Что такое опасные места в русском языке
1 класс. Что такое опасные места в предложении, как выделить опасное место?
Опасные места в предложении это те, где можно сделать ошибку. Их подчёркивают черточкой.
Например: безударные гласные о,а,и,е,я: лиса-лис, коса-косы, слоны-слон.
Удвоенные согласные: Алла, Инна.
В первом классе детям предлагают запоминать правила по русскому языку с помощью ассоциаций, например, орфограмму жи ши пиши с буквой и детям обозначают как опасное место. Орфограммы в словах обозначаются как опасные места, то есть выделить нужно орфограмму
Составить школьнику первого класса рассказ со словами Родина, Россия, Москва, Земля не так уж и просто.Важно объяснить ребёнку, что такое вообще рассказ.Например, ему можно представить себе, что он встретил иностранца и ему надо рассказать про себя и свою страну.Врядли рассказ должен быть длинным, но главную информацию в него всё-таки необходимо поместить.И главные вопросы рассказа, по моему мнению, это «Кто Я?», «Откуда Я?». Поробуем так.
«Я живу в России.Россия-это большая страна, это моя Родина. Я родился в России. Главный город в Росси- это город Москва. Там живёт и работает президент.
На земле много стран, но Россия- самая большая страна из всех.»
В 1 классе детей ещё не знакомят с понятиями подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство. Простые схемы предложений имеют целью формирование знаний, умений и навыков определения границ предложения, количества слов в нём, соблюдения пробелов между словами, написания первого слова в предложении с большой буквы (вертикальная чёрточка в начале схемы), понимание знака окончания предложения.
Примеры:
*Идёт снег. Зима наступила.
*Идёт белый снег. Снег падал хлопьями.
*Медленно падает белый снег. Идёт белый пушистый снег.
*Красивые белые снежинки медленно падают.
Пусть сам ребёнок найдёт в сказке или сам придумает такие предложения.
А эпизод на картинке, когда девочка плачет в кругу букашек, которые сказали ей о том, что она страшненькая, потому что не похожа на них. И ей обидно, что даже жуки не захотели с ней дружить.
«Сказочная страничка»
Задание для проекта:
В интернете очень много специализированных ресурсов со сказками для детей, но будет лучше, если первоклассник принесет книжку с собой на урок. Если нет возможности, сказку можно скачать и распечатать.
Возьмем в качестве примера всеми любимую русскую народную сказку «Вершки и корешки». Ее текст есть в сборниках и на любом сайте с детской литературой. А еще по ней сняли красочный мультфильм, который тоже можно посмотреть, чтобы лучше запомнить сюжет.
В интернете очень много рисунков, нарисованных детьми по мотивам сказки «Вершки и корешки». Можно взять их в качестве примера или придумать что-то свое.
Чтобы лучше запомнить сюжет, его лучше разделить на несколько главных частей.
Памятка «Опасные при письме места». 2 класс.
Памятка «Опасные при письме места».
1. Начало предложения пишется с большой буквы, слова пишутся раздельно, в конце стоит точка (восклицательный или вопросительный знаки). Подчёркиваем.
2. Безударные гласные «опасные»: а, о, и, е, я. Под буквой ставим точку.
3. Подчёркиваем сочетания: жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк – чн, чт, щн, зн, ст, зд, сн, нч, нщ, нт.
4. Подчёркиваем ь знак и ъ знак.
5. Отмечаем парный согласный на конце слова и перед другим парным (под буквой ставим точку): б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с, бь – пь, вь – фь, дь – ть, зь – сь.
6. Подчёркиваем заглавную букву в именах собственных, кличках животных, названиях рек, городов, озёр и т.д.
7. Мягкий согласный перед мягким. Отмечаем точкой.
Памятка «Опасные при письме места».
1. Начало предложения пишется с большой буквы, слова пишутся раздельно, в конце стоит точка (восклицательный или вопросительный знаки). Подчёркиваем.
2. Безударные гласные «опасные»: а, о, и, е, я. Под буквой ставим точку.
3. Подчёркиваем сочетания: жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк – чн, чт, щн, зн, ст, зд, сн, нч, нщ, нт.
4. Подчёркиваем ь знак и ъ знак.
5. Отмечаем парный согласный на конце слова и перед другим парным (под буквой ставим точку): б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с, бь – пь, вь – фь, дь – ть, зь – сь.
6. Подчёркиваем заглавную букву в именах собственных, кличках животных, названиях рек, городов, озёр и т.д.
7. Мягкий согласный перед мягким. Отмечаем точкой.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Примерное проектирование логопедического материала
Проверочная работа по русскому языку 4 класс «Падежные окончания имен существительных в единственном числе».
Тест по окружающему миру на тему «Мы и наше здоровье» (3 класс)
Планирование по окружающему миру
Конспект урока математики в 4 классе
Тематическая работа «Склонения имен существительных» 4класс
Технологическая карта к уроку математики в 3 классе по теме «Задачи на нахождение четвёртого пропорционального».
Проверочная по математике 4 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5400505 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
А теперь разберёмся, что же это за «опасные места» и «буквы-мины».
Для ГЛАСНЫХ «опасными местами», т.е. слабыми позициями, являются:
1)безударное положение [сасна];
2)место после шипящих или Ц [шёл, шомпол, циновка, цыплёнок).
Но «опасное место» станет действительно опасным, если там встанет «буква-мина». Какие же буквы становятся «минами» в безударном положении? А или О, Е или И или Я [иногда в суффиксах и окончаниях в эту компанию попадают буквы Ю и Ы].
Проблемы правописания гласных после шипящих и Ц будут волновать учителей в средней школе. Нам достаточно рассказать детям об орфограммах ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Для ПАРНЫХ ПО ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ СОГЛАСНЫХ «опасными местами», т.е. слабыми позициями, являются:
1) конец слова [лев, шкаф);
1)положение после шипящих [молодёжь, шалаш, туч, хорош, молчишь, беречь, прочь и т.д.);
1.Ставим в слове ударение.
2.Мысленно разбираем слово по составу.
3.Определяем, в каких частях слова остались безударными гласные А, О, Е, И, Я. Каждая часть слова
подчиняется своим правилам. По мере написания применяем их.
4.Предлог или приставка? После приставки подумали о Ь.
По узкой дороге мчится машина.
По узкой. Безударная гласная.
Предлог это или приставка? По очень узкой. Значит, ПО — предлог.
машина. Непроверяемая безударная гласная а в корне. Выделяю зелёной ручкой. Орфограмма ЖИ-ШИ. Выделяю её зелёной ручкой. Безударная гласная в окончании а. В конце предложения ставлю точку.
Сейчас вам всё это может показаться громоздким и долгим. На самом деле я привела пример ком ментария четвероклассника, который три с половиной года учился по этой системе. Если начать учить детей подобному анализу с первого класса, они с лёгкостью всё усвоят хотя бы потому, что писать по-другому им просто не придёт в голову!
Вот ещё чем полезна эта методика: привыкнув анализировать то, что они пишут, ваши ученики самостоятельно смогут работать по ней в средней школе. Просто «минные поля» расширятся.
Вот примерное расписание самостоятельных и контрольных работ на неделю:
Проверяла я эти работы сразу же (обычно на перемене или в «окно»). И сразу же становилось ясно, как прошёл урок, как усваивается тема и т.п. Оценки за самостоятельные ставила в специально разграфлённую тетрадочку. Один раз е неделю можно было выставлять в журнал среднюю оценку за работы (кроме контрольных, естественно!).
Система работ над ошибками
Но от самостоятельных не было бы большой пользы для детей, если бы я не требовала ежедневного добросовестного выполнения работ
Я считаю, что лучше в какой-то день не задать на дом упражнение, а вот проработать свои ошибки нужно обязательно. Этому есть несколько причин.
Во-первых,некоторые дети просто невнимательны и довольно спокойно относятся к плохим оценкам. Но они гораздо серьёзнее подойдут к выполнению самостоятельной или контрольной работы, если будут знать, что «расплатой» за плохо выполненную работу будет не привычное возмущение учителя и родителей, а дополнительный труд. Рекомендации к выполнению РНО я дала в «Справочнике для началь-
Во-вторых,ребёнок, выполняя РНО, сам себе объясняет, что за ошибку он допустил. Ведь с каждой из них ведётся «индивидуальная» работа!
В-третьих,расширяется словарный запас.
Ну, и так далее. Вы — учителя, и сможете сами продолжить этот список.
Те дети, которые ни разу в течение всей четверти не забыли сдать мне РНО [т.е. все «непятёрки» в моей тетрадочке обведены кружочком), на две последние недели четверти освобождались от домашних заданий (за исключением, конечно, всё тех же РНО). Сразу определимся: я говорю о «непятёрках» за. ошибки, а не за грязь, плохой почерк и т.д,
Система оценки и самооценки
Сейчас много говорят о беэоценочной системе обучения детей. Мне кажется, что это в корне неверно. Любой человек, выполнив работу, ждёт её оценки окружающими. Вы сварили суп. Вам интересно, вкусный он или нет. Вы провели открытый урок, вам интересно, понравился ли он вашим коллегам. Ребёнок выполнил работу. Ему интересно мнение человека, самого уважаемого для него на этом этапе жизни, — его учительницы. Просто надо объяснить и детям, и родителям, что плохая оценка — это сигнал беды! Нужно помочь ребёнку, а не ругать его. Да и понятие «плохая оценка» весьма относительное: для кого-то «тройка»— праздник, для кого-то «четвёрка» — горе. Поэтому оценка за письменные работы, как мне кажется, — это примерный показатель количества ошибок. Любая «непятёрка» говорит о том, что какая-то ошибка всё-таки допущена. Поэтому очень важно это заметить, ошибку проработать — «задушить» пробпему в корне.
Да и что значит безоценочная система? Как только ни изощряются учителя, чтобы всё-таки высказать своё мнвние о работах учеников: рисуют квадратики и треугольнички, выдают или наклеивают картинки. А как ждут этих оценок малыши!
Поэтому от оценок отказываться, как мне кажется, нельзя. Просто любую оценку ребёнку нужно прокомментировать, объяснить. А если уж вы забыли объяснить ребёнку почему, например, поставили ему «4» за ответу доски, не обижайтесь и не возмущайтесь, когда он спросит об этом! Я помню, как я хвалила свою ученицу за «двойку». Она допустила 5 ошибок. По действующим нормам за административный диктант пришлось поставить «2». Но у медлительной девочки намечались явные успехи: во-первых, она всё успела написать, во-вторых, ошибок было значительно меньше, чем раньше. И девочка, и её родители понимали всё это и гордились успехами.
Как искать ошибки в с/р «Найди ошибку!»(или всё же в каких-то своих работах)?
2.Потом каждое слово в нём.
3.Ставим ударение, мысленно разбираем слово по составу и определяем:
-в какой части слова остались безударными гласные А или CD, E или И или Я;
-предлог или приставка; не нужен ли Ь, не лишний ли он здесь;
-парные согласные в корне слова;
-шипящие и Ц (гласные и Ь после них).
4. Читаем ещё раз предложение и проверяем постановку знаков препинания:
-союзы А, НО, ДА [в значении НО], повторяющийся союз И;
-есть ли однородные члены предложения, не соединённые союзами;
А как же делать РНО?
В этом разделе не будет никакой теории. Разберём пример. Я постаралась включить в это предложение как можно больше «разноплановых» ошибок.
Уш ул/щф ut/bv крмлфншо пърхмоооАМ, a- р^шм, dfwiccuw,
Все ошибки уже нашла учительница. Осталось их объяснить и проработать. Для удобства поставим около ошибок цифры. Так, кстати, можно делать и в реальных РНО.
|
Рассуждаем Улице. Записываю слово правильно и разбираю его по составу.
Шёл. Про это слово нам рассказывали. Здесь после шипящей пишется гласная Ё. Подберу однокоренные слова.
Трамвай.Слово из словаря. Чтобы лучше его запомнить, пропишу строчку, выделяя букву, в которой ошибся. Подберу однокоренные слова.
За ним.Пишется отдельно. Это местоимение. Вспоминаю правило о правописании местоимений с предлогами. Местоимения могут иметь предлоги. Подберу аналогичные примеры.
Бежала.Разбираю слово по составу. Исправлена безударная гласная е корне. Подбираю проверочное слово. Подбираю слова с этой орфограммой <безударные гласные А, О, Е, И, Я].
— едпожения. Но путаницы уже не возникнет.
|ый и рэспростанённь s»-«подлежащее», «п для разбора предлаа подписывать части речи над 41
1. ПОВТОРЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 1-3 КЛАССАХ
Заполни таблицу.
Буквы, обозначающие гласные звуки | Буквы обозначающие согласные звуки |
Парные | Непарные |
I ряда II ряда | Звонкие |
Глухие | ■ |
Буквы, не обозначающие звуков | I |
Г. Закончи предложения.
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука
., например:
Буква И обозначает два звука____________
предшествующего согласного звука
Буквы__ обозначают только мягкие согласные звуки.
Что такое опасные места в предложении?
Что такое опасные места в предложении?
К таким опасным местам отнесем безударные гласные, которые можно проверить ударением, например:
В некоторых иноязычных словах безударная гласная являтся непроверяемой. Такие слова запоминаем:
абонемент, аганжемент, бордюр, балкон, аромат, абориген, авангард, автомобиль.
Ошибкоопасным является чередование гласных а//о в корнях слов:
касаться, но коснуться;
гореть, горелка, пригореть, но загар, пригарь, выгарки.
Особо опасными местами являются корни, суффиксы и окончания слов, в которых предстоит выбор написания букв о или ё после шипящих, например:
кошёлка, вечёрка, молодожёны, бечёвка, но бесшовный, шорох, шоколад, шорник;
плащом, силачом, скрипачом, горячо, свежо, малышовый, кумачовый и пр.
Нам в школе, помнится, говорили об опасных местах в слове, а не в предложении. При этом имелось в виду место, где легко совершить ошибку и написать слово неправильно (т.е. речь шла об орфограммах).
Теперь подумаем: что же такого «опасного» может быть в предложении? У меня в первую очередь сразу всплывает пунктуация, т.е. верная расстановка знаков препинания в предложении.
В интернете нашла также вот такую картинку:
Здесь идет речь о необходимости ставить заглавную букву в начале первого слова в предложении, будь то оно написано первым, либо же вторым, т.е. после точки, на которую оканчивается впереди стоящее предложение.
Опасными местами в предложениях называют именно те слова, которые требуют проверки для верного написания или же те слова, которые отнесены к словарным и должны быть просто напросто выучены. По-иному можно сказать, что «опасные места» представляют собой ловушки, где требуется особая внимательность и знания.
Те случаи, когда в написании предложения возникают «вопросы» называются опасными местами. Нужно внимательно, лишний раз проверить, руководствуясь правилами правописания или через проверочные слова, а если совсем затруднительно, то обратиться к учебнику
Это такие слова (места), при написании которых возникают сомнения, трудности и для правильного варианта написания нужно пользоваться определенным правилом русского языка. Иначе их еще называют орфограммами, а при допущении ошибки они становятся орфографическими ошибками.
К таким опасным местам (орфограммам) относятся безударные гласные в корне слова, написание которых нужно проверять подбором однокоренных слов с ударной гласной в корне.
Несколько предложений со словом «поезд».
Вот примеры его употребления:
Слово «предложение» может иметь разные значения в зависимости от контекста, так в зависимости от контекста надо и подбирать к нему синонимы.
«Опасные места» в словах русского языка. Обобщение по разделу
МОУ Екатериновская СОШ
УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ
В СЛОВАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Учителя начальных классов
Обобщение по разделу.
1. Совершенствование устной и письменной речи.
3.Совершенствование умения видеть в словах опасные места
—Как назывался наш раздел?
—Что вы можете рассказать о слове?
—Что делать, если вы не знаете значения слова?(Обратиться
—Почему в написании слов иногда допускают ошибки?
—Назовите опасные места в словах русского языка.
Я буду читать стихотворение А. Шибаева, называть только первый слог слова, а вы найдите все слово и запишите е
Вёз водитель в магазин
Много мётел и корзин
Как приятно было Зине
Вместе с ним сидеть в ка. (бине)!
По дороге наша Машенька идёт,
За веревочку козу она ведёт.
А прохожие глядят во все глаза:
-Очень длинная у девочки ко. (са)!
Филиппок за окуньком
В речку лезет босиком.
Очень хочет Филиппок
Окунька поймать в са. (чок).
з.Работа со словами выполняется по вариантам.
б) Подбор однокоренных слов.
в) Звуко-буквенный анализ.
д) Составление предложения и запись схемы предложения.
4. Опасные места в словах.
Запись слов под диктовку. Читаю орфоэпически. Если ученик не знает, что писать, ставит точку вместо буквы
Водитель, веревочка, лошадка, гоготали, рассказ.
-В каких словах вы затруднялись в написании буквы?
— Какое здесь опасное место? (Ученик называет орфограмму сам и объясняет, какую букву писать.)
5.Работа по учебнику
Упр.11,с.9 выполняется по заданию.
-Найдите ответ на вопрос. Запишите ответ.
Выполняется в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»,2 кл.,с. 1 (вариант 1 и 2).
Запишите ответ на вопрос: что можно узнать на уроках русского языка?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
«Описание материала:
«Данный конспект урока по русскому языку подготовила учитель начальных классов высшей категории. Очень часто ученики, зная правила, не умеют их применять при письме. Мы, учителя это называем отсутствие орфографической зоркости.
«Уже с начальных классов надо приучать детей к умению фиксировать моменты в словах, где можно допустить ошибку. Этот урок подготовлен с целью обобщения умения детей видеть при написании слов возможные ошибки, их называем в русском языке «опасными местами», уметь предотвращать их.
Общая информация
Похожие материалы
Презентация к уроку математики в 1 классе «Число 8. Цифра 8»
Урок математики в 1 классе по теме «Число 8. Цифра 8»
Красная книга Челябинской области
Проектная работа для 2 класса «Моя родословная»
Внеклассное мероприятие «Мы найдем слова везде» 1 класс
Урок литературного чтения по теме «Серая Шейка»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5400505 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.