Что такое олигархическое правление
Олигархическая республика
Олига́рхия (греч. ὀλιγαρχία (oligarchia), от др.-греч. ὀλίγον (oligos), «немного» и др.-греч. ἀρχή (arche), «власть») — форма правления государством, при которой власть сосредоточена в руках узкого круга лиц (олигархов) и соответствует их личным интересам, а не всеобщему благу.
Содержание
Олигархия в античной политике
Термин первоначально начали использовать в Древней Греции философы Платон и Аристотель. Аристотель употреблял термин «олигархия» в значении «власть богатых», противопоставляя при этом олигархию аристократии. Аристотель считал, что существуют три идеальных формы правления: монархия, аристократия и полития и считал олигархию отклонением от аристократии [1] :
В сущности тирания — та же монархическая власть, но имеющая в виду интересы одного правителя; олигархия блюдёт интересы зажиточных классов; демократия — интересы неимущих классов; общей же пользы ни одна из этих отклоняющихся форм государственного устроения в виду не имеет.
Аристотель считал демократию меньшим злом, чем олигархия, благодаря большей стабильности демократического государственного устройства (там же):
Как бы то ни было, демократический строй представляет большую безопасность и реже влечёт за собою внутренние возмущения, нежели строй олигархический. В олигархиях таятся зародыши двоякого рода неурядиц: раздоры олигархов друг с другом и, кроме того, нелады их с народом; в демократиях же встречается только один вид возмущений — именно возмущение против олигархии; сам против себя народ — и это следует подчеркнуть — бунтовать не станет.
Аристотель считал любую олигархию несовершенной, так, описывая государственное устройство Спарты с её «ротационной» олигархией эфоров, ограничивавших власть царей, он писал [1] :
Плохо обстоит дело с эфорией. Эта власть у них ведает важнейшими отраслями управления; пополняется же она из среды всего гражданского населения, так что в состав правительства попадают зачастую люди совсем бедные, которых … легко можно подкупить.
Впрочем, и распространённое в его время мнение о необходимости имущественного ценза при избрании достойнейших — как это происходило в Карфагене — Аристотель также отвергал из-за «покупки власти» [2] :
Всего же более отклоняется от аристократического строя в сторону олигархии карфагенское государственное устройство в силу вот какого убеждения, разделяемого большинством: они считают, что должностные лица должны избираться не только по признаку благородного происхождения, но и по признаку богатства, потому что необеспеченному человеку невозможно управлять хорошо и иметь для этого достаточно досуга. Но если избрание должностных лиц по признаку богатства свойственно олигархии, а по признаку добродетели — аристократии, то мы в силу этого могли бы рассматривать как третий тот вид государственного строя, в духе которого у карфагенян организованы государственные порядки; ведь они избирают должностных лиц, и притом главнейших — царей и полководцев, принимая во внимание именно эти два условия. Но в таком отклонении от аристократического строя следует усматривать ошибку законодателя. … Хотя должно считаться и с тем, что богатство способствует досугу, однако плохо, когда высшие из должностей, именно царское достоинство и стратегия, могут покупаться за деньги. … Вполне естественно, что покупающие власть за деньги привыкают извлекать из неё прибыль, раз, получая должность, они поиздержатся; невероятно, чтобы человек бедный и порядочный пожелал извлекать выгоду, а человек похуже, поиздержавшись, не пожелал бы этого.
Особой формой олигархии является плутократия.
Современные определения
В 1911 году видный социолог Роберт Михельс сформулировал «железный закон олигархии», согласно которому демократия в принципе невозможна в больших сообществах, а любой режим неизбежно вырождается в олигархию (напр., власть номенклатуры). В СССР полит-экономическая литература обозначала «олигархию» как режим, при котором политическая власть принадлежит узкой группе наиболее богатых лиц [1][2].
Российские олигархи
1990-е
В России со второй половины 1990-х термин «олигарх» стал широко использоваться для обозначения узкого круга политически влиятельных предпринимателей. В их число зачисляли глав крупнейших финансово-промышленных групп страны.
«У нас олигархами становились те крупные бизнесмены, кто рвался к власти, внедрял своих людей на различные государственные посты, создавал и поддерживал коррупционную практику чиновничества. Чудовищно разбогатев в результате грабительских условий приватизации, эта группа в период президентства Ельцина, сращиваясь с госаппаратом, заняла особое положение в стране» (Из выступления президента Торгово-промышленной палаты РФ Евгения Примакова на заседании «Меркурий-клуба» 14 января 2008).
В конце 1990-х термин приобрёл характер разговорного слова, обычно с ярко выраженной негативной коннотацией; также получил распространение в СМИ иронический термин «семибанкирщина» как название группы из семи крупных представителей российского финансового бизнеса, игравших значительную политическую и экономическую роль, владевших СМИ и, как предполагается, неформально объединившихся, несмотря на внутреннее разногласия, с целью обеспечить переизбрание Б. Н. Ельцина на следующий срок на президентских выборах 1996 года. Данная группа включала следующих лиц:
2000-е
В конце февраля 2009 года политолог Дмитрий Орешкин говорил: «Олигархический капитализм, номенклатурный, если угодно, капитализм, по определению неэффективен. Он хорош, когда у тебя есть огромный поток нефтяного масла этого самого, которое добывается скважинами, и тебе его надо разделить Раньше или позже, но вот этот механизм, основанный всё-таки на делении готовых ресурсов, себя исчерпывает — нужно придумывать какие-то новые виды ресурсов, создавать какие-то новые виды добавленной стоимости. А для этого уже нужно не просто оттяпывать, делить куски, что очень хорошо умеют делать силовики. а генерировать. И вот здесь-то и наступает пора, когда вдруг вот эти, в общем, неглупые, одаренные, смелые люди, которых мы называем «олигархами», оказываются не вписывающимися в жесткую систему окружающей среды: вымирают, как мамонты, — климат поменялся и нужны более мелкие млекопитающие, которые лучше находят себе пропитание. А они начинают голодать, грубо говоря, и очень быстро.» [6]
Газета New York Times 7 марта 2009 года писала, что российские олигархи вскоре могут лишиться своих огромных состояний: мировой финансово-экономический кризис грозит выбросить их на помойку истории [7]
См. также
Литература
Аристотель. Афинская полития. (Разбор периодической смены государственного устройства).
Олигархия
Олига́рхия (греч. ὀλιγαρχία (oligarchia) — «власть немногих», от др.-греч. ὀλίγος (oligos) — «немногий» и др.-греч. ἀρχή (arche) — «власть») — политический режим, при котором власть сосредоточена в руках сравнительно малочисленной группы граждан (например, представителей крупного монополизированного капитала [1] ) и, порой, обслуживает их личные и/или групповые интересы, а не интересы всех граждан.
Содержание
Олигархия в античной политике
Термин первоначально начали использовать в Древней Греции философы Платон и Аристотель. Аристотель употреблял термин «олигархия» в значении «власть богатых», противопоставляя её аристократии. Аристотель считал, что существуют три идеальных формы правления: монархия, аристократия и полития, каждая из которых вырождается в неправильные формы — тиранию, олигархию, демократию соответственно.
Аристотель считал демократию меньшим злом, чем олигархию, благодаря большей стабильности демократического государственного устройства:
Аристотель считал любую олигархию несовершенной. Так, описывая государственное устройство Спарты с её «ротационной» олигархией эфоров, ограничивавших власть царей, он писал: «Плохо обстоит дело с эфорией. Эта власть у них ведает важнейшими отраслями управления. Пополняется же она из среды всего гражданского населения, так что в состав правительства попадают зачастую люди совсем бедные, которых … легко можно подкупить». [2]
Впрочем, и распространённое в его время мнение о необходимости имущественного ценза при избрании достойнейших — как это происходило в Карфагене — Аристотель также отвергал из-за фактической «покупки власти» [3] :
Вполне естественно, что покупающие власть за деньги привыкают извлекать из неё прибыль, раз, получая должность, они поиздержатся. Невероятно, чтобы человек бедный и порядочный пожелал извлекать выгоду, а человек похуже, поиздержавшись, не пожелал бы этого.
Особой формой олигархии является плутократия.
Примеры олигархии
Современные определения
В 1911 году видный социолог Роберт Михельс сформулировал «железный закон олигархии», согласно которому демократия (возможно имеется ввиду прямая демократия) в принципе невозможна в крупных обществах, и любой демократический режим неизбежно вырождается в олигархию. Примерами могут быть: власть номенклатуры в коммунистических странах, корпоратократия или плутократия во многих западных демократических странах (особенно на федеральном уровне в США), компрадорская буржуазия в развивающихся странах. В США существует распространённый сленговый термин fat cat — «толстый кот» — для богатого бизнесмена, вкладывающего деньги в лоббирование своих интересов политиками.
Российские олигархи
1990-е
В России со второй половины 1990-х термин «олигарх» еще не использовался, его заменял термин «нувориш», который стал широко использоваться для обозначения узкого круга политически влиятельных крупнейших предпринимателей. В их число зачисляли глав крупнейших финансово-промышленных групп страны.
«У нас олигархами становились те крупные бизнесмены, кто рвался к власти, внедрял своих людей на различные государственные посты, создавал и поддерживал коррупционную практику чиновничества. Чудовищно разбогатев в результате грабительских условий приватизации, эта группа в период президентства Ельцина, сращиваясь с госаппаратом, заняла особое положение в стране» (Из выступления президента Торгово-промышленной палаты РФ Евгения Примакова на заседании «Меркурий-клуба» 14 января 2008).
В конце 1990-х термин приобрёл характер разговорного слова, обычно с ярко выраженной негативной коннотацией. Также получил распространение в СМИ иронический термин «семибанкирщина» как название группы из семи представителей крупных российских банков, финасовых и финансово-промышленных групп, игравших значительную политическую и экономическую роль, владевших СМИ и, как предполагается, неформально объединившихся, несмотря на внутренние разногласия, с целью обеспечить переизбрание Б. Н. Ельцина на следующий срок на президентских выборах 1996 года. Данная группа включала следующих лиц:
2000-е
В мае 2003 г. Совет по национальной стратегии подготовил доклад «В России готовится олигархический переворот». В нем говорилось [5] :
Олигархи задают образцы нигилистического отношения к государству, стимулируют противоправную активность в хозяйственной жизни. Они последовательно противостоят установлению равных для всех правил ведения бизнеса, широко используют свое влияние в государственных органах, открыто попирают легальные нормы, являются основными источниками коррупции.
В конце февраля 2009 года политолог Дмитрий Орешкин говорил: «Олигархический капитализм, номенклатурный, если угодно, капитализм, по определению неэффективен. Он хорош, когда у тебя есть огромный поток нефтяного масла этого самого, которое добывается скважинами, и тебе его надо разделить Раньше или позже, но вот этот механизм, основанный всё-таки на делении готовых ресурсов, себя исчерпывает — нужно придумывать какие-то новые виды ресурсов, создавать какие-то новые виды добавленной стоимости. А для этого уже нужно не просто оттяпывать, делить куски, что очень хорошо умеют делать силовики, а генерировать. И вот здесь-то и наступает пора, когда вдруг вот эти, в общем, неглупые, одаренные, смелые люди, которых мы называем „олигархами“, оказываются не вписывающимися в жесткую систему окружающей среды: вымирают, как мамонты, — климат поменялся и нужны более мелкие млекопитающие, которые лучше находят себе пропитание. А они начинают голодать, грубо говоря, и очень быстро». [10]
Американская газета New York Times 7 марта 2009 года писала, что российские олигархи вскоре могут лишиться своих огромных состояний: мировой финансово-экономический кризис грозит выбросить их на свалку истории. [11]
Белорусские олигархи
Во время финансового кризиса в Беларуси 2011 года росли активы крупнейших белорусских бизнесменов [14] :
Примечания
Литература
Аристотель. Афинская полития. (Разбор периодической смены государственного устройства).
Что такое олигархия и каково ее значение
Государство – это масштабный механизм, который включает в себя форму правления, политический режим и государственное устройство. Как устроить функционирование страны, чтобы она процветала, а население было счастливо, задумывались с древних времен и до наших дней.
Одной из форм организации власти являлась олигархия. Что такое олигархия, а также каковы ее история развития, современное состояние и принципиальное влияние на другие формы государственного устройства? Все эти аспекты будут рассмотрены в данной статье.
Определение олигархии
Дословно в переводе с греческого языка слово «олигархия» означает «управление», «командование». Олигархия – это сосредоточение власти в руках малого круга лиц, которые могут быть объединены родственными, религиозными, дружескими, управленческими связями.
В историческом контексте под олигархией имелся в виду контроль одной или несколькими семьями власти в стране, которая в редких случаях переходила по наследству (например, Венецианская Республика).
Олигархия имела тенденцию к жесткой тирании, у рычагов управления стояли богатые люди страны, которые угнетали бедные слои населения, требовали послушания и повиновения, пользовались безраздельно всеми экономическими и природными ресурсами.
Олигархи не всегда лично распоряжались властью, принимали активное участие в управлении страной, но часто через подставных или третьих лиц добивались поставленных целей. Иногда олигархи продвигали марионетку-правителя и, пользуясь его расположением, получали финансовые выгоды.
Идеальное государство
Понятие «олигархия» сложилось в Древней Греции. Над значением, что такое олигархия, задумывались философы Платон и Аристотель.
Платон выделял виды государственного устройства:
Что говорил он об олигархии? Философ сформулировал собственное представление, что такое олигархия. Это власть богатых элит в государстве. Если в стране олигархический режим, общество четко разделяется на две категории: богатые и бедные. Платон подчеркивает, что следующим этапом после олигархии будет демократия. К демократии он относился негативно, считал, что это господство бедных над богатыми, такой режим приводит к тирании, самой худшей форме правления.
В олигархическом государстве, согласно Платону, главенствующее положение занимает не закон, а деньги. Ключевые посты в стране при таком режиме занимают люди не по талантам или способностям, а по размеру кошелька. Олигархия порождает преступников и преступность.
Идеальным государством Платон считал не олигархию, а аристократию. Правление благородных людей, образованной знати, по Платону, было лучшим образцом государства, которым должны руководить правители-философы.
Аристотель об олигархии
Еще одним представителем Древней Греции, который размышлял о сущности власти, был Аристотель. В отличие от Платона, с которым философ был не согласен по многим пунктам, Аристотель выделял правильные и неправильные формы правления.
Олигархию он относил к неправильной форме устройства государственной власти, находил в ней много минусов. Одним из минусов в олигархии философ считал раздоры богатых друг с другом и с народом, а эти факторы могут привести к тому, что в стране воцарится хаос.
Используя пример Спарты, Аристотель доказывал, что любого представителя олигархического общества можно подкупить. Человек, способный дать взятку члену сената или вельможе, может негативно влиять на политику государства. В такой стране выше свобод и равноправия стоят финансы, а это опора очень ненадежная.
Закон Роберта Михельса
Немецкий социолог Роберт Михельс в начале двадцатого века выдвинул теорию, которую назвал «железный закон олигархии».
Суть этого закона можно определить следующим образом:
В качестве примера Михельс приводит США, где обеспеченные бизнесмены и корпорации вкладывают финансы в Сенат или правительство, чтобы лоббировать собственные интересы.
Тонкая грань
Олигархия негативно влияет на другие формы государственного правления. Аристократии, демократии, монархии в олигархию перерасти очень просто.
Аристократия – это власть избранных, благородных. Здесь грань зыбкая. Олигархия – это тоже правление избранных, но не в интеллектуальном смысле, а в финансовом (корпорации, банки, крупный бизнес). Любая аристократия переходит постепенно в олигархию.
Демократия – власть народа. Здесь связь с олигархией может быть следующего рода: победившие на выборах (партии, президент) захватывают власть и не отдают бразды правления иным претендентам, организуют фиктивные или показательные всенародные выборы, цель которых – это не честное волеизъявление народа, а галочка перед мировым сообществом. Постепенно вокруг таких демократических диктаторов организуются олигархические группы, на которые власть будет опираться. Такими группами могут быть не только банки или другие финансовые структуры, но и вооруженные силы, государственные органы или «союз друзей» (люди, имевшие раньше общий бизнес, а теперь они стали депутатами, членами правительства или руководством страны).
Какая бы форма правления в стране ни была, если правящая элита будет надеяться только на маленький избранный круг лиц – это прямой путь к олигархии.
Олигархия в современном мире
Исследования ученых-политологов, социологов и журналистов (Джеффри А. Уинтерс, Берни Сандерс), говорят, что самым крупным современным олигархическим государством считается США. Они пишут, что демократия и олигархия действуют сообща. Вместо крепкого среднего класса, который и создал государство таким, какое оно есть, власти Соединенных Штатов Америки создают общества, объединения трансатлантического характера, которые получают контроль над экономикой и политикой. Такие организации оказывают влияние не только на США, но и на крупные страны Европы (Германия, Франция, Великобритания).
«Во время эпохи равновесия добра и зла человечество должно выявить четкое направление перед эпохой Сатиа Юга».
(Агни-йога. Беспредельность. Часть1)
1. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ СМЫСЛ ТЕРМИНА «ОЛИГАРХИЯ»
Дословный перевод термина “олигархия” — правление немногих (oligos— немногий и arche— власть).
Термин первоначально начали использовать в Древней Греции философы Платон и Аристотель. Аристотель употреблял термин «олигархия» в значении «власть богатых», противопоставляя её аристократии. Аристотель считал, что существуют три идеальных формы правления: монархия, аристократия и полития(просвещенная анархия типа описанной князем П.А.Кропоткиным), каждая из которых вырождается в неправильные формы — тиранию, олигархию, демократию соответственно (Платон. Государство; Аристотель. Политика).
«В сущности тирания — та же монархическая власть, но имеющая в виду интересы одного правителя. Олигархия блюдёт интересы зажиточных классов. Демократия — интересы неимущих классов. Общей же пользы ни одна из этих отклоняющихся форм государственного устроения в виду не имеет.»( Аристотель).
2. СОВРЕМЕННАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
1. Олигархия – это слияние власти и собственности.
2. Олигархия – это концентрация управления.
3. ОЛИГАРХИЯ С ПОЗИЦИЙ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
Понятно, что для осуществления управления нужно иметь возможность управления, то есть власть. Поэтому можно предложить и такое определение:
4. КРИТЕРИЙ ОЛИГАРХИИ
Страны мира Cоотношение доходов самых богатых и самых бедных
Швеция 6:1
Германия 7:1
Италия 9:1
Испания 10:1
Чехия 11:1
Румыния 13:1
Чили 14:1
Иран 16:1
Литва 18:1
Казахстан 22:1
Беларусь 25:1
Украина 32:1
Гондурас 38:1
Нигерия 42:1
Россия 45:1
Зимбабве 80:1
5. УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВОМ В СВЕТЕ ЗНАНИЙ ДРЕВНИХ
ЦИТАТЫ К ССЫЛКАМ И КОММЕНТАРИИ
( замечание: к сожалению не успел дать цитаты из книги «Община» из серии книг «Агни-Йоги», в которой обсуждаются эти же вопросы).
1* «Материя, которая представляется глазу столь твердой, на самом деле состоит из вращающихся с огромной скоростью энергий Духа». («Курс алхимии» Сен-Жермен).
Замечание автора статьи:речь идет об элементарных частицах и такое представление вполне соответствует современным физическим представлениям.
2*.». ясно, что если применять квантовую концепцию (её иногда называют копенгагенской), то присутствие наблюдателя необходимо и при рождении Вселенной».[Метагалактика как единый квантовый объект И.Ф.Малов]
3*« Я ЕСМЬ Бого-Пламя лучистой Любви из самого Сердца Бога в Великом Центральном Солнце, нисходящее от Владыки Жизни» [Выдержка из молитвенника]
[Бхагават гита. https://www.stihi.ru/2019/03/15/9833 ]
5*. «Материальная природа состоит из трех гун: добродетели (благости), страсти и невежества. Когда вечное живое существо приходит в соприкосновение с природой, о сильнорукий Арджуна, оно обуславливается этими гунами».
— «О безгрешный, гуна добродетели, будучи чище остальных, просветляет и освобождает от последствий всех грехов. Находящиеся под влиянием этой гуны обретают счастье и знание».
— «Гуна страсти рождается из неограниченных желаний и вожделений, о сын Кунти, и вследствие этого воплощенное в теле живое существо привязано к материальной кармической деятельности».
— «О сын Бхараты, знай, что темнота, рожденная от невежества, есть причина заблуждениявсех живых существ, воплощенных в материальном теле. Следствия этой гуны – безумие, леность и сон, связывающие обусловленную душу».
«Иногда гуна добродетели преобладает, побеждая гуны страсти и невежества, о сын Бхараты. Иногда гуна страсти побеждает добродетель и невежество. А иногда невежество побеждает добродетель и страсть. Так и идет эта постоянная борьба за превосходство».[«Бхагаватгита»]
10* В.И. Ленин в последний год жизни предвидел возможность такого перерождения партийной номенклатуры. Этот процесс, также, спрогнозировал Оруэлл в своем произведении «Ферма животных» («Скотный двор»).
Один из видных хозяйственных руководителей СССР об этом сказал так (привожу цитату по памяти): в мое время руководители поступали как в песне поется «раньше думай о Родине, а потом о себе», позже стали думать сначала о себе, а потом о Родине, а в последние годы думали только о себе.
Русский философ Н.А. Бердяев писал:Если допустить,что антирелигиозная пропаганда окончательно истребит следы христианства в душах русских людей, если она уничтожит всякое религиозное чувство, то осуществление коммунизма сделается невозможным, ибо никто не пожелает нести жертвы, никто не будет уже понимать жизни, как служение сверхличной цели, и окончательно победит тип шкурника, думающего только о своих интересах. Этот последний тип и сейчас уже играет немалую роль и от него идет процесс обуржуазивания.(«Истоки и смысл русского коммунизма» 1937 г.)
11*.Кто сегодня задаёт вектор развития мирового общества? Архонты, которые манипулируют мировой политикой, как собственным инструментом власти над народами. Архонты подчинены системе Животного разума, и они воплощают «свои» идеи через политиков.
Большинство служителей всевозможных культов руководствуются сугубо меркантильными интересами и формируют в людях потребительское мышление.
Политики — это люди из «элиты», которые в основном в большинстве своём пришли во власть с целью обезопасить свой бизнес и потешить манию величия. Ведь таких людей, попавших в зависимость и власть системы Животного разума, деньги уже перестают удовлетворять. Им хочется уже чего-то большего, например, возможности управлять большим числом людей и тайно наслаждаться их раболепием перед собой.
Многие из них даже не понимают, что являются всего лишь проводниками Воли Животного разума. Осознаёт это человек или нет, но его Душа однозначно страдает от такого выбора Личности и неразумной растраты жизненных сил, всё более разлучающей её с Духовным миром. Ведь жизнь пролетает очень быстро, а власть даётся на короткое время, но цена за неё несоразмерно велика. Жизненное мгновение человеческой слабости оборачивается длительной агонией субличности и продлением мук Души в плену материи. Слишком дорого придётся заплатить за выбор тех иллюзий, которые, как пар, появляются на короткое время и тут же исчезают во мраке бытия.
Те же умные политики, которым удаётся разгадать этот глобальный блеф и понять нынешнее разрушительное направление движения мирового общества по «обратной свастике», осознать, откуда растёт корень зла формирования негативных мировых событий, в свою очередь, тоже не знают, как быть. Они ищут ответ на вопрос как реально избавиться от этого «старого, больного дерева» системы власти мировых жрецов, заражённые корни которого, как спрут, оплели весь мир. На самом деле ничего сложного здесь нет, если понимаешь сам инструментарий, используемый Архонтами, в руках которых сосредоточена большая часть земного капитала. Задача Архонтов — навязать очередную иллюзию, идеологию Животного разума как можно большему количеству людей, чтобы массы в неё поверили.[«АллатРа»]
12* Когда самими людьми, мировым обществом будут упразднены такие институты, которые подразумевают под собой само понятие власти, то исчезнут многие искусственно созданные проблемы. Управление обществом должно принадлежать самому обществу, а не Архонтам и их представителям. В едином обществе не должно быть никаких границ вообще. Все люди в мире должны жить в абсолютно свободном для перемещения пространстве, то есть иметь все возможности для абсолютно свободного передвижения по планете, без ограничений. Не должно быть условий для возникновения распрей между людьми, в том числе межнациональных. Есть национальные культуры народов мира, в которых собраны разные традиции и знания человечества. Но есть и высшее понятие — духовное, объединяющее людей всех национальностей, которое, например, в русском языке известно под словом Человек. Так вот, все вопросы должны решаться сообща самими людьми, начиная от местных сельсоветов и заканчивая мировым уровнем. И этот процесс должен быть абсолютно открытым для всех участников общества. Современные технологии позволяют реализовать это условие на практике. Причём все эти вопросы жизнедеятельности общества должны обсуждаться и приниматься в свободное от основной работы время. Такая система самоуправляемого общества будет работать тогда, когда сами люди будут брать на себя ответственность за улучшение жизни всего общества и выразят готовность на регулярной основе тратить личное время на своё посильное участие в общественных делах, в том числе и коллективном созидании. Это равносильно контролю человека над своими мыслями и желаниями от Животного начала, когда он берёт на себя ответственность не просто сам себя контролировать в этих вопросах, но и работать над созиданием добрых мыслей, поступков и дел от Духовного начала. Также в обществе не должно быть даже понятия «режим секретности» в делах самоуправления общества. В первую очередь это касается финансирования, то есть распределения и порядка расходования средств. [«АллатРа»]
13* В конечном счёте все зависит от сознания народа. Однако очень многое зависит и от сознания правящей элиты.
О роли правящей элиты хорошо сказал Лев Толстой в письме Николаю второму:
«Мерами насилия можно угнетать народ, но нельзя управлять им. Единственное средство в наше время, чтобы действительно управлять народом, только в том, чтобы, став во главе движения народа от зла к добру, от мрака к свету, вести его к достижению ближайших к этому движению целей.»
.
«Мне не хотелось умереть, не сказав Вам того, что я думаю о Вашей теперешней деятельности и о том, какою она могла бы быть, какое большое благо она могла бы принести миллионам людей и Вам и какое большое зло она может принести людям и Вам, если будет продолжаться в том же направлении, в котором идет теперь.»
.
«Любезный брат, у Вас только одна жизнь в этом мире, и Вы можете мучительно потратить ее на тщетные попытки остановки установленного богом движения человечества от зла к добру, мрака к свету и можете, вникнув в нужды и желания народа и посвятив свою жизнь исполнению их, спокойно и радостно провести ее в служении богу и людям.»
Источник: ( Ссылка может пропасть, но весьма интересное это письмо нетрудно найти по словам «письмо Толстого царю Николаю»