Что такое охрана труда ржд определение
Что такое охрана труда ржд определение
1. Утвердить прилагаемую Политику холдинга «РЖД» в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности, одобренную решением правления ОАО «РЖД» (протокол от 21 ноября 2019 г. №61).
2. Начальникам Департамента управления дочерними и зависимыми обществами Евсегнеевой В.А. и Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом Белянкину А.Ю. обеспечить проведение дочерними обществами ОАО «РЖД» корпоративных мероприятий по принятию к руководству Политики, утвержденной настоящим распоряжением.
Политика холдинга «РЖД» в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности
Холдинг «РЖД» включает в себя организации, являющиеся владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также железнодорожного подвижного состава.
Эксплуатируя объекты повышенной опасности, холдинг «РЖД» считает охрану труда и окружающей среды, промышленную и пожарную безопасность неотъемлемым элементом своей деятельности и одним из своих долгосрочных приоритетов. Никакие соображения экономического, технического или иного характера не могут быть приняты во внимание, если они противоречат требованиям к обеспечению безопасности работников компании, населения и экологии.
Политика холдинга «РЖД» в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности разработана и принята в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами холдинга «РЖД».
Холдинг «РЖД» подтверждает своими действиями приверженность принципу постоянного совершенствования результатов деятельности компании в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности. Учитывая масштабы рисков в области охраны труда, руководство холдинга, возлагает на себя обязательство принять все меры по предотвращению травм, связанных с работой и ухудшения состояния здоровья на основе внедрения современной концепции Vision Zero. При этом руководство Компании рассчитывает на поддержку работников в реализации базовых принципов охраны труда и безопасности на рабочем месте, заложенных в концепции Vision Zero.
Руководители подразделений холдинга «РЖД» несут ответственность за реализацию целей настоящей Политики.
Основными целями холдинга «РЖД» в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности являются:
Для достижения поставленных целей в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности в холдинге «РЖД» разрабатываются и реализуются функциональные стратегии, определяющие безопасность и надежность производственного процесса, управление рисками и экологическими аспектами.
Перед холдингом «РЖД» стоят следующие основные задачи в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности:
Для выполнения указанных задач холдинг «РЖД» принимает на себя следующие обязательства:
Настоящая политика распространяется на все филиалы и структурные подразделения ОАО «РЖД», а также его дочерние и зависимые общества (по согласованию).
Охрана труда РЖД на железной дороге
Правоотношения в области безопасности на транспорте требуют соблюдения особого режима производства и соблюдения правил охраны труда. Особенно это касается железнодорожного транспорта, деятельность которого постоянно связана с опасностью получения травм и иного вреда жизни и здоровью служащих.
Основные задачи охраны труда в РЖД
Трудовая деятельность в области железнодорожного транспорта регламентируется как федеральными законодательными актами, так и внутренними регламентами и производственными инструкциями. Такая область трудовых отношений сопряжена с повышенным риском нештатных ситуаций, чрезвычайных происшествий, именно поэтому все сотрудники и штатные подразделения компании обязаны соблюдать технику безопасности РЖД в повседневной деятельности.
Иллюстрация соблюдения мер безопасности при осуществлении трудовой деятельности на железнодорожном транспорте
Эти правила разработаны под воздействием особенностей деятельности компании и касаются всех служб и структурных подразделений, будь то бригада, проводник, путеец, монтер или иной служащий подразделения. Главными задачами со стороны руководства в плане обеспечения охраны труда на ЖД являются:
Важно! В системе РЖД, учитывая большой штат сотрудников, предусмотрены штатные подразделения по соблюдению порядка производственной деятельности, которые в обязательно осуществляют внутренний надзор за соблюдением правил трудовой деятельности. Кроме того, надзор в данной сфере осуществляют также и государственные органы России, которые имеют право на наложение административных штрафов в случае обнаружения нарушений.
Иллюстрированный стенд с правилами поведения во время рабочего процесса на железной дороге
Основные разделы и содержание инструкции по ОТ на железной дороге
Для корректного исполнения требований законодательства в данной сфере, а также внутренних локальных предписаний на железной дороге, предусмотрены различные регламенты по охране труда. Такие инструкции содержат различные разделы в зависимости от вида деятельности штатных подразделений.
Основные требования
К основным требованиям безопасности относится неукоснительное соблюдение инструкций на производстве вне зависимости от сферы деятельности в ОАО. Это относится как к служащим, осуществляющим железнодорожный ремонт, инструктаж работникам, которые обслуживают непосредственно вокзал и станцию, а также иному персоналу. Особенно требования охраны труда РЖД должны соблюдаться работниками локомотивных депо, которые непосредственно связаны с поездами, и обслуживанием путей и прилегающих территорий.
Перед началом работы
Перед началом любой работы персонал обязан пройти инструктаж на знание норм и правил техники безопасности. Такую процедуру осуществляет специалист по охране труда, в соответствии со специально разработанной инструкцией. Кроме того, после его прохождения рабочие отмечаются в специальном журнале учета видов инструктажа, который является документом строгой отчетности.
Правила безопасности и наличие различных угроз во время работы на РЖД
Во время работы
Во время рабочего процесса работники обязаны соблюдать регламент по охране труда и безопасности деятельности. Также они должны использовать средства первичной защиты и соблюдать правила обращения с рабочей техникой на предприятии.
При аварийных ситуациях
При возникновении аварийных или нештатных ситуаций также используется специальная инструкция, которая характеризует порядок действия отдельных подразделений и должностей в зависимости от специфики их работы. Такие сотрудники должны строго придерживаться последовательности действий, которая обеспечивает безопасность и локализацию нештатной ситуации.
По окончанию работы
После окончания производственной деятельности рабочие обязаны проверить состояние оборудования, сдать все необходимые документы и отметиться у руководителя штатного подразделения об окончании работ и отсутствии негативных последствий.
Перечень должностных инструкций по ОТ в РЖД
В такой крупной компании, как РЖД, существует определенный перечень специальных инструкций для различных видов деятельности, которые разрабатывает специальный составитель:
Специальный кабинет по проведению обучающих мероприятий на железной дороге
Система управления охраной труда в РЖД
В компании организована стройная и четкая система контроля деятельности сотрудников по соблюдению норм охраны труда. За ее осуществление ответственны специалисты по охране труда и непосредственные руководители работ.
Важно! Локомотивный транспорт, как и обычный поезд, представляет собой технику повышенной опасности, соответственно компании требуется строгая охрана труда РЖД для обеспечения безопасности жизнедеятельности персонала и граждан, использующих услуги компании.
Область применения
Область применения мер по обеспечению безопасной деятельности распространяется на непосредственное осуществление сотрудниками различных подразделений своих трудовых функций, обязанностей по ремонту, профилактике оборудования, и обслуживанию населения.
Термины, определения и сокращения
Специфика деятельности на железнодорожном транспорте требует наличия определенных терминов и сокращений, которые используются в профессиональной среде:
Общие положения
Положения об осуществлении контроля и надзора за состоянием техники, путей, профилактикой возникновения опасных ситуаций и соблюдением персоналом правил охраны труда регламентированы внутренними инструкциями и самой системой по обеспечению контроля на производстве внутри корпорации. Такие виды актов соответствуют нормам федерального законодательства.
Специальный кабинет по охране труда на предприятии
Внутренний аудит
Внутренняя проверка осуществляется штатными специалистами по охране труда на производстве. Такой вид деятельности осуществляется посредством графика и проходит на плановой основе.
Комплексные проверки
Комплексный аудит проводится силами подразделения по охране труда дирекции в отношении отдельных штатных единиц при возникновении нештатной или опасной ситуации на производстве.
Целевые проверки
Целевая проверка осуществляется в отношении отдельного специалиста или штатного подразделения либо при возникновении опасной ситуации, либо в случае проведения работ не связанных со спецификой деятельности данной структуры.
Оперативные проверки
Оперативный контроль осуществляется выборочно штатными подразделениями по соблюдению безопасности производственного процесса в отношении персонала при реализации комплексных мер повышения эффективности системы безопасности на предприятии.
Трехступенчатый контроль
В компании предусмотрена многоуровневая система обеспечения безопасности работ, которая позволяет значительно минимизировать риски возникновения нештатных ситуаций или чрезвычайных происшествий. Такая система осуществляется руководителями различных уровней по ходу осуществления трудовой деятельности подразделениями.
Первая ступень контроля
Первая стадия осуществления контроля производится ответственным за конкретный участок работ. Такой специалист следит за непосредственным осуществлением работы на месте.
Вторая ступень контроля
Вторая стадия производится непосредственным руководителем работы на месте или посредством передачи документации в случае отсутствия доступа к самим работам.
Третья ступень контроля
Третья ступень осуществления контроля происходит непосредственным начальником крупного обособленного подразделения в структуре станции или дирекции. Это финальный этап контроля и проверки соответствия выполняемых работ законодательству и внутренним положениям.
Иллюстрированный перечень мероприятий по безопасности трудового процесса
В итоге осуществление жесткого контроля со стороны контролирующих органов позволяет минимизировать вероятность происшествия, несчастного случая или иных негативных последствий.
Забота о сотрудниках
Функции по охране труда возложены на Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля, а на железных дорогах – на соответствующие службы.
Основные задачи охраны труда в ОАО «РЖД»
На реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда ежегодно выделяется не менее 0,7% от сумм эксплуатационных расходов без учета затрат на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, медицинские осмотры.
ОАО «РЖД» активно сотрудничает с Фондом социального страхования Российской Федерации в сфере страхования от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний.
В ОАО «РЖД» функционируют 18 вагонов охраны труда, которые задействованы в единой системе организации обучения работников структурных подразделений железных дорог. Вагон охраны труда представляет собой мобильный обучающий комплекс, одной из основных функций которого является оказание методической и организационной помощи в проведении обучения и проверки знаний по охране труда работников с использованием аудио-, видео- и компьютерной техники, а также проведение профилактической работы по охране труда непосредственно на линейных предприятиях.
Начиная с 2014 года в ОАО «РЖД» в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ начато проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ). СОУТ проводится в филиалах и структурных подразделениях компании в соответствии с утвержденным планом.
Данные о результатах проведения СОУТ в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах:
Сводные данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в ОАО «РЖД» на 01.12.2021 г.
Проведена специальная оценка условий труда, рабочих мест | Классы условий труда | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 и 2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | 4 | |
35836 | 26422 | 5506 | 3908 | — | — | — |
Сводные данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в ОАО «РЖД» за 2020 г.
Проведена специальная оценка условий труда, рабочих мест | Классы условий труда | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 и 2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | 4 | |
72568 | 48911 | 15404 | 8253 | — | — | — |
Сводные данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в ОАО «РЖД» за 2019 г.
Проведена специальная оценка условий труда, рабочих мест | Классы условий труда | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 и 2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | 4 | |
57 290 | 34 315 | 16 380 | 6 595 | — | — | — |
Сводные данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в ОАО «РЖД» за 2018 г.
Проведена специальная оценка условий труда, рабочих мест | Классы условий труда | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 и 2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | 4 | |
49 800 | 38 259 | 8 273 | 3 268 | — | — | — |
Сводные данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в ОАО «РЖД» за 2017 г.
Охрана труда: определение, цели и задачи в ОАО «РЖД».
Охрана труда: определение, цели и задачи в ОАО «РЖД».
Ответ:
1 Обеспечение работающих знаниям об опасных и вредных факторов, их источниках и влияния на организм человека.
2 Обеспечение работающих знаниями в области создания безопасных условий труда и средств защиты.
3 Выработка умение предвидеть, предупреждать и снижать уровень потенциальной опасности, гарантируя себе, коллективу и предприятию минимальный ущерб.
2. Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте («Крест безопасности»): порядок проведения и оформления ежесменного, ежемесячного и ежеквартального контроля.
Ответ:
Ведомость несоответствий –бланк в виде таблицы, в которую записываются текстом несоответствия требованиям охраны труда (замечания), выявленные в течении рабочего дня (смены).
Контрольный лист –бланк в виде таблицы с перечнем оцениваемых позиций по вопросам охраны труда.
Виды контроля и ответственные лица:
1. Ежедневный (ежесменный) — машинист-инструктор, дежурный по депо, машинист локомотива
2. Ежемесячный — главный инженер, заместитель начальника депо
3. Ежеквартальный — начальник депо
Результаты проверки ежедневного (ежесменного) контроля отражаются в БЛАНКЕ «КСОТ-П» (Крест безопасности).
Машинисты-инструкторы локомотивных бригад ежедневный (ежесменный) контроль проводят:
1) в рамках штатной работы в депо;
2) во время контрольно-инструкторских поездок КИП;
3) во время целевых проверок ЦПр.
Каждый машинист-инструктор должен ежемесячно проверить не менее 5 локомотивов, независимо от приписки, на предмет их соответствия требованиям безопасности.
По прибытию в депо (пункт подмены) машинист-инструктор должен все нарушения, допущенные локомотивной бригадой при выполнении КИП и ЦПР занести в бланк визуализации «КСОТ-П» путем закрашивания соответствующей ячейки (красным, оранжевым, желтым, синим или зеленым цветом) и в ведомость несоответствий (текстом).
В цехе эксплуатации результаты проверок, проведенных машинистами локомотивов, отражаются в хронологическом порядке в бортовых журналах локомотивов формы ТУ-152,с пометкой «Проведен ежесменный контроль по КСОТ-П» и указанием выявленных несоответствий.
• наличие и исправность блокирующих устройств, заземлений кожухов электрических приборов, аппаратов и корпусов вспомогательных машин, наличие защитных кожухов электропечей электроотопления и электрокалориферов, ограждений узлов и оборудования
• исправность межсекционных площадок и суфле (на многосекционных локомотивах)
• наличие и исправность инструмента, сигнальных принадлежностей, пожарного инвентаря, а также защитных средств в необходимом количестве согласно перечню инструмента и инвентаря на локомотиве (диэлектрических перчаток, диэлектрических ковров, штанг для снятия емкостных зарядов с силовых цепей и заземления первичной обмотки тягового трансформатора (для электровозов переменного тока), штанг изолирующих, противогазов (выдаются при работе на тепловозах и дизель-поездах, оборудованных установками газового пожаротушения, а также, независимо от этого, эксплуатирующихся на тоннельных участках железных дорог), шумоизолирующих наушников (на тепловозах и электровозах)
• исправность кресел машиниста и помощника, зеркал обратного вида, осветительного оборудования и защитных плафонов, ручных аккумуляторных фонарей и переносных светильников, первичных средств пожаротушения и систем пожарной автоматики, надежность крепления и чистоту обходных площадок, ступеней, лестниц, поручней, креплений щитков пола, исправность лючков в шахтах холодильника тепловозов, наличие и укомплектованность аптечек медикаментами и средствами медицинского назначения, наличие на локомотивах знаков безопасности труда и т.д.
• отсутствие у работников признаков алкогольного опьянения и других противопоказаний для выполнения ими поручаемой работы (визуально);
• состояние рабочих мест в производственном участке, наличие необходимого для работы исправного инструмента, оборудования, приспособлений;
• состояние прилегающей территории, служебных проходов и проездов;
• исправность вентиляции, освещения, индивидуальных и коллективных средств защиты;
• наличие у работников удостоверений по электробезопасности, охране труда, талона по охране труда;
• обеспеченность работников спецодеждой, спецобувью, другими СИЗ и правильность их применения
• наличие и исправность первичных средств пожаротушения
• наличие и комплектацию на рабочих местах медицинских аптечек
• соблюдение работниками правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом
• состояние рабочих мест на локомотивах на предмет удовлетворения требованиям содержания локомотивов правилам охраны труда, исправность блокировок, оградительных, защитных и предохранительных средств, средств коллективной защиты, освещенности, исправности электрооборудования и т.д.
• наличие необходимого для работы исправного инструмента и приспособлений, наличие и исправность обустройств жизнеобеспечения, средств связи и т.д.
• наличие предупредительных надписей, плакатов, предупреждающей окраски, знаков безопасности и сигнальной разметки.
Ежемесячный контроль
Осуществляется ТЧЭГ, ТЧЭЗ,ТЧП, уполномоченный по охране труда
При проведении ежемесячного контроля проверяют:
• в цехе эксплуатации – не менее 5 локомотивов, находящихся на тракционных путях депо или станции;
• проведение ежедневного (ежесменного) контроля КСОТ-П, выполнение мероприятий, намеченных на устранение выявленных нарушений;
• соблюдение работниками требований инструкций и правил по охране труда;
• Участие локомотивных бригад в работе по системе информации «Работник на пути»;
• своевременность проведения инструктажей работников по охране труда, ведение журналов инструктажа;
• своевременность и качество проведения инструктажей и обучения работников по безопасности труда, ведение журналов инструктажа, организацию проведения технических занятий по охране труда работников;
• наличие инструкций по охране труда, перечней необходимого рабочего инструмента, технологических процессов и схем маршрутов служебных проходов;
• обеспеченность работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной защиты и правильность их применения;
• наличие у локомотивной бригады удостоверений по охране труда и электробезопасности, формуляров, талонов по охране труда;
• соответствие содержания маршрутов служебного и технологического прохода «Техническим требованиям к служебным проходам», утвержденным распоряжением от 24 декабря 2012 г. № 2667р;
• другие вопросы охраны труда.
По результатам проверки до 5 числа месяца, следующего за отчетным заполняется контрольный лист № 1.
При заполнении контрольного листа № 1 руководитель подразделения в графе «Соответствие требованиям охраны труда» делает следующую отметку:
«Да» (или +) при наличии оцениваемого фактора в полном объеме;
Ежеквартальный контроль ТЧЭ
Осуществляется не реже одного раза в три месяца руководителем структурного подразделения
— представителя профсоюзного органа структурного подразделения;
— специалиста по охране труда;
— в присутствии руководителя подразделения.
По результатам проверки до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом заполняется контрольный лист № 2.
При заполнении контрольного листа № 2 руководитель депо (его заместитель) в графе «Соответствие требованиям охраны труда» делает следующую отметку:
«Да» (или +) при наличии оцениваемого фактора в полном объеме;
Контрольный лист № 2 передается специалисту по охране труда для подготовки анализа состояния охраны труда.
После заполнения контрольного листа № 2 делается оценка состояния охраны труда в подразделении в баллах, отмечаются пункты, по которым выявлены несоответствия и разрабатываются мероприятия по устранению выявленных нарушений.
Подразделение полностью соответствующее требованиям охраны труда оценивается максимальной суммой в 100 баллов.
Ответ:
1. Соблюдать требования нормативных и правовых актов
2. Предоставлять работу согласно трудовому договору
3. Обеспечивать безопасные условия труда и бытовые нужды работников
4. Обеспечивать оборудованием, инструментом, тех. Документацией и др. средствами для работы
5. Обеспечивать и выплачивать полную заработную плату в срок
6. Вести переговоры и заключать коллективный договор
7. Предоставлять полную информацию для заключения трудового и коллективного договоров
8. Знакомить под роспись с новыми актами и их изменениями
9. Выполнять предписания органов по надзору и контролю за ОТ и др. органов, выплачивать штрафы
10. Рассматривать материалы о нарушениях ОТ и принимать меры по их устранению
11. Осуществлять обязательное соц. страхование работников
12. Возмещать работникам вред здоровью при выполнении работы.
Ответ:
1. Физические:
— движущийся подвижной состав
— подвижные и вращающиеся части оборудования локомотива
— повышенный уровень шума на рабочем месте
— повышенный уровень вибрации
— повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека
— повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и воздуха рабочей зоны
— повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны, возможность образования горючей среды вследствие утечек или выбросов под избыточным давлением из трубопроводов масла, дизельного топлива и нагретых газов, а также возможность возникновения источников загорания с последующим воспламенением горючих материалов и жидкостей.
— повышенный уровень инфразвуковых колебании.
— повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха.
— повышенный уровень статического электричества.
— повышенный уровень электромагнитных излучении.
— отсутствие или недостаток естественной или искусственной освещенности рабочей зоны.
2. Физические и нервно-психические перегрузки.
3. Химические факторы, обладающие раздражающими, сенсибилизирующими действиями.
7. Специальная оценка условий труда: порядок проведения, оформления результатов, осуществления мероприятий по снижению воздействия и устранению опасных и вредных производственных факторов, действующих на работника.
Ответ:
Включает в себя:
1. Гигиеническую оценку
2. Оценка травмоопасности
Условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса:
оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.
Требования охраны труда при повреждении крышевого оборудования.
Ответ:
Подъем на крышу тепловоза на электрифицированных железнодорожных путях и под воздушной линией электропередачи запрещается во всех случаях.
При повреждении крышевого оборудования электроподвижного состава и невозможности дальнейшего следования поврежденную секцию электровоза при всех опущенных токоприемниках необходимо отключить.
Устранение неисправности крышевого оборудования ТПС, находящегося на перегоне под действующей контактной сетью, производится работниками дистанции электроснабжения по наряду-допуску, который выписывает представитель дистанции электроснабжения с включением в него члена локомотивной бригады.
При отсутствии работника дистанции электроснабжения, имеющего право выписки наряда, подъем на крышу подвижного состава осуществляется на основании аварийной заявки, переданной энергодиспетчеру, после снятия напряжения с контактной сети, проверки отсутствия напряжения, установки заземлений. Аварийная заявка должна быть передана работником дистанции электроснабжения, имеющим право быть производителем работ.
В аварийной заявке указывается фамилия и группа по электробезопасности члена локомотивной бригады, который будет принимать участие в осмотре крышевого оборудования.
До заземления контактного провода и получения разрешения работника района контактной сети (дистанции электроснабжения) подъем на крышу локомотива, котел и тендер паровоза запрещается. Контактная сеть и воздушные линии без заземления рассматриваются как находящиеся под напряжением, даже если напряжение снято.
Заземление контактной сети представителями дистанции электроснабжения должно производиться в присутствии машиниста локомотива (или его помощника). Отключенная контактная подвеска постоянного или переменного тока должна быть заземлена с 2-х сторон от локомотива путем установки на контактную подвеску 2-х заземляющих штанг, заранее подсоединенных к тяговому рельсу или к заземляющему спуску опоры контактной сети.
Каждая заземляющая штанга должна быть установлена не ближе одного мачтового пролета от локомотива. На электрифицированных участках железных дорог переменного тока расстояние между этими двумя заземляющими штангами должно быть не более 200 м. На электрифицированных участках железных дорог постоянного тока каждая заземляющая штанга должна быть установлена в пределах ее видимости, но не далее 300 м от локомотива и не ближе одного мачтового пролета от него. Если произошел разрыв целиком контактной подвески, т.е. оборваны контактные провода и несущий трос и провода лежат на локомотиве, то для заземления контактной подвески с обеих сторон от места ее обрыва должно быть установлено не по одной, а по две заземляющих штанги.
После устранения повреждения крышевого оборудования снятие заземляющих штанг с контактной подвески производится представителем дистанции электроснабжения, о чем дается уведомление энергодиспетчеру.
Требования охраны труда при возникновении аварийной ситуации: возгорание, сход локомотива с рельс, обрыв контактного провода.
Ответ:
При эксплуатации локомотивов могут возникнуть следующие аварийные ситуации:
1) возгорание, приводящее к пожару или взрыву;
2) сход локомотива с рельс;
3) обрыв контактного провода;
4) повреждение оборудования при коротких замыканиях в электрических цепях.
Каждый работник должен знать свои обязанности при ликвидации аварии, уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения и средствами индивидуальной защиты, знать способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.
При возникновении в пути следования аварийной ситуации, угрожающей безопасности движения поездов или безопасности людей, работающих на путях и подвижном составе, машинист должен принять меры к экстренной остановке поезда, сообщить о случившемся по радиосвязи дежурному ближайшей железнодорожной станции, поездному диспетчеру и определить с ними порядок дальнейших действий.
Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода, для предотвращения попадания под шаговое напряжение следует выходить из опасной зоны небольшими (не более 0,1 м) шагами, передвигая ступни ног по земле и не отрывая их одну от другой.
В случае обрыва и падения контактного провода, провода ВЛ на локомотив или рядом с ним локомотивная бригада должна сообщить о случившемся поездному диспетчеру и оставаться в кабине управления (будке машиниста).
Запрещается до снятия напряжения с контактной подвески прикасаться, стоя на земле, к частям локомотива.
При обнаружении очага возгорания на локомотиве или в составе поезда машинист обязан принять меры к остановке поезда, оценить сложившуюся ситуацию. В дальнейшем локомотивная бригада должна действовать в соответствии с требованиями отраслевых нормативных документов в области пожарной безопасности.
При возникновении пожара на локомотиве под контактной сетью машинист должен немедленно сообщить о сложившейся ситуации поездному диспетчеру, энергодиспетчеру, дежурному по ближайшей станции для вызова пожарных подразделений.
Если пожар возник на локомотиве или в поезде и для его тушения необходимо приближаться к находящимся под напряжением проводам ближе 2 м, машинист через поездного диспетчера должен потребовать снятие напряжения с контактной сети и проводов ВЛ и ее заземления. Также требуется снятие напряжения с контактной сети и проводов ВЛ и заземление, когда контактный провод касается локомотива или груза и имеется вероятность пережога проводов.
В случае возгорания локомотива с падением на него контактного провода локомотивная бригада должна сойти с локомотива. Перед сходом с локомотива следует надеть диэлектрические перчатки, скинуть на земляное полотно диэлектрический коврик и осторожно, лицом к локомотиву, спуститься на диэлектрический коврик. Во время и после приземления нельзя касаться незащищенными частями тела корпуса локомотива, земли или рельс. Выходить из опасной зоны необходимо в соответствии требованиями, изложенными в подпункте 4.1.6 настоящей Инструкции.
До снятия напряжения с контактной сети и проводов ВЛ тушение горящих предметов, крыши, стенок локомотива, вагонов и груза, находящихся на расстоянии менее 2 метров от контактной сети и проводов ВЛ, разрешается проводить только углекислотными, аэрозольными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети и проводов ВЛ ближе 2 м. Тушение указанных горящих предметов водой, химическими пенными или воздушно-пенными огнетушителями можно производить только при снятом с контактной сети напряжении и после ее заземления.
Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии свыше 7 метров от контактной сети и проводов ВЛ, находящихся под напряжением, допускается любыми огнетушителями без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной сети и другим частям, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м.
При попадании пены на незащищенные участки тела необходимо стереть ее платком или другим материалом и обильно промыть слабой струей проточной воды.
Если на человеке загорелась одежда, нужно как можно скорее погасить огонь. При этом нельзя сбивать пламя незащищенными руками.
Воспламенившуюся одежду нужно быстро сбросить, сорвать, либо погасить, заливая водой, а зимой присыпая снегом. Можно сбить пламя, катаясь в горящей одежде по полу, земле. На человека в горящей одежде можно также накинуть плотную ткань, одеяло, брезент, которые после ликвидации пламени необходимо убрать, чтобы уменьшить термическое воздействие на кожу человека. Человека в горящей одежде нельзя укутывать с головой, так как это может привести к поражению дыхательных путей и отравлению токсичными продуктами горения.
При возникновении пожара на паровозе машинист паровоза должен перекрыть кран на питательном кувшине, не допустить в нефтяной бак притока воздуха, плотно закрыв люки нефтяного бака, и принять меры к остановке поезда и ликвидации пожара.
В случае утечки и воспламенения нефтетоплива под паровозом или тендером пламя следует немедленно сбить песком, а паровоз по возможности передвинуть на другое место.
Требования охраны труда при обслуживании аккумуляторных батарей: порядок, запрещенные действия.
Ответ:
Перед осмотром аккумуляторных батарей локомотивная бригада должна выключить рубильник, вынуть предохранители и пользоваться переносным светильником или аккумуляторным фонарем.
При осмотре аккумуляторных батарей запрещается курить, использовать для освещения открытый огонь, а также переносные светильники без предохранительных сеток, с поврежденной вилкой и изоляцией проводов. При подключении переносных светильников к источнику питания их следует держать в руках или прочно закрепить во избежание самопроизвольного падения.
Запрещается класть инструмент на аккумуляторные батареи.
Требования охраны труда при продувке тормозной магистрали.
Ответ:
После продувки тормозной магистрали и соединения тормозных рукавов между локомотивом и первым вагоном помощник машиниста должен открыть сначала концевой кран тормозного рукава локомотива, а затем вагона.
Требования охраны труда при проходе, производстве работ на железнодорожных путях.
Ответ:
При нахождении на железнодорожных путях машинист и помощник машиниста обязаны соблюдать следующие требования безопасности:
1) находиться в сигнальном жилете со светоотражающими накладками и надписью с наименованием принадлежности к хозяйству и структурному подразделению;
2) обращать внимание на показания светофоров, видимые и звуковые сигналы и предупреждающие знаки;
3) проходить к месту работы и обратно по установленным маршрутам служебного прохода, обозначенным указателями «Служебный проход»;
4) при проходе вдоль железнодорожных путей идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса. При этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава по смежным путям, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики и другие препятствия;
6) при переходе железнодорожного пути, занятого железнодорожным подвижным составом, следует пользоваться переходными площадками вагонов с исправными подножками и поручнями. Переходить через переходную площадку вагона во время движения поезда запрещается. Перед сходом с вагона следует предварительно осмотреть место схода, убедиться в исправности поручней и подножек, а также в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава. В темное время суток место схода необходимо осветить фонарем. Эти требования должны соблюдаться при подъеме и спуске с локомотива;
7) обходить группы вагонов (локомотивов), стоящих на железнодорожном пути, следует на расстоянии, не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;
8) проходить посередине между расцепленными вагонами (локомотивами) допускается, если расстояние между автосцепками не менее 10 м;
10) при приближении подвижного состава необходимо обращать внимание на открытые двери, борта вагонов, предметы, выступающие за габарит подвижного состава;
11) выходя из помещения вблизи железнодорожных путей в условиях плохой видимости, а также из-за угла здания, затрудняющего видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава, а в ночное время подождать, пока глаза привыкнут к темноте, сознательно переключив свое внимание на обеспечение безопасности своих передвижений.
При нахождении на железнодорожных путях запрещается:
1) проходить внутри колеи;
2) переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся железнодорожным подвижным составом, а также отходить на соседний путь (внутрь колеи пути или на край его балластной призмы) на время пропуска проходящего поезда;
3) садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;
4) находиться на подножках, лестницах и других наружных частях локомотивов при их движении;
5) перемещаться под стоящим на железнодорожных путях подвижным составом, через автосцепки или под ними;
6) находиться в междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;
7) становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;
8) переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков, а также становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе и на концы шпал;
9) располагаться в негабаритном месте при пропуске подвижного состава или автотранспорта;
10) прыгать при спуске с локомотива или с переходной площадки вагона;
11) пользоваться мобильной сотовой связью, аудио и видеоплеерами и другими устройствами, не предусмотренными технологическими процессами.
18. Порядок расследования несчастных случаев на производстве: работа комиссии, документальное оформление, сроки расследования.
Ответ:
Несчастный случай считается производственным, если он произошел:
1 С работником предприятия.
2 С командированным.
3 Переведенным из другого подразделения.
4 Со студентами-практикантами.
1 При следовании на работу и обратно пешком или на служебном транспорте.
2 При выполнение работы.
3 При привидение порядок рабочей одежды и инструмента.
4 Во время обеда или технологического перерыва.
5 При следования в командировку и обратно.
7 При следования по поручению работодателя в интересах предприятия.
8 При ликвидации последствий аварий или крушений.
Комиссия и расследования несчастных случаев:
1 Работодатель или его представитель.
2 Специалист по охране труда или его представитель.
3 Представитель профсоюза.
2 Тяжелый; групповой; со смертельным исходом – не более 15 кал. дней
После проведения расследования составляется акт формы Н-1 в трех экземплярах:
Требования охраны труда при вводе, выводе локомотива в депо, ПТОЛ.
Ответ:
Перед вводом (выводом) локомотива в депо, ПТОЛ локомотивная бригада совместно с мастером (бригадиром) обязаны лично убедиться в том, что:
1) створки (шторы) ворот цеха (стойла) полностью открыты и надежно закреплены;
2) выдвижные консоли (пиноли) домкратов убраны;
3) проемы технологических площадок (смотровых эстакад) перекрыты съемными ограждениями с табличками «Не входить»;
4) на подножках, площадках, лестницах, крыше, в машинном (дизельном) помещении локомотива, на смотровой эстакаде (технологической площадке), в смотровой канаве и рядом с ней отсутствуют люди, оборудование, инструмент, нарушающие габарит;
5) секции локомотива правильно сцеплены;
6) из-под колесных пар убраны тормозные башмаки, а на рельсах нет предметов, препятствующих движению.
Охрана труда: определение, цели и задачи в ОАО «РЖД».
Ответ:
1 Обеспечение работающих знаниям об опасных и вредных факторов, их источниках и влияния на организм человека.
2 Обеспечение работающих знаниями в области создания безопасных условий труда и средств защиты.
3 Выработка умение предвидеть, предупреждать и снижать уровень потенциальной опасности, гарантируя себе, коллективу и предприятию минимальный ущерб.
2. Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте («Крест безопасности»): порядок проведения и оформления ежесменного, ежемесячного и ежеквартального контроля.
Ответ:
Ведомость несоответствий –бланк в виде таблицы, в которую записываются текстом несоответствия требованиям охраны труда (замечания), выявленные в течении рабочего дня (смены).
Контрольный лист –бланк в виде таблицы с перечнем оцениваемых позиций по вопросам охраны труда.
Виды контроля и ответственные лица:
1. Ежедневный (ежесменный) — машинист-инструктор, дежурный по депо, машинист локомотива
2. Ежемесячный — главный инженер, заместитель начальника депо
3. Ежеквартальный — начальник депо
Результаты проверки ежедневного (ежесменного) контроля отражаются в БЛАНКЕ «КСОТ-П» (Крест безопасности).
Машинисты-инструкторы локомотивных бригад ежедневный (ежесменный) контроль проводят:
1) в рамках штатной работы в депо;
2) во время контрольно-инструкторских поездок КИП;
3) во время целевых проверок ЦПр.
Каждый машинист-инструктор должен ежемесячно проверить не менее 5 локомотивов, независимо от приписки, на предмет их соответствия требованиям безопасности.
По прибытию в депо (пункт подмены) машинист-инструктор должен все нарушения, допущенные локомотивной бригадой при выполнении КИП и ЦПР занести в бланк визуализации «КСОТ-П» путем закрашивания соответствующей ячейки (красным, оранжевым, желтым, синим или зеленым цветом) и в ведомость несоответствий (текстом).
В цехе эксплуатации результаты проверок, проведенных машинистами локомотивов, отражаются в хронологическом порядке в бортовых журналах локомотивов формы ТУ-152,с пометкой «Проведен ежесменный контроль по КСОТ-П» и указанием выявленных несоответствий.
• наличие и исправность блокирующих устройств, заземлений кожухов электрических приборов, аппаратов и корпусов вспомогательных машин, наличие защитных кожухов электропечей электроотопления и электрокалориферов, ограждений узлов и оборудования
• исправность межсекционных площадок и суфле (на многосекционных локомотивах)
• наличие и исправность инструмента, сигнальных принадлежностей, пожарного инвентаря, а также защитных средств в необходимом количестве согласно перечню инструмента и инвентаря на локомотиве (диэлектрических перчаток, диэлектрических ковров, штанг для снятия емкостных зарядов с силовых цепей и заземления первичной обмотки тягового трансформатора (для электровозов переменного тока), штанг изолирующих, противогазов (выдаются при работе на тепловозах и дизель-поездах, оборудованных установками газового пожаротушения, а также, независимо от этого, эксплуатирующихся на тоннельных участках железных дорог), шумоизолирующих наушников (на тепловозах и электровозах)
• исправность кресел машиниста и помощника, зеркал обратного вида, осветительного оборудования и защитных плафонов, ручных аккумуляторных фонарей и переносных светильников, первичных средств пожаротушения и систем пожарной автоматики, надежность крепления и чистоту обходных площадок, ступеней, лестниц, поручней, креплений щитков пола, исправность лючков в шахтах холодильника тепловозов, наличие и укомплектованность