Что такое опасное время приведите примеры опасного времени обж
Олимпиада по ОБЖ для 9 класса
Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по ОБЖ для 9 класса»
Школьная олимпиада по ОБЖ для 9 класса 209 -2020 учебный год.
1. Тип селевых потоков, который может возникнуть при строительстве ГЭС, взрывных и сельскохозяйственных работ:
А) Зональный
Б) Геологический
В) Антропогенный
Г) Региональный.
2. Какое вещество наиболее токсично?
А) Хлор
Б) Аммиак
В) Угарный газ
Г) Ртуть
3. Чем надо смочить ВМП (ватно-марлевую повязку) для защиты от аммиака?
А) 5%-м раствором лимонной кислоты или уксусной кислоты
Б) 2%-м раствором нашатырного спирта
В) 2%-м раствором пищевая соды
Г) Алкоголем любой крепости
4. Как следует покидать тонущую машину?
А) Через открытое (разбитое) окно
Б) Через дверь
В) При заполнении салона водой наполовину
Г) После полного погружения машины в воду
5. Сила урагана измеряется по шкале:
А) Цельсия
Б) Рихтера
В) Бофорта
Г) Форенгейта
6. Образование раковых опухолей у курильщиков вызывает:
А) Никотин
Б) Эфирные масла, содержащиеся в табаке
В) Радиоактивные вещества, содержащиеся в табаке
Г) Цианистый водород, содержащийся в табаке
7. Алкоголизм, это:
А) Кратковременное состояние алкогольного опьянения
Б) Заболевание на почве пьянства в большинстве случаев с неблагоприятным прогнозом
В) Систематическое употребление алкогольных напитков, в том числе и некрепких
8. Заболевания, не передающиеся от человека к человеку:
А) Чума
Б) Холера
В) Свердловская лихорадка
Г) Дифтерия
9. Участники военных действий по определении МГП (международного гуманитарного права):
А) Комбатанты
Б) Визитёры
В) Парламентёры
Г) Вахтёры10. При оказании помощи пострадавшему от термического ожога разрешается:
А) Оставлять пострадавшего в зоне действия поражающего фактора
Б) Отрывать прилипшие к ране одежду, посторонние предметы
В) Охлаждать место ожога водой, льдом, снегом
Г) Обрывать обгоревшие ткани; наносить на пораженный участок мазь, крем, жир
Вопрос 1
В соответствии с установленными нормами непрерывная продолжительность работы за компьютером школьника не должна превышать …
Вопрос 2
Вписать наименования продуктов питания, которые являются источниками белков, жиров и углеводов
Вопрос 3
Что такое опасное время? Приведите примеры опасного времени.
Вопрос 4
Что такое опасное место? Приведите примеры опасных мест
Вопрос 5
Что такое виктимное поведение? Приведите примеры виктимного поведения.
школьная олимпиада по ОБЖ 6,7,8,10,11 класс
Тестовые задания 6 класс
1. Опасен ли для пешехода припаркованный у обочины большегрузный автомобиль? А) Опасен, так как он может внезапно начать движение Б) Опасен, так как он мешает обзору дороги, можно не заметить транспорт, движущийся по проезжей части В) Стоящий у обочины автомобиль не опасен
2. Как действовать при возгорании телевизора? А) Обеспечить доступ воздуха Б) Сразу после возгорания залить телевизор водой В) Быстро обесточить телевизор Г) Накрыть его плотной тканью
3. У вас возникла необходимость обратиться к водителю. Когда вы это сделаете? А) В момент, когда автобус (трамвай, троллейбус) тронется с места Б) При движении автобуса (трамвая, троллейбуса) В) После полной остановки автобуса (трамвая, троллейбуса)
4. Какой вид транспорта представляет наибольшую опасность? А) Автомобильный Б) Железнодорожный В) Воздушный Г) Водный
5. На что следует ориентироваться в первую очередь при переходе улицы? А) На свои ощущения Б) Сигнал светофора В) Поведение пешеходов Г) Движение транспорта
6. Что не рекомендуется делать на станции метрополитена? А) Держаться на эскалаторе за движущиеся поручни Б) Ставить вещи на ступени эскалатора В) Доходить до ограничивающей платформу линии Г) Самостоятельно помогать упавшему на рельсы человеку 7. Чтение в движущемся транспорте вредно из — за: А) Недостаточное освещение салона Б) Повышенный уровень шума В) Постоянная смена расстояний от глаз до текста
8. Пешеход не успевший закончить переход проезжей части дороги до начало возобновления движения транспортных средств, должен: А) вернуться назад Б) остановиться на осевой линии или островке безопасности, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений В) закончить переход дороги Г) двигаться по осевой линии
9. Дополните фразу: «Ситуации, в которых нарушена или фактически невозможна нормальная жизнедеятельность большого количества людей на большой территории, называется ______» А) опасной Б) экстремальной В) обычной Г) чрезвычайной
10. Укажите, какой вред может нанести пожар организму человека, находящегося в горящем помещении А) получение ожогов Б) сгорание книг В) сгорание одежды Г) удушение
Вопрос 1 Какое правило безопасности забыла (или не знала) Красная Шапочка?
Вопрос 2 Ты дома один. Раздаётся телефонный звонок, на том конце провода незнакомый голос спрашивает, есть ли дома родители. Наверное, стоит похвастаться своей самостоятельностью: пусть знают, что с ними разговаривает совершенно взрослый человек, верно?
Вопрос 3 На улице к тебе подходит незнакомый взрослый и говорит, что нужна твоя помощь (донести продукты, нажать педаль в автомобиле, заплатить за телефон). Как нужно поступить в таком случае?
Вопрос 4 Самое элементарное средство для остановки кровотечения из небольшой раны?
Вопрос 5 Любой ли огонь можно тушить водой?
Ответы на тесты 6 класс
Ответы на открытие вопросы
Ответ на вопрос 1: Не разговаривать с незнакомцами
Ответ на вопрос 2: Нет, не верно. Незнакомым совершенно не обязательно знать подробности, достаточно сказать, что родители заняты, и спросить, нужно ли что-то им передать. Возможно, что звонящий – вор, пытающийся выяснить, есть ли кто в квартире
Ответ на вопрос 3: Посоветовать ему обратиться за помощью к кому-то из взрослых
Ответ на вопрос 4: Перекись водорода
Тестовые задания 7 класс
1. В салоне автобуса (трамвая, троллейбуса) вы обнаружили забытый (оставленный) кем-то сверток. Как вы поступите? А) Развернете сверток, чтобы узнать, что там находится Б) Поставите в известность водителя В) Возьмете сверток с собой, чтобы отнести в милицию
2. Туристическая группа организовала переправу реки вброд стенкой. Куда поставить самого низкорослого участника? А) В верх по течению Б) В вниз по течению В) В середину стенки
3. Какие из перечисленных факторов относятся к факторам выживания в условиях автономного существования? А) Природно-средовые Б) Метрологические В) Биологические Г) Материально-технические Д) Антропологические Е) Все перечисленные
4. Что включает в себя автономное существование? А) Пребывание человека на значительном удалении от жилья Б) Потеря ориентировки на местности В) Отставание от группы в походе Г) Всё перечисленное
5. Для регулирования дорожного движения применяются две группы светофоров: А) транспортные и пешеходные Б) информационные и указательные В) сервиса и приоритета Г) Предупреждающие и запрещающие
6. Водителю велосипеда не запрещается: А) двигаться по проезжей части улицы при наличии рядом велосипедной дорожки Б) иметь звуковой сигнал В) двигаться при неисправности тормозной системы Г) ездить на велосипеде, не держась за руль хотя бы одной рукой
8. Как поступить в условиях автономного существования при нахождении источника проточной воды? А) продезинфицировать воду прежде чем пить Б) вскипятить воду, а потом пить В) прополоскать рот остуженной водой и лишь потом пить Г) пить сразу – маленькими глотками, с перерывами не спеша
9. Если Вы заблудились в тайге, постарайтесь: А) прекратить движение и попытаться восстановить ориентировку с помощью компаса или пользуясь различными природными признаками Б) найти убежище от холода, жары, дождя и ветра В) придумать способ оповестить о себе Г) рассчитать запасы пищи, воды и найти способы ее добычи
10. Что служит причиной эмоциональной напряженности в условиях долгой изоляции группы? А) постоянное пребывание людей на глазах друг у друга Б) стремление человека соответствовать определенной ролевой функции В) желание людей быть или казаться лучше окружающих Г) необходимость подавлять свои истинные чувства и желания
Вопрос 1 «Не пей из копытца – козлёночком станешь!» А что можно пить в походных условиях?
Вопрос 2 Вы катаетесь с другом на санках, на улице мороз. Вдруг ты увидел, что кончик носа у друга совсем белый. Само пройдёт или нужна помощь?
Вопрос 3 Велосипедист – полноправный участник движения. Но в отличие от автомобилей, у него нет поворотников, как велосипедист показывает намерение повернуть налево?
Вопрос 4 На газовой плите кипел чайник и залил конфорку – она потухла, но осталась включённой. Ты это заметил. Можно ли сейчас зажечь газ?
Вопрос 5 Ты стоишь на автобусной остановке или на пешеходном переходе. Людей рядом с тобой много. Где лучше находиться?
1. Опасное время – это время значительного повышения риска для личной безопасности. Из приведенных примеров определите наиболее опасное время: а) темнота, спускающаяся на центр города, где люди непринужденно прогуливаются и отдыхают;
б) сумерки, заставшие человека одного в лесопарке;
в) раннее утро в заполненной людьми пригородной электричке.
2. Опасными местами в любое время суток могут быть:
а) подворотни, заброшенные дома, закрытые задние дворы, пустыри, пустующие стройплощадки;
б) парикмахерская, ремонтная мастерская, любой магазин, банки;
в) отделение милиции, пожарная часть, почта, больница, поликлиника, видеотека.
3. Каким из ниже перечисленных правил вы воспользуетесь, возвращаясь вечером домой:
а) идти кратчайшим путем, пролегающим через дворы, свалки и плохо освещенные места;
б) идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю дороги;
в) воспользуйтесь попутным транспортом.
4. Девушка заходит в свой подъезд, слышит громкие крики, смех, шум, и понимает, что этажом выше на лестничной площадке находится пьяная компания. Выберите из предлагаемых вариантов действий тот, который могли посоветовать девушке:
а) спокойно подниматься домой;
б) ждать пока они уйдут;
в) дождаться взрослого знакомого человека, входящего в подъезд, и попросить проводить до квартиры.
Ответы 7
1-в2-а3-в4-а(не уверен)5-а(не точно)6-б7-б8-а9-в10-б11-а12-а13-в14-в15-тут не знаю
3.Объявляется ничья. До тех пор, пока преимущество одной их команд составит 2 очка. До тех пор, пока преимущество одной из команд составит 3 очка.
5.Делит половину площадки на линию защиты и линию нападения.
Не разрешается блокировать мяч при подаче, прерывая его траекторию над сеткой. Если очко выиграно командой, которая подавала мяч, то подачу продолжает выполнять тот же игрок. В современном волейболе наиболее распространена силовая подача в прыжке. СОРЯН
9.Выполнение передач для нападающего удара.
10.После каждого выигранного очка. Вроде
11.позади каждой лицевой линии. ИЗВИНИ САМ НЕ ЗНАЮ
17.Выпрыгнуть вверх и ударить по мячу.
19.Нога игрока полностью переступает центральную линию. ВРОДЕ
20. По часовой стрелке
ФУХХХ ВРОДЕ ПРАВЕЛЬНО
Первое задание на понимание содержания текста. Если мы внимательно его прочитаем, то поймем, что «мукой» для Глебова автор называет его завистливые чувства, зародившиеся сначала к жильцам огромного дома по соседству, который был ему недоступен, а затем к новому мальчику Лёвке, унизить которого Глебов подстрекал весь класс, но мальчик вышел из ситуации победителем, и все захотели завести с ним дружбу.
Метафора – перенос по сходству (использование понятий в переносном значении по их внешнему сходству с чем-либо).
В данном случае метафора использована в предложении (3), где многоэтажный дом назван «серой громадой».
4. – 4)
Задание на знание фонетики.
Высказывание 4) неверно по следующей причине:
в слове ПУГАЧ три согласных звука
п [п] – парный по твердости-мягкости, его пара [п’]
г [г] – парный по твердости-мягкости, его пара [г’]
ч [ч’] – непарный по твердости-мягкости, этот звук всегда мягкий.
Правильный ответ – слово «сверху», так как приставки з в русском языке нет.
7. – 4)
Чтобы верно выполнить задание, нужно определить часть речи каждого слова.
Взамен – наречие
Презрительно – наречие
Громадным – прилагательное
Посрамлены – краткое страдательное причастия от полного причастия посрамлённый.
11. – 22
Обособленные определения — значит определения, выделенные знаками. Поэтому, чтобы найти нужные предложения, мы должны объяснить все знаки в каждом из предложений. Объяснения даны в скобках.
(20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя (Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным). (21) И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… (Простое предложение с вводным словом) (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью (Простое предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом). (23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества (Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным и вводной конструкцией).
12. 5,6
Объясним постановку всех запятых в приведенных предложениях. Объяснения даны в скобках.
Серая громада висла над переулочком, (запятая отделяет однородные члены) по утрам за́стила солнце,(запятая отделяет части сложного предложения) а
вечерами сверху летели звуки музыки. Там, в поднебесных этажах (уточняющие члены предложения, выделяются с обеих сторон),
шла, казалось, (вводное слово, выделяется с обеих сторон) совсем иная жизнь, (сравнительный оборот) чем внизу.
Основы безопасности жизнедеятельности
7 класс
Содержание урока
Как вести себя на улице
Как вести себя на улице
Задание
Читая текст, постарайтесь запомнить признаки опасного времени.
Степень опасности в одно и то же время суток может быть разной в зависимости от того, где находится человек: ночью в лесопарке более опасно, нежели на освещённых улицах населённого пункта. Существует опасное время и опасное место.
Опасное время — это период значительного повышения риска для личной безопасности (как правило, ночь, поздний вечер или раннее утро).
Опасное место — это такое место, где одинаково небезопасно в любое время суток. Как правило, это такие объекты, где либо большое скопление людей (вокзалы, места массовых зрелищ, стадионы, многолюдные улицы с большим потоком машин), либо малолюдно (лесопарки, пустыри, стройки, заброшенные дома, пустынные улицы).
Но существуют места, которые остаются безопасными в любое время суток, где всегда можно найти укрытие от преступных посягательств, где не откажут в помощи и поддержке — это отделение полиции, любой магазин, пожарная часть, почта, банк, поликлиника, больница, парикмахерская, ремонтная мастерская и т. п. Важно не стесняться и в случае необходимости сразу обращаться к людям за помощью.
Какие правила нужно соблюдать, чтобы не стать жертвой мошенника, хулигана, преступника?
• Никогда не разговаривать с незнакомыми людьми.
• Не ходить в одиночку через плохо освещённые переходы и туннели, не пытаться «срезать путь» через парк, пустырь или строительную площадку.
• Не отвечать и не поддаваться на провокацию, если к вам грубо обращаются и насмехаются.
• Не подходить близко к стоящему автомобилю, особенно если в нём сидят люди и работает двигатель.
• Не садиться в пустые вагоны трамваев, метро и электричек в позднее время.
• Не давать адреса и домашнего телефона незнакомым лицам.
Известно, что хулиганы часто обходят стороной тех людей, которые могут за себя постоять. Внешний вид человека должен говорить об уверенности в своих силах и ни в коем случае — о страхе. Если человек выглядит робким и пугливым, любой преступник или хулиган сочтёт его потенциальной жертвой. Манера поведения и жесты — важное орудие самозащиты.
Вот приметы человека, который не может за себя постоять: нервная улыбка-гримаса, тихий, неуверенный голос, беспокойные руки, бегающий взгляд, нервная походка.
Спокойная улыбка, уверенное выражение лица и прямой взгляд — всё это сбивает спесь правонарушителя и вселяет сомнение: а стоит ли связываться? Самозащита это не только физическая готовность противостоять сопернику, это психологическая готовность встретить опасность, уверенность в себе и нежелание стать жертвой.
Надо уметь твёрдо говорить «НЕТ». Умение убедительно сказать одно это слово — важное качество, обозначающее вашу позицию и часто обеспечивающее моральный перевес в противоборстве со злоумышленником.
Очень важно заставить себя преодолеть страх. Часто, когда происходит нападение, жертва буквально цепенеет, покоряясь вате хулигана, и только потом начинает думать, что можно было сделать. Постарайтесь взять инициативу в свои руки.
Оцениваем обстановку
Заподозрив опасность, трезво оцените её. не нервничайте, не суетитесь. Если возможно, отойдите в сторону, не лезьте на рожон.
Действуем быстро
1. Стараемся импровизировать, быстро принимаем решения в зависимости от ситуации.
2. Если незнакомец ссылается на родителей, друзей и знакомых, ни в коем случае не принимаем его слова на веру.
3. Стараемся по возможности разрешить ситуацию мирно. Не проявляем агрессии первыми.
Сделаем вывод и запомним его
Не доверяем незнакомым людям любого пола и возраста! Если кто-то проявляет повышенное внимание: предлагает поехать на машине, сняться в кино и т. п., — не соглашайтесь. Все подобные предложения предлагайте обсудить с родителями.
Практическая работа
Цель: психологически подготовиться к встрече с преступником.
Задании: предложите ответы уверенного человека на сомнительные уговоры и угрозы. Составьте перечень ответов на случай возможного контакта с незнакомым человеком.
Подсказка
Существуют типичные ответы, а именно: «Не приставайте ко мне», «Нет. Я с вами никуда не пойду», «Нет. Я вас не знаю, отойдите от меня».
О мерах предосторожности в лифте и на лестнице
Читая текст, оцените, является ли он для вас актуальным.
Многие из вас, возвращаясь домой, без опаски входят в подъезд или в лифт с посторонними, незнакомыми людьми. Не стоит быть таким беспечным и легкомысленным! Кто-то скажет: «Но нельзя же всем не доверять!» Конечно нельзя. Но подозрительность не имеет ничего общего с предусмотрительностью. Надо научиться быть внимательным и никогда не забывать о предосторожности.
Наша жизнь сегодня полна неожиданностей и случайностей. Поэтому необходимо воспитывать в себе такие качества как предвидение, предусмотрительность, внимательность. Например, если вы один возвращаетесь из школы, то, прежде чем зайти в свой подъезд, убедитесь, что обстановка вокруг не внушает опасения. Это предполагает следующие действия:
Следующая страница Если нападение произошло
Задания по ОБЖ с ответами(тренировочное изучение)
Задания и ответы ОБЖ- 9 класс
В представленной методике даются тексты заданий и ответы на них. Причем представленные ответы по их содержанию являются основой для оценки знаний участников, т.к. несут только смысловую нагрузку рассматриваемого вопроса или ситуации и не претендуют на единственно верные по структуре содержания.
1. Методика оценивания выполнения теоретических олимпиадных
заданий
Задание 1. Ваш класс оказался в экстремальной ситуации на природе. Необходимо принять решение, от которого зависит план дальнейших действий. Стрелками укажите действия, соответствующие каждому из решений.
Нет уверенности, что скоро придет помощь
Есть уверенность что скоро придет помощь
Никто не знает предполагаемого местонахождения вашего класса
Отсутствуют средства связи
Нет возможности двигаться
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное здание – 10 баллов (по 2 балла за каждую из 5 позиций).
Задание 2. Зная и выполняя правила личной безопасности, можно избежать многих преступлений. Дайте определения перечисленным понятиям. Рассмотрите предложенную ситуацию.
Опасное время – это время значительного повышения риска для личной безопасности.
Примеры опасного времени: ночь, поздний вечер, ранее утро.
Вопрос 2. Что такое опасное место? Приведите примеры опасных мест.
Опасное место: лесопарки, стройки, стройплощадки, заброшенные дома, подвалы, чердаки, вокзалы, рынки, аэропорты, места массовых зрелищ, пустынные вечерние улицы и др.
Вопрос 3. Что такое виктимное поведение? Приведите примеры виктимного поведения.
Виктимное поведение – это проявление особого, провоцирующего поведения.
Примеры виктимного поведения:
демонстрация крупной суммы денег при расплате за покупку;
девушка в короткой юбке и кофточке с глубоким вырезом, идущая через темный сквер;
демонстрация дорогих украшений поздним вечером в общественном транспорте или на улице;
выглядывающий из кармана бумажник, кошелек и др.
Ситуация. При помощи стрелок установите соответствие между ситуациями и правилами безопасного поведения.
Незнакомый человек приглашает поехать к нему на дачу на пикник
Вашу дверь пытаются открыть. Взрослых нет дома, и вы знаете, что они придут не скоро.
Убедиться что дверь надежно заперта, позвонить в полицию, не открывать дверь
Сослаться на занятость, болезнь, необходимость вовремя быть дома, посоветоваться с друзьями, прервать беседу и уйти
Не входить в квартиру, вызвать полицию от соседей или по мобильному телефону
Водитель остановившего автомобиля просит сесть в машину и показать дорогу
Вы пришли домой и замечаете, что дверь квартиры распахнута, внутри квартиры виден беспорядок (разбросаны вещи, выбито окно и т.п.)
Не подходить и не садиться в автомобиль
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное здание – 23 балла
За правильный ответ на вопросы – 15 баллов (по 5 баллов за каждый из 3 вопросов)
За правильный ответ на ситуацию – 8 баллов (по 2 балла за каждое верное соединение)
Задание 3. Современный дом (квартира) в силу объективных причин не только защищает человека, но и может создать условия для возникновения опасных ситуаций. С учетом этого Вам предлагается ответить на следующие вопросы.
Вопрос 1. Какие опасные ситуации возможны в доме (квартире) и каковы их причины. Заполните до конца таблицу.
Причина опасных ситуаций
Неосторожное обращение и шалость детей с огнем; нарушение правил пользования электробытовыми и электронагревательными приборами; нарушение правил хранения и использования горючих и легко воспламеняющихся жидкостей; утечка бытового газа; неосторожное обращение с пиротехническими изделиями и др.
Поражение электрическим током
Использование неисправных электроприборов и электрооборудования; ремонт не обесточенных электроприборов; игры детей с работающими электроприборами; прикосновение открытой частью тела (особенно мокрыми руками) к неисправной электропроводке, оголенным или оборванным электропроводам.
Отравление препаратами бытовой химии
Нарушение правил пользования и хранения препаратов бытовой химии; использование неизвестных препаратов и препаратов, приобретенных не в магазине; разлитые или рассыпанные препараты.
Вопрос 2. Сформулируйте подробно общие правила вызова специальных служб (скорая помощь, полиция, пожарная охрана, спасатели и др.) по телефону при возникновении опасных или аварийных ситуаций в доме, квартире.
При вызове специальных служб по телефону необходимо сообщить:
Свое имя и фамилию, а также номер телефона, откуда передается сообщение ;
Точный адрес (улица, номер дома и квартиры, этаж, подъезд и код) или другие ориентиры.
За правильный ответ на первый вопрос – 15 баллов (по 5 баллов за каждую из трех позиций). Если по какой-либо позиции ответ не верен – баллы не начисляются
Задание 4. Предприятия, использующие в производственных процессах опасные химические вещества, являются потенциально опасными для проживающего рядом с ними населения, так как на них могут возникать аварийные ситуации с выбросом в атмосферу токсичных веществ. Рассмотрите предложенные ситуации и примите правильное решение.
Ситуация 1. При аварии на химическом предприятии была получена информация о времени и месте сбора населения для экстренной эвакуации на транспорте. До места сбора вам пришлось добираться по зараженной местности, используя простейшие средства защиты органов дыхания – ватно-марлевые повязки. Определите действия перед посадкой в транспортное средство после выхода из зараженной зоны и заполните схему.
Снять верхнюю одежду
Принять душ с мылом
Тщательно промыть глаза и прополоскать рот
Ситуация 2. На химическом предприятии произошла авария с выбросом хлора. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении вашего района. Возможности эвакуации из зоны заражения нет. Вы находитесь в своей квартире. Что вам необходимо предпринять при отсутствии средств индивидуальной защиты и возможности эвакуироваться? Заполните схему.
Плотно закрыть окна и двери
Входные двери зашторить плотной тканью
Провести герметизация жилища
Вопрос: концентрация каких из этих АХОВ (фосген, аммиак, хлор, сероводород, сернистый ангидрид, формальдегид) в летнее время будет наибольшей?
На верхних этажах здания: аммиак, сероводород, формальдегид.
На нижних этажах здания: хлор, фосген, сернистый ангидрид.
За правильный ответ на первую ситуацию – 6 баллов (по 2 балла за каждую из трех позиций)
За правильный ответ на вторую ситуацию – 6 баллов (по 2 балла за каждую из трех позиций)
За правильный ответ на вопрос – 6 баллов (по 1 баллу за каждую из 6 позиций)
Ситуация 1. Произошла авария на атомной электростанции. Ожидается выпадение радиоактивных веществ. По местному радио объявили об эвакуации жителей района, в котором вы проживаете. Определите последовательность ваших действий и заполните схему.
Включить телевизор, радио, выслушать сообщения
Освободить от продуктов холодильник, вынести скоропортящиеся продукты и мусор
Отключить воду, газ, электричество, погасить огонь в печи
Взять необходимые вещи, продукты питания, документы
Надеть средства защиты органов дыхания и кожи
Следовать на сборный эвакуационный пункт
Ситуация 2. Вы проживаете в районе, где расположена атомная электростанция. Какую информацию вы должны знать, чтобы защитить себя и своих близких в случае возникновении аварии на атомной электростанции, и где эту информацию можно получить?
Население, проживающее вблизи радиационно опасных объектов, должно заранее узнать в жилищно-эксплуатационных и специально уполномоченных органах следующие сведения:
Место расположения (адрес) убежища по месту жительства, работы, учебы;
Место получения (адрес) индивидуальных средств защиты, препаратов, йода по месту жительства, работы, учебы;
Адрес и телефон эвакуационного пункта;
Район возможной эвакуации (адрес и телефон);
Адреса и телефоны ближайших пунктов: медицинского, охраны общего порядка, радиационного контроля.
За правильный ответ на 1 ситуацию – 9 баллов (по 1,5 балла за каждую из шести позиций)
За правильный ответ за 2 ситуацию – 5 баллов (по 1 баллу за каждую из пяти позиций)
Задание 6. Основываясь на данных пожарной безопасности, заполните правую часть таблицы.
Какие действия не допускаются при использовании углекислотного огнетушителя?
При использовании углекислотного огнетушителя не допускается прикасаться к раструбу и держать его в горизонтальном положении
Каким огнетушителем нельзя тушить электропроводку под напряжением?
Тушить электропроводку под напряжением нельзя пенным огнетушителем
С какой целью используют при пожаре в помещении распыленную струю?
Распыленную струю используют при пожаре в помещении для понижения температуры среды и для более эффективного тушения пламени
При ожогах второй и третей степени может возникнуть ожоговая болезнь. Когда это возможно?
Ожоговая болезнь возникает при поражении 30-35% тела.
Можно ли для тушения одежды, которая загорелась на человеке, использовать химический пенный огнетушитель?
Вопрос 1. Дополнить схему об основных элементах здорового образа жизни
Основные элементы здорового образа жизни
Оптимальный уровень двигательной активности
Экологически грамотное поведение
Психическая и эмоциональная устойчивость
Профилактика заболеваний передаю щихся половым путем
Соблюдение режима труда и отдыха
Отказ от вредных привычек
Безопасное поведение дома, на улице, в школе
Вопрос 2. Вписать наименования продуктов питания, которые являются:
а) источниками белков: мясо, рыба, молочные продукты, яйца, орехи, крупы и др.;
б) источниками жиров: сливочное масло, сметана, сливки, сыр, подсолнечное
масло, кукурузное масло, орехи, овсяная крупа и др.;
в) источниками углеводов: хлеб, печенье, крупы, овощи, фрукты и др.
Вопрос 3. Дополнить схему, характеризующую основные физические качества человека
Основные физические качества, обеспечивающие высокий уровень здоровья
за правильный ответ на первый вопрос – 5 баллов (по 0,5 балла за каждую из десяти позиций).
Задание 8. Основываясь на знаниях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера, выполните следующие задания:
Вопрос 1. По определениям опасных природных явлений, данных в левой колонке таблицы, в правой колонке, впишите вид опасного природного явления.
Определение опасного природного явления
Вид опасного природного явле ния
Смещение масс горных пород по склону под воздейст вием собственного веса и дополнительной нагрузки вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсми ческих толчков и иных процессов.
Затопление водой местности, прилегающей к реке, озеру или водохранилищу, которое наносит урон здоровью людей или даже приводит к их гибели, а также причиняет материальный ущерб.
Горный поток, состоящий из смеси воды и рыхлообло мочной горной породы (грязи, камней).
Ветер разрушительной силы и значительной продолжи тельности, скорость которого превышает 32 м/с.
Покрытие окружающей местности слоем воды, залива ющим дворы, улицы населенных пунктов и нижние этажи зданий
Прибрежные тектонические и вулканические землетрясения, сопровождающиеся сдвигом вверх и вниз протя женных участков морского дна.
Сильный маломасштабный атмосферный вихрь, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с, облада ющий большой разрушительной силой.
Наводнения, вызванные весенним таянием снега на рав нинах или таянием снега и ледников в горах
Отрыв и катастрофическое падение больших масс гор ных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах.
Обвал (горный обвал)
Наводнения, вызванные большим сопротивлением вод ному потоку, возникающим при скоплении ледового материала в сужениях или излучинах реки во время ле достава
Вопрос 2. Составьте определение и назовите его:
… нарушение жизнедеятельности людей…
… опасное природное явление или процесс…
… разрушением и уничтожением материальных ценностей…
… гидрологического или биологического происхождения…
… при которых возникает чрезвычайная ситуация…
… и приводящее к гибели людей…
Это определение стихийного бедствия.
Стихийное бедствие – это опасное природное явление или процесс геологического, метеорологического, гидрологического или биологического происхождения крупных масштабов, при которых возникают чрезвычайные ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности людей, разрушением и уничтожением материальных ценностей и приводящее к гибели людей.
Оценка задания . Оценка за правильно выполненное задание, которое состоит из двух частей — 20 баллов, при этом:
за правильное заполнение таблицы в первой части задания начисляется 15 баллов (по 1,5 балла за каждую из 10 позиций). Если в какой либо позиции ответ не верен или не указан, баллы не начисляются;
2. Методика оценивания выполнения тестовых олимпиадных заданий
Порядок оценки тестовых заданий
Определить один правильный ответ
Какие из перечисленных структур являются рабочими органами как государственных, так и местных комиссий по чрезвычайным ситуациям?
специально создаваемые штабы;
органы управления (комитеты, управления, отделы) по делам ЧС;
Под пожаром понимают:
контролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей;
процесс горения, возникающий в условиях самовоспламенения;
неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей;
неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей, но не представляющий опасность для жизни людей.
Для возникновения пожара (процесса горения) необходимо:
горючее вещество, кислород (окислитель);
горючее вещество, кислород (окислитель), источник воспламенения;
кислород (окислитель), источник воспламенения, имеющий высокую температуру и запас тепла.
Почему в частных домах с печным отопление нельзя закрывать печную заслонку раньше, чем прогорит все топливо?
недогоревшее топливо задымит весь дом;
в дом станет поступать угарный газ;
чтобы не уходило тепло.
Как называется гибкий трубопровод для тушения пожара?
При обнаружении запаха газа в квартире необходимо:
проверить с использованием источника воспламенения (зажигалка, спички) откуда происходит утечка газа; перекрыть краны к приборам и на приборах; вызвать аварийную службу;
оповестить о случившимся соседей, осторожно пройти на кухню, включить свет и убедиться в утечке газа; вызвать аварийную службу;
немедленно прекратить пользование газовыми приборами, перекрыть краны к приборам и на приборы, открыть окна или форточки для проветривания помещения; вызвать аварийную службу.
Какие бытовые электроприборы являются приборами повышенной пожароопасности?
стиральная машина, кофемолка, пылесос, компьютер;
телевизор, фен, холодильник, микроволновая печь;
утюг, электрическая плита, электрообогреватель, электрический кипятильник.
Участник дорожного движения – это
лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя транспортного средства;
лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства;
лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя или пассажира транспортного средства.
Причиной переутомления является:
неправильная организация режимов труда и отдыха;
чрезмерное употребление пищи;
негативные факторы природной среды;
чрезмерные учебные нагрузки.
К ликвидации последствий радиоактивного заражения относится:
Определите все правильные ответы
Какие из перечисленных функций не являются основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности?
создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
осуществление государственного пожарного надзора и другой контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;
проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а так же лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации.
За каждый правильный
ответ начисляется 2 балла. За каждый неправильный
ответ начисляется 0 баллов.
В государственную противопожарную службу входят:
противопожарная служба субъектов РФ;
поисково-спасательная служба МЧС России;
общественные объединения, участвующие в мероприятиях в области защиты населения и территории от ЧС;
федеральная противопожарная служба.
За каждый правильный
ответ начисляется 2 балла. За каждый неправильный
ответ начисляется 0 баллов.
Определите, какие из перечисленных подсистем не входят в структуру единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС
За каждый правильный
ответ начисляется 2 балла. За каждый неправильный
ответ начисляется 0 баллов.
К силам гражданской обороны относятся:
воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные войска гражданской обороны;
формирование российской службы медицины и катастроф;
аварийно-спасательные формирования и газоспасательные службы;
военизированные горноспасательные части угольной, горнорудной и химической промышленности.
За каждый правильный
ответ начисляется 2 балла. За каждый неправильный
ответ начисляется 0 баллов.
Приметами хоженой тропы могут быть:
наличие следов птиц и зверей;
сломанные ветки, следы от транспорта;
примятая трава, следы деятельности человека (фантики от конфет, бумага, бутылки, остатки пищи и т.д.).
За каждый правильный
ответ начисляется 2 балла. За каждый неправильный
ответ начисляется 0 баллов.
Последствиями аварий на химически опасных объектах могут быть:
изменение энергетического баланса региона (территории), на которой произошла химическая авария;
изменение структуры земной поверхности региона, на которой произошла химическая авария;
заражение окружающей среды опасными ядовитыми веществами;
массовое поражение людей, животных, растений.
За каждый правильный
ответ начисляется 2 балла. За каждый неправильный
ответ начисляется 0 баллов.
Поражающие действия волны порыва при гидродинамических авариях проявляются:
в понижении температуры окружающей среды;
поражающим и травмирующим действием;
в понижении концентрации кислорода в воздухе;
в непосредственном динамическом воздействии на тело человека.
За каждый правильный
ответ начисляется 2 балла. За каждый неправильный
ответ начисляется 0 баллов.
Не относятся к гидрологическим опасным явлениям:
За каждый правильный
ответ начисляется 2 балла. За каждый неправильный
ответ начисляется 0 баллов.
Поражающими факторами ядерного взрыва являются:
За каждый правильный
ответ начисляется 2 балла. За каждый неправильный
ответ начисляется 0 баллов.
Алкоголь, растворяясь в крови, оказывает разрушительное воздействие на все органы. Из перечисленных ответов выберете те, которые характеризуют отрицательное влияние на органы человека
нарушается защитная функция печени;
развитие сахарного диабета;
наблюдается увеличение мочевого пузыря;
нарушается деятельность мозжечка;
усиливаются защитные функция организма.
За каждый правильный
ответ начисляется 2 балла. За каждый неправильный
ответ начисляется 0 баллов.
Общий итоговый балл определяется суммой баллов, полученных за каждое тестовое задание
При оценке с 1 по 10 тестового задания 0 баллов выставляется за неправильный ответ, а так же если отмечено несколько ответов (в том числе правильный) или все ответы
При оценке с 11 по 20 тестовых заданий 0 баллов выставляется, если отмечено более 2х ответов или все ответы (в том числе правильные)
Матрица ответов на тестовые задания теоретического тура для участников средней возрастной группы (9 класс)
Задания и ответы 10-11 класс
1. Методика оценивания выполнения теоретических олимпиадных
заданий
Задание 1. Акустические колебания по частоте делят на 3 вида. Дополните схему, вписав их названия, и поясните, какое влияние они оказывают на организм человека.
Инфразвук (акустические колебания до 16 Гц)
Действие на человека: чувство подавленности; страх; эффект морской болезни; вибрация органов человека; расстройство органов пищеварения и мозга; снижение зрения (вплоть до слепоты); на частоте 7 Гц смертелен.
Звук (акустические колебания от 16 Гц до 20 кГц)
Звуки различной частоты называются шумом.
Действие на человека: учащение пульса, дыхания; головокружение; головная боль; повышение расхода энергии; переутомление; ослабление внимания; повышение нервной возбудимости; уменьшение способности мышления; шумовая болезнь; снижение слуха (тугоухость); потеря слуха (глухота); снижение производительности на 15-20%.
Ультразвук (акустические колебания выше 20 кГц)
Действие на человека: быстрая утомляемость; головная боль; раздражительность; боль в ушах; бессонница.
за правильное определение акустических колебаний начисляется 3 балла (по 1 баллу за каждую из трех позиций)
за правильное пояснение воздействия на организм человека вида акустического колебания начисляется 15 баллов (по 5 баллов за каждую из трех позиций)
Вопрос 1. Обобщите и перечислите источники электромагнитных полей (ЭМП) (источники электромагнитных полей промышленной частоты, источники излучений радиочастот, источники электростатического поля и электромагнитных излучений в широком диапазоне частот, источники повышенной опасности в быту с точки зрения электромагнитных излучений).
Источниками электромагнитных полей промышленной частоты (50 Гц) являются: линии электропередач, открытые распределительные устройства, включающие коммутационные аппараты, устройства защиты и автоматики, измерительные приборы, сборные соединительные шины, вспомогательные устройства, высоковольтные установки.
Источниками электромагнитных излучений радиочастот являются : мощные радиостанции, антенны, генераторы сверхвысоких частот, установки индукционного и диэлектрического нагрева, радары, измерительные и контролирующие устройства, исследовательские установки, высокочастотные приборы и устройства в медицине и в быту.
Источником электростатического поля и электромагнитных излучений в широком диапазоне частот являются: персональные электронно-вычислительные машины и видеодисплейные терминалы.
Главную опасность для пользователя представляют электромагнитные излучения монитора диапазона частот 20 Гц – 300 МГц и статический электрический заряд на экране.
Источником повышенной опасности в быту с точки зрения электромагнитных излучений являются: микроволновые печи, телевизоры, радиотелефоны, электрические плиты, электрогрили, утюги, холодильники.
Вопрос 2. Какое отрицательное воздействие вызывает ЭМП?
Отрицательное воздействие ЭМП: торможение рефлексов, понижение кровяного давления (гипотония), замедление сокращений сердца (брадикардия), изменение состава крови в сторону увеличения числа лейкоцитов и уменьшения эритроцитов, помутнение хрусталика глаза (катаракта)
Субъективные критерии оценки воздействия ЭМП: головная боль, повышенная утомляемость, раздражительность, нарушение сна, одышка, ухудшение зрения, повышение температуры тела.
Оценка задания. Максимальная оценка 16 баллов :
а) за правильное выполнение 1-ой части задания 12 баллов (по 3 балла за каждую из четырех позиций)
б) за правильное выполнение 2-ой части задания начисляется 4 балла (по 2 балла за каждую из двух позиций)
Задание 3. В России ежегодно возникает более 300 тысяч пожаров, в которых погибают десятки тысяч людей. Ответьте на следующие вопросы.
Вопрос 1. Пожар включает несколько фаз его развития. Заполните таблицу и дайте характеристику фазам развития пожара.
Краткая характеристика фазы развития пожара
Начальная стадия пожара (15-30 мин)
Характеризуется небольшой температурой горения (температура в помещении повышается до 200 ⁰ С) и скоростью распространения огня (происходит преимущественно линейное распределение огня вдоль горючего вещества (материала)). Приток воздуха в помещении сначала увеличивается, а затем медленно снижается.
Стадия разгорания – объемного развития пожара (30-60 мин)
Характеризуется резким увеличением температуры горения (с 250-300 ⁰ С до 1000 ⁰ С). Стабилизация пожара происходит на 20-25-ой минуте от начала пожара и продолжается 20-30 минут.
Затухающая стадия пожара
Ослабление силы пожара по мере выгорания огнеопасных материалов. Нагретые продукты горения преимущественно концентрируются в верхней части помещения. Наилучшая видимость при задымленности помещения и, соответственно, наименьшая концентрация отравленных веществ в нижней части помещения у пола.
Пожаротушения» и найдите ошибки.
Здания и помещения рекомендуется обеспечивать первичными средствами тушения пожара в соответствии с нормами оснащения.
Расстояние от возможного очага пожара до места размещения огнетушителя должно быть больше 20 м.
Первичные средства пожаротушения должны эксплуатироваться в соответствии с их паспортными данными. Допускается использование средств пожаротушения, не имеющих сертификатов.
Каждый огнетушитель, установленный в здании или помещении, должен иметь порядковый номер, нанесенный зеленой краской.
Огнетушители располагаются на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте 3 м от пола.
Здания и помещения рекомендуется (необходимо) обеспечивать первичными средствами тушения пожара в соответствии с нормами оснащения.
Расстояние от возможного очага пожара до места размещения огнетушителя должно (не должно) быть больше 20 м.
Первичные средства пожаротушения должны эксплуатироваться в соответствии с их паспортными данными. Допускается (не допускается) использование средств пожаротушения, не имеющих сертификатов.
Каждый огнетушитель, установленный в здании или помещении, должен иметь порядковый номер, нанесенный зеленой (белой) краской.
Огнетушители располагаются на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте 3 м (не более 1,5 м) от пола.
Оценка задания. Максимальная оценка – 25 баллов :
Вопрос 1 (максимально – 12 баллов)
за правильное определение наименования фазы пожара 3 бала (по 1 баллу за каждую из 3х позиций)
за правильно данную характеристику фазы развития пожара оценка 9 баллов (по 3 балла за каждую из 3х позиций)
Вопрос 2 (максимально – 8 баллов)
За правильный ответ ОВ, ОП, ОВП, ОУ по 1 баллу за каждую расшифровку
За правильный ответ ОХП, ОХ по 2 балла за каждую расшифровку
Вопрос 3 (максимально – 5 баллов)
Задание 4. Вы часто пользуетесь услугами железнодорожного транспорта, который по статистике примерно в три раза безопаснее, чем полет на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем поездка в автомобиле. Между тем, при поездке в пассажирском поезде могут п роисходить аварийные ситуации, угрожающие здоровью и жизни людей. Рассмотрите предложенные Вам ситуации и найдите правильное решение.
Ситуация 1. Вы находитесь в пассажирском поезде. В вагоне, в котором вы едите, начался пожар, происходит сильное задымление. Определите алгоритм Ваших действий и заполните схему:
Проводнику и разбудить спящих пассажиров
Уходить в передние вагоны;
При сильном задымлении защитить нос и рот подручными средствами от попадания продуктов горения
Ситуация 2 . Заполните до конца таблицу, указав в ней правильные ответы на поставленные вопросы.
Какие вагоны в пасса жирском поезде наиболее опасны для пассажиров при столкновении составов?
Наибольшую угрозу для пассажиров представляют первый и последний вагоны поезда. Первый смина ется и сбрасывается с пути при столкновении в лоб. С последним то же самое происходит при столкновении сзади, только в еще более катастрофических масштабах.
Какие полки купе в вагоне пассажирского поезда считаются наименее опасными?
Это полки купе, расположенные в сторону движения. При экстренном торможении или столкновении, пас сажиры этих полок могут слететь на пол и получить травмы.
В каких случаях при пожаре в поезде запре щается использовать стоп- кран для остановки поезда?
Не допускается срывать без крайней необходимости стоп-кран при пожаре, для остановки поезда на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация.
Вопрос 1. Укажите возраст и категории граждан, подлежащих призыву на военную службу. Заполните схему:
Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.
Состоящие на воинском учете
Не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете
Не пребывающие в запасе
Вопрос 2. Укажите сроки призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе.
Сроки призыва: с 1 апреля по 15 июля
с 1 октября по 31 декабря
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание 10 баллов:
за правильно заполненную схему в вопросе 1 – 8 баллов (по 2 балла за каждую из 4х позиций)
за правильный ответ в вопросе 2 – 2 балла (по 1 баллу за каждую из 2х позиций)
Задание 6. В Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах устанавливаются состав военнослужащих и воинские звания.
Вопрос 1. Определить и записать в порядке возрастания служебные воинские звания: младший сержант, старшина 1 статьи, адмирал, капитан 3 ранга, генерал-лейтенант, ефрейтор, генерал армии, капитан.