Что такое олигополия и монополия примеры
Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия
Рыночная экономика — сложная и динамичная система, с множеством связей между продавцами, покупателями и другими участниками деловых отношений. Поэтому рынки по определению не могут быть однородными. Они различаются по целому ряду параметров: количество и размер фирм действующих на рынке, степень их влияния на цену, вид предлагаемых товаров и многое другое. Эти характеристики определяют типы рыночных структур или иначе рыночных моделей. Сегодня принято выделять четыре основных типа рыночных структур: чистая или совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая (абсолютная) монополия. Рассмотрим их более подробно.
Понятие и типы рыночных структур
Рыночная структура — комбинация характерных отраслевых признаков организации рынка.
Каждый тип рыночной структуры имеет ряд характерных для него признаков, которые влияют на то, как формируется уровень цен, как взаимодействуют продавцы на рынке и т. д. Кроме того, типы рыночных структур имеют различную степень конкуренции.
Ключевые характеристики типов рыночных структур:
Важнейшая характеристика типа рыночной структуры — уровень конкуренции, то есть возможность отдельно взятой фирмы-продавца повлиять на общую конъюнктуру рынка. Чем рынок более конкурентный, тем ниже такая возможность. Сама конкуренция может быть как ценовой (изменение цены), так и неценовой (изменение качества товара, дизайна, сервиса, реклама).
Можно выделить 4 основных типа рыночных структур или моделей рынка, которые представлены ниже в порядке убывания уровня конкуренции:
Таблица со сравнительным анализом основных типов рыночных структура показана ниже.
Совершенная (чистая, свободная) конкуренция
Рынок совершенной конкуренции (англ. «Perfect competition») — характеризуется наличием множества продавцов предлагающих однородный товар, при свободном ценообразовании.
То есть на рынке действует много фирм предлагающих однородную продукцию, и каждая фирма-продавец, сама по себе, не может повлиять на рыночную цену этой продукции.
На практике, да еще в масштабах всей национальной экономики, совершенная конкуренция встречается крайне редко. В XIX в. она была характерна для развитых стран, в наше же время к рынкам совершенной конкуренции можно отнести только (и то с оговоркой) сельскохозяйственные рынки, фондовые биржи или международный валютный рынок (Форекс). На таких рынках продается и покупается достаточно однородный товар (валюта, акции, облигации, зерно), и его продавцов очень много.
Особенности или условия совершенной конкуренции:
Монополистическая конкуренция
Рынок монополистической конкуренции (англ. «Monopolistic competition») — характеризуется большим количеством продавцов, предлагающих разнообразный (дифференцированный) товар.
В условиях монополистической конкуренции вход на рынок достаточной свободный, барьеры есть, но они относительно легко преодолимы. Например, чтобы войти на рынок фирме может потребоваться получить специальную лицензию, патент и т. д. Контроль фирм-продавцов над фирмами ограничен. Спрос на товары имеет высокую эластичность.
Примером монополистической конкуренции может служить рынок косметики. Например, если потребители предпочитают косметическую продукцию «Avon», то они готовы заплатить за нее больше, чем за аналогичную косметику других компаний. Но если разница в цене будет слишком большой, потребители все же перейдут на более дешевые аналоги, например фирмы «Oriflame».
К монополистической конкуренции можно отнести рынки пищевой и легкой промышленности, рынок лекарственных средств, одежды, обуви, парфюмерии. Товары на таких рынках дифференцированы — один и тот же товар (например, мультиварка) у разных продавцов (производителей) может иметь множество различий. Различия могут проявляться не только в качестве (надежность, дизайн, количество функций и пр.), но и в сервисе: наличие гарантийного ремонта, бесплатная доставка, техподдержка, рассрочка платежа.
Особенности или черты монополистической конкуренции:
Олигополия
Рынок олигополии (англ. «Oligopoly») — характеризуется наличием на рынке небольшого числа крупных продавцов, товар которых может быть как однородным, так и дифференцированным.
Вход на олигополистический рынок затруднителен, входные барьеры очень высоки. Контроль отдельных компаний над ценами ограниченный.
Примерами олигополии могут служить автомобильный рынок, рынки сотовой связи, бытовой техники, металлов.
Особенность олигополии в том, что решения компаний о ценах на товар и объемах его предложения взаимозависимы. Ситуация на рынке сильно зависит от того как реагируют компании при изменении цены на продукцию одним из участников рынка. Возможны два вида реакции:
Таким образом, для рынка олигополии характерна ломаная кривая спроса.
Особенности или условия олигополии:
Чистая (абсолютная) монополия
Рынок чистой монополии (англ. «Monopoly») — характеризуется наличием на рынке одного-единственного продавца уникального (не имеющей близких заменителей) товара.
Абсолютная или чистая монополия — полная противоположность совершенной конкуренции. Монополия — рынок одного продавца. Конкуренция отсутствует. Монополист обладает всей полнотой рыночной власти: устанавливает и контролирует цены, решает какой объем товара предлагать рынку. При монополии отрасль, по сути, представлена всего одной фирмой. Барьеры входа на рынок (как искусственные, так и естественные) практически непреодолимы.
Законодательство многих стран (в т. ч. России) борется с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией (сговор между фирмами в установлении цен, демпинг ).
Чистая монополия, особенно в масштабах всей страны, явление очень и очень редкое. Примерами могут служить небольшие населенные пункты (деревни, поселки, небольшие города), где лишь один магазин, один владелец общественного транспорта, одна железная дорога, один аэропорт. Или естественные монополии.
Особые разновидности или типы монополии:
Особенности или условия монополии:
© Копирование любых материалов статьи допустимо только при указании прямой индексируемой ссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.
Олигополия — отличие от монополии и причины возникновения
Олигополия — отличие от монополии и причины возникновения
Понятие олигополия происходит от греческих слов, обозначающих в переводе «несколько» и «продаю». Такая рыночная экономика характеризует несовершенную конкуренцию. В ней доминирует несколько фирм. Олигополисты одновременно являются конкурентами и негласными партнерами.
Олигополия – что это?
Определенное число производителей отдельной отрасли имеют свою стратегию и учитывают действия остальных участников рынка. Олигополия – это разновидность рыночной экономики, при которой несколько крупных компаний осуществляет выработку и сбыт определенного товара. Такой вид производственной деятельности имеет определение «рынок немногих». В структуру олигополии часто входит 3-10 производителей, которые удовлетворяют основную часть спроса на рынке. Появление новых компаний вызывает трудности или совершенно невозможно.
Отличие монополии от олигополии
В определенных отраслях деятельность одной фирмы бывает намного эффективней. Экономический вопрос отражает масштаб, который определяет рост производства. Такая компания является монополией и становится единственным продавцом на рынке сбыта. Олигополия характеризуется поставкой товара от нескольких производителей. Они могут изготавливать разную продукцию.
Монополия и олигополия имеют свой рынок сбыта. Монополисты изготавливают уникальную продукцию. Являясь единственным производителем, они могут позволить установить предельно высокие цены. Олигополисты находятся в прямой зависимости от конкурентов, к этому вопросу относятся осторожно и редко пересматривают цены. Вопрос об удешевлении продукции ограничивает внедрение прогрессивной технологии.
Причины существования олигополии
Экономика многих стран характеризуется производством и сбытом основной массы продукции на рынке, которая осуществляется несколькими фирмами. Каждая из них своими действиями влияет на рыночные цены, что и определяет сущность олигополии. Доминирующее положение во многих отраслях принадлежит нескольким крупным производителям. Олигополия в рыночной экономике в таких случаях именуется «Большая шестерка». Им принадлежит лидерство производства и сбыта автомобилей, стали, электроприборов. Среди основных причин существования олигополии выделяют:
Признаки олигополии
Крупные фирмы конкурируют между собой на потребительском рынке. Особенности олигополии ограничивают вступление новых фирм. Основной преградой является крупное капиталовложение, которое требуется для крупномасштабного производства. Немногочисленность компаний на рынке не позволяет поднимать конкуренцию снижением цен, что резко отражается на прибыли. Поэтому применяются более эффективные способы борьбы за конкуренцию – это качество, техническое превосходство, гарантийные сроки на изделие, условия оплаты.
На основании данных выводов можно выделить основные черты олигополии:
Олигополия — плюсы и минусы
Каждая рыночная структура имеет свои положительные и отрицательные черты. Недостатки олигополии определяет:
Преимущества олигополии выражаются в следующем:
Виды олигополии
В олигополию входит несколько крупных предприятий. Они представляют всю отрасль на рынке сбыта. Существуют разные типы олигополии, среди которых выделяют следующие:
Тайный сговор на рынке олигополии
Конкуренция на рынке может привести к заключению тайного сговора. Это соглашение, которое заключается между фирмами одной отрасли на установление фиксированных цен на продукцию и объем производства. При таких условиях фирма выравнивает цены при их понижении или повышении. Предприятия, производящие однородную продукцию, будут иметь одинаковые издержки. В таких случаях понятие олигополии становится неуместно, компания ведет себя как монополист. Это соглашение во многих отраслях считается незаконным действием.
Примеры олигополии в мире
Олигополистическая отрасль включает много производителей. Ее примерами может служить налаженное производство пива, компьютеров, стали. В России все кредиты контролируют 6 крупнейших государственных банков. К другим примерам олигополии относится производство автомобилей, среди которых хорошо известны марки «БМВ» и «Мерседес», пассажирские самолеты «Боинг», «Эйрбас».
Олигополия в США разделила рынок первичного свинца на 4 крупнейшие фирмы, также как самолетостроение и производство первичного алюминия. На 5 компаний разделено 90% производства стиральных машин, холодильников, сигарет и пива. В Германии и Великобритании 94% табачной промышленности выпускают 3 производителя. Во Франции полностью выпуск (100%) сигарет и холодильников в руках трех крупнейших компаний.
Последствия олигополии
Неоправданным остается отрицательное отношение к последствиям олигополии в экономике. В современном мире много желающих нажиться на простых людях, что вызывает недоверие ко всем, кто имеет доходы. Но концентрация крупного производства в одной отрасли нужна для развития экономики. Это связано с масштабной деятельностью, что отражается на издержках. Для мелких фирм они не постоянные.
Крупное производство, выпускающее большие объемы, экономит на новых технологиях. Если рассчитать разработку нового лекарства, получится внушительная цифра – 610 млн. долларов. Но затраты переходят на годы, когда оно будет внедрено в производство. Издержки можно включить в себестоимость, что не сильно отразится на его цене. Олигополия в экономике является мощным инструментом в развитии научно-технического прогресса, которому нужно дать правильное направление. Последствия олигополии положительно сказываются на увеличении масштабов и расширении производства.
Олигополия книги
Новые предложения постоянно появляются на рынке. Высокая прибыль привлекает конкурентов. Они преодолевают барьеры и входят в отрасль. Контролировать рынок олигополии становится со временем труднее. Применяя новые технологии, увеличивается экономия, появляются заменители определенной продукции. Производители всегда сталкиваются с проблемой короткого или длительного периода увеличения прибыли. Цены, приближенные к уровню монопольных предприятий, увеличивают доходы, но со временем усиливается ответная реакция на рынке. Данные проблемы отражены в книгах:
35 примеров олигополии и монополии (реальные)
Содержание:
В этой статье я рассмотрю некоторые примеры монополии и олигополии; компании, обладающие эксклюзивностью в производстве товаров или услуг в мире. У многих из них есть региональные конкуренты, которые придают своей практике юридическую силу.
Компании-монополисты и олигополии существовали на протяжении всей истории капитализма. Они начинаются как небольшие организации, но постепенно охватывают почти весь свой сектор.
Как в монополии, так и в олигополии существуют нормативные акты, гарантирующие конкуренцию, но такая практика представляет трудность для доказательства истцам.
В этом контексте все участники сектора осведомлены о действиях своих конкурентов. Олигополия возникает, когда на долю нескольких компаний приходится более 70% рынка.
Вход новых компаний маловероятен по экономическим или юридическим причинам. Такая ситуация может возникнуть из-за характеристик продукта или услуги или состава самого рынка.
С другой стороны, монополия возникает, когда компания или экономический агент имеет исключительную привилегию на производство и коммерциализацию определенного типа продукта или услуги.
Это может произойти из-за того, что товары однородны, из-за наличия препятствий для входа новых участников торгов или из-за вмешательства государства.
Между этими двумя форматами существует промежуточный вариант, называемый дуополией. Он представляет собой случаи, когда все товары или услуги производственного сегмента принадлежат двум компаниям, которые конкурируют друг с другом.
Список 35 компаний-монополистов или олигополистов
1- Microsoft
Основана в 1975 году Биллом Гейтсом и Полом Алленом. Microsoft несет ответственность за разработку операционной системы Windows и ее надстроек. У него разные юридические споры о монополии в Европейском Союзе и США.
2- Топливо
3- Кока-Кола
У компании по производству безалкогольных напитков есть и другие сильные конкуренты на мировом рынке, но она находится под следствием на предмет монополистической практики в Мексике.
Имея присутствие в более чем 200 странах, во многих из них компания покупает товары других брендов этого сектора. В настоящее время у него более 400 различных лейблов. Таким образом, он свел рынок на многих территориях к своим интересам, что вызывает серьезные споры.
4- Телекоммуникационные компании
Сектор телекоммуникационных услуг, будь то Интернет или телефония, имеет небольшую группу участников в каждой стране на планете.
Во всех случаях это примеры юридических монополий или олигополий, названия компаний которых различаются в зависимости от страны.
5- Государственные услуги
Компании, предоставляющие услуги в сфере электроэнергии, газа и воды во всех странах, занимают доминирующее положение на рынке, будь то олигополистические или монополистические. Во всех случаях провайдеров мало из-за особенностей сектора.
В данном конкретном случае рыночная ситуация обусловлена сложностью услуг и необходимостью контроля над ними. Это очень важные услуги для общества.
6- Кабельное телевидение
Это похоже на ситуацию с топливом, телекоммуникациями и коммунальными услугами. В каждой стране есть несколько поставщиков этой услуги, многие из них работают со спутниковыми системами по всему миру. В этом секторе весь рынок остается во власти нескольких компаний.
7- Байер и Монсанто
Операция по покупке, которую немецкая фармацевтическая компания совершила, чтобы остаться у североамериканского производителя трансгенных препаратов, находится в центре споров, поскольку это может быть случай монополии.
Байер занимает большую долю на мировом рынке лекарств и лицензирования. С покупкой Monsanto она может занять доминирующее положение в мировом сегменте семян и пестицидов.
8- Google
Компания самой важной поисковой системы в Интернете расследуется на предмет монополии в Соединенных Штатах и Европе. Производителям телефонов Android приписывают установление оскорбительных рыночных условий.
Он также обвиняется в том, что в своей поисковой системе он придает большую релевантность содержанию своей компании, что было классифицировано как недобросовестная конкуренция.
9- Пепсико
Он сохраняет доминирующую олигополистическую позицию с 22 брендами продуктов питания и большим глобальным распределением.
В зависимости от того, где он работает, он контролирует большую или меньшую долю рынка, в любом случае непогашенную.
10- Unilever
Эта голландская компания с более чем 400 брендами по всему миру является одним из основных производителей продуктов питания и товаров гигиены и делит свои позиции на рынке с несколькими другими компаниями.
На 25 брендов приходится 70% продаж Unilever, продукция которого представлена в большей части земного шара. В зависимости от региона он контролирует большую или меньшую долю рынка, что во всех случаях является значительным.
11- Джонсон и Джонсон
Еще один случай, похожий на Unilever, Pepsico и Mars. Она контролирует 75 брендов и занимает привилегированное положение в секторе продуктов питания и гигиены. Он имеет большое глобальное присутствие.
Кроме того, в зависимости от региона, в котором он работает, он контролирует более или менее рынок.
12- Марс
Эта компания, насчитывающая 100 брендов на своей орбите, делит рынок пищевых продуктов с несколькими другими компаниями из этого списка. Будучи олигополией, все участники знают действия своих конкурентов и соответственно корректируют свои стратегии.
Подобно Unilever и Pepsico, в зависимости от региона она контролирует большую или меньшую долю рынка, что не менее важно.
13- Проктер энд Гэмбл
Более известная как P&G, ее ситуация аналогична положению других компаний, упомянутых выше. В общей сложности компания насчитывает 300 различных брендов, с которыми она распространяет свои товары по всему миру.
Как Unilever, Pepsico, J&J и Mars. Его мощность варьируется в зависимости от региона, в котором он работает, но он также играет важную роль на рынке.
14- Крафт
У Kraft 150 брендов, как и у других компаний, он контролирует сектор продуктов питания и гигиены в олигополистической ситуации, когда все игроки знают рыночные действия всех других конкурентов и могут даже иметь общие стратегии в некоторых частях мира.
Как и у других компаний, упомянутых выше, его влияние на рынке зависит от места.
15- Nestle
Имея 31 бренд и 146 продуктов, «Нестле» делит олигополистический глобальный рынок продуктов питания с шестью упомянутыми выше компаниями.
16- Дженерал Миллс
Подобно Nestlé, Pepsico, Kraft, P&G, Unilever, Mars и J&J, у него более 100 брендов и 600 продуктов в сегменте с небольшой конкуренцией в мире.
17- Kellogg’s
У этой компании более 65 брендов различных продуктов, благодаря которым она присоединяется к глобальной олигополии пищевых компаний, которые доминируют в мировых гондолах.
18- Люксоттика
Эта итальянская компания с ограниченной ответственностью является одним из крупнейших в мире производителей очков. Хотя многие люди этого не знают, весьма вероятно, что они использовали ваши продукты.
Luxottica доминирует на 80% мирового оптического рынка, и ее основные бренды включают: Ray-Ban, Persol, Oakley, Chanel, Prada, Giorgio Armani, Burberry, Versace, Dolce & Gabbana, Miu Miu, Donna Karan, Stella McCartney и Тори Берч.
19- Бимбо
Это крупнейшая пекарня в мире, у нее 169 фабрик по всему миру и 100 брендов, с которыми она контролирует большую часть рынка.
Он был исследован на предмет монополистической практики в Соединенных Штатах и Канаде, а также во многих других странах существуют нормативные акты, не позволяющие ему занять доминирующее положение в секторе.
Вместе с Fargo она контролирует почти 80% мирового рынка в своем секторе. Это ставит ее в настоящую конкурентную ситуацию.
20- Фарго
Это еще одна пекарня, похожая на Bimbo, даже в некоторых странах они объединены, что усложняет их правовое положение. Вместе они занимают почти 80% мирового рынка.
21- Яблоко
Это случай, подобный случаю Microsoft, поскольку у него уникальный и эксклюзивный продукт, но его монополия обвиняется в том, что его телефон, iPhone, обладает лучшими функциями для своих приложений, в ущерб другим компаниям.
22- YKK
Возможно, никто не знает, но почти каждый когда-либо пользовался продукцией этой японской компании. Он предназначен для производства застежек или молний.
Он является одним из основных производителей данного вида товаров в мире, имея заводы в 88 странах. Несмотря на свои большие размеры, YKK по-прежнему остается семейным бизнесом.
Хотя есть много других конкурентов, это олигополия, потому что эта японская компания занимает большую часть рынка благодаря качеству и эффективности своей продукции.
23- AB InBev
Это еще один олигополистический случай компании, получившей известность благодаря союзу с другой крупной компанией.
Когда гиганты Anheuser-Busch и InBev объединились для производства пива, они продолжили доминировать на большей части мирового рынка с такими брендами, как Budweiser, Corona, Stella Artois, Beck, Leffe, Hoegaarden, Skol и Michelob Ultra, среди других.
24- Wal Mart
Эту гигантскую компанию в секторе супермаркетов обвиняют в монополистической практике в Соединенных Штатах, поскольку ее действия напрямую влияют на рынок.
Это ставит под угрозу розничный бизнес и малый сельскохозяйственный сектор. Их экономический эффект ощущается на расстоянии 32 километров каждый раз, когда они устанавливают новые цены.
25- PEMEX
Это единственная нефтяная компания в Мексике. В отсутствие конкуренции эта госкомпания занимает монопольное положение на местном рынке добычи.
26- Mondelez
Он разделяет с такими компаниями, как Nestlé, Pepsico, Kraft, P&G, Unilever, Mars и J&J, олигополию в сфере пищевых продуктов. Он имеет большое влияние на рынок сладкого, соленого и конфетного печенья.
В его портфолио входят крупные мировые бренды, многие из которых конкурируют друг с другом.
27- Danone
Имея множество торговых марок и направлений деятельности по всему миру, Danone занимает доминирующее положение в сегменте молочных продуктов, воды, детского и медицинского питания.
Его положение является олигополистическим почти во всех странах, где он продает свои товары, поскольку он имеет большое влияние на рыночные действия.
28- Вандербильт
Это один из первых случаев монополии в истории. В 19 веке эта компания, основанная Корнелиусом Вандербильтом, была одной из самых важных в судоходной отрасли, пока не сосредоточилась на поездах.
Постепенно она сокрушала своих конкурентов, пока не превратилась в монопольную компанию, которая связала восточное и западное побережье Соединенных Штатов, проходя через все важные городские центры страны.
27- L’Oréal
Его положение на косметическом рынке всегда находится под подозрением из-за доминирующего положения. Это влияет на 30% мирового рынка. Несмотря на то, что у него есть конкуренты, его положение выгодно и может влиять на все сегменты бизнеса.
30- Стандартное масло
Компания, основанная Джоном Рокфеллером в 1870 году, была одной из первых компаний, занимающихся нефтепереработкой, и еще одной из тех, кто породил идею монополии.
Всего через 20 лет после своего создания он контролировал 88% рынка США. Эта монопольная ситуация не длилась вечно, сектор начал добавлять новых игроков, которые сокращали свою долю рынка, пока не достигла ситуации реальной конкуренции.
31- Intel
Это один из ведущих мировых производителей компьютерных и процессорных интегральных схем. По некоторым продуктам ее рыночная доля достигает 70%.
Хотя позицию Intel нельзя утверждать как монополию из-за наличия конкурентов, AMD обвинила ее в подозрительных стратегиях сохранения всего бизнеса.
32- драм
В сегменте видеокарт, одном из самых быстрорастущих активов в электронном мире, у нее почти дуополия с NVIDIA.
33- NVIDIA
Еще одна компания по производству графических чипов, которая занимает доминирующее положение на своем рынке. Многие из ее продуктов занимают до 70% доли мирового рынка.
34- Кванта
Это крупнейший производитель ноутбуков или портативных компьютеров на планете, а его клиентами являются Apple Inc., Compaq, Dell, Gateway, Hewlett-Packard, 2 Alienware, Amazon.com, Casper, Cisco, Fujitsu, Gericom, Lenovo, LG, Maxdata, MPC, Research In Motion, Sharp Corporation, Siemens AG, Sony, Sun Microsystems и Toshiba.
35- DuPont
Обладая патентом на два наиболее используемых синтетических волокна в мире, особенно в текстильном секторе, DuPont занимает доминирующее положение на рынке, хотя в настоящее время не доказано, что оно применяет практику недобросовестной конкуренции.
У компании было множество юридических споров по делам о монополии на различные продукты на протяжении более чем 200-летней истории с момента своего основания в 1802 году.