Что такое опера для детей 3 класса
Из чего состоит и что это такое опера в музыке: определение для детей
Ранее посещение оперы было излюбленным занятием людей, принадлежащих к дворянскому роду. Считалось, что только образованный человек способен по достоинству оценить этот музыкальный жанр, потому про оперу знали только представители высшего общества.. В настоящее время посетителями театров являются все желающие приобщиться к классике и высокому искусству. Ученики музыкальной школы всегда готовят доклад на тему, что такое настоящая опера.
Составляющие оперы
Оперу принято считать не только музыкальным, но и театральным жанром. Ведь актеры должны обладать не только прекрасными вокальными данными. Участники представления должны обладать и актерским талантом, чтобы люди, посетившие его, прочувствовали удивительную атмосферу постановки.
Опера представляет собой некую смесь, главными «ингредиентами» которой являются музыка, вокал, артистизм. Существует немало вариаций, которые отличаются от классической версии.
Это жанр с многовековой историей, из чего состоит опера. Музыкальное произведение делится на три части. Первая – это увертюра, или вступительная часть, которая задает соответствующее настроение публике. Исполняет ее оркестр.
Вторая часть — основная. Делится на несколько актов. Каждый из них, как глава книги. Между этими актами отдыхают не только актеры, но и публика, поскольку объявляется антракт. Существует два вида антрактов: короткие и длинные. Короткие длятся ровно столько, чтобы работники успели произвести замену декораций для следующего акта.
В таком случае занавес ненадолго опускается, а все зрители остаются на своих местах и ждут, когда закончится перестановка. Длинные антракты предоставляют достаточно времени не только для замены декораций, но и для отдыха. Зрители могут посетить буфет или прогуляться по зданию театра.
Основная часть делится на две: первую и основную – это сольные арии. Их исполняют актеры, которые исполняют роль определенных персонажей. Такие сольные выступления позволяют полностью раскрыть характер персонажей, понять их чувства.
Важно! Ошибочно полагать, что между ариями не может быть никаких вставок. Наоборот, их используют достаточно часто. Это могут быть не только ритмичные реплики, но и обычная разговорная речь.
Вторая часть называется литературной, ее основой выступает либретто — специальный сценарий, содержащий краткое содержание постановки в стихотворной форме. Иногда эти стихи пишут сами композиторы. К примеру, именно так поступал знаменитый Вагнер. Однако сейчас композиторы предпочитают возлагать работу по написанию либретто на специально обученных людей – либреттистов.
Заключительная часть представления – это эпилог. Самое время вспомнить о литературном эпилоге. Поскольку их функции абсолютно идентичны. В этой части подводится итог произведения. Иногда в качестве эпилога выступает история о том, как сложились в будущем судьбы героев.
История возникновения жанра
Википедия предоставляет весьма обширную информацию о возникновении и развитии оперного жанра. Остановимся на значимых этапах. Родиной этого жанра является Италия. Жители этой страны знамениты не только своими макаронными изделиями.
Опера была известна еще во времена Древней Греции. Именно греки первыми начали совмещать сценическое искусство и вокал. Если сравнивать современную постановку с древнегреческой, то можно найти существенное отличие.
Ведь древние греки предпочитали в своих выступлениях просто чередовать пение с обычной речью. Если рассуждать на тему современной оперы, то она делает больший упор именно на вокальную часть.
Это интересно! Постепенно данный вид искусства канул в лету, и только в конце XVI столетия была предпринята попытка «воскресить» античную трагедию. Предприняли эту попытку члены Флорентийской камераты — организации, в которой состояли многие поэты и музыканты. Созданный ими новый жанр получил странное название – драма через музыку.
Главной его особенностью стало использование исключительно одноголосых и мелодичных декламаций. Эта особенность помогала отличить жанр от полифонии, которая в те годы пользовалась особой популярностью.
Такая театральная постановка многим пришлась по вкусу. С помощью необычного для тех времен музыкального сопровождения удалось подчеркнуть чувственность поэзии.
В 1598 начинается активное развитие жанра, вниманию зрителей была представлена первая постановка. По крайне мере, специалисты называют именно эту дату. Считается, что в те времена зрители увидели постановку под названием «Дафна». В основу произведения легли стихи О. Ринуччини, а музыку написал талантливый композитор Я. Пери. К сожалению, до наших дней не сохранилось даже краткого содержания той постановки. Известно лишь ее название. Позже авторы представили еще одно произведение «Эвридика». Оно не только сохранилось до наших времен, но и считается старейшим произведением.
Настоящие ценители искусства считают, что это алмаз без огранки, но с ними согласны далеко не все, поскольку для большинства произведение представляет собой лишь отголосок прошлого, на который не стоит обращать особого внимания. Именно поэтому «Эвридика» более не ставится в театрах. Но зато огромной популярностью пользуется другая опера – «Орфей», написанная в 1607 году. Автором является знаменитый К. Монтеверди. Написана была пьеса специально для мантуанского двора. К Монтеверди лично обратился представитель рода Гонзага.
Зарождение драматического театра и оперы
Членов Флорентийской камераты можно с уверенностью назвать бунтарями. Они пошли против воли церкви. А ведь в те годы опера как жанр музыкального искусства была подчинена церкви. Только та музыка, которая услаждала слух церковнослужителей и не являлась пропагандой, могла с успехом распространяться.
Однако члены камераты пошли против установленных правил. Поскольку их представления включали языческие мотивы.
При создании произведений авторы часто обращались именно к языческим мифам, которые категорически не признавались церковью. Но те необычные решения, которые использовались, еще раньше были привнесены драматическим театром. Данное направление активно развивалось в эпоху Возрождения.
Главной особенностью драматического театра было то, что он старательно подстраивался под переменчивые нравы публики. Параллельно вырабатывались и новые, более совершенные стили. Как только представители театра начали использовать в своих постановках музыку и танцы, популярность заведения многократно возросла. Отмечается, драма через музыку смогла получить широкое распространение только благодаря тому, что на нее оказал положительное влияние драматический театр.
Постепенно оперное искусство набирало обороты, становясь модным увлечением. Учебное пособие Опера. Определение в музыке для детей содержит информацию о том, что настоящий бум популярности произошел в 1637 году.
В это время на территории Венеции был открыт публичный театр, получивший название «Сан-Кассиано». Это способствовало тому, что музыкальные произведения перестали причислять к увеселительным постановкам, которые предназначались исключительно для развлечения придворных.
Таким образом, музыкальные произведения вышли на коммерческий уровень. С этого момента и начинается период, когда в мире музыки начали царствовать примадонны и кастраты.
Сериа и буффа
Эти два жанра в XVIII веке приобрели огромную популярность и известность. И Сериа, и буффа зародились в Неаполе, но при этом кардинально отличались друг от друга. Сериа по праву считалась серьезной оперой. В основу таких произведений всегда ложились исторические или мифологические сюжеты, которые собственно и отличались серьезностью. Для таких произведений была характерна и определенная статичность действий.
Буффа – это типично комедийный жанр. Такую оперу в то время было принято считать не слишком интересной, поскольку в основу сюжетов всегда ложились обыденные ситуации. Стоит отметить, что этот поджанр появился исключительно благодаря коротким постановкам, которые в театрах показывали зрителям во время антрактов.
Именно они и стали основой для нового жанра. Поначалу буффа многие отказывались воспринимать как поджанр. Он был слишком смешным, поэтому некоторым казался попросту нелепым. Однако постепенно он сумел завоевать симпатии зрителей, а вскоре в театрах начали ставить не только серьезные сериа, но и забавные буффа.
Жанровые разновидности
Виды оперы:
Полезное видео
Подведем итоги
Казалось бы, что такое огромное количество различных поджанров попросту неспособно существовать, ведь всем хорошо знакомо только одно понятие оперы. Однако необходимо учитывать тот факт, что история возникновения оперы насчитывает несколько столетий. За все время существования данное искусство проходило через множество модификаций, совершенствовалось и менялось, поэтому совершенно неудивительно, что появилось такое количество подвидов.
Доклад на тему Что такое опера? 3, 5, 7 класс сообщение
Опера считается одним из сложнейших жанров музыкального искусства. В ней в одно произведение соединяются пение, театральное действие, инструментальная музыка, слова, декорации, а также хореографию и мимику. Оперой еще могут называть записанное на бумаге произведение этого жанра, его исполнение на сцене, здание оперного театра или же труппу этого театра. Если перевести с итальянского языка, то это слово означает «дело, работа, сочинение».
Литературное содержание, или же сценарий, является основой любой оперы и зовется либретто. Опера может писаться на взятое из литературы произведение, как, к примеру, «Евгений Онегин». Но либретто также бывает и самостоятельным, оригинальным, написанным специально для пьесы.
Ведущую роль в опере играет музыка. Персонажи исполняют песню, арию, каватину, а порой и речитатив. Иногда вступает хор, обычно состоящий из основных персонажей или комментирующий происходящий сюжет. Оркестр играет все время, пока идет представление.
Музыкальной особенностью оперы считается то, что действующие лица могут начать исполнять каждый свою часть в одно и то же время.
Ария – главная часть представления. Сольные арии исполняют главные персонажи. Ария показывает чувства, мысли и эмоции человека, исполняющего ее. Она является своеобразным монологом героя и помогает понять его характер. Во время ее исполнения действие на сцене останавливается. Некоторые арии включали в себя речитативы – род певучего разговора. Иногда использовались каватины – вид небольшой лирической арии, с темой легкого и нежного характера.
Каждая опера состоит из трех частей: увертюра, основная часть и эпилог. Увертюру также называют вступлением оперы. Исполняется она симфоническим оркестром. Увертюра помогает понять, о чем будет главное действие пьесы, задает ее атмосферу.
Затем наступает основная часть. Здесь происходит главное театральное действие, разворачиваются основные события, а герои исполняют вокальные произведения. Все это действо разделяют на законченные части – акты. Между ними находятся антракты, во время которых меняются декорации, а актеры и зрители отдыхают.
Эпилог – заключительная часть. В финале определяется главный смысл представления и подводится итог. Первое подобие оперы появилось в Древней Греции, где начали соединять сценическое действие и пение. В Древнем Риме в этих представлениях стали делать больший упор на музыку. Италия является родной страной оперы, ведь там она впервые появилась как жанр. В самом конце 16 века создали жанр, совмещающий музыкальную часть и поэтическую. Его называли «драмой через музыку» или «музыкальной драмой», лишь позднее в первой половине 17 века жанр получил имя «опера». Первая постановка называлась «Дафна». Немного позднее в Венеции построили первый оперный театр. За пределами Италии опера стала распространяться почти в то же время, но медленнее. В России она появилась в 18 веке во время приезда итальянских актеров, а первая оригинальная русская опера была написана 20 лет спустя.
У оперы существует множество поджанров. В опере-балете главную роль играет танец. В комической опере присутствует юмор и, как правило, бытовой сюжет. С комической оперой очень схожа опера-буффа. Опера-сериа основывается на мифологии или исторических событиях. В зингшпиле преобладают разговорные диалоги и комичность. В основе романтической комедии лежит романтический сюжет и мистика. Для оперы спасения характерен героический напряженный сюжет. Большая опера известна эпическими и яркими сюжетами. Оперетта похожа на комическую оперу и считается эстрадным направлением.
Вариант №2
Зародился этот жанр довольно интересным образом. История произошла в конце 16 века в Италии, которая итак всегда славилась своим голосистым народом. Один известный герцог выдавал свою дочь замуж за принца. Герцог очень любил музыку и пригласил на свадьбу самых лучших певцов в стране. Он приказал придумать им что-то особенное и необычное, тогда исполнители создали костюмированный концерт, в котором каждый из них имел свою роль. Это было необычным, потому что раньше было принято исполнять все партии в несколько голосов и под сложный аккомпанемент, что делало произведение неразборчивым для слуха простых людей. Петь же по одному считалось привелегией простых людей, которые перекладывали сказки и истории на музыку. Все гости на свадьбе были просто в восторге, музыканты сами неожидали такого грандиозного успеха. После этого опера в Италии стала одним из популярнейших жанров в театре, а позже распространилась и по всему миру.
Что такое опера? Доклад-сообщение
Вы когда-нибудь бывали в театре на настоящем спектакле? С артистами, со сценой, похожей на настоящую комнату в которой происходит действие? Какие чувства вас посетили? С каким настроением вы вышли? Долго ли помнили этот поход?
Тем, кому он запомнился надолго, предлагаю представить себе, что этот спектакль не разговаривают, а поют. А те, кто с трудом вспоминают содержание спектакля, могут вспомнить его по мере нашей беседы. Этот вид искусства получил название опера, что в переводе означает сочинение.
Зародилась опера в Древней Греции, исполнялась в театрах, построенных на открытом воздухе, посвящалась богу Дионису. По мере того как развивалась, обогащалась мирскими сюжетами.
Роли распределялись только между мужчинами. Женские роли исполняли мальчики. Сцена украшалась декорациями из дерева, затем стали ставить рисованные что давало возможность создавать комнаты и другие помещения.
В XVI веке она пришла в Европу и прочно обосновалась сначала в Италии, а затем и в других странах.
В России опера получила признание только в XVIII веке. Тогда же появились и первые оперные композиторы В.Пашкевич, А.Верстовский, Е.Фомин.
Исполнители всех вокальных номеров – певцы мужчины и певицы женщины. Каждый голос имеет свои неповторимые характеристики.
Поскольку в опере действие постепенно разворачивается, увеличивается количество участников, появляются дуэты, трио, квартеты, многоголосные хоры. Дуэты представляют собой беседу двух героев, трио – три, квартет – четыре.
Композитор использует такие формы для того, чтобы суметь выразить мнение нескольких человек на происходящие события.
Хор, самая древняя форма оперного жанра, выражает мнение толпы, каково бы оно ни было. В «Травиате» это всеобщее веселье или осуждение главной героини, в «Борисе Годунове» недоумение, просьбы, негодование народа.
Поговорим о главном участнике оперного спектакля. С самого начала представления оркестр, который находится в оркестровой яме, открывает спектакль увертюрой (что означает вступление) под управлением дирижера. Ему подчиняется не только оркестр, но и солисты, и хор. Приступив к работе, над оперой дирижер осмысливает ее течение, главные и второстепенные моменты, прорабатывает драматургию. От него зависит смысловое развитие спектакля, его успех.
В нашем XXI веке опера вновь завоевывает публику прекрасной музыкой, не устаревающими сюжетами, красотой действа.
3, 5, 7 класс, краткое содержание
Что такое опера?
Популярные темы сообщений
Двуречьем или междуречьем, называли долину между двумя реками Тигром и Евфратом, которое возникло 5 тыс. лет до нашей эры. В истории известно как Месопотамия, что в переводе с греческого обозначает междуречье.
Наше поколение владеет только энергией, но и нужными данными. С открытием компьютеров люди начали получать много информации. Поэтому интеллект на этих этапах очень быстро развевался.
Человек увлекался и интересовался морем и его обитателями еще с давнего времени. Многим нравились плескающиеся о берег волны, красивая синева воды, видневшаяся вдали. Все же не было таких смельчаков, которые соглашались отправиться в открытое море,
Что такое опера для детей 3 класса
Опера – это музыкально-театральное произведение, действующие лица которого выражают свои мысли и чувства пением. То есть не говорят, а поют в сопровождении оркестра.
Когда героям оперы необходимо донести до зрителей свои сильные эмоции или важные мысли, они исполняют отдельные арии. Именно из таких арий и состоит большая часть оперы.
Начинается оперное представление с увертюры. Она является инструментальным вступлением и настраивает зрителей на восприятие последующего действа.
Основная часть оперы состоит из сольных арий главных героев, небольших разговорных вставок и отдельных музыкальных композиций, которые сопровождаются танцами и различными сценическими элементами.
Заканчивается представление эпилогом, в котором озвучивается итог всего произошедшего на сцене.
Неподготовленному человеку перед началом представления стоит ознакомиться с либретто произведения. В нем, обычно в стихотворной форме, описывается краткий сюжет того литературного произведения, на основе которого поставлена опера.
Родиной оперы, как и многих других искусств, является античная Греция. Именно греки впервые соединили речь, произносимую со сцены, с музыкой. Однако считается, что настоящее рождение оперы произошло во Флоренции на рубеже 16-17 веков, а первая опера появилась на свет в 1598 году. К сожалению, это произведение до наших дней не сохранилось. Известно только его название – «Дафна» и создатели – Я.Перри и О.Ринуччини.
В настоящее время одними из самых известных оперных театров мира можно назвать миланский театр Ла Скала, Венскую государственную оперу и Метрополитен-опера в Нью-Йорке.
Согласно рейтингу экспертов, составленном в 2020 году к Международному дню культуры, лучшими оперными театрами России являются: московский Большой театр, Мариинский театр Санкт-Петербурга и Новосибирский академический театр оперы и балета.
Что такое опера в музыке: возникновение жанра
Опера — это один из важнейших музыкальных и театральных жанров. Она представляет собой смесь музыки, вокала, живописи и актёрского мастерства, и высоко ценится приверженцами классического искусства. Неудивительно, что на уроках музыки ребёнку первым делом задают доклад на эту тему.
Из чего состоит опера
С чего начинается
Она начинается с увертюры. Это вступление, исполняемое симфоническим оркестром. Призвано задать настроение и атмосферу пьесы.
Чем продолжается
За увертюрой следует основная часть спектакля. Это грандиозное действо, разделённое на акты — законченные части представления, между которыми пролегают антракты. Антракты могут быть длинными, чтобы зрители и участники постановки могли отдохнуть, или короткими, когда занавес опускают, только чтобы сменить декорации.
Главным телом, движущей силой всей оперы являются сольные арии. Их исполняют актёры — персонажи истории. Арии раскрывают сюжет, характер и чувства героев. Иногда между ариями вставляются речитативы — напевные ритмичные реплики — или обычная разговорная речь.
Литературная часть основывается на либретто. Это своего рода сценарий, краткое содержание произведения. В редких случаях стихи пишут сами композиторы, как, например, Вагнер. Но чаще всего слова для оперы пишет либреттист.
На чём заканчивается
Финалом оперного представления служит эпилог. Эта часть выполняет туже функцию что и литературный эпилог. Это может быть рассказ о дальнейшей судьбе героев, или подведение итогов и определение морали.
История оперы
В Википедии можно найти обширную информацию на эту тему, но в данной статье предоставлена сжатая история упомянутого музыкального жанра.
Античная трагедия и Флорентийская камерата
Родиной оперы является Италия. Однако корни этого жанра уходят в Древнюю Грецию, где впервые стали совмещать сценическое и вокальное искусство. В отличие от современной оперы, где основной упор идёт именно на музыку, в древнегреческой трагедии лишь чередовали обычную речь и пение. Этот вид искусства продолжил развиваться у римлян. В древнеримских трагедиях набрали вес сольные партии, и чаще стали использоваться музыкальные вставки.
Вторую жизнь античная трагедия получила в конце XVI столетия. Возродить древнюю традицию решило содружество поэтов и музыкантов — Флорентийская камерата. Они создали новый жанр, названный «драмой через музыку». В противовес популярной в то время полифонии, произведения камераты представляли собой одноголосные мелодичные декламации. Театральная постановка и музыкальное сопровождение были призваны лишь подчеркнуть экспрессивность и чувственность поэзии.
Считается, что первая оперная постановка увидела свет в 1598 году. К сожалению, от произведения «Дафна», написанного композитором Якопо Пери и поэтом Оттавио Ринуччини, в наше время осталось только название. Зато их же перу принадлежит «Эвридика», которая является самой ранней из сохранившихся опер. Однако это славное произведение для современного общества — всего лишь отзвук прошлого. Зато оперу «Орфей», написанную знаменитым Клаудио Монтеверди в 1607 году для мантуанского двора, и по сей день можно увидеть в театрах. Род Гонзага, который правил в те времена в Мантуе, внёс значительный вклад в зарождение оперного жанра.
Драматический театр
Членов Флорентийской камераты можно назвать «бунтарями» своего времени. Ведь в эпоху, когда моду на музыку диктует церковь, они обратились к языческим мифам и легендам Греции, отрёкшись от принятых в обществе эстетических норм, и создали что-то новое. Однако ещё раньше их необычные решения привнёс драматический театр. Это направление развевалось в эпоху Возрождения.
Экспериментируя и ориентируясь по зрительской реакции, этот жанр вырабатывал собственный стиль. Представители драматического театра использовали в своих постановках музыку и танцы. Новый вид искусства пользовался огромной популярностью. Именно влияние драматического театра помогло «драме через музыку» выйти на новый уровень выразительности.
Оперное искусство продолжало развиваться и набирать популярность. Однако по-настоящему этот музыкальный жанр расцвёл в Венеции, когда в 1637 году Бенедетто Феррари и Франческо Манелли открыли первый публичный оперный театр «Сан-Кассиано». Благодаря этому событию, музыкальные произведения данного вида перестали быть увеселением для придворных и вышли на коммерческий уровень. В это время начинается царствование кастратов и примадонн в мире музыки.
Распространение за рубежом
Уже к середине XVII века оперное искусство, при поддержке аристократии, развилось в отдельный самостоятельный жанр и доступное развлечение для масс. Благодаря странствующим труппам, этот вид представлений распространился по всей Италии, и начал завоёвывать публику за рубежом.
Первая итальянский представитель жанра, представленный заграницей, назывался «Галатея». Он был исполнен в 1628 году в городе Варшаве. Недолго после, при дворе было исполнено ещё одно произведение — «La liberazione di Ruggiero dall’isola d’Alcina» Франчески Каччини. Эта работа также самая ранняя из дошедших до нас опер, написанных женщинами.
«Ясон» Франческо Кавалли была самой популярной оперой XVII века. В связи с этим в 1660 году он был приглашён во Францию на свадьбу Людовика XIV. Однако его «Ксеркс» и «Влюблённый Геракл» не возымели успех у французской публики.
Антонио Чести, которого попросили написать оперу для австрийского рода Габсбургов, добился большего успеха. Его грандиозный спектакль «Золотое Яблоко» длился два дня. Небывалый успех отметил возвышение итальянской оперной традиции в европейской музыке.
Сериа и буффа
В XVIII веке особую популярность приобрели такие жанры оперы, как сериа и буффа. Хотя оба они зародились в Неаполе, два жанра представляют собой принципиальные противоположности. Опера-сериа буквально означает «серьёзная опера». Это продукт эпохи классицизма, который поощрял в искусстве чистоту жанра и типизацию. Сериа отличается следующими качествами:
Наиболее успешным и знаменитым либреттистом в этом жанре был Пьетро Метастазио. На лучшие из его либретто писали по десятку опер разные композиторы.
В это же время параллельно и независимо развивается комедийный жанр буффа. Если сериа рассказывает истории прошлого, то буффа посвящает свои сюжеты современным и обыденным ситуациям. Вылился этот жанр из коротких комедийных сценок, которые ставились в антрактах основного спектакля и являлись отдельными произведениями. Постепенно этот вид искусства приобрёл популярность и реализовался в качестве полноценных самостоятельных представлений.
Глюковская реформа
Немецкий композитор Кристоф Виллибальд Глюк прочно запечатлел своё имя в истории музыки. Когда на сценах Европы господствовала опера-сериа, он упорно продвигал собственное видение оперного искусства. Он считал, что в представлении должна править драма, а задача музыки, вокала и хореографии — продвигать её и подчёркивать. Глюк утверждал, что композиторы должны отказаться от эффектных представлений в пользу «простой красоты». Что все элементы оперы должны быть продолжением друг друга и образовывать единый стройный сюжет.
Свою реформу он начал в 1762 году в Вене. Совместно с либреттистом Раньери де Кальцабиджи он поставил три пьесы, однако они не получили отклика. Тогда в 1773 году он отправился в Париж. Его реформаторская деятельность длилась вплоть до 1779 года, и вызвала много споров и волнений в среде любителей музыки. Идеи Глюка оказали большое влияние на развитие жанра оперы. Они также нашли отражение в реформах XIX века.
Виды оперы
За более чем четырёхвековую историю оперный жанр претерпел много изменений и многое принёс в музыкальный мир. За это время выделилось несколько видов оперы: