какова?
Образовано от глагола «застигнуть». Начальная форма застигнутый.
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки
Все поле засеяно цветущей душистой гречихой.
I. Засеяно — причастие, обозначает признак действия, отвечает на вопрос каково?
Образовано от глагола «засеять». Начальная форма засеянный
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки:
Видеоурок «Морфологический разбор причастий (7 класс)»
Морфологический разбор
Учащиеся средней школы должны овладеть не только глубокими теоретическими познаниями, но и прочными практическими навыками. С этой целью немаловажная роль в учебном процессе отведена грамматическому разбору, который помогает практически усвоить изучаемые в курсе современного русского языка грамматические категории, осмыслить правила орфографии и пунктуации, систематизировать и закрепить полученные знания. Этот вид упражнений служит эффективным приёмом организации самостоятельных занятий по русскому языку, приёмом самоконтроля и проверки знаний. Грамматический разбор широко используется при изучении всех разделов грамматики.
Предмет данной серии статей – грамматический разбор на уроках русского языка в школе. Грамматический разбор – это анализ в данном тексте определённых грамматических явлений (целые предложения или их части, члены предложения, отдельные морфемы и т.д.), отнесение их к тому или иному грамматическому разряду и грамматическую характеристики разбиваемого предложения или отдельного слова.
На уроках русского языка любой вид разбора предполагает мотивировку ответа: от ученика требуется развёрнутый, логически обоснованный, связный ответ, в котором даётся описание языкового явления и обосновывается отнесение его к той или иной грамматической категории.
Таким образом, грамматический разбор содействует повышению общей языковой культуры детей, развивает их речь, помогает осмыслить логическую связь явлений языка.
Актуальность статей заключается в осмыслении важности разграничения понятий и видов грамматического разбора. В данной серии статей рассматриваются образцы фонетического, различных видов морфологического и синтаксического, а также орфографического и пунктуационного разбора.
Новизна работы заключается в широте привлеченного материала для анализа различных видов грамматического разбора.
В первой статье рассматривается порядок и образцы фонетического разбора, морфемный, словообразовательный и этимологический анализ. Фонетика – немаловажна и трудная часть курса русского языка в школе. Предлагаемые схемы помогут учащимся организовать самостоятельное изучение данной темы и систематизировать полученные знания.
Во второй статье рассмотрены порядок и примеры морфологического разбора.
Орфографическому и пунктуационному разбору отведено важное место в школьном курсе, следовательно, учащиеся должны хорошо владеть этими видами разбора. Так как орфография, пунктуация тесно связаны с грамматикой, в данную статью включены схемы орфографического и пунктуационного разбора.
В третьей статье дан подробный анализ орфографического разбора, синтакчического разбора словосочетания, простого предложения: всех его типов (назывного, определенно-личного, неопределенно-личного, обобщенно-личного и бессоюзного предложения), дан порядок их анализа и образцы разбора односоставных предложений.
В четвертой статье рассмотрен анализ осложненных предложений, дан порядок и образец разбора по членам предложения, анализ сложносочиненного и сложноподчиненного предложения и предложения сложноподчиненного усложненного типа.
И, наконец, в пятой статье рассматриваются вопросы, связанные с бессоюзным сложным предложением (многочленные бессоюзные сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи)
Цель данной серии статей – помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ и к урокам русского языка.
Одна из задач подготовки учащихся к экзаменам – научить их применять на практике теоретические знания, полученные при изучении школьного курса русского языка.
Определить круг вопросов по каждой теме и основное направление в работе учителям русского языка и учащимся помогут содержащиеся в каждом разделе статьи краткие методические указания. Рекомендации даны к наиболее трудным темам.
Целесообразно приступать к полному грамматическому разбору после изучения всего материала данной темы или раздела.
При упражнениях в грамматическом разборе по предлагаемым схемам учителю необходимо добиваться исчерпывающих ответов на вопросы. Это позволит сознательно усвоить и закрепить почти весь теоретический материал курса.
Выполняя предложенные упражнения, учащийся должен осмыслить и запомнить порядок разбора и его объём и научиться излагать свои наблюдения литературным языком в виде связного рассуждения.
Методологическую основу работы составили методы и способы грамматического разбора в вузе и в школе. В статью включен анализ многочисленных предложений с разными видами связи (союзной – сочинительной и подчинительной; союзной и бессоюзной), а также анализ бессоюзных предложений.
Опорными стали труды акад. В.В. Виноградова, Д.Э Розенталя, Н.С. Валгиной, Т.Ф.Ивановой, Н.М.Шанского и др.
Морфологический разбор
В современном русском языке десять частей речи:
1. Имя существительное;
2. Имя прилагательное;
3. Имя числительное;
4. Местоимение;
5. Глагол;
6. Наречие;
7. Предлог;
8. Союз;
9. Частицы;
10. Междометия.
В научной литературе вслед за академиком В.В. Виноградовым выделяются как особые разряды категории состояния и модальные слова. Это приводит к некоторым разночтениям в анализе данных частей речи.
Очень важно разобраться в порядке разбора частей речи. Последовательность перечисления грамматических признаков слова не должна быть случайной. Среди множества признаков каждой части речи прежде всего выделяют постоянные признаки, характерные для слова в целом, каждой из его форм. Например, для имени существительного такими являются признаки, определяющие его принадлежность к тому или иному лексико-грамматическому разряду: к собственным или нарицательным, одушевлённым или неодушевлённым. В любой из своих форм нарицательное существительное остаётся нарицательным, а собственное – собственным и т. д.
Постоянным признаком существительного является и его род, так как существительные по родам не изменяются. Не изменяется у существительного и его принадлежность к определённому типу склонения. Все эти признаки свойственны слову в целом, составляют его общую характеристику.
Другую группу признаков слова составляют признаки словоизменения, т. е. такие грамматические признаки, по которым слова данной части речи изменяются, образуя систему словоформ. Так, имя существительное изменяется по числам и падежам, образуя формы различных падежей в единственном и множественном числе. Глагол может измениться по наклонениям, временам, лицам, числам, иногда по родам, образуя соответствующие формы, т. е. парадигму данного слова (Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец), система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям, например по роду, числу и падежу для существительных, лицу, времени, виду и прочее для глаголов; схема изменения слова по грамматическим категориям; образец типа склонения или спряжения). В русском языке, например, полная парадигма прилагательных включает три парадигмы единственного числа, одну — множественного числа, одну парадигму кратких форм и формы степеней сравнения.)
Научить учащихся различать свойства слова в целом и свойства его отдельных форм очень важно. Выработать и закрепить это умение поможет правильно построенный грамматический разбор.
При грамматическом разборе сначала указывают начальную форму слова и дают его общую характеристику, т.е. перечисляют его постоянные признаки. Затем определяют, в какой форме употреблено это слово, т. е.анализируют признаки данной формы. И если это слово дано в контексте, рассматривают его синтаксические связи и функции: с каким словом оно связано, каким членом предложения является. Таков общий порядок разбора всех знаменательных частей речи. Разбор служебных слов, конечно же, идет по другому плану.
Разграничение признаков слова и признаков формы должно находить своё выражение в самих формулировках грамматического разбора. Например, существительное нарицательное, одушевлённое, женского рода, третьего склонения; употреблено в форме единственного числа, творительного падежа и т. д.
Порядок морфологического разбора
Имя существительное
1. Часть речи.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа)
3. Постоянные признаки:
а) собственное или нарицательное;
б) одушевлённое или неодушевлённое;
в) род (мужской, женский, средний, общий)
г) склонение.
4. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число; наличие только единственного или только множественного числа.
5. Функция в предложении.
Имя прилагательное
1. Часть речи.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода)
3. Постоянные признаки:
а) разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное)
б) у качественных: степень сравнения, простая или сложная форма(для сравнительной и превосходной степени);
в) у качественных: полная или краткая форма
4. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число;
в) род (в единственном числе)
г) от какого слова зависит.
5. Функция в предложении.
Имя числительное
1. Часть речи.
2. Начальная форма (именительный падеж )
3. Постоянные признаки:
а) простое, составное, сложное;
б) количественное или порядковое;
в) разряд по значению (для количественных)
4. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) род (если есть)
в) число(если есть)
5. Функция в предложении.
Местоимение
1. Часть речи.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа)
3. Постоянные признаки:
а) разряд по значению; с какой частью речи соотносится;
б) род (у личных местоимений 3-го лица)
4. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) род (если есть)
в) число (если есть) а) падеж;
5. Функция в предложении.
Глагол
1. Часть речи.
2. Начальная форма (неопределённая форма; инфинитив)
3. Постоянные признаки:
а) вид;
б) возвратность;
в) переходность;
г) спряжение.
4. Непостоянные признаки:
а) наклонение (изъявительное, условное, повелительное)
б) число;
в) время (если есть)
г) лицо (если есть)
д) род (если есть)
5. Функция в предложении.
Причастие
1. Часть речи(особая форма глагола)
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода)
3. Постоянные признаки:
а) вид;
б) возвратность;
в) переходность;
г) действительное или страдательное;
д) время(настоящее, прошедшее)
4. Непостоянные признаки:
а) полная или краткая форма (у страдательных причастий)
б) число;
в) род
г) падеж (у причастий в полной форме)
д) от какого слова зависит
5. Функция в предложении.
Деепричастие
1. Часть речи(особая форма глагола)
2. Признаки:
а) вид;
б) возвратность;
в) переходность;
3. Функция в предложении.
Наречие
1. Часть речи
2. Группа и разряд по значению.
3. Степень сравнения.
4. Функци в предложении.
Предлог
1. Часть речи.
2. Непроизводный или производный.
3. С каким падежом употреблён.
Союз
1. Часть речи
2. Простой или составной.
3. Сочинительный или подчинительный.
4. Тип по употреблению (одиночный, повторяющийся, двойной)
5. Соединяются члены предложения или части сложного предложения.
Частица
1. Часть речи
2. Разряд.
Образцы морфологического разбора
Низко над землей стояли тучи комаров, и в пустырях жалобно плакали чибисы. Всё предвещало дождь, но не было ни одного облачка. Петр Михайлович переехал свою межу и поскакал по ровному, гладкому полю. (А. П. Чехов «Соседи»)
Теперь он шел по-звериному, осторожно. Встревоженный слух ловил каждый шорох, глаза рыскали по сторонам. (Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
Пристроившись за спиной какого-нибудь игрока, он изучал его карты, ничего в них не понимая, потому что не знал ни одной игры. (Оноре де Бальзак «Утраченные иллюзии»)
Низко – наречие, неизменяемая часть речи. Отвечает на вопрос как?, определительной группы, качественное. соотносительно с прилагательным, образовано от его основы с помощью суффикса —о, в предложении примыкает к глаголу-сказуемому стояли, является обстоятельством образа действия.
Над – предлог, простой, непроизводный, служит для выражения пространстве нянях отношений. Употреблён с творительным падежом существительного (над землёй), с другими падежами не употребляется.
Землёй – имя существительное, начальная форма – земля. Существительное нарицательное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения. Употреблено в творительном падеже с предлогом (над землёй). Единственного числа, во множественном числе не употребляется. В предложении является обстоятельством места.
Стояли – глагол, начальная форма – стоять, несовершенного вида, невозвратный, непереходный, 2-го спряжения, употреблён в изъявительном наклонении, во множественном числе, в прошедшем времени, в предложении является сказуемым.
Жалобно – наречие, определительной группы, качественное. Соотносительно с прилагательным, образовано от его основы при помощи суффикса -о. В предложении примыкает к глаголу-сказуемому и служит обстоятельством образа действия.
Но – союз, простой, сочинительный, противительный, одиночный. Соединяются части сложного предложения.
Не – частица, отрицательная, относится к глаголу (не было).
Одного – числительное, начальная форма – один. Простое по структуре, количественное.
Склоняется как местоимение сам. В предложении употреблено с существительным (ни одного облачка), согласуется с ним в ед. ч., ср. р., Р. п., является определением.
Свою – местоимение, начальная форма – свой, притяжательное, склоняется как притяжательное прилагательное типа лисий. Употреблено в форме винительного падежа, женского рода, единственного числа; смогласуется с существительным межу и является определением.
Поскакал – глагол, начальна форма – поскакать. Глагол совершенного вида, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения. Употреблён в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, единственного числа, мужского рода. Эта форма образована от формы инфинитива поскака- при помощи формообразующего суффикса -л-. В предложении является простым глагольным сказуемым.
Встревоженный – особая форма глагола – причастие.Начальная форма – встревожить. Глагол совершенного вида, невозвратный, переходный, 2-го спряжения. Глагол употреблён в форме страдательного причасти, прошедшего времени. Причастие образовано от основы инфинитива встревож(и)- с помощью формообразующего суффикса -енн-. Имеет полную форму, склоняется как прилагательное, стоит в именительном падеже, единственном числе, мужском роде. Зависит от слова слух, является определением.
Понимая – особая форма глагола – деепричастие, начальная форма – понимать. Глагол несовершенного вида, невозвратный, переходный, 1-го спряжения. Глагол употреблён в форме деепричастия; оно образовано от основы настоящего времени понимай – при помощи суффикса -а (графически -я), выполняет функцию обстоятельства.
Ровному – имя прилагательное, начальная форма ровный. Качественное, полная форма, употреблено с предлогом в форме дательного падежа единственного числа среднего рода, относится к слову полю. В предложении является определением.