Что такое окм в школе

Что такое окм в школе

основы конструирования машин

образование и наука

«Орден куртуазных маньеристов»

Опытно-конструкторское бюро машиностроения

областной краеведческий музей

отдел криминальной милиции

Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.

г. Орёл, организация

общая картина мира
обыденная картина мира

объединённая когнитивная модель

Полезное

Смотреть что такое «ОКМ» в других словарях:

ОКМ и М — основы конструирования механизмов и машин кафедра образование и наука, техн … Словарь сокращений и аббревиатур

ОКМ — см. Верховное командование ВМС … Военно-морской флот Третьего рейха

ОКМ — Опытно конструкторское бюро машиностроения … Словарь сокращений русского языка

ОБЩЕЕ КАЧЕСТВО МЕНЕДЖМЕНТА (ОКМ) — (total quality menagement TQM) техника управления непрерывным усовершенствованием в организациях посредством изменений в стратегии, процессе и культуре. Изучение ОКМ в Великобритании показывает разнообразие характеров и воздействия данных… … Большой толковый социологический словарь

Верховное командование кригсмарине — ОКМ (нем. Oberkommando der Marine; нем. OKM) верховное командование кригсмарине, высший орган управления ВМС Германии во время 2 й мировой войны. Создано 1 июня 1935 года в ходе реорганизации Морского руководства.… … Википедия

Обыденная картина мира — (ОКМ) совокупность общих представлений о социальной реальности, которыми обладает простой человек (не специалист) … Социология: словарь

ВЕРХОВНОЕ КОМАНДОВАНИЕ ВМС — (oberkommando des marine; okm), высший орган управления ВМС Германии во время 2 й мировой войны. Создано 1.6. 1935 в ходе реорганизации Морского руководства. Имело разветвленную структуру, каждая из частей ОКМ осуществляла руководство… … Военно-морской флот Третьего рейха

ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ ВМС — (oberbefehlshaber der kriegsmarine), высшая должность в ВМС Германии. Создана при реорганизации ВМФ 1.7.1935. Г. являлся высшим воинским начальником для всего ВМФ Германии, для исполнения его обязанностей в его подчинении создавалось Верховное… … Военно-морской флот Третьего рейха

КРАУС Фриц — (kraus) (20.3.1898, Хур, Швейцария – 13.7.1978, Гросс Хансдорф, близ Гамбурга), военно морской деятель, один из руководителей военной разведки, контр адмирал (16.9.1944). 10.4.1917 поступил добровольцем в германский флот. Прошел подготовку в… … Военно-морской флот Третьего рейха

ЛЮТТГЕ — (lüttge) Густав (26.12.1890, Хале на Заале – 25.12.1963, Гамбург), военно морской инженер, вице адмирал (1.4.1945), доктор политических наук (24.2. 1924). 1.11.1911 поступил на флот кандидатом на должность морского инженера. Участник 1 й мировой… … Военно-морской флот Третьего рейха

Источник

Тематическое планирование по ОКМ УМК «Школа России» 1 класс

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Что такое окм в школе. Смотреть фото Что такое окм в школе. Смотреть картинку Что такое окм в школе. Картинка про Что такое окм в школе. Фото Что такое окм в школе

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Что такое окм в школе. Смотреть фото Что такое окм в школе. Смотреть картинку Что такое окм в школе. Картинка про Что такое окм в школе. Фото Что такое окм в школе

Что такое окм в школе. Смотреть фото Что такое окм в школе. Смотреть картинку Что такое окм в школе. Картинка про Что такое окм в школе. Фото Что такое окм в школе

2007-2021 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Что такое окм в школе. Смотреть фото Что такое окм в школе. Смотреть картинку Что такое окм в школе. Картинка про Что такое окм в школе. Фото Что такое окм в школе

Источник

Рабочая программа по ОКМ 1 класс («Школа России»)

Рассмотрена на Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ:

заседании школьного педагогического совета Директор школы:

методического Протокол №_____ _________Бацаева С.М.

объединения учителей от_________________ Приказ №_______

Протокол №___ от _____

по предмету «Окружающий мир»

учителя Луневой Юлии Вячеславовны

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, основной образовательной программой МБОУ «Павловская СОШ», авторской программы А.А. Плешакова.

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе отводится 2 часа в неделю. Планирование рассчитано на 33 учебных недели по 2 ч в неделю. Всего 66 часов.

2 часа (34-ая учебная неделя) – резерв.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих результатов:

— понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

— сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

— осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

— освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

— развитие навыков устанавливать и выяснять причинно – следственные связи в окружающем мире.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средств её осуществления;

— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

— умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные универсальные учебные действия:

— умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

— умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

— умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

— владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, и классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

— владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

— умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного мета «Окружающий мир».

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— умение определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Природа. Природные объекты и предметы. Созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и т.д.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вода. Свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека ни. Растения родного края, их названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери; их отличия. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек и общество

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством. Водой. Опасные места в квартире, доме, его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т.д.).

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с животными.

Программа курса «Окружающий мир» для 1 класса включает следующие разделы:

Введение. Задавайте вопросы! (1 час)

Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?

Как, откуда и куда? (12 часов)

Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

Где и когда? (11 часов)

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?

Почему и зачем? (22 часа)

Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?

Источник

Опросник критического мышления «ОКМ»

Что такое окм в школе. Смотреть фото Что такое окм в школе. Смотреть картинку Что такое окм в школе. Картинка про Что такое окм в школе. Фото Что такое окм в школе

Опросник критического мышления «ОКМ»

Основная проблема, с которой сталкивается исследователь критического мышления, заключается в том, что отсутствуют надежные и валидные методики, позволяющие исследовать данный феномен.

Сложившаяся ситуация с психодиагностическим инструментарием в области исследования критического мышления послужит отправным пунктом в создании нами стандартизованной методики на изучение (измерение) критического мышления.

Теоретические основы разработки опросника

Прежде чем перейти непосредственно к обсуждению «технических» этапов конструирования остановимся на ключевых теоретических предпосылках, из которых мы исходили при создании нашего опросника критического мышления.

Ключевой категорией для всей темы критического мышления, является понятие «критическое мышление». Под понятием критического мышления в отечественной психологии принято понимать как важнейший канальный фактор для подрыва позиций не только деструктивных культов, но и любых других попыток манипулятивной эксплуатации несовершенств человеческой психики и мышления.

Конкретные инструментальные черты:

— Логическое формулирование выводов

— Предложение мнений с аргументами

— Формулирование суждений на основе критериев (Е. Волков, 2004).

же считает, что критическое мышление предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей.

Критическому мышлению в целом свойственна практическая ориентация. В силу этого оно может быть проинтерпретировано как форма практической логики, рассмотренной внутри и в зависимости от контекста рассуждения и индивидуальных особенностей рассуждающего субъекта.

Вместе с тем одна из важнейших особенностей критического мышления заключается в том, что оно учит анализу и конструированию рассуждений, получению знания вне зависимости от профессиональной сферы деятельности.

Критическое мышление ориентируется на анализ «естественных» рассуждений, не стремясь подогнать их под стандартные структуры формальной логики. (Сорина, 2003).

В зарубежных психологии термин критическое мышление был одним из ключевых в философии Карла Поппера. Согласно его эволюционной эпистомеологии всякий живой организм действует как решатель проблемы. При этом данные из окружающего мира используются для подтверждения или опровержения гипотез, которые живой организм предварительно задает. Не только организм, но и знание, которое он несет и хранит, адаптируется к окружающей среде путем естественного отбора. Знание всегда есть результат устранения плохо приспособленных гипотез или адаптаций. Если перед организмом встает проблема, то она порождает попытки решения с помощью выдвижения пробных теорий. Пробные теории подвергаются критическому процессу устранения ошибок. Как подчеркивал Поппер, все организмы, чрезвычайно активны в приобретении знания (Поппер, 2004).

писал «Люди просто не должны доверять своим инстинктам. Они, несомненно, не должны доверять тому, что спонтанно происходит с ним. Они не должны принимать за истинное все, что преподносится как истинное. Они не должны предполагать, что их опыт необъективен. Они нуждаются в том, чтобы быть сформированными, они не рождены со стандартами, априорными нормами, суждениями, претендующими на абсолютную истинность, законность. Они должны вырастить в себе привычки и черты, которые объединят эти стандарты в их жизни». Критическое мышление – это размышление о мышлении, когда вы размышляете с целью улучшить своё мышление…При этом два момента имеют определяющее значение: критическое мышление – это влекущее за собой самоусовершенствование; и это усовершенствование приходит с навыками использования стандартов корректной оценки мыслительного процесса использования стандартов корректной оценки мыслительного процесса» (Поль, 1990).

Д. Клустер определял критическое мышление через 5 пунктов:

1. критическое мышление есть мышление самостоятельное. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер.

2. информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

3. критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

4. критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Под всеми названными элементами аргументации – утверждением, доводами и доказательствами – лежит элемент четвертый: основание.

Основание – это некая общая посылка, точка отсчета которая является общей для оратора или писателя и его аудитории и которая дает обоснование всей аргументации.

5. критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими, – или, как пишет философ Ханна Арендт, “совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии”. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. (Клустер, 2001)

Одна из самых популярных концепций критического мышления принадлежит американскому педагогу Р. Эннису, который одним из первых разработал систему установок или готовностей (dispositions) к критическому мышлению, или, другими словами, внутренних мотиваций, влияющих на «качество» мышления. Согласно концепции Р. Энниса критически мыслящий человек должен:

1. Заботиться о том, что бы его взгляды, решения, были четко обоснованы, а для этого ему необходимо:

· Стремиться к поиску новых гипотез, альтернативных объяснений источников, выводов;

· Быть хорошо информированным;

· Рассматривать точки зрения, отличные от своих собственных;

· Расширять свой кругозор, стремиться к разносторонней осведомленности.

2. Быть способным четко представлять как свою позицию, так и позицию других;

· Ясно и точно понимать сказанного и написанного, принимая во внимание особенности ситуации;

· Концентрироваться на выводе или вопросе, стремиться придерживаться основной темы;

· Искать и предлагать доводы (обоснования);

· Принимать во внимание всю ситуацию в целом;

· Осознавать собственные убеждения;

3. Уважать мнение и достоинства собеседника, т. е.:

· Уметь слушать и слышать других;

· Избегать критических замечаний, принимая во внимание чувства собеседника, быть восприимчивым и стремиться к пониманию чужих чувств, уровня познаний и глубины суждений;

· Быть внимательным к состоянию другого человека.

В основу современных концепций, описывающих интеллектуальные умения критического мышления, положены идеи американского исследователя Э. Глейзера. Он первым изложил набор определённых умений, которые, по его мнению, относятся именно к критическому мышлению: умение распознавать проблему и находить пути её решения, собирать и упорядочивать необходимую информацию, распознавать неподтверждённые предположения и оценки; точность и избирательность в использовании и восприятии языковых средств; умение истолковывать факты и информацию, давать оценку доказательствам, обнаруживать существование или отсутствие логических связей между суждениями, делать правомерные выводы и обобщения и подвергать их сомнению, перестраивать собственную систему убеждений и формировать правильные суждения о явлениях повседневной жизни.
Глейзером интеллектуальные умения и навыки получили своё развитие в исследованиях Р. Энниса, Р. Пола, С. Норриса, А. Фишера. Вопрос о наборе тех или иных умений, которые относятся именно к умениям критического мышления, до сих пор остаётся «открытым», т. к. каждый из авторов предлагает свою систему, ровно, как и определение самого понятия «критическое мышление». Так, Р. Эннис выделяет 12 основных умений (abilities) критического мышления, в то время как в концепции Р. Пола их число достигает 35. Выделим наиболее существенные, на наш взгляд, мыслительные умения, которые нашли отражение в большинстве современных концепций критического мышления:

· Оценка надёжности источников информации;

· Умение выделить необходимую информацию и способность к дальнейшей её обработке;

· Анализ и оценка высказываний, предположений, выводов, аргументов, гипотез, убеждений;

· Умение задавать вопросы с целью получения более точной информации или её проверки;

· Рассмотрение проблемы с различных углов зрения и сравнение различных позиций и подходов;

· Ясность изложения собственной позиции, точность в выборе языковых средств;

· Принятие решений и умение обосновать свой выбор.

Цель критического мышления — тестирование предложенных идей: применимы ли они, как можно их усовершенствовать и т. п. Чтобы провести соответствующий отбор надлежащим образом, необходимо, во-первых, соблюдать известную дистанцию, т. е. уметь оценивать свои идеи объективно, и, во-вторых, учитывать критерии, или ограничения, определяющие практические возможности внедрении новых идей.

проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения, выявляющее их недостатки и дефекты (Линдсей, 2001).

Западная психолого-педагогическая традиция располагает целым рядом отдельных исследований (P. Facione, N. Facione, C. Giancarlo, R. Ennis, S. Norris, G. Salomon), посвящённых изучению установок на критическое мышление, методик их развития и диагностики.

Разработка пунктов опросника

В разработке (составления) пунктов опросника мы опирались, с одной стороны, на наши теоретические представления, а с другой – из предварительного исследования критического мышления.

Исследование проводилось на базе института психологии пермского государственного педагогического университета в апреле 2010 года.

Изначально теоретически было образовано 6 шкал (название гипотетических шкал приведены, так же они назывались на предварительном этапе): «внушаемость», «рефлексивность», «конформность», «скептицизм», «склонность искать ошибки», «доверие авторитету».

В результате факторного анализа была получена несколько другая картина, но она в общем плане соответствовала первоначальному теоретическому представлению (предполагалось, что обозначенные 6 шкал, образуют три генеральные шкалы, что и было получено в результате факторного анализа: «внушаемость», «скептицизм», «конформность»).

В процессе конструирования пунктов опросника (методики) мы опирались на правила для формулирования заданий, указанные в руководстве по психодиагностике П. Клайном (Клайн, 1994). Для окончательного отбора того или иного пункта в экспериментальную форму опросника были привлечены независимые эксперты в основном это были кандидаты психологических наук, преподаватели ВУЗов Перми ПГПУ и ПГУ.

Было разработано 107 утверждений, каждое из которых было связано с тем или иным гипотетическим компонентом критического мышления.

Участниками исследования представлялась экспериментальная форма теста критического мышления, включающая в себя 107 утверждений. Порядок расположения пунктов был случайным. Испытуемым были предложены пары противоположных утверждений. Задачи испытуемых заключалось в том, что бы оценить утверждения по следующей системе: если утверждение в максимальной степени характеризовало испытуемого, он отмечал ближнюю к нему цифру «5», в среднем – «3», в меньшем – «1»

Эмпирическая часть исследования проводилась в апреле-мае 2010 года. Выборку составили 112 человек, из них – 38 юношей, и – 74 девушек, в возрастном диапазоне от 18 до 25 лет.

Обработка и обсуждение результатов

Анализ пунктов опросника. Первоначальный вариант методики содержал 107 утверждений. Затем список подвергнулся статистическому анализу, в соответствии с требованиями психометрики к процедуре к процедуре создания психодиагностической методики.

Факторный анализ полученных данных. Для конструкции теста мы использовали процедуру факторного анализа утверждений опросника.

Факторный анализ пунктов ОКМ осуществлялся методом главных компонент.

Использовались следующие критерии включения утверждений в шкалу:

· Факторный вес более 0,40 в соответствующих факторах на всей выборке;

· Наибольший факторный вес в соответствующем факторе на всей выборке и меньшие факторные веса в прочих факторах.

Ортогональная структура пунктов ОКМ определялась посредством Varimax normalized – вращения компонент. Количество выделяемых компонент выделялось следующим образом.

Первичный факторный анализ, проведенный по 107 пункту опросника, показал невысокий уровень структурированности данных.

График собственных значений факторов не имел выраженного перелома, что не позволяло применить критерий Кеттелла для определения количества факторов, которое можно было бы выбрать для окончательного решения. Сравнение решений, включающих разное количество факторов, и опора на a priori критерий привели к выбору трехфакторного решения, как поддающегося наиболее содержательной интерпретации. В сумме полученные три фактора объясняли 34% дисперсии. В дальнейшем из опросника были удалены 76 пунктов, не вносивших значимый вклад в образовавшиеся факторы, или наоборот имевшие высоки веса во всех двух или трех образовавшихся факторов.

Вторично факторный анализ проводился на 31 пункте. К нему были применены те же критерии, что и к первичному. Результаты факторного анализа представлены в таблице 1.

Факторная структура опросника

Номер вопроса в экспериментальной форме теста

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что такое окм в школе. Смотреть фото Что такое окм в школе. Смотреть картинку Что такое окм в школе. Картинка про Что такое окм в школе. Фото Что такое окм в школе