Что такое оккупировать территорию
ОККУПАЦИЯ
При этом прекращается эффективное осуществление власти на оккупированной территории правительством того государства, которому данная территория принадлежит. Оккупация не ведёт к распространению суверенитета оккупирующего государства на занятую его войсками территорию, а власть военной оккупационной администрации осуществляется в пределах, установленных международным правом.
Режим оккупации определяется 4-й Гаагской конвенцией 1907 года (смотри Гаагские конференции мира 1899 и 1907 годов) и Женевской конвенцией о защите гражданского населения во время войны 1949 года (смотри Женевские конвенции 1949 года), Дополнительным протоколом I к Женевским конвенциям 1949 года, касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов. Согласно этим документам, оккупирующая держава должна принять все необходимые меры к обеспечению на оккупированной территории общественного порядка и нормальной жизни, уважения существующих в стране законов, традиций и обычаев населения. Оккупирующее государство обязано уважать права человека на оккупированной территории, не принуждать её жителей к даче сведений об армии и средствах обороны своей страны, а также к присяге на верность оккупационным властям. На занятой территории запрещаются коллективные наказания и другие меры запугивания и террора, а также взятие заложников. Население оккупированной территории нельзя принуждать служить в вооруженных силах или специальных частях оккупанта, воспрещается всякое давление или пропаганда в пользу добровольного вступления в его армию. Не допускается привлечение населения оккупированной территории к военным операциям, а также его перемещение на территорию оккупирующей державы или территорию любого другого государства. Запрещается перемещение населения оккупирующей державы на занятую ею территорию и создание там каких бы то ни было поселений, а также уничтожение движимого или недвижимого имущества, являющегося индивидуальной или коллективной собственностью частных лиц, общин, общественных или кооперативных организаций или государственной собственностью, которое не является абсолютно необходимым для военных операций. Оккупационные власти имеют право взимать с населения налоги, денежные сборы, однако при этом они должны сообразовываться с налоговыми правилами, существовавшими на данной территории до оккупации. За все материальные изъятия должны выплачиваться деньги или выдаваться расписки для последующей оплаты. Оккупирующая держава не должна заставлять, принуждать или побуждать организации гражданской обороны выполнять их задачи таким образом, чтобы это в чём-либо пагубно отражалось на интересах населения, в то же время она может разоружать персонал гражданской обороны по соображениям безопасности. С прекращением состояния войны прекращается и режим оккупации, а вооруженные силы либо выводятся, либо изменяются их правовой статус, функции и правовые основания пребывания.
Оккупированные территории
Оккупированные территории — технический термин в международном праве. В соответствии со статьей 42 Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, территория признается оккупированной, если она действительно находится во власти неприятельской армии. Оккупация распространяется лишь на те области, где эта власть установлена и в состоянии проявлять свою деятельность. [1]
Примеры
Примерами оккупированных территорий могут служить:
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Оккупированные территории» в других словарях:
Оккупированные территории Азербайджана — «Пояс безопасности» НКР (обозначен жёлтым цветом). Заштрихованы территории Шаумяновского района и бывшей НКАО, которые считаются властями НКР «территориями НКР, оккупированными Азербайджаном». «Пояс (Зона) безопасности» («Буферная зона») Нагорно… … Википедия
Оккупация территории СССР войсками Третьего рейха и его союзников — Наибольшее продвижение войск Германии и союзников на советской территории в 1941 1942 годах Оккупация территори … Википедия
Холокост на территории СССР — Часть серии статей о Холокосте Идеология и политика Расовый антисемитизм … Википедия
Немецкая оккупация территории СССР — Наибольшее продвижение войск Германии и союзников на советской территории в 1941 1942 годах Нападение на Советский Союз нацистской Германии и её союзников (Румынии, Финляндии, Венгрии, Италии), ознаменовавшее начало Великой Отечественной войны,… … Википедия
Немецко-фашистская оккупация территории СССР — Наибольшее продвижение войск Германии и союзников на советской территории в 1941 1942 годах Нападение на Советский Союз нацистской Германии и её союзников (Румынии, Финляндии, Венгрии, Италии), ознаменовавшее начало Великой Отечественной войны,… … Википедия
Оккупация территории СССР войсками Германии и её союзников (1941—1944) — Наибольшее продвижение войск Германии и союзников на советской территории в 1941 1942 годах Нападение на Советский Союз нацистской Германии и её союзников (Румынии, Финляндии, Венгрии, Италии), ознаменовавшее начало Великой Отечественной войны,… … Википедия
Арабо-израильский конфликт — См. также: Хронология арабо израильского конфликта и История Израиля Арабо израильский конфликт … Википедия
История Южной Осетии — Содержание 1 Древнейший период на территории Южной Осетии 1.1 Описание границ Осетии в XIX веке … Википедия
Обвинения Израиля в апартеиде — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия
Израильско-палестинский конфликт — См. также статьи: Хронология Арабо израильского конфликта, История Израиля Израиль и арабские государства Лига арабских государств … Википедия
Оккупированная территория: введение в теорию
Иванников И.А., профессор кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Южного федерального университета, доктор юридических наук, профессор.
Все войны на земле связаны с борьбой за ресурсы жизнеобеспечения на той или иной территории. Любая война приводит к человеческим жертвам, уничтожению материальных и культурных ценностей, которые создавались веками. Победа одних народов или государств над другими приводила к оккупации слабых и побежденных, к установлению на их территории оккупационного режима. Со временем оккупированная территория иногда рассматривалась как составная часть территории государства-победителя.
Стремление одних государств и народов властвовать над другими народами или заставить их отказаться от монополии в пользовании ресурсами жизнеобеспечения является вечным. Наше время не является исключением. В XXI в. были оккупированы Афганистан, Ирак, Сербия и другие страны. В XXI в. оккупации часто не объявляются и юридически не оформляются. В этом специфика нашего времени.
Клименко Б.М. Территория и международное право // Курс международного права. М.: Наука, 1990. Т. 3. С. 5.
Курс международного права. М.: Наука, 1992. Т. 6. С. 300.
Бабурин С.Н. Мир империй: территория государства и мировой порядок. СПб., 2005. С. 223.
Шмитт К. Homoc Земли в праве народов jus publikum europaeum. СПб., 2008. С. 150.
Там же. С. 150.
Оккупация может быть временной. Это специально оговаривают в мирном договоре. Так, по Версальскому мирному договору одна часть территории Германии оккупировалась на 15 лет, другая на 10 лет и т.д.
Государство, захватившее всю территорию или часть территории другого государства, устанавливает на этой территории власть военной администрации. Такая власть была установлена на территории Германии после ее поражения во Второй мировой войне, в Австрии с 1945 по 1955 г. и в Японии с 1945 по 1951 г. Это сопровождалось первоначально подписанием актов о капитуляции Германией и Японией, что являлось фактом окончания военных действий между этими странами и союзными державами. После подписания актов о капитуляции вооруженные силы Германии и Японии были расформированы, проводилась политика демилитаризации этих стран. Для Японии и разделенной Германии были разработаны проекты новых конституций.
См.: Сысоев Г. Прокурор Дель Понте задерживает независимость Косово // Коммерсант. 20.06.2007.
Необходимо отметить, что может быть оккупирована как вся территория государства, так и ее часть. Итак, можно выделить следующие виды оккупации:
Оккупация военная
Военная оккупация — это временное занятие вооруженными силами одного государства всей или части территории другого государства с принятием на себя функций управления. Военная оккупация не распространяет суверенитет оккупирующего государства на занятую его войсками территорию. После вступления в действие Женевских конвенций I – IV (1949 г.) режим военной оккупации не обусловлен ни объявлением состояния войны, ни отсутствием вооруженного сопротивления оккупанту (ст. 2 общая для четырех Женевских конвенций).
Возникновение и развитие права военной оккупации продиктованы необходимостью международно-правового регулирования отношений между оккупирующей державой, с одной стороны и оккупированным государством и его жителями, включая беженцев и лиц без гражданства, с другой. Право военной оккупации применимо только в международных вооруженных конфликтах.
Оккупацию следует отличать от завоевания территории. Завоевание предполагает полное подчинение побежденного победителю, влекущее за собой конец войны и прекращение существования побежденного государства. Для оккупации, наоборот, характерны сохранение властных структур (пусть даже в изгнании) побежденного государства и продолжение сопротивления и военных действий против государства-оккупанта.
История развития права военной оккупации.
Право военной оккупации постепенно развивалось во второй половине 19-го века в ходе дискуссий между правительствами европейских государств, главным образом в ходе мирных конференций в Брюсселе (1874 г.) и Гааге (1899 и 1907 гг.).
Принцип защиты гражданских лиц и их имущества обусловлен ранее проведенным разграничением между комбатантами и некомбатантами и обязанностью предохранять последних от бедствий войны. Обязательство уважать суверенные права оккупированного государства представляет собой отражение последних этапов кристаллизации концепции суверенитета как верховной власти государства над своей территорией и гражданами страны. Такая двойная концепция оккупации стала частью общего международного права к началу 20-го века.
В течение 20-го века право оккупации часто нарушалось. Многие оккупанты либо вовсе не признавали права оккупации, либо интерпретировали его положения в собственных целях.
Порядки, установленные во время Второй мировой войны немецко-фашистскими захватчиками и их союзниками на оккупированных территориях стран Европы и бывшего СССР, сопровождались невиданной доселе жестокостью. Большинство свергнутых правительств в изгнании или после их возвращения также слабо уважали право оккупации, отказываясь признавать действительность нормативных актов, принятых оккупантом.
Другой тип проблем, возникший после окончания «холодной войны», касается миротворческих миссий ООН в рамках постконфликтного урегулирования, в таких странах как Косово и Восточный Тимор (1999 г.), или миссий международных сил под эгидой ООН, в таких странах как Сомали (1992 г.), ни одна из которых не признавала применимость права оккупации к этим миссиям, за исключением австралийского подразделения в Сомали.
Основные источники права военной оккупации.
Нормы, относящиеся к праву военной оккупации, содержатся в следующих международно-правовых актах:
Условия действительности режима оккупации.
Правовые условия для вступления в действие режима военной оккупации определяются ст. 42 Положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года, считающегося отражением международного обычного права. Этот текст, оставшийся неизменным с момента его первоначального появления в ст. 1 Брюссельской декларация (1874 г.) (Проект международной декларации о законах и обычаях войны), гласит:
Территория признается занятою, если она действительно находится во власти неприятельской армии.
Занятие распространяется лишь на те области, где эта власть установлена и в состоянии проявлять свою деятельность.
По мнению МККК, оккупация имеет место при наличии следующих условий:
Поскольку оккупация является вопросом факта, официального провозглашения оккупации либо создания оккупационной администрации не требуется, а их отсутствие никак не сказывается на статусе оккупированной территории.
Определение того, выполнены ли условия для действительности режима оккупации в данное время и в данном месте, основываться на фактическом анализе ситуации в каждом конкретном случае. Эффективный контроль не требует присутствия оккупационных сил во всех местах. Общепринято, что достаточно, чтобы оккупационные силы могли в приемлемые сроки направить войсковые отряды для поддержания власти на оккупированной территории. Количество войск, необходимых для осуществления оккупации, зависит от различных факторов, таких как расположение жителей, численность и плотность населения, а также характер местности. Районы сражений не могут считаться оккупированными, но спорадическое местное сопротивление, даже временами успешное, не делает оккупацию неэффективной.
Правовой режим военной оккупации.
Оккупация не влечет перехода суверенитета, но влечет переход территориальной юрисдикции и, соответственно, возложение на оккупанта государственных функций и обязательств по защите прав человека.
Основные правила обращения с гражданским населением, права и обязанности оккупирующей державы в соответствии с международным гуманитарным правом можно обобщить следующим образом:
Оккупация
Оккупа́ция (от лат. occupatio — «захват, занятие») в общем случае — занятие вооружёнными силами государства не принадлежащей ему территории, не сопровождающееся обретением суверенитета над ней, обычно временное. Оккупацию следует отличать от аннексии, акта присоединения государством всей или части чужой территории в одностороннем порядке.
Содержание
Признаки оккупации
В настоящее время среди авторитетных источников нет консенсуса в определении исчерпывающего перечня значимых критериев, по которым можно было бы однозначно определить соответствие конкретного случая понятию оккупации. Различные источники называют следующие признаки оккупации:
Виды оккупации
Исходя из изложенного, можно заключить, что оккупация во всех случаях производится с помощью военной силы и имеет несколько видов:
Оккупация в состоянии войны
Режим и правовые нормы военной оккупации определены специальными международными соглашениями, принятыми на IV Гаагской конференции 1907 года, а также Женевскими конвенциями 1949 года и протоколами к ним от 1977 года. Согласно этим международным документам военная оккупация является временным занятием вооруженными силами одного государства территории другого государства с принятием на себя важнейших функций управления. Такая территория считается оккупированной, если фактическая власть на ней перешла в руки вражеской армии. Оккупирующее государство обязано уважать права человека, исключать депортации и массовые экзекуции населения. Оккупационная армия имеет право изымать деньги, казну и другие госактивы, но частная собственность, а также имущество общин, религиозных, художественных, образовательных, научных и благотворительных учреждений должна быть неприкосновенна. Вооруженное сопротивление при всём этом не является определяющим статус фактором. Женевские конвенции 1949 года (ст. 2) гласят: «Конвенция будет применяться также во всех случаях оккупации всей или части территории Высокой Договаривающейся Стороны, даже если эта оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления». Примером оккупации в состоянии войны (которая во многом и вызвала необходимость совершенствования международных конвенций) можно считать немецко-фашистскую оккупацию территории СССР и остальной Европы в 1939—1945 годах.
Послевоенная оккупация
Режим и правовые нормы послевоенной оккупации устанавливаются, как правило, специальными международными соглашениями заинтересованных государств конкретно для данной страны\территории в целях выполнения условий мирного договора — например, в случае наложения контрибуций. Примером подобных оккупаций является принятая на Ялтинской и Потсдамской конференциях великих держав система послевоенных оккупационных зон в Германии и Австрии в 1945—1949 годах. Кроме того ЭСБЕ отмечает, что вне военного времени оккупация может происходить с целью угрозы или репрессалия, чтобы принудить другое государство к требуемому действию. Примеры подобных репрессалий — франко-бельгийская оккупация Рурского региона, где добывалось 72 % угля и производилось более 50 % чугуна и стали Германии, в 1923—1925 годах в ответ на невыполнение последней своих репарационных обязательств, или оккупация Ирака вооружёнными силами США в ходе операции «Иракская свобода» в 2003 году.
Оккупация в мирное время
Режим и правовые нормы невраждебной (англ. non-belligerent ) оккупации в условиях мирного времени, как и в случае с послевоенной, устанавливаются особыми межгосударственными соглашениями. Однако до сих пор не существует общепринятого взгляда на то, достаточно ли для зачисления в эту категорию двусторонних договоров между властями государства-оккупанта и оккупируемого государства либо обязательным условием является верификация и признание подобных соглашений или прямой мандат от международного сообщества, его наднациональных структур (Лиги Наций, ООН).
К невраждебным (англ. non-belligerent ) оккупациям обычно относят [9] и многочисленные миротворческие миссии войск ООН, НАТО, ОДКБ и иных организаций, если на такие миссии существует мандат ООН — соответствующие официальные решения её Генеральной Ассамблеи и\или Совета Безопасности.
Немаловажен и вопрос о допустимой степени вмешательства (или невмешательства) оккупационных сил в процесс отправления политической власти на территории. Если в ходе послевоенной оккупации территорий бывшего Третьего рейха были образованы и эффективно действовали административные органы стран-союзниц, то существует, например, и ряд случаев, когда полнота власти оставалась в ведении прежних режимов, а вводу войск предшествовало его надлежащее оформление по двусторонним соглашениям — это оккупация войсками США территории Исландии в 1941—1945 годах или оккупация войсками СССР территории Монголии с 1920-х годов по 1990 с целью сохранения легитимных режимов этих стран от возможной внешней агрессии (со стороны Германии или Китая, соответственно). Однозначная квалификация этих случаев также может быть предметом дискуссий.
Оккупация как пропагандистское клише
Стоит отметить также, что ни в одном определении оккупации в авторитетных источниках не содержится ясного отличия её статуса от размещения зарубежной сети военных баз по межгосударственным договорам — что даёт дополнительный повод для применения двойных стандартов. Фактически наличие или отсутствие факта оккупации ныне определяется отдельно в каждом конкретном случае — и во многом является результатом противоборства СМИ, риторики госструктур по связям с общественностью, а не юридическим консенсусом. Сами пропагандистские клише — оккупация, оккупант, сателлит, лимитроф и др. — приобрели выраженную отрицательную эмоциональную окраску, что ещё более затрудняет корректный анализ. В результате происходит постепенное замещение терминов даже и в тех случаях, когда они с международно-правовой точки зрения безупречны, во многом это вынужденный перенос акцентов из-за опасений шельмования. Примеры:
Происходит и ухудшение отношения к некоторым оккупациям прошлого, как правило, путём линейной экстраполяции и апеллирования к нынешним более жёстким нормам международного права, особенно в области соблюдения гражданских свобод.