Что такое опера виды оперы
Виды оперы: история и особенности
Как вид театрального искусства, опера ведет свою историю с рубежа XVII-XVIII веков, где она сформировалась как аристократическое развлечение. С тех пор этот жанр совершенствовался, неоднократно изменился и в конце концов разделился на множество различных видов, о которых и пойдет речь в данной статье.
Что такое опера?
В первую очередь следует определить, чем является опера – вид искусства. Это музыкально-драматическое произведение, которое основано на соединении трех искусств – слова, музыки и театрального действа. Драматические тексты в опере не проговариваются, а поются под инструментальный аккомпанемент. Кроме этого, обычно присутствуют музыкальные интерлюдии, а перерывы в сюжете заполняются балетными сценами.
Самое первое сочинение в этом жанре было написано в 1600 году по мотиву известной легенды о певце Орфее и его возлюбленной Эвридике.
Основными очагами развития оперы как вида искусства в целом, а также становления многочисленных ее разновидностей стали в первую очередь Италия и Франция.
Серьезная опера
Итак, одним из основных видов оперы в музыке является так называемая «серьезная» опера. Она возникла в Италии в конце XVII века у композиторов неаполитанской школы. Среди основных тем этих произведения – мифологические и историко-героические. «Серьезные» оперы отличались особенным пафосом, пышными выразительными костюмами. Преобладали продолжительные арии солистов, в которых они выражали каждую, даже самую малейшую эмоцию персонажа, мастерски вокализируя. Функции слова и музыки были четко и ясно разделены.
Известными композиторами жанра opera seria были Алессандро Скарлатти, Глюк, Сальери, Гендель и многие другие.
Комическая опера
Как и многие другие виды оперы, комическая опера берет начало в Италии в XVII веке. Она противопоставляется «скучной» серьезной опере и обладает совершенно другими чертами: малыми масштабами, преобладанием диалогов, совсем небольшим количеством персонажей, использованием комических приемов. Этот вид оперы стал гораздо более демократичным и реалистическим, нежели опера «сериа».
Разные страны давали комической опере свои названия – так, в Италии ее называли опера-буффа, в Англии – балладная опера, в Германии – зингшпиль, а в Испании она обозначалась как тонадилья. Соответственно, каждая разновидность обладала юмором с оттенком национального колорита.
Среди итальянских композиторов в жанре опера-буффа работали Перголези и Россини, во Франции этим занимались Монсиньи и Гретри, а среди англичан наиболее известны Салливан и Гилберт.
Полусерьезная опера
Между серьезной и комической оперой находится жанр полусерьезной оперы (так называемая опера-семисерия), отличительной чертой которой была драматическая сюжетная линия, оканчивающаяся счастливым финалом. Появилась она в Италии ближе к концу XVIII века. Особенного развития этот вид оперы так и не получил.
Большая опера
Этот оперный жанр (grand opera) по своему происхождению является французским, возник он в первой половине XIX века. Как следует из названия, для большой оперы характерна масштабность (4 или 5 актов, значительное количество исполнителей, участие танцоров и многочисленного хора), монументальность, использование историко-героических сюжетов и внешних декоративных эффектов. Обязательным было присутствие танцевального акта. Известными представителями жанра были композиторы Спонтини, Верди и Обер.
Романтическая опера
Возникла она в Германии XIX века. Ее появление связано с общим течением романтизма, охватившим Германию в конце предыдущего столетия, но в музыкальном искусстве романтические тенденции проявились на несколько десятилетий позже. Этому течению свойственно, в частности, поднятие национального духа, что проявилось и в опере.
К этому жанру относятся все произведения, написанные на романтический сюжет с налетом мистики и фантастичности. Оперы этого вида сочиняли Вебер, Шпор, отчасти – Вагнер.
Опера-балет
Иначе эта разновидность называлась французским придворным балетом, и берет свое начало, как следует из названия, во Франции начала XVIII века. В основном, опера-балет создавалась для разнообразных празднеств королевского двора. Произведения отличались пышностью и яркостью декораций и состояли из нескольких небольших сцен, никак не связанных между собой по сюжету. Здесь опера как вид театра проявилась, пожалуй, ярче всего.
Наибольшую выразительность и характерность опере-балету придал французский композитор Жан-Филипп Рамо, который также добавил несколько легковесному жанру высокий драматизм.
Жанр изжил себя достаточно скоро, поскольку функции его были достаточно специфичны и зависимы от места проведения. Несмотря на то, что отдельные образцы оперы-балета появляются вплоть до XX века, опера и балет все же являются отдельными видами музыкально-театрального искусства.
Оперетта
Значительно менее масштабным жанром оперы были оперетты – маленькие произведения с незатейливым забавным сюжетом, любовной и сатирической линией, а также простой, хорошо запоминающейся музыкой. «Маленькая опера» возникла во Франции ближе к концу XIX века.
Встречаются разнообразные по характеру сюжета и содержанию оперетты – чаще всего они носят лирические и комедийные оттенки. Возникают определенные сложности с определением этого жанра, поскольку строгие рамки, которые разграничивали бы, например, оперетту и оперу-буффа, отсутствуют.
Это далеко не все виды оперы, существующие на данный момент. Как уже было сказано, некоторые из разновидностей исчезли, а в новом синкретичном театральном искусстве зарождаются новые, еще не названные жанры.
Что такое опера
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. «Ах, вы никогда не бывали в опере?» — обязательно спросят вас хотя бы раз в жизни.
Считается, что посетить оперный театр обязан каждый культурный человек.
Чтобы подготовить себя к восприятию оперы, не лишним будет узнать, что это за жанр, чем он интересен для публики и о чём нужно помнить, отправляясь на премьеру.
Опера — это.
Опера – это жанр музыкально-драматического искусства, история, сыгранная на сцене с помощью музыки. Само слово «опера» переводится с латыни как «действие, труд». Главные герои оперного действа не говорят, а поют.
Когда им нужно выразить глубокую мысль или сильную эмоцию, они исполняют на сцене отдельную арию. Собственно из таких арий складывается сюжет оперы.
Текст музыкального представления называется либретто (что это такое?). Обычно он представляет собой краткий пересказ уже существующего литературного произведения, адаптированный для сцены и вокала.
Реже текст либретто пишется на заказ кем-то из писателей-современников конкретно для той или иной оперы, либо составляется самим композитором.
Основой оперы всё же является пение под музыку. Оно рождается от союза поэзии и музыки.
Но влияют на оперу и другие царственные родственники: живопись помогает в оформлении декораций, актёрское мастерство и вокал воплощают энергию музыки и тайные посылы литературы. Так что любители синтетического искусства, как правило, находят в посещении оперы колоссальное удовольствие.
Из истории оперного жанра
Опера ассоциируется у знатоков музыки с Италией. Однако, как и многие виды искусства, зародилась она в античной Греции. Именно там сценическую речь впервые попробовали соединять с музыкой.
Позже в Риме увеличили долю сольных выступлений по сравнению с речитативами и разговорными вставками. Жанр стал по преимуществу музыкальным.
Временем настоящего рождения оперы справедливо считают другой период истории искусства, связанный с крупным явлением итальянской культуры рубежа 16-17 веков, получившим название Флорентийская камерата. В составе этого творческого содружества были лучшие музыканты и поэты Флоренции.
Нарушая традиции модной в ту эпоху полифонии, они ввели в свои спектакли лирическое одноголосие, стремясь подчеркнуть экспрессивность (что это?) поэзии средствами музыки. Новоизобретённый жанр был назван драмой через музыку.
Годом появления первой оперы считается 1598-й, но, к сожалению, следов этого произведения не осталось. Известно лишь, что оно называлось «Дафна», а его создателями были Я.Перри и О.Ринуччини.
Сохранилась их вторая опера — «Эвридика», самая старая из всех, дошедших до современного слушателя. Правда, сегодня успеха она не имеет, чего нельзя сказать об опере «Орфей», написанной К.Монтеверди в 1607 году в Мантуе.
В 17 столетии в Венеции открылся первый общественный музыкальный театр «Сан-Кассиано», благодаря которому посещение оперы стало удовольствием не только для царского двора.
Странствующие по Европе певцы и актёры достаточно быстро сделали оперу любимым театрально-музыкальным развлечением жителей Германии, Польши, Венгрии, Франции, Великобритании и других стран.
В 18 столетии возникло разделение оперы на два жанра: сериа (серьёзная опера) и буффа (комическое действо).
В настоящее время опера существует в нескольких основных видах:
Композиция оперы
Перед началом оперного представления принято играть увертюру. Это вступительная часть композиции, не связанная с сюжетом произведения, но настраивающая на восприятие его содержания.
Действие произведения разворачивается в его основной части, которая состоит из актов, перемежающихся антрактами.
По структуре основное действие представляет собой чередование сольных арий, речетативов, разговорных фрагментов и отдельных музыкальных тем, сопровождаемых танцем или другими сценическими элементами.
Венчает представление эпилог. Его задача – подытожить сюжет, озвучить выводы или рассказать о дальнейшей судьбе героев.
Самые знаменитые оперы мира
Неподготовленному слушателю будет сложно проникнуться величием оперы. Перед началом представления будет полезно познакомиться с либретто произведения, чтобы представлять сюжет произведения.
Не лишним будет заглянуть на специальные музыковедческие сайты, рассказывающие об истории создания той или иной оперы, её авторах, любопытных фактах, связанных с ней.
Для тех, кто не слышал ещё ни одной оперы, можно порекомендовать выбрать что-нибудь для первого прослушивания из следующего списка:
Разумеется, список можно и нужно дополнять.
Заключение
Профессионалы советуют не только прослушивать диски с записями и просматривать киноверсии опер, но и посещать оперный театр.
Важен эффект присутствия на этом празднестве музыки и поэзии. Так что смело берите билеты. Приятного прослушивания, больших и маленьких открытий!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Я бы отнёс этот жанр к вымершему. Сейчас абсолютно никто не ходит а оперу. Потому что скучно. И исполняют там всё под фонограмму.
Они так поют, что ни одного слова разобрать невозможно, поэтому приходится либретто читать, даже если поют по-русски.
Да, признать это не очень приятно, но я тоже ничего не понимаю, даже если оперные певцы поют на русском. Поэтому предпочитают оперету — там поют, можно сказать, по слогам.
Что такое опера в музыке: возникновение жанра
Опера — это один из важнейших музыкальных и театральных жанров. Она представляет собой смесь музыки, вокала, живописи и актёрского мастерства, и высоко ценится приверженцами классического искусства. Неудивительно, что на уроках музыки ребёнку первым делом задают доклад на эту тему.
Из чего состоит опера
С чего начинается
Она начинается с увертюры. Это вступление, исполняемое симфоническим оркестром. Призвано задать настроение и атмосферу пьесы.
Чем продолжается
За увертюрой следует основная часть спектакля. Это грандиозное действо, разделённое на акты — законченные части представления, между которыми пролегают антракты. Антракты могут быть длинными, чтобы зрители и участники постановки могли отдохнуть, или короткими, когда занавес опускают, только чтобы сменить декорации.
Главным телом, движущей силой всей оперы являются сольные арии. Их исполняют актёры — персонажи истории. Арии раскрывают сюжет, характер и чувства героев. Иногда между ариями вставляются речитативы — напевные ритмичные реплики — или обычная разговорная речь.
Литературная часть основывается на либретто. Это своего рода сценарий, краткое содержание произведения. В редких случаях стихи пишут сами композиторы, как, например, Вагнер. Но чаще всего слова для оперы пишет либреттист.
На чём заканчивается
Финалом оперного представления служит эпилог. Эта часть выполняет туже функцию что и литературный эпилог. Это может быть рассказ о дальнейшей судьбе героев, или подведение итогов и определение морали.
История оперы
В Википедии можно найти обширную информацию на эту тему, но в данной статье предоставлена сжатая история упомянутого музыкального жанра.
Античная трагедия и Флорентийская камерата
Родиной оперы является Италия. Однако корни этого жанра уходят в Древнюю Грецию, где впервые стали совмещать сценическое и вокальное искусство. В отличие от современной оперы, где основной упор идёт именно на музыку, в древнегреческой трагедии лишь чередовали обычную речь и пение. Этот вид искусства продолжил развиваться у римлян. В древнеримских трагедиях набрали вес сольные партии, и чаще стали использоваться музыкальные вставки.
Вторую жизнь античная трагедия получила в конце XVI столетия. Возродить древнюю традицию решило содружество поэтов и музыкантов — Флорентийская камерата. Они создали новый жанр, названный «драмой через музыку». В противовес популярной в то время полифонии, произведения камераты представляли собой одноголосные мелодичные декламации. Театральная постановка и музыкальное сопровождение были призваны лишь подчеркнуть экспрессивность и чувственность поэзии.
Считается, что первая оперная постановка увидела свет в 1598 году. К сожалению, от произведения «Дафна», написанного композитором Якопо Пери и поэтом Оттавио Ринуччини, в наше время осталось только название. Зато их же перу принадлежит «Эвридика», которая является самой ранней из сохранившихся опер. Однако это славное произведение для современного общества — всего лишь отзвук прошлого. Зато оперу «Орфей», написанную знаменитым Клаудио Монтеверди в 1607 году для мантуанского двора, и по сей день можно увидеть в театрах. Род Гонзага, который правил в те времена в Мантуе, внёс значительный вклад в зарождение оперного жанра.
Драматический театр
Членов Флорентийской камераты можно назвать «бунтарями» своего времени. Ведь в эпоху, когда моду на музыку диктует церковь, они обратились к языческим мифам и легендам Греции, отрёкшись от принятых в обществе эстетических норм, и создали что-то новое. Однако ещё раньше их необычные решения привнёс драматический театр. Это направление развевалось в эпоху Возрождения.
Экспериментируя и ориентируясь по зрительской реакции, этот жанр вырабатывал собственный стиль. Представители драматического театра использовали в своих постановках музыку и танцы. Новый вид искусства пользовался огромной популярностью. Именно влияние драматического театра помогло «драме через музыку» выйти на новый уровень выразительности.
Оперное искусство продолжало развиваться и набирать популярность. Однако по-настоящему этот музыкальный жанр расцвёл в Венеции, когда в 1637 году Бенедетто Феррари и Франческо Манелли открыли первый публичный оперный театр «Сан-Кассиано». Благодаря этому событию, музыкальные произведения данного вида перестали быть увеселением для придворных и вышли на коммерческий уровень. В это время начинается царствование кастратов и примадонн в мире музыки.
Распространение за рубежом
Уже к середине XVII века оперное искусство, при поддержке аристократии, развилось в отдельный самостоятельный жанр и доступное развлечение для масс. Благодаря странствующим труппам, этот вид представлений распространился по всей Италии, и начал завоёвывать публику за рубежом.
Первая итальянский представитель жанра, представленный заграницей, назывался «Галатея». Он был исполнен в 1628 году в городе Варшаве. Недолго после, при дворе было исполнено ещё одно произведение — «La liberazione di Ruggiero dall’isola d’Alcina» Франчески Каччини. Эта работа также самая ранняя из дошедших до нас опер, написанных женщинами.
«Ясон» Франческо Кавалли была самой популярной оперой XVII века. В связи с этим в 1660 году он был приглашён во Францию на свадьбу Людовика XIV. Однако его «Ксеркс» и «Влюблённый Геракл» не возымели успех у французской публики.
Антонио Чести, которого попросили написать оперу для австрийского рода Габсбургов, добился большего успеха. Его грандиозный спектакль «Золотое Яблоко» длился два дня. Небывалый успех отметил возвышение итальянской оперной традиции в европейской музыке.
Сериа и буффа
В XVIII веке особую популярность приобрели такие жанры оперы, как сериа и буффа. Хотя оба они зародились в Неаполе, два жанра представляют собой принципиальные противоположности. Опера-сериа буквально означает «серьёзная опера». Это продукт эпохи классицизма, который поощрял в искусстве чистоту жанра и типизацию. Сериа отличается следующими качествами:
Наиболее успешным и знаменитым либреттистом в этом жанре был Пьетро Метастазио. На лучшие из его либретто писали по десятку опер разные композиторы.
В это же время параллельно и независимо развивается комедийный жанр буффа. Если сериа рассказывает истории прошлого, то буффа посвящает свои сюжеты современным и обыденным ситуациям. Вылился этот жанр из коротких комедийных сценок, которые ставились в антрактах основного спектакля и являлись отдельными произведениями. Постепенно этот вид искусства приобрёл популярность и реализовался в качестве полноценных самостоятельных представлений.
Глюковская реформа
Немецкий композитор Кристоф Виллибальд Глюк прочно запечатлел своё имя в истории музыки. Когда на сценах Европы господствовала опера-сериа, он упорно продвигал собственное видение оперного искусства. Он считал, что в представлении должна править драма, а задача музыки, вокала и хореографии — продвигать её и подчёркивать. Глюк утверждал, что композиторы должны отказаться от эффектных представлений в пользу «простой красоты». Что все элементы оперы должны быть продолжением друг друга и образовывать единый стройный сюжет.
Свою реформу он начал в 1762 году в Вене. Совместно с либреттистом Раньери де Кальцабиджи он поставил три пьесы, однако они не получили отклика. Тогда в 1773 году он отправился в Париж. Его реформаторская деятельность длилась вплоть до 1779 года, и вызвала много споров и волнений в среде любителей музыки. Идеи Глюка оказали большое влияние на развитие жанра оперы. Они также нашли отражение в реформах XIX века.
Виды оперы
За более чем четырёхвековую историю оперный жанр претерпел много изменений и многое принёс в музыкальный мир. За это время выделилось несколько видов оперы:
Что такое опера виды оперы
Что такое опера, история оперы
Что мы знаем об опере? Любой музыковед скажет, что это синтетический жанр, который объединил в себе разные виды искусств. Простой слушатель ответит на этот вопрос иначе, вероятно, упомянув, что обязательный атрибут любой оперы – пение и драматургическое действие, разворачивающееся на сцене. Ценитель классической музыки с важным видом отметит про особую пользу оперной музыки как для взрослых, так и для детей, потому что мы можем наслаждаться не только прослушиванием музыкальных инструментов, но и голоса, прекрасного и чарующего.
Об истории оперы и значении этого жанра в культурном обогащении человека читайте на нашей странице.
История оперы
Сам жанр возник относительно недавно, всего каких-то пять веков назад, в Италии на рубеже XVI-XVII вв. Прообразами ее послужили театрализованные мистерии, но в них музыка была лишь фоном, а также большую роль сыграло распространение сольных номеров с инструментальным сопровождением. Интересно, что термин «опера» был введен позднее, чем само произведение. Так, композиторы, сочинившие первые произведения в этом жанре на рубеже XVI-XVII веков наименовали их «drama per musica» (драма на музыке). Их возникновение было обусловлено попыткой возродить древнегреческую трагедию. Так, первые образцы нового жанра того времени – это «Дафна» (1597) и Эфридика (1600) Я. Пери. Однако, оперный стиль этих произведений был еще далек от классического образца.
В 1607 году в Мантуе К. Монтеверди ставит свою оперу «Эвридика», которая уже отличается драматизмом, богатой палитрой выразительности. В 1639 году для обозначения таких композиций впервые применяется термин «опера» (труд, дело).
Развитие оперного жанра
С момента зарождения, опера совершенствовалась и подвергалась всевозможным изменениям буквально каждое столетие. Так, венецианская школа, в лице Ф. Кавалли, М. Чести, Дж. Легренци начинает усиливать роль мелодического начала в этом жанре, а также установливает вокальные формы. Эту тенденцию успешно продолжают композиторы неаполитанской школы начала XVIII века (А. Скарлатти, Н. Порпора, Л. Лео, Ф. Провенцале). Именно в это время устанавливается форма арии, а также происходит разделение вокальных номеров и речитатива.
Настоящий реформатор в этом жанре К. Глюк, в своих произведениях (« Орфей и Эвридика », «Альцеста», «Ифигения в Тавриде» он собрал достижения итальянской оперы и французской трагедии.
Подлинной вершиной в развитии жанра принято считать творчество В. Моцарта. Именно в его творчестве опера расцвела, она вобрала в себя все достижения предшествующих эпох и национальных школ. Он создал яркие выразительные театральные образы со своими характерами и эмоциями, воплотил все сложности конфликтов, взаимоотношений и интриг. Так, « Свадьба Фигаро » написана в стиле итальянской оперы-буффа, « Дон Жуан » это соединение комедии с высокой трагедией.
С приходом эпохи романтизма в XIX веке опера выходит на первый план. Одной из главных идей того периода была тесная взаимосвязь различных видов искусств, которая как раз и проявляется в этом жанре. Среди композиторов романтиков, оказавших свой вклад в развитие оперы можно выделить: Дж. Россини, Дж. Верди , Р. Вагнер . Среди композиторов русской школы большой вклад в развитии оперы внесли М. Глинка , А. Бородин, М. Мусоргский , Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский и др.
Что в опере важнее
Конечно, в этом вопросе не должно возникнуть сомнений. Первенство принадлежит музыке. Именно она точно и чутко передает эмоции, характер и чувства героев. Однако, так было не всегда, некоторое время автором оперы считался либреттист, а не композитор. Было даже такое, что оперные певцы требовали у композитора выигрышных партий, он подчинялся и либреттисту и артистам. В России в XVIII веке даже не обозначали его имя в комических операх.
В чем сила оперного искусства
Оперное искусство очень популярно в наши дни. Ведь это необычный жанр, в котором объединяются и тесно переплетаются драматическое искусство, танцы, литература, пантомима, изобразительное искусство и, конечно, главенствует над всем этим музыка. Она способна точно передать человеческие переживания во всех тончайших оттенках. Именно поэтому столь широко влияние музыки на эмоциональное и эстетическое развитие человека. Каждый шедевр оперного искусства – это разнообразный и впечатляющий мир интереснейших сюжетов, полных ярких персонажей, со своими чувствами и переживаниями, мир богатейшего мелодического звучания, гармонии и оркестровых красок.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: