Что такое окна сатиры роста
Окна сатиры роста. Иван Малютин
«Окна сатиры РОСТА» (Окна РОСТА) — серия плакатов, созданная в 1919—1921 годах советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» — специфическая форма массового агитационногоискусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции (1918—1920).
Сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики Советов. «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты. Владимир Маяковский в своей работе «Грозный смех» писал о них так: «Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. (…) Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек».
За исключением первых, нарисованных от руки, плакаты выполнялись и размножались с использованием трафарета до 150 и более экземпляров, а затем выставлялись в витринах в столице и других городах — обычно в пустующих гастрономических магазинах. В своих воспоминаниях В. Б. Шкловский утверждал, что:
«Окна РОСТА» правильно существовали и кончились тогда, когда опять появились магазины.
Окнам РОСТА, по мнению историка Владлена Сироткина, противостоял ОСВАГ:
«С высоты прошедших лет, читая воспоминания участников Гражданской войны с „красной“ и „белой“ сторон, начинаешь понимать, что оба „агитпропа“ — в Москве и в Ростове-на-Дону — были зеркальным отражением друг друга, только с обратными знаками. В Москве висели „Окна РОСТА“ со стихами Маяковского и Демьяна Бедного, в Ростове — „Окна ОСВАГа“ с виршами Наживина или „белого Демьяна“ рифмоплета А. Гридина. Там красноармеец протыкает штыком буржуя и белого генерала, здесь ражий доброволец — „жида“ Троцкого».
— Владлен Сироткин «Зарубежные клондайки России»
Первое «Окно РОСТА» исполнил в октябре 1919 М. М. Черемных. Впоследствии к нему присоединились В. В. Маяковский, создававший как рисунки, так и подписи, а также Д. С. Моор, И. А. Малютин, А. М. Нюренберг, М. Д. Вольпин, П. П. Соколов-Скаля, Б. Н. Тимофеев, В. В. Хвостенко и др. Аналогичные «окна» выпускались также в Петрограде (Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков и др.), на Украине (Б. Е. Ефимов и др.), в Саратове, Баку и др. городах.
В создании «Окон РОСТА» участвовали также Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков и Кукрыниксы. «Окна РОСТА» имели существенное значение для становления советского изобразительного искусства.
Иван Андреевич Малютин ( 5.01.1891, Тульская губерния — 1932, Москва, СССР)- русский, советский художник, живописец, график, плакатист, карикатурист.
Из крестьянской семьи, детство провел в Тульской губернии. Учился в Центральном Строгановском училище технического рисования — Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1902–1911) у Н. А. Андреева.
Жил в Москве. С 1909 дебютировал как сатирический художник в журнале «Рампа и жизнь». Выполнял карикатуры на оперные сюжеты, шаржи на деятелей театра.
В 1917 стал действительным членом общества «Бубновый валет», но в выставках не участвовал. Писал пейзажи, натюрморты; в своей станковой живописи и графике испытал влияние «Бубнового валета».
С конца 1910-х — в 1920-х работал для сатирических журналов «Смехач», «Заноза», «Безбожник у станка», «Бегемот», «Бов», «Бузотер», «Красный перец», «Лапоть», «Гудок», «Чудак». Постоянный карикатурист журнала «Крокодил». Занимался книжной графикой; оформил книги: Н. Агнивцева «В защиту трубочиста», И. Кремлева, А. Григоровича «Чудо на сырых болотах» (обе — 1926).
Среди «окон», сочинённых Иваном Андреевичем Малютиным, мы встретимся разработки самых различных
сюжетов: от острокритических до патетических: «Долой мешочников», «На польский фронт»*, «В здоровом теле- здоровый дух». В то же время художественные пристрастия мастера во всех его работах довольно определены.
Каждую тему художник решает убедительно и ярко.
Стиль рисования Малютина, при его несомненной любви к рассказу, к запоминающейся детали, при этом весьма условен и обобщен. Такая декоративная выразительность решения позволила без особых худо-
жертвенных потерь тиражировать рисунок с помощью трафарета. Малютин использует опыт современного
прочтения старой народной картинки, лубка, накопленный графиками ещё в издании плакатов и лубка эпохи
первой мировой войны. Малютин рисует намеренно угловатой, неуклюже, цвет ложится контрастными деко-
ративными плоскостями. Композиция должна прежде всего «остановить» прохожего, а затем уже точно
раскрыть смысл события. Несомненно, что в ряде своих работ художник использует и опыт народных площадных театральных представлений- театра кукол, марионеток, балагана, например, в известной компо-
зиции «Последний баронишко».
Лучшие декорации Малютина исполнены для оперы Зимина, а потом, после революции, для театра Москов-
ского Совета рабочих депутатов. И среди них оформление оперы Мусоргского «Борис Годунов» в постановке
известного режиссёра Ф. Комиссаржевского. В своих декорациях Малютин соединил мощь архитектурных
построек Древней Руси с силой звучания цвета. В костюмах очевидно стремление дать характерные народные типы. Глубокое чувство традиционной русской народной жизни есть также и в декорациях и костюмах к драме
Островского «Гроза». Обе эти работы не раз показывались на ретроспективных выставках советского декора-
тивного искусства.
Произведения хранятся в Российской государственной библиотеке (РГБ), Москва.
Окна РОСТА
Полезное
Смотреть что такое «Окна РОСТА» в других словарях:
Окна РОСТА — «Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в 1919 1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период … Википедия
Окна РОСТа — «Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в 1919 1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период … Википедия
ОКНА РОСТА — «ОКНА РОСТА» («Окна сатиры РОСТА»), плакаты, размножавшиеся с помощью трафарета; создавались художниками и поэтами (М. М. Черемных (см. ЧЕРЕМНЫХ Михаил Михайлович), Д. С. Моор (см. МООР Дмитрий Стахиевич), В. В. Маяковский (см. МАЯКОВСКИЙ… … Энциклопедический словарь
«Окна РОСТА» — («Окна сатиры РОСТА»), плакаты, размножавшиеся с помощью трафарета; создавались художниками и поэтами (М. М. Черемных, Д. С. Моор, В. В. Маяковский) в системе РОСТА в 1919 21. Остросатирические плакаты «Окна РОСТА», посвящённые злободневным… … Энциклопедический словарь
«Окна РОСТА» — «Окна сатиры РОСТА», агитационные плакаты, выпускавшиеся группой московских художников и поэтов в 191922 под руководством Российского телеграфного агентства (РОСТА), затем Главполитпросвета при Наркомпросе РСФСР. Первоначально выставлялись… … Москва (энциклопедия)
Окна сатиры РОСТа — «Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в 1919 1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период … Википедия
Окна сатиры РОСТА
«Окна сатиры РОСТА» — серия плакатов, созданная в 1919—1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» — специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции 1918—1920.
Содержание
Характеристика
Сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики Советов. «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты.
За исключением первых, нарисованных от руки, плакаты выполнялись и размножались с использованием трафарета [2] до 150 и более экземпляров, а затем выставлялись в витринах в столице и других городах — обычно в пустующих гастрономических магазинах. В своих воспоминаниях В.Б. Шкловский утверждал, что:
— «В. Маяковский в воспоминаниях современников» [3]
В «Окнах РОСТА» активно использовались традиции лубка [5] и раёшника. Техника рисунка в «Окнах РОСТА» отличалась акцентированной простотой и лаконизмом используемых изобразительных средств (раскраска в 2-3 цвета, выразительность силуэтов).
Противостоящие творческие организации
Окнам РОСТА, по мнению историка Владлена Сироткина, противостоял ОСВАГ:
Художники
Первое «Окно РОСТА» исполнил в октябре 1919 М. М. Черемных. Впоследствии к нему присоединились В. В. Маяковский, создававший как рисунки, так и подписи, а также Д. С. Моор, И. А. Малютин, А. М. Нюренберг, М. Д. Вольпин, П. П. Соколов-Скаля, Б. Н. Тимофеев и др. Аналогичные «окна» выпускались также в Петрограде (Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков и др.), на Украине (Б. Е. Ефимов и др.), в Саратове, Баку и др. городах.
В создании «Окон РОСТА» в участвовали также Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков и Кукрыниксы. «Окна РОСТА» имели существенное значение для становления советского изобразительного искусства.
Интересные факты
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Окна сатиры РОСТА» в других словарях:
Окна сатиры РОСТа — «Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в 1919 1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период … Википедия
«Окна сатиры РОСТА» — агитационные плакаты, выпускавшиеся группой московских художников и поэтов в 1919 22 под руководством Российского телеграфного агентства (РОСТА), затем Главполитпросвета при Наркомпросе РСФСР. Первоначально выставлялись в витринах пустующих… … Москва (энциклопедия)
Окна РОСТА — «Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в 1919 1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период … Википедия
Окна РОСТа — «Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в 1919 1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период … Википедия
ОКНА РОСТА — «ОКНА РОСТА» («Окна сатиры РОСТА»), плакаты, размножавшиеся с помощью трафарета; создавались художниками и поэтами (М. М. Черемных (см. ЧЕРЕМНЫХ Михаил Михайлович), Д. С. Моор (см. МООР Дмитрий Стахиевич), В. В. Маяковский (см. МАЯКОВСКИЙ… … Энциклопедический словарь
Окна РОСТА — («Окна РОСТА») точнее «Окна сатиры РОСТА», плакаты, создававшиеся в 1919 21 советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (См. Российское телеграфное агентство) (РОСТА). «О. Р.» самобытный вид… … Большая советская энциклопедия
РОСТА — Российское телеграфное агентство (РОСТА) центральный информационный орган советского государства (РСФСР, с 1924 СССР) в 1918 1925 годах. 7 сентября 1918 года Президиум ВЦИК принял «Постановление о слиянии Петроградского телеграфного агентства и… … Википедия
«Окна РОСТА»: история создания
Рубрика «Разлом» Андрея Светенко на «Вестях FM».
100 лет назад – в середине сентября 1919 года – в центре Москвы, на Тверской, у здания Моссовета появились «окна РОСТА». Стенды с плакатами на злобу дня, в сатирическом ключе. Плакаты с рисунками и текстами. Удачное с удвоением смысла название – РОСТА – в данном случае аббревиатура: Российское телеграфное агентство. Это была наглядная форма агитации, удачный проект политического искусства; его, в первую очередь, связывают с именем Владимира Маяковского. Это верно. Но первый плакат был с текстами Николая Иванова-Грамена, будущего главного редактора журнала «Крокодил» и с рисунками художника Черемных. Он привлек к себе внимание и размерами – более 3 метров, и красочностью, но главное достоинство – в доступной форме в нем подавалась информация о текущих событиях на фронте и в тылу.
Первые плакаты создавались в одном-двух экземплярах, но потом, используя трафарет, их стали создавать сотнями. Надо представить себе улицы тогдашней Москвы, пустые с выбитыми стеклами витрины бывших магазинов, кафе, ресторанов. Заколоченные крест-накрест парадные подъезды. Озабоченные, настороженные лица прохожих. «Окна РОСТА» давали москвичам возможность публичного обсуждения текущих событий, обмена мнениями.
Многим, наверное, казалось неожиданным, что в «окнах РОСТА» едко высмеивают и недостатки советской власти – не главные, конечно, но заметные в повседневной жизни. Диапазон тем был обширен. От агитации за Коминтерн до призывов к сбору грибов для голодающих, от борьбы с Деникиным и Врангелем до борьбы против антисанитарии, тифозных заболеваний. Особенно запоминались строки, написанные Маяковским. А сам поэт по окончании Гражданской войны в статье «Грозный смех» писал: «Окна РОСТА» – это протокольная запись крупнейшего 3-летия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. Это – телеграфные вести, моментально переданные в плакат. Это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это – новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек».
Год спустя «окна РОСТА» появились и в других городах Советской России. В их создании участвовала целая плеяда выдающихся художников – Моор, Малютин, Вольпин, Соколов-Скаля, а также Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков и Кукрыниксы.
Сейчас это назвали бы конвергентным видом искусства. «Окна РОСТА» совмещали в себе функции газеты, уличного шоу, эстрадного представления. Краткие, очищенные от словесной шелухи, частушки Маяковского точно били в цель: «Милый мой на красном фронте / забирает города / Мой платок не очень теплый / да расцветка – хоть куда. Половицей я хожу / Другая выгибается, / Кулаки меня клянут, / А бедный улыбается». «Как Юденич ехал в танке, / а Колчак в броневике, / Оказались два злодея / да на красном на штыке».
Любопытно, что у белых в плане агитпропа дело было поставлено аналогично. Листовки ОСВАГ – осведомительного агентства Добровольческой армии. Тоже со стишками в исполнении популярного рифмоплета Гридина. И тоже с картинками – разумеется, зеркального характера. Если в «окнах РОСТА» дюжий красноармеец насаживал на штык винтовки буржуя и генерала, то в «окнах ОСВАГа» ражий деникинский доброволец колол несимпатичного Троцкого.
Что такое окна сатиры роста
«Окна сатиры РОСТА»
«Окна» были задуманы сперва как увеличенные страницы сатирического журнала, вывешиваемые в окнах пустующих магазинов. Именно Маяковский постепенно выработал тип агитационно направленного «Окна», где все рисунки подчинены одной теме, последовательно раскрываемой в стихотворном тексте.
Точное количество «Окон», созданных поэтом, не учтено — работа текстовиков и художников РОСТА была анонимной. Всего было выпущено около 1500 плакатов (с октября 1919 года по февраль 1922 года). Считается, что примерно для 80 % тесты написал Маяковский и нарисовал около 400 плакатов.
Вместе с Маяковским над «Окнами» работали: Михаил Черемных, Иван Малютин, Амшей Нюренберг, Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Кукрыниксы и другие.
«Моя работа в РОСТА началась так: я увидел на углу Кузнецкого и Петровки, где теперь Моссельпром, первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву РОСТОЙ, тов. Керженцеву, который свел меня с М. М. Черемных — одним из лучших работников этого дела.
Второе окно мы делали вместе. Дальше пришел и Малютин, а потом художники: Лавинский, Левин, Брик, Моор, Нюренберг и другие, трафаретчики: Шиман, Михайлов, Кушнер и многие еще, фотограф Никитин.
Первое время над текстом работал тов. Грамен, дальше почти все темы и тексты мои; работали еще над текстом О. Брик, Р. Райт, Вольпин.
Вспоминаю — отдыхов не было. Работали в огромной нетопленной, сводящей морозом (впоследствии — выедающая глаза дымом буржуйка) мастерской РОСТА.
Придя домой, рисовал опять, а в случае особой срочности клал под голову, ложась спать, полено вместо подушки, с тем расчетом, что на полене особенно не заспишься и, поспав ровно столько, сколько необходимо, вскочишь работать снова.
От нас требовалась машинная быстрота: бывало, телеграфное известие о фронтовой победе через 40 минут — час уже висело по улице красочным плакатом.
“Красочным” — сказано чересчур шикарно, красок почти не было, брали любую, чуть размешивая на слюне. Этого темпа, этой быстроты требовал характер работы, и от этой быстроты вывешивания вестей об опасности или о победе зависело число новых бойцов.
Вне телеграфной, пулеметной быстроты — этой работы быть не могло. Но мы делали ее не только в полную силу и серьезность наших умений, но и революционизировали вкус, подымали квалификацию плакатного искусства, искусства агитации».