Что такое окб самолеты
ОКБ Туполева
КБ Ту́полев — конструкторское бюро, в настоящее время входит в состав ОАО «Туполев».
За 80 лет существования в стенах КБ Туполев было разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней. Почти 90 проектов были реализованы в металле, а около 40 строились в серийном производстве. Сделано более 18 тысяч самолетов.
В настоящее время, головное опытное предприятие ОКБ Туполева (ММЗ «Опыт») прекратило свою деятельность, признано судом несостоятельным должником, а его имущество подлежит распродаже. На угловом здании набережной академика Туполева и улицы Радио (дом 17/24) осталась лишь мемориальная доска в честь прославленного авиаконструктора. В зданиях бывшего ОКБ разместились коммерческие структуры, в том числе РосНОУ(Российский Новый Университет).
На данный момент КБ Туполев преобразовано в ОАО Туполев. Входит в состав ОАК.
Генеральные конструкторы
См. также
Ссылки
Самолёты ОКБ им. Туполева
назначения
Полезное
Смотреть что такое «ОКБ Туполева» в других словарях:
ОКБ им. Туполева — Здание ОКБ А. Н. Туполева в Москве КБ Туполев конструкторское бюро, в настоящее время входит в состав ОАО «Туполев». За 80 лет существования в стенах КБ Туполев было разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых… … Википедия
ОКБ имени Туполева — Здание ОКБ А. Н. Туполева в Москве КБ Туполев конструкторское бюро, в настоящее время входит в состав ОАО «Туполев». За 80 лет существования в стенах КБ Туполев было разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых… … Википедия
ОКБ-156 — Здание ОКБ А. Н. Туполева в Москве КБ Туполев конструкторское бюро, в настоящее время входит в состав ОАО «Туполев». За 80 лет существования в стенах КБ Туполев было разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых… … Википедия
ОКБ-276 — СНТК им. Н. Д. Кузнецова (Самарский научно технический комплекс имени Николая Кузнецова, бывшее НПО «Труд») авиационное моторостроительное предприятие, расположенное в Самаре. Разработчик двигателей марки НК[1] (ранее под маркой ТВ) для военной и … Википедия
ОКБ Кузнецова — СНТК им. Н. Д. Кузнецова (Самарский научно технический комплекс имени Николая Кузнецова, бывшее НПО «Труд») авиационное моторостроительное предприятие, расположенное в Самаре. Разработчик двигателей марки НК[1] (ранее под маркой ТВ) для военной и … Википедия
ОКБ им. А.Н. Туполева — Сегодня, 22 октября, конструкторскому бюро имени Туполева исполняется восемьдесят пять лет. Опытно конструкторское бюро, основанное в 1922 году Андреем Николаевичем Туполевым (1888 1972), является старейшим среди российских авиационных КБ. С… … Энциклопедия ньюсмейкеров
ОКБ-51 — Здание ОКБ Сухого ОАО «ОКБ Сухого» одно из ведущих предприятий России по разработке авиационной техники. Входит в авиационный холдинг ОАО Компания «Сухой». Содержание 1 История 2 Разработки … Википедия
ОКБ Сухого — Здание ОКБ Сухого ОАО «ОКБ Сухого» одно из ведущих предприятий России по разработке авиационной техники. Входит в авиационный холдинг ОАО Компания «Сухой». Содержание 1 История 2 Разработки … Википедия
Конструкторское бюро Туполева — Здание ОКБ А. Н. Туполева в Москве КБ Туполев конструкторское бюро, в настоящее время входит в состав ОАО «Туполев». За 80 лет существования в стенах КБ Туполев было разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых… … Википедия
ОКБ Сухого
ОАО «ОКБ Сухого» — одно из ведущих предприятий России по разработке авиационной техники. Входит в авиационный холдинг ОАО «Компания «Сухой».
Содержание
История
Берёт свое начало с бригады № 4 АГОС ЦАГИ, которую в октябре 1930 г. возглавил П. О. Сухой. Именно с этого момента начинается формирование конструкторского коллектива будущего ОКБ.
В последующие девять лет этим коллективом созданы:
Днем рождения КБ П. О. Сухого является 29 июля 1939 г. — дата выхода постановления Правительства, по которому бригада конструкторского бюро Московского завода № 156 для внедрения ББ-1 в серию, возглавляемая Павлом Осиповичем Сухим, была в полном составе переведена из Москвы в Харьков на серийный завод № 135, осваивавший выпуск самолетов Су-2. П. О. Сухой был назначен главным конструктором завода. Затем перевод в Подлипки на завод № 289, эвакуация в Пермь и, по возвращении, новое место работы — территория завода № 464 в Тушине.
В довоенные годы и первые годы Великой Отечественной войны коллектив обеспечивает серийный выпуск самолетов Су-2. В период с 1940 по 1942 г. было выпущено 893 самолета Су-2. Они успешно сражались на фронтах Великой Отечественной войны.
Дальнейшая деятельность коллектива направлена на создание:
Начиная с 1945 года, ОКБ ведет разработку и постройку:
На базе бомбардировщика Ту-2 создается и запускается в серийное производство учебно-тренировочный бомбардировщик УТБ-2, кроме того, ведется проектирование пассажирских и десантно-грузовых самолетов, реактивного штурмовика Су-14 и ряда других самолетов.
14 ноября 1949 года решением правительства ОКБ было ликвидировано. Одной из причин ликвидации КБ была авария самолета Су-15.
За период с 1939 по 1949 г. в КБ, руководимом П. О. Сухим, были разработаны, изготовлены и испытаны более полутора десятков самолетов, обладавших отличными летно-техническими характеристиками. Ни один из этих самолетов, кроме самолета Су-2, не производился серийно.
Причины этого — в сложных условиях военного времени, в недоведенности двигателей, турбокомпрессоров. Неясно, почему, в чьих интересах было принято решение о расформировании коллектива, вступившего, по существу, в этап освоения сверхзвуковых скоростей полета, решение, приведшее, как показали дальнейшие события, к задержке развития отечественной сверхзвуковой авиации на несколько лет.
В мае 1953 КБ было восстановлено, П. О. Сухой был назначен главным конструктором ОКБ-1, сформированного в 1952 г. с целью определения возможности использования конструктивно-технологических решений, примененных на американском самолете «Сейбр».
С 1962 года ведутся работы по созданию дальнего ударно-разведывательного комплекса Т-4, первый полет опытной машины состоялся 22 августа 1972 года. Впервые в практике авиастроения на этом самолете были внедрены: сварной планер из титана и высокопрочных сталей, электродистанционная система управления, высокотемпературная многократно резервированная гидравлическая система сверхвысокого давления, многоцилиндровые гидроприводы рулевых поверхностей, автомат тяги, регулируемый воздухозаборник смешанного сжатия, внутренние отсеки вооружения и многие другие оригинальные устройства и технологические решения. Судьба этого самолета, обогнавшего в научно-техническом плане свое время более чем на 20 лет, постигла участь многих блестящих начинаний П. О. Сухого. Летные испытания этого самолета, начатые в августе 1972 г., проходили без серьезных замечаний к материальной части. Были сняты все опасения, связанные с использованием электродистанционного управления и электрогидравлических рулевых приводов, подтвердили свою работоспособность основные системы самолета. В октябре 1974 г. неожиданно для руководства и коллектива КБ работа по теме была прекращена. Через много лет выяснилось, что самолет Т-4 составил серьезную конкуренцию разработкам ОКБ А. Н. Туполева, что явилось причиной прекращения работы по этому самолету и стало огромной потерей для отечественного авиастроения.
В 1969 году поднимается в воздух фронтовой бомбардировщик Су-24 с крылом изменяемой стреловидности, первый отечественный всепогодный ударный самолет. Су-24 строился серийно, и имел несколько модификаций. В настоящее время находится на вооружении ВВС РФ и ряда других стран.
В 1975 году первый полет выполняет бронированный штурмовик Су-25, предназначенный для поражения целей на поле боя. Су-25 — первый отечественный серийный реактивный штурмовик, имеет несколько модификаций и в настоящее время составляет основу армейской авиации РФ. В 1984 Су-25 была создана модифицикация для уничтожения танков и другой бронетехники (Су-25Т). После модернизации самолет получил название Су-39. Но широкого распространения он не получил, так как время его появления пришлось на начало 90-х годов — он был довольно дорог. В настоящее время ведется модернизация парка самолетов Су-25 путем тотальной замены бортового оборудования и изношенных частей самолета без изменения его конструкции. Интересный факт — стоимость модернизации одного самолета меньше, чем стоимость его утилизации. Модернизированные таким образом самолеты носят название Су-25СМ для одноместной машины и Су-25УБМ для учебно-тренировочной.
В 1969 году в ОКБ приступают к разработке истребителя четвертого поколения, в конструкции которого были реализованы интегральная компоновка, аэродинамическая схема со статической неустойчивостью в продольном канале, система электродистанционного управления. А в 1977 году прототип истребителя Су-27 совершает первый полет. В последующие годы на базе Су-27 созданы: Су-27УБ, Су-30, Су-32, Су-33.
Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1975 г. ОКБ было переименовано в Московский машиностроительный завод имени П. О. Сухого.
В конце 1980-х годов в ОКБ им. Сухого осуществлен прорыв в область режимов сверхманевренности — в область, которая до настоящего времени не освоена самолетами других фирм мира. Маневры на режимах сверхманевренности «кобра Пугачева», «колокол», «хук» выполняют летчики-испытатели на самолетах Су-27, Су-30, Су-33.
В середине 1990-х годов самолеты «Су» были оснащены двигателями с управляемым вектором тяги, что позволило существенно расширить область освоенных режимов сверхманевренности, исключить проблемы сваливания и штопора и повысить престиж самолета марки «Су» как наиболее безопасного и свободного от ряда серьезных ограничений в маневренном воздушном бою.
Опыт по созданию авиационной техники, накопленный коллективом ОКБ за многие десятилетия, позволил создать семейство спортивно-пилотажных самолетов Су-26, Су-29, Су-31. Выступая на этих машинах, сборная команда СССР и РФ по высшему пилотажу завоевала на чемпионатах Мира и Европы 156 золотых, а всего 330 медалей.
В начале 90-х годов, в ОКБ развернуты работы по гражданской тематике, в 2001 году совершили первые полеты грузопассажирский самолет Су-80ГП и сельскохозяйственный Су-38Л.
В настоящее время ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», ведет разработку семейства региональных самолетов Sukhoi Superjet 100; ОКБ Сухого разрабатывает гражданские самолеты совместно с ЗАО «ГСС» и занимается разработкой и модернизацией боевых самолетов: ПАК ФА — перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, истребители семейства Су-27 и Су-30, в частности Су-35, штурмовики семейства Су-25.
В разные годы коллектив возглавляли П. О. Сухой, Е. А. Иванов, М. П. Симонов, а с 1999 года Генеральным директором является М. А. Погосян.
За многие десятилетия коллективом ОКБ создано около 100 типов самолетов и их модификаций, из которых более 60 типов выпускались серийно, а общее число серийно выпущенных самолетов превышает 10000 экземпляров. Свыше 2000 самолетов поставлены в 30 стран мира. На самолетах «Су» установлено более 50 мировых рекордов.
30 июля 2007 года Совет директоров принял решение расторгнуть трудовой договор с Погосяном М. А., занимавший пост генерального директора, на основании п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ (по собственному желанию). С 31 июля на должность исполнительного директора назначен Игорь Озар. [1]
Что такое окб самолеты
ОКБ — общепринятое сокращение для «опытно-конструкторское бюро» или «отдельное (особое) конструкторское бюро». Иногда именовалось также «специальное конструкторское бюро» — СКБ.
Частое обозначение советских времен для отраслевых организаций, занимавшихся разработкой (проектированием) новой техники. ОКБ имело номер, ведомственную принадлежность и, иногда, наименование. Например, ОКБ-155 Министерства авиационной промышленности СССР имени А. И. Микояна и М. И. Гуревича — известный разработчик самолетов «МиГ». Номер ОКБ обычно совпадал с номером серийного завода, при котором оно было организовано (то есть, ОКБ-155 — это ОКБ при заводе № 155).
ОКБ в авиационно-космической отрасли
См. также
Полезное
Смотреть что такое «ОКБ» в других словарях:
ОКБ — особое конструкторское бюро Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. ОКБ отдельное конструкторское бюро ОКБ ОКО опытно конструкторское бюро опытное конструкторское бюро ОКБ … Словарь сокращений и аббревиатур
ОКБ ТК — ОКБТК Особое конструкторское бюро технической кибернетики техн. ОКБ ТК Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с … Словарь сокращений и аббревиатур
окб — сущ., кол во синонимов: 1 • бюро (30) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ОКБ — [окаб э], нескл., ср. (сокр.: опытно конструкторское бюро; особое конструкторское бюро) … Русский орфографический словарь
ОКБ КП — Особое конструкторское бюро кабельной промышленности г. Мытищи … Словарь сокращений и аббревиатур
ОКБ ГП — опытное конструкторское бюро “Гидропресс” Источник: http://excon.minatom.ru/excon files/slov/sl24.pdf … Словарь сокращений и аббревиатур
ОКБ МА — «Опытное конструкторское бюро малоразмерной авиации» название ОСКБЭС МАИ в составе АО «Авиатика» авиа Источник: http://www.com2com.ru/oskbes/abou h.htm … Словарь сокращений и аббревиатур
ОКБ-29 — ОАО «ОМКБ» Год основания 15 октября 1956 г. Тип Открытое акционерное общество Расположение … Википедия
ОКБ-51 — Здание ОКБ Сухого ОАО «ОКБ Сухого» одно из ведущих предприятий России по разработке авиационной техники. Входит в авиационный холдинг ОАО Компания «Сухой». Содержание 1 История 2 Разработки … Википедия
ОКБ-49 — ОАО «Таганрогский авиационный научно технический комплекс имени Г. М. Бериева» Тип Открытое акционерное общество Год основания 1934 Расположение … Википедия
Военные самолеты Су. Боевые машины Сухого.
Краткая справка: В октябре 1930г. Павел Осипович Сухой возглавляет бригаду №4 в отделе Туполева в ЦАГИ. С этого момента начинается славный путь конструкторского бюро Сухого, разработавшего военные самолеты Су, известные сегодня всему миру. Сейчас ОКБ переименован в авиационный холдинг ПАО «Компания „Сухой“».
А в те далекие годы бригада Сухого начала свою деятельность с самолета И-4.
Советский истребитель И-4 (АНТ-5).
Разработка И-4 стартовала в феврале 1926г. Согласно задания НТК УВВС, скорость полета нового истребителя должна составлять не менее 260км/ч у земли и 250км/ч на высоте 5000м. Бригадой в то время руководил Путилов А. И.
Возможно Вас заинтересует — «Вертолеты Сикорского».
Прототип военного самолета АНТ-5 впервые отрывается от взлетной полосы 10 августа 1927г. С первых же полетов летчик-испытатель М. М. Громов отметил неудовлетворительные летно-технические характеристики И-4. Учтя замечания, летом 1928г. подготовили второй экземпляр самолета, который развил скорость 257км/ч, что выше прописанной в ТЗ. Однако при испытаниях выявилась недостаточная прочность планера. После небольших доработок и окончаний испытаний в 1928г. самолет АНТ-5 начинают производить серийно. Всего за годы производства выпущено 179 истребителей И-4.
Военные самолеты Су. Скоростной истребитель И-14 (АНТ-31).
Конструкторская бригада П. О. Сухого в 1932г. получает задание на проектирование скоростного цельнометаллического истребителя с максимальной скоростью до 400км/ч и скороподъемностью – 7 – 8 минут на высоту 5км.
При разработке в конструкцию самолеты были введены новшества, обеспечивающие улучшение его скоростных характеристик, маневренности и надежности. А именно: Убирающиеся в полете шасси и применение на них масляных пневматических амортизаторов и полностью закрытый фонарь кабины.
Опытный экземпляр был готов в конце весны 1933г. И 27 мая этого же года он совершает первый полет. В целом, испытания истребителя прошли без замечаний и самолет запускается в небольшую серию. Но с появлением ястребка Поликарпова И-16, летные характеристики которого были выше, от производства АНТ-31 решили отказаться. Таким образом, всего сошло со стапелей завода 24 машины Сухого И-14.
Первый военный самолет под маркой Су бомбардировщик Су-2 (ББ-1).
Бомбардировщик ближнего действия Су-2 впервые поднимается в воздух в августе 1937г. Серийный выпуск был налажен сразу на трех заводах, однако один из заводов срочно переориентируется на производство ЛаГГ-3. Всего со стапелей заводов сошло 893 машины. В 1941г. Су-2 подвергается модификации, в результате чего появляется Су-4.
«Сухой» Су-7.
В мае 1953г. П. О. Сухой назначается главным конструктором опытно-конструкторского бюро №1. Это было второе рождение легендарного ОКБ. И уже летом этого года инженеры-конструкторы КБ приступают к разработкам сверхзвуковых военных самолетов. Проектирование ведется в двух направлениях, в первом за основу берется стреловидное, а во втором треугольное крыло. Вскоре строится прототип, на котором впервые применяются регулируемый воздухозаборник, а также полностью поворотный стреловидный стабилизатор.
Также читайте — «Вертолеты Яковлева».
В первых же испытательных полетах самолет развивает скорость 2170км/ч. Такие впечатляющие показатели дают «зеленый свет» на постройку истребителя Су-7. И уже в 1956г. Су-7 принимает участие на авиационном параде в Тушино. В 1957г. разворачивается серийное производство нового истребителя Сухого и продолжается до 1960г. Всего было выпущено 133 самолета.
Военные самолеты Су. Всепогодный истребитель-перехватчик Су-9.
Параллельно с Су-7 ОКБ Сухого занимается разработкой всепогодного истребителя-перехватчика Су-9. Девятая «Сушка» впервые отрывается от взлетной полосы в 1956г. и принимается на вооружение в 4960г. Массовое производство – 1958 – 1962гг. Всего было выпущено 1150 перехватчиков Су-9.
Примечательно то, что Су-9 обладатель нескольких абсолютный мировых рекордов по высоте и скорости полета.
Сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик Су-11.
По сути Су-11 является развитием своего предшественника Су-9 с установкой на него новой радиолокационной станции «Алмаз». Для внедрения антенны в носовую часть машины, разработчикам пришлось изменить воздухозаборник, что ухудшило его характеристики. Работы по созданию Су-11 закончились летом 1961г. и в начале следующего года машину принимают на вооружение в ВВС СССР. В этом же году начинается серийное производство перехватчика Су-11. Всего со стапелей завода сошло 108 машин этого типа в различных модификациях.
Военные самолеты Су. Основа ПВО СССР перехватчик Су-15.
Работы по созданию средства перехвата воздушных целей стартовали в 1961г. За основу был взят, уже зарекомендовавший себя, Су-11. Прототип подготовили к 1962г. ГИ самолет прошел без существенных замечаний, и весной 1965г. комплекс перехвата принимают на вооружение. Самолет имел такой запас прочности, что мог развивать сверхзвуковую скорость у самой земли. Аналогов с такими исключительными характеристиками на тот момент не было ни в одной стране мира.
Вам может быть интересно — «Вертолеты Миля».
Крупносерийное производство развернулось в 1966г. Всего выпущено 1300 перехватчиков Су-15. Долгое время этот самолет составлял основу ПВО Советского Союза.
Истребитель-бомбардировщик Сухой изделие «С32» Су-17.
Су-17 стал первым самолетом с изменяемой геометрией крыла в Советском Союзе и является продуктом глубокой модернизации Су-7. В конце лета 1966г. летчик-испытатель Ильюшин поднимает прототип Су-17 в воздух. И в 1969г. организовывается серийное производство истребителей-бомбардировщиков мод маркой Су. Выпуск самолетов этого типа продолжался вплоть до 1990г. За это время было произведено 2867 машин Су-17 различных модификаций.
Военные самолеты Су. Фронтовой бомбардировщик Су-24.
Многие эксперты утверждают, что советский Су-24 скопирован с американского General Dynamics F-111. Однако это утверждение верно лишь отчасти. Да, при разработках Су-24 подетальные фотографии F-111 очень помогли, но не определили конструкцию нашего самолета.
Первый вылет опытный образец под шифром Т-6 совершил 2 июля 1967г. ГИ закончились летом 1974г. Всего за время серийного производства выпущено более 1400 машин в шести модификациях.
Штурмовик Су-25 (Грач).
В середине 70-х начались работы по проектированию и постройке штурмовика Су-25. В начале 1975г. первый летный образец штурмовика оторвался от взлетной полосы. На вооружение самолет принимается весной 1981г. В 1980 – 1982гг. два Су-25 принимают участие в боевых действиях в Афганистане, одновременно проходя испытания. После этого Су-25 участвовал боле чем в 20-ти военных конфликтах. Самолеты данного типа эксплуатируются с 1981г. и состоят на вооружении в 24-х странах мира. Всего было построено более 1320 самолетов Су-25.
Су-39
С 1986г. самолет претерпевает глубокую модификацию. Модифицированный штурмовик обретает обозначение Су-39.
Советский тяжелый истребитель поколения «4» Су-27.
В 1965г. США приступили к разработке перспективного истребителя 4-го поколения. В результате в 1974 в Америке начинают серийное производство самолетов F-15.
Советский Союз, в качестве симметричного ответа объявляет тендер на проектирование нового фронтового истребителя. Участниками конкурса стали три ОКБ Сухого, Яковлева и Микояна. После состоявшегося в 1972г. научно-технического совета победителем стало конструкторское бюро Сухого.
До 1979г. строятся три прототипа Т-10-1, Т-10-2 и Т-10-3, которые поднялись в воздух в 1977-м, 1978-м и 1979-м годах соответственно. К этому времени в союз стали поступать данные о летно-технических характеристиках F-15. После чего стало ясно, что наш образец по ряду параметров сильно уступает американскому. В кратчайшие сроки инженеры Сухого разрабатывают улучшенный вариант Т-10С-1, который отрывается от взлетной полосы весной 1980г.
После летных испытаний комиссия удовлетворенно заявила, что наш самолет не уступает, а по некоторым параметрам превосходит истребитель США.
В 1981г. разворачивают массовое производство Су-27 сразу на нескольких авиазаводах. А в 1990г. самолет принимают на вооружение. Всего со стапелей заводов-изготовителей сошло 809 машин этого типа.
Впоследствии Су-27 подвергся глубокой модернизации, в результате чего появился самолет с передним горизонтальным оперением Су-27М.
Военные самолеты Су. Российский многоцелевой истребитель поколения «4+» Су-30.
В 1988г. два самолета Су-27УБ подвергаются переоборудованию и модернизации. В конце 1987г. новый двухместный многоцелевой истребитель поднимается в воздух. Испытания самолета прошли успешно и его запустили в серию. Однако, в связи с развалом Советского Союза было не до закупок Су-30 и его активно экспортируют в Индию, Алжир, Армению, Анголу, Уганду, Малайзию, Белоруссию, Венесуэлу, Китай, Казахстан, Индонезию и Вьетнам.
В последующем машина неоднократно подвергалась модернизации. Всего до 2018г. было построено больше 1000 машин этого типа в различных модификациях.
Палубный истребитель Су-33.
Су-33 является развитием тяжелого истребителя 4-го поколения Су-27. И к концу 1987г. было готово два прототипа для испытательных полетов, которые поднялись в воздух в конце лета и в конце зимы этого же года. После прохождения государственных испытаний в 1989г. Су-33 запускается в серийное производство. Но в связи с резко изменившейся политической обстановкой в стране (СССР перестал существовать), было выпущено всего 26 самолетов.
Многофункциональный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик поколения «4++» Су-34.
Су-34 призван заменить устаревающий фронтовой бомбардировщик Су-24. Разработки Су-34 стартовали летом 1986г. Инженерами ОКБ Сухова была выбрана аэродинамическая схема «Продольный триплан». Такая схема позволила бомбардировщику улучшить его маневренность. В 1990г., в апреле, прототип Су-34 впервые поднимается в воздух. Весной 2014г. самолет поступает на вооружение ВВС России. До 1918г. выпущено 118 машин этого типа.
Военные самолеты Су. Многоцелевой свехманевренный Су-35.
Российский истребитель Су-35 с управляемым вектором тяги поколения «4++». Является продуктом глубокой модернизации Су-27 и переходным звеном между ним и Су-57 (ПАК ФА). Совершил первый вылет 19 февраля 2008г. Состоит на вооружении ВВС России и ВВС Китайской Народной Республики.
Американское аналитическое издание «National Interest» назвало Су-35 экстремально опасным для любого самолета НАТО при вероятном конфликте.
Многофункциональный истребитель поколения «5» Су-57 (ПАК ФА).
Су-27 призван заменить тяжелый истребитель Су-27. Разработки перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, проектный индекс Т-50, начались весной 2001г. Самолет впервые отрывается от взлетной полосы 29 января 2010г. В процессе государственных испытаний Т-50 полностью подтверждает все предъявленные к нему требования. И в 2013г. разворачивается мелкосерийное производство на авиазаводе им. Гагарина в Комсомольске на Амуре.
В 2018г. Су-57 отправляется в Сирию, таи он получил первый опыт ведения боевых действий и подтвердил проектные характеристики.
Хоть многие эксперты и критикуют новый Российский самолет, он не уступает, а во многом и превосходит современные западные образцы авиационной техники.