Что такое оккультизм в чем опасность этого явления
Богопротивная суть и страшные последствия оккультных практик
Одним из самых известных направлений оккультизма является магия. Иногда эти понятия отождествляют, но более правильно оккультизм определять как явление более широкое, чем магия.
Русский философ Н.А. Бердяев так писал о магии: «Оккультизм есть сфера магии по преимуществу, т.е. необходимости, а не свободы. Магия есть господство над миром через познание необходимости и закономерности таинственных сил мира.
Бог через слова Священного Писания выражает однозначно отрицательное отношение к занятиям оккультными практикам:
«Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой» (Второзаконие 18:9-14).
Читайте также по теме:
«И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее» (Лев.20:6 ).
Первый иудейский царь Саул в свое время безжалостно » изгнал волшебников и гадателей из страны» (1Цар.28:3).
Ничего не изменилось и с приходом Господа Иисуса Христа. Звание христианина несовместимо с занятием гаданием, магией и прочими оккультными практиками. Так в книге «Деяния святых Апостолов» говориться о том, что раскаявшиеся и принявшие христианство язычники отрицались помимо всего прочего и от этих мерзких занятий: » Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (Деяние 19:18-20).
Читайте также по теме:
Всегда после обращения к оккультистам и последовавшего некоторого улучшения здоровья, повышения материального благосостояния, приобретения славы на человека обрушиваются еще большие болезни и житейские нестроения. Человек не изменился: старые грехи остались, новые творятся и все это помножено беззаконием бесообщения. И нет оправдание тем ведьмам и «целителям», которые нередко просто обязывают человека перед «лечением» принять Таинство Крещения, Причастия, сходить на богослужение, поставить свечи и т.п., ибо подтолкнув человека на шаг к Богу, они ввергают его обратно назад на много шагов, а в бездну ада.
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела Уфимской епархии
Русской Православной Церкви
Оккультизм и психическое здоровье
Оккультизм и психическое здоровье
Еще лет двадцать назад в церковных кругах преобладало недоверие к психиатрии и мнение, что чуть ли не любая шизофрения – это беснование. «Какие таблетки? Только отчитка!» Сейчас вошло в моду психологическое чтение, и маятник качнулся в обратную сторону. В церковных кругах, и даже на ответственных постах в нашей Церкви, можно встретить людей, придерживающихся точки зрения, что источник психических болезней в основном физиологический. «Какая исповедь? Только таблетки!»
Понятно, что правильное решение вопроса о происхождении болезни дает возможность более успешно ее лечить. Если болезнь связана с грехом, то очевидно, что одними таблетками ее не вылечить: таблетки не действуют против греха. Но роль греха здесь многими, даже церковными деятелями, отрицается.
Я пытался прояснить этот вопрос для себя, беседуя с нашими известными православными психиатрами, но получил более чем уклончивые ответы. Может быть, и есть православные ученые, которые пришли к определенным выводам, но в открытых источниках исследований на эту тему я не нашел.
Поэтому хочу поделиться собственными наблюдениями, имеющими отношение к этой теме. Они могут пролить свет по крайней мере на часть ситуаций. Как психологу мне приходится иметь дело с большим количеством психически больных людей. Более всего я встречаю их в своем антиоккультном проекте zagovor.ru и антисуицидном проекте pobedish.ru. Каждый из этих проектов является крупнейшим в своей сфере. Первый из них в лучшие времена посещало 5 тыс. человек в день, а второй посещает 15 тыс. ежедневно, что позволяет видеть не отдельные случаи, а общие закономерности. Не претендую на научность и глубину моих наблюдений, но логика позволяет сделать простые выводы. Или хотя бы выдвинуть гипотезы.
Последствия оккультизма
За «сверхспособности» пришлось заплатить: искалеченной личной жизнью, болезнями, тяжелейшей депрессией
История первая. «В свое время у меня неожиданно открылись способности к предсказаниям, с 14 лет, да и не только к ним. С глупым подростковым максимализмом я начала предсказывать “правду” всем знакомым родителей. Говорила женам о любовницах мужей; у нас в квартире один раз летали сковородки – разгневанные супруги-знакомые стали выяснять отношения прямо у нас в квартире; самое плохое, что это было правдой, и жена нашла доказательства измен мужа. Я просто лопалась от гордости и тщеславия, ощущала свое могущество и превосходство. К тому же делала много других плохих вещей: с моими недоброжелателями или с теми, кто мне что-то не так сказал, происходило плохое. Даже близкий человек после высказывания неодобрения в мой адрес мог вылить на себя чашку с кипятком, которую держал в руках, кто-то падал на ровном месте. Тогда меня просто распирало от всего этого, от своих способностей. И экстрасенсы во мне видели свою. Но какова была расплата за все это! Искалеченная личная жизнь, ужасные болезни (это и прыщи жуткие на моем бывшем чистом личике, и органы пищеварения, а под конец и опухоль в груди, которую мне вырезали), тяжелейшая депрессия, под конец сидела на наркотических транквилизаторах…» – Алена, 30 лет.
История вторая. «Я врач. Моя мама 68 лет, бывшая до этого в добром психическом и физическом здравии, заболела психическим заболеванием после долгого общения со своей подругой и совместного использования маятника и магии. Сейчас она уже второй раз проходит курс лечения в психдиспансере, состояние ужасное, как психическое, так и физическое. Раньше ей и 55 лет не давали, а теперь все 80» – Ксения Анатольевна.
Это лишь три из многих историй, пришедших на сайт zagovor.ru. Сюжет типичный: регулярные занятия оккультизмом (от гаданий до приворотов) – психиатрический диагноз либо симптомы психической болезни при отсутствии обращения к врачу. При знакомстве со всем массивом историй можно сделать вывод: после достаточно долгого занятия оккультизмом люди в большинстве случаев жалуются на психические проблемы, не только на физические и на неудачи в личной жизни.
Можно сделать вывод, что за грех оккультизма Бог часто наказывает нарушениями психического здоровья согрешившего. Не всегда это психоз, но депрессия – практически норма.
При чем здесь самоубийцы?
Настоящие душевные проблемы у человека начинаются не до суицида, а после
Конечно, часто бывает и так, что попытку суицида человек совершает, уже имея диагноз психиатра. Но если еще нет ни диагноза, ни симптомов, после попытки они могут появиться. А если они уже есть, то они скорее всего усугубятся.
Когда я уловил данную тенденцию как общую, массовую, я начал задавать всем, кто обращается ко мне как к психологу, но при этом имеет и психиатрические симптомы либо диагноз, два вопроса. Первый: занимались ли вы оккультизмом (гадания, заговоры, приворот, магия)? Второй: были ли у вас попытки суицида?
Я не занимаюсь научными исследованиями, поэтому не вел статистического учета ответов. Но по ощущению, примерно каждый третий клиент с психическими нарушениями имел опыт оккультизма или суицида. Как ни распространен у нас оккультизм, это все-таки выше общей картины по стране. Тут опять-таки нет точных цифр, но каждый из нас, зная свое окружение, понимает, что магией занимался далеко не каждый третий знакомый нам человек. По работе zagovor.ru, я думаю, доля взрослого населения, имеющего неоднократный опыт оккультных практик, не превышает 10%.
Что же получается? Вполне вероятно, что значительное число психических заболеваний (условно – до трети) возникает на почве оккультизма (чаще) и суицидов (реже). Больные приходят к психиатрам, а так как подавляющее большинство из них – атеисты, настоящую причину заболевания этих людей никто даже не пытается выявить.
Исповедь или таблетки?
«Чем ушибся, тем и лечись» – гласит русская пословица. Значит, то, что появилось через поступки духовного характера, может быть излечено также через духовные поступки? Как известно, грех врачуется исповедью, причастием и преодолением привычки к грехам такого рода вплоть до выработки ненависти к ним.
Таблетки нужны: лекарственная терапия поможет начать вести духовную работу над собой
Конечно, таблетки нужны и в том случае, если болезнь – духовного происхождения! Душевное состояние психически больных людей нередко таково, что они не могут вести нормальную церковную жизнь. Ведь чтобы работать над собой, надо видеть себя, видеть реальность, а именно этого болезнь и лишает зачастую. Получив поддерживающую лекарственную терапию у психиатра, человек может начать вести духовную работу над собой. Наблюдаю немало таких людей, которые принимают оба вида «лекарств» – химические и духовные, и их состояние улучшается.
К сожалению, психические болезни в большинстве своем вообще трудноизлечимы. Почему-то Господь так устроил. И духовные лекарства, увы, не приносят мгновенного и стопроцентного результата. В моей практике не было такого, чтобы человек сходил на исповедь, покаялся в грехах – и у него прошло тяжелое психическое заболевание, возникшее на почве оккультизма.
Но значит ли это, что в тех случаях, когда имел место оккультизм или попытка суицида, следует положиться только на таблетки и психотерапию, напрочь забыв о том, что, возможно, послужило первопричиной заболевания?
Я уверен, что осознание возможной причины болезни, покаяние и работа над собой не только не вредят, но часто приводят к улучшению состояния человека.
Тяжелый грех мало исповедать, его надо «выболеть»: пострадать, осознавая, за что страдаешь
К сожалению, многие бывшие оккультисты уверены, что они один раз покаялись на исповеди в своих увлечениях, и все, перед Богом они практически невинны. Но преподобный Амвросий Оптинский говорил, что тяжелый грех мало исповедать, его надо «выболеть». Выболеть – это не значит просто пострадать. Это значит пострадать, осознавая, за что страдаешь, и принимая это страдание как целительное лекарство. При таком отношении к своей болезни улучшение более вероятно.
В качестве иллюстрации приведу три истории тех, кто воцерковился после оккультных опытов.
История первая. «…Я начала выпивать, курить, в отношения вступала и с парнями, и с девушками – тормозов у меня тогда вообще не было. Прошло полгода, и меня начали мучить приступы панического страха, постоянно снились кошмары – так плохо еще никогда не было. Превратилась в истеричку, постоянно плакала, могла часами просто бродить по городу, лишь бы домой не возвращаться. Слава Богу, в какой-то момент я поняла, что так дальше продолжаться не может… подумала, что, кроме как Бог, мне помочь не сможет никто. Долго решалась пойти в храм, наконец решилась, стала приходить на службы, дома молиться, как умею. На исповедь решалась еще дольше – почти год. Было ужасно стыдно и страшно! Но решилась, и стала постепенно оживать. Так легко и радостно мне, наверное, никогда в жизни не было, а после первой исповеди и причастия вообще как будто груду камней с души сбросила! Правда, тоска иногда накатывает, на душе тяжело бывает, но теперь с Божией помощью справляюсь!» – Ирина, 25 лет.
История вторая. «…И что самое главное, помутился ум. Окончив колледж с красным дипломом, я не могла сложить элементарное 2+2… Стало так плохо. И вот на вокзале я нечаянно встретила православную лавку. Там мне подарили выпуск журнала “Фома”. Я прочла статью о Николае Чудотворце. Первая мысль: сказки. Приехав домой, почувствовала боль. Душевную. Меня терзали такие душевные муки, что думала: умру. Встала я на колени и говорю изображению на журнале: “Помоги! Мне так плохо!” И вдруг я почувствовала, что нужно идти. Пешком, через весь город, я, сама того не зная, шла. А когда опомнилась, увидела церковь. Покрова Божией Матери. Я никогда не чтила Ее и не задумывалась о помощи Царицы Небесной. Постояв у храма, пошла домой. Было 29 августа. Колокола звенели на весь город, и с каждым ударом, казалось, умирало всё плохое, что во мне было. Я покаялась. Причастилась. Ушла тяга к воровству, болтание с собой, психованность. В этот день я сожгла все книги Степановой. Первый раз видела, как бумага не хотела гореть и тлела. Но из той гадости не осталось ни странички. » – Ольга, 24 года.
История третья. «Читала все подряд (Норбеков, Свияш, Зеланд, Лулле Виилма, Ошо и т.д.). И в 2000 году весной вдруг резко почувствовала небывалый прилив сил, мне казалась, я избранная, сознание изменилось, в голове крутилась потоком информация. И как-то после нескольких бессонных ночей я пришла на работу к начальнику и сказала: “Я спасла Россию – вам спасать мир”. После чего они взяли телефон моих родственников, и я попала в психушку. Я пережила ужас, мне бы тогда задуматься и остановиться, но я продолжала искать этих озарений и измененных сознаний. Искала просветленного мастера, посвящалась в абсолют, ходила к экстрасенсам. Я инвалид 3-й группы по психике, принимаю таблетки. Бог послал мне мужа, который привел к Православию; хотя сознание отравлено эзотерикой, я поняла, насколько я была далека от Бога, от Истины. Потихоньку воцерковляюсь, сейчас мне 40, я жду ребеночка, собираюсь пройти чин от оккультизма и молюсь, чтоб Боженька уберег нашего ребенка и на нем не сказался весь вред моих греховных занятий. Не скажу, что сейчас все легко, бывают скорби, но теперь я вижу путь – падаю, встаю и иду с молитвой к Богу. И слава Богу за все! Слава Богу, я жива и Бог не совсем отнял у меня разум, я могу молиться, размышлять и каяться!» – Елена, 40 лет.
Опасность оккультизма в современном мире
Параллельный мир, согласно Библии, населен разумными существами, не имеющими материальной оболочки. Эти существа в Библии имеют общее название «ангелы», но разделены на два класса: Божиих ангелов и падших духов, именуемых инфернальными сущностями, отпавшими от своего Творца, которых обычно называют демонами, бесами, троллями, гномами, эльфами, ундинами, кобольтами, джиннами, лешими, русалками, домовыми, барабашками или просто злыми духами.
Наличие этого невидимого, духовного мира, параллельного нашему, в котором пребывают разумные существа, признают и все религии мира. Однако некоторые религии напрямую вводят оккультизм в свою практику.
Существуют определенные механизмы феноменов, связанных с работой экстрасенсов, гипнотизеров, магов, шаманов, факиров, медиумов, иллюзионистов, колдунов, парапсихологов, спиритуалистов, знахарей, «бабок», астрологов, целителей, уфологов, оракулов, биолокаторов, неохаризматов и т.д., которые связаны с вторжением в духовную сферу человека, в иное измерение, что Бог категорически запрещает делать: Исх. 7:11, Исх. 7:22, Исх. 8:18, Исх. 22:18, Лев. 19:31, Лев.20:27, Дан. 1:20, Дан. 2:27, Дан. 5:7, Ис. 8:19, Ис. 19:3, 1Цар. 28:3-9, 4Цар. 23:24-25, 2Пар. 33:6, Мих. 5:12, Наум. 3:4 и др.
Все они являются агентами влияния падших духов, и независимо от их названия, перед ними поставлены две главные задачи: 1.пропаганда силы и безграничных возможностей, открывающихся перед теми, кто решится на прямой контакт с существами параллельного мира (далее СПМ) и впустит в себя их энергию. Люди, по сути, будут уже обречены на рабство злу, но узнают об этом гораздо позже; 2. внедрение в общественное сознание таких религиозных, философских и политических идей, которые помогли бы людям забыть или расшатать христианские нравственные идеалы или их попросту разрушить.
Все это мы можем осмыслить на основании: во-первых, библейского откровения о бытии духовного мира и разумных существ, его населяющих; во-вторых, благодаря анализу большого количества письменных свидетельств как древних, так современных православных подвижников, описывающих свой опыт встречи с духовными существами параллельного мира; в-третьих, с помощью многочисленных данных психопатологии (одержимость, экзорцизм); в-четвертых, исходя из небольшого собственного опыта борьбы с воздействием СПМ, то что именуется искушением.
Разрушению «защитного экрана» благодатных Божественных энергий способствует сам факт обращения человека к экстрасенсу, колдуну, медиуму, биолокатору и т.д.
Если же подойти с медицинской точки зрения к этой проблеме, то, как правило, негативные последствия воздействия оккультизма на здоровье человека являются типовыми, что позволяет их сегодня даже классифицировать. Во-первых, это психосоматический синдром, развивающийся по типу синдрома Кандинского-Клерамбо (насильственное восприятие). Проявляется он в виде нервных и психических расстройств. С новой силой возобновляется то заболевание, с которым человек обращается к экстрасенсу, зачастую поражается другой, ранее здоровый орган. Излечение в этом случае поддается с большим трудом. Но часто случается и так, что аналогичная болезнь возникает у кого-то из членов семьи.
В-третьих, это снижение иммунитета. Чаще наблюдается у детей. Они становятся более уязвимыми к простудным заболеваниям. Даже известный экстрасенс С.Лазарев в своей книге «Диагностика кармы» должен был признать, что используя в своей практике методы магии и колдовства, он наблюдал у клиентов снижение иммунитета.
В-четвертых, это повышенная подверженность онкологическим заболеваниям. Врачам приходилось неоднократно наблюдать у детей после просмотра телесеансов А.Кашпировского стремительный рост опухолей головного мозга. Хирургическая операция в таких случаях становилась практически невозможной. Также наблюдения врачей свидетельствуют о том, что как у самих экстрасенсов, так и у их родственников нередко возникают или быстро прогрессируют раковые опухоли.
Кроме медицинского аспекта воздействия экстрасенсорики на человека, существует еще и социальный. После общения с «целителями» ухудшаются отношения в семьях пациентов. Побывавшие на сеансах экстрасенсов люди становятся крайне мнительными, болезненно самолюбивыми, раздражительными, нетерпимыми к окружающим, нередко переживают тяжелейшие депрессивные состояния.
Можно выделить несколько основных теорий, которые СПМ чаще всего пользуются через своих проводников для обольщения и придаче правдоподобия своей «целительской» практике:
1. паранормальные способности якобы заложены самой природой в нас и их надо только выявить в себе особыми методами;
2. паранормальные способности появляются благодаря умению подключаться к источнику безличной космической энергии, аккумулируя которую, можно стать обладателем указанных способностей;
3. паранормальные способности появляются у «целителя» в результате контакта с представителями высокоразвитых внеземных цивилизаций;
4. паранормальные способности происходят от Самого Бога.
а). либо веру в свои силы, т.н. «скрытые человеческие резервы»;
б). либо в непонятную мистическую силу заговора;
в). либо веру в безличного бога, некую слепую космическую энергию, энергоинформациооное поле (ноосфера Вернадского) и т.п.
Во-вторых, СПМ могут передавать любые известные им сведения о другом человеке или о каких-либо событиях непосредственно в сознание отдельных людей, либо путем зрительных образов, либо трансляцией мыслей (синдром Канданского-Клерамбо); либо внушением голоса, звучащего внутри медиума (вербальный псевдогаллюциноз, которым обладали основатели многих сект, особенно из числа неуравновешенных женщин: Е.Уайт, Е.Блаватская, А.Безант, М.Беккер, О.Ассауляк и т.д.).
Поскольку все указанные формы контакта и передачи информации рассматриваются медиками как психическая патология, их изучение в основном является прерогативой психиатрии. Однако у этой науки есть один весьма существенный недостаток. Он заключается в том, что практически все психиатры долгое время являлись последователями вульгарного материализма, который не признавал существования иной формы жизни, кроме белково-нуклеиновой. Тем не менее, подобные контакты всегда обьявлялись ими патологией.
Весь спектр оккультных «наук», направлений и сект можно классифицировать так:
3.учения и практики, проповедующие и развивающие интуитивизм в противовес рациональному подходу к обстоятельствам и событиям.
1. физические методы- движения тела, фиксированные позы (асаны, мудры), задержка дыхания, локализация энергетических процессов в организме;
Отключение интеллекта является средством проникновения в невидимый мир и в учении Карлоса Кастанеды. В учении Кришнамурти целью является достижение «чистого сознания», свободного от любых мыслей, образов и форм. Именно такое «чистое сознание» и содержит, по мнению лжеучителей, всю Истину и все блаженство. Это некий упрощенный вариант нирваны.
Все мы в той или иной степени пребываем в прелести, которая, по определению свт.Игнатия Брянчанинова, есть «повреждение естества человеческого ложью», есть «пристрастное уклонение души ко лжи на основании гордости». Только покаяние способно избавить нас от лжи и неспособности увидеть истину. Только покаяние способно избавить нас от лжи и неспособности видеть истину.
Что же касается жажды «прорыва» в иное измерение через оккультные подходы и практики, то следует помнить, что святитель Игнатий перечисляет тех, кто способен находиться в чувственном общении с СПМ. Вот этот список:
1. волхвы, отрекшиеся от Бога и признавшие богом сатану;
2. люди, предавшиеся страстям, и для их удовлетворения прибегшие к волхвам, потом при их посредстве вступившие в явное общение с падшими духами;
3. люди, истощенные пьянством или развратной жизнью;
4. подвижники, впавшие в самомнение и гордость (йоги, напр., которые ведут чистую жизнь, но при этом исполнены большой гордыни);
7. люди, подпавшие под влияние подобных практик и добровольно их принимающих, а также давшие согласие на «лечение», «сеансы терапии», манипуляций и инициаций.
После прохождения оккультных практик нередко человек получает одержание (одержимость), и ему требуется серьезная церковная помощь.
Виктор Михайлович Чернышев, профессор богословия, руководитель информационно-просветительского Центра «Надежда»
Что такое оккультизм
Начнем с маленькой реальной истории. Приходит ребенок домой – а там весь пол рисом посыпан. «Мама, что такое случилось?» «Это, сынок, я дурную энергию прогоняю из дома» – пояснила мама одну из практик какой-то восточной мистики, согласно которой пол посыпают наговоренным зерном. Кто бы мог подумать, что в XXI веке, наряду с развитием электроники, новейших видов техники и перспективных отраслей науки, останется старое, суеверное увлечение оккультными знаниями. Известно, что современные певцы и актеры увлекаются каббалой, например, Мадонна, которая лично основала Центр изучения каббалы в Лондоне, а по ее примеру – Элизабет Тейлор, Мик Джаггер, Пэрис Хилтон, Кортни Лав, Филипп Киркоров, Лолита Милявская и мн. др. Норвежская принцесса Марта Луиса в 2010 году открыто заявила о своей приверженности к эзотерическим учениям и спиритизму. Бизнесмены внимательно слушают астрологические прогнозы, политики же и спортсмены накануне серьезных предприятий спешат за поддержкой к экстрасенсам, ясновидящим и колдунам.
«Когда я стал заниматься оккультизмом, – рассказывал автору этих строк один бывший колдун, достигший экстрасенсорных способностей, – то я был поражен тем эффектом и теми возможностями, какие приоткрывала мне магия. Приходившие ко мне за советом и с просьбой о помощи люди наглядно убеждались в невидимой силе, действовавшей на них посредством моей практики». Сам духовный мир в оккультизме рассматривается как инструмент к личному корыстному благополучию – эгоизм есть основная движущая сила оккультиста. Поэтому и жизненный девиз преуспевшего оккультиста – «я не такой, как другие; что недоступно окружающим, то для меня возможно». Наиболее наглядно оккультизм выражается в магии. Магия же есть попытка овладеть сверхъестественными и природными силами с помощью заклинаний, ритуалов и особых мистических действий.
С каких же пор появился оккультизм?
Сохранился древний памятник, аккадская печать, датируемая двумя тысячелетиями до Р. Х. Это цилиндр, посередине которого изображено дерево с семью ветвями и двумя плодами. По сторонам дерева сидят два человека с протянутыми руками, судя по головным уборам, мужчина и женщина. Сзади женщины изображен поднявшийся змей. Это древнее изображение греха наших праотцев. Соблазн оккультизма напрямую связан с первым грехопадением людей. Дьявол обольстил прародителей тем, что, вкусив запретный плод, они получат тайное знание, с помощью которого станут могущественными, словно боги: В день, в который вы вкусите их (запретные плоды), откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3: 5).
Что же такого особого мог искуситель предложить первым людям? Ведь человек изначально уже был призван к богоподобию, а первозданным людям Бог и так дал власть над миром земным: И благословил их Бог, и сказал им Бог: … наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1: 28). Однако сохранять эту власть и царское достоинство было возможно лишь на пути единения с Богом, соответственно, требовалось усилие, труд над собой. Сатана же подсказал, как кажется, более простой и легкий способ: он внушил, будто плоды сами по себе обладают волшебной силой, делающей человека равным Богу. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание (Быт. 3: 6). По внушению змея, Ева вкусила запретный плод, желая именно получить особое знание, будто бы сокрытое в самом плоде. Ошибка первых людей заключалась в том, что на райское древо они смотрели как на некий таинственный талисман, насильственно овладев которым можно мгновенно стать самостоятельными властителями всего мира.
Таким образом, грехопадение первозданных людей стало исходным началом оккультной практики, основой магизма и поиска тайных знаний. Если до греха человек пребывал в теснейшем внутреннем общении с Богом, и от этого зависело его благополучие, то в грехопадении Бог перестал для человека быть сокровенным благом, изнутри освящавшим его жизнь. Теперь запретный плод, этот внешний для человека, но заманчивый объект, стал восприниматься как «золотой ключик», с помощью которого думалось самостоятельно достичь счастья и быть самодостаточным повелителем своего бытия. Если власть первозданного человека над миром могла осуществляться лишь при его личной гармонии с Богом, то теперь человек попытался достичь совершенства «с черного входа». С тех пор встречаются люди, желающие овладеть тайными силами, способностями, придумать такие магические ритуалы или словесные формулы, чтобы влиять на мир – стать «как боги» без Бога. Люди приобретают тайные знания, гордятся ими, а потом, как и наши праотцы, теряют абсолютно всё.
В кабинете мага вы встретите особую завораживающую атмосферу – таинственный полумрак, свечи в подсвечнике, хрустальный шар, а также посетителю подадут особый расслабляющий чай. С этим раскрепощением в человеке притупляется первое недоверие магу. Затем маг каким-нибудь действием настраивает посетителя на сосредоточение, внимание и взаимодействие. Маг дает наглядно почувствовать его власть и способности. Пациент чувствует себя уже всецело зависящим от «чудодея» и быстро соглашается с каждой рекомендацией, убедительно произносимой «специалистом». Так постепенно завораживает маг посетителя, как завораживал змей первозданную Еву.
Что именно относится к оккультизму, прекрасно изложено в употребляемом ныне Чине отречения от занятий оккультизмом. После подробной исповеди раскаявшегося в оккультной практике, перед разрешительной молитвой священник задает кающемуся вопросы, на которые тот отвечает установленными фразами. В этом Чине читаем:
«Вопрос: Признаешь ли, что занятия различными видами оккультизма, такими как экстрасенсорика, биоэнергетика, бесконтактный массаж, гипноз, народное целительство, нетрадиционная медицина, кодирование, снятие порчи и сглаза, колдовство, чародейство и ворожба, гадание, контактирование с духами, вызывающими полтергейст, спиритизм, астрология, контактирование с «высшим разумом», с НЛО, подключение к «космическим энергиям», парапсихология, телепатия, «глубинная психология», йога и другие восточные культы, медитация, а также иные виды оккультизма приводят к углубленному общению с падшими духами?
Ответ: Признаю и раскаиваюсь в этих занятиях».
Сами экстрасенсы утверждают, что лечат людей особыми присущими им силами, которые они называют биотоками, биоэнергетикой, аккумулированной космической энергией и т.п. Многие из них считают, что обладают силой, которой наделил их Сам Бог. По сути же оккультизм есть запрещенная Богом связь с невидимым миром духов зла, как сказано в Чине, оккультные занятия «приводят к углубленному общению с падшими духами».
Так являет ли собой оккультизм подлинное познание мира духовного?
Если нас привлекает картинная галерея, то можно пройти через доступный всем вход, разумеется, выполнив соответствующие условия с положенными затратами, и тогда мы увидим подлинные шедевры. А можно в ночное время, тайком прокрасться через окно отдаленного коридора и следовать, куда он уже выведет. Никогда незаконный способ не приводил к подлинному созерцанию искусства. Потому что для полноценного познания требуется соответствующий возвышенный настрой в душе, а не приземленное любопытство вора, который, может быть, и увидит издали экспонаты истинного искусства, но не поймет его глубины, а может быть, ограничится созерцанием ступы, метлы и дешевой подковы над дверью подсобного помещения. Никогда оккультизм не возводил людей к подлинным духовным высотам, а ограничивал их пребывание сферой пусть и нематериального, но далекого от святости мира, обитатели которого такие же падшие, как и сам человек.
По большому счету, оккультизм есть искаженная духовность, в которой вместо приобщения Богу и укрепления Его благодатью человек стремится к самоутверждению при помощи «скрытых» сил. Поэтому оккультизм появляется всегда там, где оскудевает или попросту отсутствует истинная духовная жизнь. На смену материализма в нашей стране в начале 1990-х годов явился оккультизм, который, словно поток из прорвавшейся канализации, стал затоплять своим зловонным содержимым просторы родной нам России. Всплеск оккультизма всегда наблюдался в периоды кризиса, социальных потрясений, когда людям хотелось заручиться какой-то невидимой помощью, узнать будущее, отвести от себя беду нехитрым магическим способом, а пользовались этим любители легкой наживы. И хотя острая фаза увлечения «тайным знанием» прошла, однако увлечение оккультизмом осталось в его хронической форме. Оно проявляется на уровне бытовой, повседневной жизни людей как заговоры и талисманы, суеверные приметы и астрологические прогнозы, а также как всевозможные методики расширения сознания и вскрытия в себе потаенных способностей.
В оккультизме есть своя технология: делай так-то и так-то – и непременно поучишь искомое. К сожалению, часто это переносится и на религию, когда церковные обряды и молитвы рассматриваются как защитительные ритуалы, сами по себе подающие человеку всевозможные блага. Уже первый ребенок Адама и Евы Каин воспринимал религию в смысле магической защиты от земных неприятностей. Утратив благословение Божие, он произнес: Теперь… всякий, кто встретится со мною, убьет меня (Быт. 4: 14). То есть, если бы я не подпал под Твой гнев, то не лишился бы особой защиты, и моя земная жизнь была бы вне всяких опасностей. Саму религию он воспринимал лишь как средство к земному благополучию, как некий волшебный ключик, отмыкающий замочек земного счастья.
Люди с магическим сознанием за счет религии думают достичь земного комфорта, тогда как Сам Бог им абсолютно не нужен. Христос говорил таким людям: Вы ищете Меня… потому, что ели хлеб и насытились (Ин. 6: 26). Человеку с магическим сознанием хочется получить такой золотой ключик, такую волшебную палочку, с помощью которых можно было бы достичь всевозможных благ. Например, современного адепта каббалы (да и вообще магизма) можно узнать по красной шерстяной нити на запястье – считается, что любящий тебя человек должен завязать нить на семь узлов и произнести особый заговор, в соответствии с чем человек становится якобы защищен от чужой зависти, сглаза и других негативных воздействий. Всё сводится к определенному ритуалу или словесной формуле, как неким техническим инструментам, с помощью которых можно было бы переключить свою жизнь с болезни на здоровье, со страдания на благополучие.
Христианская же духовная жизнь созидается совсем по другим принципам. В человеке ценна прежде всего его бессмертная душа, и потому в жизни первостепенно благополучие духовное, а не плотское, значимо сокровище небесное, а не земное. Человек создан по образу Божию, и потому подлинно счастлив он может быть только с Богом. Живое обращение к Богу с покаянным отвержением греха – вот стержень духовной жизни. Исполнение Божиих заповедей с искренней, теплой молитвой, исповедью и участием в богослужении дает душе ту свободу и радость, которые не подаст ничто в этом мире. И если оккультизм льстиво манит к могуществу, а затем порабощает душу безжалостным демонам, то христианство через исполнение воли Божией делает человека действительно сильным, ибо когда с человеком Бог, у него нет ни в чем недостатка – внутреннее сокровище восполняет внешнюю скудость. Конечно, здесь не захватывает дыхание от мистического полета, когда увлекшаяся оккультизмом душа думает, что воспаряет ввысь, а на самом деле всего лишь падает в пропасть. Подлинная духовная жизнь созидается мирно, естественно, просто, – постепенно преображая душу и вдохновляя ее к чистой, ясной и осмысленной жизни. Это тот путь восхождения, на котором возвращается райская гармония и единение с Господом, некогда утраченные через льстивый соблазн оккультизма.