Что такое окна сатиры роста

Окна сатиры роста. Иван Малютин

«Окна сатиры РОСТА» (Окна РОСТА) — серия плакатов, созданная в 1919—1921 годах советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» — специфическая форма массового агитационногоискусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции (1918—1920).­

Сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики Советов. «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты. Владимир Маяковский в своей работе «Грозный смех» писал о них так: «Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. (…) Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек».
За исключением первых, нарисованных от руки, плакаты выполнялись и размножались с использованием трафарета до 150 и более экземпляров, а затем выставлялись в витринах в столице и других городах — обычно в пустующих гастрономических магазинах. В своих воспоминаниях В. Б. Шкловский утверждал, что:
«Окна РОСТА» правильно существовали и кончились тогда, когда опять появились магазины.
Окнам РОСТА, по мнению историка Владлена Сироткина, противостоял ОСВАГ:
«С высоты прошедших лет, читая воспоминания участников Гражданской войны с „красной“ и „белой“ сторон, начинаешь понимать, что оба „агитпропа“ — в Москве и в Ростове-на-Дону — были зеркальным отражением друг друга, только с обратными знаками. В Москве висели „Окна РОСТА“ со стихами Маяковского и Демьяна Бедного, в Ростове — „Окна ОСВАГа“ с виршами Наживина или „белого Демьяна“ рифмоплета А. Гридина. Там красноармеец протыкает штыком буржуя и белого генерала, здесь ражий доброволец — „жида“ Троцкого».
— Владлен Сироткин «Зарубежные клондайки России»

Первое «Окно РОСТА» исполнил в октябре 1919 М. М. Черемных. Впоследствии к нему присоединились В. В. Маяковский, создававший как рисунки, так и подписи, а также Д. С. Моор, И. А. Малютин, А. М. Нюренберг, М. Д. Вольпин, П. П. Соколов-Скаля, Б. Н. Тимофеев, В. В. Хвостенко и др. Аналогичные «окна» выпускались также в Петрограде (Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков и др.), на Украине (Б. Е. Ефимов и др.), в Саратове, Баку и др. городах.
В создании «Окон РОСТА» участвовали также Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков и Кукрыниксы. «Окна РОСТА» имели существенное значение для становления советского изобразительного искусства.

Иван Андреевич Малютин ( 5.01.1891, Тульская губерния — 1932, Москва, СССР)- русский, советский художник, живописец, график, плакатист, карикатурист.

Из крестьянской семьи, детство провел в Тульской губернии. Учился в Центральном Строгановском училище технического рисования — Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1902–1911) у Н. А. Андреева.
Жил в Москве. С 1909 дебютировал как сатирический художник в журнале «Рампа и жизнь». Выполнял карикатуры на оперные сюжеты, шаржи на деятелей театра.
В 1917 стал действительным членом общества «Бубновый валет», но в выставках не участвовал. Писал пейзажи, натюрморты; в своей станковой живописи и графике испытал влияние «Бубнового валета».
С конца 1910-х — в 1920-х работал для сатирических журналов «Смехач», «Заноза», «Безбожник у станка», «Бегемот», «Бов», «Бузотер», «Красный перец», «Лапоть», «Гудок», «Чудак». Постоянный карикатурист журнала «Крокодил». Занимался книжной графикой; оформил книги: Н. Агнивцева «В защиту трубочиста», И. Кремлева, А. Григоровича «Чудо на сырых болотах» (обе — 1926).

Среди «окон», сочинённых Иваном Андреевичем Малютиным, мы встретимся разработки самых различных
сюжетов: от острокритических до патетических: «Долой мешочников», «На польский фронт»*, «В здоровом теле- здоровый дух». В то же время художественные пристрастия мастера во всех его работах довольно определены.
Каждую тему художник решает убедительно и ярко.

Стиль рисования Малютина, при его несомненной любви к рассказу, к запоминающейся детали, при этом весьма условен и обобщен. Такая декоративная выразительность решения позволила без особых худо-
жертвенных потерь тиражировать рисунок с помощью трафарета. Малютин использует опыт современного
прочтения старой народной картинки, лубка, накопленный графиками ещё в издании плакатов и лубка эпохи
первой мировой войны. Малютин рисует намеренно угловатой, неуклюже, цвет ложится контрастными деко-
ративными плоскостями. Композиция должна прежде всего «остановить» прохожего, а затем уже точно
раскрыть смысл события. Несомненно, что в ряде своих работ художник использует и опыт народных площадных театральных представлений- театра кукол, марионеток, балагана, например, в известной компо-
зиции «Последний баронишко».

Лучшие декорации Малютина исполнены для оперы Зимина, а потом, после революции, для театра Москов-
ского Совета рабочих депутатов. И среди них оформление оперы Мусоргского «Борис Годунов» в постановке
известного режиссёра Ф. Комиссаржевского. В своих декорациях Малютин соединил мощь архитектурных
построек Древней Руси с силой звучания цвета. В костюмах очевидно стремление дать характерные народные типы. Глубокое чувство традиционной русской народной жизни есть также и в декорациях и костюмах к драме
Островского «Гроза». Обе эти работы не раз показывались на ретроспективных выставках советского декора-
тивного искусства.
Произведения хранятся в Российской государственной библиотеке (РГБ), Москва.

Источник

Окна РОСТА

Что такое окна сатиры роста. Смотреть фото Что такое окна сатиры роста. Смотреть картинку Что такое окна сатиры роста. Картинка про Что такое окна сатиры роста. Фото Что такое окна сатиры роста

Что такое окна сатиры роста. Смотреть фото Что такое окна сатиры роста. Смотреть картинку Что такое окна сатиры роста. Картинка про Что такое окна сатиры роста. Фото Что такое окна сатиры роста

Что такое окна сатиры роста. Смотреть фото Что такое окна сатиры роста. Смотреть картинку Что такое окна сатиры роста. Картинка про Что такое окна сатиры роста. Фото Что такое окна сатиры роста

Полезное

Смотреть что такое «Окна РОСТА» в других словарях:

Окна РОСТА — «Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в 1919 1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период … Википедия

Окна РОСТа — «Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в 1919 1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период … Википедия

ОКНА РОСТА — «ОКНА РОСТА» («Окна сатиры РОСТА»), плакаты, размножавшиеся с помощью трафарета; создавались художниками и поэтами (М. М. Черемных (см. ЧЕРЕМНЫХ Михаил Михайлович), Д. С. Моор (см. МООР Дмитрий Стахиевич), В. В. Маяковский (см. МАЯКОВСКИЙ… … Энциклопедический словарь

«Окна РОСТА» — («Окна сатиры РОСТА»), плакаты, размножавшиеся с помощью трафарета; создавались художниками и поэтами (М. М. Черемных, Д. С. Моор, В. В. Маяковский) в системе РОСТА в 1919 21. Остросатирические плакаты «Окна РОСТА», посвящённые злободневным… … Энциклопедический словарь

«Окна РОСТА» — «Окна сатиры РОСТА», агитационные плакаты, выпускавшиеся группой московских художников и поэтов в 1919—22 под руководством Российского телеграфного агентства (РОСТА), затем Главполитпросвета при Наркомпросе РСФСР. Первоначально выставлялись… … Москва (энциклопедия)

Окна сатиры РОСТа — «Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в 1919 1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период … Википедия

Источник

Окна сатиры РОСТА

Что такое окна сатиры роста. Смотреть фото Что такое окна сатиры роста. Смотреть картинку Что такое окна сатиры роста. Картинка про Что такое окна сатиры роста. Фото Что такое окна сатиры роста

Что такое окна сатиры роста. Смотреть фото Что такое окна сатиры роста. Смотреть картинку Что такое окна сатиры роста. Картинка про Что такое окна сатиры роста. Фото Что такое окна сатиры роста

«Окна сатиры РОСТА» — серия плакатов, созданная в 1919—1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» — специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции 1918—1920.

Содержание

Характеристика

Сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики Советов. «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты.

За исключением первых, нарисованных от руки, плакаты выполнялись и размножались с использованием трафарета [2] до 150 и более экземпляров, а затем выставлялись в витринах в столице и других городах — обычно в пустующих гастрономических магазинах. В своих воспоминаниях В.Б. Шкловский утверждал, что:

— «В. Маяковский в воспоминаниях современников» [3]

В «Окнах РОСТА» активно использовались традиции лубка [5] и раёшника. Техника рисунка в «Окнах РОСТА» отличалась акцентированной простотой и лаконизмом используемых изобразительных средств (раскраска в 2-3 цвета, выразительность силуэтов).

Противостоящие творческие организации

Окнам РОСТА, по мнению историка Владлена Сироткина, противостоял ОСВАГ:

Художники

Первое «Окно РОСТА» исполнил в октябре 1919 М. М. Черемных. Впоследствии к нему присоединились В. В. Маяковский, создававший как рисунки, так и подписи, а также Д. С. Моор, И. А. Малютин, А. М. Нюренберг, М. Д. Вольпин, П. П. Соколов-Скаля, Б. Н. Тимофеев и др. Аналогичные «окна» выпускались также в Петрограде (Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков и др.), на Украине (Б. Е. Ефимов и др.), в Саратове, Баку и др. городах.

В создании «Окон РОСТА» в участвовали также Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков и Кукрыниксы. «Окна РОСТА» имели существенное значение для становления советского изобразительного искусства.

Интересные факты

См. также

Примечания

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Окна сатиры РОСТА» в других словарях:

Окна сатиры РОСТа — «Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в 1919 1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период … Википедия

«Окна сатиры РОСТА» — агитационные плакаты, выпускавшиеся группой московских художников и поэтов в 1919 22 под руководством Российского телеграфного агентства (РОСТА), затем Главполитпросвета при Наркомпросе РСФСР. Первоначально выставлялись в витринах пустующих… … Москва (энциклопедия)

Окна РОСТА — «Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в 1919 1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период … Википедия

Окна РОСТа — «Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в 1919 1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период … Википедия

ОКНА РОСТА — «ОКНА РОСТА» («Окна сатиры РОСТА»), плакаты, размножавшиеся с помощью трафарета; создавались художниками и поэтами (М. М. Черемных (см. ЧЕРЕМНЫХ Михаил Михайлович), Д. С. Моор (см. МООР Дмитрий Стахиевич), В. В. Маяковский (см. МАЯКОВСКИЙ… … Энциклопедический словарь

Окна РОСТА — («Окна РОСТА») точнее «Окна сатиры РОСТА», плакаты, создававшиеся в 1919 21 советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (См. Российское телеграфное агентство) (РОСТА). «О. Р.» самобытный вид… … Большая советская энциклопедия

РОСТА — Российское телеграфное агентство (РОСТА) центральный информационный орган советского государства (РСФСР, с 1924 СССР) в 1918 1925 годах. 7 сентября 1918 года Президиум ВЦИК принял «Постановление о слиянии Петроградского телеграфного агентства и… … Википедия

Источник

«Окна РОСТА»: история создания

Что такое окна сатиры роста. Смотреть фото Что такое окна сатиры роста. Смотреть картинку Что такое окна сатиры роста. Картинка про Что такое окна сатиры роста. Фото Что такое окна сатиры роста

Рубрика «Разлом» Андрея Светенко на «Вестях FM».

100 лет назад – в середине сентября 1919 года – в центре Москвы, на Тверской, у здания Моссовета появились «окна РОСТА». Стенды с плакатами на злобу дня, в сатирическом ключе. Плакаты с рисунками и текстами. Удачное с удвоением смысла название – РОСТА – в данном случае аббревиатура: Российское телеграфное агентство. Это была наглядная форма агитации, удачный проект политического искусства; его, в первую очередь, связывают с именем Владимира Маяковского. Это верно. Но первый плакат был с текстами Николая Иванова-Грамена, будущего главного редактора журнала «Крокодил» и с рисунками художника Черемных. Он привлек к себе внимание и размерами – более 3 метров, и красочностью, но главное достоинство – в доступной форме в нем подавалась информация о текущих событиях на фронте и в тылу.

Первые плакаты создавались в одном-двух экземплярах, но потом, используя трафарет, их стали создавать сотнями. Надо представить себе улицы тогдашней Москвы, пустые с выбитыми стеклами витрины бывших магазинов, кафе, ресторанов. Заколоченные крест-накрест парадные подъезды. Озабоченные, настороженные лица прохожих. «Окна РОСТА» давали москвичам возможность публичного обсуждения текущих событий, обмена мнениями.

Многим, наверное, казалось неожиданным, что в «окнах РОСТА» едко высмеивают и недостатки советской власти – не главные, конечно, но заметные в повседневной жизни. Диапазон тем был обширен. От агитации за Коминтерн до призывов к сбору грибов для голодающих, от борьбы с Деникиным и Врангелем до борьбы против антисанитарии, тифозных заболеваний. Особенно запоминались строки, написанные Маяковским. А сам поэт по окончании Гражданской войны в статье «Грозный смех» писал: «Окна РОСТА» – это протокольная запись крупнейшего 3-летия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. Это – телеграфные вести, моментально переданные в плакат. Это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это – новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек».

Год спустя «окна РОСТА» появились и в других городах Советской России. В их создании участвовала целая плеяда выдающихся художников – Моор, Малютин, Вольпин, Соколов-Скаля, а также Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков и Кукрыниксы.

Сейчас это назвали бы конвергентным видом искусства. «Окна РОСТА» совмещали в себе функции газеты, уличного шоу, эстрадного представления. Краткие, очищенные от словесной шелухи, частушки Маяковского точно били в цель: «Милый мой на красном фронте / забирает города / Мой платок не очень теплый / да расцветка – хоть куда. Половицей я хожу / Другая выгибается, / Кулаки меня клянут, / А бедный улыбается». «Как Юденич ехал в танке, / а Колчак в броневике, / Оказались два злодея / да на красном на штыке».

Любопытно, что у белых в плане агитпропа дело было поставлено аналогично. Листовки ОСВАГ – осведомительного агентства Добровольческой армии. Тоже со стишками в исполнении популярного рифмоплета Гридина. И тоже с картинками – разумеется, зеркального характера. Если в «окнах РОСТА» дюжий красноармеец насаживал на штык винтовки буржуя и генерала, то в «окнах ОСВАГа» ражий деникинский доброволец колол несимпатичного Троцкого.

Источник

Что такое окна сатиры роста

Что такое окна сатиры роста. Смотреть фото Что такое окна сатиры роста. Смотреть картинку Что такое окна сатиры роста. Картинка про Что такое окна сатиры роста. Фото Что такое окна сатиры роста

«Окна сатиры РОСТА»

«Окна» были задуманы сперва как увеличенные страницы сатирического журнала, вывешиваемые в окнах пустующих магазинов. Именно Маяковский постепенно выработал тип агитационно направленного «Окна», где все рисунки подчинены одной теме, последовательно раскрываемой в стихотворном тексте.

Точное количество «Окон», созданных поэтом, не учтено — работа текстовиков и художников РОСТА была анонимной. Всего было выпущено около 1500 плакатов (с октября 1919 года по февраль 1922 года). Считается, что примерно для 80 % тесты написал Маяковский и нарисовал около 400 плакатов.

Вместе с Маяковским над «Окнами» работали: Михаил Черемных, Иван Малютин, Амшей Нюренберг, Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Кукрыниксы и другие.

«Моя работа в РОСТА началась так: я увидел на углу Кузнецкого и Петровки, где теперь Моссельпром, первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву РОСТОЙ, тов. Керженцеву, который свел меня с М. М. Черемных — одним из лучших работников этого дела.

Второе окно мы делали вместе. Дальше пришел и Малютин, а потом художники: Лавинский, Левин, Брик, Моор, Нюренберг и другие, трафаретчики: Шиман, Михайлов, Кушнер и многие еще, фотограф Никитин.

Первое время над текстом работал тов. Грамен, дальше почти все темы и тексты мои; работали еще над текстом О. Брик, Р. Райт, Вольпин.

Вспоминаю — отдыхов не было. Работали в огромной нетопленной, сводящей морозом (впоследствии — выедающая глаза дымом буржуйка) мастерской РОСТА.

Придя домой, рисовал опять, а в случае особой срочности клал под голову, ложась спать, полено вместо подушки, с тем расчетом, что на полене особенно не заспишься и, поспав ровно столько, сколько необходимо, вскочишь работать снова.

От нас требовалась машинная быстрота: бывало, телеграфное известие о фронтовой победе через 40 минут — час уже висело по улице красочным плакатом.

“Красочным” — сказано чересчур шикарно, красок почти не было, брали любую, чуть размешивая на слюне. Этого темпа, этой быстроты требовал характер работы, и от этой быстроты вывешивания вестей об опасности или о победе зависело число новых бойцов.

Вне телеграфной, пулеметной быстроты — этой работы быть не могло. Но мы делали ее не только в полную силу и серьезность наших умений, но и революционизировали вкус, подымали квалификацию плакатного искусства, искусства агитации».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *