Что такое оперативное искусство

Азы: тактика, оперативное искусство и стратегия как области военного искусства и формы боевых действий

Что такое оперативное искусство. Смотреть фото Что такое оперативное искусство. Смотреть картинку Что такое оперативное искусство. Картинка про Что такое оперативное искусство. Фото Что такое оперативное искусство

Военное искусство делится на стратегию, оперативное искусство и тактику. Соответственно при планировании боевых действий выделяются три уровня (level): стратегический (strategic), оперативный (operational) и тактический (tactical). Самая глубокая теоретическая проработка ведения боевых действий на различных уровнях была проведена советскими военными специалистами, которые также выделяли и промежуточные (смежные) уровни: оперативно-тактический и оперативно-стратегический. В современной российской армии, в основном, используются три основных уровня. В армиях западных стран принято выделять два уровня стратегический и тактический, вместо термина оперативное искусство применяются термины большая тактика или малая стратегия. В американской армии понятие оперативного искусства было официально введено в 1982 году.

Для военного переводчика здесь важным является то, как передавать данные термины. Как правило, особенно в современных материалах, они полностью совпадают. Однако следует иметь в виду тот факт, что термин tactical может означать не только тактический, но и в определенных значениях оперативно-тактический. А термин operational – не только оперативный, но и оперативно-стратегический. Также следует помнить, что tactical имеет еще одно значение – боевой, предназначенный для ведения боевых действий. В частности, tactical unit может означать как формирование тактического звена, так и боевое формирование.

Под стратегией понимают высшую область военного искусства, охватывающую вопросы теории и практики подготовки страны и вооруженных сил к войне, планирование и ведение войны и стратегических операций.

Занимая промежуточное положение между стратегией и тактикой, оперативное искусство охватывает вопросы теории и практики подготовки и ведения совместных и самостоятельных операций и боевых действий оперативными объединениями видов ВС.

Тактика, занимая подчиненное положение по отношению к оперативному искусству и стратегии, охватывает вопросы теории и практики подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов ВС, родов войск (сил флота) и специальных войск.

Как правило, определенные уровни военных действий соответствуют определенным звеньям управления (level of command). Так, стратегический уровень соответствует уровню высшего военного руководства страны, оперативный – уровню командующих ТВД, а тактическийкомандующих и командиров более низкого звена.

Таким образом, по мнению американских специалистов, на оперативном уровне ведутся campaigns (кампания) и major operations на территории театра войны или театра военных действий, которые представляют собой последовательность военных операций для достижения общей цели в конкретное время и в конкретном месте.

На тактическом уровне операции, составляющие кампанию, в свою очередь делятся на battles и engagements.

При переводе данных терминов следует исходить из того, что войны ведутся в следующих формах боевых действий: кампания, операция, битва, сражение, и бой.

Каждая война состоит из одной или нескольких (военных) кампаний. Каждая кампания – из одной или нескольких операций, представляющих собой совокупность битв, сражений и боёв, объединённых общей стратегической (оперативно-стратегической) целью. Битва – совокупность сражений и боёв, объединённых общей оперативно-стратегической целью. Сражение – совокупность боёв, объединённых общей оперативно-стратегической целью или тактическими целями. Бой – основная активная форма боевых действий войсковых формирований (от отдельных военнослужащих до соединений) в тактическом масштабе, организованное вооружённое столкновение, ограниченное на местности и во времени, представляет собой совокупность согласованных по цели, месту и времени ударов, огня и маневра войск (сил).

Соответственно operation даже в единственном числе имеет значение боевые действия (общее понятие) и операция. Точного соотношения между major operation, battle и engagement и битва, сражение и бой нет. Обычно major operation передается терминосочетаниями крупномасштабная операция, либо указывается конкретный масштаб: стратегическая операция, оперативно-стратегическая и т.д., если из контекста можно уяснить размах операции. Также major operation по смыслу покрывает и значение битва. Под battle подразумеваются продолжительные и более масштабные действия, чем те, которые подразумеваются под engagement и которые соответствуют битве и/или сражению, соответственно под engagementбои более мелкого масштаба с участием формирований бригадного звена и ниже.

Термин combat обычно передает суть действий – боевые, и несет значение бой безотносительно масштаба.

Источник

Оперативное искусство и Русский фронт Первой мировой. Часть 1

Оперативное искусство — элемент военного искусства, связующее звено между стратегией и тактикой, то есть наука о проведении операций. Это цепь боевых усилий, сплошных по фронту, единых по глубине и объединенных общим замыслом командующего по разгрому противника или противодействию ему. Оперативное искусство призвано объединить тактические усилия войск (в пространстве и времени) в единую систему усилий армии или фронта. Квалифицирующим признаком оперативного искусства стал оперативный маневр.

Что же произошло с оперативным искусством на Русском фронте Первой мировой войны?

«Генеральное сражение» XIX века исчезло.

Операция распалась на ряд крупных и мелких боев, разбросанных на широком пространстве, разрослась по фронту и в глубину. Изменились как способы, так и формы ведения боевых действий, в операциях участвовало огромное количество войск — обе стороны операции вводили в дело все новые дивизии, численность которых иногда даже превосходила силы, которые операцию начали.

Операция длилась не часами, как раньше, а днями и неделями. Например, в ходе Галицийской битвы 1914 г. Люблин-Холмская операция русских 4-й и 5-й армий с левофланговыми австрийским армиями шла непрерывно с 10 по 17 августа — то есть неделю; Лодзинское сражение 1914 г. продолжалось 6 недель и т. д.

Значительно выросли плотности применяемых войсками технических средств — например, в Галицийской битве они составляли 6-7 орудий, а в период Брусиловского прорыва (для 8-й армии) — 20 орудий на километр фронта.

Вместе с тем оперативная подвижность войск была невысокой — средний темп суточного продвижения во время Первой мировой войны ни в одной операции не превышал 18 км. Так, германская 11-я армия А. фон Макензена, эксплуатируя результаты Горлицкого прорыва, 100-километровое расстояние от Горлицы до реки Сан преодолевала две недели — т. е. по 7 — 8 км в сутки. После этого противнику понадобилась двухнедельная пауза для подтягивания тылов и восстановления дорог.

Фактор времени приобрел важнейшее оперативное значение. «Упущенный момент не вернется вовеки» — отмечал Наполеон Бонапарт. А Петр Великий говорил, что потеря времени «смерти безвозвратной подобна». Учет временного фактора и в Первой мировой войне приносил полководцу победу, а его игнорирование — поражение.

Что такое оперативное искусство. Смотреть фото Что такое оперативное искусство. Смотреть картинку Что такое оперативное искусство. Картинка про Что такое оперативное искусство. Фото Что такое оперативное искусство

Ил.1. Командующий 1-й армией Северо-Западного фронта генерал от кавалерии П.-Г. К. Ренненкампф.

В период Второй Августовской операции (Зимней битвы в Мазурии) 1915 г. 20-й армейский корпус русской 10-й армии за 7 дней прошел свыше 100 километров, но в силу того, что командование корпуса потеряло ночь с 27 на 28 января, весь день 28 января, 1, 3 и 4 февраля, в итоге оказался в «котле» и погиб.

Большое значение для оперативного искусства имели меры по обеспечению скрытности и связанные с ними демонстрационные меры — образцовыми являются мероприятия при организации в Одессе 7-й армии в октябре 1915 г. и перед майским прорывом Юго-Западного фронта в 1916 г.

В октябре 1915 г. 2-й и 16-й армейские, 5-й Кавказский армейский корпуса и 3-я Туркестанская стрелковая бригада были переброшены в Одесский военный округ для укомплектования личным и конским составом и получения интендантского, артиллерийского и инженерного имущества перед перспективной десантной операцией.

Такую крупную операцию скрыть было невозможно — и все мероприятия командования сводились к тому, чтобы действительные намерения сделались известными как можно позже, и у противника не оставалось достаточно времени для противодействия. Меры были следующими:

1. Подробных маршрутов с указанием пунктов высадок войскам, отправлявшимся с фронта в Одесский округ, не выдавалось; коменданты станций и кондуктора имели расписания лишь от станции отправления и до ближайших узловых станций; место высадки становилось известным лишь в Киеве.

2. Цель сосредоточения корпусов была сообщена лишь корпусным командирам уже после высадки с железной дороги. До обсуждения деталей операции с командирами корпусов с них было взято обещание хранить все решения в тайне как можно дольше, не посвящая в них даже начальников корпусных штабов.

3. Когда пришлось приступить к пробным посадкам на транспорты, цель этих посадок носила учебный характер, публика не допускалась в районы погрузки.

Демонстрации заключались в том, что погрузка на транспорты продолжалась чуть ли не до последнего дня переброски войск по железной дороге, а войскам были выданы погрузочные разнарядки.

Перед операцией 1916 г. были предусмотрены следующие меры обеспечения скрытности:
1) Командующие армиями были предупреждены о операции лишь за 7 дней до ее начала (считая 3 — 4 дня на перегруппировку);
2) План операции, разработанный командованием Юго-Западного фронта, хранился в абсолютной тайне — даже начальник снабжений фронта не был посвящен в дело (вследствие излишней болтливости некоторых лиц из состава его управления).
3) На армейские перегруппировки отводилось лишь 3 дня.
4) Войска, выдвигавшиеся на усиление, не выводились на передовую, оставаясь в глубоких резервах — для ознакомления с местностью к линии фронта отправлялись только командиры и разведчики.
5) Солдатские и офицерские отпуска прекращались лишь за неделю до начала наступления.

Демонстрации заключались в следующем.

1) Главнокомандующий армиями фронта, решив атаковать всем фронтом в один день, указал в директиве, что каждая армия ведет самостоятельное наступление и никакого деления на главную и вспомогательные атаки не намечалось.

2) Подготовительные инженерные работы предписывалось вести не только перед районами атаки, но и по фронту каждой армии. Таким же образом должны были осуществляться пехотная и воздушная разведки.

Что такое оперативное искусство. Смотреть фото Что такое оперативное искусство. Смотреть картинку Что такое оперативное искусство. Картинка про Что такое оперативное искусство. Фото Что такое оперативное искусство

Ил. 2. Генерал от кавалерии А. А. Брусилов — с 19. 07. 1914. командующий 8-й армией, 17. 03. 1916. — 21. 05. 1917. — Главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта.

Важнейшее оперативное значение во время мировой войны приобрел климатический фактор. Две боевых операции, начатые в зимнюю стужу, были во многом сорваны именно вследствие погодных условий. Это — наступление турок в декабре 1914 г. на Сарыкамыш и наступление русской 12-й армии в декабре 1916 г. — январе 1917 г. в ходе Митавской операции. В качестве примеров успешного действия войск в данной обстановке, можно назвать наступление германских войск во время Второй Августовской операции 1915 г. и наступление русских войск в Карпатской операции 1915 г. и Эрзерумской операции 1916 г.

Что такое оперативное искусство. Смотреть фото Что такое оперативное искусство. Смотреть картинку Что такое оперативное искусство. Картинка про Что такое оперативное искусство. Фото Что такое оперативное искусство

Ил. 3. Командующий Кавказской армией генерал от инфантерии Н. Н. Юденич со штабом за работой, 1916 г.

Оттепель, особенно после морозов, также значительно влияла на изменение оперативной обстановки — так, в феврале 1915 г. замерзшая долина реки Бобр, обычно непроходимая, в период Второй Августовской операции вызвала опасения в Ставке за операционное направление между крепостями Осовец и Гродно. К Соколке 4 — 6 февраля были спешно переброшены части 2-го армейского корпуса. Корпус мог оказать поддержку войскам преследуемой германцами русской 10-й армии. Но внезапно наступившая оттепель вернула Бобру его обычные свойства — и корпус начал выдвигаться более длинным маршрутом. В итоге утром 8 февраля 20-й армейский корпус (будучи окружен) 10-й армии был уничтожен превосходящими силами германцев — поддержки извне он не получил.

В период проведения Нарочской операции 1916 г. климатический фактор (начало периода весенней распутицы в болотистой полосе наступления войск русского Западного фронта) послужил одной из причин крушения задуманного оперативного плана.

На Северном фронте в конце апреля 1916 г. под Якобштадтом, вследствие сильных дождей и поднятия воды в р. Пикстери, пришлось отменить атаку 60-й пехотной дивизии.

Зародилась новая форма прорыва фронта — форма множественных прорывов фронта, стратегия дробящих ударов. Эта форма требовала наличия крупных сил, но в то же время она заставляла противника разбрасывать оперативные резервы — фронт разваливался сразу на большом протяжении, и воссоздать оборону в тылу на широком фронте было трудно. Идея эта не получила законченного развития в Первой мировой войне, но она являлась наиболее соответствующей условиям последнего периода войны. Форма множественных прорывов фронта с применением в последующем со стороны прорвавшихся войск охватов и обходов приближала наступающего к решению проблемы уничтожения противника вместо его оттеснения (типичного для операций позиционного периода войны). В конце войны стал применяться переход в наступление и без артиллерийской подготовки (Митавская операция) — путем нанесения внезапного и мощного первоначального удара, который наращивался из глубины, при тесном взаимодействии всех родов войск.

Вторая ключевая проблема — преобразование тактического прорыва в оперативный — так и не была решена в ходе операций мировой войны. Отсутствие необходимых мобильных резервов было главным препятствием для этого.

Источник

оперативное искусство

Полезное

Смотреть что такое «оперативное искусство» в других словарях:

Оперативное искусство — (ОИ) составная часть военного искусства, занимает промежуточное положение между тактикой и стратегией. Изучает методы подготовки и ведения совместных и самостоятельных операций (военных (боевых) действий) крупными воинскими… … Википедия

ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО — составная часть военного искусства, охватывающая вопросы теории и практики подготовки и ведения совместных и самостоятельных операций и боевых действий оперативными объединениями видов вооруженных сил на различных театрах военных действий.… … Большой Энциклопедический словарь

ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО — теория и практика ведения военных операций. Наиболее важными вопросами О. И. являются: а) расчет соотношения сил и средств с целью обеспечения превосходства над противником на решающем направлении и в решительный момент; б) оперативное решение;… … Морской словарь

ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО — составная часть военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки и ведения операций и боевых действий общевойсковыми (общефлотскими) объединениями (фронтами, армиями, армейскими корпусами, флотами, флотилиями, разнородными силами),… … Война и мир в терминах и определениях

Оперативное искусство — составная часть военного искусства (См. Военное искусство), охватывающая вопросы теории и практики подготовки и ведения совместных и самостоят. операций и боевых действий оперативными объединениями видов вооружённых сил на различных… … Большая советская энциклопедия

ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО — теория и практика боевых действий (операций) армий, фронтов и групп фронтов, а также совместные и самостоят. операции различных видов вооруж. сил, одна из составных частей военного искусства … Советская историческая энциклопедия

Оперативное искусство, — составная часть советского военного искусства. охватывающая теорию и практику подготовки и ведения общевойсковых (общефлотских), совместных и самостоятельных операций (боевых действий) объединениями различных видов ВС. О. и. занимает… … Словарь военных терминов

Оперативное искусство — составная часть военного искусства, занимающаяся разработкой теории и практики подготовки и ведения фронтовых и армейских операций сухопутных войск, а также совместных операций различных видов вооруженных сил. О. и. является свжуюшим звеном… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

Оперативное искусство — ОПЕРАТИ́ВНОЕ ИСКУ́ССТВО, составная часть военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки и ведения совм. и самостоят. операций (боевых действий) объединениями видов вооруж. сил … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Оперативное искусство военно-морского флота — составная часть современного военно морского искусства, охватывающая теорию и практику подготовки и ведения общефлотских, морских и десантных, противодесантных операций, применения сил флота в общевойсковых, совместных, а также самостоятельных… … Морской словарь

Источник

Развитие тактики в современных условиях

Генерал-полковник И.А. БУВАЛЬЦЕВ

Полковник О.А. АБДРАШИТОВ

Полковник А.В. ГАРВАРДТ,

кандидат военных наук

ВОЕННОЕ искусство зародилось в глубокой древности одновременно с вооруженной борьбой и в течение веков непрерывно развивалось и совершенствовалось. Одни его положения и требования утрачивали свое значение, а на их месте возникали новые. При этом длительные периоды постепенного эволюционного развития военного искусства нередко завершались революционными переходами, в ходе которых коренным образом изменялись все прежние представления и взгляды на подготовку и ведение военных (боевых) действий.

По мере исторического развития теории и практики военного искусства изменялся и характер взаимосвязей его составных частей, что предопределялось такими основными факторами, как возрастание экономических возможностей государств, развитие средств и технологий вооруженной борьбы, изменение взглядов на развязывание военных конфликтов, формы и способы военных действий и др.

Опыт войн и вооруженных конфликтов, развитие науки и технологий, трансформация вызовов и угроз военной безопасности государства обусловливают необходимость своевременного пересмотра представлений и взглядов на подготовку и ведение военных (боевых) действий.

Военная стратегия как высшая область военного искусства находится в тесной взаимосвязи с политикой государства. По отношению к оперативному искусству и тактике она играет главенствующую роль. Ее теория и практика являются общими для Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ). Вместе с тем она опирается на оперативное искусство и тактику, учитывает и использует их возможности для решения стратегических задач.

Оперативное искусство охватывает теорию и практику подготовки и ведения военных действий оперативного масштаба, связывая военную стратегию и тактику. Оно подчинено стратегии, обеспечивает достижение ее целей и одновременно определяет характер и общую направленность тактики, ставит перед ней те или иные требования и задачи.

Тактика — самая динамичная составная часть военного искусства, исследующая закономерности, характер, содержание, способы подготовки и ведения боя и других тактических действий. Она подчинена оперативному искусству и стратегии и руководствуется их требованиями.

Все три составляющие военного искусства взаимозависимы, что проявляется в наличии прямых и обратных связей между ними. Несмотря на тенденцию усиления в современных условиях влияния стратегии и оперативного искусства на тактику, обусловленного оснащением ВС РФ современными средствами вооруженной борьбы, существует и обратная связь.

Анализ опыта военных конфликтов последних десятилетий показал, что успех в общевойсковом бою во многом зависит от средств, применяемых вышестоящей инстанцией. Так, в ходе операции в Сирийской Арабской Республике (САР) в интересах воинских формирований тактического звена широко применяются средства стратегического и оперативного уровня. В то же время объединенные единым замыслом боевые действия тактических формирований позволяют обеспечить успешное выполнение оперативных и даже стратегических задач.

Таким образом, прогрессируя под воздействием военной стратегии и оперативного искусства, тактика существенно влияет на развитие военного искусства в целом. Ведь оперативный успех в конечном итоге достигается совокупностью частных позитивных тактических результатов.

Первое — расширение пространственного размаха вооруженной борьбы на тактическом уровне.

Современные средства поражения и возросшие боевые возможности войск позволяют наносить удары на большой дальности, осуществляя не только последовательное, как прежде, но и одновременное поражение важнейших объектов противника на всю глубину его боевых порядков, результаты которого закрепляются синхронизированными по времени и задачам действиями автономных тактических формирований.

Для одновременного нанесения ударов на большую глубину привлекаются оперативно-тактическая авиация, в частности новейшие истребители-бомбардировщики Су-34 (рис. 1), ракетные войска, дальнобойная реактивная и ствольная артиллерия, тяжелые огнеметные системы и др.

Что такое оперативное искусство. Смотреть фото Что такое оперативное искусство. Смотреть картинку Что такое оперативное искусство. Картинка про Что такое оперативное искусство. Фото Что такое оперативное искусство

Рис. 1. Истребитель-бомбардировщик Су-34

Возрастание удельного веса дальнего огневого поражения обусловливает размывание пространственных границ фронта и тыла. Есть все основания полагать, что по мере дальнейшего совершенствования средств вооруженной борьбы дальний, дистанционный бой как новый способ ведения боевых действий на тактическом уровне станет преобладать над ближним. В первую очередь это обусловлено повышением боевых возможностей общевойсковых формирований тактического звена.

Отличительная черта дальнего боя — возрастающий пространственный размах. С появлением новых средств вооруженной борьбы увеличились мощь и глубина огневого поражения за счет комплексирования сил и средств в разведывательно-ударные (огневые) комплексы (РУК, РОК), повысилось значение маневренности войск для достижения целей боя, возросла роль разведки, радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и средств поражения, действующих в приземном слое воздушного пространства.

Например, оперативно-тактический ракетный комплекс (ОТРК) «Искандер-М» (рис. 2А) поражает цели на удалении до 480 км площадью до двух футбольных полей и способен преодолевать любую противоракетную оборону противника, а реактивная система залпового огня (РСЗО) «Торнадо-С» (рис. 2Б), пришедшая на смену РСЗО «Смерч» из состава армейского и фронтового комплектов, имеет дальность стрельбы до 120 км и накрывает цель размером 3´3 км.

Что такое оперативное искусство. Смотреть фото Что такое оперативное искусство. Смотреть картинку Что такое оперативное искусство. Картинка про Что такое оперативное искусство. Фото Что такое оперативное искусство

Рис. 2. Дальнобойные средства огневого поражения Сухопутных войск

В ближайшей перспективе тактико-технические характеристики дивизионных огневых средств позволят расширить зону боевого воздействия по противнику на дальность до 50—70 км и более, полковых — до 15—20 км и батальонных — до 7—10 км. А в дальнейшем размах огневого боя может возрасти в 5—10 раз.

Второе — все более активное использование приземного слоя воздушного пространства.

Широкое применение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в ходе вооруженных конфликтов в САР и в Нагорном Карабахе для ведения воздушной разведки, РЭБ, корректирования огня артиллерии и ударов авиации, информационного противоборства и поражения объектов противника в значительной степени обеспечило существенное повышение результативности действий воинских формирований тактического звена.

Что такое оперативное искусство. Смотреть фото Что такое оперативное искусство. Смотреть картинку Что такое оперативное искусство. Картинка про Что такое оперативное искусство. Фото Что такое оперативное искусство

Рис. 3. БПЛА самолетного и коптерного типа, применяемые

незаконными вооруженными формированиями в САР

В перспективе для противоборства БПЛА и средств РЭБ предполагается разрабатывать и оснащать войска ВВСТ с прорывными техническими характеристиками, основанными на новых принципах работы. Создатели средств РЭБ будут стремиться сконструировать системы, подавляющие каналы управления, навигации и телеметрии БПЛА противника, а производители БПЛА — искать способы защиты этих каналов, например, использование других диапазонов частот, частая и случайная их смена и др. Данный процесс противостояния предположительно будет весьма продолжительным.

На современном этапе военное руководство ведущих государств мира все больше внимания уделяет развитию многоцелевых БПЛА стратегического и оперативно-тактического назначения. Анализ опыта боевых действий в САР и Нагорном Карабахе позволяет выделить на данный момент следующие основные (типовые) способы боевого применения БПЛА:

индивидуальное выполнение задач по поиску и поражению целей. Предполагает одиночное применение БПЛА в районе поиска размером 20×20 км, находящемся на удалении 50—70 км от наземной станции управления (аэродрома базирования);

совместные действия однотипных БПЛА. Несколько многоцелевых БПЛА выполняют патрулирование в назначенном районе 40×40 км. Приоритетными объектами поражения являются элементы системы ПВО, тяжелая бронетехника, РСЗО и т. п. При этом для поиска и подсветки целей возможно задействование БПЛА без бортового вооружения;

совместные действия разнотипных БПЛА. Многоцелевые БПЛА ведут наблюдение в заданных районах для обнаружения критически важных объектов противника и осуществляют целераспределение. Цели, находящиеся на удалении до 20 км от линии боевого соприкосновения, поражаются реактивной и ствольной артиллерией, а более удаленные — БПЛА в ударном снаряжении.

При реализации приведенных способов БПЛА действуют на высотах 4,5—7 км в зависимости от их типа.

Стремительное развитие беспилотной авиации позволяет сделать вывод, что ее применение в ходе боевых действий будет только расширяться. В будущем БПЛА могут действовать в качестве так называемых ловушек для системы ПВО и выполнять задачи РЭБ. Возможно их применение «роями» (с использованием искусственного интеллекта), которые будут обнаруживать объекты противника, обеспечивать наведение на них ударов ракетных войск, пилотируемой авиации и сами поражать цели, в том числе в качестве управляемых (барражирующих) боеприпасов.

Необходимо отметить, что концепция массированного использования разнотипных БПЛА для нанесения воздушных ударов с их четким распределением по задачам, направлениям, районам и эшелонам высот требует пересмотра принципов организации ПВО группировок войск (сил), совершенствования существующих и разработки перспективных средств борьбы с ними.

В развитии тактики нельзя не коснуться и внедрения в практику вооруженной борьбы различных новейших технологий, в частности робототехнических комплексов (РТК) различного функционального назначения. В настоящее время РТК действуют в основном как отдельные огневые средства, но в ближайшей перспективе неминуемо, на наш взгляд, произойдет переход к их групповому применению как самостоятельно, так и во взаимодействии с общевойсковыми формированиями.

Третье — повышение роли огневого поражения противника и маневра войсками непосредственно на поле боя.

Основными видами маневра мотострелковых (танковых) подразделений в ходе наступления остаются охват, обход и окружение. Фронтальное наступление на противника (в лоб) необходимо применять только в исключительных случаях, когда к этому вынуждают обстоятельства. При этом решение — проводить ли перед началом наступления короткий мощный огневой налет или длительную артиллерийскую (огневую) подготовку — во многом зависит от состава группировки войск (сил) противника и степени оборудования его оборонительных позиций.

Чем сильнее противник, чем глубже эшелонирована и лучше оборудована полоса его обороны, тем эффективнее следует организовать его огневое поражение. Вместе с тем при продолжительной огневой подготовке наступления противник может успеть принять все необходимые меры для его успешного отражения: выдвинуть резервы из глубины, совершить перегруппировку, занять оборонительные рубежи в глубине и т. п. В результате преимущества, обеспеченные внезапностью наступления, в значительной степени утрачиваются.

Важным аспектом обозначенного направления развития тактики является завоевание огневого превосходства над противником на поле боя, которое достигается, в частности, комплексированием сил и средств триады «разведка—управление—поражение». Создание РУК и РОК, отработка способов ведения разведывательно-ударных действий обеспечивает завоевание огневого превосходства над противником без привлечения дополнительных ресурсов.

Применение РУК и РОК позволяет получить следующие преимущества:

• упреждение противника в действиях, достижение внезапности в его огневом поражении;

• комплексирование разнородных средств разведки, управления и поражения в единую разведывательно-ударную (огневую) систему;

Успех общевойскового боя невозможен без эффективного огневого поражения противника. В то же время при его планировании не следует придерживаться традиционных схем и шаблона, а строго исходить из конкретной обстановки. В связи с этим необходимо в ходе проведения каждого тактического учения целенаправленно искать пути повышения эффективности огневого поражения, находить, апробировать и отрабатывать новые приемы и способы ведения боевых действий.

В перспективе надо стремиться к тому, чтобы огневые средства противника в районах сосредоточения, на огневых (стартовых) позициях и в опорных пунктах уничтожались не в ходе ближнего боя, а до начала атаки своих войск. При этом критически важные объекты противника должны поражаться по мере их обнаружения в масштабе времени, близком к реальному. Современные средства разведки и огневого поражения при грамотной организации их применения позволяют успешно решать данную задачу.

Четвертое — неуклонное повышение решительности целей боя.

В современных условиях на первый план выдвигается не захват районов, удерживаемых противником, а достижение следующих важнейших целей:

• разгром его главных сил в короткие сроки решительными действиями штурмовых, рейдовых, разведывательно-поисковых и обходящих отрядов, а также тактических воздушных десантов;

• завоевание и прочное удержание инициативы, навязывание противнику своей воли в постоянном стремлении к его уничтожению.

Быстрые и резкие изменения обстановки требуют от командиров активных, смелых и инициативных действий, высокой организованности и полного напряжения моральных и физических сил для достижения победы.

Боевые действия никогда не будут автоматически развиваться по раннее намеченному плану (хотя к этому и надо стремиться), в него неизбежно потребуется вносить коррективы и уточнения. К этому надо готовиться, управление должно быть не только твердым и решительным, но и гибким.

Однако гибкость управления нельзя отождествлять с нерешительностью командира, ведущей к частым и необоснованным изменениям принятого решения и отданных войскам распоряжений, которые, как свидетельствует опыт военных конфликтов, всегда вредно сказываются на управлении войсками и выполнении ими боевых задач.

В заключение необходимо отметить, что в настоящей статье отражены лишь наиболее значимые, актуальные на сегодняшний день, по мнению авторов, направления развития тактики, через которые проявляется ее влияние на другие составные части военного искусства. Безусловно, требуются дальнейшие исследований по выявлению новых взаимосвязей военной стратегии, оперативного искусства и тактики с учетом перспектив развития средств вооруженной борьбы и опыта современных военных конфликтов.

Перед тактикой стоит ряд взаимосвязанных с военной стратегией и оперативным искусством задач как в развитии теории военного искусства, так и во внедрении рекомендаций и передового опыта в практику подготовки войск, поэтому данную кропотливую деятельность центральных органов военного управления, научно-исследовательских и образовательных организаций Министерства обороны РФ следует считать приоритетной.

Выявление новых направлений развития тактики позволяет своевременно реагировать на изменения взаимосвязей между составными частями военного искусства и не только учитывать их в образовательной и научной деятельности, но и активно внедрять в руководящие документы, боевую деятельность и подготовку войск.

1 Герасимов В.В. Особенности подготовки и ведения общевойскового боя по опыту боевых действий. Методические рекомендации. 2017. С. 60.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *