Что такое оперативный штаб
Оперативный штаб на месте чрезвычайной ситуации
Оперативный штаб на месте чрезвычайной ситуации – это временно формируемый, по решению руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации (РЛЧС), нештатный орган управления действиями по проведению аварийно-спасательных работ (АСР) на месте чрезвычайной ситуации (ЧС).
Оперативный штаб на месте ЧС располагается в месте, определяемом РЛЧС, и обеспечивается необходимым для управления проведением АСР и других неотложных работ оборудованием.
Когда создается
Оперативный штаб на месте чрезвычайной ситуации
Оперативный штаб на месте ЧС создается в обязательном порядке в следующих случаях:
Работой оперативного штаба на месте ЧС должен руководить начальник, одновременно являющийся заместителем РЛЧС.
Состав
В состав оперативного штаба на месте ЧС по решению РЛЧС включается руководящий состав органов управления и подразделений пожарной охраны, который выполняет обязанности по следующим основным нештатным должностям:
В состав оперативного штаба на месте ЧС по решению РЛЧС могут включаться представители администрации организаций и служб жизнеобеспечения.
При ЧС локального характера РЛЧС имеет право назначать должностных лиц, указанных в п. 195 приказа МЧС России № 444 от 16.10.2017, без создания оперативного штаба на месте ЧС.
Работа оперативного штаба на месте ЧС осуществляется на основе распоряжений и указаний РЛЧС.
Основные задачи
Основными задачами оперативного штаба на месте ЧС являются:
В целях обеспечения деятельности оперативного штаба на месте ЧС по управлению силами и средствами по решению РЛЧС может привлекаться подвижный пункт управления.
Читайте и скачивайте дополнительный материал по теме:
Нештатные должности
Нештатные должности в составе оперативного штаба на месте ЧС:
Дополнительно об оперативном штабе на месте пожара и о том когда он создается
Источник: приказ МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».
Функции деятельности оперативного штаба по коронавирусу, представительства и контакты
Пандемия коронавируса затронула весь мир, поэтому страны вынуждены были создавать специальные государственные учреждения, в обязанности которых входит предупреждение распространения инфекции.
На территории России организован оперативный штаб по коронавирусу, сотрудники которого пользуются разными мерами, направленными на предотвращение завоза инфекции, а также ее распространения по городам России. Основная задача данного учреждения в координации действий органов власти для противодействия распространению инфекции.
Создание
Данный штаб сформирован на основании приказа Правительства РФ 27 января 2020 года. Благодаря данной организации координируются действия разных государственных учреждений. Целью этих действий выступает предотвращение завоза или распространения по стране COVID-19.
Оперативный штаб наделен большим количеством функций и полномочий. Поэтому именно он считается главным учреждением, занимающимся борьбой с коронавирусом на территории РФ.
Члены оперштаба
Решение о составе данного учреждения принимал премьер-министр страны. К работе данного штаба были привлечены главы разных министерств, крупных организаций, работающих в сфере здравоохранения, а также представители органов власти.
Поэтому в состав учреждения входят:
Полномочия
Оперативный штаб, предназначенный для борьбы с COVID-19, наделен многочисленными полномочиями. К ним относится:
Все выносимые решения или рекомендация публикуются на официальном сайте оперштаба – http://government.ru/department/556/events/, а также аналогичная информация распространяется СМИ.
Каждый день представители штаба формируют сводку, которая содержит данные об эпидемиологической и санитарной обстановке. Перечисляются меры, которые приняты властями страны для сдерживания инфекции. Публикуются советы для россиян, позволяющие защитить здоровье и жизнь.
Основные функции
Оперштаб специально создан для предотвращения распространения COVID-19, поэтому его члены контролируют ситуацию в разных областях деятельности. К обязанностям организации относится:
Оперштаб при необходимости может принять решение о запрете на проведение каких-либо массовых мероприятий. Он занимается мобилизацией системы здравоохранения, поддержкой экономики, а также поддержкой НКО с МСП.
Для поддержания экономики в период пандемии приняты следующие меры:
Процесс продления лицензий выполняется в упрощенном режиме. Оказывается материальная поддержка системообразующим предприятиям, а также выдаются невозвратные займы.
К другим функциям относится:
Такие действия позволяют оперативно получать информацию обо всех происшествиях, связанных с коронавирусом. Деятельность штаба дает возможность следить и улучшать эпидемиологическую обстановку на территории России.
Региональные представительства
В каждой области страны созданы отделения оперативного штаба. Их цель является такой же, поэтому они стремятся не допустить распространение COVID-19, а также предпринимают меры для эффективного лечение граждан.
К управлению таких штабов привлекаются директора разных государственных ведомств региона, начальники коммунальных служб и муниципальных организаций.
Местные оперштабы решают следующие проблемы:
К дополнительным обязанностям региональных штабов относится формирование и публикация разной нормативной документации и рекомендаций, которых должны придерживаться представители бизнеса и бюджетные учреждения. Сведения находятся не только на сайте администрации, но и распространяются через СМИ, а также размещаются в соцсетях.
Контакты
Сведения о деятельности оперштаба можно посмотреть на официальном сайте http://government.ru/department/556/events/. Информацию о региональных отделениях можно найти на сайтах администрации города.
Дополнительно существуют специальные сообщества в социальных сетях, где публикуется наиболее свежая и актуальная информация, касающаяся эпидемиологической обстановки.
Единая горячая линия оперативного штаба — 8-800-707-07-11
Заключение
Еще в январе 2020 года был сформирован оперштаб, касающийся пандемии коронавируса. Он наделен многочисленными полномочиями и функциями. Основная его цель заключается в предотвращении распространения инфекции.
Дополнительно в каждом регионе сформированы местные штабы, обладающие аналогичными обязанностями. Они помогают гражданам получить актуальную информацию, записаться на прививку или получить другую помощь.
ОПЕРАТИВНЫЙ ШТАБ
— если на тушение пожара привлекаются силы и средства по повышенному номеру (рангу) вызова;
— при организации на месте пожара трех и более боевых участков по тушению пожара (см. ТУШЕНИЕ ПОЖАРА) ;
— при необходимости детального согласования с администрацией предприятия действий по тушению пожара.
Работой оперативного штаба руководит его начальник, который одновременно является заместителем руководителя тушения пожара [1].
В оперативный штаб входят не только руководитель тушения пожара, его заместитель и начальник тыла. В состав также могут быть включены, по решению руководителя тушения пожара, заместитель начальника оперативного штаба пожаротушения, помощники начальника оперативного штаба пожаротушения, начальник контрольно-пропускного пункта газодымозащитной службы, ответственный за охрану труда, представители администрации организации и другие лица по усмотрению руководителя тушения пожара.
Перед сформировавшимся штабом ставится ряд задач, направленных на пожаротушение:
— сбор, обработка и анализ данных об обстановке на месте пожара, передача необходимой информации руководителю тушения пожара и диспетчеру;
— обеспечение выполнения решений и указаний руководителя тушения пожара, а также контроля выполнения поставленных задач;
— организация подготовки и обеспечение ведения боевых действий по тушению пожара (см. БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРА) и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров;
— расстановка сил и средств пожарной охраны по боевым участкам (секторам) тушения пожара;
— составление планов-схем расстановки сил и средств подразделений пожарной охраны на различных этапах тушения пожара;
— организация работы тыла на пожаре;
— создание на месте пожара резерва сил и средств, необходимых для тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара;
— обеспечение работы на пожаре нештатных служб гарнизона пожарной охраны, участвующих в тушении пожара, в том числе газодымозащитной службы и службы связи;
— обеспечение мер по охране труда личного состава (см. ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ГПС) подразделений на пожаре;
— обеспечение взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных пунктов и организаций (объектов), привлекаемыми к тушению пожара.
Оперативный штаб располагается в месте, определяемом РТП, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается:
— днем — красным флагом с надписью «ШТАБ»;
— ночью — красным фонарем или другим световым указателем красного цвета.
Рис. Штаб пожаротушения
Кто получает статус руководителя тушения пожара?
Руководитель тушения пожара — это прибывшее на пожар старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны (если нормативным правовым актом Российской Федерации не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами [2].
Такая важная роль как руководитель тушения пожара кроме своих основных обязанностей имеет и ряд прав:
— отдавать обязательные для исполнения указания должностным лицам гарнизона пожарной охраны, руководителям предприятий, органов власти и гражданам в пределах границ территории, на которой ведутся боевые действия по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара;
— возлагать на оперативных должностных лиц на месте пожара исполнение обязанностей членов оперативного штаба пожаротушения;
— освобождать оперативных должностных лиц на пожаре от исполнения обязанностей членов оперативного штаба пожаротушения;
— получать необходимую для организации тушения пожара информацию от администрации организаций (объектов) и служб жизнеобеспечения;
— создавать оперативный штаб пожаротушения, боевые участки (сектора) тушения пожара;
— привлекать дополнительные силы и средства для тушения пожара, определять места их расстановки;
— определять порядок убытия с места пожара подразделений пожарной охраны, а также привлеченных сил и средств.
Штаб пожаротушения (оперативный штаб на месте пожара)
Оперативный штаб на месте пожара (штаб пожаротушения) – это временно формируемый, по решению руководителя тушения пожара (РТП), нештатный орган управления боевыми действиями по тушению пожаров на месте пожара. Штаб пожаротушения оснащается штабным столом.
Когда создается штаб пожаротушения
Оперативный штаб на месте пожара в обязательном порядке создается в следующих случаях:
Работой оперативного штаба на месте пожара должен руководить начальник, одновременно являющийся заместителем РТП.
Оперативный штаб на месте пожара располагается в месте, определяемом РТП, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается:
Состав штаб пожаротушения
В состав оперативного штаба на месте пожара по решению РТП включается руководящий состав органов управления и подразделений пожарной охраны, который может состоять из следующих нештатных должностей оперативного штаба на месте пожара:
В состав оперативного штаба на месте пожара по решению РТП могут включаться представители администрации организаций и служб жизнеобеспечения.
Работа оперативного штаба на месте пожара осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП.
По номеру (рангу) пожара № 1 (№ 1-«бис») РТП имеет право назначать должностных лиц, указанных в пункте 55 Боевого устава, без создания оперативного штаба на месте пожара.
Основные задачи штаба пожаротушения
Основными задачами оперативного штаба на месте пожара являются:
В целях обеспечения деятельности оперативного штаба на месте пожара по управлению силами и средствами по решению РТП может привлекаться подвижный пункт управления.
Работа штаба пожаротушения
Для удобства работы по учету сил и средств на планшете штабного стола имеются специальные формы, которые работники оперативного штаба заполняют, а затем анализируют.
Если подразделения получили распоряжение от штаба по радиосвязи, руководители подразделений докладывают в штаб по радиостанции о выполнении задачи. Если пожарные подразделения не устанавливаются сразу на водоисточники, в этом случае руководители подразделений обязаны прибыть в штаб и доложить.
Важной задачей оперативного штаба является создание резерва сил и средств. Руководители подразделений резерва должны находиться при штабе вместе со связными, боевые расчеты – в автомобилях или сосредоточены в местах, определенных штабом.
Оперативный штаб, начальник тыла и руководители подразделений всегда должны стремиться использовать пожарную технику на полную ее мощность и добиваться высокой эффективности огнетушащих веществ.
Начальник оперативного штаба должен непрерывно вести разведку, анализировать информацию с боевых участков, тыла и докладывать РТП. При тушении пожаров в гражданских и промышленных зданиях, полученные сведения сопоставляются со сведениями администрации объекта о возможном поведении в условиях пожара технологического оборудования и конструкций здания.
Обязанность начальника штаба – всесторонне взвесить возможные последствия взрывов и обрушений, определить масштабы пожара и соответственно, изменение обстановки на пожаре. В экстремальных случаях НШ может принимать самостоятельное решение на введение резерва сил и средств, отход с позиций с последующим докладом РТП.
Полная статья Начальник оперативного штаба пожаротушения
Начальник штаба организует на пожаре работу ГДЗС. С помощью администрации объекта штаб определяет возможность применения тех или иных средств тушения, способы защиты личного состава от воздействия опасных факторов пожара. Для эффективной работы состава штаб по анализу обстановки, выдаче распоряжений, производству расчетов в штабном автомобиле желательно использовать ЭВМ, диктофоны, набор приспособлений для нанесения схем и другую оргтехнику.
Оперативный штаб систематически информирует центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) об обстановке на пожаре, при необходимости НШ докладывает об обстановке руководителям УВД, местной администрации и т.п.
В случае прибытия на пожар старших начальников об обстановке их информирует начальник штаба или РТП. Через начальника тыла, представители служб города и объекта штаб решает вопросы, связанные с бесперебойной подачи воды, пены и других огнетушащих веществ на пожар. Штаб проводит расчеты по определению потребности огнетушащих веществ, горюче-смазочных материалов (ГСМ), определяет способы и порядок дозаправки машин.
С помощью ГИБДД штаб обеспечивает перекрытие участков улиц переулков для обеспечения своевременной расстановки на водоисточник пожарных машин; прокладки магистральных рукавных линий и обеспечения их сохранности. Обязанностью штаба является также выяснение причины пожара, оказания помощи органам дознания и следствия, прибывших на пожар своевременное включение в работу пожарной лаборатории, сбор сведений о работе подразделений и т.п.
При пожарах на газовых и нефтяных скважинах, пожарах леса и торфопредприятий, метрополитена создаются специальные штабы или комиссии, в состав которых входят РТП, через свой оперативный штаб руководящий пожарной службой.
В задачи РТП и оперативного штаба входит организация морально-психологической работы с личным составом, принимающим участие в тушении, через начальников пожарных частей и их заместителей по работе с личным составом. Штаб включает их в активную деятельность на боевых участках, ориентирует их в обстановке для мобилизации личного состава на успешное выполнение задач по спасанию людей, сохранению общественного личного имущества граждан от огня, порчи и расхищения.
Организация связи оперативного штаба пожаротушения с участниками тушения пожара
Как было уже отмечено выше, непрерывность и работоспособность управления обеспечиваются устойчивостью средств связи на пожаре, без нее штаб не может эффективно контролировать изменение обстановки и ход действий по тушению пожара.
Для организации связи используются радиостанции, имеющиеся на пожарных автомобилях, переносные радиостанции, переговорные устройства, громкоговорящие усилительные установки, электромегафоны и средства телефонной связи.
Штаб организует на пожаре:
Схема управления подразделениями на пожаре, через оперативный штаб, с организацией боевых участков и секторов проведения работ
Автоматизация деятельности оперативного штаба пожаротушения
В условиях усложнения процесса управления подразделениями перечисленные традиционные формы, оставаясь по-прежнему необходимыми, приобретают новое содержание и дополняются новыми формами.
Наряду с качественной оценкой возможных планов действий, сейчас все большее значение приобретает количественная оценка для обоснования решения.
Это открыло новые возможности для проведения количественного анализа и сравнения вариантов решения для формирования условий задач, т.е. для внедрения ее содержания в виде чисел, таблиц, формул, функциональных и вероятностных зависимостей, которые и могут служить основой для создания формализованных моделей действий. Объективная необходимость автоматизации управления действиями обусловлена, прежде всего, неуклонным возрастанием потока информации на пожаре. Этот процесс – закономерное явление в результате сложности обстановки на пожаре современных производств, зданий и сооружений и как следствие масштабов операций – повышении темпов и детализации действий по тушению пожара, разных неожиданных изменений в обстановке. Опыт тушения пожаров, а также проведения пожарно-тактических учений показывают, что в ходе тушения пожара или учения в штаб поступает большой объем информации. Вместе с этим, высокая скоротечность и маневренность действий по тушению пожара сокращает время, выделяемое на обработку информации и принятие решения, ведет к быстрому «устареванию» информации.
Все это требует сокращения сроков сбора информации, ее переработки и передачи. Успешное разрешение такого объективного противоречия находится в прямой зависимости от широкого и умелого применения вычислительной и информационной техники.
Применение вычислительной техники в деятельности оперативного штаба пожаротушения
Орган управления (РТП, штаб) не может дать однозначного ответа о необходимом количестве сил и средств по первичной обстановке, поэтому управление процессом тушения сложных пожаров должно осуществляться на базе научных методов принятия решения с привлечением информационной техники и ЭВМ. Применение ЭВМ необходимо для того, чтобы «поручить» машинам функции хранения всей информации, которая в настоящее время делается вручную (расчет сил и средств, варианты обстановки, различные рекомендации и т.п.). можно ставить эксперименты по решению на ЭВМ целых комплексных задач управления процессом тушения пожара, главным из которых должен быть поиск оптимального варианта решения, способствующего сокращению срока между прибытием подразделения на пожар и началом активного тушения. Одним из путей такого сокращения может быть предварительное прогнозирование возможной обстановки на пожаре, чем обеспечивается уменьшение времени поиска решения. Процесс прогнозирования возможной обстановки базируется на анализе с помощью ЭВМ массива статистических данных о пожарах, аналогичных прогнозируемому. При этом прогнозирование не должно заканчиваться предварительным прогнозом возможной обстановки пожара, его необходимо продолжать и в ходе поиска оптимального решения РТП, штаба.
Быстродействие ЭВМ обеспечивает «выдачу» прогноза в кратчайший срок, такое сочетание прогноза с последующим прогнозированием обстановки на пожаре и действий подразделений даст возможность существенно приблизить срок активных действий по тушению. Внедрение современных ЭВМ в практику оперативного управления не должно ограничиваться использованием машины для разработки оперативных документов, анализа различных материалов, учета сил и средств.
Нештатные должности в составе штаба пожаротушения
Нештатные должности в составе оперативного штаба на месте пожара:
Условное обозначение штаба пожаротушения
Условное обозначение места расположения оперативного штаба на месте пожара (ЧС)
Дополнительно об оперативном штабе на месте ЧС и о том когда он создается: читайте в материале по ссылке >>>
Читайте также дополнительный материал по теме:
Источники:
Положение об ОШ
ВЫПИСКА
из положения об оперативном штабе в субъекте Российской Федерации,
утвержденного председателем НАК 10 мая 2006 года
3. Состав ОШ по должностям утверждается Президентом Российской Федерации. Руководителем ОШ по должности является начальник территориального органа Федеральной службы безопасности Российской Федерации, если председателем НАК не принято иное решение. Персональный состав ОШ утверждается руководителем ОШ.
4. Основными функциями ОШ являются:
а) в сфере планирования применения сил и средств территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по борьбе с терроризмом:
— участие в пределах своей компетенции в разработке и реализации мер по противодействию терроризму на территории субъекта Российской Федерации;
— участие в подготовке предложений по совершенствованию нормативной правовой базы субъекта Российской Федерации, регламентирующей деятельность по противодействию терроризму;
— информирование Федерального оперативного штаба о развитии оперативной обстановки в сфере борьбы с терроризмом на территории субъекта Российской Федерации, выявленных и прогнозируемых угрозах совершения террористических актов и принимаемых мерах по их нейтрализации;
— разработка мер, направленных на повышение эффективности деятельности и взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по борьбе с терроризмом;
— подготовка предложений по привлечению и практическому применению сил и средств территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях подготовки и проведения КТО;
— организация и проведение тренировок и учений по отработке вопросов практического применения сил и средств территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
б) в сфере управления КТО, проводимыми на территории субъекта Российской Федерации:
— организация сбора и анализа информации, необходимой для оценки оперативной обстановки;
— подготовка предложений в целях выработки решения о порядке проведения КТО на территории субъекта Российской Федерации, в том числе о введении правового режима КТО и создании группировки сил и средств;
— осуществление иных функций по управлению подготовкой и проведением КТО на территории субъекта Российской Федерации.
5. Для реализации основных функций ОШ имеет право:
— осуществлять в пределах своей компетенции координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по борьбе с терроризмом на территории субъекта Российской Федерации, в том числе по подготовке и проведению КТО;
— взаимодействовать в пределах своей компетенции и в установленном порядке с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и физическими лицами;
— запрашивать в установленном порядке от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностных лиц и организаций различных организационно-правовых форм необходимые информацию, документы и материалы;
— привлекать в установленном порядке к участию в проведении КТО силы и средства территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимые для пресечения и минимизации последствий террористического акта.
6. Решения ОШ, принятые в соответствии с его компетенцией, обязательны для всех государственных органов субъекта Российской Федерации, представители которых входят в состав ОШ.
7. Организационное, материально-техническое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности ОШ осуществляется аппаратом ОШ во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по борьбе с терроризмом и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.