Что такое олицетворение в стихотворении бунина
Олицетворение
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Определение олицетворения
Олицетворение — это литературный прием, который заключается в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных.
Чтобы понять, что такое олицетворение, рассмотрим примеры:
Корней Чуковский применял олицетворение в своем творчестве, например, в стихотворении «Мойдодыр». Тут и бешеная мочалка, и прыгающие брюки, и кривоногий и хромой умывальник:
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Приведем еще примеры из нашей речи. Вспомните, как часто вы слышите такие фразы:
С точки зрения логики эти фразы бессмысленны. Ведь финансы не могут петь, погода шептать, а труба звать. Тем не менее, мы понимаем смысл этих фраз.
В этом нам помогают исторические корни — в древности люди часто приписывали силам природы и предметам человеческие свойства. Это помогало им лучше понять окружающий мир.
Примеры олицетворения в литературе
С помощью олицетворения предметы словно оживают. Этот прием помогает нашему воображению рисовать более яркие картинки. Рассмотрим предложения с олицетворением из произведений известных авторов.
«И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал».
А. П. Чехов «Ванька»
«Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты».
А. С. Пушкин «Пиковая дама»
«Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца…».
А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»
«Но и теперь я не ушел от разъяренного моря: оно снова пустилось за мной вдогонку».
Д. Дефо «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо»
Примеры олицетворения в стихотворениях
Олицетворение — популярный прием и у поэтов. С помощью олицетворения можно представить, как идет туча, молчит озеро, рыдает птица, поют ручьи. А еще благодаря этому приему мы можем назвать утро радостным, а сердце мудрым.
И туча шла, гора горой!
Кричал пастух, металось стадо,
И только церковь под грозой
Молчала набожно и свято.
Н. М. Рубцов «Во время грозы»
Над пучиной в полуденный час
Пляшут искры, и солнце лучится,
И рыдает молчанием глаз
Далеко залетевшая птица.
Н. С. Гумилев «Воспоминание»
…И бьют часы на башне дальней,
считает башня, и печальней
вдали другая вторит ей.
В. В. Набоков «Университетская поэма»
Когда ручьи поют романс
О непролазной грязи,
И вечер явно не про нас
Таинственен и черномаз.
В. Л. Пастернак «Весеннюю порою льда»
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Примеры олицетворения в рекламе
Примеры олицетворения мы видим не только в известных произведениях, но и в рекламе на уличных баннерах, по телевизору или на ютубе. Рекламщики уже давно используют яркие образы и оживляют товар для увеличения продаж.
Например, в серии роликов от M&M’s главные герои — конфеты Желтый и Красный — разговаривают друг с другом и ведут обычную человеческую жизнь.
А вот примеры слоганов с олицетворением:
Разница между метафорой и олицетворением
Метафора и олицетворение — это приемы, которые построены на образности. Оба приема делают речь более живой и яркой. При этом олицетворение считается разновидностью метафоры.
В чем различие между этими двумя приемами:
Метафора: кот наплакал (так мало, как слез у котика).
Олицетворение: деревья обняли друг друга ветвями (действие, которое характерно для людей, применили к деревьям).
«Воля моя — кремень». Кремень — метафора. Нужно поразмышлять, что хотел сказать автор. Возможно, что воля крепкая и несгибаемая, как кремень.
«Зима недаром злится, прошла ее пора…». В этом случае автор использует олицетворение, он придает зиме качество человека — злость.
Разница между аллегорией и олицетворением
Иногда олицетворение путают с аллегорией, которая передает абстрактное понятие с помощью конкретного образа. Например, голубь — символ мира.
Однако олицетворение не всегда подразумевает аллегорию. Например, в строке «Горные вершины спят во тьме ночной» Лермонтов приписывает скалам способность спать, как живым существам, но аллегории здесь нет.
Иногда писатель может одновременно использовать и олицетворение, и аллегорию. Тогда объект с человеческими качествами становится символом чего-то более значимого. Так, в лермонтовском стихотворении у паруса есть человеческие качества и он становится аллегорией мятежной души.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
М. Ю. Лермонтов
Материал для учителей литературы «Использование экспрессивно – выразительных языковых средств в поэзии и. А. Бунина (на примере стихотворения «Листопад»)»
Описание разработки
Стихотворение «Листопад» впервые было напечатано в 1901 году в журнале «Жизнь» с подзаголовком «Осенняя поэма» и с посвящением М. Горькому. Позднее это посвящение И. Бунин снял, а само стихотворение дало название одному из самых известных бунинских сборников, который получил высокую оценку А. Блока, М. Горького, А. Куприна и А. Эртеля, который писал И. Бунину 17 марта 1901 года: «Люблю ваши стихи, простые, без нынешних выкрутасов и сверхъестественных напряжений фантазии и языка. От ваших стихов на меня почти всегда веет свежестью и простотою нашей милой природы». М. Горький, прочитав сборник, назвал И. Бунина «первым поэтом наших дней».
В стихотворении И. Бунина «Листопад» выделяются разнообразные средства языковой выразительности (фонетические, лексические, синтаксические).
К фонетическим средствам языковой выразительности следует отнести аллитерацию – повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний, например, повторение звуков с, ш позволяет «услышать шуршание осенних листьев. В стихотворении И. Бунина «Листопад» находим следующий пример:
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье [1, c. 72].
К лексическим средствам языковой выразительности относится метафора, олицетворение, сравнение, эпитеты.
Метафора – это употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. В широком смысле любой вид употребления слов в непрямом значении. В стихотворении «Листопад» находим следующий пример метафоры:
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной [1, c. 72].
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо. [1, c. 73].
И месяц медленно встает.
Все тени сделал он короче,
Прозрачный дым навел на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес [1, c. 73].
Лес, точно терем расписной[1, c. 72].
Как вышки, елочки темнеют [1, c. 72].
Просветы в небо, что оконца[1, c. 72].
Льет дождь, холодный, точно лед [1, c. 73].
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра[1, c. 73].
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает [1, c. 73].
Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив [1, c. 73].
Лес точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной [1, c. 72].
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой [1, c. 72].
Воздушной паутины ткани [1, c. 73].
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
В пустынной тишине ночной[1, c. 73].
К синтаксическим средствам языковой выразительности относятся следующие: риторическое обращение, полисиндетон, анафора, эллипсис.
Прости же, лес! Прости, прощай [1, c. 73].
Многосоюзие (полисиндетон) – это распространение поэтической речи, в которой увеличено число союзов между словами. В стихотворении «Листопад» можно увидеть такай пример:
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля! [1, c. 73].
Анафора – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений. В стихотворении «Листопад» находим следующий пример:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи[1, c. 73].
О, жуткий час ночных чудес! [1, c. 73].
Эллипсис – это пропуск слова, легко восстанавливаемого из контекста. В стихотворении «Листопад» находим следующий пример:
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой –
Предвестник долгого ненастья [1, c. 73].
Таким образом, в стихотворении И. А. Бунина «Листопад» встречаются разнообразные средства языковой выразительности: фонетические (аллитерация), лексические (метафоры, олицетворение, сравнение, эпитеты), синтаксические (риторическое обращение, полисиндетон, анафора, эллипсис).
1. Бунин, И. Стихотворения / И. Бунин. − М. : Владос, 2008. − 156 с.
2. Плещенко, Т. П. Стилистика и культура речи : учебник / Т. П. Плещенко. − М. : Владос, 2008. − 321 с.
Содержимое разработки
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В ПОЭЗИИ И. А. БУНИНА
(НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЛИСТОПАД»)
Стихотворение «Листопад» впервые было напечатано в 1901 году в журнале «Жизнь» с подзаголовком «Осенняя поэма» и с посвящением М. Горькому. Позднее это посвящение И. Бунин снял, а само стихотворение дало название одному из самых известных бунинских сборников, который получил высокую оценку А. Блока, М. Горького, А. Куприна и А. Эртеля, который писал И. Бунину 17 марта 1901 года: «Люблю ваши стихи, простые, без нынешних выкрутасов и сверхъестественных напряжений фантазии и языка. От ваших стихов на меня почти всегда веет свежестью и простотою нашей милой природы». М. Горький, прочитав сборник, назвал И. Бунина «первым поэтом наших дней».
В стихотворении И. Бунина «Листопад» выделяются разнообразные средства языковой выразительности (фонетические, лексические, синтаксические).
К фонетическим средствам языковой выразительности следует отнести аллитерацию – повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний, например, повторение звуков с, ш позволяет «услышать шуршание осенних листьев. В стихотворении И.Бунина «Листопад» находим следующий пример:
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье [1,c.72].
К лексическим средствам языковой выразительности относится метафора, олицетворение, сравнение, эпитеты.
Метафора – это употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. В широком смысле любой вид употребления слов в непрямом значении. В стихотворении «Листопад» находим следующий пример метафоры:
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной [1,c.72].
Олицетворение − это разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками, свойствами человека или какого-либо другого живого существа. В стихотворении «Листопад» находим следующий пример:
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо. [1,c.73].
И месяц медленно встает.
Все тени сделал он короче,
Прозрачный дым навел на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес [1,c.73].
Лес, точно терем расписной[1,c.72].
Как вышки, елочки темнеют [1,c.72].
Просветы в небо, что оконца[1,c.72].
Льет дождь, холодный, точно лед [1,c.73].
Воздушной паутины ткани
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
На паутине замирает [1,c.73].
Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив [1,c.73].
Эпитеты − образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо. У И.А.Бунина вот такой переход.
Лес точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной [1,c.72].
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой [1,c.72].
Воздушной паутины ткани [1,c.73].
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
В пустынной тишине ночной[1,c.73].
К синтаксическим средствам языковой выразительности относятся следующие: риторическое обращение, полисиндетон, анафора, эллипсис.
Риторическое обращение – это обращение к чему-либо (кому-либо) не с целью разговора, а для усиления выразительности речи. Стихотворении у И.Бунина следующий пример:
Прости же, лес! Прости, прощай [1,c.73].
Многосоюзие (полисиндетон) – это распространение поэтической речи, в которой увеличено число союзов между словами. В стихотворении «Листопад» можно увидеть такай пример:
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля! [1,c.73].
Анафора – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений. В стихотворении «Листопад» находим следующий пример:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи[1,c.73].
О, жуткий час ночных чудес! [1,c.73].
Эллипсис – это пропуск слова, легко восстанавливаемого из контекста. В стихотворении «Листопад» находим следующий пример:
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой –
Предвестник долгого ненастья [1,c.73].
Таким образом, в стихотворении И. А. Бунина «Листопад» встречаются разнообразные средства языковой выразительности: фонетические (аллитерация), лексические (метафоры, олицетворение, сравнение, эпитеты), синтаксические (риторическое обращение, полисиндетон, анафора, эллипсис).
1. Бунин, И. Стихотворения / И. Бунин. − М. : Владос, 2008. − 156 с.
2.Плещенко, Т. П. Стилистика и культура речи : учебник / Т. П. Плещенко. − М. : Владос, 2008. − 321 с.
Что такое олицетворение. Примеры. Метафора, олицетворение и эпитет
O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв)
Олицетворение и метафора
А бывают неповторимые, авторские олицетворения:
И резвая задумается радость.
Метафора может быть глубокой, многозначной и сложной, а олицетворение всегда достаточно прозрачно ( «за окном злится буря» ). Поэтому олицетворение может быть частью более сложной метафоры:
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Зачем нужно олицетворение и где его используют
Олицетворение часто используется в стихах, но встречается и в разговорной речи, и в прозе:
Олицетворение часто встречается в народных сказках, былинах, во многих фразеологизмах:
Дело мастера боится.
Морда просит кирпича.
Олицетворение и эпитеты
А там, внизу, деревья, звери, птицы,
Большие, сильные, мохнатые, живые,
Сошлись в кружок и на больших гитарах,
На дудочках, на скрипках, на волынках
Вдруг заиграли утреннюю песню
Однако олицетворение далеко не всегда подразумевает аллегорию. У Лермонтова читаем: « Горные вершины спят во тьме ночной ». Поэт приписывает скалам способность спать, как живым существам, но явной аллегории здесь нет.
Бывает, однако, что писатель одновременно использует и олицетворение, и аллегорию: объект, награждаемый человеческими качествами, становится символом чего-то более значимого. Так, в лермонтовском стихотворении парус награждается человеческими качествами и становится аллегорией метущейся души.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Морской вид с парусом». Акварель М.Ю.Лермонтова
Олицетворение. Примеры из литературы
Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползет окровавленное злодейство,
И руку будет мне лизать, и в очи
Смотреть, в них знак моей читая воли.
А.С. Пушкин
Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу
И звезда с звездою говорит.
М.Ю. Лермонтов
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Ф.И. Тютчев
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Сергей Есенин
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше:
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
М.В. Исаковский
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься – и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Б.Л. Пастернак
«Листопад» анализ стихотворения Бунина по плану кратко – рифма, год, метафоры, тема
Пейзажная лирика занимает в творчестве И. Бунина почетное место. Одним из лучших своих творений поэт считал «Листопад». В школе его изучают в 4 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Листопад» по плану.
Краткий анализ
История создания – было написано в августе 1900 г., а уже в следующем месяце его опубликовали в журнале «Жизнь», выходившем в Петербурге.
Тема стихотворения – атмосфера осенней поры; осенне-зимний рубеж в природе.
Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на несколько частей: описания леса, залитого красками ранней осени, рассказ об Осени-вдове, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально стихотворение строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырехстопный дактиль, в тексте представлены все виды рифмовки.
Метафоры – «березы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пестрый терем», «мертвый сон».
Эпитеты – «лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота».
Сравнения – «лес, точно терем расписной», «паутины ткани блестят, как сеть из серебра», мотылек, «точно белый лепесток».
История создания
Анализируемое стихотворение было написано И. Буниным в 30-летнем возрасте (1900 г.). Тогда поэт работал в газете «Орловский вестник». Известно, что он очень любил выезжать за город, чтобы прогуляться и насладиться природой. Она вдохновляла Ивана Алексеевича на создание прекрасных художественных образов и пейзажей, которые заняли почетное место в русской литературе.
В том же 1900 году стихотворение напечатали в петербургском журнале «Жизнь». В первой публикации оно имело название «Осенняя поэма». Посвящено произведение М. Горькому.
В анализируемом произведении автор развивает осеннюю тему, охватывая все перемены, которые мы можем наблюдать в это время года. В стихотворении три главных образа: лирический герой, осень и лес. Лирический герой выступает в качестве рассказчика.
В начальных строках стихотворения лирический герой «подводит» читателя к лесу, который поражает буйством осенних красок. Оказывается, лес – терем, в котором живет Осень. Автор очеловечивает время года. Золотую пору он сравнивает с вдовой.
Как только осень ступает на порог терема, природа замирает в ожидании перемен. Их предчувствует и лирический герой. Он знает, что это последние теплые деньки, но грусть не сразу одолевает его душу. Сначала герой позволяет себе насладиться солнечным светом, теплом, игрой последнего мотылька и шуршанием листьев. Настроению лирического «Я» вторит пение птиц.
Последние стихи написаны от имени Осени, которая не может уйти, не попрощавшись с лесом. Она утешает его тем, что скоро дни станут ласковее и укроют все порошей, украсят серебром. Осень уверенна, что все лесные жители будут радоваться зимней свежести, сугробам и сиянию.
Главная мысль произведения – не стоит предаваться мимолетной грусти, навеянной погодой, ведь в каждом времени года есть что-то прекрасное.
Композиция
Разбор стихотворения будет неполным без характеристики композиции. По смыслу его можно разделить на несколько частей: описания леса, залитого красками ранней осени, рассказ об Осени-вдове, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально стихотворение состоит из строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.
Жанр произведения – элегия, ведь в нем преобладают пейзажи, в которых преобладают нотки грусти и тоски. Есть в стихотворении и признаки сюжетной лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. В «Листопаде» представлены все виды рифмовки, есть мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Осенний пейзаж и образ Осени создаются при помощи художественных средств. Автор использовал олицетворение, чтобы очеловечить время года. В тексте есть метафоры – «березы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пестрый терем», «мертвый сон», эпитеты – «лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота» и сравнения – «лес, точно терем расписной», «паутины ткани блестят, как сеть из серебра», мотылек, «точно белый лепесток».