Что такое охлаждающая способность воздуха
Подвижность и охлаждающая способность воздуха, роза ветров
Воздушные массы движутся вследствие неравномерного нагревания поверхности почвы. Более тёплые массы поднимаются вверх (восходящие потоки), а на их место устремляются нисходящие потоки воздуха. Продвигаясь, они изменяют свою скорость и направление, такое движение называется турбулентным. Движение воздуха, параллельное земле, называется ветром. Скорость его измеряют в метрах в секунду (м/сек), сила ветра определяется в баллах, по двенадцатибалльной шкале Бофорта.
Конвекцией называется вертикальное перемещение воздуха вследствие разницы температур теплого и холодного воздуха.
Адвекцией называется горизонтальный перенос теплоты. Движение воздуха оказывает существенное влияние на организм, на теплоотдачу, кроветворение и сохранение тепла в помещении.
Для более полной характеристики микроклимата используется такой показатель, как катаиндекс (охлаждающая сила воздуха). Этот показатель зависит от температуры, влажности, подвижности воздуха. Измеряется катаиндекс в мкал/(см2 с).
Оптимальная подвижность и охлаждающая способность воздуха создается за счет правильных систем кондиционирования и вентиляции.
Охлаждающая способность воздуха зависит также от температуры воздуха, от скорости ветра, от способа расположения здания. Также влияет тип расположения животных и степень загроможденности помещения.
Помещения для животных располагают таким образом, чтобы господствующие ветры попадали на торцевую стену или угол здания, в противном случае в таком помещении зимой трудно сохранить тепло.
Скорость движения воздуха. Замеряется анемометрами (крыльчатые АСО-3, АП –1м, чашечные МС-13), электротермоанемометрами и кататермометрами(цилиндрические и шариковые). Выбор прибора для измерения обусловлен целями замеров.
Анемометры используются крыльчатые (для замеров скоростей от 1 до 10 м/с), чашечные (для замеров скоростей от 1 до 30 м/с) и электроанемометры (для замера скоростей воздуха от 0 до 5 м/с) (рис. 2). Анемометр состоит из вращающегося под действием воздушного потока воспринимающего механизма (крыльчатки и чашечки) и счетчика, снабженного тремя стрелками, указывающими на соответствующих шкалах величину пути, пройденного воздушным потоком.
Оценка полученных величин проводится путем сравнения их с нормативными величинами. Электротермоанемометр предназначен для измерения температуры (10 до 60 0 С) и скорости движения воздуха в пределах от 0,03 до 5 м/с.
Кататермометр используется для измерения малых скоростей движения воздуха от 10,1 до 1,5 м/с. Он представляет собой спиртовой термометр, шкала которого разделена на три градуса (35 – 38 0 С).
Скорость движения воздуха определяют в зоне нахождения животных в начале, середине и конце помещения возле продольных стен и в середине прохода 3 раза в сутки, а также в приточных и вытяжных вентиляционных каналах. По вертикали измерения проводят в зонах исследования температуры и влажности воздуха.
Что такое охлаждающая способность воздуха
Занятие 4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДВИЖНОСТИ И ОХЛАЖДАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ВОЗДУХА
Цель занятия. Ознакомиться с приборами для контроля подвижности и охлаждающей способности воздуха в животноводческих помещениях, приобрести навыки в работе с анемометрами и ката-термометрами, провести расчеты подвижности воздуха по данным анемометров, а охлаждающей способности воздуха по данным кататермометра.
Материалы и оборудование. Анемометры АСО-3, МС-13, М-61, АП-1; кататермометры.
Общие сведения. При определении подвижности воздуха проверяют его направление и скорость. По направлению воздушные потоки бывают продольные, поперечные, нисходящие и восходящие. Направление подвижности воздуха по отношению к точкам горизонта устанавливают с помощью флюгера или метода задымления.
Для изображения распределения повторяемости направлений ветра в данной местности (за месяц, сезон, год) по румбам (4 основные — С, Ю, 3, В и 4 дополни-тельные — СВ, СЗ, ЮВ, ЮЗ) строят график — розу ветров. От центра откладывают отрезки, соответствующие значениям повторяемости направления ветра. Повторяемость направлений ветра по всем румбам выражают в процентах и изображают на графике в определенном масштабе (1 % = 2 мм). Для обозначения штиля из центра проводят окружность, диаметр которой соответствует частоте штиля. При построении розы ветров сумму чисел повторяемости направлений ветра по всем румбам и штиля принимают за 100, а число повторяемости направлений ветра и штиля по каждому румбу вычисляют в процентах к этой величине. Данные для построения розы ветров за определенный период приведены в табл. 4.
Графическое изображение направлений воздушных потоков внутри помещения называют аэрорумбограммой, которая отражает схему распространения приточного и вытяжного воздуха по горизонтали, вертикали и наклону к горизонту.
Визуальная оценка подвижности наружного воздуха и ориентировочная — силы ветра приведены в табл. 5 по шкале Бофорта.
4. Данные для построения розы ветров
5. Оценка скорости и силы ветра
Содержание занятия. Приборы для измерения скорости движения воздуха. В животноводческих помещениях для определения скорости воздуха используют крыльчатые анемометры.
Анемометр ручной крыльчатый АСО-3 предназначен для измерения в помещениях скорости воздушного потока в пределах 0,3—5 м/с.
Воспринимающей частью прибора служит крыльчатка, огражденная широким металлическим кольцом (диффузором) и соединенная со счетчиком передаточным механизмом. На счетчике предусмотрены три циферблата для снятия показаний. Включают и вык-лючают прибор с помощью арретира (рычага).
Перед измерением скорости воздушного потока записывают начальные показания счетчика со всех трех циферблатов. Затем анемометр располагают в воздушном потоке осью крыльчатки вдоль направления потока и, добившись равномерного вращения крыльчатки вхолостую, включают передаточный механизм прибора и секундомер. Как правило, измерение проводят в течение 100 с, после чего механизм и секундомер выключают, записывают конечные показания счетчиков и время экспозиции. Разделив разность первоначального и конечного показаний на время экспозиции (100 с), находят число делений, приходящихся на 1 с. Скорость движения воздуха определяют по графику, прилагаемому к каждому прибору. По вертикальной оси графика находят число, соответствующее числу делений в 1 с. От этой точки проводят горизонтальную линию до пересечения с линией графика и из полученной точки ведут вертикальную линию до пересечения с нижней горизонтальной осью графика, которая даст искомую скорость движения воздуха. К прибору прилагаются 2 графика: один рассчитан на скорость движения воздуха до 1 м/с, второй — от 1 до 5 м/с.
Анемометр чашечный МС-13 предназначен для измерения скорости движения воздуха в пределах 1 —20 м/с. Отличается от крыльчатого только ветроприемником, где вместо крыльчатки предусмот-рена крестовина с четырьмя полыми полушариями. Правила пользования прибором и методика определения скорости воздушного потока те же, что и для крыльчатого анемометра.
Анемометр цифровой переносной АП-1 предназначен для измерения скорости воздушного потока в животноводческих помещениях в диапазонах 0,3—5 и 1—20 м/с. Прибор состоит из двух первичных измерительных преобразователей АП-1-1 и АП-1-2.
Первичный измерительный преобразователь АП-1-2 имеет чашечный ветроприемник (по типу анемометра МС-13, но без циферблата), вращающийся на оси. Принцип работы аналогичен АП-1-1.
Структурная схема цифрового измерительного прибора состоит из генератора опорной частоты, счетчика, схем управления, контроля напряжения питания и индикации с усилителями мощности.
При измерении скорости движения воздуха первичный измерительный преобразователь АП-1-2 устанавливают на штангу или держатель и соединяют с цифровым измерительным прибором. Переключатель напряжения питания ставят в положение «Вкл.», при этом индикатор «1—20» должен мигать. Затем проверяют равномерность вращения ветроприемника. Через 10 с на табло должно появиться значение скорости воздушного потока.
При скорости воздушного потока менее 5 м/с от цифрового измерительного прибора отсоединяют АП-1-2 и присоединяют АП-1-1. Устанавливают крыльчатый ветроприемник навстречу воздушному потоку. При этом переключатель напряжения питания «0,3—5» должен мигать. Значение подвижности воздуха появляется на индикаторной шкале через 5 с.
Анемометр работает от аккумуляторной батареи, которая заряжается от сети с напряжением 220 В в течение 15 ч.
Кататермометры (цилиндрический и шаровой) используют для определения малых скоростей движения воздуха и его охлаждающей способности. Кататермометр показывает значение охлаждения при-бора (катаиндекс), которое зависит от температуры, влажности и скорости движения окружающего воздуха. Если температура воздуха будет понижаться, а влажность и скорость движения увеличиваться, то и катаиндекс будет расти.
При высоких значениях охлаждающей способности воздуха животные ощущают холод, при низких — чрезмерное тепло.
Таким образом, с помощью кататермометра можно учесть суммарное воздействие трех важных факторов — температуры, влажности и скорости движения воздуха в различных комбинациях.
Шаровой кататермометр применяют для измерения малых скоростей движения воздуха (0,048—2 м/с). Шкала кататермометра градуирована в пределах 33—40 °С. Площадь спиртового резервуара 27,3 см2.
Перед измерением резервуар прибора погружают в горячую воду (65—75 °С) и ждут, пока спирт не заполнит примерно половину верхнего расширения капилляра. При этом следят за тем, чтобы в капилляре и резервуаре не было пузырьков воздуха. Резервуар прибора вытирают досуха и подвешивают вертикально в исследуемом месте помещения. Кататермометр не должен качаться.
Затем начинают следить за охлаждением прибора и по секундомеру отмечают время, в течение которого столбик спирта опустился с 38 до 35 °С.
Чтобы определить скорость движения воздуха по показаниям кататермометра, сначала вычисляют значение охлаждения (катаиндекс, Н) 1 см2 поверхности его резервуара в 1 с по формуле
где /¦— фактор кататермометра (обозначен на обратной стороне прибора); / — время, в течение которого столбик спирта опустится с 38 до 35 °С.
В том случае, когда наблюдают охлаждение кататермометра с 40 до 33 «С, катаиндекс вычисляют по формуле
где Ф = Г/3 (Ф— константа кататермометра); T, и Т2 — начальная и конечная температуры при измерении; t— время, в течение которого столбик спирта опустится с 38 до 35 °С.
Во всех случаях необходимо проводить несколько (3—5) измерений подряд и вычислять среднее значение. Для определения скорости движения воздуха нужно знать разность (Q) между средней температурой прибора (36,5 °С) и средней температурой воздуха
где Г, — температура воздуха в начале наблюдения, °С; Т1 — температура воздуха в конце наблюдения, «С.
Затем определяют частное от деления Н/0 и по табл. 6 находят соответствующие значения скорости воздуха (V).
По табл. 6 находят значение скорости движения воздуха (У), которая составит 0,18 м/с.
Примечание. Скорость движения воздуха определяют по формуле H/Q = А + ВV/(1 + КV), где при V 1 м/с А = 0,29, 5 = 0,366, K= 0,174 (постоянные значения).
Цилиндрический кататермометр отличается от шарового формой спиртового резервуара и его площадью (22,6 см2). Шкала прибора градуирована в пределах 35—38 °С.
Последовательность при работе с этим прибором та же, что и с шаровым.
Пример расчета. Допустим, что столбик спирта опустился с 38 до 35 °С в течение I мин 15 с (75 с). Средняя температура воздуха в месте нахождения прибора составила (19,5 + 19,7): 2 = 19,6 °С. Следовательно, = 8,61 : 16,9 = 0,51.
По табл. 6 находим значение скорости движения воздуха, которая составит 0,48 м/с.
Рекомендуемые параметры скорости движения воздуха в помещениях для животных приведены в прилож. 10.
Определение охлаждающей способности воздуха по цилиндрическому кататермометру
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МИКРОКЛИМАТА И РЕЖИМА ПРОВЕТРИВАНИЯ ПОМЕЩЕНИЙ ДЕТСКИХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ:
1.Изучить особенности терморегуляции детского организма.
2. Изучить методы оценки микроклимата в помещениях ДОУ (температу-
ры, влажности, подвижности воздуха).
3. Изучить методы оценки теплового состояния детского организма.
4. Изучить гигиенические требования к отоплению и аэрации помещений
ДОУ.
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:термометры, психрометры, анемометры, кататермометр, электротермометр.
Студент должен ЗНАТЬ
1. Особенности терморегуляции человеческого организма в различные воз
растные периоды.
2. Значение климатических факторов в обеспечении теплового комфорта.
3. Гигиенические основы теплового комфорта и холодовой устойчивости
организма. Понятие об активной и пассивной акклиматизации.
4. Гигиенические требования к отоплению и аэрации помещений ДОУ.
Студент должен УМЕТЬ
1.Владеть методикой гигиенической оценки микроклимата в помещениях
дошкольных образовательных учреждений.
2. Владеть методикой оценки теплового самочувствия детей.
3. Владеть методикой оценки эффективности аэрации помещений ДОУ.
Вопросы для контроля и коррекции исходного уровня знаний
1.Физиологические основы и механизмы терморегуляции человеческого ор
ганизма.
2. Особенности терморегуляции в детском возрасте.
3. Методы оценки температурного режима помещений.
4. Гигиенические требования к отоплению помещений ДОУ.
5. Виды и методы исследования влажности воздуха.
6. Определение подвижности воздуха.
7. Гигиенические требования к аэрации помещений ДОУ.
8. Комплексная оценка влияния метеофакторов на организм.
По своему назначению жидкостные термометры делятся на:
Единицы измерения температуры весьма условны. В России термометры градуируются в градусах Цельсия. За градус Цельсия принимается 1/100 часть температурного интервала от точки замерзания до точки кипения воды, а вся шкала равна 100 град. С.
2. Температурный режимпомещений, при отсутствии в них постоянных рабочих мест, оценивается по следующим показателям:
— температура внутренней поверхности наружной (холодной) стены
должна быть не ниже 5°С по отношению к средней температуре воздуха в помещении, в противном случае, от стены будет «веять холодом»;
Параметры допустимой температуры и кратности воздухообмена в помещенияхДДУ
Тепловой комфорт в детских учреждениях нормируется в двух параметрах:
•• зона оптимума»(когда температурные воздействия не вызывают напряжения
терморегуляторного аппарата ребёнка) и «зона относительного температурного оптимума теплового состояния»(когда температурное воздействие вызывает легкое напряжение механизма терморегуляции ребёнка). Второй параметр, как правило, на 3-4 °С ниже оптимума (табл.2). Периодическое изменение температуры воздуха в пределах «зоны относительного температурного оптимума» носит название «пульсирующего микроклимата» и имеет тренировочный
характep для проведения закаливающих процедур.
Границы зон теплового комфорта и умеренного напряжения терморегуляции (°С) у детей дошкольного возраста
Климатический район | 3 о | на | ||||||||||||
Сезон |
Точки замера | У наружной стены | 6 центре комнаты | У внутренней стены | Разность температур |
В ЗОНЕ НОГ | 21,6° С | 22,4° С | 23,8° С | |
в зоне дыхания | 21,8°С | 23,8° С | 24,8° С | |
Разность темпера-тур |
Вопросы, подлежащие освещению
1. Определите охлаждающую способность воздуха, используя Прил. 5.
2. Определите подвижность воздуха в помещении, используя Прил. 6.
Вопросы, подлежащие освещению:
1.Определите охлаждающую способность воздуха, используя Прил. 5.
2.Определите подвижность воздуха в помещении, используя Прил. 6.
3.Определите охлаждающую способность воздуха по шкале ЭЭТ°, используя Прил. 7
4.Определите тепловой режим в помещении, если среднее значение температуры лба у
Дать гигиеническую характеристику аэрации зала для музыкальных и физкультурных занятий ДОУ при условии ежечасного 10-минутного сквозного его проветривания через форточки двух окон при открытых дверях. Вопросы, подлежащие освещению:
1. Определить фактический объём вентиляции в учебном помещении.
Вводные: 1. площадь обеих форточек = 0,5 м х0,5 м х2 = 0,5 м 2
2. скорость движения воздуха через отверстие форточки в
среднем 0,5 м/с
3. время проветривания —10 минут в час
2. Определить объём потребной вентиляции для учебного помещения.
Вводные: 1. количество занимающихся детей в старшей группе детского сада (6 лет) — 20
2. занятия ведутся в активном двигательном режиме
3. Определить потребную и фактическую кратность воздухообмена и на основании
их дать санитарное заключение об эффективности аэрации учебного помещения.
Максимальное напряжение водяных паров при разных температурах воздуха, г/м 3
- Что такое супернова в космосе
- Что такое распашка земель