Что такое ольфакторные средства общения
Ольфакторные средства общения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Ольфакторная система
Ольфакторные средства общения – это невербальные средства, отвечающие за перцептивную сторону коммуникации, а именно: приятные и неприятные запахи окружающей среды, а также естественные и искусственные запахи человека.
Основой ольфакторной системы является обоняние человека.
Исследователем запахов в современной психологии был американский психиатр А. Хирш, установивший, что на поведение и конкретные действия человека влияние оказывают определенные запахи. Хирш проделал простой эксперимент – специально разработанную эссенцию он распространил в розничных отделах магазинов, в результате чего продажа товаров в них резко возросла по сравнению с другими.
Кроме этого было определено, что запах оказывает большое влияние на производительность труда, повышает или снижает кровяное давление, оказывает влияние на сердцебиение, успокаивает человека или действует как снотворное. Ароматы способны снимать депрессию у больных людей и улучшать их настроение.
Клинические эксперименты дали хорошие результаты, так, например, активность головного мозга быстрее любых депрессантов ослабляют ароматы ромашки, лаванды, сандалового дерева, лимона. Возбуждают клетки мозга – роза, мята, жасмин, гвоздика. Они действуют сильнее крепкого кофе.
Ароматическую терапию широко используют японские фирмы, закачивая в служебные помещения, строго выверенные комбинации ароматических веществ. В результате производительность труда увеличивается на 50% и на 20% снижается количество ошибок.
Как невербальный индикатор индивида запах является дополнительной его характеристикой.
Культура запахов известна очень давно – это средство социальной стратификации, межличностных контактов, способ идентификации, принадлежности к той или иной группе.
Обоняние человека несколько принижено по сравнению с акустической или оптической системой отражения, поэтому система запахов не имеет такой дифференцирующей силы как кинетическая или просодическая структуры невербального поведения.
Дифференциальная сила ольфакторной системы проявляется в социальной ситуации, сенсорной изоляции, в интимном общении, в уходе за ребенком и др. В животном мире общение с помощью запахов распространено очень широко, начиная от бабочек, кончая млекопитающими.
Готовые работы на аналогичную тему
Запахи, выделяемые животными, называются феромоны, они необходимы для привлечения особей противоположного пола.
Человек тоже выделяет феромоны, что справедливо и для мужчин, и для женщин.
К сожалению, сегодня ещё нет данных о влиянии запахов индивида на формирование образа, слабо также изучена система запахов и в контексте невербального поведения.
Невербальную коммуникативную активность человека возможно контролировать только в сфере искусственных запахов, поэтому использование парфюмерии есть показатель общей культуры человека и информативного компонента невербального общения.
Естественные запахи социально нежелательны в развитых культурных сообществах.
Ольфакторное общение
Ольфакторная модальность есть одна из релевантных систем отражения невербального поведения, особая значимость которой проявляется в специфических ситуациях.
К ольфакторным компонентам относятся два типа запахов – естественные и искусственные.
Рисунок 1. Ольфакторные средства общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Естественные запахи, безусловно, принимают участие в регуляции коммуникативных процессов, например, естественные запахи членов семьи.
Исследование с помощью метода свободных ассоциаций показало, что для ольфакторной системы невербального отражения выделяются информативные категории – это:
Если через оптическую систему отражения можно репрезентировать, например, пол, возраст партнера, то вопрос прогноза качеств личности собеседника через восприятие его запаха остается открытым.
Следующее исследование было направлено на выявление существования пространства символики, семантики запаха в терминах черт личности.
Поскольку восприятие личностных качеств происходит при социальном взаимодействии, для изучения были выбраны характерологические личностные черты.
В испытании принимали участие 20 человек, которые должны были оценить 11 запахов известных духов. Оценка проводилась по пятибалльной шкале биполярного семантического дифференциала. Полюса шкалы указывали бытовые описания 16-ти личностных факторов Кеттела, а последовательность запахов определялась рандомизацией.
В результате выявили пять усредненных по испытуемым факторов – активность, креативность, самоконтроль, независимость, коммуникативная компетентность.
Фактор самоконтроля соответствовал фактору силы, креативность соответствует фактору оценки, правда, креативность в контексте поведения рассматривается как особый социальный стиль поведения по-разному.
В проведенном исследовании креативность выступает как социально желательный способ поведения и высоко оцениваемый в данной группе испытуемых.
Полученные данные в рамках ольфакторной модальности можно использовать для дальнейших исследований межличностной перцепции.
Перцептивные инварианты интерпретации искусственных запахов можно использовать при конструировании имиджа, разработке упаковок, рекламе парфюмерии и других товаров, поскольку запах является важным потребительским свойством.
Средства общения в разных странах
Человеческое общение является источником радости и огорчений, надежд и успехов. Непосредственно с общением связаны деловые люди, без которого любые контакты просто невозможны.
Люди разных стран имеют свои табу и ценности, чтобы отличить поощряемые нормы поведения от запрещенных или нежелательных.
В общении с людьми других стран важно знать элементарные правила поведения, применения жестов и поз. Ежедневно человек использует множество разных жестов и не задумывается о том, какой смысл они несут.
Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются – счастливые люди всегда улыбаются, печальные – хмурятся. Если непонятно, о чем идет речь – люди просто пожимают плечами.
Тем не менее, одно и то же выразительное движение может у разных народов иметь разное значение и привести к неожиданным последствиям.
На невербальный язык свое влияние оказывает целый ряд факторов – национальная принадлежность, состояние здоровья, профессия, уровень культуры, статус человека, его возраст.
Невербальное общение происходит через неречевые знаковые системы. Подделать или скопировать невербальные знаки невозможно, т.к. контролировать их совокупность в течение продолжительного времени нельзя.
С помощью невербального языка можно лучше понять собеседника, предвидеть его реакцию на информацию.
Отправляясь в поездку в другую страну желательно ознакомиться с традициями и законами этой страны. Например, в странах востока перед входом в помещение снимают обувь, а в странах Европы гостя пропускают в дом в обуви.
Это же относится и к жестам – при разговоре прикосновение к мочке уха в Испании считается оскорблением, а для грека оскорбительна поднятая рука с открытой ладонью в его сторону. Поворот головы вправо, влево для большинства европейцев означает «нет», а для греков, болгар, турок означает «да».
Если указательным пальцем покрутить у виска, то в Голландии считают, что сказали остроумную фразу. Европеец, говоря о себе, покажет рукой на грудь, а японец покажет на нос.
Поднятые брови в России означают удивление, а в Германии этот же жест принято считать восхищением, в Англии – это выражение скептицизма.
Шлепок себя по лбу показывает, что британец и испанец довольны собой, а немец этим жестом выражает крайнее возмущение.
Восхищение чем-либо французы показывают, соединив кончики трех пальцев, подносят их к губам и, подняв высоко подбородок, посылают нежный поцелуй.
В США и Италии при движении пальца из стороны в сторону означает осуждение или угрозу, а в Голландии – отказ.
Поднятый вверх большой палец в арабских странах говорит о непристойном поведении.
На Ближнем Востоке подарки и деньги протягивают только правой рукой, левой же рукой означает оскорбление.
Женщины, по мнению психологов, языком невербального общения владеют лучше. Восприятие и понимание невербального языка общения развивается с возрастом и опытом.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 23 08 2021
Валентина Николаевна Норина
Что нужно знать об ольфакторных средствах общения
Ольфакторная система
Определение 1
Ольфакторные средства общения – это невербальные средства, отвечающие за перцептивную сторону коммуникации, а именно: приятные и неприятные запахи окружающей среды, а также естественные и искусственные запахи человека.
Основой ольфакторной системы является обоняние человека.
Исследователем запахов в современной психологии был американский психиатр А. Хирш, установивший, что на поведение и конкретные действия человека влияние оказывают определенные запахи. Хирш проделал простой эксперимент – специально разработанную эссенцию он распространил в розничных отделах магазинов, в результате чего продажа товаров в них резко возросла по сравнению с другими.
Кроме этого было определено, что запах оказывает большое влияние на производительность труда, повышает или снижает кровяное давление, оказывает влияние на сердцебиение, успокаивает человека или действует как снотворное. Ароматы способны снимать депрессию у больных людей и улучшать их настроение.
Клинические эксперименты дали хорошие результаты, так, например, активность головного мозга быстрее любых депрессантов ослабляют ароматы ромашки, лаванды, сандалового дерева, лимона. Возбуждают клетки мозга – роза, мята, жасмин, гвоздика. Они действуют сильнее крепкого кофе.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Ароматическую терапию широко используют японские фирмы, закачивая в служебные помещения, строго выверенные комбинации ароматических веществ. В результате производительность труда увеличивается на 50% и на 20% снижается количество ошибок.
Как невербальный индикатор индивида запах является дополнительной его характеристикой.
Культура запахов известна очень давно – это средство социальной стратификации, межличностных контактов, способ идентификации, принадлежности к той или иной группе.
Обоняние человека несколько принижено по сравнению с акустической или оптической системой отражения, поэтому система запахов не имеет такой дифференцирующей силы как кинетическая или просодическая структуры невербального поведения.
Дифференциальная сила ольфакторной системы проявляется в социальной ситуации, сенсорной изоляции, в интимном общении, в уходе за ребенком и др. В животном мире общение с помощью запахов распространено очень широко, начиная от бабочек, кончая млекопитающими.
Запахи, выделяемые животными, называются феромоны, они необходимы для привлечения особей противоположного пола.
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Человек тоже выделяет феромоны, что справедливо и для мужчин, и для женщин.
К сожалению, сегодня ещё нет данных о влиянии запахов индивида на формирование образа, слабо также изучена система запахов и в контексте невербального поведения.
Невербальную коммуникативную активность человека возможно контролировать только в сфере искусственных запахов, поэтому использование парфюмерии есть показатель общей культуры человека и информативного компонента невербального общения.
Естественные запахи социально нежелательны в развитых культурных сообществах.
Ольфакторное общение
Ольфакторная модальность есть одна из релевантных систем отражения невербального поведения, особая значимость которой проявляется в специфических ситуациях.
К ольфакторным компонентам относятся два типа запахов – естественные и искусственные.
Рисунок 1. Ольфакторные средства общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Естественные запахи, безусловно, принимают участие в регуляции коммуникативных процессов, например, естественные запахи членов семьи.
Исследование с помощью метода свободных ассоциаций показало, что для ольфакторной системы невербального отражения выделяются информативные категории – это:
Если через оптическую систему отражения можно репрезентировать, например, пол, возраст партнера, то вопрос прогноза качеств личности собеседника через восприятие его запаха остается открытым.
Следующее исследование было направлено на выявление существования пространства символики, семантики запаха в терминах черт личности.
Поскольку восприятие личностных качеств происходит при социальном взаимодействии, для изучения были выбраны характерологические личностные черты.
В испытании принимали участие 20 человек, которые должны были оценить 11 запахов известных духов. Оценка проводилась по пятибалльной шкале биполярного семантического дифференциала. Полюса шкалы указывали бытовые описания 16-ти личностных факторов Кеттела, а последовательность запахов определялась рандомизацией.
В результате выявили пять усредненных по испытуемым факторов – активность, креативность, самоконтроль, независимость, коммуникативная компетентность.
Фактор самоконтроля соответствовал фактору силы, креативность соответствует фактору оценки, правда, креативность в контексте поведения рассматривается как особый социальный стиль поведения по-разному.
В проведенном исследовании креативность выступает как социально желательный способ поведения и высоко оцениваемый в данной группе испытуемых.
Полученные данные в рамках ольфакторной модальности можно использовать для дальнейших исследований межличностной перцепции.
Перцептивные инварианты интерпретации искусственных запахов можно использовать при конструировании имиджа, разработке упаковок, рекламе парфюмерии и других товаров, поскольку запах является важным потребительским свойством.
Роль касаний и запахов в общении
С рождения и до конца своей жизни человек соприкасается с касаниями. Касание — это установление физического контакта с человеком, его кожей, волосами с одеждой, предметами, которые человек носит или держит. У. Лаберром (по: Кириленко Г.Л., 1987) была предложена классификация касаний в зависимости от их распространенности и культурных ограничений использования:
Выделяют следующие функции касания (Крейдлин Г.Е., 2002):
В дружеских отношениях касания допускаются, но человеку обычно не нравится, когда его трогают незнакомые или малознакомые люди.
Изучая отношение к касаниям, девушек и юношей попросили ответить на вопрос, как они отнесутся к тому, что представители противоположного пола будут их касаться такими способами, как: «похлопать», «погладить», «прижать к себе», «слегка коснуться и задеть», что они при этом испытают и что, по их мнению, могут эти касания означать. Ответы юношей и девушек были совершенно разными. Для девушек важным было место касания, в то время как для юношей — способ касания. Для девушек такие места касания, как руки, голова, лицо, плечи и верхняя часть спины, наделяются смыслом «любовь и дружба». Девушки отделили касания, обозначающие любовь и дружбу, от касаний, выражающих сексуальное желание. Для юношей приятное ощущение, любовь, теплота сексуальное влечение выражаются одними и теми же касаниями (Крейд- лин Г.Е., 2002).
Женщины, как правило, прикасаются к другим гораздо реже, чем мужчины, однако женщины больше ценят прикосновения. Женщины рассматривают прикосновение как экспрессивное поведение, которое выражает сердечное тепло и привязанность. Мужчины рассматривают прикосновение как инструментальное поведение (Вер- дербер Р., Вердербер К., 2003).
В коммуникации участников, имеющих неравный статус, например, начальник и подчиненный, у начальника как у человека, имеющего больший социальный вес, есть право «первого прикосновения». Если первым прикасается человек, имеющий более низкий статус, то это всегда оценивается как нарушение субординации (Крейдлин Г.Е., 2002).
Касания также могут влиять на успешность профессиональной деятельности.
Было проведено исследование, в котором официанток, работающих в двух разных ресторанах, просили вести себя при расчете с клиентами одним из трех способов: постараться не дотрагиваться до этих людей, слегка прикасаться к руке либо задержать руку, прикоснувшись к их плечу.
Размер чаевых служил критерием оценки. В итоге легкое прикосновение к руке (0,3 с) и более длительное касание плеча (1 — 1,5 с) значительно увеличивали размер чаевых по сравнению с вариантом не прикасаться (Гоулман Д., 1999).
Люди различаются по манере прикасаться к другому человеку и по реакции на прикосновения других людей. Манера прикасаться к другим людям в значительной степени зависит от культуры.
В некоторых культурах довольно распространены близкий контакт и прикосновения, как, например, в латиноамериканских, в других же культурах люди уважают личное пространство человека, и частые прикосновения не поощряются (в скандинавских странах).
В ряде стран Восточной и Южной Азии прикосновения партнеров друг к другу во время беседы запрещены. Японцы считают, что касаться собеседника может человек только при полной потере самоконтроля либо для выражения недружелюбия и агрессивных намерений.
Многие культуры при встрече используют рукопожатие. Частота его использования в общении также ограничена культурными нормами. Так, рукопожатие чаще используют в ситуации приветствия в русской культуре, чем в англосаксонской.
В США рукопожатия не используются, если люди хорошо знакомы, напротив, в русской культуре рукопожатие используют люди как малознакомые, так и друзья (Леонтьев А.А., Сорокин Ю.А., Тарасова Е.Ф., 1977).
По тому, кто первым подает руку, кому подают руку, а кому не подают, твердости или вялости рукопожатия можно судить об отношениях между участниками коммуникации.
Культурные традиции прикосновений распространяются и на вид взаимодействия — деловое или личностное. При деловой беседе больше ограничений на прикосновения даже у тех культур, которые относятся к контактным. Попытка использовать прикосновения, характерные для близких личностных контактов, в деловом общении может привести к избеганию партнера.
Похлопывание по спине и плечу возможно при условии близких отношений и схожего социального положения.
Прикосновения к человеку, обладающему более высоким социальным статусом, попытки погладить его, похлопать по плечу могут привести к конфликтам и недопониманию, если только человек использующий такого рода прикосновения не делает их специально с целью создания атмосферы эмоционального напряжения (Лабунская В.А.,1999).
Касания часто сопровождаются приближением к партнеру по общению, что усиливает роль ольфакторной системы. Ольфакция – наука о языке запахов, роли запахов в коммуникации, о смыслах, которые передаются с помощью запахов. Запахи могут быть как естественные (запах тела), так и искусственные (косметика, парфюмерия и т.п.).
Естественные и искусственные запахи являются системой кодов, символов, на основе которых осуществляется деление на «своих и чужих». С помощью запахов создается интегральный образ социальных объектов, групп, времени и пространства, бытия человека (например, запах как символ детства, города, родины) (Летягина К.С., 2013).
В своей статье «Значение человеческих запахов при несловесной коммуникации» Барбара Холд и Маргрет Шлейдт отмечают, что лишь сравнительно немногие исследователи изучают потенциальную роль обоняния при общении людей, они подчеркивают, что общение людей нельзя рассматривать как происходящее при отсутствии запахов.
Хорошо известны данные экспериментов, в которых дети 1,5 —3 лет узнавали своих матерей только по запаху. По мнению исследователей, запахи в коммуникации несут функцию контроля общения. Они изучили особенности распознавания по запаху и связанного с ним эмоционального оценивания участниками друг друга.
В их исследовании приняли участие 24 супружеские пары, которые должны были по запаху ночной рубашки определить: какая рубашка имеет их собственный запах; какая рубашка имеет запах их партнера; какая рубашка имеет мужской или женский запах; какие рубашки имеют приятный, нейтральный или неприятный запах.
31% всех участников правильно опознали собственный запах, 33% верно определили запах своего партнера. В большинстве случаев запах партнера оценивался как приятный, реже — как нейтральный и в нескольких случаях — как неприятный.
Женщины считают собственный запах в основном приятным, а мужчины чаще оценивают свой запах как неприятный и в большинстве случаев не могут его опознать (по: Лабунская В.Л., 1999).
На оценку запаха влияет его популярность, например модные духи. Общество регулирует интенсивность запахов, предъявляет к ним определенные требования, например запах пота или грязного тела рассматривается как признак отсутствия культуры и гигиены тела и может привести к избеганию взаимодействия.
Чрезмерное использование парфюма также нежелательно, поскольку выбор запаха индивидуален и то, что нравится одному, не обязательно нравится остальным, кроме того, интенсивный запах может привести к появлению аллергических реакций у партнера по общению. Существуют профессии, в которых использование парфюма ограничено.
В основном это профессии, предполагающие тесный контакт с людьми (врачи, учителя) или с продуктами (повара, кондитеры).
Ольфакторные средства общения
Ольфакторные средства общения объединяют запахи, которые оказывают воздействие на процесс и результат общения. Они подразделяются на:
• приятные и неприятные запахи окружающей среды;
• естественные и искусственные запахи человека.
Виды невербального общения
ЖестыК невербальным жестам относят выраженные движения головой, руками, пальцами, сопровождающие высказывания, размышления. При необходимости обратить внимание на предметы людям понадобится помощь указательной жестикуляции. Подчеркивающие жесты подкрепляют высказывания. Демонстративное движение кистью поясняет положение дел. Касания партнера способствуют установлению социального контакта или получению знака внимания, ослаблению значимости информации. Производится жестикуляция в произвольной и непроизвольной формах.
Поза Позы должны следовать нормам этикета. Открытые позы сидящей девушки в Европе и Америке имеют нейтральные значение, в Японии считаются аморальными. Положение взрослых людей, сидя на корточках, в большинстве стран имеет неприличное определение, в Южной Америке и Африке многие народы отдыхают в подобной форме. Использование стула оценивается как агрессия.
Позы силы и слабости Позы при публичном обращении или деловом разговоре должны выражать открытость: руки расцеплены, ноги не скрещены, спина прямая. Если чуть податься вперед, поза будет воспринята как заинтересованность понятной темой. Сутулость сообщает о неуверенности, широко расставленные ноги и руки позволяют судить о доминировании. Постукивание рукой или ногой – проявление скуки, отсутствия времени, нетерпения. Собеседник принял закрытую позу – это может значить, что человек не верит или плохо воспринимает информацию. Ноги повернуты к выходу, человек хочет уйти. Голова наклонена вперед, собеседник внимательно слушает, анализирует.
Мимика Мимикой принято называть выразительное движение мышцами лица с целью проявления определенных чувств индивидуума. Виды мимики соответствуют функциям психики: умственные акты выражают мышцы вокруг глаз, околоротовые мышцы связаны с актами воли. Чувства подчеркивают общие мышцы лица, изменяющиеся в сознательной и непроизвольной формах. Возможны разные формы мимических комплексов: Амимия заключается в отсутствии видимых мимических изменений. О напряжении могут говорить плотное закрытие рта, окаменелое состояние верхней части лица. Интерес легко распознать по легкому приподниманию или опусканию бровей, небольшому расширению и сужению век. Поле зрения увеличивается, фокусировка глаз обостряется. Улыбка может относиться к умиротворению или отвлечению от агрессивного поведения, используется при приветствии. Мимика передает базовые эмоции (радость, грусть, гнев, удивление, отвращение), обеспеченные врожденными нейронными программами, а также ложную информацию. Мимическое отображение эмоций
Дистанция Нормы приближения двух людей определены в науке четырьмя промежутками:
· Интимный. Отрезок длиной 0…45 см считается оптимальным для общения близких людей.
· Персональный. Промежуток 45…120 см выдерживается при общении со знакомыми людьми.
· Социальный. Расстояние 120…400 см рекомендовано при официальных переговорах, беседе с чужими людьми.
· Публичный. На дистанции 400…750 см не считается грубостью обменяться парой фраз, данный промежуток соблюдается при выступлениях перед аудиторией.
Согласно учениям обществознания, для людей различных возрастов, половой принадлежности, социального статуса правила варьируются. Например, дети и старики держатся к собеседнику ближе, относительно подростков. Мужчины занимают отдаленные позиции, в отличие от женщин. Спокойный человек максимально приближается, неуравновешенный – держится дальше. Люди обращаются на большой дистанции к собеседникам выше статусом. Национальность также играет роль. Азиаты взаимодействуют на более коротких промежутках, чем европейцы, городские жители – ближе поселенцев малонаселенных пунктов.
ИнтонацияПросодика (тон голоса, тембр, сила звучания, паузы) регулирует поток речи, дополняет или замещает высказывания, выражает эмоциональное состояние. Важным является умение слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, выражающие чувства и мысли собеседника: волнение проявляется низким тоном голоса, быстрой обрывистой речью; энтузиазм выдают громкий голос, четкая уверенная речь; усталость легко определить по низкому тону голоса, ослаблению интонации к концу предложения; признаками высокомерия могут выступать медленная речь, ровная монотонная интонация; неуверенность ощущают собеседники, допускающие ошибки в словах, частые паузы, нервный кашель. Голос содержит много информации о владельце. Опытные специалисты по голосу способны изучать возраст, место жительства, характер и темперамент хозяина. Люди, обладающие способностью резко менять высоту голоса, общительнее, увереннее и приятнее монотонных или неуверенных собеседников.
Одежда При формировании образа человек примеряет роль в обществе, внутренние позиции. Ключевой характеристикой является не мода, а направление стиля, цветовая гамма. Экстраверты делают ставку на ярких сочных цветах. Интроверты выбирают темные тона, невзрачные, полутона, черные, постельные, бежевые, серые. Яркие и крупные украшения также могут являться средством проявления эгоцентризма и высокого статуса человека (или индивид сам желает того).