Что такое оператор связи
Что такое оператор связи
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
(в ред. Федерального закона от 09.02.2007 N 14-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 253-ФЗ)
(пп. 1.2 введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 44-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 3.1 введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 204-ФЗ)
(пп. 3.1-1 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 533-ФЗ)
(пп. 3.2 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 245-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 533-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 5 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 228-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 6 в ред. Федерального закона от 29.06.2010 N 124-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 7.1 введен Федеральным законом от 21.10.2013 N 281-ФЗ)
(пп. 13.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 221-ФЗ)
(пп. 14.1 введен Федеральным законом от 29.06.2010 N 124-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 204-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 228-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 22.1 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 272-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 27 в ред. Федерального закона от 29.06.2010 N 124-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 28 в ред. Федерального закона от 07.11.2011 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 28.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 221-ФЗ)
(пп. 28.2 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 221-ФЗ)
(пп. 28.3 в ред. Федерального закона от 07.04.2020 N 110-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 28.4 в ред. Федерального закона от 07.04.2020 N 110-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 28.5 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 90-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 02.03.2016 N 44-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 34.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 229-ФЗ)
Оператор мобильной связи
Оператор сотовой связи (оператор мобильной связи, оператор беспроводной связи, ещё есть сленговая аббревиатура ОпСоС) — компания, предоставляющая услуги сотовой связи для сотовых телефонов своих абонентов.
В задачи оператора входит получение разрешительных документов на использование радиочастот и предоставление услуг, построение собственной сотовой сети и её последующая эксплуатация, разработка условий обслуживания, сбор платежей за свои услуги, предоставление технической поддержки. Кроме того, есть и ряд неочевидных задач: маркетинговые усилия для продвижения услуг на рынке, разработка стратегического плана развития сети, технологическое совершенствование инфраструктуры. Многие операторы также осуществляют торговлю сотовыми телефонами, продажу цифрового контента для телефонов, предоставляют доступ в Интернет через свою сотовую сеть.
Процесс образования оператора сотовой связи в стране обычно начинается с получения лицензии на определённые радиочастоты у правительства. Диапазон частот, разрешение на которых необходимо получить, зависит от типа сети, которую планируется разворачивать. Оператор может предоставлять доступ в нескольких стандартах (как, например, российский Вымпелком: DAMPS (в прошлом), американский Verizon: CDMA).
Регулирующие государственные органы распределяют частотный диапазон по определенной ими схеме, в том числе и с помощью тендера. Например, недавние распределения лицензий на Европе проходили в форме аукциона, и частоты доставались сделавшему наибольшее предложение. Как правило, число разрешений на определённую территорию ограничивается (например в Москве число GSM-операторов было ограничено тремя), чтобы обеспечить конкуренцию, но избежать распыления капитала по слишком мелким компаниям, неспособным к построению современной и надёжной инфраструктуры.
Операторы сотовой связи в России
Крупнейшие федеральные операторы сотовой связи:
Независимые операторы сотовой связи:
Оператор связи
Оператор связи — предприятие, оказывающее услуги связи.
Поскольку в России услуги связи являются лицензируемым видом деятельности, то оператор связи — непременно обладатель соответствующей лицензии (лицензиат).
Содержание
Виды услуг
Особенности бизнеса
Услуги связи — это специфичный вид бизнеса. Главная его особенность в том, что оператор связи не может работать, опираясь только на своё собственное оборудование и линии связи. Он вынужден использовать всю инфраструктуру связи, имеющую много различных собственников. Он не в состоянии заключить договор с каждым оператором, ресурсы которого использует. Поэтому свобода договора в данной области относительно невелика. Отрасль связи подвергается особенно подробному регулированию со стороны государства. В частности, устанавливаются единые правила присоединения сетей связи и пропуска трафика, единые правила эксплуатации средств связи, жёсткие технические требования к оборудованию и т. п. На межгосударственном уровне отрасль связи также регламентирована в бо́льшей степени, чем иные отрасли.
Во многих странах (в частности, в России) присутствует и ещё одна особенность — высокая степень монополизации услуг связи. Поэтому на ограничения, присущие отрасли связи, накладываются также ограничения антимонопольного законодательства (например, государственное регулирование тарифов).
Операторы сотовой связи
Сотовая связь — самый быстрорастущий рынок из всех услуг связи. Соответственно, именно операторы мобильной связи больше привлекают внимание как инвесторов, так и регулирующих органов.
Таблица наиболее крупных сотовых операторов приведена в списке операторов сотовой связи.
Операторы фиксированной связи
Оператор связи
Профессия оператора связи, на первый взгляд, кажется скучной, однообразной и не требующей какой-либо квалификации. И только то, что она необходима людям, не вызывает ни у кого сомнений. Сегодня мы постараемся развеять первую часть ложных представлений: о работе оператора почтовой связи – в подробностях, а также расскажем о том, как научиться профессии.
С появлением интернета люди стали чаще писать электронные письма, общаться с помощью Skype, в социальных сетях. Мобильная связь тоже стала привычным атрибутом современной жизни, даже для людей пожилого возраста.
Тем не менее, почтовые услуги остаются незаменимым способом связи, когда необходимо отправить ценное письмо с документами, получить заказ, сделанный в интернет-магазине, оплатить услуги провайдера или мобильного оператора. Миллионы людей в стране пользуются услугами почты для получения пенсии, социальных выплат, периодических изданий. Без четкой работы операторов связи оказание этих услуг было бы проблематичным.
Кто такой оператор связи?
Оператор связи – специалист, который обслуживает вас на почте, и голос которого вы слышите, когда соединяетесь с call-центром для выяснения каких-либо вопросов. Также этот специалист переключает ваш звонок по нужному направлению и настраивает работу радиоустройств и передатчиков.
Способы передачи информации и различных предметов человечество искало еще на заре цивилизации. Древние люди били в барабаны и разжигали костры, чтобы их услышали или увидели соседние племена. Греческий воин, в пятом веке до нашей эры, пробежал 40 км, от Марафона до Афин, чтобы сообщить радостную весть о победе. В средневековье на Руси, когда уже была изобретена письменность, гонцов заменили ямщики, которые перевозили почту на перекладных упряжках лошадей.
Ямская служба просуществовала в России более 5 веков. На смену ей пришел электромагнитный телеграф, изобретенный П.Л. Шиллингом в 1832 году. Впоследствии над усовершенствованием этого вида связи работали К. Гаусс и В. Вебер (Германия, 1833 г.), затем – Кук и Уинстон (Великобритания, 1837 г.), С. Морзе – в США, в 1840 году.
Современные услуги связи базируются преимущественно на базе спутниковых сигналов, с использованием персонального компьютера оператора и беспроводных модемов. Старые версии телеграфа упразднены во многих странах ближнего и дальнего зарубежья. Оператор связи сегодня – специалист широкого профиля, владеющий базовыми знаниями ПК, знающий кассовый аппарат и кассовую дисциплину, имеющий навыки ведения складского учета и документооборота.
Поскольку передача информации теперь зависит от качества сложного оборудования и скорости интернета, оператор связи должен иметь технические знания. В сфере коммуникационных услуг ведущую роль занимают две специализации:
Специфика работы операторов телефонной и мобильной сети, в основном, заключается в предоставлении справочно-информационных услуг и продвижении продукта на рынке.
Какими личностными качествами должен обладать оператор связи?
Должностные обязанности оператора связи состоят из нескольких направлений профессиональной деятельности. Поэтому сфера компетенции специалиста требует наличия таких личных качеств, как:
Поскольку общение оператора связи с абонентами чаще всего происходит в телефонном режиме, важное умение в работе – грамотная устная речь и четкий дикторский голос. Не видя клиента, оператор должен быстро оценивать ситуацию, чтобы выполнить маркетинговый план компании.
Преимущества профессии оператор связи
Рабочий график в почтовых отделениях зависит от территориальных особенностей. Например, в сельской местности он устанавливается соразмерно условиям провинциальной жизни и невысокой численности населения. Работники почты в маленьких населенных пунктах, как правило, отдыхают вместе с остальными жителями провинции.
В мегаполисах операторам почтовой связи приходится работать более напряженно, по 12 часов в смену, но при «скользящем» графике предоставляется дополнительный выходной день за переработку.
Средний доход рядового оператора почтовой связи составляет 22 000 рублей, с учетом всех обязательных вычетов. При выполнении плана продаж сопутствующих товаров работник может рассчитывать на прибавку к зарплате. Конечно, при такой зарплате трудно прожить в столице или областном центре, но зато в регионах сумма считается хорошим доходом.
Повышение зарплаты зависит от уровня квалификации. Так зарплата рядового сотрудника, в среднем, составляет 16 300 рублей, ведущего специалиста по работе с клиентами – 29 000 рублей, а руководителя – 29 300 рублей.
Несколько выше среднестатистический уровень доходов у рядовых операторов call-центров – 21 400 рублей, и он зависит от рейтинга и маркетинговой политики компании.
Востребованность операторов почтовой связи остается на рынке труда стабильно высокой, что дает хорошие шансы для трудоустройства. Гибкий график работы позволяет совмещать работу с обучением.
Недостатки профессии оператор связи
Оператору почтовой связи никогда не приходится скучать на рабочем месте. Напряженный рабочий день состоит из постоянного общения с посетителями, которые не всегда понимают, что качество обслуживания напрямую связано с их корректным поведением.
С другой стороны, оператор связи – материально ответственное лицо, так как принимает и выдает посылки, работает с кассой, заполняет документы строгой отчетности. При постоянном потоке клиентов ему приходится сохранять организованность и спокойствие, чтобы не допускать ошибок в работе. Такие условия приводят к быстрой утомляемости, стрессам.
В ходе напряженной работы, которая выполняется преимущественно сидя за экраном монитора, ухудшается зрение и осанка. Часто приходится поднимать тяжелые посылки. Эти факторы нужно учитывать при поступлении на работу людям с ослабленным зрением и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Где можно получить профессию оператор связи?
Обучиться профессии оператора связи можно непосредственно в отделениях связи и на курсах. Но нужно учитывать, что курсы дают представление лишь об основных операциях, а на работе недостающие знания придется восполнять самостоятельно, методом проб и ошибок.
Оператору связи необходимы знания о контрольно-измерительных приборах, складском учете, ведомственных нормативных актах, территориально-административном делении РФ. Так как квалификация позволяет рассчитывать на более высокий доход и карьерный рост, оператору связи все-таки лучше получить специальное образование. Сделать это можно в:
Отметим, что колледжи и техникумы, в которых можно освоить профессию оператора связи, находятся практически в каждом регионе РФ.
Для тех, кто хочет получить высшее образование по специальности инженера связи, чтобы со временем перейти на руководящую должность, потребуются хорошие базовые знания по физике, черчению, математике, для поступления в такие ВУЗы, как:
Высшее образование пригодится в будущем, так как технологии совершенствуются и вполне возможно специалистам связи скоро придется переквалифицироваться. По прогнозам специалистов профессия оператора почтовой связи через 20 лет перейдет в разряд исчезающих.
Оператор связи
Тип и класс
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность оператора связи заключается в постоянном общении с людьми, что позволяет отнести ее по предмету труда к типу «Человек – Человек». Также профессию можно отнести к типу «Человек – Знаковая система», так как она связана со знаковой информацией: цифрами, расчетами, таблицами.
Тип профессии по средствам труда: профессия, связанная с применением автоматизированных и автоматических систем.
Тип профессии по условиям труда: работа в «комнатных» условиях.
Класс профессии: исполнительский (алгоритмический); работа оператора связи предполагает выполнение стандартных задач по образцу, с четким соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций.
Описание
Оператор связи – специалист, осуществляющий работы по обслуживанию всех видов телефонной связи, по приему и передаче телеграмм по аппаратам различных типов.
Содержание деятельности
прием звонков и распределение их по внутренней телефонной сети организации;
контроль работы каналов связи и информирование об их повреждении специалистов соответствующих служб;
ведение учета принятой информации, оформление необходимой документации в рамках выполнения работ;
соединение телефонных абонентов местной, внутризоновой, междугородней, международной связи по заказной системе обслуживания, а также в переговорных пунктах телефонной связи;
прием от абонентов платежей, заявлений, оформление договоров, осуществление расчетов с абонентами;
прием и оформление телеграмм всех видов и категорий;
прием и передача сообщений по факсу, телексу, электронной почте;
прием оплаты от абонентов за услуги телеграфной связи;
обработка, назначение и передача телеграмм всех видов и категорий;
ведение служебной переписки.
Должен знать
этикет телефонного общения; тарифы на услуги телефонной связи (местные, внутризоновые, междугородние, международные телефонные разговоры); технологические процессы передачи, приема и обработки телеграмм; правила эксплуатации технических средств телеграфного оборудования; порядок оказания услуг, технологически связанных с услугой «телеграмма»; тарифы на дополнительные услуги телеграфной связи.
Должен уметь
осуществлять соединение абонентов для телефонных переговоров;
записывать телефонограммы и иную передаваемую информацию;
оформлять необходимую учетную документацию;
рассчитывать стоимость оказанных услуг на основании тарифов на услуги телефонной и телеграфной связи;
определять и устранять несложные повреждения, мелкие неисправности на рабочем месте;
оказывать консультационную помощь потребителям при оказании дополнительных услуг.
Индивидуальные способности
внимательность, ответственность, терпеливость, аккуратность, целеустремленность, общительность.
Профессионально важные качества
развитое вербальное мышление;
гибкость и динамичность мышления;
развитая, грамотная речь;
способность быстро принимать решения;
высокий уровень концентрации, распределения и переключения внимания.
Медицинские противопоказания
заболевания нервной системы;
полная или частичная потеря слуха;
хронические инфекционные заболевания;
Условия труда
Операторы связи работают, как правило, в коллективе из нескольких специалистов. Они проводят весь рабочий день в помещении. Работа происходит преимущественно сидя.
Рабочие места сотрудников почты оборудованы персональными компьютерами и средствами связи.
Операторы связи должны придерживаться официально-делового стиля одежды. Специальной формы не предусмотрено.
Области применения
Профессия оператора связи является востребованной. Специалисты данного профиля необходимы в пунктах приема в городских отделениях связи, на почтамтах, предприятиях, на которых активно используются средства телеграфной связи. Особенно востребованы представители данной профессий в отдаленных населенных пунктах.
Базовое образование и пути получения профессии
Профессиональное образование не требуется. Тем не менее существуют специальные курсы. Возможно обучение в процессе работы.
Перспективы карьерного роста
Карьерный рост оператора связи может быть связан с получением высшего образования. Возможен и управленческий путь развития карьеры, когда специалист, совершенствуя знания и навыки, может стать начальником отделения связи.
Профессиональные риски
Рабочая поза оператора связи – положение сидя, поэтому возможны профессиональные заболевания, сопровождающиеся болями в спине и шее. Работа в постоянном напряжении и стрессовой ситуации может привести к усталости, неврозам и депрессии. Постоянная работа с компьютером может вызвать заболевания зрительной системы.