Что такое онк мвд
Положение
ПОЛОЖЕНИЕ
об Отделе по контролю за оборотом наркотиков Отдела МВД России по г. Норильску
I. Общие положения
7. ОНК в установленном порядке осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с подразделениями полиции, обеспечивающими подразделениями, иными подразделениями и учреждениями системы МВД России, а также в установленном порядке подразделениями иных федеральных органов государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, с правоохранительными органами иностранных государств, международными организациями и средствами массовой информации.
II. Основные задачи ОНК
8. Организация и осуществление предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
9. Обеспечение в пределах своей компетенции контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту.
III. Основные функции и полномочия ОНК
11. Основными функциями ОНК в установленной области деятельности являются:
11.1. Осуществление в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и МВД России, оперативно-розыскной деятельности.
11.2. Анализ и мониторинг оперативной обстановки в установленной сфере деятельности, разработка мер по оперативному реагированию на её изменение.
11.3. Анализ состояния административной практики и непосредственное осуществление в пределах своих полномочий производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11.4. Взаимодействие в пределах компетенции с иными подразделениями Отдела МВД по вопросам административно-юрисдикционной деятельности.
11.5. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате совершения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
11.6. Координация работы по взаимодействию в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров с оперативными подразделениями Отдела МВД, правомочными осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
11.8. Проведение в установленном порядке проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих веществ.
11.9. Предъявление в суд требования о прекращении деятельности или ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.
11.10. Осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи заключений, необходимых для осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
11.11. Реализация мероприятий в области реабилитации (за исключением медицинской) и ресоциализации лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ.
11.12. Получение, обработка, анализ и реализация в пределах своей компетенции информации о положении дел в области незаконного потреб- ления наркотических средств и психотропных веществ, а также незаконного оборота таких средств, веществ и их прекурсоров.
11.13. Предоставление в установленном порядке и в установленные сроки ведомственной и государственной статистической отчетности.
11.14. Проведение приёма граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан и организаций, принятие по ним соответствующих решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
11.15. Пресечение деятельности организованных преступных формирований и преступных сообществ в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
11.16. Координация, согласование и проведение совместно с оперативно-поисковыми и оперативно-техническими подразделениями оперативно-технических и оперативно-поисковых мероприятий.
11.17. Организация в пределах компетенции оперативного сопровождения уголовных дел, возбужденных по материалам Отдела МВД, либо в рамках поручений следственных подразделений.
11.18. Выработка мер по совершенствованию организации оперативно-розыскной деятельности ОНК.
11.19. Выполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, в том числе нормативно-правовыми актами МВД России, иных функций в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
IV. Основные права ОНК
12. ОНК для решения возложенных задач и осуществления своих функций имеет право:
12.1.Запрашивать и получать в установленном порядке от органов и подразделений документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам деятельности подразделения.
12.2. Пользоваться в установленном порядке базами данных, оперативными учётами и информационными массивами Министерства, ГУ МВД в установленной области деятельности.
12.3. Применять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, электронные формы приёма и регистрации документов, уведомления о ходе оказания государственных услуг, а также электронные формы взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, расположенными на территории осуществления полномочий, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
12.4. Проводить совещания, рабочие встречи, семинары.
12.5. Принимать участие по согласованию с руководством ГУ МВД, Отдела МВД в пресс-конференциях, брифингах, «круглых столах» для средств массовой информации по направлениям деятельности ОНК.
12.6. Взаимодействовать в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном МВД России, с компетентными органами иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.
12.7. Использовать достижения в области науки и техники, современные технологии и информационные системы.
12.8. Осуществлять иные полномочия, предоставленные ОНК нормативными правовыми актами МВД России, ГУ МВД и Отдела МВД.
V. Организация деятельности и обеспечение деятельности ОНК
13. ОНК возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке по согласованию с УНК ГУ.
14.Начальник ОНК имеет одного заместителя – начальника отделения ОНК, назначаемого на должность и освобождаемого от должности в установленном порядке.
15. На период временного отсутствия в связи с болезнью, отпуском, командировкой начальника ОНК временное исполнение его обязанностей возлагается на заместителя начальника ОНК приказом начальника Отдела МВД.
16.1. Осуществляет непосредственное руководство деятельностью подразделения, является прямым начальником для всего личного состава подразделения наркоконтроля и несёт персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на подразделение, за морально-психологическое состояние личного состава, состояние служебной дисциплины и законности среди личного состава подразделения, а также за эффективность профилактической и воспитательной работы с ним.
16.2. Участие в пределах компетенции в кадровом обеспечении ОНК, в том числе согласование назначения и освобождения[4] от должности сотрудников.
16.3. Определение на основании табеля положенности потребности в материально-технических средствах, необходимых для функционирования ОНК, и направление в установленном порядке соответствующих заявок в обеспечивающие подразделения.
16.4. Анализирует состояние работы по установленному направлению деятельности, прогнозирует и планирует её перспективное и текущее развитие.
16.5. Определяет обязанности своего заместителя и начальников отделений и осуществляет контроль за их выполнением, утверждает должностные инструкции подчинённых сотрудников.
16.6. Контролирует выполнение личным составом подразделения должностных (трудовых) обязанностей.
16.7. Отдаёт в пределах своей компетенции приказы, обязательные для выполнения всем личным составом подразделения.
16.8. Проводит в установленном порядке служебные проверки (проверки) по фактам нарушений служебной (трудовой) дисциплины сотрудниками, гражданскими служащими подразделения ОНК.
16.9. Осуществляет в пределах своей компетенции подбор, воспитание, профессиональную служебную и физическую подготовку кадров, в установленном порядке вносит предложения вышестоящему руководству о направлении их на переподготовку и повышение квалификации.
16.10. Вносит в установленном порядке вышестоящему руководству Отдела МВД, в том числе руководству УНК ГУ предложения:
16.10.1. По совершенствованию основных направлений деятельности, направленных на решение задач, возложенных на подразделение, структуре и штатной численности подразделения.
16.10.2.О назначении на должности, проведении аттестации, освобождении от должностей сотрудников подразделения.
16.10.3.О поощрении сотрудников, гражданских служащих подразделения ОНК и наложении на них дисциплинарных взысканий.
16.10.4. О мерах по профилактике нарушений служебной дисциплины и законности в ОНК. Направляет сотрудников в установленном порядке во внеплановые командировки.
16.11. В соответствии с утвержденным графиком ходатайствует о предоставлении сотрудникам ОНК отпусков.
16.12. Согласовывает в установленном порядке назначение на должность и освобождение[5] от должности сотрудников ОНК.
16.13. Вносит предложения руководству Отдела МВД по привлечению к дисциплинарной ответственности заместителя начальника ОНК, начальников отделений, отвечающих за деятельность ОНК, а также сотрудников ОНК, гражданских служащих подразделения ОНК.
16.14. В установленном порядке вносит руководству Отдела МВД предложения о поощрении граждан, оказывающих содействие подразделениям по контролю за оборотом наркотиков.
16.16. Организует в установленном порядке защиту сведений, составляющих государственную тайну, и конфиденциальной информации, включая мероприятия по технической защите информации в подразделениях ОНК.
16.17. Реализует иные полномочия, отнесённые к компетенции ОНК и предусмотренные нормативно-правовыми актами МВД России для подразделений полиции.
16.18. Представляет сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и организует их представление в установленном порядке.
16.19. Участвует в реализации установленных законодательством Российской Федерации социальных гарантий сотрудникам, гражданским служащим, работникам, членам семей погибших сотрудников и инвалидам вследствие военной травмы.
16.20. Участвует в проведении мероприятий по охране труда в ОНК.
16.21. Несёт ответственность за сохранность сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также соблюдение установленного в ОНК режима секретности.
16.22. Соблюдает запреты и ограничения, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами.
16.23. Осуществляет иные полномочия в соответствии с нормативно- правовыми актами МВД России.
17. При начальнике ОНК могут проводиться совещания, порядок проведения которых определяется начальником Отдела МВД.
18. Делопроизводство, мероприятия по обеспечению режима секретности и защиты государственной или иной охраняемой законом тайны, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение подразделения осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, нормативно-правовыми актами МВД России.
Общепринятые полицейские аббревиатуры (Может кому интересно) (Добавляем в комменты)
АППГ — аналогичный период прошлого года
ББН – беспризорные и безнадзорные несовершеннолетние
ВВ – внутренние войска
ГОМ — городской отдел (отделение) милиции
ГСУ – главное следственное управление
ГУБОП – главное управление по борьбе с организованной преступностью
ГУВД – главное управление внутренних дел
ГУ МВД – главное управление МВД России
ДПС — дорожно-патрульная служба
ДЧ, д/ч — дежурная часть
ИВР — индивидуально-воспитательная работа
ИЦ — информационный центр
КиВР — кадровая и воспитательная работа
КМ — криминальная милиция
КУСП – книга учёта сообщений о происшествиях
МВД — министерство внутренних дел
МОБ — милиция общественной безопасности
м/п — место происшествия
мнс — младший начальствующий состав
ОАУ – организационно-аналитическое управление
ОБПСПР — отдел борьбы с правонарушениями в сфере потребительского рынка
ОВД — органы, отделы, отделения внутренних дел (одна из самых многозначных аббревиатур полицейского языка)
ОВР — отдел (отделение) воспитательной работы
ОВО — отдел вневедомственной охраны
ОДиР — отдел (отделение) делопроизводства и режима
ОД — отдел дознания
ОДОН – отдельная дивизия оперативного назначения
ОИАЗ — отдел исполнения административного законодательства
ОМВД – отдел МВД России
ОМОН – отряд мобильный особого назначения
ОООП — отдел обеспечение охраны общественного порядка
ОРД – оперативно-розыскная деятельность
ОРЧ – оперативно-розыскная часть
ОСБ — отдел собственной безопасности
ПДД — правила дорожного движения
ПДН – подразделение по делам несовершеннолетних
ППС — патрульно-постовая служба
ППСП – полк по сопровождению поездов
РОВД – районный отдел внутренних дел
РУВД – районное управление внутренних дел
СМВЧ – специальные моторизованные воинские части
СОБР – специальный отряд быстрого реагирования
СОГ — следственно-оперативная группа
СО — следственный отдел
СУ – следственное управление
УВД — управление внутренних дел
УНП – управление по налоговым преступлениям
УМВД – управление МВД России
УОМПО – управление организации морально-психологического обеспечения
УОПС – управление организации прохождения службы
УОПП – управление организации профессиональной подготовки
УОПК – управление организации профилактики коррупционных и иных правонарушений
УПМ — участковый пункт милиции
УРГ — учетно-регистрационная группа
УУП — участковый уполномоченный полиции
УФМС — управление федеральной миграционной службы
ФОТ — фонд оплаты труда
ЦА — центральный аппарат (например ЦА МВД РФ)
«Там сидят генералы, замешанные в грязных делах» 12 лет назад в России появились комиссии по защите заключенных. Почему они заодно с тюремщиками?
Фото: Алексей Куденко / РИА Новости
12 лет назад, в 2008 году, в России появились общественные наблюдательные комиссии (ОНК), призванные следить за тем, чтобы в местах лишения свободы не нарушались права арестантов. Члены ОНК устраивали проверки в СИЗО и колониях, а после предавали огласке любые факты нарушений прав человека. Казалось, такой подход поможет наконец пенитенциарной системе изжить наследие ГУЛАГа и превратить ее учреждения из карательных в исправительные. Но, как это часто бывает, что-то пошло не так. ОНК, быстро доказавшие свою эффективность, стали сильно мешать представителям самых разных силовых структур, и те взялись за реформирование комиссий. Почему общественный контроль изменился настолько, что теперь в него не верят даже сами правозащитники, выяснила «Лента.ру».
«Рано или поздно они выйдут на свободу»
Сегодня те, кто защищает права заключенных, нередко сталкиваются с непониманием: мол, зачем нужно вообще заботиться, например, об убийцах? Однако на деле члены ОНК должны не улучшать положение зэков, а следить за тем, чтобы их жизнь на зоне проходила строго в рамках закона. Правозащитники уверены: это нужно в интересах самого общества.
Почти все люди, находящиеся в местах заключения, рано или поздно выйдут на свободу и будут жить рядом с нами. От того, какими они станут после отбытия наказания, зависит наша с вами безопасность
Человек, подвергшийся пыткам и насилию за решеткой, почти наверняка выйдет на свободу со сломленной психикой и готовым к совершению новых, порой еще более тяжких преступлений. По данным Генпрокуратуры России, в 2019 году более половины преступлений — 618 тысяч из 1,1 миллиона — совершили те, кто ранее уже нарушал закон.
Фото: Алексей Филиппов / ТАСС
Впрочем, правозащитники не скрывают, что порой жалобы заключенных оказываются выдуманными — зэки просто пытаются использовать ОНК как рычаг давления на тюремную администрацию. Но куда чаще комиссии становятся единственным инструментом для защиты прав как осужденных, так и арестантов в СИЗО, чья вина еще и вовсе не доказана.
К нам приходило обращение от женщины, у которой сын в СИЗО. Он до задержания носил брекеты, а в СИЗО зубы стали разрушаться. Кабинет стоматолога там был, а врача не было. В какой-то момент из-за боли он уже не мог есть
Доступность медицинской помощи, в частности стоматологической, в СИЗО до сих пор остается серьезной проблемой, уверен бывший оперативник МВД, пожелавший сохранить анонимность. Он сам был осужден и часть срока отбывал наказание в тюремной больнице имени доктора Федора Гааза (Санкт-Петербург).
«Проблемы с зубами за решеткой — та ситуация, которую можно приравнять к пыткам. Острая не проходящая боль, от которой хочется лезть на стенку. Если у человека приступ, аппендицит — ему вызовут скорую и доставят в больницу. Здесь же остается только ждать», — говорит собеседник «Ленты.ру».
Именно в таких случаях и возникает необходимость в независимых наблюдателях, которые бы могли выступать посредниками между заключенными, их адвокатами и надзирателями ФСИН. И эту роль в 2008 году взяли на себя члены ОНК.
Надзор по-английски
Работа над документом, который закрепил бы общественное наблюдение за местами лишения свободы, в России началась еще в конце 1990-х годов, а принят законопроект был лишь в 2008 году. Одним из его авторов был правозащитник Валерий Борщев.
Как депутат Госдумы я был в Англии, где встретился с министром внутренних дел и узнал, что у них при каждой тюрьме существуют советы визитеров. Это небольшие группы, 5-10 человек, у которых есть ключи, и они свободно заходят в камеры, общаются с людьми, проверяют условия. С этой идеей я вернулся в Москву и собрал рабочую группу
Уже в 1999 году законопроект был представлен в Госдуму. В изначальной версии документа комиссия имела федеральный статус, то есть наблюдатели могли приезжать по сигналу в любое исправительное учреждение России. В Совете Федерации от этого отказались, настояв на создании отдельных комиссий в каждом регионе.
Незадолго до предполагаемой даты принятия закона, в него была внесена еще одна ключевая поправка. Авторы законопроекта предполагали, что подбором кандидатов в комиссию займется уполномоченный по правам человека.
Тем не менее, когда «причесанному» документу наконец дали зеленый свет, правозащитники были готовы. Фонд «Социальное партнерство», участвовавший в работе над проектом, создал школу общественного инспектора, где обучились 450 человек. Они, по словам Борщева, и стали основой первого состава ОНК.
«Условия в камерах были невыносимыми»
Магнитского арестовали в 2008 году, а в 2009-м он умер в московском СИЗО «Матросская Тишина». После этого США приняли «закон Магнитского», который подразумевает санкции для россиян, предположительно, причастных к смерти юриста и к нарушению прав человека.
Надгробие на могиле Сергея Магнитского
Между тем группа из шести членов московской ОНК пришла в СИЗО уже на второй день после смерти Магнитского — 17 ноября 2009 года. Вскоре правозащитники нашли множество расхождений в показаниях сотрудников изоляторов, где содержали юриста, — до «Матросской Тишины» Магнитский находился в Бутырском СИЗО.
Он сам и его адвокаты отправили более 450 жалоб — в них говорилось, что с ведома следствия ему создавались невыносимые условия содержания и не передавались лекарства, которые приносила мать Магнитского.
Мы обошли камеры в «Бутырке», где он [Магнитский] сидел, — условия были невыносимые. У меня на руках были жалобы Магнитского, которые передал адвокат, а в журнале не было зарегистрировано ни одной. Он был переписан начисто, одной рукой
Такую версию Гаусс впоследствии изложила и на суде, но в ОНК в правдоподобности истории усомнились.
Я сказал Гаусс, что, во-первых, кушетка должна быть прикреплена к полу, а, во-вторых, даже если она по каким-то причинам не была зафиксирована, то она тяжелая и размахивать ей в метровой камере невозможно. Тогда она сказала, что Магнитский просто приподнял кушетку и стукнул ей по полу
Уже вечером в день смерти Магнитского врачи констатировали, что ее причиной стал панкреонекроз. Позже эксперты неожиданно заявили, что арестованный умер от сердечного приступа. Как бы то ни было, в роковой день 16 ноября Магнитский не был госпитализирован.
СИЗО «Матросская Тишина»
Фото: Андрей Стенин / РИА Новости
По данным правозащитников, его сковали наручниками, посадили в сборное помещение и лишь после этого вызвали скорую помощь. К моменту, когда медики смогли попасть к пациенту, Магнитский уже был мертв. У следствия другая версия: как только Сергею стало плохо, его отнесли в палату и провели реанимационные мероприятия, но спасти арестанта не удалось.
Мне удалось поговорить с врачами скорой. Их не пускали к Магнитскому 50 минут. Когда врач Корнилов наконец пришел в камеру — на полу лежал мертвый Магнитский, под ним была лужа мочи, а рядом валялись наручники. Врачи зафиксировали время и место смерти. Все это я занес в акт комиссии
По итогам проверки было возбуждено несколько уголовных дел. Правда, наказание ни один из фигурантов не понес. Лечащего врача Магнитского в тюрьме Ларису Литвинову обвиняли в причинении смерти по неосторожности, однако от отбытия наказания ее освободили за истечением срока давности по делу.
Правда, понравилось это не всем: уже в следующий состав комиссии не попала значительная часть активных правозащитников. Из московского ОНК пытались исключить и Валерия Борщева — со второй попытки это удалось.
«На местах сидят генералы, замешанные в грязных делах»
Обновление комиссий вызвало недоумение не только в Москве. Из-за жесткой системы фильтрации многие региональные ОНК получились очень малочисленными: на Курскую область, где 11 мест принудительного содержания, приходится всего пять общественных наблюдателей.
А в Якутии проверкой стольких же учреждений, причем разбросанных на тысячи километров, занимаются четыре человека, хотя по закону в состав комиссии должны входить минимум пять. И главное, с 2016 года большинство руководящих позиций в ОНК заняли люди, напрямую связанные со ФСИН.
Сейчас в ОНК остались подментованные, приведенные силовиками люди. Они составляют большинство и создают видимость правозащитной работы. Когда поступают сообщения о пытках, избиениях — даже прокуратуре нужно время, чтобы разобраться, а эти — сразу на выходе говорят, что все всем довольны
Такую же тенденцию отметил и Алексей Селезень в Ростовской области. «Новый состав ОНК начал работать в декабре. У меня осталась связь с заключенными — они говорят, что членов комиссии еще даже в глаза не видели, не говоря уже о какой-то помощи от них», — отмечает правозащитник.
Фото: Гурин Владимир / ТАСС
Между тем на некоторых членов ОНК прямо давили ради того, чтобы они сами покидали свои посты. С этим не понаслышке знаком бывший член комиссии Московской области, не пожелавший раскрывать свое имя. По его словам, работа ОНК в нынешнем виде «абсолютно неэффективна».
Меня травили, мне угрожали, меня пытались исключить из ОНК. В следующий состав я сам не подавал заявление — здоровье у меня одно. Пока идут лишь перетасовки, и на местах сидят генералы, неоднократно замешанные в грязных делах, — уголовно-исправительная система России не превратится из «гулаговской» в правовую
Монополия на помощь
Сегодня по закону посещать места принудительного содержания и контролировать соблюдение закона сотрудниками ФСИН могут и правозащитники, не включенные в ОНК. Но на деле в колонии и СИЗО им пройти крайне сложно. Часто тех, кто не состоит в ОНК, посылают за разрешением в Общественную палату Москвы.
Нам говорят: посылайте обращения, если их утвердят — пустим. Но при чем тут Общественная палата Москвы, когда мы во Владимирской области — вообще не ясно
Но даже если правозащитники, не входящие в ОНК, находят какие-то нарушения, добиться разбирательств по ним оказывается очень нелегко. Пример тому — история из знаменитого «Владимирского Централа».
Летом 2018 года глава организации «Центр помощи иностранным гражданам» Роман Кайфаджян сообщил, что к нему обратились родственники и друзья осужденных. Они рассказали, что уже две недели десятки зэков голодают в знак протеста против пыток. Но правозащитники из ОНК никаких нарушений не нашли.
Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости
Что до Москвы, где члены ОНК все еще пытаются полноценно работать, их действия сводят на нет, вольно трактуя положения закона о правозащитных комиссиях.
В СИЗО «Лефортово», например, если заключенные пытаются рассказать о пытках вне стен изолятора — например, на следственных мероприятиях, — то сотрудники сразу говорят, что это обсуждать нельзя. Мол, мы имеем право спрашивать лишь о том, что происходило в стенах СИЗО
В правозащитном сообществе сходятся в одном: сегодня круг ограничений вокруг членов ОНК смыкается все больше, а число опытных правозащитников внутри комиссий становится все меньше. Да и в целом места в ОНК сейчас нередко занимают те, кто искать нарушения за решеткой не намерен вовсе, — а значит, российские заключенные остаются без последней защиты.