И день настал. Встаёт с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, ещё вчера Стонавший слабо над могилой.
Кого позвать мне? С кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив?
Без пушкинской печали светлой, без лермонтовской мрачной радости душа жар-птицею оседлой завидует своей крылатости.
Следует различать оксюмороны и стилистические комбинации слов, характеризующих различные качества: так, например, словосочетание «сладкая горечь» является оксюмороном, а «ядовитый мёд», «найденная потеря», «сладостные мучения» — стилистическими комбинациями.
См. также
Примечания
Ссылки
Риторические фигуры
Фигуры речи
Полезное
Смотреть что такое «Оксюморон» в других словарях:
Оксюморон — (греч. «острая глупость») термин античной стилистики, обозначающий нарочитое сочетание противоречивых понятий. Пример: «Смотри, ей весело грустить/ Такой нарядно обнаженной» (Ахматова). Частный случай О. образует фигура contradictio in adjecto,… … Литературная энциклопедия
оксюморон — (неправильно оксюморон и оксюморон) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ОКСЮМОРОН — [гр. oxymoron букв. остроумно глупое] филол. фигура речи, состоящая в соединении двух антонимических понятий, двух слов, противоречащих друг другу по значению (напр., «старый мальчик», «белая ворона», «красноречивое молчание»). Ср. КАТАХРЕЗА.… … Словарь иностранных слов русского языка
ОКСЮМОРОН — см. Оксиморон … Большой Энциклопедический словарь
оксюморон — сущ., кол во синонимов: 3 • игра слов (6) • оксиморон (7) • юмор (32) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов
Оксюморон — см. Оксиморон. * * * Оксюморон см. Оксиморон. * * * ОКСЮМОРОН ОКСЮМОРОН, см. Оксиморон (см. ОКСИМОРОН) … Энциклопедический словарь
оксюморон — (от греч. oxymoron букв: остроумно глупое) стилистическая фигура, сочетание противоположных по значению слов. Рубрика: язык. Изобразительно выразительные средства Синоним: оксиморон Род: антитеза Прочие ассоциативные связи: антонимы … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
оксюморон — оксюморон, оксюмороны, оксюморона, оксюморонов, оксюморону, оксюморонам, оксюморон, оксюмороны, оксюмороном, оксюморонами, оксюмороне, оксюморонах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
оксюморон — См. alliance de mots … Пятиязычный словарь лингвистических терминов
Оксюморон. Определение и примеры в художественной литературе
Оксю́морон — стилистическая фигура художественной речи, сочетающая противоположные по смыслу определения или понятия, в результате чего возникает новое смысловое качество.
В художественной литературе писатели используют словесные обороты, выступающие в качестве образно-выразительных, усилительных средств речи. Их называют фигурами. Об сущности фигур, их значении в теории риторики и поэтике писали Аристотель, Деметрий Фалерский, Цицерон, Квинтилиан и другие представители античной риторики.
Существует множество фигур речи, среди которых укажем как наиболее значимые и распространенные следующие:
Рассмотрим, что такое оксюморон. Этот литературоведческий термин имеет греческое происхождение. Слово oxymoron буквально значит «остроумно-глупое». Дадим более точное определение этой стилистической фигуре художественной речи.
Например, вот эти словосочетания назовем оксюмороном:
В приведенных примерах сочетаются противоположные по смыслу определения или свойства явлений, в результате чего возникает новое смысловое качество, которое помогает создать выразительный художественный образ.
Примеры оксюморона в художественной литературе
Оксюморон используется в высокоэмоциональных художественных текстах. С помощью этой стилистической фигуры классик русской и мировой литературы А. С. Пушкин в поэме «Евгений Онегин» создает яркий, зримый образ золотой осени:
В стихотворении «Муза», в котором кипит накал человеческих чувств и страстей, поэт А. А. Фет использовал оксюморон:
Н. А. Некрасов в стихотворении «Убогая и нарядная» рисует образ девушки из народа. Чтобы подчеркнуть трагичность её судьбы, поэт использует сочетание противоположных понятий:
Беспокойная ласковость взгляда, И поддельная краска ланит, И убогая роскошь наряда — Всё не в пользу её говорит.
Читаем у В. Брюсова:
А вот как использовал оксюморон А. Блок:
Мы любим всё — и жар холодных числ, и дар божественных видений.
Не обошла своим вниманием эту стилистическую фигуру Анна Ахматова:
Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Поэтесса Марина Цветаева прибегает к оксюморону в стихах:
Легкомыслие! — Милый грех, Милый спутник и враг мой милый!
Чтобы привлечь внимание читателя, часто многие писатели использовали стилистическую фигуру оксюморона в названиях своих произведений, например:
Что такое оксюморон? Примеры оксюморонов в русском языке
Примеры оксюморонов: мокрый огонь, правдивая ложь, диктатор-демократ, оптимистическая трагедия, убогая роскошь, яростное хладнокровие. Оксюмороны использованы в названиях пьесы Льва Толстого «Живой труп», романа Юрия Бондарева «Горячий снег» и в заглавиях множества других произведений.
Греческое слово оксюморон (ὀξύμωρον) в буквальном переводе означает «смешная глупость» или «острая глупость». Ударение ставится на второй слог: оксю́морон или окси́морон.
«Это оксюморон». Что это значит
Виктор Пелевин. «Бэтман Аполло» (2013)
Зачем нужны оксюмороны
Оксюморон может быть и стилистической ошибкой, и намеренным стилистическим приемом.
Любой оксюморон содержит элемент неожиданности, он призван огорошить.
Намеренно оксюмороны используют, чтобы заострить противоречие, добиться яркого стилистического эффекта. Например, показать нелепость и парадоксальность ситуации, создать новое понятие, осветить явление с противоположных сторон.
Слияние контрастных значений осознается как вскрытие противоречия между названием предмета и его сущностью, между традиционной оценкой предмета и его подлинной значимостью, как вскрытие наличных в явлении противоречий, как передача динамики мышления и бытия.
Литературная энциклопедия под редакцией В.М. Фриче, А.В. Луначарского. 1929-1939
Кроме того, оксюмороны позволяют описывать реально существующие объекты с противоположными качествами: например, женственный мужчина.
Поэты, писатели, авторы фильмов любят использовать оксюмороны в названиях своих произведений. Это сразу привлекает внимание и заставляет задуматься: «Мертвые души», «Обыкновенное чудо», «Плохой хороший человек».
Примеры оксюморонов из русской поэзии
И день настал. Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, еще вчера Стонавший слабо над могилой. А.С. Пушкин. «Полтава» (1828)
О, как милее ты, смиренница моя! О, как мучительно тобою счастлив я. А.С. Пушкин. «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем» (1830)
И как могла я ей простить Восторг твоей хвалы влюбленной… Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнаженной. Анна Ахматова. «Царскосельская статуя» (1916)
Кого позвать мне? С кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив? Сергей Есенин. «Русь советская» (1924)
В литературе, а также в речи грамотных и образованных людей часто звучат оксюморонные выражения. Знание данного термина поможет понять многие языковые явления.
Определение
Оксюмороном называют сочетание таких слов, которые имеют прямо противоположные и несовместимые друг с другом значения.
Данное понятие древнегреческого происхождения. Переводится слово «оксюморон» как «остроумно-глупое». Значение слова уже говорит о противоречивости и сложности описываемого.
Особенности
Оксюморон может выражаться по-разному. Это и согласование ( живой труп), и управление ( правда лжи), и примыкание ( весело плачет).
Данные примеры оксюморона сочетают в себе несочетаемое.
Необходимо различать оксюморон и антитезу. Разница заключается в том, что при антитезе противопоставляется несколько объектов, а при оксюмороне – один.
В словосочетании или другой синтаксической конструкции один предмет имеет несвойственные ему признаки. Например, слово «труп» в своем значении имеет лексему «мертвый». В сочетании со словом «живой» получается словосочетание «живой мертвый», что является несовместимым в реальности.
Функции
Оксюморон используется в устной и письменной речи для того, чтобы продемонстрировать противоречивость явления или состояния, его сложность.
Оксюморон часто употребляется в литературе, особенно в лирических произведениях. Поэты и писатели показывают противоречивое душевное состояние ( безмолвный крик) или демонстрируют нелепость события или явления ( правдивая ложь).
Название поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» построено на приеме оксюморона.
Некоторые оксюморонные выражения вошли и в повседневную жизнь: Старый Новый год, богатый нищий, ужасная красота и др.
Что мы узнали?
Оксюморон (греч. остроумно-глупое) – сочетание слов с прямо противоположными и несовместимыми значениями. В данных словосочетаниях и предложениях происходит сочетание несочетаемого. Оксюморон используется в речи для показа неоднозначности и сложности явления или состояния. Оксюморон имеет следующие способы выражения: подчинительная связь (согласование, управление, примыкание), сочинительная связь, связь внутри предложения.
Основу литературы составляют стилистически нейтральные формы, экспрессию и выразительность обеспечивают необычные языковые явления, такие как оксюморон. Он создаёт алогизмы в контексте, которые основываются на противоречии создающих его элементов, возможности совместить казалось бы несовместимые понятия.
Широко применяется в поэзии и прозаических жанрах, вместе с тем играет немаловажную выразительную роль в повседневной бытовой речи.
Что такое оксюморон в русском языке
Оксюморон определяется как разновидность фигуры речи, главная черта которой сочетание противоположных друг другу понятий. Данное свойство отображено в названии этих выражений, сам термин образован смешением слов «остроумное» и «глупое».
Синонимом этого понятия в некоторой степени выступает другое - «игра слов». По своей сути это алогизм, который произрастает из минимальной смысловой связи и противоречия между создающими его значениями, но являющийся одновременно одним целым.
Эта целостность происходит из создаваемого единого художественного образа в стихах или прозе. Именно эта черта и является отличительной для данного стилистического средства. В случае использования антитезы, в которой также сопоставляются противоположные по смыслу значения относительно одного и того же объекта, новое смысловое значение не образовывается.
Ещё одной особенностью оксюморона являются средства его создания. Обычно это происходит с помощью качественных наречий, оценочных существительных и прилагательных, например: мрачно-игриво. В антитезе хоть и используются оценочные лексемы, но оценка ими проходит на разных основаниях: «я – царь природы, но раб страстей своих».
Оксиморон или оксюморон (с ударением на Ю) – это литературное художественное и искусственное изобретение. Есть ряд исключений, которые давно и массово используются в обыденной речи как стойкие выражения: «сухое вино», «живой труп», «белая ночь». Основная цель использования этих словосочетаний заключается в раскрытии восприятия автора, формировании оригинальности стиля.
Оксюморон, как сочетание несочетаемого, избирательно описывает ограниченные проявления человеческой жизни и всегда содержит их оценку тем, кто его создаёт. Поэтому они так часто используются в качестве названий художественных произведений, кинофильмов и в публицистике, выступая краткими и ёмкими заглавиями.
Противоречивость и необычность противопоставляемых понятий обеспечивает неоднозначность его понимания и восприятия. Это отображает противоположность двух разных точек зрения и способствует синтезированию нового необычного подхода в восприятии описываемого объекта. Вместе это является характерной чертой парадокса: наличие противоречий и одновременное сочетание несочетаемого, которым и выделяется оксюморон.
Это очень неоднородное языковое явление. Классифицировать можно по двум признакам: схеме образования различными частями речи, художественной нагрузке и цели которой пытается добиться автор.
Способы построения оксюморонов в предложениях:
существительное и прилагательное;
существительное в именительном и родительном падежах;
прилагательное (причастие) и наречие;
категория состояния и существительное в предложном падеже.
Примеры оксюморонов из художественной литературы
В художественной литературе, независимо от жанра, они передают подвижный и противоречивый внутренний мир человека:
«Смотри, ей весело грустить, такой нарядно обнажённой» (А.А. Ахматова).
«Есть тоска весёлая в алостях зари» (С.А. Есенин)».