Что такое окно в расписании
Окна в школьном расписании
Я учитель иностранного языка, хочу спросить о том сколько может быть окон в школьном расписании? У меня 11 окон в неделю. Что мне делать?
Ответы на вопрос:
Ответ на Ваш вопрос можно найти в Приказе Минобрнауки России от 11.05.2016 №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»:
3.1. При составлении графиков работы педагогических и иных работников перерывы в рабочем времени, составляющие более двух часов подряд, не связанные с их отдыхом и приемом пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Особенностями.
При составлении расписаний занятий организация обязана исключить нерациональные затраты времени работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между каждым занятием, которые для них рабочим временем не являются в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся.
Длительные перерывы между занятиями при составлении расписания допускаются только по письменному заявлению работников, ведущих преподавательскую работу.
То есть «окна» в расписании (длительные перерывы) допускаются только с письменного согласия педагога.
Если Вы хотите решить вопрос в строгом соответствии с законом, рекомендую следующую последовательность действий:
1) Обратитесь в письменной форме к директору школы, в котором сошлитесь на п.3.1 Особенностей, утвержденных приказом №536, и укажите, что своего письменного согласия на наличие 11 длительных перерывов в течение недели Вы не давали. В связи с чем, просите изменить расписание в соответствии с требованиями приказа, иначе Вы будете вынуждены обратиться в государственную инспекцию труда или в суд. Обращение напишите в двух экземплярах, один отдайте в канцелярию, на другом делопроизводитель пусть поставит дату, подпись и входящий номер.
2) Подождите некоторое время (Трудовой Кодекс не устанавливает сроков для ответа на данный тип обращений), примерно неделю. Если вы не получите ответа или ответ будет отрицательный, то направьте жалобу в трудовую инспекцию. К жалобе приложите копию трудового договора и копию вашего обращения к работодателю.
Входят ли окна в расписании в рабочее время педагога? Можно ли применять 36 час неделю к рабочей неделе педагога?
Входят ли окна в расписании в рабочее время педагога?
Можно ли применять 36 час неделю к рабочей неделе педагога?
Ответы на вопрос:
Нет. Окна не входят. Порядок учета времени предусмотрен Приказом
См. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»
Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.
При проведении спаренных учебных занятий неустановленные перерывы могут суммироваться и использоваться для выполнения другой педагогической работы в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.
2.3. Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает:
выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи. При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия;
выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
2.4. Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.
Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/189813/#ixzz3zYy5Qax6
Положение № 69 от 27.03.2006 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» рекомендует при составлении расписаний учебных занятий исключать нерациональные затраты времени педагогических работников. «Окна» рабочим временем педагогических работников не являются. Значит и не оплачиваются.
Окна не являются оплачиваемыми.
Это противоречия в законодательстве.
В п. 2 данного нормативного акта говорится о том, что выполнение педагогической работы учителями характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой, выполнение же другой части педагогической работы осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов. В п. 2.3 это сомнительное с точки зрения трудового законодательства правовое установление объясняется следующим образом: «другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей». Таким образом, учителю вменяются обязанности, которые не нормируются, не оплачиваются, но требуют затрат его времени. Очевидно, что для учителя тем самым создается мотив для уклонения от выполнения таких обязанностей, которые не нормируются и не оплачиваются. В результате «повышение» заработной платы учителей на практике чаще обеспечивается не улучшением качества работы, а увеличением учебной нагрузки, т. е. скорее влечет за собой ухудшение качества работы.
В этом же п. 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений дается нереально широкий перечень ненормируемых и неоплачиваемых работ, «вытекающих из должностных обязанностей». К ним, в частности, относятся:
выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в т. ч. во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приема ими пищи.
Кроме того, предоставление учителю другого дня отдыха за работу в выходной день возможно лишь в каникулы, которые оплачиваются по ранее рассчитанной в соответствии с количеством уроков зарплате. При этом еще раз нарушается правило ст. 153 ТК РФ, согласно которому в случае предоставления другого дня отдыха этот день оплате не подлежит. Ситуация фактически не имеет легализованного способа решения, поскольку отдельно оплатить работу учителя в выходной или праздничный день нельзя по причине невозможности расчета такой оплаты (посчитать количество часов и определить размер их оплаты).
Подводя итоги, можно констатировать, что предположительно основанное на законе правительственное и ведомственное регулирование, касающееся оплаты труда учителей, на деле содержит условия, препятствующие исполнению требований федерального законодательства о нормировании оплаты всего затраченного учителем труда. Подзаконные акты, разрешающие учителю безразмерную учебную нагрузку, а также ненормируемую (неконкретизируемую в часах) другую педагогическую работу, противоречат закону, устанавливающему сокращенную продолжительность рабочего времени педагогических работников не более 36 ч в неделю. По нашему мнению, без отмены несогласующихся с законом и сомнительных с точки зрения их легитимности подзаконных актов невозможно достичь повышения качества и результативности работы учителя.»
А 36 часов в неделю обязаны применять.
Остальное оплачивается как сверхурочная работа педагога.
По данному вопросу есть ответ, подписанный заместителем директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Ю.В. Смирновой. Вот выдержки из этого документа.
Во-первых, перечислены нормативные документы, в которых идет речь о рабочем времени учителя. Это
— часть 3 статьи 333 Трудового кодекса РФ
— приказ Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»
— приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».
Во всех этих документах подтверждается, что рабочее время делится на нормированную (преподавательскую) и ненормированную (воспитательскую, иную педагогическую) работу. В приказе №69 сказано, что ненормированная часть рабочего времени не может быть конкретизирована пол количеству часов.
Вывод сделанный в данном ответе, следующий:
Поскольку это не просто мнение, а официальный ответ, то можно на него ссылаться в любых переговорах с работодателем.
1. 18 часов в неделю — это по-прежнему официальная ставка часов, это понятием можно использовать при расчете средней зарплаты (во исполнение майских указов президента).
2. Если работодатель требует работы свыше ставки, он уже потенциальный нарушитель закона, потому что вынуждает нас таким образом либо работать больше 36 часов, либо некачественно выполнять нашу воспитательскую работу.
3. 36 часов — это максимум, следовательно, за работу свыше этого времени мы имеем право требовать оплату как за переработки.
4. Если у учителя больше 18 часов, то он имеет право соответственно сокращать вторую (ненормированную) часть своего рабочего времени, если она не оплачивается дополнительно.
Это зависит от должности педагога.
Минобрнауки России от 15.10.2015 N 08-ПГ-МОН-37849
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
от 15 октября 2015 г. N 08-ПГ-МОН-37849
Основополагающими федеральными законодательными и иными нормативными правовыми актами, применяемыми при регулировании продолжительности рабочего времени и особенностей, связанных с режимом рабочего времени учителей, преподавателей, других педагогических и иных категорий работников образовательных организаций, являются:
В соответствии с частью 1 статьи 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
При этом частью 3 статьи 333 ТК РФ установлено, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с пунктом 5.2.71 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466, соответствующий нормативный правовой акт самостоятельно принимает Минобрнауки России.
Департамент при регулировании рабочего времени педагогических работников исходит из следующего:
продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) не может быть одинаковой для всех педагогических работников, так как она зависит от занимаемой должности и (или) специальности, а также особенностей их труда;
согласно Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678, в сфере образования используются 40 наименований должностей педагогических работников;
труд педагогических работников как на должностях с различными наименованиями, так и по одноименным должностям может существенно отличаться по сложности и условиям выполнения работы в различных образовательных организациях, с различным контингентом обучающихся и воспитанников.
Приказ N 1601 учитывает все перечисленные особенности.
Как следует из пункта 2 приложения N 1 к приказу N 1601, в зависимости от занимаемой педагогическим работником должности устанавливается либо фиксированная продолжительность рабочего времени, составляющая 36 или 30 часов в неделю, либо нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющие 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы.
Следовательно, понятие «продолжительность рабочего времени не более 36 часов» не является единой для всех педагогических работников продолжительностью рабочего времени.
Согласно пункту 2.8.1 приложения N 1 к приказу N 1601 учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, и другим педагогическим работникам, поименованным в этом пункте, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, которая является:
расчетной величиной для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (пункт 3 примечаний к приложению N 1 к приказу N 1601).
Определение для педагогических работников, поименованных в пункте 2.8.1 приложения N 1 к приказу N 1601, нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы как нормируемой части их педагогической работы, означает, что обязанности этих работников не ограничиваются только выполнением учебной (преподавательской) работы.
Другая часть педагогической работы педагогических работников, указанных в этом пункте, регулируется пунктом 2.3 Положения приказа N 69, предусматривающим, что должностные обязанности учителей помимо выполнения учебной нагрузки могут быть связаны с выполнением работ по подготовке к занятиям, с участием в деятельности педагогических и иных советов, методических объединений, в других формах методической работы, с осуществлением связи с родителями, с проведением родительских собраний и т.п.
Кроме того, педагогические работники с их согласия могут выполнять дополнительную педагогическую работу на условиях дополнительной оплаты (классное руководство, заведование учебными кабинетами, учебно-опытными участками, проверка письменных работ и др.).
По своему характеру выполнение большей части перечисленной работы осуществляется не в определенные рабочие дни недели, а рассчитывается на более длительные сроки: на месяц, учебную четверть, полугодие, учебный год, в связи с чем такая работа не может иметь конкретных норм времени, а регулируется соответствующими планами и графиками работ, как это предусматривается Положением приказа N 69.
Из перечисленного следует, что дни недели (периоды времени, в течение которых образовательная организация осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п. (пункт 2.4 Положения приказа N 69).
Исходя из этого, согласно пункту 2.2 Положения приказа N 69 рабочее время учителей может быть конкретизировано по времени (то есть в часах, в минутах) только в части проводимых уроков и других учебных занятий, не превышающих 45 минут, коротких перерывов (перемен), а также согласно пункту 2.3 в части периодических кратковременных дежурств в образовательной организации в период образовательного процесса, к которым педагогические работники привлекаются в дни проведения ими уроков и учебных занятий не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия.
Оснований для нормирования локальными актами образовательных организаций в часах (минутах) времени выполнения иных обязанностей учителей не имеется, в связи с чем подобные действия работодателей не могут быть признанными правомерными. Кроме того, работодатель не вправе возложить на педагогического работника без его согласия обязанности, не предусмотренные квалификационной характеристикой по занимаемой им должности.
Таким образом, нормируемой частью учебной (преподавательской) работы) для педагогических работников, предусмотренных пунктом 2.8.1 приложения N 1 к приказу N 1601, является фактический объем учебной (преподавательской) работы) каждого педагогического работника, который зависит от различных условий работы: количества часов по учебному плану образовательной организации, количества классов (групп), преподаваемого предмета (дисциплины), режима работы организации в течение дня и в течение недели, укомплектованности персоналом и других обстоятельств.
Исходя из этого, объем учебной (преподавательской) работы) каждого педагогического работника может быть равен норме часов, установленной за ставку заработной платы, может быть с письменного согласия педагогического работника составлять менее или более нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, что пропорционально уменьшает или увеличивает их рабочее время и размер оплаты труда по сравнению с нормой часов и размером ставки заработной платы.
Установление учителю или педагогу дополнительного образования продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю, то есть сверх фактического объема учебной нагрузки (педагогической работы), являющегося нормируемой частью их рабочего времени, является неправомерным.
Неправомерно также без учета нормативных правовых актов, принятых в целях реализации статьи 333 ТК РФ, а также иных федеральных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, включая приказ N 1601, применять часть 6 статьи 47 Закона N 273, возлагая на любого педагогического работника все перечисленные в этой части статьи 47 обязанности без учета занимаемой им должности, а также устанавливая какие-либо соотношения учебной нагрузки педагогических работников, определенной на учебный год, и другой деятельности.
В случаях нарушения порядка регулирования рабочего времени педагогические работники, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, вправе в целях защиты своих социально-трудовых прав и интересов обращаться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в федеральную инспекцию труда.
Сколько окон в неделю в расписании учителя при нагрузке 25 часов допускается?
Сколько окон в неделю в расписании учителя при нагрузке 25 часов допускается?
Ответы на вопрос:
Этот вопрос достаточно подробно рассмотрен, с соответствующими раскладами, например, по этому адресу: https://zen.yandex.ru/media/uchilka/oh-uj-eti-okna-v-raspisanii-uchitelei-5d6d4c0adf944400acbcc242
Для работников педагогической сферы установлена сокращенная трудовая неделя. Согласно ст. 333 ТК РФ рабочая неделя педработников составляет 36 часов.
Министерство образования РФ установило нормы работы учителей. Так, приказом Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. N 536 установлено, что более двух «окон» подряд быть не может. Вот выдержка из Приказа:
» При составлении графиков работы педагогических и иных работников перерывы в рабочем времени, составляющие более двух часов подряд, не связанные с их отдыхом и приёмом пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Особенностями.
При составлении расписаний занятий организация обязана исключить нерациональные затраты времени работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между каждым занятием, которые для них рабочим временем не являются в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся.
Длительные перерывы между занятиями при составлении расписания допускаются только по письменному заявлению работников, ведущих преподавательскую работу.»
Нагрузка, «окна» в расписании и отпуск: ответы профсоюзного юриста
1. В соответствии с п. 7.1. Порядка определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601, верхний предел учебной нагрузки установлен для:
— преподавателей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в объеме, не превышающем 1440 часов в учебном году;
— профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в объеме, не превышающем 900 часов в учебном году;
— профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, в объеме, не превышающем 800 часов в учебном году.
Для других работников, включая учителей общеобразовательных организаций, верхний предел учебной нагрузки не установлен федеральным законодательством, не вправе его вводить образовательные организации или органы местного самоуправления, это полномочие федерального уровня.
2. Количество длительных перерывов между занятиями («окон») у одного педагога не установлено действующим законодательством. Однако, согласно п. 3.2. Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27.03.2006 г. № 69, «при составлении расписаний учебных занятий образовательное учреждение обязано исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые «окна»), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются».
Коллективным договором образовательной организации, заключаемым между первичной профсоюзной организацией как представительным органом работников и руководителем ОУ, может быть предусмотрен запрет на перерывы в работе педагогов более 2-х часов либо установлена доплата за их наличие.
3. Оплачиваемые учебные отпуска предоставляются работникам, совмещающим работу с обучением, при получении образования соответствующего уровня впервые.
Работодатель может направить работника для получения второго высшего образования в соответствии с трудовым договором или ученическим договором, заключенным в письменной форме, в котором предусмотреть предоставление работнику оплачиваемых учебных отпусков, других гарантий и компенсаций, связанных с обучением (ст. 177 Трудового кодекса РФ).