Что такое олигопольный рынок транспортных услуг

Что такое олигополия? Признаки, характеристика, примеры олигополии в условиях современного рынка

Признаки олигополии

Причины появления и существования олигополий

Часто олигополии возникают естественным путем, когда компании разрастаются и начинают контролировать бо´льшую часть рынка, вытесняя или поглощая конкурентов. При олигополии очень часты ситуации слияния фирм с целью увеличить рыночную власть. Потребители при этом склонны доверять более крупным и именитым производителям. Таким образом постепенно количество компаний, предлагающих конкретные продукты или услуги, сокращается до нескольких крупных корпораций.

Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Смотреть фото Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Смотреть картинку Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Картинка про Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Фото Что такое олигопольный рынок транспортных услуг

Виды олигополии

Ценообразование и определение объемов производства

Наличие на рынке разных видов олигополии не дает возможности выработать простую рыночную модель. Мешает этому и всеобщая взаимосвязь компаний при олигополии. Компания не может предсказать действия конкурентов при изменении собственной стратегии, поэтому не может и определить цену и объем производства для максимизации прибыли.

Существует несколько методов контроля над ценами при олигополии.

1. Ломаная кривая спроса

Возникает в случае, если олигополист опускает цены ниже установленных на рынке, мотивируя сделать то же самое конкурентов. Однако в результате таких действий изменений ни в цене, ни в количестве продукта не происходит, что говорит о негибкости цен, характеризующих олигополистические рынки.

Так называется неофициальное (часто молчаливое) соглашение между фирмами о фиксировании цен или ограничении конкуренции. Олигополисты, вступившие в тайный сговор, стремятся к максимизации общих прибылей. Однако эта форма контроля над ценами сталкивается с препятствиями в виде мошенничества посредством ценовых скидок, различий в спросе и издержках, антитрестовских законов и т.д.

3. Лидерство в ценах

Ценовое лидерство является неофициальным методом установления цены, при котором доминирующая компания объявляет об изменении цены, а следуют ее примеру. Сохранение цены на одном уровне, заданном фирмой-лидером, называют «зонтиком цен».

Принцип «издержки плюс» или «себестоимость плюс» — традиционный способ установления цен при олигополии. В этом случае цена определяется на основе полной себестоимости продукта путем добавления к ней некоторой наценки. Этот метод вполне совместим с тайным сговором или лидерством в ценах.

Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Смотреть фото Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Смотреть картинку Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Картинка про Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Фото Что такое олигопольный рынок транспортных услуг

Эффективность олигополии

Олигополия — довольно частое явление современной рыночной экономики. Существует две точки зрения о ее эффективности. Согласно традиционной точке зрения, олигополия близка к монополии при внешней видимости конкуренции. Соответственно, олигополия может привести рынок к тем же последствиям, что и монополия. Однако И. Шумпетер и Д.К. Гэлбрейт утверждают, что олигополия способствует научно-техническому прогрессу, в результате чего потребитель получает лучшую продукцию по более низким ценам, чем при других типах организации рынка.

Методические советы

При изучении темы рекомендуем воспользоваться УМК по экономике под редакцией Г. Э. Королевой. Вы найдете исчерпывающие сведения по теме и дополнительные материалы.

Источник

Типы рынков транспортных услуг.

Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Смотреть фото Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Смотреть картинку Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Картинка про Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Фото Что такое олигопольный рынок транспортных услуг Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Смотреть фото Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Смотреть картинку Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Картинка про Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Фото Что такое олигопольный рынок транспортных услуг Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Смотреть фото Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Смотреть картинку Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Картинка про Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Фото Что такое олигопольный рынок транспортных услуг Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Смотреть фото Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Смотреть картинку Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Картинка про Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Фото Что такое олигопольный рынок транспортных услуг

Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Смотреть фото Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Смотреть картинку Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Картинка про Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Фото Что такое олигопольный рынок транспортных услуг

Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Смотреть фото Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Смотреть картинку Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Картинка про Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Фото Что такое олигопольный рынок транспортных услуг

В последние годы на Российском транспорте была проведена тарифная реформа в соответствии с потребностями рыночной экономики. Реформа преследовала цель обеспечить возмещение тарифами затрат и получить необходимый уровень прибыли предприятий, приблизить тарифы к возможностям потребителей транспортных услуг.

Рынок– это сфера обмена по законам товарного производства, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (предъявителей предложений, т.е. товаров или услуг).

Субъекты рыночных отношений– свободные товаропроизводители, которые согласовывают свою деятельность с потребностями рынка, определяют цены и распоряжаются своими доходами, отвечая своим состоянием.

Сегодня в транспортной сфере наряду с рынком перевозок стал развиваться рынок инфраструктурных услуг – экспедирования, перегрузки, предоставления складов, терминалов и др., что дает возможность транспортным организациям сделать процесс перевозки более независимым от грузовладельцев и получать дополнительные доходы при улучшении качества обслуживания.

Предприятие должно постоянно работать над эффективностью своей ценовой политики, изменяя ее в зависимости от типа рынка и его условий, спроса и предложений, цен и товаров (услуг) конкурентов и т.д.

Цены на рынке зависят от специфики производства и потребления транспортных услуг, т. е. типа рынка, на котором работает данный вид транспорта.

Существует четыре типа рынка:

1. Рынок свободной (чистой) конкуренции – множество продавцов и покупателей однородной продукции. В этой ситуации никто не может серьезно повлиять на рыночную цену;

2. Монопольный рынок – один потребитель назначает цену многим производителям, что заставляет последних устанавливать объем своих продаж (производств). При наличии такого рынка имеется, как правило, государственное регулирование на федеральном или местном уровне;

3. Монопольный конкурентный рынок – разновидность монопольного рынка при дифференциации товаров по различным признакам, что создает монополию на всем рынке или в его определенном сегменте;

4. Олигопольный рынок – небольшое число производителей, не дающих возможности проникновения другим производителям на данный рынок, и множество потребителей.

Различают также рынки оптовых и розничных услуг (например, грузовые перевозки – это оптовые услуги; пассажирские перевозки – это розничные услуги).

История развития железнодорожного транспорта.

Возникновение и развитие железнодорожного транспортаотносится к первой половине XIX в. и напрямую связано с формированием капиталистического способа производства, ростом крупной промышленности (в частности, горнодобывающей), образованием национальных и мировых рынков, потребовавших быстрой, массовой, недорогой и достаточно регулярной перевозки грузов.

Первые лежневые дороги были проложены на железоделательных заводах, шахтах и рудниках (применялись в Великобритании с XIV в.).

Первые металлические рельсы были изготовлены в Великобритании в 1767 г. Начало строительства рельсовых дорог в России относится к концу XVIII в. Чугунная рельсовая дорога в России была построена в 1788 г. инженером Ярцевым на Александровском пушечном заводе в Петрозаводске, а затем – в 1808– 1810гг. на Алтае. Первый паровоз в России был построен отцом и сыном Черепановыми в 1834 г. на Нижнетагильском заводе Демидовых.

В 1803 г. Дж. и Р. Стефенсонами был построен первый паровозостроительный завод, что позволило открыть междугородную железнодорожную линию общего пользования. Железные дороги коммерческого назначения были построены во Франции (1828), США (1829), Бельгии и Германии (1835), Италии (1839), а также в Австралии, странах Азии, Африки и Южной Америки (50–е гг. XIX в.).

Первая железная дорога общего пользования в России была проложена между Санкт–Петербургом и Царским Селом в 1837 г. Перевозки осуществлялись английскими паровозами со скоростью до 60 верст/ч. В 1851г. была построена двухпутная магистраль Москва–Санкт–Петербург протяженностью 611 км.

Первые отечественные вагоны были построены в 1854 г. на Александровском заводе в Петербурге. Мощность первых паровозов была 30 – 40 кВт, а к началу XX в. она достигла 600– 1000 кВт. К этому же времени относятся первые попытки создания новых видов тяги: дизельной (тепловозной) и электрической.

Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Смотреть фото Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Смотреть картинку Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Картинка про Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Фото Что такое олигопольный рынок транспортных услуг

Магистральные тепловозы в России были построены в 1924 г. Впервые электротяга была применена в США в 1895 г., а в России – в 1926 г. В 1929 г. открыли сообщение на электротяге между Москвой и Мытищами. Электротяга является экономически выгодной, не загрязняет окружающую среду, что особенно важно, если железная дорога проходит в тоннелях.

Применение электротяги способствовало развитию метрополитена. Так, время появления первых линий подземки в Лондоне – 1863 г., Нью–Йорке – 1868 г., Будапеште – 1896 г., Париже– 1900 г., Берлине – 1902 г.

Железные дороги со второй половины XX в. стали развиваться как межгосударственные и даже межконтинентальные. Примерами могут служить межгосударственная сеть железных дорог Европы и железные дороги России, через которые осуществляются евро–азиатские связи.

Усиление международных торговых отношений, развитие науки, экологическая ситуация и энергетические проблемы потребовали модернизации и совершенствования железнодорожного транспорта, которому нет альтернативы в дешевых массовых и экологически чистых перевозках, что особенно заметно с 80–х гг. XX в., когда удалось значительно повысить скорости на железных дорогах мира.

Источник

Олигополия

Олигополия – это рынок, на котором относительно небольшое число продавцов обслуживает много покупателей. Олигополия относится к типу рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой преобладает крайне малое количество фирм.

Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолётов, таких как «Boeing» или «Airbus», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ».

Условия возникновения олигополии

Олигополии часто возникают естественным образом, поскольку компании растут и начинают захватывать все большую долю рынка, постепенно вытесняя или поглощая конкурентов. Со временем число компаний, предлагающих определенные продукты и услуги, начинает сокращаться до нескольких крупных корпораций. Клиенты в свою очередь при выборе продуктов склонны доверять более именитым и солидным брендам.

В сформированной олигополии доминирующие компании чувствуют себя довольно свободно и могут позволить себе полностью контролировать ценообразование. Так, к примеру, многие компании по производству мобильных телефонов значительно завышают цену на свои изделия только потому, что они пользуются популярностью и могут себе это позволить.

Основные черты олигополии

Когда на рынке присутствует небольшое количество фирм, их называют олигополиями. В некоторых случаях олигополиями могут называть наиболее крупные фирмы в отрасли. Продукция, которую поставляет на рынок олигополия, идентична продукции конкурентов (например, мобильная связь), либо имеет дифференциацию (например, стиральные порошки).

При этом на олигопольных рынках очень редко проявляется ценовая конкуренция. Как правило, вход на олигопольный рынок новых фирм очень затруднён. В качестве барьеров выступают либо законодательные ограничения, либо необходимость в начальном капитале большого размера. Поэтому в качестве примера олигополии выступает крупный бизнес.

Таким образом, олигополистические рынки обладают следующими признаками:

малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;

дифференцированная или стандартизированная продукция;

наличие существенных препятствий входа на рынок, т.е. высокие барьеры входа на рынок;

фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.

Ценовая политика

Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику.

Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». То есть, когда компания снижает цены или предлагает новые услуги или продукты, конкуренты должны последовать ее примеру. В противном случае, если они не предоставят покупателям альтернативу, они могут вообще лишиться тех самых покупателей.

Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны, в которых фирмы устанавливают на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера.

Виды и структура олигополии

Олигополии можно классифицировать следующим образом:

чистая олигополия – это ситуация при которой фирмы производят однородные продукты (цемент, сталь, нефть, газ.);

дифференцированная олигополия – это ситуация, когда компании производят схожие продукты (автомобили, самолеты, телефоны, компьютеры, сигареты, напитки и так далее);

коллективная олигополия – это когда фирмы сотрудничают друг с другом в определении цены или объема выпуска продукта. Подобная структура несет в себе признаки сговора и монополизации рынка.

Стратегии поведения олигополии

Стратегии поведения олигополий делятся на две группы. Первая группа предусматривает согласование действий фирмами с конкурентами (кооперативная стратегия), вторая — отсутствие согласованности (некооперативная стратегия).

Модели олигополии

На практике различают следующие модели олигополии:

модель лидерства по ценам (объему);

модель Бертрана (модель ценовой войны);

Модель лидерства по ценам (объему)

Как правило, среди совокупности фирм выделяется одна, которая становится лидером на рынке. Это связано, например, с продолжительностью существования (авторитетом), наличие более профессионального персонала, наличие научных подразделений и новейших технологий, более высокая доля их на рынке. Лидер первым совершает изменения в отношении цены или объема производства. При этом остальные фирмы повторяют действия лидера. В результате наблюдается согласованность общих действий. Лидер должен быть наиболее информирован о динамике спроса на продукцию в отрасли, а также о возможностях конкурентов.

Модель картеля

Наилучшей стратегией для олигополии является сговор с конкурентами по поводу цен производства, объёмов продукции. Сговор даёт возможность усилить власть каждой из фирм и использовать возможности получения экономической прибыли в таком размере, в котором её получала бы монополия, если бы рынок был монопольным. Такой сговор в экономике называют картелем.

Модель Бертрана (модель ценовой войны)

Предполагается, что каждая фирма желает стать ещё крупнее и в идеале захватить весь рынок. Чтобы вынудить уйти конкурентов, одна из фирм начинает снижать цену. Остальные фирмы, чтобы не потерять своей доли, вынуждены делать то же самое. Ценовая война продолжается, пока на рынке не остается одна фирма. Остальные закрываются.

Модель Курно

Поведение фирм основано на сопоставлении самостоятельного прогноза об изменениях рынка. Каждая фирма просчитывает действия конкурентов и выбирает такой объем производства и цену, которая стабилизирует её положение на рынке. Если первоначальные расчеты ошибочны, фирма корректирует выбранные параметры. Через определенный промежуток времени доли каждой фирмы на рынке стабилизируются и в дальнейшем не изменяются.

Плюсы и минусы олигополии

Если говорить о позитивных и негативных моментах олигополии как структуры, то нужно отметить, что существуют как значительные плюсы, так и минусы.

К плюсам можно отнести то, что крупные компании довольно сильно конкурируют друг с другом, чем стимулируют рост качества продуктов и научно-технического прогресса в целом.

Тем не менее подобная конкуренция в сочетании с огромными возможностями крупных фирм, может значительно ограничивать появление новых игроков на конкретном рынке товаров или услуг.

Антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство — законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Цель антимонопольного регулирования состоит в том, чтобы вынудить монополистов назначать такую цену за товар, которая обеспечивала им лишь нормальную прибыль, а не сверхприбыль.

Мерами антимонопольного регулирования являются: регулирование цен фирм-монополистов, сокращение сроков действия лицензий фирм-монополистов, дробление фирм-монополистов, национализация монополистов.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

Олигополия

Олигополия — вариант несовершенной конкуренции, при котором на рынке присутствует небольшое количество крупных продавцов, имеющих большое влияние на цены и поведение потребителей. При этом кроме них на рынке могут находиться и другие продавцы — более мелкие, вынужденные в своей деятельности ориентироваться на олигополистов или искать небольшие незанятые рыночные ниши. Частный случай олигополии — дуополия, т. е. рынок с двумя крупнейшими продавцами.

К известным олигопольным рынкам мирового масштаба можно отнести производство крупных пассажирских самолетов, где доминируют две компании — Boeing и Airbus; производство процессоров для персональных компьютеров (Intel и AMD); медиа (13 крупнейших корпораций); аудиторский бизнес (PWC, KPMG, Deloitte Touche Tohmatsu и Ernst & Young); рейтинговые агентства (Standard & Poor’s, Moody’s и Fitch Ratings), экспортные поставки сырьевых товаров (менее десяти трейдеров) и др. Олигополии существуют на национальных рынках и на местном уровне.

Ситуация со степенью концентрации (олигопольности) одного и того же рынка может меняться при изменении масштаба ее рассмотрения. Например, рынок крупных продовольственных магазинов в России имеет признаки олигополии (он фактически поделен между X5 Retail Group, «Магнитом», «Ашаном» и «Метро»), но весь он в совокупности — лишь примерно пятая часть всего розничного продовольственного рынка страны, т. е. эти компании не доминируют на продовольственном рынке в целом. В то же время в отдельных городах и регионах их доля значительно выше. Поэтому, говоря об олигополии, стоит максимально точно определять, какой именно рынок имеется в виду.

Принципиальное отличие олигопольного рынка от конкурентного заключается в способе принятия решений отдельными участниками. При наличии на рынке олигополии каждый из немногих участников при принятии решений оценивает возможную реакцию других компаний, т. к. она может оказать существенное влияние на результат его действий. На высококонкурентном рынке действия отдельных предприятий не оказывают значимого влияния на другие компании. Например, резкое снижение цен на молоко в одном из небольших магазинов крупного города не вызовет какого-либо значимого влияния на конкурентов. Но снижение цен на процессоры Intel может полностью изменить картину на соответствующем рынке.

Отличительная особенность олигопольного рынка — высокий уровень взаимозависимости его участников: резкий рост доли рынка, контролируемой одной из компаний, приводит к резкому падению долей других предприятий. Но и их ответ может быть столь же разрушительным, что в конечном итоге приведет к негативным последствиям для всех участников рынка. Поэтому на олигопольных рынках часто наблюдаются явные и тайные сговоры, альянсы и соглашения, цель которых — сохранение стабильности и повышение прибыльности работы для всех участников. К таким соглашениям может относиться не только согласование цены продукции, но и разделение зон влияния компаний по продуктовому или географическому принципам.

Экономисты исследуют ценообразование на олигопольных рынках, создавая различные модели, объясняющие и демонстрирующие действия компаний-олигополистов в определенных условиях. К наиболее известным исследованиям относятся модели Штакельберга, Курно, Бертрана, Гутенберга.

Источник

Что такое олигополия. Рынок олигополии и отличия олигополии от монополии

Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Смотреть фото Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Смотреть картинку Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Картинка про Что такое олигопольный рынок транспортных услуг. Фото Что такое олигопольный рынок транспортных услуг

Продукция компаний-конкурентов на олигополистическом рынке может быть идентична (например, сотовая связь) или дифференцирована (например, разные прохладительные напитки).

У фирм на олигополистическом рынке может быть две стратегии: вести ценовую войну и пытаться выдавить конкурентов с рынка; либо сотрудничать, договариваясь о ценах и соблюдая иные неформальные договоренности.

Отличия олигополистического рынка от монопольного и конкурентного

Главное отличие олигопольного рынка от конкурентного также состоит в том, что при олигополии каждая из фирм при принятии решений оценивает возможную реакцию конкурентов. На высококонкурентном рынке действия отдельных предприятий не оказывают значимого влияния на другие компании, так что на их реакцию можно не ориентироваться.

Например, снижение цен на картошку в одном из множества продовольственных магазинов не изменит ситуацию на рынке (рынок, близкий к чистой конкуренции). А вот снижение цен на автомобили одним из крупных автоконцернов неизбежно заставит конкурентов реагировать (рынок олигополии).

Примеры рынков олигополии

Примером олигополии может служить рынок пассажирских самолетов. Большую их часть производят компании Boeing или Airbus. Вход других фирм на рынок затруднен: чтобы наладить производство авиалайнеров, нужны многомиллиардные вложения и долгие годы.

Признаки и особенности рынка олигополии

Немногочисленность фирм. Большую часть рынка контролируют от двух до пяти крупных производителей.

Вход новых фирм на рынок затруднен. Например, необходим большой стартовый капитал или существуют законодательные ограничения.

Взаимозависимость производителей. Конкуренты в своих действиях ориентируются друг на друга, опасаясь потерять долю рынка. Важнейшими условиями выживания становятся информированность о чужих действиях и бизнес-стратегия.

В результате ценовая конкуренция на олигополистическом рынке ограничена. Фирмы уделяют больше внимания неценовой конкуренции.

Картельный сговор на рынке олигополии

Преимущества и недостатки олигополистического рынка

Олигополии присущи как положительные, так и отрицательные черты.

Положительные черты олигополии:

Конкуренция крупных компаний не дает ни одной из них взвинчивать цены, вынуждает уделять больше внимание качеству продукции.

Компании активно вкладываются в научные исследования и разработки, внедряют новые технологии.

Отрицательные черты олигополии:

Компании могут вступать в сговор, завышать цены.

Олигополии вынуждают заниматься неценовой конкуренцией, что увеличивает издержки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *