Что такое операционная эффективность организации
Производственные системы и операционная эффективность
Магистерская программа «Производственные системы и операционная эффективность» отвечает запросам рынка и ряда крупных производственных компаний России. Ее цель – подготовка специалистов нового типа, владеющих управленческими и предпринимательскими компетенциями в области управления эффективностью процессов и производственных систем для удовлетворения текущего и перспективного спроса работодателей.
Магистр программы будет обладать высокими конкурентными качествами на рынке труда и будет востребован в различных секторах экономики. Это обеспечивается универсальностью получаемых знаний и дефицитом кадров в сфере повышения эффективности.
Контакты
Шаболовка ул., д.26, стр.3, каб. 3417
Телефон: +7 (495) 772-95-90, доб. 28487
Что я буду изучать
Учебный план включает в себя следующие виды учебной деятельности:
• адаптационные дисциплины: Основы операционного менеджмента, Общий менеджмент
• обязательные дисциплины: Количественные методы принятия решений, Стратегическое мышление и стратегический анализ, Финансовый анализ и бизнес-модели, Диагностика операционной деятельности и производственной системы, Процессный менеджмент и моделирование бизнес-процессов, Управление качеством и затраты на качество, Измерение и управление эффективностью организации, Организационные преобразования
• дисциплины по выбору (5 из 7): Статистические методы управления процессами, Методы и инструменты лин-менеджмента, Методологии DevOps и Lean для разработки нового продукта, Управление цепями поставок, Методология и инструменты гибкого производства, Теория решения изобретательских задач, МагоЛего
• а также научно-исследовательские и проектные семинары
Преимущества программы
Междисциплинарный подход
Содержание программы обеспечивает формирование основ управления и принципов операционной эффективности: от новых бизнес-моделей, управления на основе данных (включая анализ текущего состояния), до необходимой трансформации организационной структуры, разработки улучшений на уровне подразделений, процессов и отдельной функции с учетом экономических выгод, применения современных концепций и инструментов.
Преподавательский состав
Помимо ведущих преподавателей НИУ ВШЭ на программе читают эксперты практики в области повышения эффективности, работающие в российских и зарубежных компаниях – лидерах бизнеса.
Вовлечение студентов в проектную деятельность
Программа имеет практикоориентированный характер и ориентирована на достижение выпускниками успеха в развитии производственных систем и управлении операционной деятельностью в организациях и при создании своих собственных компаний. В процессе обучения студенты реализуют проекты улучшений в компаниях под руководством экспертов из реального сектора.
Взаимодействие с бизнесом
Магистерская программа имеет прочные связи с ведущими российскими и зарубежными компаниями из производственной и сферы услуг, представители которых регулярно участвуют в семинарах и конференциях, предоставляют студентам возможность пройти практику и после окончания магистратуры принимают на работу.
Во время обучения
Обучение проводится по модели «действие-рефлексия-обучение». Технология научения действием предполагает, что студенты сначала выполняют практическое задание, после этого получают теоретическое обоснование решения. Используемые методы:
• Индивидуальные консультации и работа со студентами программы
• Консультационные проекты в компаниях
• Стажировки в организациях и др.
В учебном процессе планируется проведение встреч и обсуждение актуальных вопросов повышения эффективности с практикующими руководителями и менеджерами организаций с передовым опытом в этой области: СБЕР, Toyota, 3M, Ferrero, Boeing, Philips, General Electric, Yandex, Аэрофлот, Главстрой-Спб, Пулково, аэропорт Владивостока и др.
Перспективы после обучения
Выпускники программы, получив системную подготовку в области операционной эффективности, смогут успешно работать:
• в подразделениях по развитию производственных систем крупных компаний:
• в органах государственного и муниципального управления, некоммерческих организациях (вузы, организации здравоохранения).
Что нужно знать для поступления
Для того чтобы поступить, абитуриент должен иметь диплом бакалавра/специалиста и подтвердить уровень английского языка.
Зачисление происходит на основании результатов конкурса портфолио и результатов теста GMAT или вступительного испытания (экзамен по модели теста GMAT).
Встречи с Вячеславом Болтрукевичем, и гостевыми спикерами:
Операционная эффективность
В операционной деятельности компании не бывает мелочей. Часто возникновение малозначительных дефектов в начале цепи создания ценности приводит к необходимости трансформации или внедрения отдельных функций для минимизации негативных последствий. Наша задача помочь в формировании внутренних компетенций компании, которые направлены на устранение существующих операционных неэффективностей.
Несмотря на наличие выверенной, успешно зарекомендовавшей себя методологии и стандартизированных инструментов «Операционной эффективности», мы понимаем, что нет двух одинаковых компаний и шаблонные решения одной задачи не применимы на практике. При реализации инициативы традиционно в фокусе нашего внимания находятся следующие аспекты:
Что «Операционная эффективность» для нас? Это разработанный нами комплекс методов, принципов и инструментов для совершенствования деятельности компании в цепи создания ценности.
Чем может быть «Операционная эффективность» для Вашей компании? Дополнительной прибылью.
Дают ли эффект стандартные методы?
Проектная деятельность по совершенствованию операционной эффективности стала частью повседневной жизни многих компаний. Одни инициативы заканчиваются успешно. Другие, увы, не дают ощутимого результата. Иной раз бывает, что для устранения причин «очередного нововведения» приходится делать несколько шагов назад в развитии компании. В данном материале мы не будем касаться очевидных неудач, а попробуем затронуть вопросы «успешных» проектов. Почему успех зачастую иллюзорен, а неудачи и сопутствующие им потери вполне реальны, нам и предстоит разобраться.
За примерами ходить далеко не надо. Большинство компаний позиционируют себя как «клиенториентированные». Оставим за рамками маркетинговые аспекты этого термина, нас интересует практическая составляющая. Действительно, требования со стороны заказчика неуклонно растут – к цене, срокам выполнения/доставки, качеству, доступности и т.д. Игнорировать требования рынка – прямой путь к банкротству. Каков же традиционный подход к инициативе «Управление заказами клиентов»?
Перечислим ключевые шаги:
К какому же результату приводит такой подход на практике? Попытка обеспечить высокий уровень сервиса без детальной проработки РЕАЛЬНЫХ возможностей цепи поставок (мощности, персонал, ИТ и т.д.) на практике оборачивается:
Часто выход видится в новом проекте «Управление производственными системами». Впрочем, если финансовый директор корректно отследит «замороженный» в запасах капитал, то будет инициирован проект «Управление запасами». Казалось бы, замкнутый круг. В ходе устранения одной проблемы (причем действуя из самых лучших побуждений) неизбежно возникают другие. Тем не менее, решение все же есть. Нет-нет, это не приобретение «новой эффективной ИТ-системы с мощным аналитическим модулем, визуализацией, интуитивно понятной в эксплуатации и дружественным интерфейсом».
Это решение реализуется в рамках инициативы «Операционная эффективность». Как простыми словами охарактеризовать направление этой инициативы? Результат без побочных негативных эффектов.
«Операционная эффективность» на практике
Рассмотрим, как проект «Управление заказами клиентов» реализуется в рамках применяемого нами подхода.
В каждом конкретном случае подбираются различные инструменты в рамках инициативы «Операционная эффективность». На агрегированном уровне разработка может быть представлена следующими этапами:
Изменение парадигмы совершенствования операционной деятельности
Не исключено, что компаниям в самом ближайшем времени предстоит изменить свой взгляд на проектную деятельность по совершенствованию операций. В недавнем прошлом можно было достигнуть конкурентных преимуществ за счет одного фокусного направления (например, снижения производственных затрат) при реализации ЦИКЛИЧНОЙ деятельности. То есть эффект со временем (иногда требовались годы) накапливался и давал существенные конкурентные преимущества. Сейчас ситуация меняется быстро. Изменение потребительских предпочтений, законодательные меры, «цифровизация» общества и т.д. не оставляют времени на реализацию длительной инициативы. Вернее, смещают фокус на установку «успех нужен уже сегодня». Необходимо уже на втором или третьем цикле процесса после внедрения обеспечить дополнительную прибыль. Ждать, когда негативные явления после реализации проекта «растворятся» сами по себе или будет запущен очередной проект по устранению недостатков предыдущего и компания начнет получать эффект, уже не получается.
Операционная эффективность предприятия
Операционная эффективность предприятия – это достижение наилучшего соотношения между задействованными ресурсами и конечными результатами работы. Компания, функционирующая подобным образом, выполняет одинаковые действия быстрее, результативнее и с меньшим количеством ошибок, затрат, нежели конкуренты. При этом речь не идет о простой экономии ресурсов, а об оптимальном их использовании.
Часто данное понятие путают со стратегией. На самом деле это не так: стратегия разрабатывается самостоятельно, в ней определяются сферы деятельности, основные целевые показатели, пути их достижения, направления развития. Операционная эффективность – тактический инструмент, без которого, тем не менее, невозможна нормальная повседневная работа и завоевание устойчивой позиции на рынке. Особенно значима эта область для малого бизнеса. Только максимальное усовершенствование всех бизнес-операций позволяет небольшой фирме конкурировать с гигантами рынка, которые могут себе позволить сосредоточиться на стратегических направлениях.
Принципы операционной эффективности
Операцию можно назвать хорошо отлаженной в том случае, если ее регламент и практическая реализация соответствуют следующим принципам:
Управление операционной эффективностью
Перед любым руководителем стоят такие задачи, как постановка целей, дальнейшее управление их достижением и оценка достигнутых результатов. Для профессиональных руководителей разработаны специальные инструменты – в частности, система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard, BSC). Она дополняет традиционную методику финансовой оценки бизнеса новыми, внефинансовыми аспектами – в том числе анализом операционной эффективности.
Для успешности всех операций необходимо обращать внимание на три момента – создание качественной операционной системы, выстраивание организационной структуры и корпоративная культура.
Операционная система – это рациональная рабочая среда на всех уровнях: управление активами, механизмы финансирования, модели транспортировки, организация офисного и производственного пространства, подбор и налаживание оборудования, внедрение информационных технологий.
Организационная структура – это «заселение» созданной среды персоналом, пока что в абстрактном виде. Определяются необходимые должности, для каждой из них прописывается круг полномочий, налаживаются пути взаимодействия между ними.
Корпоративная культура подразумевает общий стиль работы в компании, заинтересованность всех работников в успешных результатах, их информированность о поставленных целях и принятых методах. Пусть основные принципы операционной эффективности будут понятны каждому сотруднику. К этому вопросу нельзя подходить формально, речь идет скорее об отслеживании и развитии неформальных связей.
Таким образом, при совершенствовании некоей конкретной операции следует, прежде всего, ответить на три вопроса. Как улучшить материальные условия исполнения операции? Какие штатные единицы в ней задействованы, и как они контактируют друг с другом? Достаточно ли эти люди компетентны и мотивированы, готовы ли они помогать изменениям или, наоборот, попытаются им противодействовать? Если учесть, что деятельность средней организации состоит из сотен операций – можно понять, что менеджеру приходится отвечать на эти вопросы фактически ежедневно.
Отдельные операции в деятельности организации складываются в бизнес-процессы, на описании и оптимизации которых сосредотачивается современная наука об управлении бизнесом. Принятый сегодня процессный подход отличается от функционального гибкостью и настроенностью на конкретные результаты. При функциональном подходе предприятие воспринимается как набор подразделений, в процессном – как совокупность процессов. При этом именно операции и их качество оказываются тем фундаментом, на котором строится вся работа.
Управление операционной эффективностью изучается обычно на программах бизнес-образования, профессиональной переподготовки. Даже опытному руководителю важно своевременно знакомиться с новыми методиками и наработками в своей сфере. Наука об управлении не стоит на месте, она развивается вместе с рынком и технологиями.
Необходимые знания можно получить, например, в ВШБИ НИУ ВШЭ на программе профессиональной переподготовки «Операционная эффективность бизнеса и совершенствование бизнес-процессов», а также на программе повышения квалификации «Оптимизация бизнес-процессов».
Операционная эффективность – что это такое понятным языком и почему так важно повышать операционную эффективность компании
Когда вы должны кому-то меньше, чем кто-то должен вам.
Операционная эффективность – это состояние бизнеса, при котором доход от всех операций превышает расходы на их выполнение.
Например, я потратил миллион рублей на железо, сделал из этого железа станки и продал их за миллион и двести тысяч рублей. Доход превышает расход, мое предприятие обладает операционной эффективностью.
Давайте поговорим об этом показателе подробнее.
На что влияет операционная эффективность
Я перечислю, на что она влияет, и прокомментирую каждый пункт.
Как повысить операционную эффективность – 2 способа
Чтобы увеличить этот показатель, компании могут делать следующее.
Иногда удается сделать и то, и другое.
Можно ли увеличить прибыль без повышения операционной эффективности
Да, можно. Это называется «экстенсивный» рост. То есть компания просто растет в ширину, начинает выходить на новые рынки, продавать свои товары все большему числу людей.
Допустим, сначала продукция фирмы продавалась только в Москве, а потом начала продаваться в Новгороде, Петербурге, Самаре и других городах.
Но проблема здесь в том, что конкуренты тоже не спят. Они тоже расширяются. Повысить операционную эффективность – более надежный способ «выбить» конкурентов с рынка. Тем более, если это повышение достигается с помощью уникальных, запатентованных технологий, которые конкуренты в принципе не смогут использовать.
Что еще почитать
Рекомендую вам прочитать вот эти мои статьи по теме финансов:
И обязательно посмотрите подборку с курсами по бизнесу. Там есть недорогие учебные материалы, которые помогут вам сразу все сделать правильно. По финансовой отчетности в подборке есть отдельные бесплатные интенсивы.
Заключение
Мы поговорили о том, что такое операционная эффективность производства. Сумел ли я понятным языком объяснить вам суть этого показателя и его роль в доходности компании?
Если у вас остались вопросы – жду их в комментариях. Если есть другие термины, которые вы хотели бы разобрать – пишите их тоже, разберем.
Операционная эффективность
Услуги
Операционная эффективность является важной задачей для динамичного развития компании и достижения качественного и эффективного сервиса, отвечающего требованиям клиентов организации в условиях роста конкуренции.
Производственная эффективность предприятия включает в себя несколько стратегий и приемов, применение которых нацелено на своевременное предоставление покупателям качественных товаров и услуг при минимальных затратах для предприятия. К ее общим аспектам относятся использование ресурсов, производство, распространение товаров, управление запасами, а важнейшие факторы определяет направление бизнеса, например, выпуск продукции, дистрибьюторская деятельность, розничная торговля. Чтобы успешно конкурировать с крупными компаниями, которые имеют преимущества в виде эффекта масштаба и большей переговорной силы, малому бизнесу необходимо постоянно работать над повышением производственной результативности.
Оптимальное использование ресурсов и устранение потерь в процессе выпуска товаров и в других видах деятельности компании – главные показатели повышения результативности предприятия. С точки зрения работы персонала под этим понимается достижение наивысшей результативности труда работников на производстве или в сфере продаж. С другой стороны, получение максимальной прибыли от финансовых инвестиций в производство и эффективного использования сырья также являются одними из ключевых показателей оптимизации операций компании. Достижение оптимальных показателей себестоимости продукции и уровня накладных расходов – важнейший аспект формирования высокой нормы прибыли.
Мы разрабатываем процессы и помогаем определить оптимальные ресурсы, необходимые для производства и доставки товаров и услуг с целью достижения качественного и эффективного сервиса, отвечающего требованиям клиентов организации.
внешний эффект ключевых производственных задач
Повышение эффективности производства, предприятия
Что может помочь в борьбе со снижением продуктивности при пересмене?
НАШИ СТАТЬИ: «Управление производством»
Многие производственные предприятия сталкиваются с проблемой падения производительности в цеху во время пе.
Многие производители вкладывают средства в обучение персонала новым методам работы согласно концепции бережливого производства. Это позволяет выявить источники потерь на разных этапах производственного процесса и устранить этапы или отдельные операции, которые не несут вклад в прибыльность работы компании. Последнее, в свою очередь, увеличивает доходность сделок с дистрибьюторами и дает возможность приносить наибольшую пользу потребителям.
Повышение результативности деятельности организации и консультирование по вопросам производственной деятельности и ее функций поддержки является одной из ключевых специализаций SCM Consult.
Эффективное распространение товаров – важный аспект как для производителей, так и для предприятий оптовой и розничной торговли. Более того, организации, работающие в рамках одного дистрибьюторского канала, объединяют усилия для достижения более высокого уровня распределения продукции благодаря различным методам управления цепями поставок. Для поиска наиболее эффективных способов транспортировки товаров от производителя к предприятию оптовой торговли и от оптовика в магазины розничной торговли выполняется анализ с применением программных средств.
Эффективная маршрутизация и планирование доставки являются общими аспектами эффективной дистрибуции. Некоторые организации прибегают к необычным способам устранения потерь и источников неэффективности. Так, не конкурирующие предприятия совместно используют грузовое пространство автомобилей для попутной транспортировки товаров, избегая таким образом потерь от передвижения не полностью загруженного транспортного средства.
Управление запасами является ключевым аспектом для всех участников канала распределения. Многие дистрибьюторские каналы уже перешли на новые методы работы согласно концепции «Точно в срок». Ресейлеры и торговые посредники стремятся к тому, чтобы в наличии их фирмы было ровно столько запасов, сколько необходимо для удовлетворения сиюминутного спроса.
Избыточные запасы приводят к дополнительным затратам на управление, перемещение, а иногда и на утилизацию. Поэтому производители должны внимательно относиться к тому, чтобы производить тот объем, который соответствует спросу. Торговые посредники покупают тот объем, который рассчитывают быстро продать. Чтобы в то же время не возникла нехватка запасов, что чревато потерей покупателей, компаниям приходится удерживать это тонкое равновесие.
Услуги по повышению операционной эффективности
Услуги по сегментированию и классифицированию конкурентных факторов производства ( OWC – Order winning criteria & OQ – Order qualifiers).
Услуги по разработке стандартных операционных процедур компании (SOP – Standart Operations Procedures) в рамках корпоративной и маркетинговой стратегий организации.
Картирование процессов и выбор оптимальных схем.
Услуги управлению мощностями и узкими местами в производственных процессах компании.
SPC (Statistical Process Control) – статистическое управление мощностями, FMEA – Failure Mode & Effects Analysis анализ видов и последствий отказов, Six Sigma.
Услуги по разработке и внедрению операционной стратегии.
Подготовка анализов разрывов (Gap analysis) между рынком и операционной деятельностью организации, идентификация ключевых проблем и определение путей улучшения результативности.
Определение целевых параметров (KPI) в рамках ключевых операционных задач, таких как себестоимость, надежность, гибкость, качество и оперативность.
Услуги по планированию спроса и товарных запасов.
Работа с операционным персоналом.
Внедрение управленческих панелей мониторинга результативности.
TQM (Total Quality Management) – комплексное управление качеством
Повышение эффективности путем операционных улучшений для мультинациональной маркетинговой корпорации