Что такое окжд в ржд
Общий курс железных дорог
Государственное образовательное учреждение
«Дальневосточный государственный университет путей сообщения»
Естественно – научный институт
Директор ЕНИ, профессор
«____»_____________ 20__ г.
дисциплины «Общий курс железных дорог»
для специальности 280101 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»
Составлена доцентом кафедры БЖД
Обсуждена на заседании кафедры «Безопасность жизнедеятельности»
«___» ____________ 20__ г., протокол №___
Заведующий кафедрой ________________
Одобрена на заседании Методической комиссии Естественно-научного
«___» _____________ 20 __ г., протокол № ___
Председатель Методической комиссии ЕНИ ______________
1. Цели и задачи дисциплины «Общий курс железных дорог»
Железная дорога является зоной повышенной опасности.
Безопасность железнодорожного транспорта – понятие комплексное. Сюда входит безопасность движения поездов, маневровой работы, а также устранение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью пассажиров и самих работников железнодорожного транспорта. Многоотраслевое хозяйство железнодорожного транспорта России – это огромный, протянувшийся на тысячи километров единый транспортный конвейер, бесперебойная, безаварийная, безопасная работа которого зависит от работы каждой его составляющей части.
Целью изучения комплексной дисциплины «Общий курс железных дорог» (далее – ОКЖД) является изучение комплекса устройств, технического оснащения, получение цельного представления о структуре единой транспортной системы, технологии работы железнодорожного транспорта, взаимосвязи работы различных отраслей, об обеспечении безопасности на железнодорожном транспорте. Для выполнения этой цели студенты получают знания по следующим основным вопросам:
— структура и организация управления на железнодорожном транспорте;
— инженерные сооружения; основные размеры, нормы содержания, требования к важнейшим сооружениям, устройствам и подвижному составу;
— технология работы различных отраслей; система организации движения поездов и принципы сигнализации.
Изучив дисциплину ОКЖД, студент должен знать:
— виды транспорта, их роль в единой транспортной системе России;
— основные технико-экономические показатели работы жд транспорта;
— инженерные сооружения, технические устройства и средства железнодорожного транспорта, основные нормы и допуски содержания их (земляное полотно, водоотводные устройства, искусственные сооружения, верхнее строение пути, основные сигналы, железнодорожные станции и узлы);
— основные виды подвижного состава требования к нему;
— основы проектирования и строительства железных дорог;
— основные понятия об организации движения поездов;
— основы организации и машинизации путевых работ;
— основы руководства эксплуатационной работой станции;
— основные отраслевые документы по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте.
После окончания дисциплины ОКЖД студент должен уметь:
— пользоваться отраслевыми документами по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте;
— выбирать тип ограждения при разных видах ремонта железнодорожного пути;
— различать путевые и сигнальные знаки;
— поперечные и продольные профили земляного полотна,
— обыкновенные стрелочные переводы,
2. Объем дисциплины «Общий курс железных дорог»
— 36 часов лекций для студентов 2-го курса (3-й семестр);
— 18 часов практических занятий;
— 1 расчетно-графическая работа.
На самостоятельную работу отводится 54 часа. Итоговый контроль усвоения знаний производится в виде зачета.
«Общий курс железных дорог»
Железные дороги в транспортной системе Российской Федерации занимают ведущее место. Они имеют важнейшее государственное, народнохозяйственное и оборонное значение. От железных дорог требуется своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства, грузоотправителей и грузополучателей в перевозках.
Железные дороги располагают различными инженерными сооружениями, техническими устройствами и средствами, основными из которых являются: железнодорожный путь, подвижной состав (локомотивы и вагоны), локомотивное и вагонное хозяйства, сооружения и устройства сигнализации, связи и вычислительной техники, электро- и водоснабжения, железнодорожные станции и узлы.
Многоотраслевое хозяйство железнодорожного транспорта России требует бесперебойной, безаварийной, взаимно слаженной, качественной, бережливой работы. Для того, чтобы с наибольшей эффективностью направить свои усилия на совершенствование перевозочного процесса, каждому инженеру надо не только профессионально знать свою специальность, но и обладать необходимыми знаниями в других смежных отраслях железнодорожного транспорта.
Для этой цели и предназначена программа для ЭВМ «Общий курс железных дорог», при разработке которой использовался учебник «Железные дороги. Общий курс» под редакцией Ю.И. Ефименко.
«Глубоко убежден, что железные дороги необходимы для России, что они, можно сказать, выдуманы для нее более, нежели для какой-либо другой страны Европы, что климат России и ее пространство соделывают их особенно драгоценными для нашего Отечества (П. П. Мельников)
Мельников Павел Петрович (1804–1880)
П.П. Мельников – инженер-генерал, профессор прикладной математики, почетный член РАН, член Государственного Совета, главноуправляющий путями путей сообщения и публичными зданиями с 1862 г., министр путей сообщения с 1866 по 1869 гг., автор первого русского теоретического труда по железнодорожному делу «О железных дорогах», изданного в 1835 г. П.П. Мельников – знаковая фигура в истории российских железных дорог, человек, без которого трудно себе представить становление и развитие отрасли, выдающаяся личность России.
Октябрьская железная дорога – филиал ОАО «РЖД»
Руководство
Голомолзин Виктор Георгиевич
Тишанин Дмитрий Евгеньевич
Сакович Игорь Леонтьевич
Иванов Виктор Иванович
Хойхин Роман Александрович
Трусов Яков Витальевич
Давыдов Артем Александрович
Лобко Игорь Викторович
Середа Сергей Иванович
Сазонов Игорь Павлович
Горин Роман Валерьевич
Олейников Александр Николаевич
Троянов Владимир Владимирович
Поликарпов Игорь Васильевич
Величко Егор Геннадьевич
Основная информация
Деятельность
Своевременное и полное удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров.
Железная дорога (региональный центр корпоративного управления) – филиал ОАО «РЖД» наделен функциями контроля и координации деятельности филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», а также ДЗО, находящихся в границах дороги.
Основные показатели за 2020 год:
Эксплуатационная длина – 10 440,9 км
Численность сотрудников на полигоне дороги – 69 686 человека
Средняя заработная плата – 59 174 рублей
Перевезено грузов – 290,8 млн тонн
Отправлено пассажиров: в дальнем сообщении – 11,6 млн человек, в пригородном сообщении – 106,6 млн человек
Контактная информация
Предприятие находится на территории Октябрьской железной дороги
Адрес 191023, Россия, г. Санкт-Петербург, площадь Островского, д. 2
+7 (800) 755-50-05
+7 (812) 457-66-99
Последнее обновление: 03.12.2021
Предприятия подчинения
107140, Россия, г. Москва, Комсомольская площадь, д. 3/9
+7 (499) 260-91-92
+7 (499) 260-91-49
198013, Россия, г. Санкт-Петербург, Подъездной переулок, д. 1
191036, Россия, г. Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 85
183038, Россия, Мурманская область, г. Мурманск, ул. Привокзальная, д. 15
198095, Россия, Санкт-Петербург, Библиотечный переулок, д. 4
+7 (482 32) 2-91-80
+7 (482 32) 2-91-80
191119, Россия, Санкт-Петербург, ул. Днепропетровская, д. 2
+7 (812) 457-96-68
+7 (812) 457-46-04
198092, Россия, Санкт-Петербург, ул. Шкапина, д. 44
+7 (812) 252-65-81
+7 (812) 252-19-78
183012, Россия, Мурманская область, Мурманск, ул. Челюскинцев, д. 25 литера «а»
+7 (815 2) 48-43-91
+7 (815 2) 48-43-91
198095, Россия, Санкт-Петербург, Библиотечный переулок, д. 4 к. 2
195009, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Комсомола, д. 35 литера А
353427, Россия, Краснодарский край, г. Анапа, ст. Благовещенская, ул. Прибрежная, д. 4
198095, Россия, г. Санкт-Петербург, Библиотечный пер., д. 4
+7 (812) 436-07-21; +7 (812) 436-06-96
191023, Россия, г. Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 2
звонок бесплатный для всех регионов РФ
по всему миру, оплата в соответствии с тарифами вашего оператора связи
Мы используем cookie-файлы для улучшения пользовательского опыта и сбора статистики. Для получения дополнительной информации вы можете ознакомиться с нашей Политикой использования cookie-файлов.
Что такое окжд в ржд
Приведены основные сведения о роли железнодорожного транспорта в народном хозяйстве страны и управлении им, сооружениях и устройствах пути, локомотивном и вагонном хозяйстве, автоматике, телемеханике и связи, электроснабжении электрифицированных железных дорог, станционных сооружениях и устройствах, подвижном составе, их техническом обслуживании, ремонте и эксплуатации; освещены важнейшие вопросы организации железнодорожных перевозок и основы организации движения.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Основные задачи транспорта — своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышение экономической эффективности его работы. Железные дороги — основной вид транспорта нашей страны. Они имеют большое государственное, народнохозяйственное и оборонное значение, являются одним из факторов повышения культурного уровня населения, укрепления дружбы народов, развития международных связей. В текущее пятнадцатилетие продолжится развитие материально-технической базы железнодорожного транспорта путем всемерной интенсификации и повышения эффективности производства на базе научно-технического прогресса, путем широкого внедрения новейших достижений науки и техники, наиболее прогрессивных видов подвижного состава, машин и механизмов, более совершенных технологических процессов с применением комплексной механизации и автоматизации основных производственных операций.
Для успешного осуществления перевозок, бесперебойной и безаварийной работы многоотраслевого транспортного хозяйства необходимо четкое взаимодействие движенцев, путейцев, вагонников, связистов, электроснабженцев, работников локомотивного хозяйства и других служб. Поэтому каждый железнодорожник должен знать не только свою специальность, но и иметь представление о других смежных отраслях железнодорожного транспорта и об их роли в обеспечении перевозок. Изучая «Общий курс железных дорог», учащиеся профтехучилищ знакомятся с принципом взаимодействия и слаженности всех хозяйств и подразделений железнодорожного транспорта.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Раздел I. Общие сведения о транспорте
Глава 1. Роль транспорта, его виды и развитие
§ 1. Роль транспорта и его виды
§ 2. Краткие сведения из истории развития железных дорог
§ 3. Развитие железнодорожного транспорта в СССР
Глава 2. Управление железнодорожным транспортом и его основные показатели
§ 4. Организация управления железнодорожным транспортом
§ 5. Основные показатели работы железных дорог
Глава 3. Железнодорожные сооружения, устройства и габариты приближения строений и подвижного состава
§ 6. Сооружения, устройства и подвижной состав железных дорог
§ 7. Габариты приближения строений и подвижного состава
Глава 4. Общие обязанности и Устав о дисциплине работников железнодорожного транспорта
§ 8. Требования правил технической эксплуатации к работникам железнодорожного транспорта
§ 9. Устав о дисциплине работников железнодорожного транспорта
Раздел II. Устройство, содержание и ремонт железнодорожного пути
Глава 5. План и продольный профиль железнодорожной линии
§ 10. Общие сведения
§ 11. Понятие о трассе и плане линии
§ 12. Продольный профиль линии
Глава 6. Земляное полотно железнодорожного пути
§ 13. Основные требования к устройству земляного полотна
§ 14. Типовые нормальные поперечные профили насыпи и выемки
§ 15. Основные меры по обеспечению прочности земляного полотна. Болезни и деформации земляного полотна
§ 16. Полоса отвода земель
Глава 7. Искусственные сооружения
§ 17. Классификация искусственных сооружений
§ 18. Мосты
§ 19. Трубы и тоннели
Глава 8. Верхнее строение железнодорожного пути
§ 20. Общие сведения. Рельсы
§ 21. Шпалы
§ 22. Рельсовые скрепления и балластный слой
§ 23. Бесстыковой путь
§ 24. Понятие об угоне пути
§ 25. Устройство рельсовой колеи на прямых и кривых участках пути
Глава 9. Соединения и пересечения рельсовых путей
§ 26. Стрелочные переводы
§ 27. Съезды между путями, стрелочные улицы, глухие пересечения и сплетения рельсовых путей
§ 28. Переезды и путевые знаки
Глава 10. Путевое хозяйство
§ 29. Структура управления путевым хозяйством
§ 30. Проверка и оценка состояния пути
§ 31. Классификация, организация и механизация путевых работ
§ 32. Организация борьбы со снежными и песчаными заносами пути. Пропуск весенних и паводковых вод
Раздел III. Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте
Глава 11. Общие сведения об устройствах железнодорожной автоматики и телемеханики, сигналах и сигнализации
§ 33. Назначение устройств автоматики и телемеханики, виды и классификация сигналов
§ 34. Расстановка сигналов и обеспечение их нормальной видимости
§ 35. Светофорная сигнализация на перегонах и станциях
§ 36. Светофоры и их устройство
Глава 12. Устройства СЦБ на перегонах
§ 37. Назначение и виды
§ 38. Автоматическая блокировка
§ 39. Автоматическая локомотивная сигнализация и автостопы
§ 40. Полуавтоматическая блокировка
§ 41. Диспетчерский контроль движения поездов
§ 42. Автоматическая переездная сигнализация (светофорная и оповестительная) и автоматические шлагбаумы
§ 43. Прибор обнаружения перегретых букс (ПОНАВ)
Глава 13. Устройства СЦВ на станциях
§ 44. Назначение и виды
§ 45. Релейная централизация стрелок и сигналов
§ 46. Диспетчерская централизация
§ 47. Механизация и автоматизация сортировочных горок
§ 48. Ключевая зависимость стрелок и сигналов
Глава 14. Связь на железнодорожном транспорте
§ 49. Виды связи
§ 50. Проводная связь
§ 51. Радиосвязь, телевидение, линии СЦБ и связи и их техническое обслуживание
Раздел IV. Электроснабжение электрифицированных линий и энергетическое хозяйство железных дорог
Глава 15. Основные сооружения электроснабжения электрифицированных линий и энергетического хозяйства железных дорог
§ 52. Системы электроснабжения электрифицированных железных дорог
§ 53. Тяговые подстанции
§ 54. Контактная сеть, посты секционирования и пункты параллельного соединения
§ 55. Энергетическое хозяйство железных дорог
Глава 16. Содержание и ремонт устройств электроснабжения и энергетического хозяйства железных дорог
§ 56. Организация хозяйства электрификации и энергетики
§ 57. Общие сведения о техническом обслуживании и ремонте устройств электроснабжения и энергетики
Раздел V. Подвижной состав и его содержание
Глава 17. Локомотивы и моторвагонный подвижной состав
§ 58. Общие сведения
§ 59. Экономическая эффективность электрической, тепловозной и паровой тяги
Глава 18. Электровозы
§ 60. Общие сведения
§ 61. Механическая часть электровозов
§ 62. Системы управления
§ 63. Электрическое оборудование электровозов постоянного тока
§ 64. Особенности электрического оборудования электровозов переменного тока
§ 65. Особенности электрического оборудования электровозов двойного питания
Глава 19. Электропоезда
§ 66. Общие сведения. Механическая часть электропоездов
§ 67. Электрическое оборудование электропоездов
Глава 20. Тепловозы
§ 68. Общие сведения
§ 69. Механическая часть тепловозов
§ 70. Дизели тепловозов
§ 71. Особенности электрического оборудования тепловозов с электрической передачей
Глава 21. Основные сведения о газогенераторных тепловозах, газотурбовозах, дизель-контактных и контактно-аккумуляторных локомотивах и паровозах
§ 72. Газогенераторные тепловозы и газотурбовозы
§ 73. Дизель-контактные и контактно-аккумуляторные локомотивы
§ 74. Паровозы
Глава 22. Дизельные поезда, контактно-аккумуляторные электропоезда, автомотрисы и мотовозы
§ 75. Дизельные поезда
§ 76. Контактно-аккумуляторные электропоезда, автомотрисы и мотовозы
Глава 23. Локомотивное хозяйство и ремонт локомотивов
§ 77. Структура и задачи локомотивного хозяйства
§ 78. Локомотивный парк и организация его работы
§ 79. Основные сведения о системе плаиово-предупредительного ремонта и технического обслуживания локомотивов, электро- и дизель-поездов
Глава 24. Вагоны
§ 80. Классификация и основные типы вагонов
§ 81. Основные элементы вагонов и их назначение
§ 82. Технико-экономические характеристики вагонов
Глава 25. Вагонное хозяйство
§ 83. Структура вагонного хозяйства
§ 84. Основные сведения о системе технического обслуживания и ремонте вагонов
Глава 26. Ударно-тяговые и тормозные приборы и электрическое торможение
§ 85. Назначение и классификация ударно-тяговых приборов
§ 86. Автосцепное устройство
§ 87. Общие сведения о тормозах
§ 88. Пневматические тормоза и электрическое торможение
Раздел VI. Раздельные пункты железных дорог
Глава. 27. Общие сведения
§ 89. Назначение и классификация раздельных пунктов
§ 90. Станционное хозяйство
§ 91. Станционные и специальные пути
§ 92. Прием и отправление поездов, маневровая работа, общие сведения о технологическом процессе и техническо-распорядительном акте станции
Глава 28. Устройство и работа разъездов, обгонных пунктов и промежуточных станций
§ 93. Разъезды и обгонные пункты
§ 94. Промежуточные станции
Глава 29. Устройство и работа участковых и сортировочных станций
§ 95 Участковые станции
§ 96. Сортировочные станции
Глава 30. Устройство и работа грузовых и пассажирских станций
§ 97. Грузовые станции
§ 98. Пассажирские станции
Раздел VII. Организация грузовых и пассажирских перевозок на железных дорогах
Глава 31. Организация грузовых перевозок
§ 99. Виды и планирование грузовых перевозок
§ 100. Железнодорожные тарифы
§ 101. Перевозочные документы. Сроки доставки грузов
§ 102. Условия перевозки важнейших грузов
§ 103. Основные грузовые и коммерческие операции на станциях
§ 104. Механизация погрузочно-разгрузочных работ
Глава 32. Организация пассажирских перевозок
§ 105. Общие сведения
§ 106. Перевозки пассажиров дальнего следования
§ 107. Перевозки пригородных пассажиров
Раздел VIII. Организация вагонопотоков и движения поездов
Глава 33. Формирование поездов, их классификация, снаряжение и обслуживание
§ 108. Понятие о плане формирования грузовых поездов
§ 109. Классификация поездов
§ 110. Масса и длина составов поездов
§ 111. Размещение вагонов в пассажирских и грузовых поездах
§ 112. Обеспечение поездов тормозами
§ 113. Снаряжение и обслуживание поездов
Глава 34. График движения поездов
§ 114. Понятие о графике движения поездов
§ 115. Классификация графиков движения поездов
§ 116. Элементы графика движения поездов
§ 117. Понятие о пропускной способности железнодорожных линий
Глава 35. Организация движения поездов
§ 118. Руководство движением поездов
§ 119. Общие сведения о порядке движения поездов
§ 120. Общий порядок приема и отправления поездов
§ 121. Движение поездов при автоматической блокировке и на участках, оборудованных диспетчерской централизацией
§ 122. Движение поездов при полуавтоматической блокировке
§ 123. Движение поездов при электрожезловой системе и телефонной связи
§ 124. Основные сведения о порядке движения поездов при перерыве действия всех средств сигнализации и связи
§ 125. Сведения о движении восстановительных поездов (дрезин), пожарных поездов и вспомогательных локомотивов
§ 126. Основные сведения о движении поездов при ведении работ на железнодорожных путях и сооружениях
§ 127. Порядок выдачи предупреждений машинистам поездов
ОЖД сегодня
Октябрьская магистраль проходит по территории одиннадцати субъектов Федерации — Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской, Ярославской областей, городов Москва и Санкт-Петербург и Республики Карелия, взаимовыгодные отношения с которыми строятся на основе подписанных с Администрациями этих регионов договоров о взаимодействии и сотрудничестве.
Основной особенностью транспортного комплекса Северо-Запада России является его экспортно-импортная направленность. В зоне обслуживания Октябрьской дороги расположены 8 пограничных переходов, из них четыре — на границе с Финляндией, по два — с Эстонией и Латвией.
Важную роль в осуществлении внешнеторговых связей играют действующие торговые порты Санкт-Петербург, Мурманск, Витино, Выборг, Высоцк, Приморск, а также строящийся новый порт на Балтике — Усть-Луга, которые находятся в зоне обслуживания Октябрьской железной дороги.
Обеспечивая доставку грузов к крупнейшим портам Балтийского, Белого и Баренцева морей, соединяя регионы России со странами Северной Европы и Балтии, труженики Октябрьской магистрали решают задачи интеграции железных дорог России в мировую транспортную систему и формирования единого транспортного пространства, закрепленные концепцией «Транспортная стратегия России», принятой в 2003 году. В основу инвестиционной деятельности положена прогрессивная научно-техническая, инновационная политика по развитию железнодорожной инфраструктуры.
Одна из главных задач — совершенствование технологии и повышение эффективности перевозочного процесса для снижения себестоимости перевозок, и следовательно, уменьшение транспортной составляющей в конечной цене продукции. От того, насколько экономически эффективно будет организована деятельность дороги, зависит степень востребованности и конкурентоспособности железнодорожного транспорта.
Основная цель — полное удовлетворение спроса на перевозки, повышения качества транспортного обслуживания грузовладельцев и пассажиров, обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к клиентам. На Октябрьской сегодня для этого создаются необходимые условия: реализуются логистические принципы в управлении перевозочным процессом, развиваются информационные технологии, расширяется спектр транспортных услуг. Мы открыты для партнеров и готовы совместно решать все возникающие проблемы. Наш принцип — эффективное, плодотворное взаимодействие с грузовладельцами, другими видами транспорта, региональными администрациями с соблюдением паритета интересов и достижением гармоничного развития экономики Северо-Западного региона.