Что такое опера детям
Опыт работы в жанре «опера» с детьми дошкольного возраста
Эльвира Апухтина
Опыт работы в жанре «опера» с детьми дошкольного возраста
Из всех видов искусства, музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций.
Музыкальное искусство, играет огромную роль в процессе воспитания духовности, развития эмоциональных и познавательных сторон личности человека.
Наряду с высоким искусством с одной стороны, открывающим перед детьми новые духовные горизонты, в огромных количествах существует и музыка низкого качества, слушая радио, телевидение в бесчисленном множестве, видео, и аудиокассеты, бессодержательная и антихудожественная музыка, буквально захлёстывает маленького слушателя.
В своей работе, я давно применяю такой вид деятельности, как сказка, она очень близка детям и очень нравится взрослым. Мне всегда было интересно наблюдать за детьми, как они, играя, перевоплощаются, раскрываются во время репетиции их творческие способности, нравится видеть результат своей работы, то, как ребята учатся общаться друг с другом, договариваться. При постановке спектакля, выбранная сказка должна соответствовать возрасту ребёнка, её нужно правильно преподнести и выразительно прочитать, и, конечно же, она должна нести эстетическую и морально-духовную ценность. Постановкой музыкальных сказок с участием детей я занимаюсь почти всю свою трудовую деятельность, только каждый раз вносила что-то новое в спектакль, стараясь его разнообразить. Изначально использовала прозу в диалоговой речи детей и музыкальное сопровождение, затем со временем стала вводить песни и танцы.
Работая над этим видом искусства, наблюдая за творческим процессом, я поняла, что использование в спектакле разных музыкальных жанров, как песня, танец, игра на музыкальных инструментах и многое др. делают спектакль ярче, насыщеннее и доставляют детям истинное наслаждение, благотворно влияют на их музыкальное развитие. Детям нравится и песенное исполнение и танцевальное, у кого-то лучше получается петь, у кого-то танцевать, в любом случае, привлекаю к спектаклю всех детей, стараясь раскрыть каждого, используя индивидуальный подход, что вскоре даёт положительные результаты.
Опыт работы с таким видом деятельности, как сказка показал, что дети быстрее усваивают не прозу, а декламацию (диалоги в стихах) у детей лучше развивается речь, память, внимание, наблюдательность, и несколько лет я использовала такой метод. Но, я всегда искала, что-то новое, необычное, и вот этим новым для меня явилась опера. В работе с детьми, я столкнулась с проблемами, которые связаны со звуковой стороной речи и трудностями в грамматическом строе. Такой метод, как «пропевание», оказался более эффективным, в работе с детьми дошкольниками. Уже доказано, что если у ребёнка проблемы с речью, ребёнку легче пропеть ту или иную фразу, нежели её произнести.
Значение оперы в развитии детей дошкольного возраста неоценимо.
Способствует развитию психических процессов – таких, как память, воображение, фантазия, речь, музыкальная память. Остановлюсь не много на музыкальной памяти, что это такое? Весь материал, с которым ребёнок встречается на протяжении спектакля, развивает музыкальную память. Музыка для прослушивания и музыка для исполнения требуют запоминания, чтобы следить за ходом спектакля, взаимодействовать с партнёрами, помнить свою музыкальную тему и исполнять её.
Помогает в работе с мимическими образами.
Хорошо зная и представляя своего героя, умея с помощью пения понятно и выразительно передать его характер, дети легко справляются с мимическим решением образа.
Способствует развитию умения импровизировать.
Там, где музыка звучит фоном, дети могут импровизировать и создавать движимый образ сами, самостоятельно.
Способствует развитию творческих способностей.
Каждый персонаж обладает творческой характеристикой. Как достигается яркость образа? Разными способами, но более всего музыкальными. Какая же Красная Шапочка без песен? Как обойдутся стражники без бравой песни и весёлого марша? Как Машенька расскажет о своей беде, куда пропал Ванюша? Конечно песенкой.
Развивает у детей музыкальные способности и умение перевоплотиться в характерного героя.
Учит детей при исполнении роли ориентироваться в пространстве.
То есть дети учатся определять границы для данного действия, разделять пространства на сектора, линии, основное место действия, знать стороны (лево, право, назад, вперёд, по диагонали, определять середину края.
Развивает межличностные отношения с партнёром.
Что приводит к составлению /мизансцен/. Остановлюсь немного на этом. Что это такое мизансцена? Расположение актёров на сцене в тот или иной момент. Является одним из важнейших средств образного выражения режиссёрской мысли, и одним из важных элементов в создании спектакля.
Учит самостоятельно оценивать себя.
В процессе подготовки роли, дети учатся самостоятельно оценивать себя, у них развивается уверенность в отношении со сверстниками. Ребёнку даётся возможность почувствовать насколько ему комфортно в этой роли, его ли это «одёжка». С другой стороны его оценивают товарищи (взаимовыручка, насколько убедительно получается образ, умение работать с партнёрами) развивается уверенность в себе, коммуникативность в отношении со сверстниками. Отсюда возникает необходимость определить второй состав исполнителей, чтобы каждый смог раскрыть свой творческий потенциал.
Формирует чувство ответственности за общее дело.
Ребёнок получает возможность заявить о себе и поверить в себя, ощущает радость общения со сверстниками и взрослыми. Взрослым отводится роль помощников и ценителей.
Важное средство умственного развития ребёнка-дошкольника.
Музыкальная сказка опера, являясь важным средством развития ребёнка, развивает его фантазию, помогает понять музыку.
Сцены из сказки-оперы «Гуси-лебеди»
Сцены из сказки-оперы «Золушка»
Сцены из сказки-оперы «Красная Шапочка»
Сцены из сказки-оперы «Царевна-лягушка»
Роль музыки в нравственно-эстетическом воспитании детей Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения,.
Роль музыки в воспитании детей. Консультация для воспитателей и родителей РОЛЬ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Музыка занимает важное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого.
Из чего состоит и что это такое опера в музыке: определение для детей
Ранее посещение оперы было излюбленным занятием людей, принадлежащих к дворянскому роду. Считалось, что только образованный человек способен по достоинству оценить этот музыкальный жанр, потому про оперу знали только представители высшего общества.. В настоящее время посетителями театров являются все желающие приобщиться к классике и высокому искусству. Ученики музыкальной школы всегда готовят доклад на тему, что такое настоящая опера.
Составляющие оперы
Оперу принято считать не только музыкальным, но и театральным жанром. Ведь актеры должны обладать не только прекрасными вокальными данными. Участники представления должны обладать и актерским талантом, чтобы люди, посетившие его, прочувствовали удивительную атмосферу постановки.
Опера представляет собой некую смесь, главными «ингредиентами» которой являются музыка, вокал, артистизм. Существует немало вариаций, которые отличаются от классической версии.
Это жанр с многовековой историей, из чего состоит опера. Музыкальное произведение делится на три части. Первая – это увертюра, или вступительная часть, которая задает соответствующее настроение публике. Исполняет ее оркестр.
Вторая часть — основная. Делится на несколько актов. Каждый из них, как глава книги. Между этими актами отдыхают не только актеры, но и публика, поскольку объявляется антракт. Существует два вида антрактов: короткие и длинные. Короткие длятся ровно столько, чтобы работники успели произвести замену декораций для следующего акта.
В таком случае занавес ненадолго опускается, а все зрители остаются на своих местах и ждут, когда закончится перестановка. Длинные антракты предоставляют достаточно времени не только для замены декораций, но и для отдыха. Зрители могут посетить буфет или прогуляться по зданию театра.
Основная часть делится на две: первую и основную – это сольные арии. Их исполняют актеры, которые исполняют роль определенных персонажей. Такие сольные выступления позволяют полностью раскрыть характер персонажей, понять их чувства.
Важно! Ошибочно полагать, что между ариями не может быть никаких вставок. Наоборот, их используют достаточно часто. Это могут быть не только ритмичные реплики, но и обычная разговорная речь.
Вторая часть называется литературной, ее основой выступает либретто — специальный сценарий, содержащий краткое содержание постановки в стихотворной форме. Иногда эти стихи пишут сами композиторы. К примеру, именно так поступал знаменитый Вагнер. Однако сейчас композиторы предпочитают возлагать работу по написанию либретто на специально обученных людей – либреттистов.
Заключительная часть представления – это эпилог. Самое время вспомнить о литературном эпилоге. Поскольку их функции абсолютно идентичны. В этой части подводится итог произведения. Иногда в качестве эпилога выступает история о том, как сложились в будущем судьбы героев.
История возникновения жанра
Википедия предоставляет весьма обширную информацию о возникновении и развитии оперного жанра. Остановимся на значимых этапах. Родиной этого жанра является Италия. Жители этой страны знамениты не только своими макаронными изделиями.
Опера была известна еще во времена Древней Греции. Именно греки первыми начали совмещать сценическое искусство и вокал. Если сравнивать современную постановку с древнегреческой, то можно найти существенное отличие.
Ведь древние греки предпочитали в своих выступлениях просто чередовать пение с обычной речью. Если рассуждать на тему современной оперы, то она делает больший упор именно на вокальную часть.
Это интересно! Постепенно данный вид искусства канул в лету, и только в конце XVI столетия была предпринята попытка «воскресить» античную трагедию. Предприняли эту попытку члены Флорентийской камераты — организации, в которой состояли многие поэты и музыканты. Созданный ими новый жанр получил странное название – драма через музыку.
Главной его особенностью стало использование исключительно одноголосых и мелодичных декламаций. Эта особенность помогала отличить жанр от полифонии, которая в те годы пользовалась особой популярностью.
Такая театральная постановка многим пришлась по вкусу. С помощью необычного для тех времен музыкального сопровождения удалось подчеркнуть чувственность поэзии.
В 1598 начинается активное развитие жанра, вниманию зрителей была представлена первая постановка. По крайне мере, специалисты называют именно эту дату. Считается, что в те времена зрители увидели постановку под названием «Дафна». В основу произведения легли стихи О. Ринуччини, а музыку написал талантливый композитор Я. Пери. К сожалению, до наших дней не сохранилось даже краткого содержания той постановки. Известно лишь ее название. Позже авторы представили еще одно произведение «Эвридика». Оно не только сохранилось до наших времен, но и считается старейшим произведением.
Настоящие ценители искусства считают, что это алмаз без огранки, но с ними согласны далеко не все, поскольку для большинства произведение представляет собой лишь отголосок прошлого, на который не стоит обращать особого внимания. Именно поэтому «Эвридика» более не ставится в театрах. Но зато огромной популярностью пользуется другая опера – «Орфей», написанная в 1607 году. Автором является знаменитый К. Монтеверди. Написана была пьеса специально для мантуанского двора. К Монтеверди лично обратился представитель рода Гонзага.
Зарождение драматического театра и оперы
Членов Флорентийской камераты можно с уверенностью назвать бунтарями. Они пошли против воли церкви. А ведь в те годы опера как жанр музыкального искусства была подчинена церкви. Только та музыка, которая услаждала слух церковнослужителей и не являлась пропагандой, могла с успехом распространяться.
Однако члены камераты пошли против установленных правил. Поскольку их представления включали языческие мотивы.
При создании произведений авторы часто обращались именно к языческим мифам, которые категорически не признавались церковью. Но те необычные решения, которые использовались, еще раньше были привнесены драматическим театром. Данное направление активно развивалось в эпоху Возрождения.
Главной особенностью драматического театра было то, что он старательно подстраивался под переменчивые нравы публики. Параллельно вырабатывались и новые, более совершенные стили. Как только представители театра начали использовать в своих постановках музыку и танцы, популярность заведения многократно возросла. Отмечается, драма через музыку смогла получить широкое распространение только благодаря тому, что на нее оказал положительное влияние драматический театр.
Постепенно оперное искусство набирало обороты, становясь модным увлечением. Учебное пособие Опера. Определение в музыке для детей содержит информацию о том, что настоящий бум популярности произошел в 1637 году.
В это время на территории Венеции был открыт публичный театр, получивший название «Сан-Кассиано». Это способствовало тому, что музыкальные произведения перестали причислять к увеселительным постановкам, которые предназначались исключительно для развлечения придворных.
Таким образом, музыкальные произведения вышли на коммерческий уровень. С этого момента и начинается период, когда в мире музыки начали царствовать примадонны и кастраты.
Сериа и буффа
Эти два жанра в XVIII веке приобрели огромную популярность и известность. И Сериа, и буффа зародились в Неаполе, но при этом кардинально отличались друг от друга. Сериа по праву считалась серьезной оперой. В основу таких произведений всегда ложились исторические или мифологические сюжеты, которые собственно и отличались серьезностью. Для таких произведений была характерна и определенная статичность действий.
Буффа – это типично комедийный жанр. Такую оперу в то время было принято считать не слишком интересной, поскольку в основу сюжетов всегда ложились обыденные ситуации. Стоит отметить, что этот поджанр появился исключительно благодаря коротким постановкам, которые в театрах показывали зрителям во время антрактов.
Именно они и стали основой для нового жанра. Поначалу буффа многие отказывались воспринимать как поджанр. Он был слишком смешным, поэтому некоторым казался попросту нелепым. Однако постепенно он сумел завоевать симпатии зрителей, а вскоре в театрах начали ставить не только серьезные сериа, но и забавные буффа.
Жанровые разновидности
Виды оперы:
Полезное видео
Подведем итоги
Казалось бы, что такое огромное количество различных поджанров попросту неспособно существовать, ведь всем хорошо знакомо только одно понятие оперы. Однако необходимо учитывать тот факт, что история возникновения оперы насчитывает несколько столетий. За все время существования данное искусство проходило через множество модификаций, совершенствовалось и менялось, поэтому совершенно неудивительно, что появилось такое количество подвидов.
Что такое опера детям
Опера – это музыкально-театральное произведение, действующие лица которого выражают свои мысли и чувства пением. То есть не говорят, а поют в сопровождении оркестра.
Когда героям оперы необходимо донести до зрителей свои сильные эмоции или важные мысли, они исполняют отдельные арии. Именно из таких арий и состоит большая часть оперы.
Начинается оперное представление с увертюры. Она является инструментальным вступлением и настраивает зрителей на восприятие последующего действа.
Основная часть оперы состоит из сольных арий главных героев, небольших разговорных вставок и отдельных музыкальных композиций, которые сопровождаются танцами и различными сценическими элементами.
Заканчивается представление эпилогом, в котором озвучивается итог всего произошедшего на сцене.
Неподготовленному человеку перед началом представления стоит ознакомиться с либретто произведения. В нем, обычно в стихотворной форме, описывается краткий сюжет того литературного произведения, на основе которого поставлена опера.
Родиной оперы, как и многих других искусств, является античная Греция. Именно греки впервые соединили речь, произносимую со сцены, с музыкой. Однако считается, что настоящее рождение оперы произошло во Флоренции на рубеже 16-17 веков, а первая опера появилась на свет в 1598 году. К сожалению, это произведение до наших дней не сохранилось. Известно только его название – «Дафна» и создатели – Я.Перри и О.Ринуччини.
В настоящее время одними из самых известных оперных театров мира можно назвать миланский театр Ла Скала, Венскую государственную оперу и Метрополитен-опера в Нью-Йорке.
Согласно рейтингу экспертов, составленном в 2020 году к Международному дню культуры, лучшими оперными театрами России являются: московский Большой театр, Мариинский театр Санкт-Петербурга и Новосибирский академический театр оперы и балета.
Урок музыки «Что такое опера?»
Тема урока : Что такое ОПЕРА?
Цель урока : Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы
образовательная – познакомить с особенностями оперного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто ;
развивающая – развитие познавательного интереса учеников, музыкального слуха и памяти;
воспитательная – воспитывать музыкальную культуру, эстетический вкус, эмоциональное восприятие музыки, вокально-хоровые навыки.
Тип урока : комбинированный
Организационный момент ( создание позитивного настроя, благоприятной психологической и деловой обстановки)
Работа по теме урока
Закрепление урока (просмотр мультфильма и запись ответов на листе)
Итог урока. Выставление оценок
Прежде чем начать наш урок, давайте настроимся и приведем в порядок наш голос, мысли и чувства. А заодно и поприветствуем наших гостей. Поможет нам в этом небольшая распевка. Распевка, которая называется «полиглот».
Buenos Dias! Buenos Dias!
А теперь давайте вспомним и исполним песню Замыкая круг.
Исполнение песни «Замыкая круг»
Работа по теме урока.
Тема нашего сегодняшнего урока – ОПЕРА. А вы представляете себе, что это такое?
-Кто из вас бывал в театре?
— Какие видели спектакли?
Сегодня мы с вами побываем на музыкальном спектакле, где главную, ведущую роль играет музыка. Ну а пока давайте окунемся в историю, и перенесемся на несколько веков назад.
Шел 1600 год. Празднично разукрашенная Флоренция принимала все новых и новых гостей. Со всех концов Италии и из разных стран съезжались сюда знатные люди. Предстояли пышные торжества: свадьба французского короля Генриха IV и дочери правителя Флоренции герцога М е дичи – Марии.
Семья М е дичи славилась своим пристрастием к искусству, особенно любовью к театру и музыке, и все предвкушают, что на свадьбе смогут увидеть и услышать нечто совершенно необычное. Дворец уже полон гостей. Здесь собрался весь цвет итальянского искусства: поэты и музыканты, композиторы, актеры. Граф Барди, управлявший всей художественной жизнью дворца Медичи, подводит к публике и представляет неизвестного пока музыканта Клаудио Монтеверди.
Основной частью торжеств, поразившей всех присутствующих, была разыгранная певцами, поэтами и музыкантами драма о древнегреческом певце Орфее. А расскажет нам немного об этой истории Руслан.
« В день свадьбы умерла его юная супруга Эвридика, и он спустился за ней в подземное царство мертвых.
Пением и искусной игрой на кифаре Орфей сумел растрогать грозных богов. Смилостивились они над ним и отдали Эвридику с одним условием: Орфей не должен смотреть на Эвридику, как бы ни умоляла она его, пока не выйдут они из подземного царства. Но не сдержался Орфей, оглянулся на молившую сжалиться Эвридику и, лишь взглянув на нее, снова потерял ее, теперь уже навсегда…»
Грустная история юных влюбленных была разыграна как бы в назидание молодым. Однако поразил всех не сюжет – миф этот был уже давно всем известен, а то, как актеры исполнили его.
Новое произведение очень понравилось, но и вызвало множество споров.
— Синьоры! Господа! Прошу выслушать меня, положил конец спорам граф Барди. – Я объясню наш замысел, мы решили, что неплохо было бы, чтоб древнегреческий миф прозвучал так, как никогда еще не звучал. Мы стали прислушиваться к нашей речи и услышали в каждой разговорной интонации свою музыку. Люди говорят так выразительно, разнообразно, то гневаясь, то веселясь, скорбя или радуясь! Мы услышали музыку речи.
Речитатив – это первая ступенька на пути от разговорной речи к пению. В опере речитативу уделяют огромное значение. Вместо того чтобы сказать свою фразу, певец её поёт. При этом музыке здесь композитор уделяет не очень большое значение. Мелодия здесь незамысловатая.
— Удачная находка! – воскликнул слушавший Монтеверди…
Это действительно была удачная находка. Она положила начало созданию произведений, которые стали называть, в отличие от музыкальных драм, операми, что означало по-итальянски «труд, сочинение».
И первую настоящую оперу создал Клаудио Монтеверди.
Монтеверди почувствовал, что речитативы в музыке являются вспомогательными, не главными, что мелодия должна литься, захватывая и завораживая слушателя своей красотой, чего не было в речитативах, и он стал чередовать речитативы с распевными мелодиями, выражавшими переживания героя. Эти мелодии стали называться «ариями»
Слово «ария» итальянского происхождения и обозначает оно песню. Это сольный музыкальный номер в опере. Арии исполняются главными героями оперы. В опере их обычно не очень много, так же, как и главных персонажей. Ария раскрывает образ главного героя, рисует его музыкальный портрет. Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. В отличии от речитатива огромное значение в арии уделяется музыке. Это очень распевные мелодии.
Монтеверди применил одновременное пение нескольких голосов – хоры и ансамбли.
— Какую роль играет в опере хор? Катя
Хор в опере не просто какая-то поющая масса людей, а именно действующее лицо, коллективный герой спектакля. Хор – это коллективный артист, исполняющий вокальную музыку, одетый в театральный костюм. Хор в переводе с латинского обозначает «Толпа».
Оркестр стал у него играть самостоятельную роль, исполняя вступление к опере и к различным действиям, создавая нужное настроение.
Так возникла опера – самый сложный из всех видов музыки жанр.
Что же значит это слово?
Самые первые опыты, не имея точного определения только что возникшего жанра, именовались: «сказание в музыке», или «музыкальная повесть», и к этому названию обязательно прибавлялось – «труд» или «сочинение» такого-то композитора. Позднее длинное название сократилось, и осталась лишь короткая приписка – «опера». Так возник новый музыкально-театральный жанр.
То есть, Опера – это музыкально-драматическое представление, спектакль.
Мелодичная музыка, прекрасные голоса, красочные декорации, костюмы, сценические эффекты – всё разворачивается на сцене во время исполнения оперы, и мы с волнением следим за судьбой героев, сочувствуем им, переживаем или весело смеёмся вместе с ними. Воздействие оперы огромно. Оценивают и описывают спектакли – театральные критики. При всей своей сложности опера очень проста и доходчива, мы убедимся с вами в этом сегодня на уроке.
Оперы бывают самыми разными, и комическими, и историческими. Но самыми зрелищными, самыми увлекательными всегда были и остаются оперы сказочные. С одной из них мы сегодня с вами и познакомимся. Это опера-былина «Садко». Я просил вас прочитать дома былину о Садко.
— Чем прославился этот Новгородский музыкант?
— На каком инструменте он играл?
-Молодцы, вы знаете былину, а теперь обратимся к творцу, который увековечил Садко в своей опере.
— Догадайтесь, о ком идет речь?
— Написал 15 опер, 8 из них на сказочный сюжет.
— Главной любовью своей жизни считал не только музыку, но и море. С детских лет он мечтал обогнуть на корабле земной шар, впоследствии его мечта сбылась.
— Узнали, кто это? Николай Андреевич Римский-Корсаков
— Назовите произведения Римского-Корсакова. «Снегурочка», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», симфоническая сюита «Шехеразада». Во многих произведениях композитора звучит тема моря, но особенно ярко эта тема проявляется в опере «Садко».
Композитору приглянулась былина о новгородском музыканте, и он переработал ее, превратив в литературный сюжет, на основе которого и была написана опера. Сначала Римский-Корсаков сочинил симфоническую картину «Садко». Позже он ее использовал для создания оперы-былины. Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Былину не только можно рассказать, но и спеть и даже поставить оперу
У меня в руках специальная книга, о на довольно внушительна.
— Что же на ней написано? Либретто. Это и есть литературная основа оперы, именно по либретто композиторы сочиняют музыку к своим операм или балетам. Либретто целиком подчинено музыке.
Либретто переводится как «маленькая книжечка», хотя и выглядит она довольно серьезно.
Прослушивание увертюры к опере Садко
Охарактеризуйте её, какие инструменты исполняют эту тему (музыка вступления рождается из короткой нисходящей интонации, состоящей из трёх звуков, тему исполняют низкие струнные).
Это первая музыкальная характеристика главного героя оперы. В песне Садко изливает свою печаль и думы заветные. Мы с вами знаем, что все голоса подразделяются по высоте, какие вы можете вспомнить голоса?
А какой голос у главного героя? Каким музыкальным инструментом сопровождает свою песню Садко? Но ведь гуслей нет в симфоническом оркестре, а как вы думаете, каким инструментом здесь заменили звучание гуслей. Такой ход называется в музыке – звукоподражание.
Сладкая песня его привлекает стаю белых лебедей, которые, доплыв до него, превращаются в красных девиц. Это прекрасная Волхова, младшая дочь царя Морского, со своими сестрами. Хороводная песня, которую играет Садко, заставляет танцевать и морскую царевну.
Просмотр видеоролика превращение лебедей.
Оперные спектакли бывают очень затяжными, и длятся они порой около 3-х часов. Не каждому под силу выдержать такое долгое представление, поэтому во время спектаклей всегда бывают перерывы. Они называются антракты.
Давайте и мы с вами возьмём антракт, и немного отдохнём
Зарядка для глаз «Музыкальная карусель»
Сёстры мои позаслушались,
О, разгони же тоску ты кручинушку, песню весёлую спой.
Наигрыш ты заиграй переборчатый- сёстры круги заведут».
По её просьбе Садко поёт песню «Заиграйте, мои гусельки»
Просмотр видеоролика «Заиграйте, мои гусельки»
Наступает рассвет. Морским царевнам пора возвращаться на дно морское. Волхова с сестрами исчезает в волнах.
Дальше действие происходит на пристани. Снарядив корабли, Садко отправляется в далёкое плавание. Двенадцать лет свободно путешествовал Садко, но однажды его корабль был остановлен волшебной силой: то морской царь разгневался, что Садко не платил ему дань столько лет. Дружина бросает жребий, кому спуститься на дно морское, на поклон морскому царю. Жребий падает на Садко — и вот он со своими гуслями садится на воду на доску и опускается на дно.
Садко опускается в терем морского царя, грозно встречает его царь. Морская царевна просит его не гневаться, а велеть лучше Садко песню спеть. Понравились песни морскому царю, и он решил женить его на своей дочери.
В свадебном торжестве принимают участие все живые существа, живущие в морских глубинах: рыбы, улитки, раки, морские чудовища. В самый разгар веселья появляется Старчище-могуч-богатырь и приказывает Садко вернуться на землю, а морскому царю — отпустить с ним дочь, которая станет рекой, вытекающей из Ильмень-озера.
Прощаясь с Садко, она пропоёт колыбельную песню.
Просмотр видеоролика «Колыбельная Волховы»
Садко пробуждается и после многолетнего отсутствия, освобожденный от волшебных чар, возвращается в Великий Новгород, где его встречают заждавшийся народ.
Перед городом несет свои воды река Волхов, на которую любуется и радуется сбежавшийся народ. Все поют славу Садко и его дружине.
В опере «Садко», как и в любой сказке, много чудес. А какое чудо сотворило искусство?
Оно превратило фантастическое существо, бездушную красавицу Волхову, в чудесного доброго человека, которая горячо любит и готова отдать свою жизнь во имя счастья людей.
Просмотр видеоролика мультфильм под названием «Пиф-паф», где есть указания на элементы оперы. Взаимопроверка учащихся. Правильные ответы на доске.
А сейчас, ребята, давайте вспомним и исполним песню о нашей любимой школе.
Исполнение песни любимая школа.
Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты;
А артистам, в благодарность,
Дарим мы… аплодисменты!
Подарим друг другу аплодисменты!