Что такое оказание методической помощи

Основные средства и формы методической помощи педагогу дополнительного образования

Лекция 6.

План лекции:

1. Средства методической помощи

2. Формы методической работы.

3. Принципы методической поддержки.

1. Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы ДОД, школ и дошкольных учреждений. Методическая помощь осуществляется различными средствами –

· методическим обеспечением и т.д.

Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.

Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности.

Консультация-оперативка проводятся по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных воспитательных дел. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.

Наставничество используется в работе с молодыми специалистами ОУДОД, а также при освоении результативного педагогического опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного самоанализа деятельности педагога, анализа процесса и условий апробации новых методик, образовательных программ и т. д.

В практике ОУДОД сложились следующие традиции по ведению методической документации по консультативным вопросам: в методическом кабинете, отделе методисты ведут записи в «Журнале консультативной помощи педагогическим работникам» по форме: виды оказываемой консультативной помощи; Ф. И. О. методического работника, проводящего консультацию; Число, месяц, год проведения консультации; Ф. И. О. педагогического работника, принимающего консультацию; отзыв педагогического работника о полученной консультации, заявка на следующую тематическую консультацию; роспись педагогического работника (консультируемого) в журнале; роспись методиста (консультанта) в журнале.

Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с педагогическими работниками перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы. Анализирует ход выполнения Программы развития ОУДОД.

Методическое обучение – это участие методиста в создании и работе методических объединений в ОУДОД и общеобразовательной школе, это – создание педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий в ОУДОД. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, пополнить методический фонд, издательскую деятельность.

Логика определения методической поддержки кадров следующая:

· диагностика потребностей и затруднений педагогов, профессионально-значимых их личностных качеств (опросы, анкетирование, тестирование, анализ педагогической практики, самоанализ педагогов), анализ эффективности методической работы в Центре и изучение спроса на методические услуги педагогов и управленцев;

· фиксация выявленных профессиональных потребностей, затруднений, личностных особенностей педагогов, востребованных видов методических услуг на разном уровне;

· анализ выявленных проблем и формулировка заказа на методические услуги со стороны педагогов, управленцев;

· постановка целей, задач, направлений работы методической службы с учетом анализа перечисленных выше факторов, тенденций развития и интеграции общего и дополнительного образования детей в современных условиях.

· выделение основных направлений и разработка содержания деятельности методической службы, адекватного поставленным целям.

Содержание работы методической службы носит комплексный характер и включает следующие направления деятельности:

1. Совершенствование образовательного процесса.

2. Повышение педагогического мастерства.

3. Создание условий для раскрытия и повышения творческого потенциала педагогов.

4. Привлечение к работе в условиях Центра специалистов в различных областях творческой деятельности и педагогов из других образовательных учреждений.

5. Развитие собственной системы подготовки кадров, в том числе из воспитанников Центра.

6. Организация и координация работы методических объединений в Центре, в городе.

7. Анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

8. Методическое руководство, аттестация педагогических кадров.

9. Методическая работа по программно-аналитическому обеспечению в ЦДОД «Росток» и методическая помощь в организации и совершенствовании дополнительного образования в образовательных учреждениях г.о. Электросталь.

2.Реализуются следующие индивидуальные формы методической работы: самообразование, стажировка, разработка проблем (творческих тем), взаимопосещение занятий, самоанализ, наставничество, собеседование, консультации.

Важными организационными формами методической работы являются:

1. Информационные обзоры научной, методической, педагогической литературы.

2. Выставки творческих работ педагогов и детей, методических разработок, пособий и дидактических материалов.

3. Творческие отчеты педагогов.

4. «Школа педагогического мастерства».

5. Шефство опытных педагогов над молодыми.

6. Открытые занятия, мастер-классы.

7. Практикум по приобретению различных необходимых для работы навыков и умений.

Что такое оказание методической помощи. Смотреть фото Что такое оказание методической помощи. Смотреть картинку Что такое оказание методической помощи. Картинка про Что такое оказание методической помощи. Фото Что такое оказание методической помощи

8. Анализ педагогических ситуаций (решение педагогических задач).

9. Проблемные семинары. Проведение деловых и ролевых игр.

10. Диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия», кассета «идей» и др.);

11. «Деловые игры», ролевые игры, занятия-имитации; занятия-панорамы,

12. Лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, логопедов и врачей;

13.Проведение конкурса педагогического мастерства

Методическая поддержка педагогических кадров базируется на следующих принципах:

1. Максимальное использование опыта педагогов с целью повышения результативности и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

2. Принцип деятельности обучения через опыт. Ориентация на активизацию творческого потенциала педагогов через организацию деятельности, практико-ориентированных форм и методов методической поддержки кадров. Погружение в определенные ситуации.

3. Психолого-педагогическая поддержка кадров.

4. Принцип свободы выбора методической деятельности ориентирован на профессиональные потребности и затруднения педагогов.

5. Принцип семинарской работы – сотрудничество, совместный поиск, совместное творчество (сотворчество).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Система методической помощи и поддержки педагогам в условиях развертывания инновационной деятельности

Что такое оказание методической помощи. Смотреть фото Что такое оказание методической помощи. Смотреть картинку Что такое оказание методической помощи. Картинка про Что такое оказание методической помощи. Фото Что такое оказание методической помощи Тяжельникова Екатерина Эдуардовна
Система методической помощи и поддержки педагогам в условиях развертывания инновационной деятельности

1 «Система методической помощи и поддержки педагогам в условиях развертывания инновационной деятельности» именно так звучит тема моего аналитического отчета. 2 Система воспитательно-образовательной деятельности специалистов дошкольного учреждения носит системный характер, отражает выраженный инновационный курс, направленный на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование базовой культуры личности, всесторонне развитие личностных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку ребёнка к жизни в современном обществе.

3 Характер инновационной деятельности наших педагоговможно определить как комбинаторный: традиционные формы и методы воспитательно-образовательной деятельности сочетаются с изменённым содержанием, 4 с внедрением новых образовательных технологий. Инновационная деятельность педагогов выполняет роль пускового механизма ДОУ, становится условием его развития.

5 Актуальность работы заключается в том, что сейчас, в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение, где инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили ДОУ, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

6 Объектом исследования является: инновационная деятельность ДОУ.

Предмет: помощь и поддержка педагогам в условиях развертывания инновационных технологий.

7 Противоречие проявляется в том, что необходимо развертывать в дошкольных образовательных учреждениях систему инновационной методической помощи для повышения профессиональной компетентности педагогов, реализующих инновационную деятельность, но для этого недостаточно научно-методического обеспечения инновационных процессов, а также отсутствие в педагогической теории и практике описания содержания и форм реализации данных процессов.

8 В самом начале, когда я только начала работать над этой темой я столкнулась с тем, что большинство педагогов неистово сопротивлялись всему новому.Причем это сопротивление являлось скрытым: никто прямо не заявлял, что он противник нового. Сопротивление являлось завуалированным и выступало чаще в форме «критики предлагаемой инновации»или утверждения типа: «Ничего нового – мы всегда так делали». Однако любые инновации отомрут или их смысл исказится до неузнаваемости, если педагог не увидит пользы для себя от инновационного процесса, ведь есть опасность, что он начинает заниматься решением только задач функционирования и выживания. Воспитатели привыкли работать в определенных условиях, их устраивает режим, темп, способы работы. И вдруг этой привычной трудовой атмосфере что-то угрожает. Конечно, первой естественной реакцией становятся три «Не»:

10 Каковы же причины такого яростного сопротивления переменам?Выделим главные из них:

болезненное расставание со своими привычками, так как к сложившимся условиям уже привыкли;

продолжительная адаптация к условиям труда и к требованиям руководства, ведь теперь все надо начинать сначала;

боязнь в связи с нововведениями больше потерять, чем приобрести.

11 Для решения этих проблем в нашем детском саду и была создана методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального потенциала педагогов, являясь одним из компонентов творческой деятельности.

12 Общая цель методической службы в ДОУ – создание условий для внедрения инноваций для эффективного развития ДОУ.

13 Задачами методической службы являются:

обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей;

создание условий для повышения профессиональной компетенции и роста педагогического мастерства путем внедрения инновационных технологий каждым педагогом;

организация участия педагогов в планировании, разработке и реализации программы развития, в инновационной деятельности;

проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов.

14 Проект включает в себя три этапа деятельности: Организационный 2013г. Внедренческий 2014-2016гг. Обобщающий 2017г.

Этапы деятельности:

15 Организационный 2013г.

1. Разделение имеющихся материалов по внедрению инноваций в ДОУ на законченные части (модули и его элементы, имеющие самостоятельное значение, но работающие в единой системе методической помощи и поддержки педагогам.

2. Непрерывное повышение квалификации и компетентности педагогов.

Обучение воспитателей проводится через разные формы:

проведение семинаров для сотрудников;

направление их на курсы повышения квалификации;

организация работы методических объединений или творческих групп;

использование в работе нетрадиционных педсоветов:

o ситуативный педсовет;

o педсовет – ярмарка педагогический идей;

o педсовет – педагогическая копилка.

самостоятельная работа отдельных педагогов по изучению литературы по теме.

16 Внедренческий 2014-2016гг.

Создание инновационных структурных подразделений и управление их деятельностью.

Для каждой категории педагогов – участников инновационной структуры – необходимо определение и уточнение их функциональных обязанностей, а также закрепление прав.

Педагоги должны поверить, что достижение поставленных перед ними целей приведет к получению значимого для них результата, вознаграждения

(материального, морального); что они смогут выполнить задание, прилагая приемлемые для себя усилия.

17 Обобщающий 2017г.

1. Систематический анализ результатов инновационной деятельности, который позволяет своевременно регулировать и корректировать процесс управления воспитательно-образовательным процессом, который является одним из компонентов аналитической деятельности педагогов.

Единая система мониторинга, обеспечит необходимую информационную основу для принятия и коррекции управленческих решений,направленных на достижение поставленных задач и включающая в себя:

Информационный мониторинг – необходим для сбора, накопления и систематизации материала по внедрению инноваций в ДОУ.

18 Таким образом, в условиях развертывания инновационных технологий в дошкольном образовании, обновления его содержания и форм необходимо выстроить систему сопровождения инновационной деятельности

педагогов, обеспечивающую возможность перевода дошкольного образования на качественный уровень.

19 Ожидаемые результаты работы по проекту:

1. Включение в инновационный процесс 90% педагогического коллектива.

2. Модернизация организационной структуры управления – создание управленческой команды.

3. Расширение работы методической службы ДОУ.

4. Повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов.

5. Повышение качества образовательного процесса.

6. Повышение конкурентоспособности ДОУ на рынке образовательных услуг.

20 Следующим этапом моей деятельности будет развитие способностей к применению информационных коммуникативных технологий в профессионально-личностной деятельности и навыков работы с ИКТ у педагогов, а также формирование основ информационной культуры и технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса с помощью программы «Microsoft Office Power Point». Так как в детском саду созданы все условия, для работы с ИКТ.

21 На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения качества дошкольного образования. Выбор направлений в развитии дошкольного учреждения во многом зависит не только от руководителя, но также от каждого члена педагогического коллектива. В этом нам поможет социальный компонент деятельности.В процессе изменения дошкольного образовательного учреждения меняются люди: они должны приобретают новые знания, получают больше информации, решают новые задачи, совершенствуют навыки и умения, а также часто меняют рабочие привычки и ценности.

В дошкольном учреждении развитию творческой атмосферы может способствовать активная, поставленная на научную основу деятельность методической службы. При помощи компонента регулятивного и компонента самосовершенствования мы постараемся сформировать такую систему работы с педагогическими кадрами, характер которой будет зависеть от степени сплоченности коллектива, его творческой направленности, а также профессиональной компетентности каждого сотрудника. Поэтому, приступая к инновационной деятельности, я, как сотрудник методической службы, должна хорошо знать каждого педагога, и подбирать те формы и методы работы, которые будут способствовать созданию коллектива единомышленников.

22 Древний философ Скилеф заметил однажды: «Успех – это произведение интересных мыслей на умение их донести». Надеюсь, что разрабатываемая мной система будет полезна педагогам и поможет им перебороть страхи по внедрению инноваций в образовательный процесс ДОУ.

Источник

Основные средства и формы методической помощи

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы ДОД школ и дошкольных учреждений. Методическая помощь осуществляется различными средствами – консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением и т.д.

Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.

Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности.

Консультация-оперативка проводятся по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных воспитательных дел. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.

Наставничество используется в работе с молодыми специалистами ОУДОД, а также при освоении результативного педагогического опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного самоанализа деятельности педагога, анализа процесса и условий апробации новых методик, образовательных программ и т. д.

В практике ОУДОД сложились следующие традиции по ведению методической документации по консультативным вопросам: в методическом кабинете, отделе методисты ведут записи в «Журнале консультативной помощи педагогическим работникам» по форме: виды оказываемой консультативной помощи; Ф. И. О. методического работника, проводящего консультацию; Число, месяц, год проведения консультации; Ф. И. О. педагогического работника, принимающего консультацию; отзыв педагогического работника о полученной консультации, заявка на следующую тематическую консультацию; роспись педагогического работника (консультируемого) в журнале; роспись методиста (консультанта) в журнале.

Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с педагогическими работниками перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы. Анализирует ход выполнения Программы развития ОУДОД.

Методическое обучение – это участие методиста в создании и работе методических объединений в ОУДОД и общеобразовательной школе, это – создание педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий в ОУДОД. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, пополнить методический фонд, издательскую деятельность.

Эти и другие средства методической помощи наиболее эффективно реализуются в следующих формах методической деятельности:

теоретические семинары (доклады, сообщения);

семинары-практикумы (доклады, сообщения);

диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия», кассета «идей» и др.);

«деловые игры», ролевые игры, занятия-имитации; занятия-панорамы,

лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, логопедов и врачей;

обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки;

в обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных занятий, мероприятий или их цикла;

обсуждение и оценка авторских образовательных программ, учебных пособий;

обсуждение методов диагностики развития детей;

разнообразные выставки, отчеты по самообразованию (доклады, рефераты, разработки занятий, изготовление дидактических и наглядных пособий; выставки лучших детских работ;

обсуждение результативного педагогического опыта и рекомендации к его распространению и внедрению;

конкурсы «Лучший методист ОУДОД», «Лучший педагог дополнительного образования года»;

педагогические чтения, научно-практические конференции и др;

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта – это вид методической деятельности, который предполагает выявление, выбор, изучение, обобщение, формирование и дальнейшее систематизированное описание опыта высокопрофессиональным методистом и глубокое изучение какого-либо конкретного положительного педагогического опыта либо учреждения, либо одного педагогического работника или группы единомышленников в ОУДОД.

Обобщение опыта – это научный метод изучения и анализа состояния практики, выявления новых тенденций, рождающихся в творческом поиске педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки. Изучается: массовый опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (для выявления характерных недостатков и ошибок), передовой опыт, найденный в массовой практике.

В основе деятельности эксперта (педагога, методиста) заложено, прежде всего, осмысление, обоснование, анализ и обобщенное систематизированное описание педагогического опыта. При выборе педагогического опыта и его дальнейшего изучения эксперту необходимо обоснование обстоятельств, свидетельствующих о наличии такого опыта (длительное изучение реальной практической деятельности педагога, программно-методических материалов программ воспитательной деятельности, свидетельствующих о высокой и устойчивой результативности образовательно-воспитательного процесса в учреждении или детском творческом объединении на протяжении ряда лет).

Важным этапом в ходе изучения педагогического опыта является постановка четкого целеполагания дальнейшего обобщения. Эксперт должен сделать прогноз и аргументацию ценностей предстоящего обобщения. Обобщить – это вывести и сформулировать основные идеи, на которых базируется конкретный педагогический опыт. Не менее важно обосновать актуальность, продуктивность и перспективность выявленных идей, раскрыть условия, при которых возможна их реализация. Эксперт должен стремиться к выявлению объективных закономерностей творческого использования и развития конкретного педагогического опыта.

Процедурную сторону обобщения педагогического опыта составляют конкретные приемы, методики, способы обработки и описания полученного результата.

Основным методом первичного изучения опыта является самодиагностика педагогом своей профессиональной деятельности (результативность образовательной программы, результативность воспитательной деятельности, профессиональная компетентность и т.д.). Эксперт должен ознакомиться с индивидуально-авторской или экспериментальной образовательной программой педагога, представляющей собой оригинальную методическую разработку, в которой дается обоснование новизны, актуальности новых концептуальных положений по одной из образовательных направленностей (художественно-эстетическая, культурологическая, социально-педагогическая, научно-техническая, туристско-краеведческая, эколого-биологическая и др.).

В образовательной программе должен присутствовать раздел «Управление образовательной программой (по этапный контроль и результативность). Обычно, образовательные программы такого типа снабжены богатым учебно-методическим комплексом, раскрывающим технологические особенности программы. Педагог дополнительного образования также может представить на рассмотрение эксперту программу воспитательной деятельности детского творческого объединения, составленную на основе Концепции и Программы развития, Воспитательной системы данного ОУДОД. Для объективной оценки результативности деятельности педагога эксперт или инициативная группа могут составить примерный план обследования научно-методической, образовательной и воспитательной деятельности данного педагога.

Методы изучения педагогического опыта: посещение занятий по предварительному согласованию с педагогом; анализ посещенного занятия по предложенной схеме; анкетирование; выявление нового; беседа-опрос; наблюдение; тестирование; анализ продуктов творческой педагогической деятельности.

Обобщение передового опыта начинается с его описания на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов. Далее проводится классификация наблюдаемых явлений, их истолкование, подведение под известные определения и правила. Более высокий уровень анализа предполагает установление причинно-следственных связей, механизма взаимодействия различных сторон учебного процесса, уяснение внутренних закономерностей достижения успеха в обучении и воспитании. От описания опыта необходимо переходить к его анализу, выявлению типичного в деятельности педагога-новатора. Например, последовательное обобщение результативного педагогического опыта преодоления неуспеваемости в школах Ростовской области показало, что полученные результаты были следствием комплекса мероприятий, связанных с оптимизацией содержания, средств и методов обучения, сочетанием коллективной и индивидуальной работы в классе, с усилением воспитательного потенциала обучения, творческим характером учебных задач.

Критерии выбора педагогического опыта для обобщения:

результативность педагогической работы педагога (высокие и устойчивые результаты в образовательной и воспитательной деятельности на протяжении ряда лет);

актуальность и социальная значимость педагогической деятельности (в достижении цели и решении образовательно-воспитательных задач, в содержании педагогической, методической и управленческой деятельности);

учет здоровьесберегающих систем в образовательном процессе;

научные основы педагогического опыта (научные концепции, теории, положения, методики, в развитии которых проводился педагогический эксперимент, нарабатывался педагогический опыт);

новизна педагогического опыта (новое содержание, формы, педагогические технологии).

успешное применение известных научных методик и положительного педагогического опыта.

рационализация отдельных сторон педагогического, методического, управленческого труда;

воспроизводство с элементами модификации положительного педагогического опыта в новых педагогических условиях.

Если обобщаемый опыт ориентирован на режим развития, рекомендуется разработать параметры и критерии, адекватные требованиям, предъявляемым к самоорганизуемой педагогической деятельности. В этом контексте критериями, т.е. мерилами оценки качества актуальности, результативности, новизны и т.д., могут выступать различные уровни:

самостоятельности, компетентности, профессионализма, продуктивности, самообразованности;

умений реализовывать концептуальные основы и. принципы педагогической синергетики;

способности заменять или пересматривать ценности, влияющие на отбор содержания образования;

своеобразных позиций: инновационные моменты, наличие высокого профессионализма и специального мастерства (педагогического почерка) педагога.

В целом положительный педагогический опыт должен соответствовать синергетическим критериям: открытости (не содержит однозначной аксиоматичности), дополнительности (ориентирован на возможность быть дополненным субъективными смыслами воспитанников), субъектности (ориентирован на актуализацию внутренней, творческой активности детей, а не только педагога), диалогичности (содержит основания для возникновения диалога).

Критерий концептуальности – способность педагога придавать субъектам обучения характеристики открытости, неоднозначности, дополнительности, контекстности открытий, нелинейности, личностных смыслов и т.д.

Критерий открытости ориентирует на представление в материале открытых для дополнения, неустоявшихся, неравновесных, парадоксальных (феноменальных) фактов, не имеющих однозначной трактовки. Способ их познания – критическая рефлексия – позволяющая производить обращение к смыслотворчеству субъектов обучения вместо механического заучивания.

Критерий проблемности проявляет осмысленное отношение к ценностям умений. Содержательный акцент приходится на формирование проблемных представлений об умениях творческой деятельности и опыте их применения. В их основе – развитие умений критичного оценивания, рефлексии, самостоятельного мотивирования, поиска и обнаружения противоречий, дополнения собственными значениями различных смыслов умений и т.д.

Параметрами оценки и обобщения могут служить такие показатели, как:

концептуальность мышления, проявленная в построении и преобразовании содержания материала;

разработка вариативных сценариев одного и того же занятия;

соблюдение условий обеспечения взаимодействия в педагогической деятельности: признание прав обучающегося на собственную точку зрения и ее защиту; умения слушать и слышать воспитанника; готовность взглянуть на предмет изучения с позиций обучающегося; способность к сочувствию и сопереживанию;

умения создавать условия для проявления ценностно-эмоционального и ценностно-смыслового отношения обучающегося к изучаемому материалу, представленные в умениях педагога востребовать эти отношения в процессе занятий;

умения востребовать «обыденные» пояснения детьми собственных, допрофессиональных и интуитивных пониманий смысла представляемых педагогом действий, приемов, способов творческой деятельности;

умение обращаться к источникам существования парадокса (представление материала, как феномена, со свойствами нелинейности, проблемности, открытости, бесконечности и т.д.);

умения резонансно воздействовать на протекание учебного процесса, направлять его на возникающее целое, владение средствами максимального расширения творческого поиска, активного допущения нестандартных действий и идей, способами инициирования процессов самодостраивания субъектов обучения;

открытость и диалогичность личности педагога, способность к сочувствию и сопереживанию и т.д.

Формы представления положительного педагогического опыта: сборники; учебно-методические пособия; тематические выставки; статьи; видеофильмы; кинофильмы; картотеки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *