Что такое оос в строительстве

Состав раздела ООС (охрана окружающей среды) по пост.87

В соответствии с постановлением 87 проектная документация на объекты капитального строительства должна состоять из 12 разделов.

Согласно п. 25 (постановления 87) ООС входит в раздел 8.

ООС должен состоять из текстовой и графической части.

Рассмотрим состав каждой части.

Текстовая часть ООС

а) результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду;

б) перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства, включающий:

в) перечень и расчет затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат;

Графическая часть ООС

г) ситуационный план (карту-схему) района строительства с указанием на нем границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, рекреационных зон,водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения,мест обитания животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, а также мест нахождения расчетных точек;

д) ситуационный план (карту-схему) района строительства с указанием границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, расположения источников выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и устройств по очистке этих выбросов;

е) карты-схемы и сводные таблицы с результатами расчетов загрязнения атмосферы при неблагоприятных погодных условиях и выбросов по веществам и комбинациям веществ с суммирующимися вредными воздействиями — для объектов производственного назначения;

ж) ситуационный план (карту-схему) района с указанием границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, с указанием контрольных пунктов,постов, скважин и иных объектов, обеспечивающих отбор проб воды из поверхностных водных объектов, а также подземных вод, — для объектов производственного назначения.

Оформлять ООС необходимо в соответствии с ГОСТ 21.1101-2013.

Источник

Особенности разработки раздела «ООС» в составе проектной документации

Особенности разработки раздела «ООС» в составе проектной документации

Ключевые слова: разработка ООС в составе проектной документации, оценка воздействия на окружающую среду.

В 2008 году было принято Постановление Правительства Российской Федерации «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Времени прошло с этого момента достаточно, но вопросов по содержанию и оформлению проектной документации меньше не стало. Ведь если посмотреть на пункты 25 и 40 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию [4], мы увидим лишь сухие наименования подпунктов и, разработав раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» согласно им, вероятнее всего получим отрицательное заключение экспертных органов.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» принято на основании требований ст. 48 п. 13 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в той же статье, только в п. 12, раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (далее – ООС) является неотъемлемой и обязательной частью проектной документации объектов капитального строительства.

В текстовой части ООС [4] содержит, наряду с перечнем собственно мероприятий по предотвращению и снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства и перечнем (и расчетом) затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат, результаты оценки воздействия на окружающую среду.

Чтобы определиться, что именно должно входить в подпункт «Результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду», необходимо проанализировать нормативные документы определяющие необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды является обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности. В ст. 32 того же закона, оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Данный закон не связывает обязательность оценки воздействия на окружающую среду с проведением государственной экологической экспертизы. Он в целом устанавливает принцип обязательности такой оценки в отношении планируемой деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, вне зависимости от того, подлежит такая деятельность государственной экологической экспертизе или не подлежит.

Глава 5 п. 17 «Сборника разъяснений по применению сборника цен и справочников базовых цен на проектные работы для строительства (Вопросы и ответы)», 2009, поясняет, что работы по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) предполагаемого объекта капитального строительства выполняются до начала его проектирования, и результаты ОВОС являются исходными данными, представляемыми заказчиком-застройщиком для разработки раздела «Перечень мероприятии по охране окружающей среды», выполняемого в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87. В случае выполнения ОВОС в составе проектной документации по поручению заказчика, стоимость этих работ может быть определена дополнительно, ориентировочно в размере 4% от общей стоимости проектирования.

Таким образом, можно сделать вывод, что работы по оценке воздействия на окружающую среду объекта строительства должны выполняться обязательно до начала его проектирования. Так как в состав проектной документации данный раздел не входит (только результаты и выводы), а есть необходимость его разработки по поручению заказчика, то в составе проектной документации это будет раздел 12 (для объектов капитального строительства) или раздел 10 (для линейных объектов) – «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами».

Единственный нормативный правовой акт, принятый соответствующим федеральным органом исполнительной власти, который регламентирует проведение оценки воздействия на окружающую среду, раскрывает понятие «результаты оценки воздействия на окружающую среду» и устанавливает требования к материалам ОВОС – приказ Госкомэкологии Российской Федерации от 16.05.2000 № 372, утверждающий «Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (далее – Положение).

В соответствии с п. 1.6 Положения в обязательном порядке результаты оценки воздействия на окружающую среду должны содержать:

Подпункт ООС «Перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства» имеет следующий состав:

В таблице 1 предлагается примерное содержание подпункта «Перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства».

Таблица 1 – Примерное содержание подпункта «Перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства»

Также стоит отметить, что санитарно-защитная зона (СЗЗ) и шум в ООС не рассматриваются, только в графической части показывается размер и граница СЗЗ. На это указывает п. 4.2 СП 51.13330.2011. При разработке проектной документации объектов капитального строительства вопросы защиты от шума должны быть рассмотрены и документально зафиксированы в следующих разделах:

Обоснование границ СЗЗ объекта отражается в разделе 2 «Схема планировочной организации земельного участка» [4].

Отдельным подпунктом в ООС выделен «Перечень и расчет затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат». В нем необходимо предусмотреть перечень и расчет затрат на реализацию компенсационных мероприятий по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания, которые включают:

Также в подпункте отражаются затраты на реализацию:

Перечень компенсационных выплат включает расходы на переселение жителей в случае попадания жилой застройки в СЗЗ, а также расходы на перечисление платы за пользование водными объектами на период строительства и эксплуатации объекта и платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Порядок определения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Раздел ООС (включая результаты ОВОС) представляются на государственную экологическую экспертизу для объектов согласно ст. 11 и 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Но поскольку экологическая экспертиза – это установление соответствия экологическим требованиям не только ОВОС, но и всей документации, обосновывающей намечаемую деятельность, при государственной экологической экспертизе могут рассматриваться и положения других разделов проектной документации, в которых отражены вопросы предотвращения негативного воздействия на окружающую среду.

Объем и содержание раздела ООС зависят от специфики и особенностей намечаемой деятельности. И, главное, перед тем как приступить к выполнению раздела ООС, необходимо ознакомится детально с техническим заданием на разработку, чтобы понять объем предстоящих работ. Зачастую Заказчик не знает тонкостей природоохранного законодательства и при разработке раздела возникают сложности, вызванные необходимостью проведения дополнительных согласований с территориальными надзорными органами, связанные с особенностью реализации проекта, которые выясняются после подписания технического задания и получения проектных материалов.

Список используемых источников

Источник

Разработка раздела ООС (Охрана окружающей среды)

Что такое оос в строительстве. Смотреть фото Что такое оос в строительстве. Смотреть картинку Что такое оос в строительстве. Картинка про Что такое оос в строительстве. Фото Что такое оос в строительстве

Каждый гражданин Российской Федерации в соответствии с действующей Конституцией имеет право на жизнь в благоприятных экологических условиях. Реализация этого права происходит посредством природоохранного законодательства РФ. В соответствии с этим перечнем законов ни один объект капитального строительства и промышленной сферы не может быть реализован без разработки специальной проектной документации.

Важнейшим разделом проектной документации, без которого проект не будет согласован, является «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», который сокращенно называют ПМ ООС или ООС.

Что такое раздел ООС?

Раздел ООС – это специальная часть проектной документации, составляемой на строительство и реконструкцию зданий различного назначения, в которой описывается воздействие объекта на экологическое благополучие региона. Также в ООС разрабатывается комплекс мер по снижению негативного влияния на окружающую среду, если таковое имеется. Этот раздел составляется на стадии разработки проектной документации на строительство или реконструкцию и подлежит последующей экологической экспертизе.

В процессе разработки раздела ООС специалисты должны руководствоваться положениями Градостроительного Кодекса и ст. 34 ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды». Без грамотно составленного перечня мероприятий ООС согласовать с органами власти проект капитального строительства и реконструкции невозможно.

Кому необходимо составлять раздел ООС?

Согласно законодательству (ст. 48 п.1 Градостроительного кодекса РФ) разработка перечня мероприятий об охране окружающей среды необходима в таких случаях:

При этом закон четко указывает, что разработка раздела ООС в процессе возведения, реконструкции и капитального ремонта жилых зданий, имеющих менее трех этажей, не является обязательным условием согласования проекта.

Самостоятельно, без привлечения профессионалов, разработать и грамотно оформить перечень мероприятий по охране окружающей среды практически невозможно. Чаще всего такие попытки приводят к отказу в согласовании проектной документации. В связи с этим, лучшим решением станет доверить эту работу специалистам компании «Экобезопасность», имеющим соответствующий опыт и знания в области природоохранного законодательства.

Зачем нужно разрабатывать раздел проектной документации ООС?

Разработка и составление раздела ООС преследует несколько конкретных целей:

Все данные, указываемые в разделе проектной документации, посвященной охране окружающей среды, должны быть достоверными и соответствовать действительности. Это важно в связи с тем, что перед согласованием, этот раздел проекта будет направлен в органы государственной экспертизы, для проведения анализа и одобрения экспертами в области экологии и природоохранного права.

Этапы разработки раздела ООС

Разработка грамотно составленного и оформленного перечня мероприятий по охране окружающей среды – сложная и кропотливая работа, требующая специальных навыков и знаний. Этот процесс предполагает пошаговую реализацию следующих этапов:

Соблюдение всех перечисленных выше этапов проведения работ – залог получения положительного решения государственной экологической экспертизы.

Как мы работаем?

Команда опытных специалистов компании «Экобезопансость» разработает раздел проектной документации «Перечень мероприятий об охране окружающей среды», поэтапно оказывая такие услуги.

Мероприятия Описание
Изучение технологий строительства и реконструкцииПеред началом работы, наши специалисты проведут глубокий анализ технологий строительства или реконструкции, и основной деятельности предприятия. Это необходимо для предоставления максимально точных и достоверных данных в тексте документа ООС.
Анализ и сбор документовПроведя инвентаризацию документальной базы, специалисты компании «Экобезопасность» составят перечень документов, которые потребуются дополнительно. Также профессионалы нашей фирмы привлекут компетентных специалистов для проведения всех замеров и забора образцов, которые совместно с обращением будут переданы в территориальный отдел УГМС для получения необходимых заключений.
Проведение точных расчётовОбратившись в нашу компанию, заказчик может быть уверен, что все расчёты влияния строительства и реконструкции на экологические характеристики региона будут точными и достоверными, что важно для подачи документа для проведения государственной экспертизы.
Разработка максимально полного перечня мер по устранению или снижению вредоносного воздействия на окружающую средуВся процедура составления и оформления раздела ООС сводится к тому, чтобы доказать экспертной комиссии, что объект строительства не нанесет вреда экологии. Для этого наши специалисты составят перечень современных эффективных мероприятий природоохранного характера. Работая над составлением перечня мер по ООС, наши сотрудники уделяют большое внимание расчетам стоимости реализации природоохранных мер и стремятся максимально сократить расходы клиента.
Грамотное составление итогового документаБольшой опыт работы в сфере оформления документов и многолетнее взаимодействие с органами государственной экспертизы и территориального самоуправления, позволяет нам избежать малейших ошибок и огрехов при составлении итогового документа раздела ООС.

Стоимость разработки раздела проектной документации ООС

Стоимость проведения всех этапов разработки раздела ПМ ООС в нашей компании составляет от 30 000 рублей и определяется технологическими особенностями строительства и эксплуатационными характеристиками строения. В цену этой услуги входят следующие преимущества сотрудничества с нами:

Сроки

Мы готовы выполнить все этапы разработки ООС в кратчайшие сроки – от 7 дней. При этом выданный документ не имеет срока действия и может быть предоставлен в органы государственной экспертизы в любой удобный для застройщика момент.

Необходимые документы для процедуры

Для разработки ООС необходимо собрать такой пакет официальной документации:

Особенности раздела ООС

Главное требование экспертной комиссии по экологическим вопросам к разделу ПМ ООС – полнота проведенных исследований. Чтобы получить положительное решение экологической экспертизы и в дальнейшем разрешение на строительство, необходимо представить информацию по таким аспектам экологического состояния региона:

Также для получения положительного решения по ООС в тексте необходимо привести убедительные доказательства эффективности и обоснованности предлагаемых мер по охране окружающей среды. Сделать это сможет только опытный профессионал в области экологии и природоохранного законодательства РФ.

Штрафы и ответственность

Несоблюдение природоохранного законодательства в процессе разработки проектной документации влечет за собой административную ответственность для нарушителя. Карается такое нарушение штрафом или временной приостановкой деятельности компании или застройщика, а в случае нанесения вреда здоровью окружающих, может привести к уголовной ответственности.

Согласно статье 8.1 КОАП, если при подготовке проектной документации на строительство, не соблюдается экологический аспект, юридическому лицу грозит административный штраф в размере от двадцати до ста тысяч рублей. В соответствии с этой же статьей пунктом 4, наказываются также лица, которые игнорируют решение государственной экологической экспертизы и продолжают реализацию и финансирование проектов, не получивших одобрения экспертной комиссии. В этом случае нарушителю грозит штраф от 50 до 100 тысяч рублей. Если же положительное заключение экспертизы было получено, но в процессе деятельности застройщик не выполняет требования этого заключения и игнорирует реализации мероприятий по охране окружающей среды, штраф может достигать ста пятидесяти тысяч рублей.

Если в результате несоблюдения природоохранного законодательства возникает угроза жизни или здоровью людей, может применяться статья 262 УК РФ, предполагающая до двух лет лишения свободы.

Специалисты компании «Экобезопасность» помогут грамотно составить раздел ООС, получить положительное заключение экспертной экологической комиссии и одобрение проектной документации на капитальное строительство, реконструкцию и ремонт, избежав штрафов и более серьезных санкций.

Источник

Что такое оос в строительстве

Что такое оос в строительстве. Смотреть фото Что такое оос в строительстве. Смотреть картинку Что такое оос в строительстве. Картинка про Что такое оос в строительстве. Фото Что такое оос в строительстве

Синонимы: проект ООС, ПМООС, перечень мероприятий по ООС (ПМ ООС)

Разработка и сопровождение в экспертизе раздела проекта «Охрана окружающей среды» – одно из основных направлений деятельности нашей компании.

Специалистами ООО «Группа Экоанализ» успешно выполнены и согласованы ПМ ООС многим российским компаниям для объектов различного уровня сложности и назначения.

ГАРАНТИРУЕМ индивидуальную качественную проработку ПМООС каждого объекта, оперативное снятие возможных замечаний в процессе прохождения проектом экспертизы и подтверждаем имеющийся опыт перечнем прошедших экспертизу работ за последнее время, а также конкретными отзывами и рекомендательными письмами.

* Цены на разработку ПМ ООС
* Срок разработки раздела ООС: от 3 дней
* Срок согласования проекта: в соответствии с регламентом экспертной организации
* Перечень исходных данных, необходимых для разработки ПМ ООС

Проект Охрана окружающей среды – необходимая часть проектной документации для всех строящихся объектов и объектов, подвергающихся любому виду реконструкции. Обязательность его разработки закреплена нормативно-правовыми документами РФ, в частности Постановлением Правительства РФ от16.02.2008г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» и СП 11-101-95.

Раздел ООС включает в себя результаты оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и перечень конкретных мероприятий (ПМООС), призванных предотвратить негативное воздействие проектируемого объекта на окружающую среду и здоровье населения, в том числе:

* Оценку текущего состояния окружающей среды в районе расположения проектируемой территории и прогноз возможных ее изменений в связи с намечаемой деятельностью
* Географические и ботанические описания, схемы, карты территорий (графическая часть ПМООС)
* Предложения по благоустройству и озеленению территории
* Мероприятия по санитарной очистке проектируемой территории
* Разработка мероприятий по снижению и предотвращению нежелательного влияния проектируемого объекта на окружающую среду
* Другие виды работ индивидуально для каждого объекта

Краткие этапы разработки раздела ООС проекта:

* Оценка проектной документации предоставленной Заказчиком на предмет комплектности и достаточности исходных данных для разработки раздела
* При отсутствии у Заказчика, получение справки о фоновых концентрациях загрязняющих веществ и краткой климатической характеристике в территориальном отделе УГМС. Данная справка необходима для расчётов загрязнения атмосферного воздуха, с учётом фоновой концентрации загрязняющих веществ и оценки вклада проектируемого объекта в состояние атмосферы на данной территории
* Выполнение расчётов с использованием специализированных программных комплексов и составление пояснительной записки
* Анализ полученных результатов и выводы о допустимости воздействия на окружающую среду или необходимости разработки дополнительных природоохранных мероприятий
* Оформление документации и выпуск раздела

Согласование раздела «Охрана окружающей среды» происходит в составе проектной документации в целом, в органах государственной или негосударственной экспертизы. В результате рассмотрения проектной документации экспертная организация выдаёт заключение на весь проект.

Проведённая в соответствии со всеми нормативными требованиями разработка ООС позволяет в кратчайшие сроки получить положительное заключение экспертизы, а отсутствие положительного заключения запрещает проведение любых строительных работ.

Перечень последних, выполненных проектов по разделу ООС (ПМООС):

Рекомендательные письма наших заказчиков по выполненным проектам ПМ ООС

Источник

Что такое оос в строительстве

Охрана окружающей природной среды

Практическое пособие для разработчиков проектов строительства

Пособие содержит рекомендации по оценке воздействия объектов капитального строительства на окружающую природную среду при разработке проектной документации.

Пособие предназначено для широкого круга специалистов, участвующих в инвестиционно-строительной деятельности: проектно-изыскательских организаций, служб заказчика (инвестора), землепользователей и землевладельцев, органов государственного надзора и местной администрации, экспертных органов, инжиниринговых и консалтинговых фирм, а также может использоваться в качестве учебного пособия в системе повышения квалификации работников проектно-строительного комплекса России.

Пособие «Охрана окружающей природной среды» разработано Федеральным государственным унитарным предприятием «Центр научно-методического обеспечения инженерного сопровождения инвестиций в строительстве» (ФГУП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект»).

Почтовый адрес: 125057, Москва, Ленинградский проспект, 63, а/я 1.

Контактные телефоны: тел/факс (095) 157-46-51;

Настоящее Пособие является обобщенным изданием ранее выпущенных методических документов для проектирования экологически безопасных объектов капитального строительства. К ним относятся Пособие по составлению раздела проекта «Охрана окружающей природной среды» к СНиП 1.02.01-85* выпуска 1990 года, Пособие по разработке раздела «Охрана окружающей среды» к СНиП 11-01-95** выпуска 2000 года и Практическое пособие к СП 11-101-95** по разработке раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» при обосновании инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений.

* На территории Российской Федерации документ не действует. Заменен на СНиП 11-01-95**.

Объективная необходимость такой работы обусловлена произошедшими за последние годы кардинальными изменениями в системе нормативного правового обеспечения инвестиционно-строительной деятельности в Российской Федерации.

К основным правовым актам федерального уровня, заложившим основу новой системы взаимоотношений участников создания основных фондов в виде капитальных вложений, и как неотъемлемой ее части экологической составляющей можно отнести:

Не вдаваясь в подробный анализ этих документов, что не является задачей настоящего издания, считаем необходимым отметить, что принятые законодательные акты, устанавливая общие фундаментальные основы системы создания благоприятной среды обитания человека, предполагают на их основе в ближайшие несколько лет разработать (переработать) большое количество законодательных и подзаконных актов, без принятия которых согласованная и однозначно понимаемая практическая деятельность участников инвестиционно-строительной деятельности весьма затруднительна.

По мере принятия соответствующих нормативных актов федерального уровня (национальных стандартов, технических регламентов и др.) в данное Пособие будут вноситься необходимые уточнения и дополнения.

Основной целью, которую поставил перед собой авторский коллектив при подготовке данного издания, является разработка практических рекомендаций по составу и содержанию документации, выполняемой при проектировании объектов капитального строительства, отвечающих требованиям действующего законодательства.

Пособие применимо для всех видов объектов независимо от их специфики за исключением уникальных сооружений, для которых разрабатываются специальные методики оценки их воздействия на окружающую среду.

2.1 В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановлениями Правительства Российской Федерации и подзаконными актами при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции и ликвидации предприятий, зданий и сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, в энергетике, на транспорте, жилищно-коммунальном секторе должен быть предусмотрен комплекс мероприятий по охране окружающей природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, а также выполняться требования экологической безопасности проектируемых объектов и охраны здоровья населения.

2.2 С учетом требований Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологические факторы при принятии решения о строительстве новых объектов, реконструкции, модернизации или техническом перевооружении действующих предприятий являются определяющими. Эти факторы предусматривают конкретные жесткие экологические требования к разрабатываемой документации при принятии проектных решений, требуют оценки характера и особенностей использования природных ресурсов, прогнозного определения параметров воздействия будущего объекта на компоненты окружающей природной среды, анализа альтернативных вариантов размещения объекта, а также составления прогноза экологических и социальных последствий строительства и эксплуатации объектов.

2.3 Возможность строительства новых объектов или их реконструкции, расширения, технического перевооружения действующих предприятий определяется наличием сырьевых, топливных, энергетических, земельных, минеральных, водных и других ресурсов района их размещения, а также социальных и других потребностей, при этом учет экологических требований определяет возможность осуществления планируемой деятельности на конкретной территории, исходя из масштабов и характера ее влияния на окружающую природную среду.

2.4 Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральный закон Российской Федерации от 23.11.95 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» требуют проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) «при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений» (пункт 2 статьи 32 [3]).

В любых проектных разработках обязательно должен быть прогноз изменений состояния всех компонентов окружающей природной среды и социально-экономических условий жизни населения в районе влияния будущего объекта.

2.5 Разработанный раздел ОВОС должен содержать следующие основные подразделы:

— краткие сведения о проектируемом объекте;

— прогноз изменения качественного состояния атмосферы с учетом фонового загрязнения и дополнительных выбросов проектируемого (реконструируемого) объекта;

— прогноз степени влияния на качественное и количественное состояние поверхностных вод в районе расположения объекта;

— оценка характера нарушений геологической среды, прогноз возможной активизации опасных геологических процессов, величина воздействия на режим и запасы подземных вод;

— прогноз деградации и загрязнения почвенного покрова (при определении в проекте участков необходимого нарушения земель и почвенного покрова, а также земель временного пользования, составляется программа их рекультивации, прилагаемая к разделу «ОВОС»);

— оценка характера воздействия объекта на флору и фауну, и прогноз их изменения под влиянием длительной эксплуатации предприятия;

— прогноз возможного влияния строительства и эксплуатации объекта на особо охраняемые природные территории (в случае их наличия в зоне воздействия);

— возможное воздействие промышленных отходов на окружающую природную среду (составляется программа управления отходами);

— оценка степени отрицательного влияния на экосистему региона при аварийных ситуациях;

— программа производственного экологического контроля за характером изменений всех компонентов экосистемы при строительстве и эксплуатации объекта, а также при авариях, по системе наблюдательных точек отбора проб, створов, скважин, маршрутов и т.д.;

— прогнозная оценка последствий воздействия объекта на социально-бытовые и хозяйственные условия жизни населения в близлежащих селитебных территориях.

2.6 Все основные решения по вопросам оценки воздействия на окружающую природную среду при строительстве и эксплуатации объектов различного назначения должны быть определены при разработке обоснования инвестиций. На следующих стадиях проектирования эти решения уточняются, детализируются, дополняются и конкретизируются.

2.7 При разработке раздела ОВОС следует руководствоваться природоохранным законодательством России, требованиями нормативно-методических документов по охране окружающей природной среды, регламентирующих или отражающих требования по охране природы при строительстве и эксплуатации объектов различного назначения (приложение 1).

2.8 Раздел ООС, являющийся заключительным природоохранным этапом, разрабатывается, максимально используя прогнозные данные, полученные при проведении ОВОС, чтобы запроектировать комплекс конкретных природоохранных мероприятий, снижающих, локализующих или исключающих отрицательные воздействия проектируемого объекта на окружающую природную среду.

2.9 Раздел ООС в проектной документации регламентируется положениями различных глав СНиП, инструкций, стандартов, ГОСТов. Различными проектными организациями состав и содержание раздела ООС может быть уточнен применительно к требованиям специфики проектируемого предприятия соответствующих отраслей промышленности, или параметров жилищно-гражданских объектов, возводимых в различных по своим природно-климатическим условиям регионах.

2.10 Конкретные мероприятия по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов при разработке раздела ООС должен рассматриваться с учетом природных особенностей района расположения проектируемого объекта и существующей техногенной нагрузки. Все параметры объекта следует оценивать по уровню их воздействия на окружающую природную среду прилегающего района и возможности предупреждения негативных последствий функционирования предприятия для экосистемы в ближайшей и отдаленной перспективе.

2.11 Раздел ООС в проектной документации должен содержать следующие подразделы:

— краткие сведения о проектируемом объекте (объемы выбросов и сбросов, площади нарушения и загрязнения почв и территории, количество отходов производства и т.д.);

— оценка видов, основных источников и интенсивности существующего техногенного воздействия в рассматриваемом районе (в том числе на альтернативных участках);

— мероприятия по рациональному использованию и снижению объемов (количества) природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот, условия их транспортировки к проектируемому объекту с учетом экологических требований;

— мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова;

— оценка изменений в характере землепользования района расположения предприятия и меры по их минимизации;

— мероприятия по сбору, сортировке, временному хранению, транспортировке, утилизации, складированию или захоронению отходов с учетом экологических требований;

— рассмотрение возможностей использования отходов на других производствах и в других отраслях хозяйствования;

— мероприятия по рекультивации нарушенных или загрязненных территорий и почвенного покрова;

— мероприятия по снижению возможностей возникновения аварийных ситуаций на объекте и по минимизации последствий их воздействия на экосистему региона;

— эколого-экономическая эффективность строительства, реконструкции, технического перевооружения объекта;

— определение (подсчет) экологического ущерба;

— мероприятия по снижению отрицательных воздействий на социально-экономическую обстановку и условия жизни населения.

2.12 Обоснование технических решений по охране окружающей природной среды должно быть подкреплено расчетами эколого-экономической эффективности применяемых природоохранных мероприятий. При определении эффективности следует сопоставлять затраты на реализацию природоохранных мероприятий с величиной предотвращенного народнохозяйственного ущерба, выявленного для всех видов реципиентов (ущерб от воздействия объекта на окружающую природную среду является комплексной величиной и представляет собой потери и затраты в районе расположения объекта от его техногенного воздействия на все компоненты окружающей природной среды).

3 Краткие сведения о проектируемом объекте

3.1 Технические параметры

3.1.1 При разработке проектной документации в разделе должна быть приведена краткая характеристика проектируемого объекта.

Общие сведения о проектируемом (реконструируемом) промышленном объекте

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *