Что такое охрана труда и техника безопасности на предприятии
Охрана труда
Охрана труда – комплекс мер для сохранения жизни и здоровья работников в процессе работы.
Перечень документов по охране труда
В организации по охране труда должны заполняться следующие документы:
приказ о создании службы охраны труда;
положение о службе охраны труда;
должностные инструкции работников;
комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации;
перечень инструкций по охране труда по должностям, профессиям или видам работ;
инструкции по охране труда;
журнал учета инструкций по охране труда и журнал учета выдачи инструкций по охране труда;
журнал регистрации вводного инструктажа, программа вводного инструктажа.
протоколы проверки знаний рабочих по безопасности труда, удостоверения, журналы регистрации протоколов и удостоверений;
личные карточки учета выдаваемых СИЗ;
журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
сведения о прохождении медицинских осмотров работников;
материалы по специальной оценке условий труда;
Ответственное лицо за охрану труда
Ответственным лицом за охрану труда в компаниях до пятидесяти человек является работодатель или его уполномоченный сотрудник.
Если предприятие имеет более пятидесяти сотрудников, то работодатель обязан нанять специалиста по охране труда (если 50-70 человек, то можно нанимать на неполную ставку)
Ответственный за охрану труда человек (специалист) должен контролировать и поддерживать порядок на законодательном уровне.
Такой работник наравне с руководителем несет ответственность за состояние и условия охраны труда конкретно на рабочих местах и при выполнении определенных работ.
Инструктажи работников по охране труда
Все работники должны проходить инструктажи по охране труда. Существует 5 видов инструктажей:
Вводный инструктаж
Вводный инструктаж проводится для людей, которые только что были приняты на работу. Такой инструктаж проводится в первый рабочий день.
После проведения инструктажа проводится устная проверка знаний по безопасной работе. После этого информация о работнике вносится в журнал и личную карточку прохождения обучения сотрудников при наличии.
Первичный инструктаж
Первичный инструктаж проводится на рабочем месте:
вновь принятым в организацию работникам;
переведенным с других подразделений;
командированным на новом месте работы;
Первичный инструктаж должны проходить и люди, с которыми организация заключила гражданско-правовой договор.
Работник должен пройти первичный инструктаж до того, как он начнет выполнять самостоятельную работу. Первичный инструктаж проводит непосредственный руководитель (мастер, прораб, преподаватель).
После окончания первичного инструктажа проводится устная проверка полученных знаний работника. О чем делается соответствующая запись в журнале первичного инструктажа.
Если работник не прошел проверку знаний, то его нельзя допускать к самостоятельной работе.
Повторный инструктаж
Повторный инструктаж проводится не реже одного раза в полгода для всех работников, которые проходили первичный инструктаж.
Инструктаж проводит непосредственный руководитель. Повторный инструктаж проводится аналогично первичному. Он также завершается устной проверкой полученных знаний.
Запись о прохождении повторного инструктажа и проверки знаний делается в соответствующем журнале.
Внеплановый инструктаж
Внеплановый инструктаж проводится при следующих обстоятельствах:
введение в действие нормативных правовых актов, по охране труда;
изменение технологических процессов или модернизация оборудования;
при несчастном случае на производстве или производственной аварии;
по требованию о проведении внепланового инструктажа от госорганов;
по решению работодателя.
Внеплановый инструктаж можно провести индивидуально или с группой работников одной профессии. Он проводится аналогично первичному инструктажу на рабочем месте.
После инструктажа работники проходят устную проверку приобретенных знаний и навыков.
По окончании внепланового инструктажа в журнал регистрации инструктажа вносятся:
дата его проведения;
запись о его проведении с обязательными подписями инструктируемого и инструктирующего.
Целевой инструктаж
Целевой инструктаж проводится при следующих условиях:
при выполнении разовых работ;
при выполнении работ по ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий;
при выполнении работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы;
при проведении в организации массовых мероприятий.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».
Понятия охрана труда и техники безопасности на предприятии: в чем основные отличия
Сейчас в обиходе существуют два понятия охрана труда и техника безопасности. Некоторые считают, что это одно и то же. Но чем отличаются эти понятия с профессиональной точки зрения?
Само понятие “Техника безопасности” давно устаревшее понятие, которое в локально-нормативных актах организаций уже не используется. Но в обиходе оно есть и, по сути, техника безопасности имеет место быть и она является лишь малой частью охраны труда. Если техника безопасности направлена только лишь на защиту работника от возможного возникновения травм, например, защиту от удара о неподвижную выступающую часть оборудования, то охрана труда ставит своей целью сохранение жизни и здоровья человека. Например, защиту от воздействия вредных и опасных факторов, снижение опасностей, которые есть на рабочих местах и так далее.
Об этом и пойдет речь далее в статье, разберем, что такое охрана труда и техника безопасности на предприятии подробно и если после прочтения данной заметки у вас будет что добавить, напишите, пожалуйста, в комментариях, это будет интересно и полезно для всех.
Охрана труда и техника безопасности на предприятии
Прежде чем детально разобраться в понятиях охрана труда и техника безопасности в организации, обратимся к понятиям и терминам.
В ГОСТе 12.0.002-2014 техника безопасности – это система мероприятий по защите всех видов деятельности, включая трудовую. А охрана труда согласно трудовому кодексу (статья 209 ТК РФ) – система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья, работоспособности сотрудника.
То есть получается в рамках трудового законодательства применимо понятие охрана труда, а если рассматривать, например, безопасность обучающихся, то необходимо использовать формулировку техника безопасности. В Трудовом кодексе более ТБ, и нет данного термина ни в одном действующем нормативно-правовом документе.
На производстве технику безопасности соблюдает сам работник, а охраной труда занимается администрация, которая создает условия для безопасного труда этого самого работника.
Что такое техника безопасности
Таким образом, техника безопасности – устаревшее понятие, означающее часть функции охраны труда, а именно контроль производственной деятельности с целью профилактики травматизма и профзаболеваний. Сегодня оно уже не используется и по факту не применимо.
Потому как техника безопасности охватывает лишь техническую сторону вопроса защиты людей, тогда как для охраны труда характерен комплексный подход с разработкой документации и решением юридических вопросов. Но считать ее частью охраны труда тоже неправильно, ведь ОТ применяется только в трудовых отношениях, а ТБ распространяется на всех людей, присутствующих на объекте, даже если это, например, работники подрядной организации.
В НПА восьмидесятых годов понятие техники безопасности упоминалось в последний раз. Федеральный закон «Об основах охраны труда Российской Федерации» от 17.07.1999 № 181-ФЗ дал определение понятию охраны труда, а определение техники безопасности практически вышло из обихода. Данный ФЗ уже утратил силу, но во всех НПА используется только понятие охраны труда.
Что касается безопасности работы, “техника безопасности” является более узким понятием, не имеющего ничего общего с трудовыми отношениями.
Кроме того, были внесены некоторые законодательные изменения в РФ в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ “О специальной оценке условий труда”, в том числе ст. 143 УК РФ, в которой понятие «техника безопасности» заменяется на «охрана труда».
Что такое охрана труда
Охрана труда – это совокупность мероприятий для сохранения жизни и здоровья человека в процессе работы, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные направления.
В комплекс мер по охране труда входят:
Охрана труда является более обширное понятие, но только в рамках трудовых отношений с работником, она включает в себя права и обязанности сотрудников и работодателя по обеспечению соблюдения сторонами требований трудового договора и ТК РФ.
Это вопросы использования СИЗ и прохождения периодических обязательных медицинских осмотров, а также предоставление работникам компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда, а также организация труда (время работы и отдыха), правила использования производственного оборудования и защита работников от вредных и опасных факторов производства.
Весь спектр услуг по охране труда
Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!
Почему нужно соблюдать охрану труда на рабочих местах
Немногие работодатели и работники понимают, что охрана труда должна быть приоритетом или обязательной составляющей в трудовой деятельности человека. При правильной организации труда производительность резко повышается на фоне снижения несчастных случаев и профзаболеваний.
Да, это требует немалых финансовых затрат, тоже обеспечение спецодеждой чего стоит, обучение и медосмотры. Но если своевременно и постепенно выполнять мероприятия, которые нас обязывает ТК РФ, то в дальнейшем можно избежать крупных штрафов.
Например, произошел несчастный случай, работник стекольного завода получил тяжелую травму головы и множественные рваные раны. Договориться с работником не получилось и в результате расследования НС было выявлено отсутствие в обеспечении СИЗ, обучении и инструктажах, медосмотр был пройден, но 3 года тому назад. По итогу штраф достаточно приличный для небольшой организации.
Получается, что предусмотрительно соблюдение требований охраны труда положительно сказывается на экономических показателях: снижаются затраты на штрафы, восстановление оборудование, если оно пострадало во время аварии по вине работников, отсутствуют компенсационные выплаты по нетрудоспособности и так далее.
Статистика подтверждает, что затраты на охрану труда в 10 раз меньше, чем убытки из-за травм и увечий, возникших из-за несоблюдения требований ОТ. А надеяться на русское авось далеко не всем помогает.
Кто отвечает за безопасность работников
Нередко работники уверены, что за их безопасность на рабочем месте несет ответственность специалист по ОТ, хотя это убеждение ошибочно.
А также ответственность разделяется по направлениям и распределяется между сотрудниками соответствующих компетенций. К примеру, за электробезопасность отвечает служба главного энергетика, за безопасность при работе с механизмами – механики, за организацию проведения инструктажей – линейные руководители на местах.
Рекомендую посмотреть краткое и емкое видео о том, как донести до руководителя подразделения выполнять требования специалиста по охране труда, а также оставлю ссылку на свой YouTube канал, где можно узнать много полезного по охране труда.
За что отвечает специалист по охране труда
Многие работодатели и руководители структурных подразделений, например, мастера или механики, удивляются: “Если мы несем ответственность за безопасное выполнение работ подчиненными, то что же тогда делать должен специалист по охране труда?”
Но в зону ответственности отдела охраны труда, в которой может быть даже один специалист, входит очень много обязанностей, к примеру, следующее:
Это только кажется, что контроль сущие пустяки. А когда законодательство постоянно изменяется, нужно его изучать и со стороны все очень просто, а начинаешь разбираться в огромном количестве нормативно-правовых актах и ответ найти не всегда может. Часто чтобы “докапаться” до истины, нужно прочитать не один закон или приказ, которые трактовать можно двояко.
Да и работники делать ничего не хотят, нужно постоянно гонять или думать, как сделать так, чтобы и трудовое законодательство было соблюдено в организации и бюджет сэкономить, потому что директор денег выделить может минимум.
Если вы хотите более подробно разобраться, что относится к обязанностям специалиста по охране труда, рекомендую ознакомиться со статьей на эту тему.
Требования по соблюдению охраны труда к работнику
Зачастую и работники считают, что только работодатель должен соблюдать их права в сфере охраны труда, но согласно Трудовому законодательству РФ каждый трудоустроенный человек обязан:
При невыполнении вышеперечисленных правил нарушители привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.
На тему обязанностей работника есть подробная статья, рекомендую ознакомиться, будет очень полезно.
Какие надзорные органы контролируют соблюдение требований охраны труда в организации
Соблюдение требований охраны труда с каждым годом ужесточают, не для того, чтобы “кошмарит” бизнес, как многие считают, а с использованием кнута принудить работодателей разобраться в трудовом законодательстве, потому как многие даже не хотят вникать в него. Считают необязательными.
А между тем в Российской Федерации функционирует несколько видов надзора за безопасностью труда.
Контролирующих органов достаточно много, но главное, чтобы вам нечего было бояться, а подготовиться к проверке всегда можно, например, знать о ее приходе заранее. Как это сделать вы можете узнать из этой статьи.
Основные выводы
В этой заметке подробно разобрала, чем отличается охрана труда от техники безопасности и подводя итоги, стоит отметить, что это принципиально разные понятия. ОТ охватывает все области трудовой деятельности, где работодатель несет ответственность за состояние охраны труда на предприятии.
Также охрана труда – обязательная часть производственных отношений руководитель-рабочий. В свою очередь, техника безопасности – совокупность правил для безопасности конкретного технологического процесса.
Правила ТБ распространяются на всех присутствующих на объекте, независимо от того, является ли человек сотрудником предприятия или лицом со стороны.
Важно помнить о том, что своевременное невыполнение требований охраны труда чревато серьезными штрафами и в некоторых случаях приостановкой деятельности.
Появились вопросы? Пишите в комментариях, обязательно отвечу. А если вам требуется помощь, чтобы закрыть все “пробелы” в требованиях трудового законодательства, обращайтесь, помогу.
Желаю вам безопасной и эффективной работы!
разработаю документы за вас
Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – весь спектр услуг по охране труда. Качественно и в срок!
Понравилась статья? Поделись!
60 комментариев
Добрый день! Приехал аудит и изъял журнал по ТБ для посетителей. Именно, «журнал по технике безопасности посетителей», так пришлось сделать. Еще не известно, что напишут.
Автор: Екатерина Воронцова
Добрый день. Поделитесь опытом?
Екатерина Воронцова, у нас штаб в 300 метрах от проходной. В памятке написано, что без сопровождающего нельзя передвигаться по территории завода. а что можно придумать. Штаб до проходной снести не получается.
Автор: Наталья Пожидаева
Любопытства ради решила почитать твою статью. Очень легко читается, в голове сразу всё откладывается. Молодец, действительно пособие на каждый день: читаешь и с каждым днем «умнеешь».
Автор: Екатерина Воронцова
Автор: Екатерина Воронцова
Добрый день
Обучать по охране труда нужно всех (ст.212 ТК РФ и п.2.2.1 Порядок 1/29). Директор и мастер должны пройти проверку знаний в учебном центре, как ответственные лица. Слесарей также нужно обучать, можно поступить следующим образом, либо 1 отправить в УЦ, далее создать комиссию внутри организации и провести проверку знаний у второго слесаря, либо 2-х слесарей направить на обучение в УЦ по ОТ
Автор: Екатерина Воронцова
Добрый день.
В ГОСТ 12.0.004-2015
Автор: Екатерина Воронцова
Стажировка проводится для рабочих профессий (п. 2.2.2. Порядок 1/29)
Екатерина Воронцова, стажировка проводится так же для оперативных руководителей.
Автор: Василий
Добрый день! Екатерина а с чего вы решили что нужно разрабатывать программы инструктажа на все должности в штатном расписании? У меня допустим для офисных работников (бухгалтер, экономист, юрист, и т.д.) одна программа и это не противоречит законодательству!
Автор: Екатерина Воронцова
Добрый день. Не утверждала, а рекомендовала. Обязательного требования Порядком 1/29 нет по данному вопросу. Офисники и у меня идут по одной программе, либо освобождаются
Автор: Екатерина Воронцова
Добрый день. Это не будет лишним, либо Вы можете не отдельным положением оформлять, а включить в один из разделов положения о СУОТ
Господа, прежде чем задавать вопрос Екатерине Воронцовой, изучите НПА по данной теме, т.к. ГИТ и др. инспектора, проверяют выполнение НПА по ОТ, ПБ, ГО ЧС, ЭБ и т.д., а не комментарии, которые не имеют юр. силы. Работать больше надо с документами и опираться на их знание и тогда инспектора разговаривать будут с Вами на равных, как с коллегами и Вам проще отстаивать свою позицию по тому или иному вопросу, опираясь на знания статей
Автор: Екатерина Воронцова
Екатерина, добрый день!
а что по поводу инструктажей по ГО и ЧС?
Автор: Екатерина Воронцова
Добрый день. Что именно Вас интерисует?
Екатерина, в каких организациях требуется проводить инструктажи, есть специальные категории или это требование ко всем организациям?
Автор: Екатерина Воронцова
Инструктажи необходимо проводить во всех организациях без исключений, это требование статьи 212 ТК РФ и Порядка 1/29, но у работодателя есть возможность освобождать от первичного (повторного) инструктажа определенную категорию сотрудников (п.2.1.4 Постановление 1/29)
Екатерина, примите огромную благодарность от начинающего специалиста🙏. Действительно, приходится собирать информацию по крупицам. Ваши статьи написаны простым доступным языком, как раз то, что нужно «чайникам»🙂
Автор: Екатерина Воронцова
Спасибо, очень приятно!
Екатерина, добрый день! Подскажите, пожалуйста, инструкцию по охране труда для учителей можно одну общую разработать или нужно разработать для учителя физики одну, для учителя химии другую. Спасибо, Вам, большое за помощь!
Автор: Екатерина Воронцова
Добрый день
На мой взгляд, специфика работы немного отличается и правильнее будет подготовить разные ИОТ для этих профессий педагогов
Екатерина Воронцова, подготовить разные, хоть и в штатном у всех учителей должность просто учитель без добавления предмета?
Автор: Екатерина Воронцова
Можно указать предмет в скобках
Екатерина Воронцова, спасибо, Вам, большое.
Охрана труда и техника безопасности на предприятии: организация процесса с нуля, разработка инструкций
Почему нельзя игнорировать охрану труда на предприятии? Потому что придется платить нешуточные административные штрафы. Кроме того, сотрудники будут ущемлены в правах, что в итоге негативно скажется на работодателе. Проще позаботиться обо всем заранее. Как это сделать с нуля, читайте в нашей статье.
Охрана труда и техника безопасности на рабочем месте
Согласно статье 209 ТК РФ, охрана труда (ОТ) — это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе его трудовой деятельности. Она подразумевает проведение различных мероприятий: инструктажей, медосмотров и проч. К ней также относятся обязанности работодателя — обучать персонал приемам безопасной работы, проводить санитарную обработку помещения и т.д.
Техника безопасности (ТБ) — это более узкое понятие. Оно включает меры по предотвращению физических повреждений на всем производстве в целом, и на каждом рабочем месте в отдельности. Например, предоставление касок строителям, гидрокостюмов водолазам и др.
Кто отвечает за безопасность работников
В статье 212 ТК РФ сказано: обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Кто именно возьмет на себя руководство работой по ОТ в организации? Зависит от численности лиц, состоящих в штате (ст. 217 ТК РФ):
Как организовать охрану труда в организации с нуля
Во-первых, утвердить Положение о системе управления ОТ. В этом документе должно быть несколько разделов: политика в области охраны труда; цели работодателя в вопросах ОТ; процедуры для достижения целей и т.д. Все разделы перечислены в типовом положении (утв. приказом Минтруда от 19.08.16 № 438н).
ВАЖНО
Что представляет собой политика работодателя в области ОТ? Внутренний документ, где изложены намерения руководства выполнять нормативные требования и добровольно взятые на себя обязательства по охране труда. Форма документа — свободная. Главное, чтобы он был доступен всем сотрудникам и иным лицам, находящимся на территории предприятия.
Во-вторых, организовать обучение работников по ОТ. Пройти его должны все, в том числе генеральный директор, а также индивидуальный предприниматель, если у него есть наемные работники. Для руководителей и специалистов предусмотрены одни правила, для рабочих — другие. Полученные знания нужно периодически проверять. Человека, который не пройдет тестирование, придется отстранить от работы (ст. 76 ТК РФ). Но уволить нельзя. Вместо этого надо давать новые шансы на пересдачу, пока экзамен не будет сдан (подробнее см. «Порядок обучения по охране труда на предприятии в 2021 году: сроки, правила, организация» ).
В-третьих, убедиться, что своевременно проведена специальная оценка условий труда (СОУТ). По ее итогам оформляется отчет, декларация соответствия условий труда и карты рабочих мест. Если спецоценки не было — нужно срочно ее организовать (подробнее см. «СОУТ (специальная оценка условий труда)» ).
В-четвертых, проверить (а в случае отсутствия — начать вести) журналы регистрации инструктажей по ОТ. В них должны стоять даты, а также подписи инструктора и обучающегося. За допуск к работе сотрудника, не оставившего в журнале свой автограф, предусмотрена ответственность по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Размеры штрафов: для должностных лиц и ИП — от 15 000 до 25 000 руб.; для юрлиц — от 110 000 до 130 000 руб. (подробнее см. «Инструктаж по технике безопасности в 2021 году: виды, содержание, как провести» ).
В-пятых, разобраться со средствами индивидуальной защиты и медосмотрами. В ситуации, когда для предприятия они необходимы, позаботиться о правильном использовании и оформлении (см. «Медицинские осмотры работников с 2021 года: кто должен проходить, как часто и в каких целях — новый приказ 29н» ).
В-шестых, подготовить план мероприятий по ОТ и ТБ на год. Здесь нет строгих правил. Все зависит от специфики деятельности. В плане можно предусмотреть, в числе прочего, следующие меры по обеспечению охраны труда:
Как разработать инструкцию по охране труда
Прежде всего, ответим на популярный вопрос: можно ли обойтись без инструкций по ОТ? Нет, нельзя. В статье 212 ТК РФ четко сказано, что разработка и утверждение правил и инструкций по ОТ — это обязанность работодателя.
Ориентироваться следует на Методические рекомендации, утвержденные Минтрудом 13.05.04. Согласно этому документу, сначала нужно найти отраслевые или межотраслевые типовые инструкции для каждой должности. И далее адаптировать их для своего предприятия.
Проверять инструкции нужно каждые 5 лет. В ряде случаев (при внедрении новой техники, при изменении отраслевых правил и проч.) потребуется досрочный пересмотр. Если же в течение 5 лет никаких изменений не было, действие инструкции продлевается еще на один срок.
ВНИМАНИЕ
Инструкции по ОТ и их перечень должны храниться у руководителя структурного подразделения. При этом важно, чтобы сотрудники могли их изучить. Допустимо выдавать инструкции на руки во время первичного инструктажа, вывешивать на рабочих местах и участках, либо выбрать другой способ информирования сотрудников.
Добавим, что полагается вести журнал учета инструкций. Его примерная форма приведена в приложениях к Методическим рекомендациям.
Памятка по охране труда для работников организации
Понятия «памятка» в законодательстве нет. Тем не менее, многие компании и ИП создают их и размещают на информационных стендах для всеобщего обозрения.
Памятка — это упрощенный вариант инструкций. В ней, как правило, есть рисунки и несложные схемы, которые облегчают восприятие информации. Вести учет памяток не нужно, а за их отсутствие никто не оштрафует.
В последнее время популярны памятки по борьбе с COVID 19. В них перечислены меры защиты: мыть руки, соблюдать социальную дистанцию и проч. Плюс к этому наглядно показано, как правильно носить маску и перчатки.
Практика показывает, что инспекторы одобряют наличие памяток. Создание таких документов может говорить о том, что охрана труда на предприятии находится на должном уровне.