Что такое окна роста
Окна РОСТА
Полезное
Смотреть что такое «Окна РОСТА» в других словарях:
Окна РОСТА — «Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в 1919 1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период … Википедия
Окна РОСТа — «Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в 1919 1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период … Википедия
ОКНА РОСТА — «ОКНА РОСТА» («Окна сатиры РОСТА»), плакаты, размножавшиеся с помощью трафарета; создавались художниками и поэтами (М. М. Черемных (см. ЧЕРЕМНЫХ Михаил Михайлович), Д. С. Моор (см. МООР Дмитрий Стахиевич), В. В. Маяковский (см. МАЯКОВСКИЙ… … Энциклопедический словарь
«Окна РОСТА» — («Окна сатиры РОСТА»), плакаты, размножавшиеся с помощью трафарета; создавались художниками и поэтами (М. М. Черемных, Д. С. Моор, В. В. Маяковский) в системе РОСТА в 1919 21. Остросатирические плакаты «Окна РОСТА», посвящённые злободневным… … Энциклопедический словарь
«Окна РОСТА» — «Окна сатиры РОСТА», агитационные плакаты, выпускавшиеся группой московских художников и поэтов в 191922 под руководством Российского телеграфного агентства (РОСТА), затем Главполитпросвета при Наркомпросе РСФСР. Первоначально выставлялись… … Москва (энциклопедия)
Окна сатиры РОСТа — «Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в 1919 1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период … Википедия
Владимир Маяковский и «Окна РОСТА»
Вы будете перенаправлены на Автор24
Что такое «Окна РОСТА»
Агитационные плакаты создавались вручную при помощи трафаретов. В день создавалось до 200-300 экземпляров. Затем плакаты вывешивались на витринах магазинов, располагавшихся в людных местах. Отсюда появилось название «окна». Окна РОСТА – это своеобразная летопись времени Гражданской войны 1917-1922 года и периода интервенции, когда в стране из-за типографской разрухи не было бумаги, красок, литографии, отсутствовали специалисты литографского дела.
Рисунок 1. Окна РОСТА. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первые «Окна РОСТА» появились в 1919 году в Москве. Инициаторами их создания были художник М. М. Черемных и журналист Н. К. Иванов-Грамен, которые на тот момент работали в РОСТА, возглавляемого Керженцевым. В скором времени к ним присоединились И. А. Малютин, В. В. Маяковский, Д. С. Моор.
Сначала плакаты «Окна РОСТА» создавались в виде увеличенных страниц сатирического журнала и состояли из нескольких самостоятельных произведений разного жанра. Существенную роль в создании плакатов сыграл Владимир Маяковский, который взял на себя всю литературную часть. Кроме этого, он работал и в качестве художника. Маяковский создал новый тип «Окон РОСТА», в которых композиция и тема подчинялись одной конкретно агитационной задаче. В новых «окнах сатиры» текст и иллюстрации дополняли друг друга.
Готовые работы на аналогичную тему
Плакаты состояли из 2-4-6 кадров и были выполнены в «телеграфном стиле», которому присущи четкость, сжатость, лаконичность выразительных средств. Выразительные средства главным образом основывались на выразительности образов и яркой, броской раскраске два или три цвета. Активно использовалась символика, традиции русского лубка, а также новаторских идей и методов российского авангардизма.
Рисунок 2. Окна РОСТА. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Созданные плакаты отправлялись во все местные отделения РОСТА. «Окна РОСТА» выходили во многих крупных городах. Маяковский говорил, что это было «обслуживание горстью художников, вручную, стопятидесятимиллионного народища».
Задачей агитационных плакатов было воодушевление людей революционными идеями, задача плакатов заключалась в том, чтобы показывать народу картины светлого будущего, призывать к борьбе за мировую революцию и интернациональную солидарность всех трудящихся, призыв позорить и клеймить врага, а также провозглашать диктатуру пролетариата:
В плакатах поднимались самые волнующие вопросы современности – развитие народного хозяйства, борьба с голодом и т.д. в годы Великой Отечественной войны традиции «Окон РОСТА» продолжили «Окна ТАСС».
Агитационные плакаты «Окна РОСТА» сыграли большую роль в формировании советского изобразительного искусства.
Деятельность В. В. Маяковского в «Окнах РОСТА»
Владимир Маяковский, молодой талантливый поэт, пришел в поэзию как дин из членов футуристов. Футуристы запомнились в поэзии своим шумным, скандальным появлением. Поэты – футуристы удивляли, эпатировали читателя необычностью названий своих сборников (например, «Взял», «Пощечина общественному вкусу» и другие), максимализмом провозглашаемых ими литературных манифестов, разрисованными лицами, «желтыми кофтами фата», а также нарочитой скандальностью и шумом выступлений.
Исключением не был и Владимир Владимирович Маяковский, который также удивлял публику броскими стихами, желтой кофтой и эстрадными сарказмами. У Владимира Маяковского, как и у других поэтов-футуристов, было чрезвычайно повышенное чувство личности, под влиянием которого он написал трагедию «Владимир Маяковский». Это чувство личности продиктовало ему и лирическое стихотворение «Себе, любимому, посвящает эти строки автор». В этих произведениях было ярко выделено и подчеркнуто авторское «я» поэта:
Рисунок 3. Окна РОСТА. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Однако под воздействием революционных событий эпохи тональность произведений Маяковского претерпела изменения. У него проявилась острая потребность говорить новым, но понятным языком. Владимир Маяковский настойчиво ищет для себя новые формы деятельности, в которых мог бы проявить свой талант, новые жанры и не избитые темы новой, революционной действительности. При этом поэт не теряет своих предреволюционных достижений. Такой новой формой участия в революционной борьбе для Маяковского становится работа над агитационными плакатами «Окна РОСТА». Причем эта работа становится еще и своеобразной лабораторией, в которой Маяковский, как он сам выражался, освобождал стихи «от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия».
Маяковский называл себя неутомимым «чернорабочим революции» и без тени сомнения широко раздвигал границы своих поэтических возможностей. Маяковский шел к простоте своего поэтического образа и к простоте стиха, чувствовал пульс того времени и устремлял всю свою поэтическую энергию в будущее.
В работу над «Окнами РОСТА» Владимир Маяковский уходит с головой, сразу же берет всю литературную часть на себя, при этом еще успевает интенсивно работать над иллюстрациями. В скором времени Маяковский становится душой всего процесса, связанного с созданием «окон сатиры». Дело расширялось и крепло с каждым днем. Маяковский, во время подготовки текстов, определял тематику плакатов, намечал их объем и содержание. Большой литературный опыт поэта, политический авторитет и личное обаяние способствовали тому, что Маяковский стал негласным руководителем всего процесса по выпуску агитационных плакатов.
Окна сатиры роста. Иван Малютин
«Окна сатиры РОСТА» (Окна РОСТА) — серия плакатов, созданная в 1919—1921 годах советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» — специфическая форма массового агитационногоискусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции (1918—1920).
Сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики Советов. «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты. Владимир Маяковский в своей работе «Грозный смех» писал о них так: «Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. (…) Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек».
За исключением первых, нарисованных от руки, плакаты выполнялись и размножались с использованием трафарета до 150 и более экземпляров, а затем выставлялись в витринах в столице и других городах — обычно в пустующих гастрономических магазинах. В своих воспоминаниях В. Б. Шкловский утверждал, что:
«Окна РОСТА» правильно существовали и кончились тогда, когда опять появились магазины.
Окнам РОСТА, по мнению историка Владлена Сироткина, противостоял ОСВАГ:
«С высоты прошедших лет, читая воспоминания участников Гражданской войны с „красной“ и „белой“ сторон, начинаешь понимать, что оба „агитпропа“ — в Москве и в Ростове-на-Дону — были зеркальным отражением друг друга, только с обратными знаками. В Москве висели „Окна РОСТА“ со стихами Маяковского и Демьяна Бедного, в Ростове — „Окна ОСВАГа“ с виршами Наживина или „белого Демьяна“ рифмоплета А. Гридина. Там красноармеец протыкает штыком буржуя и белого генерала, здесь ражий доброволец — „жида“ Троцкого».
— Владлен Сироткин «Зарубежные клондайки России»
Первое «Окно РОСТА» исполнил в октябре 1919 М. М. Черемных. Впоследствии к нему присоединились В. В. Маяковский, создававший как рисунки, так и подписи, а также Д. С. Моор, И. А. Малютин, А. М. Нюренберг, М. Д. Вольпин, П. П. Соколов-Скаля, Б. Н. Тимофеев, В. В. Хвостенко и др. Аналогичные «окна» выпускались также в Петрограде (Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков и др.), на Украине (Б. Е. Ефимов и др.), в Саратове, Баку и др. городах.
В создании «Окон РОСТА» участвовали также Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков и Кукрыниксы. «Окна РОСТА» имели существенное значение для становления советского изобразительного искусства.
Иван Андреевич Малютин ( 5.01.1891, Тульская губерния — 1932, Москва, СССР)- русский, советский художник, живописец, график, плакатист, карикатурист.
Из крестьянской семьи, детство провел в Тульской губернии. Учился в Центральном Строгановском училище технического рисования — Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1902–1911) у Н. А. Андреева.
Жил в Москве. С 1909 дебютировал как сатирический художник в журнале «Рампа и жизнь». Выполнял карикатуры на оперные сюжеты, шаржи на деятелей театра.
В 1917 стал действительным членом общества «Бубновый валет», но в выставках не участвовал. Писал пейзажи, натюрморты; в своей станковой живописи и графике испытал влияние «Бубнового валета».
С конца 1910-х — в 1920-х работал для сатирических журналов «Смехач», «Заноза», «Безбожник у станка», «Бегемот», «Бов», «Бузотер», «Красный перец», «Лапоть», «Гудок», «Чудак». Постоянный карикатурист журнала «Крокодил». Занимался книжной графикой; оформил книги: Н. Агнивцева «В защиту трубочиста», И. Кремлева, А. Григоровича «Чудо на сырых болотах» (обе — 1926).
Среди «окон», сочинённых Иваном Андреевичем Малютиным, мы встретимся разработки самых различных
сюжетов: от острокритических до патетических: «Долой мешочников», «На польский фронт»*, «В здоровом теле- здоровый дух». В то же время художественные пристрастия мастера во всех его работах довольно определены.
Каждую тему художник решает убедительно и ярко.
Стиль рисования Малютина, при его несомненной любви к рассказу, к запоминающейся детали, при этом весьма условен и обобщен. Такая декоративная выразительность решения позволила без особых худо-
жертвенных потерь тиражировать рисунок с помощью трафарета. Малютин использует опыт современного
прочтения старой народной картинки, лубка, накопленный графиками ещё в издании плакатов и лубка эпохи
первой мировой войны. Малютин рисует намеренно угловатой, неуклюже, цвет ложится контрастными деко-
ративными плоскостями. Композиция должна прежде всего «остановить» прохожего, а затем уже точно
раскрыть смысл события. Несомненно, что в ряде своих работ художник использует и опыт народных площадных театральных представлений- театра кукол, марионеток, балагана, например, в известной компо-
зиции «Последний баронишко».
Лучшие декорации Малютина исполнены для оперы Зимина, а потом, после революции, для театра Москов-
ского Совета рабочих депутатов. И среди них оформление оперы Мусоргского «Борис Годунов» в постановке
известного режиссёра Ф. Комиссаржевского. В своих декорациях Малютин соединил мощь архитектурных
построек Древней Руси с силой звучания цвета. В костюмах очевидно стремление дать характерные народные типы. Глубокое чувство традиционной русской народной жизни есть также и в декорациях и костюмах к драме
Островского «Гроза». Обе эти работы не раз показывались на ретроспективных выставках советского декора-
тивного искусства.
Произведения хранятся в Российской государственной библиотеке (РГБ), Москва.
Окна РОСТА
«Окна сатиры РОСТА» — серия плакатов, созданная в 1919—1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» — специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции 1918—1920. Сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики Советов. «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты. За исключением первых, нарисованных от руки, плакаты выполнялись и размножались с использованием трафарета до 150 и более экземпляров, а затем выставлялись в витринах в столице и других городах. В «Окнах РОСТА» активно использовались традиции лубка и раёшника. Техника рисунка в «Окнах РОСТА» отличалась акцентированной простотой и лаконизмом используемых изобразительных средств (раскраска в 2-3 цвета, выразительность силуэтов). Первое «Окно РОСТА» исполнил в октябре 1919 М. М. Черемных. Впоследствии к нему присоединились В. В. Маяковский, создававший как рисунки, так и подписи, а также Д. С. Моор, И. А. Малютин, М. Д. Вольпин, П.П. Соколов-Скаля и др. Аналогичные «окна» выпускались также в Петрограде (Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков и др.), на Украине (Б. Е. Ефимов и др.), в Саратове, Баку и др. городах.
В создании «Окон РОСТА» в участвовали также Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков и Кукрыниксы. «Окна РОСТА» имели существенное значение для становления советского изобразительного искусства.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Окна РОСТА» в других словарях:
Окна РОСТа — «Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в 1919 1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период … Википедия
ОКНА РОСТА — «ОКНА РОСТА» («Окна сатиры РОСТА»), плакаты, размножавшиеся с помощью трафарета; создавались художниками и поэтами (М. М. Черемных (см. ЧЕРЕМНЫХ Михаил Михайлович), Д. С. Моор (см. МООР Дмитрий Стахиевич), В. В. Маяковский (см. МАЯКОВСКИЙ… … Энциклопедический словарь
«Окна РОСТА» — («Окна сатиры РОСТА»), плакаты, размножавшиеся с помощью трафарета; создавались художниками и поэтами (М. М. Черемных, Д. С. Моор, В. В. Маяковский) в системе РОСТА в 1919 21. Остросатирические плакаты «Окна РОСТА», посвящённые злободневным… … Энциклопедический словарь
Окна РОСТА — («Окна РОСТА») точнее «Окна сатиры РОСТА», плакаты, создававшиеся в 1919 21 советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (См. Российское телеграфное агентство) (РОСТА). «О. Р.» самобытный вид… … Большая советская энциклопедия
«Окна РОСТА» — «Окна сатиры РОСТА», агитационные плакаты, выпускавшиеся группой московских художников и поэтов в 191922 под руководством Российского телеграфного агентства (РОСТА), затем Главполитпросвета при Наркомпросе РСФСР. Первоначально выставлялись… … Москва (энциклопедия)
Окна сатиры РОСТа — «Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в 1919 1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период … Википедия
«Окна РОСТА»: история создания
Рубрика «Разлом» Андрея Светенко на «Вестях FM».
100 лет назад – в середине сентября 1919 года – в центре Москвы, на Тверской, у здания Моссовета появились «окна РОСТА». Стенды с плакатами на злобу дня, в сатирическом ключе. Плакаты с рисунками и текстами. Удачное с удвоением смысла название – РОСТА – в данном случае аббревиатура: Российское телеграфное агентство. Это была наглядная форма агитации, удачный проект политического искусства; его, в первую очередь, связывают с именем Владимира Маяковского. Это верно. Но первый плакат был с текстами Николая Иванова-Грамена, будущего главного редактора журнала «Крокодил» и с рисунками художника Черемных. Он привлек к себе внимание и размерами – более 3 метров, и красочностью, но главное достоинство – в доступной форме в нем подавалась информация о текущих событиях на фронте и в тылу.
Первые плакаты создавались в одном-двух экземплярах, но потом, используя трафарет, их стали создавать сотнями. Надо представить себе улицы тогдашней Москвы, пустые с выбитыми стеклами витрины бывших магазинов, кафе, ресторанов. Заколоченные крест-накрест парадные подъезды. Озабоченные, настороженные лица прохожих. «Окна РОСТА» давали москвичам возможность публичного обсуждения текущих событий, обмена мнениями.
Многим, наверное, казалось неожиданным, что в «окнах РОСТА» едко высмеивают и недостатки советской власти – не главные, конечно, но заметные в повседневной жизни. Диапазон тем был обширен. От агитации за Коминтерн до призывов к сбору грибов для голодающих, от борьбы с Деникиным и Врангелем до борьбы против антисанитарии, тифозных заболеваний. Особенно запоминались строки, написанные Маяковским. А сам поэт по окончании Гражданской войны в статье «Грозный смех» писал: «Окна РОСТА» – это протокольная запись крупнейшего 3-летия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. Это – телеграфные вести, моментально переданные в плакат. Это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это – новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек».
Год спустя «окна РОСТА» появились и в других городах Советской России. В их создании участвовала целая плеяда выдающихся художников – Моор, Малютин, Вольпин, Соколов-Скаля, а также Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков и Кукрыниксы.
Сейчас это назвали бы конвергентным видом искусства. «Окна РОСТА» совмещали в себе функции газеты, уличного шоу, эстрадного представления. Краткие, очищенные от словесной шелухи, частушки Маяковского точно били в цель: «Милый мой на красном фронте / забирает города / Мой платок не очень теплый / да расцветка – хоть куда. Половицей я хожу / Другая выгибается, / Кулаки меня клянут, / А бедный улыбается». «Как Юденич ехал в танке, / а Колчак в броневике, / Оказались два злодея / да на красном на штыке».
Любопытно, что у белых в плане агитпропа дело было поставлено аналогично. Листовки ОСВАГ – осведомительного агентства Добровольческой армии. Тоже со стишками в исполнении популярного рифмоплета Гридина. И тоже с картинками – разумеется, зеркального характера. Если в «окнах РОСТА» дюжий красноармеец насаживал на штык винтовки буржуя и генерала, то в «окнах ОСВАГа» ражий деникинский доброволец колол несимпатичного Троцкого.