Что такое онр в логопедии 1 степени
Уровни общего недоразвития речи у детей: ОНР 1, 2, 3, 4
Состояние общего недоразвития речи (ОНР) характеризуется нарушением всех сторон формирования речевых навыков. Основная его отличительна черта — наличие проблем как со звуковой стороной (произношением), так и с лексической и грамматической.
При этом дети с общим недоразвитием речи не имеют нарушений слуха и интеллекта.
Отличительные признаки ОНР:
Говорить о наличии у ребенка общего недоразвития речи можно только после 3-4 лет. До этого времени дети развиваются по-разному и «имеют право» на некоторые отклонения от средних норм. У каждого свой темп формироваться речи. Но после 3-х стоит уже обратиться внимание на то, как говорит ребенок. Вполне возможно, ему необходима помощь логопеда.
Проявление ОНР у детей выражает по-разному исходя их глубины нарушений.
Общее недоразвитие речи 1 уровня
Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. Проблемы заметны, что называется «невооруженным глазом».
Общее недоразвитие речи 2 уровня
Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.
На что обратить внимание:
Общее недоразвитие речи 3 уровня
Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.
Общее недоразвитие речи 4 уровня
Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма. Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки.
Важно отметить, что все нарушения, отличающие ОНР 4 уровня, встречаются у детей не часто. При этом, если ребенку предложить два варианта ответа, он выберет правильный, то есть присутствует критичность к речи, а формирование грамматического строя приближается к необходимым нормам.
Дата публикации: 04.04.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.
Что такое онр в логопедии 1 степени
В этой статье мы поговорим об ОНР: что это такое, характеристике 1 ОНР, диагностике, профилактике и прогнозах.
Бесплатные занятия с логопедом
Общее недоразвитие речи делят на 4 уровня, в зависимости от степени выраженности. ОНР 1 типа — самая тяжелая степень нарушения, при которой у ребенка 3 года или старше полностью отсутствует речь. Либо он произносит только отдельные звуки или слоги, не использует общеупотребительную речь.
Если не начать коррекцию нарушения, оно приведет к осложнениям и негативно отразится на личностном развитии, социальной и психоэмоциональной сферах. Диагностикой и коррекцией общего недоразвития речи 1 уровня занимаются неврологи и логопеды-дефектологи. В этой статье мы поговорим об ОНР: что это такое, характеристике 1 ОНР, диагностике, профилактике и прогнозах.
ОНР: что это?
Заподозрить у малыша общее недоразвитие речи можно в том случае, если он поздно сказал первые слова — к 3-м годам или еще позже; не выполняет просьбы и проявляет низкую речевую активность, не пытается вербально выразить свои желания, имеет неврологические проблемы.
У детей нарушен не только процесс развития речи в целом, но и последовательность и сроки освоения речевыми навыками. Кроме того, они отстают от возрастной нормы и по другим критериям, например психическому развитию.
ОНР 1: характеристика нарушения
Для общего недоразвития речи 1 уровня у ребенка младшего возраста характерны такие признаки:
Таким образом, не нужно даже быть врачом, чтобы понять, что у малыша имеются проблемы.
Формы ОНР 1 уровня
Различают 4 клинические формы общего недоразвития речи 1 уровня. К ним относятся детская афазия, алалия, ринолалия и дизартрия.
Детская афазия — крайне редкое заболевание, встречается всего у 1% деток. Они не воспринимают и плохо распознают речь, не овладевают фразовой речью и с трудом налаживают контакт с другими людьми. Детскую афазию очень трудно распознать на ранних этапах, поэтому диагностируют ее, как правило, поздно.
Алалия — это недоразвитие речи или ее отсутствие при сохранном слухе и интеллекте. Различают сенсорную и моторную алалию. Детки с моторной алалией могут начать говорить к 4-м годам, у них плохая координация и мелкая моторика, они заменяют одни слова другими, не могут выразить свои мысли, у них нет желания говорить, они обидчивы. При сенсорной алалии детки неправильно воспринимают речь, повторяют слова за другими, объединяют два слова в одно, у них часто отсутствует связь между предметом и обозначающим его словом. Такие детки могут быть замкнутыми или, наоборот, импульсивными и очень активными.
Ринолалия проявляется некорректным звукопроизношением и изменением тембра голоса. Связана ринолалия с нарушением небно-глоточного смыкания.
Дизартрия — это затрудненное или искаженное звукопроизношение и слов. Связано с нарушением иннервации и ограниченной подвижностью речевого аппарата на фоне поражения центральной нервной системы.
Как говорят дети с ОНР 1 уровня
Малыши с этим диагнозом не могут пользоваться вербальными средствами общения — вообще или частично.
Вот примеры уровня 1 ОНР:
Часто такие детки не понимают указаний логопеда — им не хватает для этого словарного запаса.
Причины ОНР 1 степени
К нарушению формирования речи могут привести разные факторы. Их можно разделить на несколько групп:
Огромную роль в психическом развитии детей играет внутриутробный период и первый год жизни.
Комплексная диагностика заболевания
В обследовании участвуют педиатр, невролог, отоларинголог, логопед-дефектолог, психиатр.
Педиатр оценивает общее состояние здоровья маленького пациента, дает направления на консультации узких специалистов.
Отоларинголог оценивает остроту слуха и исключает глухоту.
Психиатр оценивает психическое здоровье маленького пациента и исключает заболевания по своему профилю, которые также могут сопровождаться нарушением речевого развития. К таким относится, например, аутизм.
Но главенствующая роль отведена неврологу и логопеду. Именно эти специалисты диагностируют заболевание, оценивают степень его выраженности, выявляют причину и разрабатывают схему лечения.
Невролог оценивает неврологический статус пациента, назначает аппаратную диагностику (например, МРТ головного мозга), определяет причину нарушений речи и дает рекомендации логопеду. При ОНР первого типа невролог обычно назначает медикаментозную терапию, физиопроцедуры, массаж.
Логопедическая коррекция
Логопед-дефектолог определяет речевой статус ребенка. Сначала он собирает анамнез — из заключений других узких специалистов и информации, предоставленной родителями. Он интересуется у родителей, как протекала беременность, когда малыш начал проявлять речевую активность (например, начал агукать), когда сказал первое слово, насколько он в целом стремится к общению — все это очень важно.
Затем логопед изучает речевой аппарат ребенка и обследует компоненты языка: особенности звукопроизношения, способность маленького пациента составлять осмысленный, связный и грамотный текст, объем словарного запаса.
На основании полученных данных специалист ставит окончательный диагноз: форму и степень нарушения речевого развития, а также назначает коррекционную программу.
Поскольку при ОНР 1 группы сильно недоразвиты все звенья языковой системы, ребенок не владеет общеупотребительной речью, логопед учит его понимать обращенную к нему речь, повышает речевую активность, активизирует речеподражание.
Дополнительно маленькому пациенту назначают логопедический массаж (нормализует речевые мышцы, чтобы ему стало легче произносить звуки), лечение микротоками (активизируют речевые центры головного мозга) и медикаментозную терапию. Все эти процедуры назначает невролог.
К коррекции ОНР 1 степени подходят комплексно. Самостоятельно в домашних условиях достичь результатов невозможно, поэтому малыш обязательно должен систематически заниматься с логопедом-дефектологом. Также важны и занятия дома с родителями — специалист даст комплекс упражнений. Все упражнения выполняются в форме игры. Как правило, дети с ОНР 1 степени занимаются индивидуально, хотя иногда занятия проводят и в группах по 2 – 3 человека.
Только такой подход поможет малышу перейти на более высокую ступень речевого развития, овладеть новыми навыками.
Осложнения ОНР 1 типа
Неврологи и логопеды утверждают, что до 3-х лет детки могут говорить так, как они хотят и как у них получается. У каждого малыша свой темп развития, поэтому ваш сын или дочка может и не «вписываться» в возрастные рамки. Но если ребенку 3 года исполнилось, а он только сказало первое слово, это уже может говорить о задержке речевого развития.
Если же он в 5 лет говорит на уровне двухлетнего (медленно, не фразами, бессвязно), его речь неграмотная и малопонятная, то стоит срочно показать его неврологу или логопеду. Даже если ваше чадо понимает обращенную к нему речь и выполняет просьбы, не ждите, что оно выговорится само. Вы можете только потерять время. А именно оно играет решающую роль в коррекции первого уровня ОНР.
Если игнорировать проблему, она будет быстро прогрессировать. А это уже выходит за рамки только речи: на фоне усугубления ее недоразвития нарушается и психическое развитие малыша. Он не может продуктивно мыслить, плохо запоминает, страдает его физическое развитие, координация движений, мелкая моторика.
Дальше — хуже. Происходят изменения и в личностном плане: дитя становится замкнутым, не хочет общаться со сверстниками и родителями, становится безучастным ко всему, самооценка снижается, начинаются поведенческие расстройства.
Детки с недоразвитием речи не могут усвоить программу обычной школы, поэтому их направляют в спецшколы.
В результате на фоне общего нарушения речи формируется задержка психического развития.
Прогноз и профилактика нарушения
Прогноз зависит от разных факторов — причины и формы нарушения, своевременности начатой коррекции, регулярности занятий. У таких деток вполне сохранны компенсаторные возможности, поэтому они быстро откликаются на коррекционные мероприятия. Чем раньше начать лечение, тем лучших результатов можно достичь. Если ребенку 3 года, это лучшее время для начала коррекции — к 5 – 7 годам можно приблизить его речь к норме или вовсе устранить проблему. Если же игнорировать болезнь, то она будет только прогрессировать.
От речевых патологий не застрахован никто. Поэтому в целях профилактики лучше показать чадо в возрасте 2,5 – 3-х лет логопеду. Специалист оценит речевой статус маленького пациента. А если выявит несоответствие возрастным нормам, немедленно приступит к коррекции.
Огромную роль играет и семья. Доброжелательная атмосфера в доме, теплое отношение — это основы для нормального развития любого малыша. Родители должны заниматься с дочкой или сыном: разговаривать с ним, рассказывать, объяснять, играть, общаться, вовлекать в диалог — все это активизирует речевую активность.
ОНР: причины, лечение, диагностика
Опубликовано 3 мая 2020 г.
Общее недоразвитие речи, или ОНР — это системное нарушение речевой деятельности, при котором неправильно формируются ее смысловые и звуковые компоненты — фонетика, лексика и грамматика.
До 3 – 4 лет дети «имеют право» говорить так, как они могут и хотят. Но если ваш сын или дочка и по достижению этого возраста не использует в полной мере речь как средство коммуникации, стоит обратиться к врачу — неврологу или логопеду. Если есть проблема, лучше диагностировать ее еще в дошкольном возрасте и научить ребенка говорить правильно. Иначе в будущем ОНР сулит ему большие проблемы в социальном и личностном плане: трудности в овладении письмом и чтением, школьной программой в целом, отставание в умственном и психическом развитии, личностные нарушения.
Что означает ОНР и его симптомы
Вот общие признаки, по которым можно заподозрить недоразвитие речи у ребенка:
В зависимости от степени выраженности ОНР, его делят на 4 уровня.
Нарушение 1-го уровня — самое тяжелое. Ребенок либо вообще не говорит, либо говорит отдельные звуки или слоги.
При болезни 2-го уровня малыш хоть и говорит на бытовом уровне, но неграмотно, звуки выговаривает неправильно, его словарный запас маленький.
При недоразвитии речи 3-го уровня ребенок владеет развернутой фразовой речью, но имеется лексико-грамматическое и фонетическое недоразвитие.
Самый легкий — 4-й уровень. Малыш в полном объеме вербально общается, но некоторые проблемы все же имеются.
Далее поговорим о характеристиках каждого уровня ОНР у детей более подробно.
Степени недоразвития речи и их характеристики
В зависимости от глубины поражения, ОНР может проявляться по-разному — от незначительных отклонений до полного отсутствия речи.
1-й уровень: речь практически отсутствует
Не нужно быть врачом, чтобы заметить проблемы с речевым развитием у ребенка. Он использует лепет, звуки, первые слоги слов. Разговаривает на «своем» языке, одно слово может у него означать несколько предметов.
Вместо слов малыш активно выражает свои мысли и желания жестами и мимикой, причем всегда уместно и корректно.
Ребенок не говорит простыми предложениями, в лучшем случае использует два аморфных слова, например «гав би-би» — собака едет на машине.
Пассивный словарь развит хорошо – малыш понимает обращенную к нему речь. А вот активный словарь бедный, фонематический слух не развит — ребенок не может выговаривать слова, которые состоят из нескольких слогов, и говорит их по-своему: «абас» вместо «автобус», например.
2-й уровень: наличие общеупотребительных слов
Это главная характеристика недоразвития речи этой степени. В речи присутствуют слова, хотя их не очень много и ребенок произносит их некорректно. Но грамматическая связь между словами уже начинает формироваться.
Малыш искажает название определенного предмета, причем везде. Например, вместо «яблоко» говорит «лябако».
Ребенок не знает форм, частей предметов, не может объединять их в группы (посуда, игрушки, одежда).
Большинство звуков малыш произносит неправильно, слова в простых предложениях между собой не согласовывает, часто пропускает предлоги, слова из нескольких слогов сокращает.
Но может в простых предложениях правильно называть предметы и их действия в множественном числе (например, идет — идут). Если попросить малыша рассказать, что он видит на картинке, у него может получиться связный рассказ, хотя и очень ограниченный.
3-й уровень: нарушение грамматики и фонетики
Активный словарный запас у ребенка большой, он говорит развернутыми предложениями, но страдает развитие грамматического и фонематического компонентов речи.
Родители хорошо понимают малыша, а вот при общении с окружающими нужен «переводчик». Малыш хорошо произносит изолированные звуки, а вот в речи пока нечетко. Если ему тяжело выговорить какой-то звук, он заменяет его более легким. Особенно это касается аффрикат, свистящих, сонорных и шипящих звуков.
Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения пока вызывают трудности, но малыш уверенно идет к успеху. А вот малоупотребительная лексика ему пока недоступна — в речи он использует слова бытового значения, которые постоянно слышит вокруг.
Ребенок строит фразы, может составить рассказ, хотя предложения еще оформляет с ошибками. А вот ошибки в согласовании слов возникают не постоянно. Чаще малыш ошибается при согласовании существительных и числительных: «много кошкам — много кошек».
Не всегда правильно выговаривает и сложные слова, не может назвать слова, которые начинаются на конкретную букву.
4-й уровень: практически вариант нормы
Недоразвитие речи не бросается в глаза, но в совокупности симптомы усложняют ребенку обучение в школе — ему труднее научиться писать и читать. Поэтому нужно обязательно устранить симптомы ОНР. Хотя эта форма нарушения встречается достаточно редко.
Ребенок периодически неправильно произносит сложные слова — пропускает слоги, заменяет или меняет местами звуки.
Страдает артикуляция и дикция — речь нечеткая, немного невнятная, а также ребенок не всегда по назначению использует слова, поскольку не понимает или путает их значения. Особенно это касается признаков предметов (например, высокий — длинный, низкий — короткий).
Еще одна проблемная зона — образование слов с помощью суффикса, остаются ошибки и в согласовании существительных и прилагательных и множественного числа.
Развито критическое мышление: если малышу дать два варианта ответа, он выберет правильный.
Причины развития ОНР у детей
Нарушение речевого развития может иметь разные причины. Выделим такие группы:
В некоторых случаях ОНР у детей развивается на фоне нарушений интеллекта или слуха.
Комплексная диагностика заболевания
К диагностике недоразвития речи важно подключить разных специалистов. Это необходимо для выявления причины заболевания. Ведь важно лечить именно ее, а не симптоматику.
В первую очередь малыша смотрят невролог, логопед, нейропсихолог. В некоторых случаях может понадобиться консультация хирурга, стоматолога, отоларинголога, психоневролога.
Но главенствующая роль отводится именно неврологическому обследованию. Врач оценит состояние нервной системы и локализацию поражения — именно от него зависит и форма речевого расстройства. В заключении невролог указывает причину нарушения, его форму, акцентирует внимание на первостепенных проблемных зонах. Все эти данные в дальнейшем использует в диагностике и коррекции логопед.
После консультации невролога — а в некоторых случаях и других узких специалистов — малыша направляют к логопеду-дефектологу. Он изучает заключения коллег, дополняет анамнез со слов родителей, а дальше осматривает речевой аппарат ребенка, изучает особенности его звукопроизношения.
Затем логопед общается с маленьким пациентом. В процессе общения он оценивает степень развития речи ребенка: может ли он связно выражать мысли, говорить осмысленно, грамотно выстраивать рассказ.
На основании обследования логопед определяет форму и степень ОНР и планирует лечение.
Коррекция общего недоразвития речи
Коррекционная программа зависит от причины заболевания. Например, если ОНР развилось на фоне дизартрии, сначала нужно устранить проблемы, которые связаны с иннервацией речевого аппарата; при сенсорной алалии – развить фонематический слух.
В любом случае лечение проводят в комплексе. При недоразвитии речи 1 – 2 уровня с маленьким пациентом работает логопед и нейропсихолог или невролог.
Врачи ведут коррекционную работу сразу в нескольких направлениях:
В программу входят также упражнения на тренировку памяти, развитие понимания речи. Цели занятий зависят от степени нарушения.
Коррекция ОНР у детей 1-го уровня
Цель — научить ребенка понимать обращенную к нему речь, активизировать самостоятельную речевую активность малыша, память, мышление и внимание. Важна грамматическая составляющая речи. А вот фонетическое оформление пока значения не имеет.
Коррекция нарушения 2-го уровня
Цель — развить у малыша речевую активность, научить его понимать речь, обучить фразовой речи, проработать звукопроизношение (звуки, которые ребенок выговаривает неправильно или вообще не говорит).
При ОНР у детей 1 – 2 степени обучение возможно только в специализированных школах для деток с тяжелыми нарушениями речевого развития.
Коррекция нарушения 3-го уровня
Цель — развить у малыша связную речь, усовершенствовать лексико-грамматическую ее составляющую, закрепить правильное произношение звуков и фонематическое восприятие. На данном этапе важно готовить малыша к усвоению грамоты. Дети с этим диагнозом учатся в коррекционных классах обычной школы.
Коррекция нарушения 4-го уровня
Цель — довести речь малыша к возрастной норме, чтобы в школе у него не было проблем с обучением. Логопед уделяет внимание совершенствованию и закреплению правильного звукопроизношения, лексико-грамматической и фонематической составляющим речи. Логопед развивает развернутую фразовую речь и графо-моторные навыки, а также обучает малыша азам письма и чтения. Учатся детки с речевыми нарушениями 4-й степени в обычных классах.
Кроме логопедической работы, невролог может назначить медикаментозную терапию, транскраниальную магнитную стимуляцию, массаж, лечение у остеопата.
Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами
Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие
- Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.
Спасибо! Мы свяжемся с вами
Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие
- Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – причины, симптомы, диагностика, лечение и коррекция.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это расстройство, при котором не формируются звуковые и смысловые компоненты речи при нормальном слухе и развитии.
ОНР — нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической).
Существует три уровня ОНР.
Первый уровень — самый тяжёлый. У ребенка отсутствует общеупотребительная речь, словарь крайне ограничен, нарушено звукопроизношение и слоговая структура слова.
Второй уровень — фразовая речь грубо аграмматична, звукопроизношение 10-15 звуков с дефектом, навыки словообразования отсутствуют.
Третий уровень — развернутая фразовая речь с пробелами в лексико-грамматической и фонетико-фонематическом развитии, ошибки в употреблении падежных конструкций, согласовании слов, в произношении основных групп звуков, нарушение слоговой структуры в трудных словах.
ОНР 4 уровня – речь ребенка практически не отличается от сверстников, но наблюдаются нарушения во время произношения и построения длинных фраз.
Диагностика общего недоразвития речи
Обследование ОНР выявляет логопед, общаясь с ребенком. Для выявления степени недуга проводится тестирование устной речи с оценкой лексики, звукопроизношения и грамматики. Специалист просит ребенка составить рассказ по картинке, пересказать услышанное, составить собственный рассказ.
Игнорирование признаков ОНР может привести к полному отсутствию речи и замкнутости ребенка из-за невозможности наладить общение со сверстниками и взрослыми. Как следствие, возможны трудности с обучением и социализацией.
Лечение и коррекция ОНР у дошкольников в логопедическом центре в Москве
Терапия выстраивается под каждого ребенка индивидуально, и зависит, прежде всего, от тяжести общего недоразвития речи, насколько ребенок открыт, идет на контакт и поддается терапии. Большую роль в преодолении общего недоразвития речи играют родители, ведь занятия по ОНР с логопедом должны дополняться выполнением домашних заданий.
Кроме навыков построения связной речи, на логопедических занятиях по ОНР работают над повышением внимания и организации мыслительного процесса. Ведь ребенок не научится правильно строить предложения, если не понимает, о чем идет речь.
Наши специалисты помогут устранить ошибки в речи ребенка, расширить словарный запас, научат произносить сложные слова. Также ребенок приобретет навыки в составлении рассказа по картинке и серии картинок, научится пересказывать простые тексты.
ОНР 1 уровня
Общее недоразвитие речи 1 уровня – это крайне низкая степень речевого развития, характеризующаяся практически полной несформированностью вербальных средств коммуникации. Типичные признаки – резко ограниченный словарь, состоящий из звукокомплексов и аморфных слов, отсутствие фразы, ситуативное понимание речи, неразвитость грамматических навыков, дефекты звукопроизношения и фонематического восприятия. Диагностируется логопедом с учетом данных анамнеза и обследования всех компонентов языковой системы. Коррекционная работа с детьми, находящимися на первом уровне речевого развития, направлена на совершенствование понимания речи, активизацию речеподражания и речевой инициативы, формирование невербальных психических функций.
МКБ-10
Общие сведения
Причины ОНР 1 уровня
При отсутствии первичных речевых дефектов ОНР 1 уровня может быть связано с неблагоприятными условиями воспитания и обучения ребенка: госпитализмом, педагогической запущенностью, проживанием с глухонемыми родителями, социальной изоляцией (дети-Маугли) и другими формами депривации, имеющими место сензитивные периоды речевого онтогенеза. Речевая недостаточность в этих случаях может быть объяснена нехваткой эмоционального и вербального общения, дефицитом сенсорных стимулов, неблагополучной речевой средой, окружающей ребенка.
Патогенез
ОНР рассматривается как системное нарушение, затрагивающее все языковые подсистемы: фонетико-фонематическую, лексическую, грамматическую, семантическую. Дети с первым уровнем речевого развития отстают от возрастной нормы по целому спектру качественных и количественных показателей. У них нарушен общий ход речевого развития, сроки и последовательность освоения речевых навыков. Некоторые исследователи сравнивают общее речевое недоразвитие с «языковым инфантилизмом».
Механизм формирования ОНР находится в тесной связи со структурой первичного дефекта и его непосредственными причинами. Так, при нарушениях церебрально-органического происхождения (афазия, алалия) может отмечаться грубое расстройство активной речи или ее понимания, т. е. тотально искажаются процессы речепорождения и речевосприятия. При анатомических пороках или иннервационной недостаточности периферического речевого аппарата (ринолалия, дизартрия) на фоне неточного звукопроизношения распадается слоговой состав слова, лексико-грамматическая организация речевого высказывания.
Симптомы ОНР 1 уровня
Фразовая речь не сформирована. Предложения состоят из отдельных лепетных слов, которые могут иметь множественные значения. Активно применяются неязыковые средства – изменения интонации, указательные жесты и мимика. Использование предлогов и словоизменение недоступно. Грубо искажается слоговая структура, сложные слова сокращаются до 1-2-х слогов. Фонематический слух не развит: ребенок не различает и не выделяет оппозиционные фонемы. Произносительные умения находятся на низком уровне. Нарушены многие группы звуков, типична нечеткость и неустойчивость артикуляции.
Осложнения
Отсроченные последствия ОНР 1 уровня выражаются трудностями обучения, нарушениями коммуникации и психического развития. Безречевые дети не в состоянии освоить программу массовой школы, поэтому направляются для обучения в специальные образовательные учреждения V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Взаимодействие и общение со сверстниками затруднено. Неудачи в межличностных отношениях формируют замкнутость, низкую самооценку, расстройства поведения. При отсутствии коррекции на фоне ОНР вторично формируется задержка психического развития или интеллектуальная недостаточность.
Диагностика
На первичной консультации логопед знакомится с ребенком и родителями, устанавливает контакт, изучает медицинские заключения (детского невролога, педиатра). После получения необходимых сведений специалист переходит к обследованию речевого статуса ребенка. Логопедическое обследование состоит из двух этапов:
При формулировке заключения указывается уровень речевого развития и клиническая форма речевой патологии (например, ОНР 1 уровня у ребенка с моторной алалией). Низкий уровень сформированности речи следует отличать от других форм безречья: ЗРР, аутизма, олигофрении, мутизма, отсутствия речи по причине тугоухости. При психических расстройствах и нарушениях слуха системное недоразвитие речи является вторичным по отношению к первичному дефекту.
Коррекция ОНР 1 уровня
Самостоятельная компенсация грубого речевого недоразвития невозможна. Дошкольники с 1-ым уровнем ОНР должны посещать логопедическую группу детсада, куда они зачисляются на 3-4 года обучения. Занятия проводятся в индивидуальном формате или с подгруппами из 2-3 человек. Цель коррекционного процесса – переход на следующую, более высокую ступень речевого развития. Работа строится поэтапно по следующим направлениям:
На данном этапе не уделяется внимание чистоте звукопроизношения, однако необходимо следить за правильным грамматическим оформлением речи ребенка. При переходе на 2-ой уровень у детей повышается речевая активность, появляется простая фраза, активизируются познавательные и мыслительные процессы.
Прогноз и профилактика
Прогноз ОНР 1 уровня зависит от множества факторов: формы первичной речевой патологии, возраста ребенка на момент начала коррекции, регулярности занятий. В целом компенсаторные возможности у таких детей сохранны, поэтому при рано начатой и последовательно осуществляемой коррекционной работе во многих случаях к началу школьного обучения удается приблизить речь к возрастной норме и даже полностью преодолеть речевое недоразвитие. Профилактика тяжелых речевых нарушений включает охрану здоровья ребенка в антенатальном периоде и после рождения. Для своевременного распознавания речевых патологий и определения соответствия речевого развития возрасту рекомендуется показать ребенка логопеду в 2,5-3 года.