Что такое ольфакторное общение
Ольфакторные невербальные средства общения
Ольфакторными проявлениями мы называем естественные и искусственные запахи человека, запахи окружающей среды, в которой происходит общение.
Если вы хотите нравиться противоположному полу, ваши духи должны быть тонкими и дорогими. Если вы хотите соответствовать положению уважаемого руководителя, то их запах должен быть едва заметен. Для деловой обстановки больше подойдет легкий аромат дезодоранта или туалетной воды. Лучше всего воспринимаются так называемые «зеленые» запахи: хвойный, травяной, полынный, свежих зеленых яблок.
Атмосфера в вашем кабинете не должна напоминать дымовую завесу. Если предстоит деловая встреча, проветрите кабинет. Некурящий чувствует себя весьма некомфортно в среде курильщиков, для создания хвойного аромата в кабинете можно воспользоваться ветвями ели, сосны, особенно во время новогодних и рождественских праздников. Летом создать «хвойное» настроение поможет свежая или сухая ветка туи, стоящая в вазе на столе.
Убеждение является важнейшим элементом практически любого взаимодействия. Убеждениепредставляет собой воздействие на собеседника с целью изменить его отношение к чему-либо, когда он придерживается иного мнения. Важно, чтобы изменение отношения изменило и поступки человека.
Совершенство убеждающего (эристического) воздействия проявляется в том, чтобы оппонент не столько сделал то, что ему рекомендуют, сколько захотел это сделать.
Рекомендации по технике убеждения
Приведенные ниже рекомендации призваны существенно повысить эффективность эристического воздействия на людей с целью не только склонить их к своей точке зрения, но отчасти запрограммировать их на желание сотрудничать с вами. Итак, прислушайтесь к следующим рекомендациям:
Ольфакторные средства общения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Ольфакторная система
Ольфакторные средства общения – это невербальные средства, отвечающие за перцептивную сторону коммуникации, а именно: приятные и неприятные запахи окружающей среды, а также естественные и искусственные запахи человека.
Основой ольфакторной системы является обоняние человека.
Исследователем запахов в современной психологии был американский психиатр А. Хирш, установивший, что на поведение и конкретные действия человека влияние оказывают определенные запахи. Хирш проделал простой эксперимент – специально разработанную эссенцию он распространил в розничных отделах магазинов, в результате чего продажа товаров в них резко возросла по сравнению с другими.
Кроме этого было определено, что запах оказывает большое влияние на производительность труда, повышает или снижает кровяное давление, оказывает влияние на сердцебиение, успокаивает человека или действует как снотворное. Ароматы способны снимать депрессию у больных людей и улучшать их настроение.
Клинические эксперименты дали хорошие результаты, так, например, активность головного мозга быстрее любых депрессантов ослабляют ароматы ромашки, лаванды, сандалового дерева, лимона. Возбуждают клетки мозга – роза, мята, жасмин, гвоздика. Они действуют сильнее крепкого кофе.
Ароматическую терапию широко используют японские фирмы, закачивая в служебные помещения, строго выверенные комбинации ароматических веществ. В результате производительность труда увеличивается на 50% и на 20% снижается количество ошибок.
Как невербальный индикатор индивида запах является дополнительной его характеристикой.
Культура запахов известна очень давно – это средство социальной стратификации, межличностных контактов, способ идентификации, принадлежности к той или иной группе.
Обоняние человека несколько принижено по сравнению с акустической или оптической системой отражения, поэтому система запахов не имеет такой дифференцирующей силы как кинетическая или просодическая структуры невербального поведения.
Дифференциальная сила ольфакторной системы проявляется в социальной ситуации, сенсорной изоляции, в интимном общении, в уходе за ребенком и др. В животном мире общение с помощью запахов распространено очень широко, начиная от бабочек, кончая млекопитающими.
Готовые работы на аналогичную тему
Запахи, выделяемые животными, называются феромоны, они необходимы для привлечения особей противоположного пола.
Человек тоже выделяет феромоны, что справедливо и для мужчин, и для женщин.
К сожалению, сегодня ещё нет данных о влиянии запахов индивида на формирование образа, слабо также изучена система запахов и в контексте невербального поведения.
Невербальную коммуникативную активность человека возможно контролировать только в сфере искусственных запахов, поэтому использование парфюмерии есть показатель общей культуры человека и информативного компонента невербального общения.
Естественные запахи социально нежелательны в развитых культурных сообществах.
Ольфакторное общение
Ольфакторная модальность есть одна из релевантных систем отражения невербального поведения, особая значимость которой проявляется в специфических ситуациях.
К ольфакторным компонентам относятся два типа запахов – естественные и искусственные.
Рисунок 1. Ольфакторные средства общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Естественные запахи, безусловно, принимают участие в регуляции коммуникативных процессов, например, естественные запахи членов семьи.
Исследование с помощью метода свободных ассоциаций показало, что для ольфакторной системы невербального отражения выделяются информативные категории – это:
Если через оптическую систему отражения можно репрезентировать, например, пол, возраст партнера, то вопрос прогноза качеств личности собеседника через восприятие его запаха остается открытым.
Следующее исследование было направлено на выявление существования пространства символики, семантики запаха в терминах черт личности.
Поскольку восприятие личностных качеств происходит при социальном взаимодействии, для изучения были выбраны характерологические личностные черты.
В испытании принимали участие 20 человек, которые должны были оценить 11 запахов известных духов. Оценка проводилась по пятибалльной шкале биполярного семантического дифференциала. Полюса шкалы указывали бытовые описания 16-ти личностных факторов Кеттела, а последовательность запахов определялась рандомизацией.
В результате выявили пять усредненных по испытуемым факторов – активность, креативность, самоконтроль, независимость, коммуникативная компетентность.
Фактор самоконтроля соответствовал фактору силы, креативность соответствует фактору оценки, правда, креативность в контексте поведения рассматривается как особый социальный стиль поведения по-разному.
В проведенном исследовании креативность выступает как социально желательный способ поведения и высоко оцениваемый в данной группе испытуемых.
Полученные данные в рамках ольфакторной модальности можно использовать для дальнейших исследований межличностной перцепции.
Перцептивные инварианты интерпретации искусственных запахов можно использовать при конструировании имиджа, разработке упаковок, рекламе парфюмерии и других товаров, поскольку запах является важным потребительским свойством.
Средства общения в разных странах
Человеческое общение является источником радости и огорчений, надежд и успехов. Непосредственно с общением связаны деловые люди, без которого любые контакты просто невозможны.
Люди разных стран имеют свои табу и ценности, чтобы отличить поощряемые нормы поведения от запрещенных или нежелательных.
В общении с людьми других стран важно знать элементарные правила поведения, применения жестов и поз. Ежедневно человек использует множество разных жестов и не задумывается о том, какой смысл они несут.
Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются – счастливые люди всегда улыбаются, печальные – хмурятся. Если непонятно, о чем идет речь – люди просто пожимают плечами.
Тем не менее, одно и то же выразительное движение может у разных народов иметь разное значение и привести к неожиданным последствиям.
На невербальный язык свое влияние оказывает целый ряд факторов – национальная принадлежность, состояние здоровья, профессия, уровень культуры, статус человека, его возраст.
Невербальное общение происходит через неречевые знаковые системы. Подделать или скопировать невербальные знаки невозможно, т.к. контролировать их совокупность в течение продолжительного времени нельзя.
С помощью невербального языка можно лучше понять собеседника, предвидеть его реакцию на информацию.
Отправляясь в поездку в другую страну желательно ознакомиться с традициями и законами этой страны. Например, в странах востока перед входом в помещение снимают обувь, а в странах Европы гостя пропускают в дом в обуви.
Это же относится и к жестам – при разговоре прикосновение к мочке уха в Испании считается оскорблением, а для грека оскорбительна поднятая рука с открытой ладонью в его сторону. Поворот головы вправо, влево для большинства европейцев означает «нет», а для греков, болгар, турок означает «да».
Если указательным пальцем покрутить у виска, то в Голландии считают, что сказали остроумную фразу. Европеец, говоря о себе, покажет рукой на грудь, а японец покажет на нос.
Поднятые брови в России означают удивление, а в Германии этот же жест принято считать восхищением, в Англии – это выражение скептицизма.
Шлепок себя по лбу показывает, что британец и испанец довольны собой, а немец этим жестом выражает крайнее возмущение.
Восхищение чем-либо французы показывают, соединив кончики трех пальцев, подносят их к губам и, подняв высоко подбородок, посылают нежный поцелуй.
В США и Италии при движении пальца из стороны в сторону означает осуждение или угрозу, а в Голландии – отказ.
Поднятый вверх большой палец в арабских странах говорит о непристойном поведении.
На Ближнем Востоке подарки и деньги протягивают только правой рукой, левой же рукой означает оскорбление.
Женщины, по мнению психологов, языком невербального общения владеют лучше. Восприятие и понимание невербального языка общения развивается с возрастом и опытом.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 23 08 2021
Валентина Николаевна Норина
Ольфакторный код: секреты парфюмера, которые надо знать всем
Ароматный мир
Профессия: «нос»
Вообще, любой человек может освоить эту профессию, заявляет Николай Ярец. Никакого особого обоняния здесь не требуется. Связать свою жизнь с созданием ароматов он тоже решился не сразу. Успел окончить Военную академию, отдал Вооруженным Силам вместе с учебой 10 лет и уволился в звании капитана. Знания по новой специальности получил в Парфюмерной академии Софии Гройсман, той самой, что создала знаменитый Trеsor для Lancome.
Изучать мир ароматов можно и самостоятельно, уверен парфюмер. Проблема лишь в том, что знания, собранные в сети интернет, разрозненные и порой противоречат друг другу. Обучиться профессии получится только у опытного специалиста.
А есть ли системные ошибки, характерные для большого количества людей? В чем обычно ошибаются те, кто хочет выбрать для себя аромат и не прогадать? — спрашиваю я.
— Как ни странно, многие по-прежнему связывают духи, парфюмерную и туалетную воду с категорией качества. Якобы первое — первоклассный вариант с самыми качественными компонентами, остальное хуже и недостойно внимания. Это заблуждение, — считает парфюмер. — Разница — в стойкости запаха. Например, духи имеют концентрацию отдушки по отношению к спирту 25—26 процентов. Это значит, что их стойкости хватит на 12—14 часов. Парфюмерная вода обладает концентрацией 13—15 процентов. Это 8—10 часов аромата на коже. Туалетная держится 4—6 часов. У нее концентрация — 8—10 процентов.
Казалось бы, зачем вообще нужно что-то, кроме духов. Убойная стойкость, «надел» на себя аромат утром, и все, можно не заморачиваться. Не тут-то было. Да, конечно, если вы бываете только в офисе и своей квартире, один аромат на весь день — это практично. Но большинство современников формирует рабочее расписание таким образом, чтобы успеть забежать в спортзал, на свидание или день рождения друга. Благоухать «официозным» Chanel No 19, который к вечеру точно не выветрится, как-то странно.
Кстати, многие жалуются на нестойкость современных ароматов. Дескать, переступишь порог дома — ничего не слышно. Ответ на этот вопрос давно найден. Все дело в том, что кожа каждого из нас имеет поры разного размера. Она по-разному отдает запах. Поэтому если вы, к примеру, склонны к потливости, имейте в виду: аромат даже самых стойких духов покинет вас несколько быстрее.
Made for wo(man)
Основные потребители косметики и парфюмерии — все-таки женщины. С этим спорить не возьмется никто. На самом деле только женских или только мужских ароматов не существует. Это уловка ушлых маркетологов.
— Если провести эксперимент — так называемый женский аромат поместить во флаконы разного дизайна: серебристый, брутально-черный или, допустим, ярко-розовый, — увидим интересные результаты. Людям будет казаться, что это разные запахи. Причем в мужском флаконе он будет интерпретироваться как мужской. Проверено практикой.
— Значит ли это, что я могу использовать туалетную воду, предназначенную для сильного пола, без оглядки на общественное мнение?
— Если вам она нравится, однозначно да.
К слову, помимо вышеперечисленных концентратов в виде духов и прочего, рынок стремительно завоевывает селективная парфюмерия. Первое, что бросается в глаза, — ее довольно высокая стоимость. Она оправданна?
— История селективной парфюмерии вообще довольно интересна. Так повелось, что на фабриках-производителях специалисты работают только по техническому заданию, которое предоставляют заказчики. Это мало похоже на творчество. А поскольку парфюмерам запрещено выпускать коллекции вне своей работы, долгое время их рецепты просто пылились в столе. Когда мир стал двигаться дальше, а рынок потребовал чего-то нового, некоторые бренды вдруг стали выкупать эти нестандартные, подчас непонятные большинству ароматы и ставить в производство.
Селективная парфюмерия — для тех, кто хочет выделиться из толпы. Она всегда выпускается ограниченной партией, имеет формулу побогаче и вмещает в себя большее количество дорогих компонентов, нежели обычная.
Кстати, количество компонентов — не признак утонченности или стойкости. В брендовой парфюмерии в основе запаха, условно, используется около 100—150 компонентов. В нишевой и селективной — от 200 до 300. «А вообще, можно соединить 20—30, и аромат будет шикарен, — уверяет Николай Ярец. — Если мы сделали формулу из 20—30 компонентов и она идеальна, то все, больше ничего делать не надо: «блюдо» можно и «пересолить».
Выбери меня
В последнее десятилетие то и дело рекламируют волшебные духи с феромонами. Продавцы заверяют: личная жизнь потому не складывается, что мы с вами до сих пор не приобрели в личное пользование запахи-афродизиаки. Купишь — тут тебе и заветное колечко на безымянном пальце.
— Такие запахи, безусловно, существуют, — обнадеживает Николай Ярец. — Только… характерны в большей степени для животного мира. А в мире людей это всего лишь маркетинговый ход. Афродизиаки — компоненты и концентраты животного (например, мускус, амбра) и растительного (иланг-иланг) происхождения. Во многих брендовых и нишевых селективных ароматах они стандартно используются. Только вот завоевать внимание противоположного пола никак не помогут, разве что выступят в качестве психологического плацебо.
В целом я бы не назвал такие запахи чем-то экстраординарным. Уже сейчас многие эксперты склоняются к тому, что будущее парфюмерии — за персональными ароматами. Проще говоря, к вам обращается клиент, он хочет получить свой неповторимый запах, который бы устраивал на 100 процентов. Во время консультации он слушает много компонентов, оценивает их, а потом парфюмер создает пробные образцы, из которых заказчик выбирает понравившийся. Затем аромат оттачивается и передается клиенту.
— Насколько это дорого — получить свой аромат?
— Не дороже того, что продается в брендовых магазинах. К тому же цена варьируется в зависимости от дороговизны компонентов, входящих в состав, их редкости. Формула по объему компонентов разная, но попробовать однозначно стоит.
К слову, сам парфюмер, несмотря на то что изучением мира ароматов занимается 11 лет, создавать запахи начал два года назад: «Я считаю, что человека можно идентифицировать по его запаху. Это что-то вроде отпечатков пальцев, но более неуловимое, хотя и столь же информативное. Более того, особенные запахи имеют не только люди, но и города. Через несколько месяцев планирую представить свою коллекцию ароматов на эту тему».
А что, интересно, какой же он все‑таки, аромат Минска.
Не подделка?
Понять, что перед вами оригинальный парфюм, помогут следующие признаки:
♦ Упаковка. На официальном сайте бренда можно увидеть, как выглядит серия 2020 года выпуска. Она может отличаться от предыдущих.
♦ Целлофан, которым опечатывается коробочка, плотно прилегает к ней, отсутствуют спаянные грубые швы.
♦ Вклейка флакона обычно не видна и выполняется по диагонали. У него не должно быть сколов, внутри стекла — пузырьков.
Что нужно знать об ольфакторных средствах общения
Ольфакторная система
Определение 1
Ольфакторные средства общения – это невербальные средства, отвечающие за перцептивную сторону коммуникации, а именно: приятные и неприятные запахи окружающей среды, а также естественные и искусственные запахи человека.
Основой ольфакторной системы является обоняние человека.
Исследователем запахов в современной психологии был американский психиатр А. Хирш, установивший, что на поведение и конкретные действия человека влияние оказывают определенные запахи. Хирш проделал простой эксперимент – специально разработанную эссенцию он распространил в розничных отделах магазинов, в результате чего продажа товаров в них резко возросла по сравнению с другими.
Кроме этого было определено, что запах оказывает большое влияние на производительность труда, повышает или снижает кровяное давление, оказывает влияние на сердцебиение, успокаивает человека или действует как снотворное. Ароматы способны снимать депрессию у больных людей и улучшать их настроение.
Клинические эксперименты дали хорошие результаты, так, например, активность головного мозга быстрее любых депрессантов ослабляют ароматы ромашки, лаванды, сандалового дерева, лимона. Возбуждают клетки мозга – роза, мята, жасмин, гвоздика. Они действуют сильнее крепкого кофе.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Ароматическую терапию широко используют японские фирмы, закачивая в служебные помещения, строго выверенные комбинации ароматических веществ. В результате производительность труда увеличивается на 50% и на 20% снижается количество ошибок.
Как невербальный индикатор индивида запах является дополнительной его характеристикой.
Культура запахов известна очень давно – это средство социальной стратификации, межличностных контактов, способ идентификации, принадлежности к той или иной группе.
Обоняние человека несколько принижено по сравнению с акустической или оптической системой отражения, поэтому система запахов не имеет такой дифференцирующей силы как кинетическая или просодическая структуры невербального поведения.
Дифференциальная сила ольфакторной системы проявляется в социальной ситуации, сенсорной изоляции, в интимном общении, в уходе за ребенком и др. В животном мире общение с помощью запахов распространено очень широко, начиная от бабочек, кончая млекопитающими.
Запахи, выделяемые животными, называются феромоны, они необходимы для привлечения особей противоположного пола.
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Человек тоже выделяет феромоны, что справедливо и для мужчин, и для женщин.
К сожалению, сегодня ещё нет данных о влиянии запахов индивида на формирование образа, слабо также изучена система запахов и в контексте невербального поведения.
Невербальную коммуникативную активность человека возможно контролировать только в сфере искусственных запахов, поэтому использование парфюмерии есть показатель общей культуры человека и информативного компонента невербального общения.
Естественные запахи социально нежелательны в развитых культурных сообществах.
Ольфакторное общение
Ольфакторная модальность есть одна из релевантных систем отражения невербального поведения, особая значимость которой проявляется в специфических ситуациях.
К ольфакторным компонентам относятся два типа запахов – естественные и искусственные.
Рисунок 1. Ольфакторные средства общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Естественные запахи, безусловно, принимают участие в регуляции коммуникативных процессов, например, естественные запахи членов семьи.
Исследование с помощью метода свободных ассоциаций показало, что для ольфакторной системы невербального отражения выделяются информативные категории – это:
Если через оптическую систему отражения можно репрезентировать, например, пол, возраст партнера, то вопрос прогноза качеств личности собеседника через восприятие его запаха остается открытым.
Следующее исследование было направлено на выявление существования пространства символики, семантики запаха в терминах черт личности.
Поскольку восприятие личностных качеств происходит при социальном взаимодействии, для изучения были выбраны характерологические личностные черты.
В испытании принимали участие 20 человек, которые должны были оценить 11 запахов известных духов. Оценка проводилась по пятибалльной шкале биполярного семантического дифференциала. Полюса шкалы указывали бытовые описания 16-ти личностных факторов Кеттела, а последовательность запахов определялась рандомизацией.
В результате выявили пять усредненных по испытуемым факторов – активность, креативность, самоконтроль, независимость, коммуникативная компетентность.
Фактор самоконтроля соответствовал фактору силы, креативность соответствует фактору оценки, правда, креативность в контексте поведения рассматривается как особый социальный стиль поведения по-разному.
В проведенном исследовании креативность выступает как социально желательный способ поведения и высоко оцениваемый в данной группе испытуемых.
Полученные данные в рамках ольфакторной модальности можно использовать для дальнейших исследований межличностной перцепции.
Перцептивные инварианты интерпретации искусственных запахов можно использовать при конструировании имиджа, разработке упаковок, рекламе парфюмерии и других товаров, поскольку запах является важным потребительским свойством.
Роль касаний и запахов в общении
С рождения и до конца своей жизни человек соприкасается с касаниями. Касание — это установление физического контакта с человеком, его кожей, волосами с одеждой, предметами, которые человек носит или держит. У. Лаберром (по: Кириленко Г.Л., 1987) была предложена классификация касаний в зависимости от их распространенности и культурных ограничений использования:
Выделяют следующие функции касания (Крейдлин Г.Е., 2002):
В дружеских отношениях касания допускаются, но человеку обычно не нравится, когда его трогают незнакомые или малознакомые люди.
Изучая отношение к касаниям, девушек и юношей попросили ответить на вопрос, как они отнесутся к тому, что представители противоположного пола будут их касаться такими способами, как: «похлопать», «погладить», «прижать к себе», «слегка коснуться и задеть», что они при этом испытают и что, по их мнению, могут эти касания означать. Ответы юношей и девушек были совершенно разными. Для девушек важным было место касания, в то время как для юношей — способ касания. Для девушек такие места касания, как руки, голова, лицо, плечи и верхняя часть спины, наделяются смыслом «любовь и дружба». Девушки отделили касания, обозначающие любовь и дружбу, от касаний, выражающих сексуальное желание. Для юношей приятное ощущение, любовь, теплота сексуальное влечение выражаются одними и теми же касаниями (Крейд- лин Г.Е., 2002).
Женщины, как правило, прикасаются к другим гораздо реже, чем мужчины, однако женщины больше ценят прикосновения. Женщины рассматривают прикосновение как экспрессивное поведение, которое выражает сердечное тепло и привязанность. Мужчины рассматривают прикосновение как инструментальное поведение (Вер- дербер Р., Вердербер К., 2003).
В коммуникации участников, имеющих неравный статус, например, начальник и подчиненный, у начальника как у человека, имеющего больший социальный вес, есть право «первого прикосновения». Если первым прикасается человек, имеющий более низкий статус, то это всегда оценивается как нарушение субординации (Крейдлин Г.Е., 2002).
Касания также могут влиять на успешность профессиональной деятельности.
Было проведено исследование, в котором официанток, работающих в двух разных ресторанах, просили вести себя при расчете с клиентами одним из трех способов: постараться не дотрагиваться до этих людей, слегка прикасаться к руке либо задержать руку, прикоснувшись к их плечу.
Размер чаевых служил критерием оценки. В итоге легкое прикосновение к руке (0,3 с) и более длительное касание плеча (1 — 1,5 с) значительно увеличивали размер чаевых по сравнению с вариантом не прикасаться (Гоулман Д., 1999).
Люди различаются по манере прикасаться к другому человеку и по реакции на прикосновения других людей. Манера прикасаться к другим людям в значительной степени зависит от культуры.
В некоторых культурах довольно распространены близкий контакт и прикосновения, как, например, в латиноамериканских, в других же культурах люди уважают личное пространство человека, и частые прикосновения не поощряются (в скандинавских странах).
В ряде стран Восточной и Южной Азии прикосновения партнеров друг к другу во время беседы запрещены. Японцы считают, что касаться собеседника может человек только при полной потере самоконтроля либо для выражения недружелюбия и агрессивных намерений.
Многие культуры при встрече используют рукопожатие. Частота его использования в общении также ограничена культурными нормами. Так, рукопожатие чаще используют в ситуации приветствия в русской культуре, чем в англосаксонской.
В США рукопожатия не используются, если люди хорошо знакомы, напротив, в русской культуре рукопожатие используют люди как малознакомые, так и друзья (Леонтьев А.А., Сорокин Ю.А., Тарасова Е.Ф., 1977).
По тому, кто первым подает руку, кому подают руку, а кому не подают, твердости или вялости рукопожатия можно судить об отношениях между участниками коммуникации.
Культурные традиции прикосновений распространяются и на вид взаимодействия — деловое или личностное. При деловой беседе больше ограничений на прикосновения даже у тех культур, которые относятся к контактным. Попытка использовать прикосновения, характерные для близких личностных контактов, в деловом общении может привести к избеганию партнера.
Похлопывание по спине и плечу возможно при условии близких отношений и схожего социального положения.
Прикосновения к человеку, обладающему более высоким социальным статусом, попытки погладить его, похлопать по плечу могут привести к конфликтам и недопониманию, если только человек использующий такого рода прикосновения не делает их специально с целью создания атмосферы эмоционального напряжения (Лабунская В.А.,1999).
Касания часто сопровождаются приближением к партнеру по общению, что усиливает роль ольфакторной системы. Ольфакция – наука о языке запахов, роли запахов в коммуникации, о смыслах, которые передаются с помощью запахов. Запахи могут быть как естественные (запах тела), так и искусственные (косметика, парфюмерия и т.п.).
Естественные и искусственные запахи являются системой кодов, символов, на основе которых осуществляется деление на «своих и чужих». С помощью запахов создается интегральный образ социальных объектов, групп, времени и пространства, бытия человека (например, запах как символ детства, города, родины) (Летягина К.С., 2013).
В своей статье «Значение человеческих запахов при несловесной коммуникации» Барбара Холд и Маргрет Шлейдт отмечают, что лишь сравнительно немногие исследователи изучают потенциальную роль обоняния при общении людей, они подчеркивают, что общение людей нельзя рассматривать как происходящее при отсутствии запахов.
Хорошо известны данные экспериментов, в которых дети 1,5 —3 лет узнавали своих матерей только по запаху. По мнению исследователей, запахи в коммуникации несут функцию контроля общения. Они изучили особенности распознавания по запаху и связанного с ним эмоционального оценивания участниками друг друга.
В их исследовании приняли участие 24 супружеские пары, которые должны были по запаху ночной рубашки определить: какая рубашка имеет их собственный запах; какая рубашка имеет запах их партнера; какая рубашка имеет мужской или женский запах; какие рубашки имеют приятный, нейтральный или неприятный запах.
31% всех участников правильно опознали собственный запах, 33% верно определили запах своего партнера. В большинстве случаев запах партнера оценивался как приятный, реже — как нейтральный и в нескольких случаях — как неприятный.
Женщины считают собственный запах в основном приятным, а мужчины чаще оценивают свой запах как неприятный и в большинстве случаев не могут его опознать (по: Лабунская В.Л., 1999).
На оценку запаха влияет его популярность, например модные духи. Общество регулирует интенсивность запахов, предъявляет к ним определенные требования, например запах пота или грязного тела рассматривается как признак отсутствия культуры и гигиены тела и может привести к избеганию взаимодействия.
Чрезмерное использование парфюма также нежелательно, поскольку выбор запаха индивидуален и то, что нравится одному, не обязательно нравится остальным, кроме того, интенсивный запах может привести к появлению аллергических реакций у партнера по общению. Существуют профессии, в которых использование парфюма ограничено.
В основном это профессии, предполагающие тесный контакт с людьми (врачи, учителя) или с продуктами (повара, кондитеры).