Что такое оперативная задолженность
Понятие дебиторской задолженности – это мы должны или нам должны?
Дебиторская задолженность – это долг внешних контрагентов и работников предприятия перед организацией.
Дебиторская задолженность покупателей возникает в случае предоставления им отсрочки платежа (в этом случае говорят о коммерческом кредите), а также при неисполнении покупателем своих обязательств по договору об оплате полученных товаров, работ, услуг. Предоплата поставщикам товаров, работ, услуг также включается в состав дебиторской задолженности. Примерами такой дебиторки могут служить арендные депозиты или суммы, оплаченные за годовую подписку печатных изданий.
В составе дебиторской задолженности числится переплата по налогам, сборам и взносам во внебюджетные фонды, а также различная задолженность работников перед организацией, например:
Что такое кредиторская задолженность предприятия простыми словами
Кредиторская задолженность – это долг предприятия перед внешними контрагентами, бюджетом и внебюджетными фондами, а также работниками предприятия.
Кредиторская задолженность возникает, если предприятие получило товары, работы или услуги, оприходовало их в учете, но не исполнило обязательства по оплате. Задолженность перед кредиторами бывает текущей и просроченной в зависимости от права на отсрочку платежа и даты возникновения долга.
Так, например, заработная плата начисляется в бухгалтерском учете в последний день месяца, а выплачивается в начале следующего месяца. На конец месяца начисления кредиторская задолженность перед работниками предприятия по выплате заработной платы будет текущей. В случае невыплаты заработной платы в установленный срок такая задолженность будет считаться просроченной.
Рассмотрим, каким образом дебиторка и кредиторка отражаются в бухгалтерской отчетности предприятия.
Дебиторка и кредиторка за год в ф. 1 баланса и в других формах годовой отчетности
В зависимости от срока погашения кредиторку делят на долгосрочную (более года) и краткосрочную (менее года) и, в соответствии с этой классификацией, показывают в бухгалтерском балансе. Кредиторская задолженность в балансе – это либо долгосрочное обязательство, которое отражается в разделе IV, либо краткосрочное обязательство, которое отражается по строке 1520 раздела V.
Дополнительную информацию о порядке заполнения бухгалтерского баланса читайте в статье «Заполнение формы 1 бухгалтерского баланса (образец)».
Дебиторская задолженность отражается по строке 1230 в разделе II бухгалтерского баланса.
Подробнее об отражении в балансе дебиторки и порядке расшифровки статьи 1230 читайте в статье «Расшифровка строк бухгалтерского баланса (1230 и др.)».
Пример заполнения строки 1230 «Дебиторская задолженность» от КонсультантПлюс
Показатели по счетам 46, 62, 60, 70, 71, 73, 76 и 63 (дебетовые остатки по счетам 68, 69 и 75 отсутствуют).
Посмотреть пример полностью можно в К+, получив бесплатный пробный доступ.
Дебиторская и кредиторская задолженность – это важные показатели бухгалтерской отчетности предприятия, которые подлежат расшифровке в пояснениях к отчетности (п. 27 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н). Расшифровка дебиторки и кредиторки интересует пользователей отчетности в первую очередь, т. к. эти активы и обязательства могут быть источниками рисков.
Что значит соотношение дебиторской и кредиторской задолженности?
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности – немаловажный предмет анализа финансового состояния предприятия. Однако его нельзя рассматривать обособленно от других статей отчетности.
Если кредиторка превышает дебиторку – это может означать, что предприятие испытывает нехватку оборотных средств, но также может значить, что предприятие располагает достаточным количеством других ресурсов, например денежных средств.
Однозначно можно сказать, что отсрочка платежей, предоставленная покупателям, должна быть меньше или равна отсрочке платежей в адрес поставщиков предприятия. В противном случае предприятие будет испытывать острую нехватку средств, необходимых для расчетов с кредиторами, с вытекающими из этой ситуации дополнительными расходами на уплату пени и штрафов.
Необходимо понимать, что пользоваться терминами «дебиторская задолженность» и «кредиторская задолженность» необходимо правильно. Если вы напишете покупателю претензию следующего содержания: «Просим оплатить дебиторскую задолженность по договору поставки», ваш контрагент не поймет сущность просьбы, т. к. задолженность перед вашей компанией у него числится как кредиторка.
Важно! При оформлении юридически значимых документов не обозначайте задолженность как кредиторскую или дебиторскую, используйте понятия, определенные в договоре.
Дебиторская и кредиторская задолженность является источником рисков
Можно выделить следующие риски, связанные с дебиторкой и кредиторкой:
Какие же меры должно принимать предприятие для снижения влияния рисков на текущую деятельность?
Работа по предотвращению возникновения просроченных и невозможных к взысканию долгов покупателей (кредитный риск) начинается с оценки благонадежности клиентов перед заключением договора. Для такой оценки мало проанализировать бухгалтерскую отчетность клиента. Важно иметь информацию об участии будущего покупателя в судебных процессах, налоговых спорах, проверить полномочия должностных лиц, подписывающих юридические документы, а также провести другие необходимые проверки.
Безусловно, самым надежным способом предотвращения взыскания долгов с покупателей является работа на основе предоплаты, но в рыночных условиях приходится находить компромиссные варианты оплаты, в т. ч. предоставление отсрочки платежа.
Работа по прогнозированию денежных потоков в зависимости от полученной и предоставленной отсрочки платежа может значительно снизить риск потери ликвидности.
Снижение операционных рисков достигается построением четкой системы управления дебиторской и кредиторской задолженностью. Одним из элементов управления дебиторской задолженностью является страхование дебиторки.
Страхование дебиторской задолженности
Важно! Подсказка от КонсультантПлюс
К преимуществам страхования дебиторской задолженности можно отнести повышение финансовой независимости компании. Надо отметить, что компаниям, застраховавшим «дебиторку», как правило, проще получить более выгодные условия.
Подробнее о преимуществах, а также о недостатках страхования ДЗ читайте в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.
Как работает страхование дебиторской задолженности? Предприятие заключает договор со страховой компанией, где определяются основные условия договора страхования, включая перечень страховых случаев, порядок оценки финансового положения должников и другие. Например, в договоре страхования может быть определено, что страховым случаем признается неисполнение обязательств покупателем в течение определенного договором страхования срока.
Страховая компания и страхователь определяют перечень и объем дебиторской задолженности, подлежащей страхованию.
Обратите внимание! Страховая компания не страхует дебиторскую задолженность в целом, а тщательно подходит к оценке рисков неплатежей в разрезе каждого клиента страхователя.
Что же происходит в результате наступления страхового случая? Страховая компания выплачивает предприятию-страхователю сумму застрахованной дебиторской задолженности с определенным дисконтом, т. е. часть суммы долга списывается в расходы предприятия. После этого право требования задолженности переходит к страховой компании.
Несмотря на то что страхование дебиторской задолженности является достаточно надежным инструментом в снижении кредитных рисков, предприятию стоит сопоставить предстоящие расходы и предполагаемую выгоду от данного вида страхования.
Итоги
Для того чтобы обеспечить конкурентоспособные коммерческие условия для своих клиентов, в частности, предоставить им отсрочку платежа, предприятие должно найти источник финансирования собственных расходов на период отсрочки. Кредиторская задолженность предприятия является одним из таких источников финансирования текущей деятельности предприятия. Грамотное и эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженностью является залогом успеха любой коммерческой деятельности.
Виды дебиторской задолженности: проводим анализ и снижаем риски
Вопросы, рассмотренные в материале:
Причиной появления дебиторской задолженности всегда является разрыв между сделкой купли-продажи и оплатой товара. Иными словами, речь идет о разновидности финансовых вложений одной компании в другую. Поэтому для эффективного управления «дебиторкой» важным становится сохранение допустимых границ этого актива. Далее мы расскажем про виды дебиторской задолженности, связанные с ними риски и про используемые в этом случае принципы формирования системы работы.
Понятие и виды дебиторской задолженности
Финансовая стабильность любой компании требует превышения суммы дебиторской задолженности над кредиторской.
Дебиторская задолженность – это имущественные требования организации к юридическим и физическим лицам, входящим в число ее должников.
Дебиторскую задолженность принято рассматривать как:
Оборотный капитал компании состоит из:
Таким образом, дебиторская задолженность входит в оборотный капитал фирмы.
Причиной появления разных видов дебиторской задолженности может стать невыполнение договорных обязательств, излишне уплаченные налоги, взысканные сборы, пени, выданные денежные суммы подотчет.
Выделяют два вида дебиторской задолженности предприятия:
Нормальным называется долг за отгруженные товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил, но при этом право собственности перешло к покупателю. Также поставщику (подрядчику, исполнителю) может быть перечислен аванс за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг).
Тогда как второй тип состоит из неоплаченного в установленный договором срок долга за товары, работы, услуги. Просроченный вид дебиторской задолженности делят на сомнительный и безнадежный.
В соответствии с пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ):
«сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией».
После истечения срока исковой давности сомнительный вид дебиторской задолженности меняет статус на безнадежный, который невозможно взыскать.
Согласно пункту 2 статьи 266 Налогового кодекса РФ «безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации».
Нереальный к взысканию вид дебиторской задолженности, возникает из-за:
По предполагаемым срокам погашения дебиторская задолженность бывает двух видов:
Отметим, что при просроченном виде «дебиторки» стоит применять отсрочку (рассрочку) платежа, рассчитываться акциями, векселями, использовать бартер. Однако в случае предоставления отсрочки нужно изучить платежеспособность и деловую репутацию контрагента.
Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:
Способы оптимизации дебиторской задолженности
Предупредить образование дебиторской задолженности можно при помощи заранее подготовленного четкого плана ведения расчетов. За счет грамотно использования в финансово-хозяйственной деятельности собственных средств сокращается величина дополнительных издержек.
Компании важно быть аккуратной при выборе клиентов для сотрудничества, как можно более педантично прорабатывать и согласовывать условия сделки. Не стоит подписывать контракт, пока вы не видели максимально возможный комплект учредительных документов, не представили себе положение клиента на рынке, его платежеспособность и исполнительность по отношению к другим юридическим и физическим лицам. Предприятиям лучше пользоваться системой стандартов оценки потенциальных клиентов, сотрудников.
Современный бизнес имеет множество общедоступных инструментов для проверки контрагентов. В их число входят сайт налоговой, картотека арбитражных дел, реестр исполнительных производств в Федеральной службе судебных приставов и прочее. Чтобы минимизировать риски, рекомендуется вводить и использовать штрафные санкции, четкие этапы по работе с должниками. Приведем бытовой пример: при наличии долга по коммунальным услугам, согласно договору, неплательщику могут перекрыть доступ к энергоресурсам.
Чтобы сократить любой вид дебиторской задолженности, можно использовать такие способы:
Поскольку крупные компании работают одновременно с большим количеством контрагентов, им сложно обойтись без специального маркетингового, планового отдела. Его сотрудники отвечают за подробный анализ состояния взаиморасчетов, разработку и применение на практике эффективной тактики выбора бизнес-партнеров. Также данные специалисты должны подобрать наиболее выгодные условия, содержание контрактов и предложить способы оптимизации действующих сделок.
Так, отдельная служба начинает играть очень важную роль в финансово-кредитных учреждениях, когда их клиентами становятся как юридические, так и физические лица. Ведь в этом случае нужен подбор и анализ наиболее приемлемых условий для заключения соглашений.
Чтобы снизить объем «дебиторки» компаний, банк может внести в условия договора большой штраф за неисполнение обязательств. Для граждан также стоит прописать вероятность безакцептного списания долга с личного счета должника при невозможности предоставить деньги кредитору в установленный срок.
Еще одним вариантом, позволяющим снизить экономические риски, затраты организации, является смягчение требований по отношению к должнику. Допускается предоставление ему отсрочки, рассрочки, реструктуризации. В этом случае у неплательщика появляется шанс восстановить платежеспособность, чтобы удовлетворить требования кредитора.
Представим, что за определенный период компания потребила некоторый объем электроэнергии, но не заплатила поставщику. Теперь ей грозит отключение света. Поскольку применение столь строгой меры станет причиной для полной остановки работы, руководитель-должник выходит на переговоры с поставщиком и просит отсрочку в три недели. Для кредитора этот срок не представляется критичным, а такая уступка – это возможность получить деньги и сохранить партнерские отношения.
Во время досудебного урегулирования сложившейся ситуации необходимо постоянно работать с клиентом, только при этом условии удастся не просрочить взыскание. На первых этапах дебитору направляются уведомления, письменные претензии, предложения закрыть долг в установленный срок. Переговоры должны вестись в формате личных встреч, звонков по телефону, переписок по e-mail.
В результате стороны могут прийти к мировому соглашению, пересмотреть условия договора. В качестве предоставления гарантии кредитору со стороны заемщика может использоваться обеспечение контракта. Допустим, договор ипотечного кредитования предполагает, что получатель займа оставляет недвижимость в виде залога.
Обычно добиться высоких показателей закрытия разных видов дебиторской задолженности удается за счет использования системы поощрений. За досрочное перечисление аванса заказчик получает скидку на услуги. Но чтобы фирма не ушла в минус, а исполнительность клиентов повысила оборачиваемость средств, важно заблаговременно просчитать доходность таких мероприятий.
Может быть полезным введение премирования для должностных лиц как за достижение высокого уровня продаж, так и за своевременное исполнение договорных обязательств клиентами. Неэффективная работа отдела влечет за собой сокращение вознаграждения работников. В результате в компании формируется четкая взаимосвязь между уровнями профессионализма и дохода сотрудников.
Маркетологи составляют список контрагентов, которым стоит отказать в продолжении сотрудничества, отталкиваясь от результатов исполнения договоров, состояния взаиморасчетов. Осуществляя поставки, перечисляя авансы таким фирмам, кредитор рискует потерять ресурсы.
Бывает, что мирное урегулирование ситуации не представляется возможным, тогда дело направляется в суд. Далее должник привлекается к ответственности: с него в принудительном порядке взыскивается дебиторская задолженность при помощи изъятия денежных средств, имущества. Для неплательщика данная процедура несет разные виды отрицательных последствий, а именно: происходит ограничение его деятельности, территориального перемещения, права управления транспортом (если речь идет о физических лицах), производится арест и реализация объектов собственности.
Анализ дебиторской задолженности организации
Если вы хотите наглядно увидеть разные виды дебиторской задолженности по срокам просрочки платежа, стоит построить график анализа. Он поможет проанализировать показатели как по видам просрочки, так и по клиентским менеджерам, филиалам. Наличие динамики «дебиторки» с указанием общих сумм позволяет не рассчитывать их дополнительно.
Таким образом организация отслеживает размер дебиторского долга и разные виды показателей, вычисленные на его основе.
Коэффициент дебиторской задолженности сокращенно называется Кдз и используется для отображения той части активов компании, которую составляют долги. Для его вычисления применяют такую формулу:
где ДЗ – сумма всех видов дебиторской задолженности;
А – все активы компании.
Еще одним важным показателем считается коэффициент оборачиваемости. Он показывает скорость погашения дебиторского долга, то есть, как быстро контрагенты оплачивают товары. Данный показатель позволяет понять, какое количество раз за период фирма получила оплату в размере среднего остатка неоплаченной задолженности. С его помощью определяют, насколько эффективно взыскиваются долги с контрагентов. В этом случае применяют формулу:
Кодз = Выр / СрОстдз,
где Кодз – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;
Выр – выручка за период;
СрОстдз – средний остаток дебиторки».
Рассчитывают данный показатель, складывая разные виды дебиторских денежных обязательств на начало и конец периода, после чего делят на два. При помощи коэффициента оборачиваемости удается узнать усредненное количество дней, на протяжении которых долг остается неоплаченным.
Сразу скажем, что эти показатели не предполагают наличия нормальных значений. Компания сама решает, в каких пределах должны находиться коэффициенты, отталкиваясь от особенностей своей деятельности. Высокий коэффициент оборачиваемости свидетельствует о том, что покупатели быстро выплачивают разные виды долгов, а это лучший исход для каждого предприятия. Однако нужно понимать, что высокая оборачиваемость не всегда становится показателем эффективной работы фирмы.
Как создать систему управления дебиторской задолженностью
Эффективной можно считать систему управления разными видами дебиторской задолженности, если она позволяет справиться с такими задачами:
Этап 1. Определение правил игры.
Этот этап состоит из следующей последовательности действий:
Подготовка регламентов в отношении:
Практически всегда ранняя оплата сопряжена с предоставлением скидки, по этой причине закупщикам выгоднее покупать по предоплате, а продавцы предпочитают отгружать в долг. Даже несопоставимость стоимости такого финансирования контрагентов и цены привлекаемых кредитов не становится серьезным аргументом. Дело в том, что банковские проценты не учитываются в EBITDA, и замотивированные на такой показатель менеджеры готовы сопротивляться до конца.
Шаг 2. Персонализация ответственности за исполнение регламентов, что позволяет прикрепить к каждому контрагенту отдельного менеджера, а также назначить для каждого процесса ответственного представителя подразделения. Говоря о менеджере, мы имеем в виду менеджера отдела продаж/отдела закупок (ОП/ОЗ), а в число обсуждаемых подразделений входят финансовый департамент (ФД), коммерческий департамент (КД), юридическая служба (ЮС) и служба безопасности (СБ). При этом бухгалтерия включается в ФД.
В реальном бизнесе часто используется распределение ответственности, при котором ответственность за продажи и взыскание дебиторских долгов несут разные департаменты, чьи цели противоположны друг другу.
Шаг 3. Определение ответственности за нарушение регламентов на двух уровнях:
Шаг 4. Мотивация на соблюдение регламентов. Сокращение различных видов дебиторской задолженности не всегда возможно лишь за счет штрафных санкций. Такой подход может не только сохранить имеющиеся просрочки, но и снизить мотивацию персонала и партнеров компании. А значит, помимо мер ответственности, стоит сформировать принципы мотивирования. На практике свою эффективность успели доказать такие решения:
Шаг 5. Пропаганда и разъяснение «правил игры». Сотрудники и контрагенты будут выполнять регламенты только при условии, что они их понимают и чувствуют себя активными соучастниками. В противном случае они будут выступать в роли формальных исполнителей, работающих под угрозой санкций или в ожидании выгоды. Если вам удастся сформировать максимально понятную и прозрачную систему, менеджеры сами будут напоминать контрагентам о сроках погашения долга. Еще один плюс такой ситуации: вы увидите, насколько ваши специалисты профессионально справляются с подготовкой первичной документации.
Иногда исходящие от персонала идеи («снизу») или от заинтересованных партнеров («сбоку») становятся лучшими инструментами для заблаговременного предотвращения проблем или «расшивания» сложных видов дебиторской задолженности.
Этап 2. Планирование показателей.
Тактическое планирование представляет собой определение общих принципов работы с продуктами и контрагентами на конкретный отрезок времени. Тактические принципы формирования задолженности должны быть направлены на достижение прямых и косвенных видов целей предприятия на конкретный период. К первому виду относятся рост прибыли, оборота, доли рынка, а ко вторым – политические, имиджевые цели и пр.
Операционным планированием называют установление лимитов (нормативов) и условий работы для конкретных партнеров и ассортиментных позиций. Операционные планы являются распределением тактических планов по «карте» партнеров. Поясним, что партнеров распределяют с определением матрицы условий работы по каждому из сегментов.
Сегментирование приходится проводить, поскольку не все партнеры одинаково интересны и значимы для компании с экономической точки зрения. Эффективное разделение на виды требует выделения критериев, отражающих особенности бизнеса, а также свойственные ему и контрагентам риски по таким параметрам:
Отметим, что степень детализации не должна значительно усложнять и повышать стоимость первоначального планирования, дальнейшего сопровождения сотрудничества с партнерами. Поэтому обычно применяют три вида базовых приемов:
Для каждого сегмента следует установить рейтинг привлекательности и политику работы с данным видом контрагентов.
Среди целей сегментации стоит назвать не только повышение прибыли и решение маркетинговых задач, также к ним относится диверсификация дебиторов для сокращения уровня финансовых рисков. Причиной последних обычно становятся неуплата монопольным заказчиком или проблемы в отдельном секторе рынка. Если компания периодически авансирует слишком крупных контрагентов, необходимо просчитывать разные виды рисков и их возможные последствия. Иногда потенциальный убыток может стать причиной для банкротства предприятия, тогда рекомендуется отказать в кредите даже при низкой вероятности дефолта.
В идеале для оптимизации доходности, ликвидности, риска и целевых маркетинговых показателей компания должна установить максимальный допустимый объем всех видов дебиторской задолженности в совокупности, а также по контрагентам, их сегментам, отдельным ассортиментным и закупочным позициям.
Когда подготовлен перечень условий и выбраны способы оценки рисков, нужно перейти к планированию (спрогнозировать и ограничить) объемов вовремя неинкассированной задолженности и порядка работы в этом случае. В том числе ее своевременную оценку, продажу и списание с дальнейшей компенсацией потерь за счет их включения в цену товаров, продаваемых на условиях отсрочки, или в скидку ценностей, приобретаемых на условиях предоплаты.
Далее создается система штрафных санкций, которая не должна отпугивать надежных контрагентов, но при этом мотивировать к исполнению обязательств и возмещать потенциальные финансовые потери и упущенную выгоду.
Этап 3. Оперативная работа.
Данный этап сопряжен с постоянной проверкой исполнения регламентов и договоренностей, кроме того, обязательно идет мониторинг ключевых показателей, зависимости финансовой стабильности фирмы от текущего и прогнозного размера задолженности.
Оперативная работа предполагает одновременное решение сразу четырех задач:
1. Предотвращение необоснованного образования проблемных долгов – основная цель работы с разными видами дебиторской задолженности и факторами, определяющими их уровень. Для этого прогнозируют статусы задолженности по суммам и партнерам, создают и поддерживают в актуальном состоянии реестры фактической задолженности, подготавливают базу для таких действий:
2. Недопущение старения долгов, которые не были закрыты в установленный срок. Помимо уже указанных действий можно прибегнуть к штрафным санкциям, передать дело в судебное производство, уступить задолженность специализированным организациям.
3. Отслеживание уровня эффективности используемой политики закупок и продаж. Для этого сравниваются дополнительные доходы от наличия «дебиторки» со стоимостью ее фондирования с учетом премии за риск.
4. Управление ликвидностью. Если в компании становятся заметны проблемы с краткосрочной ликвидностью, можно предложить партнерам скидки за досрочную оплату или возможность рефинансирования текущих долгов через факторинг либо при помощи других инструментов. Незапланированные избыточные ресурсы можно направить на авансирование закупок, однако это делается лишь при условии дополнительного снижения закупочных цен или иных выгод за раннюю оплату.
Этап 4. Аудит «правил игры».
Вполне логично, что без своевременных актуализации и дополнения существующие регламенты не принесут должного результата. Внесение поправок в данные документы может происходить при:
Как показывает практика, некоторые изначально не указанные в регламентах проблемы и ситуации могут быть вписаны через некоторое время. Обычно в документах забывают написать о трех категориях проблем:
Иногда покупатель соблюдает график оплаты поставок, но не торопится погасить задолженность, допустим, за совместное участие в рекламной акции, в результате этот долг оказывается «бесхозным». Каждый подобный случай необходимо внимательно рассмотреть, чтобы внести поправки в регламенты и не допустить повторения ошибок.
Автоматизация учета дебиторской задолженности
Для эффективного управлению дебиторской задолженностью требуется автоматизация данного процесса, это позволит быстро получать актуальные данные и принимать верные управленческие решения, откроет доступ к информации для всех ответственных лиц. На сегодняшний день контролировать сроки дебиторской задолженности можно в различных бухгалтерских и финансовых системах, например, такая функция хорошо представлена в системе БИТ.Финанс.