Что такое олимпийские игры в древней греции
О спорт, ты — мир! История Олимпийских игр: от античных времён до зимней Олимпиады в Пхёнчхане
В Древней Греции, да и во всём античном мире, Олимпийские игры были одним из наиболее почитаемых праздников. Основоположником Игр, как утверждают мифы, был полубог-получеловек Геракл. Но это лишь красивая выдумка, а о реальном человеке, который первым придумал и организовал Игры, достоверных сведений нет, есть только разные версии насчёт того, кто это мог бы быть. Зато совершенно ясно, что своё название Игры получили из-за того, что проводились в районе Олимпия на полуострове Пелопоннес, в одном из крупнейших святилищ древних греков.
Олимпийские игры в Древней Греции
Первые Игры, согласно дошедшим до нас историческим источникам, происходили в 776 году до нашей эры. Также известно, что здесь победителем в беге на 192 метра стал некий повар по имени Короибос.
На первой древнегреческой Олимпиаде была только одна дисциплина — бег
Свои Игры древние греки проводили раз в четыре года и длились они по пять дней. По традиции перед началом Игр проводилось торжественное шествие, а также воздаяние почестей для бога Зевса и бога Аполлона. Кроме того, участники должны были принести клятву, что будут соревноваться честно, а судьи — клятву о том, что будут судить по справедливости. Затем специальный человек трубил несколько раз в серебряную трубу, что являлось своеобразным приглашением на стадион к началу состязаний. Кстати, на древнем стадионе вмещалось достаточно много зрителей — около 40 000!
Гонки на колесницах — пожалуй, самая зрелищная дисциплина на древней Олимпиаде
С IV века до нашей эры в играх стали участвовать не только спортсмены, но и ораторы, драматурги, поэты, историки, музыканты и актёры, они тоже на потеху публике соревновались между собой — это было грандиозное для своего времени представление.
Не все могли присутствовать на Играх в качестве зрителей. Этого права были лишены женщины, рабы, а также граждане, осуждённые за определённые преступления. Древними хроникёрами описан такой случай: популярного кулачного бойца в Олимпии, как выяснилось, тренировала его мать, надев мужскую одежду. С тех пор спортсмены и тренеры были обязаны появляться на состязания абсолютно нагими — это исключало возможность обмана.
Те, кто побеждал в Олимпийских играх, в Древней Греции получали всеобщий почёт — скульпторы делали их памятники, поэты сочиняли в их честь хвалебные оды. Победителей торжественно встречали на малой родине и награждали венками, которые были сделаны из ветвей дикой маслины.
Вдобавок к этому спортсменов, которые смогли стать лучшими на древних Олимпийских играх, пожизненно обеспечивали питанием за казённый счёт, спонсировали крупными денежными суммами и освобождали от налогов.
Победителям-олимпионикам обязательно надевали на голову венок из веток маслины (оливы)
Во время Игр любые военные действия между воюющими греческими территориями обязаны были прекратиться. Древние греки считали свои Игры праздником мира. И наличие этого праздника, безусловно, способствовало укреплению культурных связей между греческими государствами.
В последний раз древняя Олимпиада (293 по счёту!) была проведена в 394 году нашей эры, то есть уже во времена, когда Греция являлась частью Римской империи. После этого их запретил как языческое мероприятие римский император Феодосий I (на него в данном вопросе оказало сильное влияние христианское духовенство).
Возрождение 1500 лет спустя!
В 1894 году происходит второе рождение летних Олимпийских игр (а зимних Олимпиад, что очевидно, у древних греков просто не было — климат на Пелопоннесе слишком тёплый и мягкий). В этот год в Париже произошел первый Международный спортивный конгресс, в котором участвовали делегации из 34 государств (в частности, и из России). На конгрессе было решено провести летние Олимпийские игры.
Но только два года спустя это стало реальностью — церемония открытия первых возобновлённых Игр состоялась 5 апреля 1896 года в Афинах. В них приняли участие представители 13 стран. Российская империя своих спортсменов, к сожалению, не направила.
Состязания в 1896 году проходили только среди мужчин и всего в девяти дисциплинах: гимнастика, лёгкая и тяжёлая атлетика, пулевая стрельба, фехтование, борьба, гонки на велосипедах, теннис и плавание.
Фото с Олимпиады 1896 года
Интерес общественности к Играм был колоссальным, ярким подтверждением чего является присутствие на них зрителей в количестве более 90 000 человек.
Первая возрождённая Олимпиада: вид на стадион
С тех пор и по сегодняшнее время Летние Игры проводятся раз в четырёхлетие в разных городах мира. Впрочем, трижды в бурном XX веке летние Олимпийские игры всё-таки были отменены из-за мировых войн (они не проводились в 1916, 1940 и 1944 годах).
Пьер де Кубертен — первый председатель МОК
Ключевую роль в возрождении Олимпийских игр сыграл французский барон, представитель старинной аристократической семьи Пьер де Кубертен. (год рождения — 1863). Он очень желал возродить олимпийское мышление и олимпийскую культуру, и довольно быстро нашёл единомышленников в этом вопросе по всей Европе. Одним из таких единомышленников был археолог Эрнст Курциус — именно он, проведя свои исследования, по сути, написал новые правила проведения таких соревнований.
Кубертен считал, что французы проиграли в Франко-прусской войне (1870-1871 гг.) из-за того, что у солдат хромала физическая подготовка. И он считал, что, возродив, Олимпийские игры, он может изменить эту ситуацию. Кроме того, барон, безусловно, желал с помощью Игр преодолеть эгоистичность национальных государств и внести свой вклад в борьбу за мир. Молодёжь планеты должна сражаться не в реальных войнах, а в спортивных состязаниях — в этом тоже была одна из идей возрождаемой Олимпиады.
Пьер де Кубертен обладал весьма интересной внешностью
Именно Кубертен стал первым президентом Международного Олимпийского Комитета (МОК) и пробыл на этом посту достаточно долго — с 1896 по 1916 год и с 1919 по 1925 год. Трёхлетний перерыв связан, как многие могут догадаться, с Первой Мировой войной. В эти годы де Кубертен служил во французских войсках. Символ Олимпийских игр — пять пересекающихся колец, которые обозначают объединение пяти обитаемых частей света. Цвет верхних колец — чёрный, голубой и красный, цвет нижних — жёлтый и зелёный. Этот символ, а также флаг (те же кольца на белом фоне) был утверждён МОК по предложению самого Кубертена в 1914 году.
Вот он — всем известный Олимпийский флаг
Наследие де Кубертена трудно переоценить, и, например, в наши дни существует специальная награда МОК — Медаль Пьера де Кубертена. Она вручается за проявленные во время Олимпиады благородство и следование духу Fair Play («честной игры»). Некоторыми болельщиками и атлетами эта награда признаётся даже более важной, чем золотая медаль.
Медаль де Кубертена и один из её обладателей — бразильский марафонец Вандерлей де Лима
Интересные чемпионы и участники Олимпиад прошлого
Женщины стали выступать на играх только в 1900 году. И первой чемпионкой стала графиня Элен де Пуртале — в парусном спорте. Её яхта «Лерина» пришла к финишу первой. И потом ещё много женщин удивляли мир своими спортивными успехами и не только. Например, в восьмидесятых большой ажиотаж вызывала бегунья Флоренс Гриффит-Джойнер. Она на Олимпиаде в Сеуле 1988 года сумела побить три рекорда и завоевать три золотых медали. Но запомнилась она прежде всего тем, что на дорожку на тех Играх выходила в макияже, с накладными ногтями, в весьма смелых и необычных нарядах.
Флоренс Гриффит-Джойнер на старте
А самым старейшим призёром и старейшим чемпионом Олимпиады за всю историю является швед Оскар Сван. В 1912 году в возрасте 64 году он показал лучший результат в стрельбе по условному «бегущему оленю» (была тогда такая дисциплина). А в 1920 году, в возрасте 72 лет, он вновь принял участие в Олимпиаде и взял серебро в составе шведской сборной по стрельбе — данный возрастной рекорд до сих пор не побит.
Швед Оскар Сван стал победителем Олимпиады в 72 года!
А самый молодой призёр Олимпийских игр — десятилетний мальчик Димитрос Лундрас, представлявший Грецию на первой возрождённой Олимпиаде 1896 года. Он участвовал только в командном соревновании на брусьях, и в конечном счёте его команда заняла третье место.
Довольно интересной была и Олимпиада 1904 года в американском Сент-Луисе. В частности, в ней принимал участие кубинский бедняк Феликс Карвахал. Для него даже попадание на Олимпиаду было непростым делом — он собирал деньги на билет, прося милостыню. Оказавшись в Сент-Луисе, он стал одним из участников марафона. И почти всю дистанцию бежал первым, но незадолго до финиша остановился, чтобы сорвать и съесть яблоко — дело в том, что Феликс не ел около 40 часов. В результате Карвахала обогнали, он прибежал четвёртым, но зато стал настоящей знаменитостью.
Феликс Карвахал — человек, остановившийся посреди марафонского забега, чтобы поесть
А ещё на одной из Олимпиад начала XX век был марафонец, который попытался всех обмануть. Он, через несколько километров после старта, сел в автомобиль, и вышел из него только незадолго до финиша. Конечно, этот обман был раскрыт и никаких медалей мошенник не получил.
Кстати, марафонской дистанции не было в древнегреческих Олимпиадах. Её ввёл Пьер де Кубертен, основываясь на красивой древнегреческой легенде. В 490 году до н. э. состоялась битва при городе Марафон. Персов победили войска Афин, и чтобы оповестить об этом граждан города, туда был отправлен гонец по имени Фидиппид. Он якобы пробежал весь путь (длиной около 42 километров), не останавливаясь. Оказавшись в черте Афин, он крикнул: «Радуйтесь, мы победили!». Сразу же после этого Фидиппид упал замертво — не выдержал нагрузок. Данная легенда не подтверждается историческими источниками, но это не помешало сделать марафонский бег обязательной дисциплиной современных летних Олимпийских игр.
Ещё несколько любопытных фактов об Олимпиаде
Сам барон де Кубертен считал, что Олимпийские игры должны быть строго любительским состязанием, в котором профессионалам, получавшим за занятия спортом деньги, не место. Он считал, что профессионалы имеют несправедливое преимущество перед теми, для кого спорт лишь хобби. И, допустим, в 1913 году медали были отобраны у Джина Торпа — после того, как газетчики выяснили, что Джин полупрофессионально играл в американский бейсбол. После Второй Мировой многие страны (например, СССР) отправляли на Олимпиаду спортсменов, которые любителями были лишь формально. И это особенно остро эта проблема стояла в хоккее. Канада даже бойкотировала Олимпийские турниры 1972 и 1976 года в связи с тем, что сборная СССР комплектовалась фактически из профессионалов, в то время как канадцы прислать, например, игроков NHL не могли.
Со временем, в связи с объективной профессионализацией спорта, требование любительства в большинстве дисциплин стало неактуальным. Но, например, боксёрский олимпийский турнир по-прежнему имеет статус любительского и проводится по соответствующим правилам.
По сей день олимпийские турниры боксёров проводятся по любительским правилам (поэтому, например, боксёры в шлемах)
Если же говорить о зимней Олимпиаде, то она впервые была устроена лишь в 1924 году в французском городе Шамони. Зимние игры сегодня тоже проходят раз в четыре года. Однако их время проведения не совпадает с летними (так, например, последние летние Олимпийские игры прошли в 2016-ом, а последние зимние — состоялись в 2018 году). Со временем число участников и число дисциплин как в летних, так и в зимних Играх только растёт. И, например в Сочи в 2014 году количество разыгрываемых комплектов медалей равнялось 98, а в Пхёнчхане. Хотя ещё, допустим, на зимней Олимпиаде в Ванкувере 2010 года разыгрываемых комплектов было всего 86. А на недавно завершившихся зимних Играх в Пхёнчхане был установлен новый рекорд — 102 комплекта медалей в 15 дисциплинах.
Зажжение и эстафета Олимпийского огня
Отдельно стоит рассказать о процедуре зажжения Олимпийского огня. Этот огонь за несколько месяцев до открытия Игр зажигают на месте той самой древней Олимпии, на территории Греции. 11 девушек (актрисы, играющие жриц) проводят церемонию, в ходе которой одна из них, произнеся специальную молитву, зажигает огонь посредством выпуклого зеркала, принимающего и фокусирующего солнечные лучи. Примерно это же перед открытием Игр делали в древности, ещё до нашей эры — это поистине удивительно.
Фрагмент современной церемонии зажжения огня в Олимпии — очень красиво!
После зажжения начинается эстафета Олимпийского огня — его от факела к факелу доставляют в страну и в город, которому выпала честь проводить Олимпийские игры. Эстафета Олимпийского огня до 2007 года затрагивала все пять обитаемых континентов планеты. Теперь же (в целях безопасности) факел проходит свой наземный путь только по территории страны, где непосредственно проводятся Игры. Знаменитый спортсмен или другой значимый деятель этой страны пробегает свою часть эстафеты и передаёт огонь дальше. Пронести хотя бы 100 метров факел с огнём считается огромной честью. Всё это действо, разумеется, вызывает громадный интерес и со стороны обычных зрителей.
В город-организатор, на главный стадион Олимпийский огонь доставляется к концу церемонии открытия. Здесь он проносится некоторое количество раз по беговому кругу и наконец отдаётся атлету, которому было доверено зажечь Олимпийский огонь — это очень почётное право. И после зажжения огонь в большой красивой чаше (её дизайн все организаторы стараются сделать необычным и уникальным) будет гореть всё время, пока будет идти Олимпиада.
Документальный фильм «Происхождение Олимпийских игр»
Античные Олимпийские игры
Олимпийские игры (греч. τὰ Ὀλύμπια ) — величайшие из эллинских национальных празднеств.
Они происходили в Олимпии на Пелопоннесе и, по древнейшему сказанию, возникли ещё во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. По этому сказанию, Рея передала новорождённого Зевса Идейским Дактилам (Куретам). Пятеро из них пришли с Критской Иды в Олимпию, где был уже воздвигнут храм в честь Кроноса. Геракл, старший из братьев, победил всех в беге и был награждён за победу венком из дикой оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев.
Существовали ещё и другие сказания о возникновении национального праздника, приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе. Несомненно, во всяком случае, что Олимпия была древним святилищем, давно известным на Пелопоннесе. В «Илиаде» Гомера упоминается о гонках квадриг (колесниц с четвёркой лошадей), устраиваемых жителями Элиды (область на Пелопоннесе, где находилась Олимпия), и куда присылали квадриги из других мест Пелопоннеса (Илиада, 11.680).
Содержание
История игр
Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми — это возобновление их царём Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся в Гереоне (в Олимпии) ещё во времена Павсания. С этого времени (по одним данным год возобновления игр — 884 до н. э., по другим — 828 до н. э.) промежуток между двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду; но как хронологическая эра в истории Греции был принят отсчёт с 776 до н. э. (см. статью «Олимпиада (хронология)»).
Возобновляя Олимпийские игры, Ифит установил на время их празднования священное перемирие (греч. ἐκεχειρία ), которое объявлялось особыми герольдами (греч. σπονδοφόροι ) сперва в Элиде, затем в остальных частях Греции; месяц перемирия назывался ἱερομηνία. В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь тем же мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских государств согласия считать Элиду страной, против которой нельзя было вести войны. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседние области.
В праздничных состязаниях могли участвовать лишь чистокровные эллины, не подвергнувшиеся атимии; варвары могли быть только зрителями. Исключение было сделано в пользу римлян, которые, как хозяева земли, могли изменять по своему произволу религиозные обычаи. Не пользовались правом смотреть игры также женщины, кроме жрицы Деметры. Число зрителей и исполнителей было очень велико; очень многие пользовались этим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки, а поэты и художники — чтобы знакомить публику со своими произведениями. От разных государств Греции посылались на праздник особые депутаты (греч. θεωροί ) которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для поддержания чести своего города.
Праздник происходил в первое полнолуние после летнего солнцестояния, то есть падал на аттический месяц Гекатомбеон, и длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям (ἀγὼν Ὀλυμπιακός, ἀέθλων ἅμιλλαι, κρίσις ἀέθλων), другая часть — религиозным обрядам (греч. ἑορτή ) с жертвоприношениями, процессиями и общественными пирами в честь победителей. По словам Павсания, до 472 до н. э. все состязания происходили в один день, а позднее были распределены на все дни праздника.
О видах соревнований на Олимпийских играх см. статью «Соревнования античных Олимпийских игр».
Судьи, наблюдавшие за ходом состязаний и присуждавшие награды победителям, назывались Ἑλλανοδίκαι; они были назначаемы по жребию из местных элейцев и заведовали устройством всего праздника. Элланодиков было сперва 2, затем 9, ещё позднее 10; со 103-й Олимпиады (368 до н. э.) их было 12, по числу элейских фил. В 104-ю олимпиаду число их было уменьшено до 8, наконец, со 108-й олимпиады до Павсания их насчитывалось 10 человек. Они носили пурпурную одежду и имели на стадии особые места. Под их начальством состоял полицейский отряд ἀλύται, с ἀλυτάρχης во главе. Прежде чем выступить перед народом, все желавшие принять участие в состязаниях должны были доказать элланодикам, что 10 месяцев, предшествующих состязанию, они посвятили предварительной подготовке (греч. προγυμνάσματα ), дав в том клятву перед статуей Зевса. Отцы, братья и гимнастические учителя желающих состязаться должны были также поклясться в том, что они не окажутся виновными ни в каком преступлении. За 30 дней все желающие состязаться должны были предварительно показать своё искусство перед элланодиками в Олимпийской гимназии.
Порядок состязаний объявлялся публике посредством белой вывески (греч. λεύκωμα ). Перед состязанием все желающие участвовать в нём вынимали жребий для определения порядка, в каком будут выходить на борьбу, после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание. Наградой за победу служил венок из дикой оливы (греч. κότινος ), победителя ставили на бронзовый треножник (τρίπους ἐπίχαλκος) и давали ему в руки пальмовые ветви. Победитель, помимо славы для себя лично, прославлял ещё и своё государство, которое предоставляло ему за это разные льготы и привилегии. Афины давали победителю денежную премию (впрочем, сумма была умеренная). С 540 года до н. э. элейцы разрешали ставить статую победителя в Альтисе (см. Олимпия). По возвращении домой ему устраивали триумф, сочиняли в его честь песни и награждали различными способами; в Афинах победитель Олимпиады имел право жить на казённый счёт в Пританее, что считалось очень почётным.
Олимпийские игры были запрещены в 1-м году 293-й Олимпиады (394 год) христианским императором Феодосием как языческие. Заново возрождены в 1896 году (см. Олимпийские игры).
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.
С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и др. античных авторов.
В конце 19 в. Олимпийские игры были возрождены по инициативе Пьера де Кубертена.
Олимпийские игры от зарождения до упадка.
Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.
Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.
Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.
Известно также предание, что Геракл, организовав Олимпийские игры, увековечил память о Пелопе (Пелопсе), победившем в гонке на колесницах жестокого царя Эномая. А имя Пелопа дали области Пелопоннес, где находилась «столица» античных Олимпийских игр.
Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям.
На время Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны и заключалось перемирие – экехерия, а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты. На хранившемся в Олимпии в храме Геры бронзовом диске Ифита с правилами Олимпийских игр был записан соответствующий пункт. «На диске Ифита написан текст того перемирия, которое элейцы объявляют на время Олимпийских игр; он написан не прямыми строчками, но слова идут по диску в виде круга» (Павсаний, Описание Эллады).
С Олимпийских игр 776 до н.э. (самые ранние Игры, упоминание о которых дошло до нас, – по подсчетам некоторых специалистов, Олимпийские игры стали проводиться на 100 с лишним лет раньше) у греков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления», введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год.
Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря.
Игры продолжались и тогда, когда Эллада попала в подчинение к Риму (в середине 2 в до н.э.), вследствие чего был нарушен один из основополагающих олимпийских принципов, допускавший участие в Олимпийских играх исключительно греческих граждан, а в числе победителей оказались даже некоторые римские императоры (в том числе и Нерон, «выигравший» скачки на колесницах, запряженных десятью лошадьми). Сказывался на Олимпийских играх и начавшийся в 4 веке до н.э. общий упадок греческой культуры: они постепенно утрачивали былое значение и суть, превращаясь из спортивного состязания и значимого общественного события в сугубо развлекательное мероприятие, в котором участвовали преимущественно атлеты-профессионалы.
А в 394 н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство.
Олимпия.
Расположена в северо-западной части Пелопонесского полуострова. Здесь находился Алтис (Альтис) – легендарная священная роща Зевса и храмово-культовый комплекс, окончательно сформировавшийся примерно в 6 в. до н.э. На территории святилища располагались культовые здания, монументы, спортивные сооружения и дома, где в период проведения состязаний проживали атлеты и гости. Олимпийское святилище оставалось средоточием греческого искусства вплоть до 4 в. до н.э.
Вскоре после запрета Олимпийских игр все эти сооружения были сожжены по приказу императора Феодосия II (в 426 н.э.), а столетие спустя окончательно разрушены и погребены сильными землетрясениями и разливами рек.
В результате проведенных в Олимпии в конце 19 в. археологических раскопок удалось обнаружить руины некоторых строений, в том числе спортивного назначения, таких, как палестра, гимнасий и стадион. Построенная в 3 в. до н.э. палестра – окруженная портиком площадка, где тренировались борцы, боксеры и прыгуны. Гимнасий, построенный в 3–2 вв. до н.э., – самое большое сооружение Олимпии, оно использовалось для тренировок спринтеров. В гимнасии также хранился список победителей и список Олимпиад, стояли статуи атлетов. Стадион (длиной 212,5 м и шириной 28,5 м) с трибунами и местами для судей был построен в 330–320 до н.э. На нем могли разместиться около 45 000 зрителей.
Организация Игр.
К участию в Олимпийских играх допускались все свободнорожденные греческие граждане (согласно некоторым источникам, мужчины, умевшие говорить по-гречески). Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. «Когда Александр пожелал принять участие в состязаниях и для этого прибыл в Олимпию, то эллины, участники состязаний, требовали его исключения. Эти состязания, говорили они, для эллинов, а не для варваров. Александр же доказал, что он аргосец, и судьи признали его эллинское происхождение. Он принял участие в беговом состязании и пришел к цели одновременно с победителем» (Геродот. История).
Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним. Контроль осуществляли элланодики, или гелланодики, самые авторитетные граждане. В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили интенсивную подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения «олимпийского норматива» будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе – уже под руководством элланодиков.
Основополагающим принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Элланодики имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию. Перед входом на стадион в Олимпии стояли в назидание участникам заны – медные статуи Зевса, отлитые на деньги, полученные в виде штрафов с атлетов, нарушивших правила соревнований (древнегреческий писатель Павсаний указывает, что первые шесть таких статуй были уставлены в 98-ую Олимпиаду, когда фессалиец Эвпол подкупил трех выступавших с ним борцов). Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления или в святотатстве.
Вход на соревнования был бесплатный. Но их могли посещать только мужчины, женщинам под страхом смертной казни запрещалось появляться в Олимпии в течение всего празднества (согласно некоторым источникам, этот запрет распространялся только на замужних женщин). Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры: для нее на стадионе, на самом почетном месте был сооружен специальный мраморный трон.
Программа античных Олимпийских игр.
Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром – бег на один стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло. Отметим некоторые кардинальные изменения в программе:
– на 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос – бег на 2 стадия, а 4 года спустя – долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев;
– на 18 Олимпийских играх (708 до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;
– на 23 Олимпийских играх (688 до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой,
– на 25 Олимпийских играх (680 до н.э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, со временем этот вид программы расширился, в 5–4 вв. до н.э. стали проводиться гонки колесниц, запряженных парой взрослых лошадей, молодыми лошадьми или мулами);
– на 33 Олимпийских играх (648 до н.э.) в программе Игр появились верховые скачки на лошадях (в сер. 3 в. до н.э. стали также проводиться скачки на жеребятах) и панкратион – единоборство, соединявшее в себе элементы борьбы и кулачного боя с минимальными ограничениями на «запрещенные приемы» и во многом напоминающее современные бои без правил.
Греческие боги и мифологические герои причастны к появлению не только Олимпийские игры в целом, но и отдельных их дисциплин. К примеру, считалось, что бег на один стадий ввел сам Геракл, лично отмерявший эту дистанцию в Олимпии (1 стадий равнялся длине 600 ступней жреца Зевса), а панкратион восходит к легендарной схватке Тезея с Минотавром.
Некоторые из дисциплин античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места – к тому же с камнями (позже с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации. Метание копья и диска (со временем вместо каменного атлеты стали кидать железный диск) производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице.
С 37 Игр (632 до н.э.) в состязаниях стали участвовать и юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион.
Помимо атлетических соревнований, на Олимпийских играх проводился и конкурс искусств, с 84-х Игр (444 до н.э.) ставший официальной частью программы.
Первоначально Олимпийские игры занимали один день, затем (с расширением программы) – пять дней (именно столько продолжались Игры в период их расцвета в 6–4 вв. до н.э.) и, в конце концов, «растянулись» на целый месяц.
Олимпионики.
Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком (эта традиция пошла с 752 до н.э.) и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику воздавались на родине и посмертные почести. А согласно введенной в 6 в. до н.э. практике, трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе.
Первым из известных нам олимпиоником стал Корэб из Элиды, одержавший победу в беге на один стадий в 776 до н.э.
Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, – был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона. Уроженец греческого города-колонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным, ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на 60-й Олимпиаде (540 до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 до н.э. по 516 до н.э. он завоевал еще 5 олимпийских титулов – уже среди взрослых атлетов. В 512 до н.э. Милон, которому было уже больше 40 лет, попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику. Олимпионик Милон являлся также неоднократным победителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих местных соревнований. Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона и др. авторов.
Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед (6 – в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н.э. по 480 до н.э.). Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих – за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.
В истории древнегреческих Олимпийских игр есть и целые олимпийские династии. Так, дед чемпиона по кулачному бою Посейдора из Родоса Диагор, а также его родные дяди Акусилай и Дамагет тоже были олимпиониками. Диагор, чья исключительная стойкость и честность в боксерских поединках завоевали ему огромное уважение зрителей и были воспеты в одах Пиндара, стал очевидцем олимпийских побед своих сыновей – соответственно, в боксе и панкратионе. (По преданию, когда благодарные сыновья водрузили на голову отцу свои чемпионские венки и подняли его на плечи, кто-то из рукоплещущих зрителей воскликнул: «Умри, Диагор, умри! Умри, потому что тебе больше нечего желать от жизни!» И взволнованный Диагор тут же скончался на руках у сыновей.)
Многие олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например, чемпиону в беге на два стадия (404 до н.э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 до н.э.), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам. Победы добивались и за счет своеобразной техники. Так, чрезвычайно выносливый и подвижный боксер Меланком из Карии, победитель Олимпийских игр 49 н.э., во время поединка постоянно держал руки вытянутыми вперед, за счет чего он уходил от ударов противника, а сам при этом крайне редко наносил ответные удары, – в конце концов, измотанный физически и эмоционально соперник признавал свое поражение. А про победителя Олимпийских игр 460 до н.э. в долиходроме Ладаса из Аргоса говорили, что он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле.
В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.
Очерки по истории физической культуры. Под ред. Е.Н.Петрова. М., 1938
Олимпийские игры в древности. М., 1967
Равкин Б.И. В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве Древней Греции. М., 1969
Олимпийские игры. Маленькая энциклопедия. Под редакцией К.А.Андрианова. М., 1970
Шабель Г. Олимпия и ее игры. Пер. с нем. Лейпциг, 1971
Соколов Г.И. Олимпия. М., 1980
Столбов В.В. История физической культуры. М., 1989
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. СПб, 2001
Фурио Дурандо Греция. Пер. с англ. М., 2001
Шанин Ю.Б. Олимпия. История античного атлетизма. М., 2001
Базунов Б.А. Боги стадионов Эллады. М., 2002
Павсаний. Описание Эллады. М., 2002
Античная мифология. Энциклопедия. Сост. Королев К. СПб, 2004