Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории

2.3. Порядок принятия и изменения конституции

Порядок принятия конституций имеет четыре разновидности: октроирование, принятие учредительным (конституционным) собранием, принятие парламентом, принятие путем всенародного голосования (референдума).

Октроированные – это дарованные, пожалованные властью монарха конституции. Октроирование конституций было характерно в прошлом в основном для абсолютных монархий. При этом в самих конституциях прямо указывалось на их октроированный характер. Октроированными считаются также конституции, разработанные и дарованные метрополиями своим колониям при освобождении от колониального господства. Такие конституции были дарованы, например, Великобританией некоторым странам Африки. В России такая попытка была сделана Николаем II 17 октября 1905 г. путем издания Манифеста о даровании свобод.

В практике современного конституционализма уже почти не встречается октроирование конституций.

Чаще всего для разработки и принятия новой конституции, а иногда и для внесения в нее существенных изменений, созывается Учредительное собрание. Порядок его избрания, организация деятельности и компетенция определяются самой конституцией или специальным законом.

Впервые Учредительное собрание было созвано в США в 1878 г. в Филадельфии. Филадельфийский конвент состоял из назначенных в него 74 делегатов и заседал четыре месяца. Во Франции Учредительное собрание было созвано в 1791 г. В дальнейшем созыв учредительных собраний получил достаточно широкое распространение.

В России после свержения монархии Временное правительство уже в декларации от 2 марта 1917 г. провозгласило созыв Учредительного собрания, а 25 марта было создано Особое совещание для подготовки проекта положения о его выборах. Учредительное собрание было избрано в ноябре 1917 г. по партийным спискам на основе пропорциональной избирательной системы в составе 707 депутатов. Абсолютное большинство голосов было отдано эсерам. Большевики получили на выборах менее 25 процентов голосов, несмотря на то, что выборы проводились уже после захвата ими власти в стране. Учредительное собрание не смогло принять решений, которые бы определили форму правления и конституционный строй России, так как оно было насильственно распущено большевиками в ночь на 20 января 1918 г., т. е. путем прямого захвата власти вооруженным путем.

Широкое распространение созыв учредительных собраний получил после Второй мировой войны. В одних странах учредительные собрания избирались на основе всеобщих и прямых выборов; в других – создавались путем делегирования государственными органами, политическим партиями и общественными организациями, социальными и профессиональными группами своих представителей; в третьих – ранее избранный парламент был преобразован в учредительное собрание. Основной функцией учредительных собраний была только разработка или разработка и принятие новой конституции, после чего они распускались. В некоторых странах учредительные собрания после осуществления этой функции продолжали выполнять полномочия парламента.

Некоторые современные конституции были приняты путем всенародного голосования – референдума. Этот способ принятия конституций оценивается специалистами конституционного права неоднозначно. Если конституция разработана специально созванным для этого учредительным (конституционным) собранием, парламентом или другими аналогичными представительными учреждениями, а затем проводится референдум для утверждения разработанного проекта, то это вполне отвечает современным требованиям демократии. В этом случае народ выражает свою волю, отвечая на вопрос «за» или «против» принятия новой конституции.

Однако на референдум может выноситься проект конституции, подготовленный захватившей власть военной хунтой или руководящей верхушкой единственной правящей партии. В условиях массовых репрессий и давления со стороны властных структур, когда свобода выбора отсутствует или сильно ограничена, избиратели одобряют и реакционные конституции.

Форма принятия конституций парламентом характерна в основном для бывших социалистических стран. Принимается она квалифицированным большинством. Такой способ принятия конституций был и в некоторых демократических государствах (например, в Греции).

Внесение в конституцию поправок – явление нередкое. Конституция – не застывшая глыба догматических положений, а живой организм, пребывающий в конституционном развитии. Большинство конституций мира претерпели изменения. Со времени принятия Конституции США было внесено 27 поправок (предложений о пересмотре Конституции в Конгрессе США рассматривалось более десяти тысяч).

Другие страны (даже более часто, чем США) также вносили поправки в свои конституции.

В Конституцию Российской Федерации 1978 г. в конце 80?х – начале 90?х гг. было внесено более 300 поправок, что, естественно, повлияло не только на «букву», но и на «дух» действовавшей тогда Конституции. Это позволяет говорить о существовании в России не пяти (1918, 1925, 1937, 1978, 1993 гг.), а шести конституций.

В то же время конституции некоторых стран ввиду жестких правил внесения в них поправок остались неизменными со времени их принятия (например, Конституция Японии). Не существует проблем изменения конституции, если речь идет о пересмотре гибкой конституции. Это осуществляется путем принятия обычного закона. Без всяких сложностей вносились любые поправки в советские конституции и в конституции других стран, хотя и предусматривалось требование квалифицированного большинства в палатах Верховного Совета СССР или в высших представительных органах других социалистических стран. Но Верховный Совет не был парламентом, а конституция, хотя и считалась Основным законом, таковым по существу не была, так как страной руководила по своим партийным правилам огосударствленная КПСС, как бы это ни маскировалось.

Значительно сложнее пересмотреть жесткие конституции. Для их изменения предусматривается требование квалифицированного большинства в парламенте, а кроме того, в ряде стран предусмотрено утверждение поправок на референдуме или большинством субъектов федерации, если речь идет о федеративных государствах. Известны и другие способы обеспечения жесткости конституции. Это повторное голосование в парламенте через определенный промежуток времени. Пересмотр Конституции Бельгии, например, осуществляется по инициативе законодательной власти, после чего обе палаты парламента распускаются. Вновь избранные палаты утверждают в согласии с королем положения, подлежащие пересмотру. Некоторые статьи конституций вообще нельзя менять: ни всегда, ни в течении какого-то периода времени, что также придает жесткость конструкции.

Правом законодательной инициативы для случаев внесения поправок в конституцию пользуются те же субъекты, что и в законодательном процессе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Октроированная конституция

Октроирование (фр. octroyer — жаловать, даровать) — способ принятия конституции в государстве.

Наряду с традиционными способами принятия конституции, такими как принятие конституции парламентом или на референдуме, существует принятие конституции существующим главой государства — монархом, президентом или дарование конституции колонии или зависимой территории метрополией. Такой способ и называется октроированием. Впервые октроирование было применено во Франции: 4 июня 1814 года вступила в силу «хартия 1814 года», октроированная королём Людовиком XVIII; она представляла собой развитие конституции 6 апреля 1814 года.

Примеры конституций, которые приняты посредством октроирования:

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Октроированная конституция» в других словарях:

ОКТРОИРОВАННАЯ КОНСТИТУЦИЯ — Конституция, дарованная по почину верховной власти, без участия представителей от народа. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОКТРОИРОВАННАЯ КОНСТИТУЦИЯ Конституция, дарованная самой верховной властью,… … Словарь иностранных слов русского языка

ОКТРОИРОВАННАЯ КОНСТИТУЦИЯ — (от фр. octroi пожалование, предоставление) конституция, дарованная властью монарха, а не установленная парламентом или учредительным собранием. В ХХ в. известны случаи октроирования конституций не только монархами, но и главами государств в… … Юридическая энциклопедия

Октроированная конституция — (от фр. octroyer жаловать, даровать; англ. octroed constitution) конституция, дарованная народу монархом в силу его законодательной власти без предварительного обсуждения в парламенте или учредительном собрании и без народного голос … Энциклопедия права

ОКТРОИРОВАННАЯ КОНСТИТУЦИЯ — (от франц. oсtroyer даровать) конституция, пожалованная монархом (метрополией) колонии … Большой Энциклопедический словарь

Октроированная конституция — (от франц. oсtroyer даровать) конституция, «пожалованная» монархом (метрополией) колонии. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

октроированная конституция — (от франц. Octroyer даровать), конституция, «пожалованная» монархом (метрополией) колонии. * * * ОКТРОИРОВАННАЯ КОНСТИТУЦИЯ ОКТРОИРОВАННАЯ КОНСТИТУЦИЯ, (фр. octroyer жаловать) конституция (см. КОНСТИТУЦИЯ (основной закон)), дарованная властью… … Энциклопедический словарь

Октроированная конституция — (от французского octroyer жаловать, даровать) конституция, издаваемая главой государства без участия представительных органов. Впервые О. к. появились в эпоху перехода от феодализма к капитализму, как правило, они фиксировали компромисс… … Большая советская энциклопедия

ОКТРОИРОВАННАЯ КОНСТИТУЦИЯ — (от фр. octroi пожалование, предоставление) конституция, дарованная властью монарха, а не установленная парламентом или учредительным собранием. В XX в. известны случаи октроирования конституций не только монархами, но и главами государств в… … Энциклопедический словарь экономики и права

Октроированная конституция — (от фр. octroyer жаловать, даровать; англ. octroed constitution) конституция, дарованная народу монархом в силу его законодательной власти без предварительного обсуждения в парламенте или учредительном собрании и без народного голосования.… … Большой юридический словарь

Октроированная конституция — так называется конституция, дарованная монархом, в силу его законодательной власти без предварительного обсуждения в учредительном собрании и без народного голосования. Фактически конституции октроируются под давлением необходимости, и в этом… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Октоированная конституция. Признаки парламентской республики

Октроирование как дарование конституции односторонним актом монарха либо иного главы государства, издается без участия представительных органов. Примеры октроированных конституций. Характерные признаки парламентской республики, формирование правительства.

1. Что понимается под октроированной конституцией?

1. Что понимается под октроированной конституцией?

В эпоху крушения феодальных порядков в Европе конституции нередко «даровались» монархом «своему народу». Сейчас такая форма октроирования встречается редко.

Впервые октроированные конституции появились в эпоху перехода от феодализма к капитализму. Как правило, октроированные конституции фиксировали компромисс между крупной буржуазией и земельной аристократией о разделении власти.

Октроированными (пожалованными) были также конституции: Австрийской империи, подписанная 4 марта 1849 году императором Францом-Иосифом I; Японии 1889 года; Основные законы Российской империи 1906 года [5, с. 141].

Октроированные конституции существуют наряду с традиционными способами принятия конституции, такими как принятие конституции, парламентом или на референдуме.

Способом, октроирования конституции принимался ряд конституций абсолютных монархий Персидского залива, когда монарх даровал конституцию своему верному народу, либо метрополии даровали своим освобождающимся колониям так называемые «колониальные конституции». Например, Великобритания даровала более 30 конституций для своих прежних колоний [15, с. 27].

В наши дни, октроированные конституции существуют в:

— Монако, которую даровал 17 декабря 1962 года князь Ренье III;

Октроирование конституции является одним из способов принятия конституции.

Октроированная конституция или дарованная конституция издается властью главы государства без участия представительных органов.

Основная особенность октроированной конституции в том, что она в любой момент и практически по любой причине может быть «взята обратно» на определённый срок или бессрочно.

2. Каковы признаки парламентской республики?

Парламентарная республика распространена гораздо меньше, чем президентская. Примерами парламентарной республики являются Австрия, Германия, Индия, Италия, Кабо-Верде в Африке, Вануату в Океании. В последнее годы после ликвидации тоталитарных режимов по пути создания парламентарной республики идут многие страны Африки.

Парламентарная республика строится на противоположных принципах. Центральную роль в жизни парламентарной республики играет парламент. Президент зависит от парламента, представительных органов и утрачивает самостоятельность. Парламентарная республика характеризуется следующими признаками:

· Президент избирается парламентом либо особой коллегией.

В парламентарной республике президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от народа (граждан-избирателей) и не мог противопоставлять себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами. Применяются различные способы непрямых выборов президента. Например, в Германии в состав коллегии входят все депутаты нижней палаты и такое же число депутатов, избранных представительными органами земель[13, с. 149].

· Президент не играет самостоятельной роли, не свободен в выборе премьер-министров и при формировании правительства, а выполняет волю парламента.

Президенту приходится назначать лидером правительства лицо, которое пользуется доверием парламента, иначе правительство не будет утверждено парламентом. Поэтому в парламентарной республике пост премьер-министра занимает лидер партии, имеющий большинство в парламенте, или кандидат, предложенный блоком объединившихся партий, которые вместе располагают таким большинство (коалиционное правительство). Это означает, что правительство формируется партией или партиями победившей на парламентских, а не президентских выборах [13, с. 150].

· Парламент решает все важнейшие вопросы государственной жизни.

В парламентарной республике президент по конституции нередко наделяется широкими полномочиями, но осуществлять их может лишь по предложению правительства. Президент в такой республике не правит, но это не значит, что его роль в государстве незначительна. Некоторые вопросы государственного значения президент решает самостоятельно. Например: в Италии президент назначает некоторых должностных лиц, а в ФРГ в определенных условиях вправе отклонить просьбу правительства о роспуске нижней палаты [7, с. 234].

· Парламент (партии, имеющие большинство депутатов в нем) формирует правительство.

· Правительство ответственно только перед парламентом.

Вотум недоверия, принятый парламентом (большинством голосов), обязывает правительство уйти в отставку. Однако есть вариант, когда президент, действующий в парламентарной республике по совету и с согласия правительства, может распустить парламент с обязательным назначением новых выборов. Если их результат будет не в пользу правительственной партии, то есть она проиграет выборы, правительство уходит в отставку [3, с. 248].

Таким образом, парламентарная республика характеризуется верховенством парламента в организации государственной жизни страны. Правительство формируется парламентом путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте. Члены правительства за свою деятельность несут ответственность перед парламентом. Правительство правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется доверием парламентского большинства. В противном случае оно либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Главными функциями парламента являются законодательная деятельность и контроль над исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики.

Глава правительства (премьер-министр, канцлер, председатель совета министров, глава кабинета министров) в парламентарной республике назначается, как правило, президентом. Глава правительства является лидером партии, получившей большинство голосов в парламенте. Глава правительства формирует правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.

Депутаты Бендестага ФРГ вынесли вотум недоверия Федеральному канцлеру (не предложив новую кандидатуру) и обратились к Федеральному президенту с просьбой об увольнении Федерального канцлера. Какое решение должен принять президент в соответствии с нормами Основного Закона ФРГ 1949 года?

Конституцией Германии предусмотрен «конструктивный вотум недоверия» для создания более стабильного правительства в республике. Конструктивный вотум недоверия заключается в том, что:

2. Бундестаг имеет право выразить вотум недоверия канцлеру только при условии, что проект резолюции, внесенный в бундестаг, будет содержать два пункта: предложение о недоверии действующему канцлеру и предложение об избрании нового канцлера [8, ч. 1 ст. 67].

Федеральный Канцлер может и по своей инициативе поставить вопрос о доверии. Предложение считается принятым, если за него голосует абсолютное большинство депутатов. Согласно ч. 2 ст. 68 Основного Закона ФРГ между ходатайством о выражении доверия и голосованием должно пройти сорок восемь часов.

Отклонение предложения о доверии не обязывает канцлера уйти в отставку. Он может обратиться к президенту с просьбой о роспуске в течение 21 дня бундестага. Право роспуска погашается, если бундестаг в этот промежуток времени изберет абсолютным большинством голосов нового канцлера. В этом случае прежний канцлер обязан уйти в отставку. В случае отставки канцлера покидает свои посты и все члены правительства [8, ч. 1 ст. 68].

Таким образом, согласно с Основным Законом ФРГ 1949 года Бундестаг может сместить Федерального Канцлера путем выражения ему конструктивного вотума недоверия, то есть путем избрания нового канцлера. В условии задачи сказано, что депутаты Бундестага не предложили нового Федерального Канцлера. Следовательно, в соответствии с Основным Законом ФРГ Президент примет решение о роспуске в течение 21 дня Бундестага. Надо отметить, что согласно ч. 1 ст. 68 право на роспуск утрачивается, как только Бундестаг изберет большинством голосов другого Федерального канцлера.

список использованной литературы

Подобные документы

Общая характеристика парламентской республики. Полномочия главы государства и формы его взаимодействия с другими ветвями власти. Анализ правого статуса, полномочий и форм взаимодействия Правительства с государственными органами других ветвей власти.

курсовая работа [25,6 K], добавлен 10.08.2011

Характерные юридические признаки президентско-парламентской республики Франции, Австрии, Польши, Ирландии, России. Президентская республика, ее признаки и особенности. Формы контроля центральных органов за деятельностью органов местного самоуправления.

контрольная работа [21,2 K], добавлен 21.06.2012

Основное содержание Конституции 1946 г. и государственный строй IV Республики. Падение IV Республики и принятие новой Конституции 1958 г. Характерные черты и особенности Конституции V Республики Франции. Последствия отставки президента Франции де Голля.

реферат [52,3 K], добавлен 18.10.2012

Понятие и суть формы правления. Высшие выборные органы государственной власти. История развития и характеристика парламентской республики. Государственный строй Великобритании, как классический пример политического устройства парламентской республики.

курсовая работа [61,3 K], добавлен 15.12.2014

Понятие Конституции как Основного Закона государства. Классификация конституций и их структура. Учредительный, первичный характер конституционных установлений. Юридические свойства и функции конституции. Конституционное развитие Республики Беларусь.

реферат [39,3 K], добавлен 11.03.2011

История Конституции и конституционализма Республики Узбекистан. Всенародное обсуждение проекта. Характерные особенности Конституции Республики Узбекистан. Конституционная норма и конституционные отношения. Основные принципы государственного строительства.

презентация [2,6 M], добавлен 30.04.2015

Признаки административного, трудового, уголовного отраслей права. Взаимодействие главы государства и правительства на основе конституции РБ. Субъекты нормотворчества в РБ. Транспортировка товаров в нарушение установленного законодательством порядка.

контрольная работа [33,4 K], добавлен 23.11.2011

Конституция-как нормативно-правовой акт: виды конституции, форма конституций, структура конституции, язык, стиль изложения. Признаки Конституции РФ. Конституция-ядро правовой системы, источник отраслей права, в первую очередь конституционного права.

контрольная работа [36,8 K], добавлен 26.09.2008

Конституция Французской Республики 1946 г., ее основное содержание, принципы и исторические предпосылки формирования, значение в структуре государства. Полномочия Президента и парламента Республики. Структура законодательных и исполнительных органов.

контрольная работа [27,7 K], добавлен 19.06.2014

Разновидности республиканской формы правления. Парламент как высший орган представительной и законодательной власти. Политико-правовой статус и полномочия президента в парламентской республике. Основные достоинства и недостатки парламентской республики.

презентация [2,1 M], добавлен 09.10.2016

Источник

Порядок принятия и изменения конституции

Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории. Смотреть фото Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории. Смотреть картинку Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории. Картинка про Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории. Фото Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории. Смотреть фото Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории. Смотреть картинку Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории. Картинка про Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории. Фото Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории. Смотреть фото Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории. Смотреть картинку Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории. Картинка про Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории. Фото Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории. Смотреть фото Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории. Смотреть картинку Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории. Картинка про Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории. Фото Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории

Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории. Смотреть фото Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории. Смотреть картинку Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории. Картинка про Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории. Фото Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории

Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории. Смотреть фото Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории. Смотреть картинку Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории. Картинка про Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории. Фото Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории

Порядок принятия конституций имеет четыре разновидности: октроирование, принятие учредительным (конституционным) собранием, принятие парламентом, принятие пу­тем всенародного голосования (референдума).

Октроированные — это дарованные, пожалованные властью монарха конституции. Октроирование конституций было характерно в основном для абсолютных монархий в прошлом. При этом в самих конституциях прямо указывалось на их октроированный характер. Октроированными считаются также конституции, разработанные и дарованные метрополиями своим колониям при освобождении от колониального господства. Такие конституции были дарованы, например, Великобританией некоторым странам Африки. В России такая попытка была сделана Николаем II 17 октября 1905 г. путем издания Манифеста о даровании свобод.

В практике современного конституционализма уже почти не встречается октроирование конституций.

Чаще всего для разработки и принятия новой конституции, а иногда и для внесения в нее существенных изменений, созывается учредительное собрание. Порядок его из-

46 | Конституционное право Российской Федерации

брания, организация деятельности и компетенция определяются самой конституцией или специальным законом.

Впервые Учредительное собрание было созвано в США в 1878 г. в Филадельфии. Филадельфийский конвент состоял из назначенных в него 74 делегатов и заседал четыре месяца. Во Франции Учредительное собрание было созвано в 1791 г. В дальнейшем созыв учредительных собраний получил достаточно широкое распространение.

В России после свержения монархии Временное правительство уже в декларации от 2 марта 1917 г. провозгласило созыв Учредительного собрания, а 25 марта было создано Особое совещание для подготовки проекта положения о его выборах. Учредительное собрание было избрано в ноябре 1917 г. по партийным спискам на основе пропорциональной избирательной системы в составе 707 депутатов. Абсолютное большинство голосов было отдано эсерам. Большевики получили на выборах менее 25 процентов голосов, несмотря на то, что выборы проводились уже после захвата ими власти в стране. Учредительное собрание не смогло принять решений, которые бы определили форму правле­ния и конституционный строй России, так как оно было насильственно распущено большевиками в ночь на 20 января 1918 г., т.е. путем прямого захвата власти вооруженным путем.

Широкое распространение созыв учредительных собраний получил после Второй мировой войны. В одних странах учредительные собрания избирались на основе всеобщих и прямых выборов; в других создавались путем делегирования государственными органами, политическими партиями и общественными организациями, социальными и профессиональными группами своих представителей; в-третьих, ранее избранный парламент был преобразован в учредительное собрание. Основной функцией учредительных собраний была только разработка или разработка и принятие новой конституции, после чего они распускались. В некото­рых странах учредительные собрания после осуществления этой функции продолжили выполнять полномочия парламента.

Некоторые современные конституции были приняты путем всенародного голосования — референдума. Этот способ принятия конституций оценивается специалистами конституционного права неоднозначно. Если конституция разработана специально созванным для этого учредительным (конституционным) собранием, парламентом или другими ана-

Глава 2. Основы учения о конституции. | 47

логичными представительными учреждениями, а затем проводится референдум для утверждения разработанного проекта, то это вполне отвечает современным требованиям демократии. В этом случае народ выражает свою волю, отвечая на вопрос «за» или «против» принятия новой конституции.

Однако на референдум может выноситься проект конституции, подготовленный захватившей власть военной хунтой или руководящей верхушкой единственной правящей партии. В условиях массовых репрессий и давления со стороны властных структур, когда свобода выбора отсутствует или сильно ограничена, избиратели одобряют и реакционные конституции.

Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории. Смотреть фото Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории. Смотреть картинку Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории. Картинка про Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории. Фото Что такое октроирование имела ли место эта процедура в российской истории

Форма принятия конституций парламентом характерна, в основном, для бывших социалистических стран. Принимается она квалифицированным большинством. Такой спо­соб принятия конституции был и в некоторых демократических государствах (Греция).

Внесение в конституцию поправок — явление нередкое. Конституция — не застывшая глыба догматических положений, а живой организм, и поэтому внесение изменений в конституцию совсем нередкое явление в конституционном развитии. Большинство конституций мира претерпели изменения. Со времени принятия Конституции США было внесено 27 поправок (предложений о пересмотре Конституции в Конгрессе США рассматривалось более десяти тысяч).

Другие страны также, хотя и более часто, чем США, вносили поправки в свои конституции.

В Конституцию Российской Федерации 1978 г. в конце 80-х — начале 90-х гг. было внесено более 300 поправок, что, естественно, повлияло не только «на букву», но и «на дух» действовавшей тогда Конституции. Это позволяет говорить о существовании в России не пяти (1918, 1925, 1937, 1978, 1993 гг.), а шести конституций.

В то же время конституции некоторых стран ввиду жестких правил внесения в них поправок остались неизменными со времени их принятия (например, Конституция Японии). Не существует проблем изменения конституции, если речь идет о пересмотре гибкой конституции. Это осуществляется путем принятия обычного закона. Без всяких сложностей вносились любые поправки в советские конституции и в конституции других стран, хотя и предусматривалось требование квалифицированного большинства в палатах

48 | Конституционное право Российской Федерации

Верховного Совета СССР или в высших представительных органах других социалистических стран. Но Верховный Совет не был парламентом, а конституция, хотя и считалась Основным законом, таковым по существу не была, так как страной руководила по своим партийным правилам огосударствленная КПСС, как бы это ни маскировалось.

Значительно сложнее пересмотреть жесткие конституции. Для их изменения предусматривается требование квалифицированного большинства в парламенте, а кроме того, в ряде стран предусмотрено утверждение поправок на референдуме или большинством субъектов федерации, если речь идет о федеративных государствах. Известны и другие способы обеспечения жесткости конституции. Это повторное голосование в парламенте через определенный промежуток времени. Пересмотр Конституции Бельгии, например, осуществляется по инициативе законодательной власти, после чего обе палаты парламента распускаются. Вновь избранные па­латы утверждают в согласии с королем положения, подлежа­щие пересмотру. Некоторые статьи конституций вообще нельзя менять: ни всегда, ни в течение какого-то периода времени, что также придает жесткость конструкции.

Правом законодательной инициативы для случаев внесе­ния поправок в конституцию пользуются те же субъекты, что и в законодательном процессе.

Виды конституций

Во всем мире в настоящее время насчитывается более 200 действующих конституций, с учетом исторического опыта конституционализма их существенно больше.

Многообразие конституций позволяет их классифицировать, т.е. установить закономерно существующие между ними общие признаки, что дает возможность их сопоставления, выявления особенностей формы, структуры и содержания. Классификация конституций, как и любая классификация, носит условный характер, поскольку в мире нет конституций, которые были бы идентичны по всем признакам. Они различаются не только тем, что в них учтены национальные и исторические особенности данного государства, но и раз­нообразием способов их разработки и принятия.

1. Действующие сегодня конституции можно разделить на конституции «старого» и «нового» поколения. К первой группе относятся конституции, принятые в основном в

Глава 2. Основы учения о конституции. | 49

XVIII-XIX вв. В эту группу включаются и некоторые конституции, принятые в XX в. до Второй мировой войны. Конституции старого поколения разрабатывались и принимались в условиях, которые отличаются коренным образом от нынешних. Так, Конституция США, имеющая солидный возраст — ей более двухсот лет — разрабатывалась в условиях, когда отдельные бывшие британские колонии, добившиеся независимости, объединялись в единое государство. К этому времени не было еще и опыта разработки и принятия таких актов, как конституция.

Поэтому первоначально статью о правах человека и гражданина вообще «забыли». Правда через два года вспомнили и внесли в Конституцию под названием «Билль о правах».

Вторую группу составляют конституции, принятые после Второй мировой войны. Это конституции многих стран Европы, Азии, Африки и Америки. К ним относятся конституции всех стран, получивших независимость в результате распада колониальных империй, а также Советского Союза, Югославии, Чехословакии и др. Конституции этих стран принимались в условиях, когда международная обстановка способствовала демократизации общественной жизни. В это время из совокупности принятых конституций складывается определенная модель конституции, в которой имеются общие положения, разделы о правах и свободах человека и гражданина, об институтах государственной власти, о территориальном устройстве, местном самоуправлении.

Причем во всех конституциях глава о правах и свободах человека и гражданина, как правило, на первом месте.

2. Действующие конституции в науке конституционного права делятся на писаные и неписаные. Эта классификация появилась в науке в XIX в., когда большая часть стран не имела основных законов. К концу XX в. преобладающая масса конституций — писаные акты. Исключение составляют конституции Великобритании и Новой Зеландии. Так, в Великобритании конституции в традиционном понимании (как единого законодательного акта) вообще не существует. В стране действует конституция, составленная из норм статутного права, наиболее важные из которых содержатся, например, в таких актах, как «Хабеас корпус акт» 1689 г., Закон о престолонаследии 1701 г., Закон о парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о местном самоуправлении 1972 г., Акт о гражданстве 1981 г., Акт о народном представительстве 1983 г.

50 | Конституционное право Российской Федерации

Классификация конституций на писаные и неписаные сегодня в значительной мере утратила смысл. Это тем более важно подчеркнуть, что и в названных странах в последние десятилетия приняты парламентские акты, которые можно с полным основанием включить в число писаных источников конституционного права, но формально все это не конституции.

3. Конституции можно классифицировать и по времени их действия. Так, одни конституции имеют неограниченный срок действия, другие принимаются на определенное время. Таким образом, есть конституции постоянные и временные. Большинство конституций мира — постоянные, что не означает их низменности или вечности. В истории ряда стран мира было принято до двадцати и более постоянных конституций (например, во Франции — 16). Множество конституций объясняется не столько существенными изменениями в жизни страны, сколько политической борь­бой, приводившей к чередованию политических режимов и форм правления.

История конституционного развития знает немало и таких конституционных актов, которые принимались на определенный промежуток времени, на переходный период. Такие конституции называются временными.

4. По форме правления конституции бывают монархическими (например, Конституция Королевства Нидерландов 1984г.) и республиканскими (например, Конституция Португальской Республики 1976 г.).

5. По политическому режиму — демократическими и тоталитарными.

Демократические конституции не только декларируют, но и гарантируют обеспечение прав человека и гражданина, авторитарные — ограничивают определенные права, прежде всего политические и гражданские (запрет на деятельность политических партий и т.п.). Тоталитарные конституции утверждают одну идеологию в качестве государственной и общеобязательной, а единственную партию — в качестве руководящей и направляющей силы общества и т.п. Нередко авторитарные и тоталитарные режимы прикрываются демократическими конституциями, которые таким образом теряют реальный характер.

По форме государственно-территориального устройства конституции делятся на федеративные (например, Консти­туция Российской Федерации 1993 г.) и унитарные (напри-

Глава 2. Основы учения о конституции. | 51

мер, Конституция Греции 1975 г.). В свою очередь в федеративных государствах конституции делятся на федеральные и на конституции субъектов федерации (штатов, земель, кантонов, провинций, республик и т.п.). Федеральная конституция закрепляет принципы федерализма, разграничение компетенции между федерацией и ее составными частями, систему федеральных органов государственной власти. Вопросы организации государственной власти субъектов федерации регулируются конституциями субъектов федерации в контексте принципов, установленных федеральным законодательством.

По порядку изменения конституции бывают гибкие и жесткие. Конституции, которые изменяются и дополняются в том же порядке, что и текущее законодательство, относятся к гибким. Если изменения вносятся более усложненным способом, то это жесткие конституции.

Приведенный перечень оснований классификации конституций не является исчерпывающим. В зависимости от решаемых исследователем задач выделяются и другие виды конституций.

Классификация конституций позволяет рассмотреть данный правовой феномен с разных позиций, чтобы выявить общее и особенное для конституций различных государств и многогранно охарактеризовать такой важный источник конституционного права, как конституция.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *