Что такое оксиды химия 8 класс
Оксиды: классификация, получение и химические свойства
В зависимости от второго элемента оксиды проявляют разные химические свойства. В школьном курсе оксиды традиционно делят на солеобразующие и несолеобразующие. Некоторые оксиды относят к солеобразным (двойным).
Солеобразующие оксиды делят на основные, амфотерные и кислотные.
Основные оксиды — это оксиды, обладающие характерными основными свойствами. К ним относят оксиды, образованные атомами металлов со степень окисления +1 и +2.
Кислотные оксиды — это оксиды, характеризующиеся кислотными свойствами. К ним относят оксиды, образованные атомами металлов со степенью окисления +5, +6 и +7, а также атомами неметаллов.
Амфотерные оксиды — это оксиды, характеризующиеся и основными, и кислотными свойствами. Это оксиды металлов со степенью окисления +3 и +4, а также четыре оксида со степенью окисления +2: ZnO, PbO, SnO и BeO.
Несолеобразующие оксиды не проявляют характерных основных или кислотных свойств, им не соответствуют гидроксиды. К несолеобразующим относят четыре оксида: CO, NO, N2O и SiO.
Классификация оксидов
Получение оксидов
Общие способы получения оксидов:
1. Взаимодействие простых веществ с кислородом :
1.1. Окисление металлов: большинство металлов окисляются кислородом до оксидов с устойчивыми степенями окисления.
Не взаимодействуют с кислородом золото, платина, палладий.
Натрий при окислении кислородом воздуха образует преимущественно пероксид Na2O2,
Калий, цезий, рубидий образуют преимущественно пероксиды состава MeO2:
Примечания : металлы с переменной степенью окисления окисляются кислородом воздуха, как правило, до промежуточной степени окисления (+3):
Железо также горит с образованием железной окалины — оксида железа (II, III):
1.2. Окисление простых веществ-неметаллов.
Как правило, при окислении неметаллов образуется оксид неметалла с высшей степенью окисления, если кислород в избытке, или оксид неметалла с промежуточной степенью окисления, если кислород в недостатке.
Оксид серы (VI) можно получить только окислением оксида серы (IV) в жестких условиях в присутствии катализатора:
2SO2 + O2 = 2SO3
Азот окисляется кислородом только при очень высокой температуре (около 2000 о С), либо под действием электрического разряда, и только до оксида азота (II):
Не окисляется кислородом фтор F2 (сам фтор окисляет кислород). Не взаимодействуют с кислородом прочие галогены (хлор Cl2, бром и др.), инертные газы (гелий He, неон, аргон, криптон).
2. Окисление сложных веществ (бинарных соединений): сульфидов, гидридов, фосфидов и т.д.
При окислении кислородом сложных веществ, состоящих, как правило, из двух элементов, образуется смесь оксидов этих элементов в устойчивых степенях окисления.
Сероводород горит с образованием оксида серы (IV) при избытке кислорода и с образованием серы при недостатке кислорода:
А вот аммиак горит с образованием простого вещества N2, т.к. азот реагирует с кислородом только в жестких условиях:
А вот в присутствии катализатора аммиак окисляется кислородом до оксида азота (II):
3. Разложение гидроксидов. Оксиды можно получить также из гидроксидов — кислот или оснований. Некоторые гидроксиды неустойчивы, и самопроизвольную распадаются на оксид и воду; для разложения некоторых других (как правило, нерастворимых в воде) гидроксидов необходимо их нагревать (прокаливать).
гидроксид → оксид + вода
Самопроизвольно разлагаются в водном растворе угольная кислота, сернистая кислота, гидроксид аммония, гидроксиды серебра (I), меди (I):
2AgOH → Ag2O + H2O
2CuOH → Cu2O + H2O
При нагревании разлагаются на оксиды большинство нерастворимых гидроксидов — кремниевая кислота, гидроксиды тяжелых металлов — гидроксид железа (III) и др.:
Соли, образованные сильными кислотами-окислителями (нитраты, сульфаты, перхлораты и др.), при нагревании, как правило, разлагаются с с изменением степени окисления:
Более подробно про разложение нитратов можно прочитать в статье Окислительно-восстановительные реакции.
Химические свойства оксидов
Значительная часть химических свойств оксидов описывается схемой взаимосвязи основных классов неорганических веществ.
Химические свойства основных оксидов
Подробно про химические свойства оксидов можно прочитать в соответствующих статьях:
Урок №43. Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение
Сегодня мы начинаем подробное знакомство с важнейшими классами неорганических соединений. Неорганические вещества по составу делятся, как вы уже знаете, на простые (металлы и неметаллы) и сложные:
А – кислотный остаток
ОН – гидроксильная группа
Сложные неорганические вещества подразделяют на четыре класса: оксиды, кислоты, основания, соли. Мы начинаем с класса оксидов.
ОКСИДЫ
оксид углерода ( II )
оксид марганца (VII )
Классификация оксидов
Все оксиды можно разделить на две группы: солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие или безразличные.
4). Несолеобразующие оксиды – это оксиды безразличные к кислотам и основаниям. К ним относятся оксиды неметаллов с валентностью I и II (Например, N 2 O, NO, CO).
Вывод: характер свойств оксидов в первую очередь зависит от валентности элемента.
Например, оксиды хрома:
Классификация по растворимости в воде
Кислотные оксиды
(не растворим в воде)
Основные оксиды
В воде растворяются только оксиды щелочных и щелочноземельных металлов
Амфотерные оксиды
С водой не взаимодействуют.
В воде не растворимы
Выполните задания:
1. Выпишите отдельно химические формулы солеобразующих кислотных и основных оксидов.
Выпишите оксиды и классифицируйте их.
Физические свойства оксидов
Химические свойства оксидов
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОСНОВНЫХ ОКСИДОВ
1. Основной оксид + Кислотный оксид = Соль (р. соединения)
3K 2 O + 2H 3 PO 4 = 2K 3 PO 4 + 3H 2 O
Na 2 O + H 2 O = 2NaOH
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТНЫХ ОКСИДОВ
2. Кислотный оксид + Основание = Соль + Н 2 О (р. обмена)
P 2 O 5 + 6KOH = 2K 3 PO 4 + 3H 2 O
3. Основной оксид + Кислотный оксид = Соль (р. соединения)
4. Менее летучие вытесняют более летучие из их солей
CaCO 3 + SiO 2 = CaSiO 3 +CO 2
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АМФОТЕРНЫХ ОКСИДОВ
Взаимодействуют как с кислотами, так и со щелочами.
ZnO + 2 HCl = ZnCl 2 + H 2 O
ZnO + 2 NaOH + H 2 O = Na 2 [Zn(OH) 4 ] ( в растворе)
ZnO + 2 NaOH = Na 2 ZnO 2 + H 2 O (при сплавлении)
Применение оксидов
Некоторые оксиды не растворяются в воде, но многие вступают с водой в реакции соединения:
В результате часто получаются очень нужные и полезные соединения. Например, H 2 SO 4 – серная кислота, Са(ОН) 2 – гашеная известь и т.д.
Если оксиды нерастворимы в воде, то люди умело используют и это их свойство. Например, оксид цинка ZnO – вещество белого цвета, поэтому используется для приготовления белой масляной краски (цинковые белила). Поскольку ZnO практически не растворим в воде, то цинковыми белилами можно красить любые поверхности, в том числе и те, которые подвергаются воздействию атмосферных осадков. Нерастворимость и неядовитость позволяют использовать этот оксид при изготовлении косметических кремов, пудры. Фармацевты делают из него вяжущий и подсушивающий порошок для наружного применения.
Такими же ценными свойствами обладает оксид титана (IV) – TiO 2 . Он тоже имеет красивый белый цвет и применяется для изготовления титановых белил. TiO 2 не растворяется не только в воде, но и в кислотах, поэтому покрытия из этого оксида особенно устойчивы. Этот оксид добавляют в пластмассу для придания ей белого цвета. Он входит в состав эмалей для металлической и керамической посуды.
Оксид хрома (III) – Cr 2 O 3 – очень прочные кристаллы темно-зеленого цвета, не растворимые в воде. Cr 2 O 3 используют как пигмент (краску) при изготовлении декоративного зеленого стекла и керамики. Известная многим паста ГОИ (сокращение от наименования “Государственный оптический институт”) применяется для шлифовки и полировки оптики, металлических изделий, в ювелирном деле.
Тема урока: «Оксиды». 8-й класс
Разделы: Химия
Класс: 8
Тип урока: изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний и умений.
Цель: ввести понятие об оксидах; познакомить с важнейшими неорганическими классами; рассмотреть состав, названия, классификацию и физические свойства оксидов.
Оборудование: Схема: «Классификация оксидов», карточки-задания, тесты, таблица «Химические свойства оксидов», таблица «Формулы и названия некоторых оксидов, схема 3, общие способы получения оксидов, карточки с формулами оксидов.
Основные формы ведения урока: рассказ, беседа, работа с учебником (общеклассная, групповая и индивидуальная), вопрос – ответ.
В начале урока, мотивируя учебную деятельность учащихся, учитель рассказывает, что им предстоит изучить оксиды – вещества, образующие минералы; и на доске записывает формулу этих веществ:
SiO2 – кремнезёмы (IV), Al2O3 – корунд, CaO – негашеная известь, Fe2O3 – красный железняк (гематит), Fe3O4 – магнитный железняк (магнитит). |
Их получают путём горения или разложения сложных веществ. В них 2 элемента, один – кислород. Я отнесу к ним также известь и лёд. Какие это вещества? (Оксиды.)
Проверка домашнего задания
Сценка «Кто я»
Я у древних химиков самым главным веществом считалась. «Начало всех начал» – говорил греческий учёный Фале, живший в VI в. до н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник из меня – «первичной материи». Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси, во мне жили русалки и водяные. У древних народов Азии в прошлом я служила причиной войн и борьбы. Являюсь важным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниёт и ни кем не уничтожается. Кто я? (Вода)
К какому классу веществ относится вода?
Какие классы неорганических веществ вы знаете?
Какие соединения (вещества) называются кислотами?
Подчеркните синим мелом формулы кислот и дайте им названия.
Как классифицируют кислоты?
Назовите кислородсодержащие и бескислородные кислоты.
Какие соединения называют основаниями?
Подчеркните жёлтым мелом формулы оснований и назовите эти вещества.
Как классифицируют основания?
Пользуясь таблицей растворимости, выберите из данных формул растворимые и нерастворимые основания.
Подчеркните красным мелом формулы солей и дайте им названия.
Какие соединения называют солями?
Как классифицируют соли?
Изучение нового материала
Итак, ребята, в 8 классе на уроках химии мы подробно разбирали состав и свойства неорганических соединений различных классов. Целью сегодняшнего урока является изучение и обобщение нового материала по теме «Оксиды».
Обращаем внимание учащихся на то, что на доске остались неподчёркнутые формулы веществ, с которыми они ещё не знакомы. Это формулы оксидов.
Вопрос 1. Какой газ необходим для фотосинтеза и выделяется при выдохе?
Ответ: углекислый газ CO2 – оксид углерода – (IV).
Вопрос 2. В стихотворении А.А. Ахматовой упомянут металл:
На рукомойнике моём
Позеленела медь
Но так играет луч на нём
Что весело глядеть.
С каким соединением реагирует водород с образованием данного металла и воды?
Ответ: оксид меди – CuO – (II)
Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых – кислород в степени окисления – 2 и валентности – (II).
Поскольку оксиды образуют почти все химические элементы, необходимо каждому оксиду дать своё название. Названия оксидов состоят из слова «оксид» и названия химического элемента в родительном падеже. Если элемент имеет переменную степень окисления (переменную валентность), то её указывают римскими цифрами, взятыми в скобки, после названия химического элемента.
Элементы с постоянной степенью окисления – металлы главных подгрупп I, II, III групп. Элементы с переменной степенью окисления – остальные металлы.
Таблица № 1. Формулы и названия некоторых оксидов
Упражнение «Не прерви цепочку»
Для каждого ученика приготовлена карточка с формулой оксида. Ученик показывает карточку классу и называет оксид. Работу класса учитель организует по цепочке.
Схема 1. Классификация оксидов
Учитель напоминает формулы различных веществ.
Знак, какого элемента, металла или неметалла находится на первом месте?
Кислотные оксиды, как правило, – оксиды неметаллов.
Почему эти оксиды называют кислотными?
Оксиды, которым соответствуют кислоты (независимо от того, реагируют ли они с водой или не реагируют), называют кислотными.
Впишите в «схему 1» пример кислотного оксида. Сначала назовите любой неметалл, кислоту, а затем – кислотный оксид.
Знак какого элемента, металла или неметалла находится на первом месте в формуле оксидов магния, калия?
Основными оксидами являются оксиды металлов. Если оксид бария взаимодействует с водой, то получается новое вещество Ba(OH)2 – основание.
Теперь становится понятным название «основной оксид».
Оксиды, которым соответствуют основания (независимо от того, реагируют ли они с водой или нет), называют основными.
Основные оксиды реагируют с кислотами, образуя соли.
Кислотные оксиды реагируют со щелочами, образуя соли.
Основные и кислотные оксиды относят к солеобразующим. Но есть оксиды, для которых соответствующие соли не существуют, их называют несолеобразующими или безразличными. Пример: оксид азота (II) – NO
Таким образом, можно сделать вывод, что неметаллы образуют кислотные оксиды (искл. – несолеобразующие оксиды: CO, NO, N2O, SiO )
Физические свойства оксидов
В рамках изучения физических свойств оксидов учащиеся самостоятельно работают с учебником.
Оксиды имеют различные физические свойства: оксиды бывают твёрдые, жидкие и газообразные, различного цвета.
Агрегатные состояния оксидов:
Химические свойства оксидов
Следует акцентировать внимание учащихся на правиле: оксид взаимодействует с водой, если образуется растворимый гидроксид.
Важнейшие оксиды. Оксиды широко распространены в природе. Некоторые оксиды постоянно окружают нас и находят широкое применение. Познакомимся с некоторыми из них.
Углекислый газ СО2 – оксид углерода (IV).
Около 0,03 % по объёму углекислый газ содержится в воздухе. В природе он образуется при гниении растительных и животных останков, дыхании, сжигании топлива, в больших количествах выделяется из вулканических трещин и вод минеральных источников.
При обычных условиях диоксид углерода бесцветен, не имеет запаха. Углекислый газ значительно тяжелее воздуха. Углекислый газ применяют при изготовлении шипучих напитков, в медицине – углекислотные ванны. «Сухой лёд» применяется для хранения скоропортящихся пищевых продуктов, для производства и хранения мороженого. Углекислый газ не горит и не поддерживает горение, поэтому его применяют для тушения пожаров.
Оксид кремния (IV) SiO2 в виде песка применяется в строительстве, в производстве стекла, керамики, цемента.
Некоторые оксиды (оксид серы (IV), оксид азота и др.) образуются в промышленном производстве. В больших количествах эти оксиды попадают в атмосферу, где парами воды образуют кислоты, и выпадают в виде так называемых кислотных дождей. Кислотные дожди наносят огромный вред окружающей среде, поэтому необходимо принимать меры, способствующие снижению попадания оксидов в атмосферу.
1) при горении простых и сложных веществ;
2) при разложении сложных веществ – нерастворимых оснований, кислот, солей (схема 4)
Закрепление полученного материала
С каким классом неорганических веществ вы сегодня познакомились?
Почему они имеют такое название?
Классификация оксидов.
Какими физическими свойствами обладают оксиды?
Какими химическими свойствами обладают оксиды?
Общие способы получения оксидов?
Назовите важнейшие оксиды.
Заканчиваем урок подведением итогов, выставляем отметки и предлагаем домашнее задание.
Литература:
1. / Неорганическая химия 7 – 10 класс, Москва «Просвещение 1980 г.» С.А. Балязин, Н.Г. Ключников, В.С. Полосин, § 19, стр. 25, § 26 – 29 стр. 31 – 36, § 44, стр. 53. /
2. / Химия 10 – 12 класс, Москва «Просвещение 1989 г.» Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, § 1, стр. 43. /
3. / Химия 8 класс, Москва «Оникс 21 век 2003», И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская, § 26 стр. 83, § 45, стр. 169 – 174. /
3. / Химия в школе № 2, 2010 г., стр. 30 – 33. /
4. / Химия в школе № 7, 2012 г., стр. 24 – 25. /
6. / Химия. Первое сентября № 18, 16 – 31 сентября 2009 г., стр. 30 – 41. /
Урок 31. Оксиды
В уроке 31 «Оксиды» из курса «Химия для чайников» познакомимся с оксидами их классификацией, а также узнаем где они встречаются в природе.
Все неорганические вещества делятся на несколько классов, важнейшими из которых являются оксиды, кислоты, основания и соли. Первоначальные сведения об этих веществах вы уже получили. Теперь вам предстоит познакомиться с ними более подробно и систематизировать свои знания.
Вы уже знаете, что самым распространенным элементом на Земле является кислород. Его атомы, соединяясь с атомами других элементов, образуют огромное количество сложных неорганических веществ, среди которых важное место занимают оксиды.
Состав оксидов
В состав любого оксида входят атомы двух химических элементов, один из которых — кислород, например: Н2О, Al2O3, Р2О5, CuO, Cl2O7. Всего известно около трехсот разных оксидов. Их общая химическая формула — ЭxOy, где буква Э обозначает символ химического элемента, образующего оксид, О — символ кислорода, а буквы x и y — индексы, обозначающие число атомов в молекулах или в формульных единицах оксидов.
Поскольку валентность атомов кислорода в оксидах всегда равна II, а валентность атомов других элементов принимает значения от I до VIII, состав оксидов выражается формулами, приведенными в следующей таблице.
Классификация оксидов
Поскольку оксидов известно очень много, возникает необходимость классификации этих веществ по их химическим свойствам, т. е. по способности превращаться в другие вещества.
Вы уже знаете, что оксиды могут реагировать с водой, превращаясь при этом в соединения двух типов — кислоты и основания. Так, например, оксид фосфора(V) P2O5, присоединяя воду, превращается в кислоту H3PO4:
а оксид кальция CaO, взаимодействуя с водой, превращается в основание Ca(OH)2:
Иначе говоря, оксиду фосфора соответствует кислота, а оксиду кальция соответствует основание. Исходя из этого, оксиды можно разделить на две большие группы — кислотные и основные оксиды.
К кислотным относятся оксиды, которым соответствуют кислоты. Наряду с Р2О5, кислотными являются также оксиды: CO2, SiO2, SO2, N2O5, SO3 и некоторые другие. Всем им соответствуют кислоты.
К основным относятся оксиды, которым соответствуют основания. Кроме СaO, основными являются оксиды: Na2O, K2O, BaO, FeO, CuO и ряд других. Всем этим оксидам соответствуют основания.
Оксиды в природе
Оксиды содержатся в каждой из трех оболочек нашей планеты — в атмосфере, гидросфере, литосфере.
Самым распространенным оксидом в атмосфере и гидросфере является вода H2O, а в литосфере — оксид кремния(IV) SiO2, встречающийся в виде красивых кристаллов кварца (рис. 116) и кварцевого песка.
Краткие выводы урока:
Надеюсь урок 31 «Оксиды» был понятным и познавательным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии.
Урок по химии на тему: «Оксиды» 8 класс
Урок по теме: «Оксиды» 8 класс
Учебник – Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., «Химия. Неорганическая химия».
— закрепить понятие «оксиды»; изучить основные правила химической номенклатуры оксидов и научиться называть их;
— познакомить с классификацией оксидов; ввести понятия «основный оксид», «кислотный оксид», «амфотерный оксид», «солеобразующий и несолеобразующий оксиды»;
— познакомить с физическими и химическими свойствами оксидов;
— познакомить учащихся с основными способами получения оксидов;
— расширить знания о применении и значении оксидов в природе и жизни человека.
— формировать умения сравнивать, выявлять общие и существенные признаки веществ, делать выводы;
— формировать умение устанавливать взаимосвязь между составом, названием и свойствами веществ;
— формирование коммуникативных качеств обучающихся;
— формирование самостоятельности, познавательного интереса, ценностного отношения к химии как науке и учебному предмету;
Основные понятия : оксиды, основные, кислотные, амфотерные, солеобразующие и несолеобразующие оксиды.
Оборудование и реактивы : компьютер, проектор, презентация, учебник – Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. Неорганическая химия. 8 класс. – М.: «Просвещение», 2011. Бутылка газированной воды, медная проволока, спиртовка, спички, щипцы.
Здравствуйте. Присаживайтесь. Меня зовут Анна Сергеевна, и сегодня я проведу урок.
Человека окружает огромное количество химических веществ. По составу они делятся на: простые и сложные.
— Вспомните, какие вещества называются простыми?
(Ответ). Простыми – называются вещества, которые образованны атомами одного химического элемента.
— Хорошо. Приведите примеры таких веществ?
— Молодцы. А какие вещества называются сложными?
(Ответ). Сложными – называются вещества, которые образованы атомами разных химических элементов.
— Приведите, пожалуйста, примеры таких веществ?
Изучение нового материала
План изложения материала:
Физические свойства оксидов.
Химические свойства оксидов.
Основные способы получения оксидов.
Значение оксидов в природе и жизни человека.
Сложные вещества, в неорганической химии, делят на несколько групп: ОКСИДЫ, КИСЛОТЫ, ОСНОВАНИЯ и СОЛИ.
На нашем уроке мы с вами подробнее познакомимся с классом – ОКСИДЫ. Вы уже с ними начинали немного знакомиться при изучении темы «Кислород».
-Вспомните, что же такое оксиды?
(Ответ). Оксиды – это сложные вещества, которые состоят из 2-х химических элементов, один из которых кислород. (2 слайд)
— Молодцы. Запишем тему нашего урока: «Оксиды».
Можно предположить, что общая формула оксидов имеет следующий вид:
где R – элемент (металл или неметалл), O – кислород, x и y – индексы, которые показывают количество атомов химического элемента и кислорода в оксиде.
— Перед вами перечень веществ, выберите из него оксиды и назовите их.
(После ответа учащихся, включаю следующий слайд).
— По каким признакам вы выбрали оксиды? В чем сходство этих химических соединений?
(Ответ). Наличие кислорода, сложные вещества, состоят из 2-х элементов (бинарные).
— Сходство нашли. Теперь посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются выбранные вами оксиды?
(Ответ). Обратите внимание, что в одних оксидах атом кислорода связан с атомом металла ( CaO , CuO ), а в других оксидах – с неметаллом ( CO 2 , H 2 O , SiO 2 ).
— Можно сказать, что оксиды делятся на оксиды металлов и оксиды неметаллов.
(5 слайд). В зависимости от того, с каким химическим элементом связан кислород, различают – КИСЛОТНЫЕ и ОСНОВНЫЕ оксиды. Но есть еще оксиды, которые называются амфотерные (их изучают позже).
НЕМЕТАЛЛЫ – образуют только кислотные оксиды.
МЕТАЛЛЫ – образуют и кислотные и основные оксиды.
(6 слайд). В зависимости от того, какие химические свойства проявляют оксиды, их называют:
СОЛЕОБРАЗУЮЩИМИ – оксиды, которые образуют соли (кислотные, основные, амфотерные)
НЕСОЛЕОБРАЗУЮЩИМИ (которые не образуют солей, и не проявляющие кислотных, основных и амфотерных свойств) –
Запишите в тетрадь несолеобразующие оксиды.
Любое из химических соединений имеет определенное название, так и оксиды. Их название начинается со слова «оксид» с добавлением названия второго химического элемента (металла или неметалла).
(7 слайд). Попробуем назвать следующие оксиды:
K 2 O – оксид калия, (основный)
FeO – оксид железа(II), (основный)
SO 2 – оксид серы(IV), (кислотный)
MgO – оксид магния, (основный)
SiO 2 – оксид кремния(IV), (кислотный)
Если элемент проявляет постоянную валентность, ее не указываем. Если же проявляет переменную валентность, то она указывается в скобках, римскими цифрами.
Способы получения оксидов
— Как вы думаете, как можно получить оксиды?
Оксиды получают двумя способами. (8 слайд)
Записываем пример горения простого вещества
Показываю опыт по получению оксида меди .
В процессе демонстрации опыта повторить правила техники безопасности через вопросы:
-Как нужно потушить спиртовку после работы?
(Ответ). Накрыть колпачком.
-Почему проволоку при нагревании необходимо держать щипцами? (Ответ). Чтобы не обжечься.
Описание: медную проволоку скрутить в спираль, закрепить в щипцах и прокалить в пламени спиртовки.
-Что произошло с медной проволокой?
— Как вы думаете, почему почернела проволока?
(Ответ). Произошла реакция.
— Связано ли наблюдаемое вами явление с кислородом?
(Ответ). Да. Потому что процесс горения поддерживается кислородом.
Запишем уравнение реакции проведенного опыта.
(В результате реакции горения простых веществ, продуктом является только оксид).
(9 слайд). Посмотрим получение оксидов из сложных веществ, в результате разложения. (Показываю видео с получением оксида хрома).
( NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 = Cr 2 O 3 + N 2 + 4 H 2 O (Это один из примеров разложения соли).
Разложение нерастворимых оснований: Cu ( OH ) 2 = t CuO + H 2 O
Закрепление способов получения.
— Какие способы получения оксидов вы знаете?
— Какие продукты получаются в результате горения сложных веществ?
— Какие продукты получаются при горении простых веществ?
— Какие продукты реакции получаются при разложении веществ?
Физические свойства оксидов
— Любые вещества обладают физическими и химическими свойствами. Давайте вспомним, что относится к физическим свойствам?
(Ответ). Агрегатное состояние: твердое жидкое и газообразное.
Оксиды могут быть твердыми, жидкими и газообразными веществами, различной окраски, с запахом и без запаха, тяжелее или легче воздуха.
Химические свойства оксидов
(10 слайд). Все оксиды, как кислотные, так и основные оксиды обладают разными свойствами. (Объясняю химические свойства, записываем в тетрадь.)
А) взаимодействие с кислотами: CuO + H 2 SO 4 → t CuSO 4 + H 2 O
Li 2 O + 2 HNO 3 = 2 LiNO 3 + H 2 O (получается соль и вода)
Б) взаимодействие с водой: Li 2 O + H 2 O → 2 LiOH
CaO + H 2 O = Ca ( OH ) 2 (получается основание)
А) взаимодействие с основаниями: CO 2 + Ca ( OH ) 2 → CaCO 3 ↓ + H 2 O
SO 3 + 2 NaOH = Na 2 SO 4 + H 2 O (получается соль и вода)
Б) взаимодействие с водой: P 2 O 5 + 3 H 2 O → t 2 H 3 PO 4
N 2 O 5 + H 2 O = 2 HNO 3 (получается кислота)
В) Менее летучие кислотные оксиды вытесняют более летучие из их солей:
Взаимодействие оксидов между собой:
SiO 2 + MgO = MgSiO 3 (образуется соль)
— При взаимодействии чего образуется основание?
— В каких случаях продуктами реакции является соль и вода?
— При взаимодействии чего образуется кислота?
— Основание образуется при взаимодействии каких веществ?
— В каких случаях продуктами реакции является соль и оксид?
Значение оксидов в природе и жизни человека
В промышленности : Fe 2 O 3 и Fe 3 O 4 – применяют в производстве чугуна (сплав железа с углеродом) и стали; CaO и SiO 2 – производство строительных материалов; CO 2 – в пищевой промышленности для производства газированных напитков; H 2 O – в производственных охладительных системах, для получения новых веществ, в системах орошения, в качестве растворителя и т.д.
В быту : H 2 O – в питьевых и хозяйственных целях; SiO 2 – входит в состав чистящих веществ; ZnO –входит в состав белой краски.
В природных процессах : H 2 O и CO 2 – обеспечивают осуществление процессов фотосинтеза; H 2 O – естественный растворитель, составляет основную часть цитоплазмы животных и растительных клеток и т.д.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Что такое оксиды? ( сложные вещества, которые состоят из 2-х химических элементов, один из которых кислород)
— С какой класификацией оксидов мы познакомились на уроке? (кислотными, основными, амфотерными)
— Какие оксиды образуют неметаллы? (кислотные)
— Какие оксиды образуют металлы? (основные и кислотные)
— Какими двумя способами получают оксиды? (горение веществ, разложение сложных веществ)
V. Домашнее задание: § 30, упр.1,упр.2 (4, 7, 10 –уравнения).
(14 слайд). В первом упр. вам нужно распределить оксиды по типам (кислотные или основные) и дать им названия. Поможет вам в выполнении задания таблица на странице 90. Во втором упражнении – записать уравнения реакций по схемам.
(15 слайд). На этом наш урок окончен, благодарю за внимание. До свидания!