Что такое охрана порядка

Общественный порядок: понятие. Охрана общественного порядка

Каждый человек осознанно либо бессознательно в своей деятельности руководствуется теми или иными правилами. Они выступают в качестве образцов, моделей поведения. Все эти правила различны и по своему содержанию, и по способам возникновения. Однако объединяет их одна цель. Эти модели позволяют предупредить действия, разрушающие правопорядок и общественный порядок.
Что такое охрана порядка. Смотреть фото Что такое охрана порядка. Смотреть картинку Что такое охрана порядка. Картинка про Что такое охрана порядка. Фото Что такое охрана порядка

Классификация норм

По своему предмету регулирования правила можно разделить на две больших категории. К первой относят социальные нормы. За счет них формируется правопорядок и общественный порядок. Они координируют отношения между людьми и их группами. Во вторую категорию входят нормы технического характера. Они регулируют взаимодействие между человеком и окружающим его миром – техникой и природой.

Социальные нормы

Они выступают в качестве правил поведения, при соблюдении которых формируется общественный порядок. Существующие модели поведения иллюстрируют, как нужно поступать в тех или иных случаях. Социальные нормы регулируют отношения в обществе, выступая в качестве средства управления, необходимого условия для развития и жизни человечества. Таким образом, обеспечение общественного порядка зависит от непосредственного их действия.

Технические нормы

Эти модели указывают на то, как нужно вести себя в отношении разнообразных природных объектов, сложных и простых приспособлений, как формировать материальные ценности. В соответствии с тенденциями развития современного мира, в особенности в течение последних двух столетий, отмечается обострение экологической, сырьевой, ядерной, энергетической и ряда других глобальных проблем. В этой связи все больше технических норм переходят в разряд социальных, образуя качественно новый пласт. Эти новые модели позволяют регулировать взаимодействия между людьми в процессе исполнения ими технических инструкций и правил. Таким образом, они также косвенно регулируют общественный порядок. К таким нормам, например, относят предписания, действующие в сфере материального права, ПДД, стандарты по эксплуатации разного оборудования, ПТБ при хранении, транспортировке и использовании взрывчатых, отравляющих и прочих токсических соединений и так далее.

Общественный порядок: понятие

Необходимость установления надлежащих условий жизнедеятельности обусловливается самой природой социума. Он нуждается в стабильной, устойчивой системе отношений, дисциплине, правилах, предотвращающих такие правонарушения. Общественного порядка не существует в мире, где царит распущенность, безнаказанность, безнравственность. В теории государства и права установлено, что для любого способа производства материальных благ требуется упрочение социальных взаимодействий и связей. Без этого немыслима целеустремленная и совместная деятельность человечества. Что же представляет собой общественный порядок? Понятие в доклассовом обществе предполагало наличие у людей определенных традиций и обычаев. На основании их население вступало во взаимоотношения, выполняло ту или иную деятельность. После появления частной собственности, разделения труда, образования классов обеспечение охраны общественного порядка осуществляется посредством моральных и юридических норм, установленных государством.

Что такое охрана порядка. Смотреть фото Что такое охрана порядка. Смотреть картинку Что такое охрана порядка. Картинка про Что такое охрана порядка. Фото Что такое охрана порядка

Суть явления

Общественный порядок формируется из волевых взаимоотношений между людьми, проявляющихся в их поведении и действиях. Они выступают в качестве результата их сознательной деятельности. Государство и политическая система оказывают активное воздействие на отношения между людьми. Организация общественного порядка выступает в качестве одной из основных функций власти. Реализация этой задачи осуществляется посредством принятия определенных законов, контроля над их соблюдением и исполнением. Таким образом, общественный порядок в рамках государства представляет собой социально-юридическую категорию, основанную на отношениях между людьми при следовании ими установленным нравственным, моральным и прочим нормам. Неприкосновенность этой системы гарантируется властью. Суть явления формируют относительно устойчивые, закономерные, необходимые внутренние связи, которые присущи порядку и объединяют все его элементы в один комплекс.

Взгляд на проблему

Общественный порядок как систему социальных отношений и связей в литературе и законодательстве рассматривают в широком и узком смысле. В последнем случае речь идет о том, что установленные правила распространяются не на все существующие взаимодействия, а только на их определенную часть. Необходимость такого разделения обусловливается многообразием и разносторонностью отношений между людьми в каждой конкретной области, наличием особых юридических норм, направленных на регулирование этих связей.

Кроме этого, следует учесть и установленные в законодательстве виды ответственности за подобные преступления. Общественного порядка не будет, если государство не предусмотрит определенные инструменты регулирования. Использовать их уполномочены далеко не все институты власти. Для их применения формируются соответствующие органы общественного порядка. Их компетенция, обязанности и возможности строго регламентированы законом. Вместе с этим в системе отводится особое место и для граждан. В охране общественного порядка в той или иной степени могут участвовать все люди, проживающие на территории страны. Однако население не обладает такими полномочиями, какими наделены разные инстанции. В этой связи безопасность и охрана общественного порядка людьми реализуются путем соблюдения установленных в законах предписаний и норм.Что такое охрана порядка. Смотреть фото Что такое охрана порядка. Смотреть картинку Что такое охрана порядка. Картинка про Что такое охрана порядка. Фото Что такое охрана порядка

Основные цели

Рассматривая общественный порядок как социально-юридическую категорию, следует отметить обусловленность системы потребностями населения, удовлетворение которых происходит в процессе взаимодействия между разными людьми. Отношения складываются в соответствующих местах в ходе общения. Цель всей этой системы состоит в обеспечении спокойной для жизни человека обстановки, нормальных условий для отдыха и труда, деятельности организаций, учреждений, служб, инстанций, институтов власти.

Общественные места

В законодательстве нет четкого определения данного термина. Тем не менее в нормах предусматривается примерный перечень мест, относящихся к категории общественных. В него, в частности, входят:

В литературе общественное место определяется как территория, на которой происходит общение между людьми для удовлетворения разных жизненных нужд. Итак, данный термин связан с пребыванием на одной местности группы лиц. Нарушение общественного порядка, таким образом, будет затрагивать интересы других людей, находящихся с виновным лицом на одной территории. Это обстоятельство объясняет установление наказания за одно и то же деяние, совершенное в местах скопления людей и вне их. В первом случае оно будет рассматриваться как нарушение общественного порядка и повлечет за собой ответственность. Например, закон предусматривает наказание за распитие алкоголя в парке, на улице и т. д.

Материальное содержание

Этот элемент общественного порядка включает в себя реально существующие социальные отношения. В качестве материальной основы выступают:

Что такое охрана порядка. Смотреть фото Что такое охрана порядка. Смотреть картинку Что такое охрана порядка. Картинка про Что такое охрана порядка. Фото Что такое охрана порядка

Волевой элемент

Он проявляется в поведении лиц, которые принимают участие в охране общественного порядка, его формировании, поддержании. Волевые акты человека, выступая в качестве функции его психики, имеют тесную связь с реальностью и зависят от действительности. Те или иные действия, которые совершает индивид в области общественного порядка, могут соответствовать предъявляемым законом требованиям. За счет этого происходит упрочение социального положения в стране. Поведение человека может и противоречить установленным нормам. В этом случае его действия при определенных обстоятельствах расцениваются как преступления против общественного порядка.

Субъективная воля проявляется в сознательном производстве поведенческих актов, необходимых человеку для достижения каких-либо целей. В данном случае особое значение имеет воспитание у личности уважительного отношения к установленным социальным нормам, посредством которых осуществляется поддержание и охрана общественного порядка. Государственная воля выражается в законодательных актах. Она является обязательной для всех. Правила и предписания устанавливают модели поведения людей, регулируют отношения между ними и прочие важные аспекты социальной жизни. За счет такого нормативного влияния на действия, поведение, то есть волю, участников взаимодействий осуществляется государственная охрана общественного порядка.

Юридический аспект

Нормы, которые действуют в сфере общественных отношений, координируют поведение граждан посредством:

Таким образом, нормативное регулирование охватывает достаточно широкий круг отношений, которые складываются между людьми в рамках общественного порядка.

Конституционные предписания

Нормы основного закона занимают ведущее место в сфере юридического регулирования отношений в рамках общественного порядка. Конституционные предписания не только выражают основные принципы государственного устройства и взаимодействия между субъектами. Они возлагают обязанность на граждан и объединения, должностных лиц, государственные и территориальные органы соблюдать установленные правила. В частности, на территории РФ запрещается формирование и функционирование организаций, цели и деятельность которых направлены на насильственное изменение и разрушение целостности строя страны, разжигание религиозной, национальной, расовой, социальной розни.

Что такое охрана порядка. Смотреть фото Что такое охрана порядка. Смотреть картинку Что такое охрана порядка. Картинка про Что такое охрана порядка. Фото Что такое охрана порядка

Законодательные и подзаконные акты

Они также играют немаловажную роль в обеспечении общественного порядка. Нормы, направленные на формирование нормальных и спокойных условий для жизнедеятельности населения и организаций, предусматриваются в Уголовном, Административном и других кодексах. Они также присутствуют в правительственных постановлениях и президентских указах, актах, принятых иными органами исполнительной и представительной власти субъектов и муниципальных образований.

Мораль, обычаи и традиции

Эти элементы существуют в обществе с давних времен. Они накладывают на людей определенные обязательства, выступают в качестве средств предупреждения любого преступления против общественного порядка. Мораль воспитывает человека в духе неуклонного и точного соблюдения закона, уважения достоинства и чести других людей. Она способствует развитию непримиримости к антиобщественным проявлениям, формированию добросовестного исполнения тех или иных обязанностей, ответственности и прочего. Вместе с этим моральные нормы являются основой для мер воздействия на тех, кто не соблюдает законодательство. Антисоциальные действия могут стать предметом обсуждения на собраниях товарищеского суда, трудового коллектива и так далее. От соблюдения моральных устоев и правил общежития во многом зависит состояние порядка в обществе, его прочность в рамках государства.

Антисоциальные проявления: потенциальная угроза

Чем более развитым и цивилизованным становится общество, тем сильнее в нем проявляется нетерпимость к разным разлагающим его действиям. В этом смысле все большее значение с течением времени приобретает соблюдение всеми людьми установленных норм поведения. Необходимость укрепления и поддержания общественного порядка обусловливается интересами государства, всего населения и каждого человека в отдельности. Установленные нормы отражают волю большей части людей, проживающих в стране, способствуют развитию и совершенствованию отношений между субъектами. Предписания охраняют законные интересы, свободы и права людей, организаций, предприятий, учреждений.

Что такое охрана порядка. Смотреть фото Что такое охрана порядка. Смотреть картинку Что такое охрана порядка. Картинка про Что такое охрана порядка. Фото Что такое охрана порядка

Участие государства

Вопросы, касающиеся укрепления и поддержания порядка в обществе, являются предметом заботы власти. Государство, особенно в современных условиях, уделяет внимание в первую очередь воспитанию у населения уважения к законам, правильного отношения к принимаемым нормам и действующим правилам. Первостепенное значение в деятельности власти уделяется искоренению нарушений в сфере трудовой дисциплины, предотвращению взяточничества и хищений, хулиганства, пьянства и прочих антисоциальных проявлений. Пристальное внимание направлено на защиту личности, стабилизацию ее положения в государстве, сохранность и обеспечение реализации экономических, политических и прочих прав и свобод. Вместе с этим усиливается и ответственность людей за свое поведение перед коллективом, властью, другими индивидами. Достижение поставленных целей осуществляется государством посредством последовательного внедрения мер воспитательного, организационного и законодательного характера. Они направлены на усиление прочности юридической основы жизни, дисциплины, борьбы с антисоциальными проявлениями.

Инструменты воздействия

Меры по укреплению порядка в обществе предусматриваются в отечественном законодательстве. В последние годы оно претерпело ряд существенных изменений. В частности, в 1991-м и в последующие за ним годы были приняты законодательные акты, которые непосредственно ориентированы на обеспечение порядка в стране и обществе, сохранение безопасности в государстве. К ним, в частности, относят ФЗ о:

Установление и поддержание социальной стабильности

Охрана общественного порядка – это осуществление государственными институтами совместно с социальными объединениями разных мер, направленных на защиту жизни и здоровья, достоинства и чести, свобод, интересов людей, организаций, учреждений, должностных лиц, предприятий. Целью их применения выступает создание спокойной обстановки в населенных пунктах, благоприятствующей отдыху и труду, стабильной работе социальных объединений, государственных институтов, коллективов предприятий. Система мер включает в себя правовое регулирование – принятие уполномоченными инстанциями соответствующих актов, координирующих поведение населения, а также реализацию всеми субъектами этих предписаний.

Практическое использование мер

Оно выражается в деятельности уполномоченных органов по пресечению и предупреждению антисоциальных действий, привлечению виновных лиц к ответственности. Меры реализуются также посредством содействия компетентным объединениям и инстанциям в создании и поддержании нормальных условий для общения и взаимоотношений людей в ходе трудовой, производственной и иной разрешенной законом деятельности, а также при удовлетворении ими своих духовных и материальных нужд. Немаловажное значение в использовании инструментов воздействия имеет и обеспечении гарантий для исполнения обязанностей и осуществления прав всеми субъектами.

Что такое охрана порядка. Смотреть фото Что такое охрана порядка. Смотреть картинку Что такое охрана порядка. Картинка про Что такое охрана порядка. Фото Что такое охрана порядка

Способы поддержания стабильности

Комплексный и достаточно сложный характер сферы регулирования общественного порядка требует формирования разных методов его охраны. С учетом специфики нормативного регулирования и характера используемых мер различают несколько способов поддержания стабильности в государстве. К ним относят:

Взаимодействие с другими сферами жизнедеятельности

Общественный порядок имеет тесную связь с социальной безопасностью. Она, как это указано в юридических изданиях, состоит из отношений, которые касаются локализации (предотвращения) негативных для здоровья и жизни людей и их имущества действий и явлений, которые, в свою очередь, выступают в качестве последствий поведения отдельных лиц или действия природных сил. Отношения в сфере безопасности имеют свою специфику. Однако она не создает препятствий для соблюдения норм и правил поведения в социуме.

Более того, укрепление общественного порядка способствует усилению безопасности отдельного человека и всего населения в целом. Для уяснения сущности указанных явлений особое значение имеет вопрос о соотношении их с еще одной сферой жизнедеятельности. Речь, в частности, идет о правопорядке. Его рассматривают как правильное, налаженное устройство и состояние чего-либо. Правопорядок и общественный порядок – две взаимосвязанных категории. Первая используется для характеристики состояния отношений в социуме, которое формируется при регламентации взаимодействий юридическими нормами и их реализации. Правопорядок и общественный порядок выполняют общие функции – устанавливают стабильность в социальной сфере.

Источник

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности

О полномочиях сотрудников полиции при проведении проверочных мероприятий

Сотрудники полиции в соответствии с законодательством Российской Федерации наделены рядом полномочий, подпадающих под общее понятие «проверка».

В силу Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее – Федеральный закон «О полиции») полиция обязана:

принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 12);

прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия (пункт 2 части 1 статьи 12);

выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу (пункт 4 части 1 статьи 12);

осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений (пункт 10 части 1 статьи 12);

пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции (пункт 11 части 1 статьи 12).

При этом полиции предоставлены права требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий (пункт 1 части 1 статьи 13), проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности (пункт 2 части 1 статьи 13), беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (пункт 5 части 1 статьи 13).

Действуя в соответствии с Федеральным законом «О полиции», сотрудники полиции в целях подтверждения соответствующих полномочий обязаны предъявлять только служебные удостоверения.

В свою очередь, Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (подпункт 1 пункта 2 части 1 статьи 7). При осуществлении оперативно-розыскной деятельности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия: обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (пункт 8 части 1 статьи 6). В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации (абзац второй пункта 1 части 1 статьи 15). За исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» установлен прокурорский надзор и ведомственный контроль (статьи 21 и 22).

Предметом проверки, предусмотренной Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ), будет являться соблюдение обязательных требований, если в их отношении предусмотрен государственный контроль (надзор). При проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия положения федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются (пункт 2 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

При проведении проверок в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ на сотрудников полиции будут распространяться все установленные данным федеральным законом требования и ограничения.

Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности в силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ устанавливается административными регламентами.

Правилами разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» (далее – Правила), предусмотрено, что регламентом является нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда, государственной корпорации, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями по исполнению государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора), устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых органами государственного контроля (надзора) в процессе осуществления государственного контроля (надзора), который полностью или частично осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (пункт 1 Правил).

В регламент включаются требования к порядку осуществления государственного контроля (надзора), состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме, порядок и формы контроля за осуществлением государственного контроля (надзора), досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), а также их должностных лиц (пункт 12 Правил).

Названные разделы регламента среди прочего включают в себя: предмет государственного контроля (надзора); права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора); права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю (надзору); описание результата осуществления государственного контроля (надзора); исчерпывающие перечни документов и (или) информации, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) и достижения целей и задач проведения проверки; срок осуществления государственного контроля (надзора); порядок получения информации заинтересованными лицами по вопросам исполнения государственной функции, сведений о ходе исполнения государственной функции.

Перечень нормативных правовых актов (с указанием их реквизитов и источников официального опубликования), регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), подлежит обязательному размещению на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) в сети Интернет (www.mvd.ru), в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных услуг (функций)» и в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru) (подпункт «в» пункта 13 Правил).

Об участии сотрудников полиции в контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия

За нарушение указанного предписания частью 2 статьи 20.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(далее – КоАП) установлена ответственность в виде административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 20.12 КоАП, наделены должностные лица Росгвардии (часть 1 статьи 23.85 КоАП), по составлению протоколов – должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 27.2 КоАП, а также пункту 1 части 1 статьи 27.3 КоАП должностные лица органов внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 КоАП органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, вправе осуществить административное задержание и доставление.

С учетом вышеуказанного положения законодательства Российской Федерации полагаем, что вопросы осуществления сотрудниками полиции своих полномочий урегулированы в достаточной степени.

О применении отдельных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Согласно статье 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (статья 31.1 КоАП).

При этом срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении составляет десять дней со дня вручения или получения копии постановления (статья 30.3 КоАП).

Давность исполнения постановления о назначении административного наказания, согласно части 1 статьи 31.9 КоАП, составляет два года со дня его вступления в законную силу.

Следует учитывать, что течение этого срока давности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания (часть 2 статьи 31.9 КоАП).

В случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления, в случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки (части 3 и 4 статьи 31.9 КоАП).

Кто имеет право быть организатором публичного мероприятия?

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона
от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований – гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний – 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

В соответствии с частью 2 указанной статьи не могут быть организатором публичного мероприятия:

1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

Как и в какой срок подается уведомление о проведении публичного мероприятия?

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона
от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), – не позднее четырех дней до дня его проведения.

В какой период времени можно проводить публичные мероприятия?

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания текущего дня по местному времени.

По вопросу осуществления профилактической работы с лицами, условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы, в случае возложения судом на органы внутренних дел Российской Федерации такой обязанности

В соответствии со статьей 79 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК) контроль за поведением лица, условно-досрочно освобожденного от отбывания наказания, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце втором подпункта 4.2 Постановления
от 8 декабря 2009 г. № 19-П, за лицом, освобожденным условно-досрочно, в течение всего срока оставшейся не отбытой части наказания сохраняется статус осужденного.

Корреспондирующее положение содержится в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 22
«О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» (далее – постановление № 22). В частности, в абзаце первом пункта 4 указано, что лицо, освобожденное условно-досрочно из мест лишения свободы в порядке статьи 79 УК, считается не отбывшим наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных возложены на ФСИН России.

Пунктом 26 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возложена обязанность по осуществлению контроля (надзора) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений. Однако указанная норма не конкретизирует, в отношении какой именно категории освобождаемых из мест лишения свободы лиц полиция обязана осуществлять контроль.

При этом в соответствии с абзацем третьим пункта 4 постановления № 22 административный надзор в отношении лица, освобожденного условно-досрочно из мест лишения свободы в порядке статьи 79 УК, может быть установлен при наличии предусмотренных законом оснований только после истечения срока оставшейся не отбытой части наказания.

Одновременно информируем, что Министерством внутренних дел Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 постановления Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 24 июня 2015 г. № 2 «Об эффективности деятельности правоохранительных органов по профилактике правонарушений и преступлений, в том числе предупреждению рецидивной преступности» в целях совершенствования контроля за лицами, освобожденными условно-досрочно из мест лишения свободы, в Генеральную прокуратуру Российской Федерации направлены предложения об определении Федеральной службы исполнения наказаний в качестве федерального органа исполнительной власти, ответственного за организацию индивидуально-профилактической работы с указанной категорией лиц.

По вопросам уголовной и административной ответственности за правонарушения в области законодательства о публичных мероприятиях, введенных Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях»

Статьей 1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях» (далее – Федеральный закон» введена в действие статья 212 1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК), которая предусматривает уголовную ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно.

Понятие «неоднократности» дано в примечании к статье 212 1 УК. Неоднократность предполагает, что лицо ранее привлекалось к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП), более двух раз в течение ста восьмидесяти дней.

Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с момента нарушения установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо нарушения участником публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, при условии, что ранее лицо три раза привлекалось к административной ответственности за совершенные правонарушения, предусмотренные статьей 20.2 КоАП.

Согласно статьи 9 УК преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ст. 10 УК).

Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона его положения вступают в силу со дня официального опубликования (текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 22 июля 2014 года).

Подпунктом «е» пункта 4 статьи 3 Федерального закона КоАП дополнен частью 8 статьи 20.2 КоАП, устанавливающей ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 – 6.1 статьи 20.2 КоАП, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Буквальное толкование части 8 статьи 20.2 КоАП позволяет считать, что «повторность» совершения административных правонарушений, перечень которых конкретизирован в диспозиции статьи, является не обстоятельством, отягчающим административную ответственность, а обязательным квалифицирующим признаком специального состава административного правонарушения.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (часть 1 статьи 1.7 КоАП). Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (часть 2 статьи 1.7 КоАП).

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» полиция формирует и ведет банки данных о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, в том числе о лицах, совершивших административные правонарушения.

Согласно части 2 статьи 29.11 КоАП копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

По общим правилам срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 27.5 КоАП.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов, если такое производство влечет в качестве одной из мер административного наказания административный арест (часть 3), а также в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения (часть 2).

Порядок организации и проведения публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В статье 5 названного Федерального закона закреплены обязанности организатора публичного мероприятия, в том числе и по выполнению законных требования уполномоченных лиц (представителя органов внутренних дел).

Обязанности участника публичных мероприятий, связанные с выполнением законных требований уполномоченных лиц (представителя органов внутренних дел) предусмотрены статьей 6 указанного Федерального закона.

Таким образом, невыполнение организатором или участником публичных мероприятий законных требований уполномоченного должностного лица является нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, а срок административного ареста до тридцати суток, предусмотренный санкцией части 6 статьи 19.3 КоАП, корреспондирует общим положениям об административном аресте, установленным в части 1 статьи 3.9 КоАП.

О порядке направления запросов об оказании правовой помощи по административным делам, а также подтверждения факта выдачи водительских удостоверений, адресованных компетентным органам иностранных государств

Направление запросов о правовой помощи по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на началах взаимности в порядке, предусмотренном главой 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, Российская Федерация является участницей Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения от 28 марта 1997 года (далее – Конвенция), заключенной в рамках СНГ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Конвенции и Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 134-ФЗ «О ратификации Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения» (далее – Закон о ратификации Конвенции) Российская Федерация исполняет решения, вынесенные компетентными органами Договаривающейся Стороны места совершения правонарушения по результатам рассмотрения дел об административных нарушениях правил дорожного движения, перечень которых указан в приложении к Конвенции, а именно:

1) нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшие причинение легких телесных повреждений;

2) нарушение водителем транспортного средства обязанности оставаться на месте дорожно-транспортного происшествия;

3) управление транспортным средством в состоянии опьянения или под воздействием наркотических, а равно иных веществ, оказывающих подобное воздействие;

4) невыполнение законного требования работника милиции (полиции) об остановке транспортного средства;

5) уклонение от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние опьянения;

6) передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.

В соответствии с Законом о ратификации Конвенции в Российской Федерации органом, ответственным за направление и получение запросов, связанных с реализацией Конвенции, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внутренних дел. В Министерстве внутренних дел Российской Федерации указанные функции возложены на Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России.

Учитывая изложенное, запросы территориальных органов МВД России, оформленные в соответствии требованиями Конвенции, направляются в ГУОБДД МВД России для решения вопроса об их передаче компетентным органам иностранных государств.

Обмен запросами о подтверждении фактов выдачи водительских удостоверений на территории иностранного государства может осуществляться в рамках действующих межведомственных соглашений о сотрудничестве, заключенных между МВД России и компетентными ведомствами иностранных государств, которые в качестве одного из направлений сотрудничества предусматривают взаимодействие в области обеспечения безопасности дорожного движения. Такие запросы направляются в вышеуказанном порядке.

Вместе с тем между МВД России и компетентными ведомствами ряда иностранных государств действуют соглашения о приграничном сотрудничестве, в соответствии с которыми перечисленные в них органы внутренних дел приграничных регионов наделены полномочиями непосредственно сотрудничать друг с другом в пределах своей компетенции и устанавливать прямые контакты (например, Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством общественной безопасности Китайской Народной Республики о сотрудничестве органов внутренних дел и органов общественной безопасности приграничных регионов обоих государств от 26 июня 2002 года).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *