Что такое охота на ведьм
Охота на ведьм
Охота на ведьм — преследование людей, подозреваемых в колдовстве. Уголовное преследование ведьм и колдунов известно с античных времён, но особого размаха достигло в Западной Европе конца XV — середины XVII веков. Только по судам над баскскими ведьмами (1609—1610, судья Пьер де Ланкр) проходило не менее 7 тысяч человек.
В католических странах дела о колдовстве, как правило, рассматривались церковным судом — инквизицией (хотя, скажем, французское дело о ядах разбирал особый светский суд, «огненная палата»). Распространены также случаи самосуда над подозреваемыми в ведовстве. Наказания за колдовство варьировались от штрафа до смертной казни, в зависимости от тяжести обвинений и степени раскаяния подсудимого. Приговорённых к смерти обычно сжигали на костре, заживо или предварительно умерщвляя.
Содержание
Законы о ведовстве в Древнем мире
Кодекс Хаммурапи устанавливал смертную казнь за колдовство. Он же вводит печально известное «испытание водой». Кодекс гласит [1] :
Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя.
Древнейшие римские Законы Двенадцати таблиц карали за колдовство по мере его вредоносности, наряду с прямым физическим увечьем. Если нанесший вред колдовством (равно как и любым другим способом) не мог выплатить пострадавшему компенсацию, ему должно было быть нанесено такое же увечье. Наказание за колдовство существовало и в классическом римском праве.
Интерпретации явления
Некоторые учёные отводят «охоте на ведьм» роль пережитка «тёмного» Средневековья, которому противостояла светская культура, олицетворявшая приход Нового времени и связанные с ним прогрессивные явления в общественном развитии. Однако значительное число ведущих демонологов были как раз гуманистически образованными философами и писателями, профессорами, юристами и врачами.
Многие авторы видят в «охоте на ведьм» средство укрепления пошатнувшегося влияния католической церкви. Более того, высказывается мысль, что массовые преследования ведьм и небывалый рост интереса к колдовству были спровоцированы действиями самой инквизиции. Признавая, что за счёт «охоты на ведьм» католическая церковь действительно могла пытаться укрепить свои позиции, нельзя согласиться с признанием самодовлеющего значения этого фактора, хотя бы потому, что в «охоте на ведьм» активное участие принимали как католики, так и протестанты.
Часть исследователей отождествляет «охоту на ведьм» с борьбой против пережитков язычества. Несмотря на то, что некоторые предлагаемые ими реконструкции дохристианских культов и их перенос в позднее средневековье выглядят не достаточно обоснованными, размышления в этом направлении не лишены рационального зерна. Языческие реминисценции на протяжении всего средневековья действительно были характерны для так называемого «народного христианства», и официальная церковь никогда их не приветствовала. Вместе с тем остается непонятным, почему особую ярость церкви пережитки язычества вызвали именно тогда, когда они вместе с традиционным средневековым мировоззрением сравнительно быстро стали уходить в прошлое.
Многие исследователи в своих попытках объяснить причины вспыхнувшей на закате средневековья «охоты на ведьм» исходят из того факта, что огромное количество лиц, обвинённых в ведовстве, составляли женщины. В результате «охота на ведьм» зачастую трактуется как эффективное репрессивное средство социального контроля, как массированное применение прямого насилия с целью обуздания потенциальной женской активности и сохранения мужского господства в условиях резких перемен.
Вместе с тем, исходя из тех же посылок, некоторые исследователи делают совершенно иные предположения. Распространение представлений о всевластии ведьм и ведовства, — не было ли оно также одной из форм проявления самосознания и стремлений к самоутверждению также и самих женщин? Историк Жюль Мишле пишет о создании отчаявшимися угнетёнными женщинами средних веков своего рода «антиобщества» перед мужским засильем, олицетворяемым сельским кюре и сеньором. Особенно интересной представляется гипотеза, согласно которой обвинения в ведовстве выдвигались преимущественно против женщин потому, что женщина была главной хранительницей ценностей устной архаической культуры, через которую они передавались новым поколениям, и именно она в первую очередь сопротивлялась аккультурации. Некоторые исследователи вслед за Д. Фрэзером, полагают, что миф о ведьмах в той или иной мере опирался на реальность, и на протяжении всего средневековья в Западной Европе действовали тайные языческие секты приверженцев культа плодородия, поклонниц «рогатого бога».
Особый интерес представляют воззрения исследователей, работающих в направлении поиска связи между развитием демонологии — идейной базы развернувшейся в переходный от средневековья к новому времени период «охоты на ведьм» — и средневековой народной культурой. В этом направлении, в частности, работал известный российский культуролог-медиевист А. Я. Гуревич. Гуревич исходит из того факта, что к XV в. культура масс (необразованных слоёв населения) и культура элиты слишком далеко между собой разошлись. «Книжная» культура образованных слоёв стала казаться представителям элиты позднесредневекового общества единственно возможной и допустимой, тогда как культуру простого народа они всё больше начинают воспринимать в качестве антикультуры. Если первая оценивалась ими как всецело ориентированная на Бога, то вторая, следовательно, должна была быть, с их точки зрения, порождением дьявола. В средневековом народном ведовстве (знахарстве, целительстве), которое своими корнями уходило в язычество, представители «книжной» культуры видели воплощение особенностей мировоззрения широких народных слоев и соответствовавшего ему образа жизни. В связи с этим расправа над «ведьмами» могла быть использована для подавления народной культуры. Для этого достаточно было её «демонизировать». Традиционные формы народной жизни, праздники, обычаи, которые в эпоху расцвета западноевропейского средневековья никому особенно не мешали, в трактатах демонологов эпохи заката западноевропейского средневековья превращались в шабаш ведьм, чёрные мессы, сатанинские культы. С этих позиций можно объяснить не только начало массовых гонений на ведьм, но и их прекращение: «охота на ведьм» затухает по мере изживания средневековой массовой культуры и сходит на нет к тому времени, когда последняя, по сути дела, уже была уничтожена. С этой точкой зрения перекликаются позиции ряда других авторов. Так, Макфарлейн считает, что нарождавшийся индивидуализм приводил к желанию порвать связи соседской взаимопомощи и человек оказывался в трудном положении, так как традиционная идеология поддерживала лишь коллективистские ценности. Вера в существование ведьм, как способ переадресации вины, обеспечивала оправдание разрыва социальных контактов.
Признание «охоты на ведьм» выражением объективного процесса борьбы двух культур во многом примиряет различные варианты объяснения причин развернувшейся на исходе средневековья демономании. Столкновение двух культур было использовано в своих интересах практически всеми слоями общества. Посттридентская католическая церковь переживала упадок и пыталась использовать «охоту на ведьм» в целях укрепления своих позиций (своего рода «католическая реакция»). Протестантская этика не могла мириться с традиционным для средневековой народной культуры отношением человека к труду, семье, тягой к праздному времяпрепровождению. Укреплявшаяся абсолютная монархия стремилась полностью подчинить жизнь народа своему контролю, в том числе и через унификацию его культуры. Для представителей церковной и светской элиты в целом в этот период характерно органическое неприятие, отвращение и непонимание «грубой, скотской, нецивилизованной» народной культуры (не составляло исключения в этом отношении и большинство гуманистов). Мужчины пытались задержать женскую эмансипацию, укрепить пошатнувшуюся «цивилизацию мужчин». Женщины искали способа расправиться с привлекательными незамужними соперницами. Врачи конкурировали с повивальными бабками и знахарками. Народные массы, учитывая ту социально-психологическую ситуацию, в которой они находились на рубеже средневековья и нового времени, искали «козла отпущения» для оправдания свалившихся на них бедствий и т. д. Включаясь (порой по совершенно разным причинам) в «охоту на ведьм», все её участники объективно способствовали подавлению традиционной средневековой народной культуры — своеобразной «культурной революции», знаменующей наступление нового периода истории, пришедшего на смену средневековью.
По мнению Ю. Лотмана, массовый характер и хронологические рамки явления получают объяснение в той смене типа мировосприятия, которая обозначила конец средних веков и приход Ренессанса. Если человек классического средневековья вполне осознавал своё место в мире и времени, где стройная иерархия смыслов обеспечивала устойчивость его мироощущения, то для поколений следующей эпохи эта иерархия оказалась нарушенной и культура только начинала осваивать изменившуюся реальность. Человек Ренессанса испытывал не столько восторг новизны, сколько страх, поскольку был теперь лишён той точки опоры, которую его предкам поставляла культура, имевшая своим смысловым центром Священное Писание, с которым любая бытовая реалия была неоплатонически связана бесконечными уподоблениями. Возрождение, совпавшее с Великими географическими открытиями, поколебало этот уютный универсум: самый облик мира в сознании европейца стал другим. С приходом барокко смятение перед открывшимися горизонтами знания только увеличилось. Таким образом, «охота на ведьм» оказывается обратной стороной гуманизации, секуляризации (обмирщения) и рационализации культуры, связываемых с наступлением Нового времени:
Современное значение термина «охота на ведьм»
В XX веке название явления получает иной смысл, не связанный с породившим его историческим периодом. Оно стало использоваться как образное обобщенное название кампаний по дискредитации каких-либо социальных групп по политическим или иным мотивам (например, евреев, коммунистов, или вообще любой оппозиции к власти) без должных на то доказательств и оснований. Обычно такие кампании выступают средством для решения определенных политических задач и заключаются в манипулировании общественным сознанием посредством СМИ.
Охота на ведьм: метка дьявола, укол ведьмы
Ведьма или нет? Виновен или невиновен? Охота на ведьм была повальным увлечением в период позднего средневековья и позже. Преследование подозрительных личностей включало в себя некоторые довольно своеобразные практики. Охотники на ведьм всех мастей появились в поисках славы и богатства. Они разработали свои собственные методы определения того, была ли женщина (80% были женщинами!) ведьмой. Состояла ли в союзе с дьяволом?
Укол ведьмы был обычным испытанием, к тому же довольно странным. И каким бы грубым этот метод не казался. Некоторые охотники на ведьм использовали его и приговаривать невинных женщин к смерти. И все для их же выгоды, так как работали за наличные.
История колдовства и рост числа ведьм
Колдовство и охота на ведьм всегда были больным местом в истории Европы. Возникнув в средневековый период, охота на ведьм постепенно превратилась в устоявшуюся и широко распространенную практику. В период католического возрождения и европейских религиозных войн в 15, 16 и 17 веках охота на ведьм достигла своего апогея.
До или после укола ведьмы так называемую ведьму подвергали ужасным пыткам! фото: ancient-origins.net
Конечно, условия, которые определяли, что такое колдовство на самом деле, были, мягко говоря, нечеткими. Это означало, что деревенскую женщину, хорошо разбирающуюся в травах и народных лекарствах. Можно было легко обвинить в колдовстве и сжечь на костре только за попытку помочь. Таковы были ограничения позднесредневековой Европы.
Глобальная охота на ведьм, между 1580 и 1630 годами. Привела к жертвам, более 50 000 человек. Которые были сожжены на кострах или убиты иным образом. И, к сожалению, более 80% этих жертв составляли женщины. Таким образом, легко понять, что охота на ведьм была для католической церкви способом жестоко навязывать свои взгляды. Тем самым обеспечивать бездумную лояльность своих подданных. Непосредственно подавляя стремление женщин к знаниям, в медицине и философии. Церковь и ее последователи обеспечивали узко мыслящее и послушное религиозное общество.
Со временем легенды появлялись и исчезали, а верования, относящиеся к ведьмам, превратились в бесконечный ряд захватывающих историй и страхов.
Нет пощады для «нечестивых»
Казни были очень жестокие. Сжигание на костре было наиболее распространенным методом, но палачи на этом не остановились. Например, одна известная казнь «ведьмы» произошла во Франции. Когда акушерку обвинили в колдовстве и впоследствии сожгли в клетке. Заполненной 16 черными кошками. Как видите, даже кошки не избежали гонений инквизиции средневековья.
После того как инквизиция определило их как зло, чаще всего казнь происходила путем сжигания их на костре. фото: ancient-origins.net
Возможно, самым «успешным» охотником на ведьм был некий Мэтью Хопкинс. Сын пуританского священника, который всего за два года приговорил более 100 «ведьм» к смерти на костре. Провозгласив себя знаменитым генералом искателей ведьм, Хопкинс и его банда обвинителей действовали примерно с 1644 по 1647 год. Бродя по всей восточной Англии в поисках возможных ведьм, Хопкинс полагался на несколько проверенных методов определения того, кто был ведьмой, а кто — нет. Многие из этих методов были описаны в собственной книге Хопкинса «Открытие ведьм». Которую он написал с большим вдохновением, почерпнутым из книги короля Джеймса «Демонология».
Укол ведьмы
Инструменты укола ведьм выглядели так, и большинство из них были «уловками», которые выглядели реальными, но использовались для получения мошеннических результатов. фото: ancient-origins.net
Инструменты и уловки охотников на ведьм
Подозреваемую в колдовстве жертву протыкали всевозможными острыми инструментами. Надеясь убедить собравшихся в том, что перед ними действительно была ведьма. С подозреваемого сначала сбривают все волосы на теле, и начинаются уколы. Искатели ведьм утверждали, что у каждой ведьмы была своя «фамильярная» или животная метка. Самым распространенным фамильяром считалась черная кошка. И это животное должно было сосать кровь из «Дьявольской метки», как если бы сосало ее из соски.
В процессе укола ведьм использовались различные инструменты. Большинство из них были инструментами, связанными с пошивом одежды, шитьем, иглами и булавками. Которые обычно использовались для пробивки отверстий в ткани и протягивания лент через кромку.
На протяжении многих лет укол ведьм был обычным методом «тестирования» в судах над ведьмами. И одной из форм первичного доказательства при вынесении приговора. Но, как и все другие методы, этот тоже был крайне несправедливым. Причина этого была проста: профессиональные искатели ведьм стало «популярным» занятием.
Люди разного происхождения осознавали потенциал и деньги, которые можно было бы иметь в этом бизнесе. И были готовы приговаривать невинных людей ради своего заработка.
Однако все было бесполезно, если подозреваемая «ведьма» была невиновна. И, как мы все понимаем, если вы ткнете кого-то иглой, у него наверняка начнется кровотечение. Итак, как искатели ведьм «выкрутились» на этот раз? Как ткнуть в человека и убедиться, что он не истечет кровью? Искатели ведьм, такие как Мэтью Хопкинс, использовали специально изготовленные инструменты. Они изготавливались с полыми ручками и убирающимися и затупленными остриями. Когда такой инструмент прикладывали к коже жертвы, казалось, что он полностью проник в кожу, но игла просто втягивалась в рукоятку. Конечно, кровь не пойдет, и на коже не останется следов. Следовательно, человека сразу же обвиняли в колдовстве. Излишне говорить, что собравшиеся массы простаков вскрикивали от страха и отвращения. А судьба невиновных обвиняемых незамедлительно решалась.
Мошенничество охотников
Это были не единственные инструменты в арсенале «издевателей» того времени. Они сами были настоящими магами и обманщиками. Когда они обнаруживали предполагаемый Дьявольский знак, чаще всего родимое пятно или большая родинка. В уколах использовалась специальная игла. У нее был и острый и тупой конец. Быстрыми движениями и ловкостью рук опытный «исследователь» мог проткнуть кожу обычного человека острым концом. Удостоверяя наблюдателей в том, что течет кровь. Затем легким и быстрым движением перейти к тупому концу, чтобы «проткнуть» Дьявольскую Метку подозреваемого. Когда у последнего не текла кровь, процесс был завершен: перед ними стоял колдун/ведьма.
Изучение ведьмы на суде в США в середине XIX века нашей эры. фото: ancient-origins.net
Излишне говорить, что эти методы были жестокими, несправедливыми, откровенным мошенничеством и обманом. Но в то время можно с уверенностью сказать, что эмпатия не была широко распространенной особенностью. Искатель ведьм быстро приговаривал невиновного к ужасной смерти, даже если только это гарантировало получение скудной суммы денег. Но не думайте, что сумасшедшие практики искателей ведьм на этом закончились!
Такие откровенные мошенничества были лишь верхушкой айсберга в увлечении охотой на ведьм. Оглядываясь назад на это мышление в наше время, некоторые факты, относящиеся к охоте на ведьм, могут показаться просто забавными. Если учесть, что многие невинные жизни были унесены самым жестоким образом, всякое веселье быстро рассеивается. Чтобы понять это, нужно только просмотреть страницы книги «Открытие ведьм». Написанной генералом Хопкинсом — охотником за ведьмами. В которой он описывает свои методы и встречи с предполагаемыми ведьмами.
Гриззель Гридигатт, Уксус Том и другие союзники ведьмы
В одном из таких описаний он пишет о встрече с ведьмой, окруженной ее «фамильярами» (скорее всего, просто домашними животными). Которые носят имена, «ни один смертный не может такого придумать». Хопкинс записал эти «демонические» и «пугающие» имена во всей их веселой славе: Гриззель Гридигатт; Уксус Том; Пьюакетт; Пеке в Крауне; Иллемаузар; Ньюз; Сак и Сахар.
Поистине пугающие имена, от которых мурашки по спине, вы не согласны? Эти веселые имена похожи на глупые прозвища, которые можно дать домашним животным. Или на некоторых фантастических персонажей из «Гарри Поттера». Тем не менее в 1647 году они считались убедительным доказательством полного богохульства и поклонения дьяволу. Человек, связанный с таким нелепым именем, был, к сожалению, казнен самым жестоким образом.
Считалось, что у всех ведьм были фамильяры или дьявольские животные, и черные кошки были самым распространенным доказательством этого. фото: ancient-origins.net
Вера в этих «фамильяров» напрямую связана с верой в Метку Дьявола или Ведьму. Это была обычная связь, которую проводили охотники на ведьм. Они считали, что у каждой ведьмы есть фамильяр, которым могло быть животное или сверхъестественные существа различных форм. Такие, как бесы, демоны, духи и призраки. Охотники считали, что эти фамильяры помогали ведьмам в их магических ритуалах, а взамен ведьма кормила их своей собственной кровью. Которую они высасывали из так называемой Дьявольской метки.
Охота на ведьм: уродливый период в европейской истории
Конечно, поиск дьявольской метки охотниками был совершенно несправедливым, поскольку у них был огромный диапазон возможных меток. На которых можно было сосредоточиться. Они утверждали, что Дьявольская метка может быть родинкой, дополнительным соском и другими различными отметинами на коже. Которые являются естественным явлением для большинства людей. Это означало, что они могли найти любой простой след на коже и объявить его признаком колдовства. Когда обвиняемые заявляли, что такая отметина была обычным явлением и естественным, их протест полностью игнорировался.
Охота на ведьм в Европе и России: история и мифы
Кого чаще всех подозревали в колдовстве, как ведьмы получали свою силу и почему в России не было охоты на них.
5 декабря 1484 года была издана булла папы римского Иннокентия VIII под названием Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души»), которая призывала к самому жёсткому преследованию еретиков и ведьм. Хотя это была не первая булла на подобную тематику, именно она считается вдохновительницей охоты на ведьм, процветавшей в Европе на протяжении следующих двух веков.
Жертвами этой охоты, по самым минимальным подсчётам, стали десятки тысяч человек, она охватила почти все европейские страны. До сих пор сохранилось множество мифов и заблуждений об этих процессах. Например, что за колдовство преследовали самых красивых женщин или что жертвами процессов были исключительно женщины. Также популярен миф, что ведьм преследовала только инквизиция.
Россия в значительно меньшей степени была затронута ведьмовскими процессами, однако и там они также происходили, правда, имея значительные отличия от европейских, в связи с иным пониманием ведовства. Лайф выяснил подлинную историю охоты на ведьм и отличия европейского подхода от российского.
Предыстория
Колдовство было известно с древнейших времен, и наказания за него присутствуют в сборниках законов уже самых первых из известных государств. Правда, понимание колдовства тогда ещё существенно отличалось от позднехристианского, и наказаниям подвергались только те колдуны, которые своими действиями наносили вред другому человеку.
Средневековую Европу колдовство не очень интересовало, как и церковь. Дьявол ещё не стал центральной фигурой мировоззрения, и даже те люди, которые, как считалось, попадали под его влияние, считались жертвами его коварных козней, а не преступниками. К XIII веку в католической церкви наметился кризис, следствием чего стало появление огромного количества ересей, буквально захлестнувших Европу. Для борьбы с этими ересями первоначально и была учреждена инквизиция.
Пионером борьбы с ведовством стал папа римский Иоанн XXII, живший в середине XIV века. Он очень активно участвовал в политических делах Европы и нажил себе немало врагов (например, он отлучил от церкви императора Священной Римской империи, который в ответ попытался возвести на святой престол своего антипапу), в связи с чем был очень подозрителен. Он инициировал дело против одного из епископов, который якобы пытался погубить его колдовством, и по его поручению инквизиция начала заниматься делами не только еретиков, но и колдунов. Правда, дела эти ещё не приняли характер массовой эпидемии.
Начало организованной кампании против ведьм положила булла Иннокентия VIII, которая, как считается, была вдохновлена двумя инквизиторами — Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером, которые занимались в немецких землях расследованием ведовских дел и обнаружили огромное количество ведьм. Булла предписывала светским властям оказывать всяческую поддержку церкви в борьбе с искоренением колдовства.
Колдовская паника
Пиком охоты на ведьм стали XVI и XVII века. Это было связано с несколькими факторами. Старое средневековое традиционное общество умирало, на смену феодальным отношениям постепенно приходили католические. В Европе бушевали разорительные и бесконечные войны. Католическая церковь трещала по швам, половина стран Европы была охвачена Реформацией. На этом сломе эпох дьявол стремительно ворвался в повседневную жизнь человека.
Раньше он был неким далёким и абстрактным злом, теперь дьявол и его подручные поджидали крестьянина на каждом перекрёстке, в каждом лесу, инкубы по ночам врывались в дома крестьянок и насиловали их рядом со спящими мужьями. XVI век стал веком расцвета демонологии, родившейся на богатой базе средневековой схоластики. Авторы писали огромные трактаты, в которых детально описывали характеристики каждого из тысяч демонов, выстраивали их сложнейшую иерархию, в зависимости от того, какое место каждый из них занимал в одном из 666 легионов ада.
Написанная Шпренгером и Крамером книга «Молот ведьм» стала настольной книгой для всех судей по ведовским процессам на следующие два века. В книге, с обильными ссылками на отцов церкви и богословских авторитетов, доказывалась очевидная реальность колдовства, давались советы, как допрашивать и правильно пытать ведьм, как снимать колдовские чары, описывались способы вредительства ведьм добрым людям (похищение молока у коров, насылание порчи и болезней на людей и животных, похищение детей и посвящение их Сатане, насылание импотенции, града и молний и т.д.).
Книга печально констатировала, что колдовским чарам, к сожалению, могут быть подвержены все люди, за исключением тех, кто борется с ведьмами. Против этих отважных людей (очевидно, инквизиторы подразумевали под ними себя) любые колдовские чары бессильны.
Тогда же был окончательно сформулирован постулат о том, что всякое колдовство есть следствие договора с дьяволом. И если раньше ведьма была виновата только в том случае, если она кому-то вредила, то теперь даже сам факт существования ведьмы становился преступным, поскольку свою силу она не могла получить иначе, как заключив добровольный договор с дьяволом. Чуть позже этот постулат подтвердил знаменитый юрист Жан Боден (к слову, считающийся большим гуманистом и одновременно сторонником самого безжалостного преследования ведьм), писавший: «Колдун — это тот, кто вошёл в контакт с дьяволом ради достижения своих целей».
Колдовская паника начала триумфальное шествие по Европе. Вопреки сложившемуся предрассудку о том, что основную роль в преследованиях ведьм играла инквизиция, это было не так.
Наибольшее распространение колдовские процессы получили во Франции, Швейцарии и Германии, где произошла Реформация и население разделилось на католиков и протестантов, а приговоры ведьмам выносились светскими судами. В католической Испании, где инквизиция была сильна, наоборот, число колдовских процессов было гораздо меньшим. Охота на ведьм почти не затронула скандинавские страны и Россию — по причинам, которые будут разобраны позднее.
Кто считался ведьмой
Существует популярное заблуждение, что ведьмами считались самые красивые женщины и они преследовались в первую очередь. Этот популярный миф был запущен в середине ХХ века и не имеет никакого отношения к реальности. В действительности ведьмами чаще всего считались старухи и безобразные женщины, поскольку уродство увязывалось в средневековом сознании с нечистой силой — дьявола и его слуг в те времена всегда изображали немыслимо отвратительными.
Существовало несколько групп риска, принадлежность к которым могла закончиться обвинением в колдовстве. Частично эти группы были обозначены ещё в «Молоте ведьм», позднее к ним добавилось ещё несколько:
— женщины, конфликтовавшие с общиной. Как правило, старухи со скверным характером, живущие обособленно от всех и часто конфликтующие с соседями. Впрочем, возраст в данном случае не имел значения, поскольку первичными здесь были скверный характер и конфликты с обществом. Если с кем-то из крестьян что-то происходило, он был склонен винить подобных людей;
— повивальные бабки. Именно эти женщины выполняли обязанности акушерок в деревнях. Поскольку рождение ребёнка не является рядовым случаем, а сознание средневекового человека было магическим, существовало множество обрядов, ритуалов и заговоров, связанных с рождением ребёнка. Особо ретивый муж, подслушавший шептания повитух, мог сделать неверные выводы и сообщить потом об этом священнику. Кроме того, повивальные бабки занимались ещё и абортами, разумеется, тайными. Это привело к стойкому убеждению, что повивальные бабки похищают новорождённых младенцев, чтобы посвящать их дьяволу и приносить в жертву на богомерзких чёрных шабашах;
— «падшие женщины». В данном случае речь идёт не только о проститутках, но и о женщинах, вступавших в сексуальные контакты вне освящённого церковью брака. По мысли инквизиторов, женщина, которая была обольщена и обманута любовником, становится печальной и легко поддается влиянию злых сил;
— знахарки и травницы. В условиях полного отсутствия медицины в сёлах именно они выполняли функцию врачей. Растениям в те времена нередко приписывались магические свойства, и подобное ремесло, несомненно, увязывало в крестьянском сознании травниц и травников со сверхъестественными силами.
В дальнейшем, по мере разрастания паники, обвинённым мог быть уже любой человек, независимо от его пола, возраста и социального положения. Его могли обвинить уже не в колдовстве, а в участии в шабашах, чёрных мессах, сексуальных контактах с суккубами и инкубами (демоны сладострастия, искавшие любовников среди людей) или просто контактах с дьяволом.
На европейских колдовских процессах действительно чаще всего по обвинению в колдовстве осуждались женщины. Но позднее, когда колдовские процессы превратились в сатанистские, их фигурантами становились и мужчины, и дети, и даже священники.
Суть колдовских процессов
Если поначалу ещё можно было говорить о колдовских процессах, то с разрастанием паники речь шла уже не столько о колдовских, сколько о сатанистских процессах. Речь уже не шла о ведьмах, воровавших коровье молоко, перед судом представали разветвлённые организации дьяволопоклонников из десятков и сотен человек. Механизм привлечения был прост: какую-нибудь отдельно взятую женщину, подозреваемую в колдовстве, начинали пытать, после чего она «вспоминала» своих сообщников, те под пытками вспоминали других людей, которые были с ними на шабашах и чёрных мессах, преклонялись там перед дьяволом и приносили в жертву новорождённых младенцев.
Придворная оппозиция решила воспользоваться этим делом для смещения фаворитки короля мадам де Монтеспан, которая была матерью нескольких его детей. Были начаты поиски отравительниц, которые под пытками выдавали имена клиентов, те, в свою очередь, сообщали под пытками самые невероятные вещи. В итоге в дело об участии в чёрных мессах и принесении в жертву нескольких тысяч младенцев оказались вовлечены сотни представителей французской знати: официальная фаворитка короля, племянницы кардинала Мазарини, высокопоставленные священнослужители и т.д. Хотя сам король в чепуху о колдовстве и чёрных мессах не верил, он был вынужден подвергнуть опале многих своих выдвиженцев.
В деревнях наиболее типичными были обвинения в насылании порчи и болезней. Происходило это по одной схеме: некий крестьянин, поругавшись с односельчанкой, вскоре заболевал и приходил к выводу, что это следствие колдовских чар. Также популярным было обвинение в похищении мужской силы.
В «Молоте ведьм» целая глава посвящена обстоятельным рассуждениям на тему того, может ли ведьма похитить мужской половой член. Разбирая конкретные свидетельства и жалобы, инквизиторы приходят к неожиданному выводу: ведьма не может похитить половой член, поскольку без помощи демонов она бессильна, а демоны никогда не станут похищать мужской член, поскольку не захотят лишать себя орудия власти над человеком, ведь нет более простого способа толкнуть человека в бездну греха, чем сладострастие. Однако инквизиторы оговариваются, что ведьмы несомненно могут сделать половой член невидимым (но не похитить!), чтобы несчастная жертва взывала к ним о помощи. Тогда они потребуют от него услугу и снова сделают его видимым.
Нередки были и жалобы мужей на своих жён. В те времена разрешение на развод было очень трудно получить, и мужья просто-напросто оговаривали своих жён, обвиняя их в колдовстве и сексуальных сношениях с инкубами по ночам. В свидетели мужчины часто призывали своих друзей, которые с готовностью подтверждали самые невероятные обвинения. После казни жены они становились свободными и могли снова жениться.
Стоит отметить, что существовала небольшая категория дел, по которым ведьмы были осуждены обоснованно, правда, по другой статье. Речь идёт об отравительницах. Травницы знали секреты не только лечебных трав, но и ядовитых. И к ним порой обращались за помощью по таким деликатным вопросам. Однако судебная медицина тогда была практически не развита, да и с доказательствами приходилось нелегко, поэтому таких женщин обвиняли в колдовстве и наведении порчи и осуждали как ведьм.
Светские суды против церковных
Вопреки популярному мифу, большинство ведьм были сожжены по приговору светских судов, а не инквизиции. Это было связано с тем, что инквизиция была крайне слаба или вообще отсутствовала в странах, пошедших по пути Реформации (где и была наиболее активной охота на ведьм). Кроме того, инквизиция создавалась с целью борьбы с ересями, поэтому главным для инквизиторов было заставить еретиков отречься, казнили только упорствующих или рецидивистов. А для светского суда было достаточно признания факта колдовства, ведь, по господствовавшим тогда убеждениям, свою силу ведьмы и колдуны черпали исключительно благодаря служению дьяволу и демонам. Поэтому даже не важно, вредила ведьма или нет. Главное, что она была ведьмой.
Охота на ведьм в России
Россия, как и другие северные страны (например, в Дании и Норвегии, в те годы бывшими одной страной, за два века было казнено около 350 ведьм, тогда как в германских землях счёт шёл на десятки тысяч), оказалась практически незатронутой массовой истерией. Это не значит, что в России никогда не наказывали за колдовство, просто процессы эти были относительно редки и не носили характера кампании. Это были единичные проявления.
Отчасти это было связано с иным пониманием самой сути ведовства. В противовес европейским представлениям о женщине — сосуде греха, в северных странах более популярным типом был колдун или ведун. На русском Севере ведьм вообще не знали, там их функции выполняли колдуны. Близкие к европейским представления о ведьмах были распространены только в самых западных районах, на территориях нынешних Польши и Украины.
Вероятно, это было связано с тем, что в Скандинавию и Россию христианство пришло значительно позже, чем в западноевропейские страны, поэтому там более полно сохранились рудименты язычества. Языческие волхвы со временем трансформировались в сельских ведунов и знахарей.
При этом в России не было ни богатой средневековой схоластической традиции, ни проработанной демонологии, выросшей из неё. Если в Европе было подлинно известно, что ведьма могла получить свой дар только от дьявола и поэтому само её существование было богопротивно, то в России могущество колдуна не объяснялось однозначно.
При этом колдун или ведьма вовсе не обязательно были исключительно отрицательными персонажами. Несомненно, что церковь относилась к ним отрицательно, однако сам факт владения магическим ремеслом не был наказуем, колдун не преследовался только за то, что он колдун. Его могли наказать, только если он вредил другим людям.
В Русском царстве колдунов также сжигали, но только за очень серьёзные преступления, например насылание эпидемий, наведение смертельной порчи или колдовство против монарха. В отдельных случаях колдуна могли изгнать из города или деревни или же сослать в монастырь.
Очевидно, что колдуны и ведьмы, выполнявшие функции знахарей и травников, существовали в каждом населённом пункте. Тот факт, что известно лишь незначительное число приговоров колдунам и ведьмам за несколько веков, говорит о том, что с колдунами предпочитали жить мирно, тем более что их помощь требовалась достаточно часто. Ни один крестьянин не отправился бы даже в соседнее село без оберега и заговора на удачную дорогу. Заговоры на хороший урожай, здоровье, потомство и даже доброе начальство были чрезвычайно широко распространены вплоть до конца XIX века. Во многих деревнях существовал обычай звать местного колдуна на свадьбу, чтобы он не обиделся и не навредил молодой семье.
Если в европейских представлениях о колдовской силе однозначно утверждалось, что ведьмы могут получить её исключительно заключив сделку с дьяволом, то в России считалось, что колдуны и ведьмы могут быть как урождёнными, т.е. родившимися с этим даром, так и учёными, т.е. получившими дар от другого колдуна или от нечистой силы.
С началом эпохи Просвещения (XVIII век) колдовские процессы резко пошли на спад. Веру в ведьм стали высмеивать. Последние колдовские процессы датируются второй половиной XVIII века, но тогда они уже выглядели исключением из правил и воспринимались как нечто необычайное.
Однако в сельской местности эта вера сохранялась. И в условиях, когда государство и церковь перестали карать колдунов, общество стало брать эти функции в свои руки. Упоминания о попытках самосудов над сельскими ведьмами и колдунами встречаются на протяжении всего XIX века, хотя и не очень часто. Конец массовой вере в ведьм положила урбанизация. Однако эта вера до сих пор сохраняется в отдельных местностях, а в некоторых странах колдовство по-прежнему является серьёзным преступлением.