Что такое ольфакторная пирамида
Что такое ольфакторная пирамида
Интересные подборки
Исторически сложилось так, что обонянию отведено не самое главное место среди прочих систем и органов чувств человека. Несмотря на то, что изначально обоняние совершенно, и у наших далёких предков было развито едва ли хуже, чем у прочих млекопитающих хищников, со временем оно намеренно отодвигалось на задний план — зрение, слух и тактильные ощущения вытеснили его. А между тем именно обоняние — самый короткий путь к эмоциям человека. И всё искусство парфюмерии основано на этой истине. Однако ароматы в современном мире нуждаются в презентации. Конечно, для продажи любого продукта нужны маркетинговые инструменты, включая рекламные кампании, промо-акции и т.д. Но в случае с духами маркетинговая информация подаётся именно через слух, зрение и осязание: визуальные образы, цвета, дизайн флакона и упаковки, звуки, текстовое сопровождение, имидж бренда и многое другое — всё это влияет на наше отношение к парфюмерии. Ольфакторная пирамида — один из главных маркетинговых инструментов производителей ароматов, а в некоторых случаях — основной.
Любой парфюмерный продукт (даже если это не духи, а, например, парфюмерия для помещений или дымка для волос) нуждается в текстовом описании запаха. Производитель должен заинтересовать свою аудиторию, предоставив список основных нот и аккордов, формирующих запах продукта. Это делается, в основном, двумя способами: с помощью пресс-релиза, который размещается на официальном сайте, сайте магазина или информационного ресурса, и с помощью парфюмерной пирамиды, которая состоит только из перечисления основных нот, заявленных производителем. Оба этих способа не исключат друг друга. Потому что текстовые описания, как правило, довольно эмоциональны и нацелены на одну часть аудитории, а пирамиды — сухое (впрочем, не всегда) перечисление фактов, которыми могут заинтересоваться потенциальные потребители. Хотя ни то, ни другое невозможно назвать исключительно полезными инструментами — для многих людей и описания, и ольфакторные пирамиды становились причинами разочарования и впустую потраченных денег.
То, что парфюмерную композицию разделяют на три фундаментальные части — ноты верха (головы, стартовые, начальные), ноты сердца (средние) и ноты базы, — также сложилось исторически. И на этом принципе построено большинство классических духов, а также основано такое понятие, как «раскрытие аромата». Дело в том, что каждое вещество, входящее в состав аромата, имеет свой набор физических свойств (температура кипения, вязкость, плотность и т.д.) и испаряется с разной скоростью. Например, большинство цитрусовых компонентов (бергамот, мандарин, апельсин, цитрон, грейпфрут и др.) из-за своего состава улетучиваются и перестают пахнуть через несколько минут после того, как духи нанесли на блоттер или кожу.
К тому же доступ к теплу значительно влияет на то, насколько быстро элементы аромата будут испаряться. После того, как исчезают самые легкие и интенсивно пахнущие части композиции, на передний план выходят средние ноты, которые могут держаться несколько часов (обычно средней фазе приписывают стойкость от часа до пяти, но это простая условность, ведь в аромате с трёхчасовой стойкостью также будут верхние, средние и базовые ноты), а затем, в самом конце, их место займут базовые ноты, которые ошибочно называют нотами шлейфа.
Базовые ноты имеют самую низкую способность к летучести, а в чистом виде материалы, из которых они составлены, представляют собой вязкие и твёрдые смолы или кристаллы, но в случае с некоторыми синтетическими веществами они могут быть подвижными и абсолютно прозрачными жидкостями. Иными словами, ольфакторная пирамида должна показывать не только основные аккорды композиции, но и логику её раскрытия. Однако не стоит забывать, что составляющие аромата не пахнут по отдельности — они пахнут разом и с самого начала. То есть вся пирамида предстаёт перед нами в самые первые мгновения и со временем аромат видоизменяется лишь из-за того, что его компоненты постепенно исчезают, позволяя происходить иллюзиям метаморфоз. Более того, разделение на верхние, средние и базовые ноты также условно, поскольку при взаимодействии компонентов друг с другом происходят модификации и возникают новые связи, которые могут изменить свойства других элементов.
Пирамидальная структура — лишь одна из множества парфюмерных архитектур. Многие ароматы вообще не имеют раскрытия, они стабильны и линейны от начала и до конца, но понятие пирамиды к ним применяется всё равно, поскольку потребители привыкли к этому маркетинговому инструменту. В таком случае пирамида просто становится перечислением основных нот и аккордов.
Если структура аромата всё же пирамидальная, то одним из показателей его качества будет бесшовность, то есть незаметные, плавные переходы от одного аккорда к другому. Например, показателем качественной работы пирамидальной архитектуры может послужить плавный переход от цитрусов к белому мускусу через нероли, апельсиновый цвет и пряности. Иными словами, какой бы структуры ни был аромат, четкое фазное раскрытие в нём технически невозможно.
Как уже неоднократно упоминалось, ольфакторная пирамида — это маркетинговый инструмент и ничего больше. Инструмент, преследующий, как минимум, две цели: позволить сориентироваться в аромате и направить восприятие потребителя в нужное русло. Дело в том, что пирамида не имеет почти ничего общего с реальным составом формулы парфюмерной композиции, а все заявленные ноты — это список аккордов, которые либо чувствует креативный директор, либо фокус-группа, и которые способны увеличить продажи аромата.
Пирамиду ни в коем случае нельзя воспринимать как реальный состав аромата или, тем более, его рецепт, поскольку даже для одного и того же аромата маркетинговые отделы различных локальных рынков прописывают свои пирамиды. Конечно, они не кардинально отличаются друг от друга, но в нюансах. Это происходит только с ароматами из люксового сегмента и нацелено на максимизацию продаж, поскольку маркетинговые отделы отслеживают трендовые направления и часто составляют пирамиды с учетом предпочтений на конкретном рынке. Не секрет, что на обоняние (особенно не профессионально подготовленное) влияет любая сопутствующая информация, получаемая органами слуха и зрения. Достаточно нюхать одно и то же душистое вещество и смотреть поочередно на изображения клубники и манго, чтобы почувствовать по очереди запах клубники и манго. Так работает мозг, и на особенностях этой работы основаны парфюмерные пирамиды. Производители фактически управляют нашим восприятием. Поэтому для чистоты эксперимента лучше знакомиться с новым ароматом, не познакомившись перед этим с его описанием, пирамидой и всеми рекламными образами, которыми он сопровождается.
Кроме того, аккорды, указанные в пирамиде, не способны дать точного представления не только об аромате в целом, поскольку мы не имеем возможности воссоздать в сознании аромат по списку указанных в его составе нот, но и о конкретных характеристиках этих аккордов. Например, роза может быть свежей, сухой, медовой, фруктовой, сладкой, табачной, древесной, ягодной, алкогольной, цитрусовой, нежной, мрачной, увядшей — какой угодно, как и любой другой элемент, указанный в пирамиде.
Мы не знаем, насколько камфарные пачули были использованы в формуле, или парфюмер вообще предпочёл использовать изолят клирвуд или, например, чистый пачулол. В пирамиде всего этого не будет указано — но будут указаны роза и пачули. И, наконец, мы не можем быть уверены, что под нотой бобов-тонка не скрывается всего лишь кумарин, а под апельсиновым цветом — метилантранилат с гедионом.
Таким образом, пирамида способна дать ложное представление об аромате, основанное на личных фантазиях потребителя и ожиданиях, которые впоследствии не оправдываются и нередко приводят к разочарованиям. Также довольно часты ситуации, когда человек думает, что чувствует в аромате гораздо больше тонов, чем заявлено в пирамиде, а то и вовсе чувствует совсем не то, о чем написал производитель. Такое возможно из-за особенностей восприятия конкретного человека, набора его личных повышенных и пониженных чувствительностей, искажений и аносмий. Нередко в слепой дегустации аромата даже профессионал не способен назвать аккорды и ноты, заявленные производителем в пирамиде. Однако это ни в коем случае не говорит о непрофессионализме или профнепригодности, но лишний раз доказывает бесполезность ольфакторной пирамиды, которая часто путает и пытается влиять и на рядового потребителя, и на специалиста.
Школа Парфюмера. Духи своими руками. 5.Ольфакторная пирамида.
Школа Парфюмера. Духи своими руками. Ольфакторная пирамида. Тренируемся строить ольфакторную пирамиду. Три ноты парфюмерии. Пирамида в парфюмерии. Виды запахов. Построение духов. Пирамида — правда или иллюзия.
Что такое Ольфáкторная пирамида. (лат. — olfactorius — обонятельный).
Пирамиду составляют все ароматические компоненты композиции. Это этапы раскрытия аромата, каждого компонента в свое время и в свою очередь. Это, едва ощутимые ступени, которые проходит нанесенный на ваше тело, парфюм.
Жан Карлес, известный парфюмер таким способом объяснял движение аромата. Если вы хотите создавать духи, то вам нужно научиться, записывать аромат на бумаге. Для этого постройте фигуру треугольника на плоскости, разделите ее на три равные части, где верхняя часть – самые быстрые легкие ноты, средняя часть – ноты сердца, и нижняя часть – это базовые шлейфовые нотки. По мере испарения аромата, его звучание изменяется, и с каждым новым оттенком вы фиксируете все движения.
Тренируемся…
Открываем флакон, берем одну каплю и наносим ее на тестовую многослойную бумажку-блоттер (салфетку). Начинаем «слушать» — воспринимать аромат. Вначале это сильный, а иногда резкий, но быстро исчезающий аромат. Это – верхняя нота! Фиксируйте все что слышите, все оттенки вашего восприятия… записывайте все, возможно второго шанса не будет. Запах может открываться с неожиданной стороны. Затем, через несколько минут на передний план ощущений осторожно выходит средняя нота. Записываете! Как она себя ведет, не образовалась ли дырка или, возможно, какой то аромат вылез острым углом между Сердцем и Шлейфом? Если да, то ее нужно «заполнить»! Это ведущая нота в композиции, она должна соединять все компоненты в единую симфонию. И, наконец, через 30 минут после нанесения духов на тело, сердечная нота начинает звучать громче и наконец выводить шлейфовые ноты.
Если все движения смеси зафиксированы на бумаге, то вы всегда можете проанализировать все нюансы и внести окончательные изменения в композицию. Не доверяйте памяти!)
Вот три наглядных примера (схема) пропорций эфирных масел в композиции.
1. С преобладанием верхних летучих нот. Если вы создаете аромат с превалирующим составляющим верхних (топовых) нот, то пирамида выглядит с такими пропорциями. Значительную часть в составе духов будут занимать летучие ароматы ( цитрусовые эфирные масла, мята, эвкалипт др), соответственно процент сердца и шлейфовых нот будет уменьшен.
2. Преобладание цветочных ароматов, сердечных нот. Достигается путем уменьшения верхних нот и добавлением низких. Если вы создаете цветочный или пряный аромат, то ноты сердца, топовые и базисные будут занимать в композиции приблизительно равное количество.
3. Базисные, шлейфовые ноты. При создании шлейфовой композиции добавляется больше смолянистых эфирных масел. Количество верхних и средних нот в небольшой пропорции. Это тяжелые стойкие ароматы. Такие духи не выветриваются в течении 6-8 часов.
Виды запахов.
Ароматы делятся на виды. Чтобы духи обрели очертания и оттенки, парфюмеры используют определенный вид. Например, что бы получить:
Вопрос! Если духи не стойкие, то они не качественные?
Качество духов не может определяться продолжительностью аромата. Аромат может быть дорогим, качественным, но тем не менее улетучиваться уже через 2-3 часа. Все зависит от компонентов композиции. Например, если в составе духов преобладают цитрусовые ноты, а мы знаем, что цитрусовые обладают самой высокой степенью летучести (5-20 минут). Будет логичным, если этот аромат очень быстро испарится с вашей кожи. Часто самые стойкие духи являются полностью синтетическими. На мой взгляд, стойкость духов не самый основной признак «Класса» в парфюмерии.
Ольфакторная пирамида иллюзия или нет?
Существует мнение, что ольфакторная пирамида — это не что иное, как введение в заблуждение покупателей парфюмерии. Так это или нет давайте разбираться.
В современной парфюмерной индустрии в подавляющем большинстве используются синтетические ароматы. Многие растения, указанные в формуле, не являются эфиромасличными. Например, наличие в составе цветочных ароматов ландыша, сирени, сакуры (не имеет запаха в природе), пиона и др… говорит о том, что духи имеют синтетические компоненты и созданы путем усилий парфюмеров в лаборатории с применением душистых веществ.
К синтетическим ароматам можно отнести многие фруктово-ягодные ароматы: вишню, абрикос, яблоко, мускат (виноград), миндаль, кокос и др…
Удовое дерево, каровит, кожа, кашемир, хлопок, карамель, лист инжира и папортника, мускус, амбра — так же являются созданными синтетическим путем ароматами. Покупатель впадает в эйфорию от вербального перечня компонентов и это отлично влияет на продажи.
Перечисление состава, вроде, фенилэтиловый спирт, этилванилин, линалоол, геранилацетат и альдегид С-6 звучит не очень-то презентабельно и совершенно не вписывается в рекламные компании.
Ольфáкторная пирамида — это наглядный пример, который дает массу, прежде всего для парфюмера. Это удобный инструмент, который попал в заложники к современной индустрии парфюмерного сообщества.
Но! Мы любим эти ароматы и не хотим отказываться от своего заблуждения. Как же еще можно получить духи с сиренью или пионом, белой розой и магнолией?
На прилавках вы уже не встретите полностью натуральный парфюм. Это практически невозможно. И если вы не желаете пользоваться духами с синтетическими составляющими, то выход один — творить самостоятельно!
Будте готовы к тому, что это будут отличный от привычных духов аромат.
Далее часть 6. Продолжение Принципы сочетания>>>
Ольфакторная пирамида. Есть ли смысл расчленять ароматы?
Ноты делят на три уровня:
Окончу краткую теоретическую часть и перейду к вопросу, на который я ищу ответ.
Верить ли в ольфакторную пирамиду аромата, или нет?
Как-то раз я наткнулась на статью Матвея Юдова, под названием «Ольфакторная пирамида или кошмар парфюмера», которая, скажу честно, меня еще как впечатлила! Моя наивная вера в ноты и рисуемый под каждым парфюмом треугольник разбилась о железо-бетонные аргументы автора.
«С самого момента распыления мы ощущаем сразу все ингредиенты аромата, включая самые тяжелые. Со временем более летучие испаряются, а более тяжелые выходят на первый план. На какой минуте заканчиваются так называемые начальные ноты и начинаются ноты сердца – вопрос, лишённый всякого смысла».
Ну вот и все, подумала я, можно больше не смотреть на эти красивые описания с фруктиками, цветочками и пр. Хотя, как заявляет и сам автор статьи, ароматы прошлого столетия достоверно раскрываются именно по трехступенчатой структуре. Возьмем, например, классический шипр, он стартует цитрусами, переходя во что-то цветочно-фруктовое, с различными нюансами, финишируя деревом и бальзамами. Чем не привычная пирамида нот?
Я, как и многие любители парфюмерии, имела неосторожность свято верить ольфакторной пирамиде. Признаюсь, даже считала, что часть перечисленных нот, это состав парфюмерной композиции.
«Ноты – это конечно же не ингредиенты, это то, какие аспекты аромата мы субъективно ощущаем. Любая нота это по сути ольфакторная иллюзия и редко когда одной ноте соответствует один ингредиент, — для большинства нот, указанных в пирамиде, в принципе не существует природных материалов (напомню, что не бывает натуральных материалов с запахом моря, озоновой свежести, свежескошенной травы, фрезии, сирени, ландыша и большей части других цветов и фруктов)».
Рада, что подобные иллюзии были со мной совсем недолго. Иногда, тестируя очередной аромат, я не могла понять, где вообще хоть одна из нот, описанных в его пирамиде. Если не пробовать, а ориентироваться по трем ступенькам, я уже бежала бы домой с заветным флаконом. Еще пример, есть такие парфюмы, которые, как говорят «ладно скроены», что нет ни малейшего желания выискивать ноты, в таких ароматах все в унисон, все едино и красиво, так для чего же тужиться и рушить идиллию?
Да, к вопросу об идиллии. В статье Матвея Юдова много информации о химических компонентах и их ольфакторных профилях, поэтому прекращаем думать, что если парфюм пахнет розой, то в его составе 100% использован природный материл из прекрасных цветов. С одной стороны, это может быть действительно правдой, в состав парфюмерных композиций включают эфирные масла, аттары, конкреты или абсолюты, но, с другой стороны, аромат розы может иметь один из десятков синтетических веществ.
Знали ли вы, что некоторые творцы мира парфюмерии являются ярыми противниками ольфакторной пирамиды, они часто отказываются прописывать пресловутые ноты к своим шедеврам, создатели ароматов хотят представлять свой парфюм, как нечто целостное, неделимое. Почему же подавляющее большинство лучших ароматов все равно разбито по нотам, спросите вы? Все просто! Давление маркетинга сильнее, чем мнение творческой натуры.
Кстати, не хочу вас расстраивать, дорогие друзья, но обоняние, не самая сильная особенность человеческого организма, его легко обмануть. Именно поэтому маркетингу так нужны красивые пирамиды нот. Если на этикетке мы увидим надпись «клубника», а в поддержку надписи еще и сочную картинку, наше обоняние услышит ноты этой вкусной ягоды в аромате. А если закрыть этикетку? Все ли догадаются?
Как-то раз, организовывая одну из аромо-встреч, мы решили провести эксперимент, цель которого была определить, действительно ли дорогие ароматы легко отличить от парфюмерии низкого ценового сегмента. Тестировали парфюмерные композиции вслепую, после чего голосовали. В список ароматов «выше 20 тысяч рублей» попал парфюм, стоивший на тот момент 695 рублей. Кроме того, мы пробовали угадать ноты представленных образцов. Какие же были баталии! Кто-то слышал персики, а кто-то огуречный рассол))) Попасть в ноты, прописанные к ароматам практически не удалось.
Подводя итог, хочу сказать, что безоговорочно верить прописанным маркетологами нотам большая ошибка. Лучше доверять себе, своему обонянию, своим ощущениям. Но, ольфакторная пирамида отнюдь не бесполезна! Она способна помочь нам определить направление аромата. Будет ли он легким, свежим, воздушным или наоборот, сладким, пряным, тяжелым.
Я не могу отучить себя читать пирамиду, но сейчас стараюсь делать это после затеста. Так мне интереснее.
Ароматы духов: что такое ольфакторная пирамида
Все мы замечали, что ароматы духов на протяжении всего дня меняют свой облик и на теле звучат по-разному. Все это объясняется тем, что любой аромат является сочетанием разного количества летучих веществ. Каждый парфюм имеет структуру, которая называется “ольфакторная пирамида”. Пирамиду составляет триада так называемых нот: верхние или начальные ноты, сердце аромата и базовые ноты или шлейф. Другими словами, каждый парфюм имеет несколько фаз своего раскрытия.
Поговорим конкретнее о каждой составляющей триады, чтобы понять, что оны собой представляют. Итак, верхние ноты создают первое впечатление об аромате, они являются прелюдией к основной теме аромата, начальные ноты держатся первые несколько минут и обычно представлены цитрусовыми, травянистыми или цветочными аккордами. Вещества, присутствующие в первоначальных нотах аромата обладают высокой летучестью, поэтому испаряются уже после 15 минут после их нанесения.
Сразу же после верхних нот раскрывается «сердце» аромата или средние ноты. Именно эту фазу аромата следует называть его основной мелодией, именно здесь раскрывается его главная тема. Сердечные ноты насыщены глубокими тонами, обладают меньшей летучестью и высокой стойкостью (около 6 часов). Это самая долгоиграющая фаза, которая показывает характер аромата. Именно с нее начинается создание любого парфюма, нота «сердца» основная в каждом аромате. Представлены средние ноты цветочными, амбровыми, древесными, фруктовыми, древесными лейтмотивами.
Третьей нотой аромата считается конечная или нижняя нота, завершающий аккорд симфонии аромата. Особенной характеристикой заключительной ноты является то, что ее создают фиксаторы – вещества, своего рода закрепители, которые удерживают аромат, что усиливает его стойкость и силу. Базовая нота парфюма включает в себя вещества из самым низким порогом испарения, это элементы с очень низкой летучестью, которые держатся на коже дольше других. Наиболее распространенные материалы в «шлейфе» это: восточные пряности, сандал, кедр, пачули и амбра. Все три фазы раскрываются постепенно и гармонично друг с другом, создавая гармонию и единство и играя одну мелодию аромата.
Но, следует заметить, что не в каждом аромате присущи все три ступени пирамиды ароматов. Некоторые парфюмы имеют только одну или две ноты (CK One Summer 2005 от Calvin Klein), некоторые целых шесть (например, Allure от Chanel). Но сути это не меняет, так как именно сочетание всех фаз и единство всех нот парфюма формирует истинную картину аромата, дарует его божественную и непревзойденную сущность, давая возможность насладиться им в полной мере.
Ольфакторная пирамида, основа композиции натуральных духов
Давайте пофантазируем вместе, и изобразим в верхней части нашего треугольника голубое небо, можно с белыми облачками, представили? Итак, топовые ноты – это небо, воздух композиции. Обычно очень яркие, сочные, зеленые, жизнерадостные, свежие, бодрящие ноты – цитрусы и травы.
Длительность звучания составляет всего лишь первые 15 минут испарения, тем не менее, именно от них зависит наше первое впечатление о духах.
А теперь, давайте попробуем сотворить интересный парфюмерный аккорд для топовой ноты будущей композиции. (Аккорд – это сочетание двух компонентов, впрочем, их число может быть и больше, в результате которого появляется третий, непохожий ни на первый, ни на второй).
Середину пирамиды, зрительно, можно заполнить солнечной, упоительно душистой, цветочной поляной, так как самыми популярными ингредиентами, сердечных нот в ароматической композиции, являются цветы.
Средняя нота плавно раскрывается вслед за верхней, и звучит 2-3 часа. Именно по ней мы определяем индивидуальность, характер духов, а также принадлежность к группе – шипровой, цветочной, цитрусовой, восточной и т.д.
В отличие от верхней, яркой, взрывной и быстро испаряемой, отвечающей за первое впечатление, нота сердца должна сообщить аромату постепенность, округлость, очарование и самое главное, гармонию. Не должно быть частых, резких и скачкообразных изменений. Утонченность и благозвучие, вот к чему следует стремиться при составлении сердечной ноты аромата.
Теперь перейдем к практике. Выберите эфирные масла, с долготой звучания от 30 минут до 2-3 часов. Это могут быть как цветы – роза, герань, лаванда, нероли, так и некоторые специи – душистый или черный перец, гвоздика, кардамон, кориандр и смолы. Определите для себя, это будут восточные, цветочные, а, может быть, шипровые духи? Исходя из конкретной задачи, с помощью воображения и вашего дневника, пробуйте создавать различные варианты сердечной ноты.
Примеры базовых нот: цветы, древесина, корни и смолы, мускусы и анимальные душистые вещества. Мои фавориты: ветивер, он сам по себе прекрасен, как самостоятельный аромат. Сандал, молочный и сладкий, таинственные землистые пачули, восхитительно аристократичные кедры, модный, последнее десятилетие, уд. Попробуйте создать свою уникальную базовую ноту из личной палитры, которая Вам по вкусу.
Итак, начинаем волшебное таинство создания сложных духов, в которых может быть уже 7-10-15 составляющих. Пробуйте задавать себе разные задачи и темы, развивайте свое воображение, будите воспоминания и душевные переживания, тренируйте ольфакторную память.
Сделайте духи для мамы, любимого человека, коллеги по работе, сказочного героя, подумайте, какие ассоциации возникают у Вас при их создании. А каким аромат будет для разных времен года?
Подумайте, чем летний будет отличаться от зимнего. Цветочное поле или лес, мужчина или женщина, а может быть, это будет аромат для двоих. «Бабушкин сундук на дачном чердаке» или «Озорная девчонка Пеппи Длинный Чулок», поистине, темы неисчерпаемы, и этим профессия парфюмера бесконечно притягательна для креативных, тонко чувствующих, эмоциональных личностей.
Получайте удовольствие и радость от натуральных духов, собирайте комплименты и восхищение окружающих!